УДК 792.7 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-39-44
Методика развития координационных способностей у спортсменов 1012 лет, занимающихся мини-футболом
Усманова Е.Н. *, Талипов Р.Р.
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
г. Казань, Россия ORCID: 0000-0002-4633-2006, [email protected] ORCID: 0000-0002-4237-8664, [email protected]
Аннотация: На современном этапе развития мини-футбола наблюдается явное противоречие между необходимостью развития координационных способностей в юном возрасте как одного из важнейших аспектов физической подготовки, определяющих перспективность юных спортсменов в игровых видах спорта, и слабым внедрением в практику их тренировочного процесса новых научных сведений по этому вопросу. Наблюдается острый дефицит практико-ориентированных технологий и методик, позволяющих эффективно осуществлять координационную подготовку юных футболистов. Вышесказанное побудило авторов к разработке экспериментальной методики развития координационных способностей у спортсменов 10-12 лет, занимающихся мини-футболом. Материалы. Протоколы тестирования координационных способностей. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента). Результаты. По окончании эксперимента в контрольной и экспериментальной группах был отмечен прирост по всем измеряемым показателям. Однако в экспериментальной группе результаты заметно выше по каждому из них. Так, в показателях по тестам «бег к пронумерованным мячам» - на 2,8%; «бег с обеганием стоек» - на 4,8%, «подтягивание мяча стопой» - на 5,1%, «удар мячом в цель» - на 16,8%; «повороты на гимнастической скамейке» - на 17,7% экспериментальная группа превзошла контрольную. В результате педагогического эксперимента была установлена эффективность методики развития координационных способностей юных футболистов. Заключение. Эффективность экспериментальной методики развития координационных способностей у спортсменов 1012 лет подтвердилась изменением всех контрольных показателей при уровне значимости Р<0,05.
Ключевые слова: координационные способности, мини-футбол, юные футболисты.
Для цитирования: Усманова Е.Н.*, Талипов Р.Р. Методика развития координационных способностей у мальчиков 10-12 лет, занимающихся мини-футболом. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021 16(4): 39-44. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-39-44
Methodology of coordinating abilities development among 10-12 year-old
athletes, who practice mini-football
Evgeniya N. Usmanova*, Ramil R. Talipov
Volga region State University of Physical Culture, Sport and Tourism
Kazan, Russia
ORCID: 0000-0002-4633-2006, [email protected]* ORCID: 0000-0002-4237-8664, [email protected]
Abstract: At a present stage of mini-football development we see evident contradiction between the necessity to develop coordinating abilities in young people as one of the most important aspects of physical training. They condition the success of young athletes in sports games and insufficient introduction of new scientific data concerning this question into the practice of their training process. We see acute deficiency of practice-oriented technologies and methodologies. They help to realize effectively coordinating training of young football players. All mentioned above stimulated the authors to create experimental methodology of coordinating abilities
development in 10-12 year-old athletes. They practice mini-football. Materials. The protocols of coordinating abilities testing. Research methods. Information sources analysis, pedagogical testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics (Student's t-test). Results. After the end of the experiment in the control group and the experimental group we revealed the increase according to all measured indices. However, in the experimental group the results were significantly higher according to each index. The experimental group had the advantage over the control group in the indices of the following tests: "running to enumerated balls" - by 2,8%; "running the stands round" - by 4,8%, "pulling the ball with the foot" - by 5,1%, "striking the ball into the goal" - by 16,8%; "turns at a gymnastic bench" - by 17,7%. As a result of the pedagogical experiment we stated the effectiveness of the coordinating abilities methodology development among young football players. Conclusion. The effectiveness of the experimental methodology of coordinating abilities development among 10-12 year-old athletes was proved by all control indices change in terms of significance level P<0,05. Keywords: coordinating abilities, mini-football, young football players.
For citation: Evgeniya N. Usmanova*, Ramil R. Talipov. Methodology of coordinating abilities
development among 10-12 year-old athletes, who practice mini-football. Russian journal of Physical
Education and Sport. 2021 16(4): 39-44. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-4-39-44
АКТУАЛЬНОСТЬ
Особенности игровой деятельности в мини-футболе предъявляют высокие требования к уровню развития координационных способностей игроков. Часто возникающие игровые ситуации в вероятностных и неожиданных обстоятельствах требуют проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности в условиях спортивного зала. Этим объясняется необходимость развития координационных способностей в юном возрасте как одного из важнейших аспектов физической подготовки, определяющих перспективность юных спортсменов (З. Витковский, В.И. Лях, 2010; Э.Г. Алиев, С.Н. Андреев, В.П. Губа, 2012). Однако в ряде исследований последних лет (В.Ф. Ишухин, 2019, С.Н. Милованов, 2019, И.Ю. Горская, 2020 и др.) отмечается, преимущественно на среднем и низком уровнях, развитие координационных способностей юных футболистов; констатируется, что зачастую в практике работы тренеров спортивных школ по мини-футболу отсутствуют научно-обоснованные методики совершенствования координационных способностей [2,3,4,5,6].
В частности, И.Ю. Горская отмечает выраженный «разрыв» теории и практики
по вопросам координационной подготовки футболистов, научные сведения по этому вопросу, имеющиеся в отдельных источниках, слабо внедрены в практику тренировочного процесса [1]. Наблюдается острый дефицит практико-ориентированных технологий
и методик, позволяющих эффективно осуществлять координационную подготовку юных футболистов. Вышесказанное обусловило постановку цели представляемого исследования - разработать и экспериментально обосновать методику развития координационных способностей у мальчиков 10-12 лет, занимающихся мини-футболом.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В исследовании приняли участие 20 футболистов в возрасте 10-12 лет, из числа которых были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Педагогическое тестированиеуровняразвитиякоординационных способностей юных футболистов включило в себя пять двигательных тестов:
1) способность к ритму - тест «подтягивание мяча стопой» (секундомер и футбольный мяч);
2) способность к перестроению двигательных действий - тест «бег с обеганием стоек»;
3) способность к дифференцированию параметров движений - тест «удар мячом в
цель»;
4) динамическое равновесие - тест «повороты на гимнастической скамейке»;
5) способность к ориентации в пространстве - тест «бег к пронумерованным мячам».
Педагогический формирующий
эксперимент был осуществлен с целью определения эффективности
экспериментальной методики развития координационных способностей у футболистов данной выборки (рисунок 1).
Методика развития координационных способностей у спортсменов 10-12 лет.
за ннма книжен чини-футболом --
Цель: гозшпение уровня ра]В[Ш[я косргииапионных способностей футболистов 10-12 лет
Тестирующая часть
Дифференцированная опенка уровня развитая Еоордкнацновных способностей
1. Тест «псдтяптание мяча стеной"
2. Тест "бег с обеганием стоею>
3. Тест «узар мячом в цепь»
4. Тест «повороты на гимнастической скаыеажо
5. Тест кбег к прономерованным ыхчзы»
Обучающая часть
Блоки упралдгеннй на развитие координационных способностей
Раззггтие ритмической способности
Развитие спосооносгн к перестроению двигательных действии
Развитие способности дифференцированию параметров движения
Развитие спосооносгн к сохранению равновесия
Развитие способности к ориентации в пространстве
Игровой метол
С'тажззргно-повтарньш метол
ВарнапЕвньй метод
Рис. 1. Структурно-логическая схема методики
Экспериментальная методика
применялась на тренировочных занятиях, задачи и структура которых не изменялись и соответствовали учебной программе спортивной школы. Разработка методики
дидактики: сознательности, активности, наглядности, доступности, постепенности, последовательности и индивидуализации.
Целью экспериментальной методики выступило повышение уровня развития
осуществлялась с опорой на общие принципы координационных способностей футболистов
10-12 лет.
Задачи методики: 1) целенаправленно развивать координационные способности, значимые в мини-футболе (способность к перестроению двигательных действий, способность к кинестетическому
дифференцированию (чувство мяча), способность к пространственной ориентации, способность к ритму, динамическое равновесие); 2) обогащать двигательный опыт юных футболистов; з) способствовать освоению и закреплению технических навыков.
Основными средствами в методике послужили физические упражнения с мячами и подвижные игры, подбор которых осуществлялся из перечня упражнений, применяемых в тренировочном процессе юных футболистов (В.И. Лях, З. Витковский, 2010; И.В. Аверьянов, 2012), а также упражнения с мячом на веревке - senseball (разработка бельгийского тренера по футболу Мишеля Брюнинкса). Применение senseball в тренировочном процессе юных футболистов призвано способствовать освоению и закреплению технических навыков и развитию координационных способностей, так как предусматривает работу обеими ногами. Упражнения с senseball были включены в комплекс упражнений для развития способности к дифференцированию параметров движений (чувство мяча) и для развития ритмической способности.
Занятия по экспериментальной методике проводились 3 раза в неделю в течение 4 месяцев. В каждом из тренировочных занятий использовались комплексы упражнений для развития двух видов координационных способностей. Первая тренировка: развитие
Таблица - Результаты тестирования контрольной
способности к дифференцированию параметров движения и способности к сохранению равновесия. Вторая тренировка: развитие ритмической способности и способности к перестроению двигательных действий. Третья тренировка: развитие способности к ориентации в пространстве и способности к сохранению равновесия.
При освоении комплексов упражнений применялся метод стандартно-повторного упражнения; повышение координационной сложности упражнений путем изменения способа выполнения и преобразования условий самих движений осуществляли методом вариативного упражнения; подвижные игры проводились игровым методом.
Комплексы упражнений применялись в начале основной части занятия после предварительной разминки, затем проводилась подвижная игра, направленная на развитие соответствующей координационной
способности, время проведения игр составляло 3-4 минуты. Число повторений варьировалось в зависимости от продолжительности, степени сложности упражнений и составило от 6-8 до 10-12 раз, число серий - от 2 до 3. Для экспериментального блока в тренировочном занятии отводилось время в объеме 35-40 минут. Продолжительность тренировочных занятий -90 минут.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты средних выборочных показателей и их прирост в контрольной и экспериментальной группах после педагогического эксперимента представлены в таблице и на рисунке 2.
и экспериментальной групп после эксперимента
Группы испытуемых Подтягивание мяча стопой (с.) Бег с обеганием стоек (с.) Удар мячом в цель (сумма очков) Повороты на гимнастической скамейке (кол-во раз) Бег к пронумерованным мячам (с.)
КГ 6,64 ± 0,06 11,93 ± 0,06 5,7 ± 0,27 8,8± 0,31 16,21 ± 0,11
ЭГ 6,35 ± 0,07 11,40 ± 0,10 6,7 ± 0,32 10 ± 0,44 15,84 ± 0,11
t рас. 3,09 4,37 2,4 2,2 2,37
1кр. 2,14
Дост-ть 1р>1кр 1р>1кр 1р>1кр 1р>1кр 1р>1кр
По окончании эксперимента в контрольной и экспериментальной группах был отмечен прирост по всем измеряемым показателям. Однако в экспериментальной группе результаты заметно выше по каждому из них. Так, в показателях по тестам «бег к пронумерованным мячам» - на 2,8%; «бег с обеганием стоек» - на 4,8%, «подтягивание мяча
стопой» - на 5,1%, «удар мячом в цель» - на 16,8%; «повороты на гимнастической скамейке» - на 17,7% экспериментальная группа превзошла контрольную. В результате педагогического эксперимента была установлена эффективность методики развития координационных способностей юных футболистов.
Рис. 2. Прирост показателей в экспериментальной и контрольной группах, в %
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективность экспериментальной методики развития координационных способностей у спортсменов 10-12 лет подтвердилась изменением всех контрольных показателей при уровне значимости Р<0,05.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горская И.Ю., Баймаков Г.С. Значимость координационной подготовки юных футболистов. Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020; 11: 137-142.
2. Зерег Ф., Жийяр М.В. Комплексный контроль координационных способностей в методике их совершенствования у футболистов 14-15 лет. Учёные записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017; 3: 65-70.
3. Ишухин В.Ф. Технология развития координационных способностей у юных
футболистов. Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: сборник материалов XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Сургут. 2019: 170-175.
4. Милованов С.Н. Анализ уровня развития координационных способностей футболистов 10-12 лет. Материалы XXIII Международной научной школы-конференции студентов и молодых ученых: сборник научных трудов. Абакан. 2019: 66.
5. Baldari C., Guidetti L. A simple method for individual anaerobic thresholds as predictor of max lactate steady state. Medicine and Science in Sports and Exercise. 2000; 32: 1798-1802.
6. Beneke R. Methodological aspects of maximal lactate steady state-implications for performance testing. European Journal of Applied
Physiology. 2003; 89: 95-99.
Статья поступила в редакцию: 20.11.2021
Усманова Евгения Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, Поволжская государственная университет физической культуры, спорта и туризма, 420138, Россия, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, дом 35, e-mail: [email protected] Талипов Рамиль Рашатович - магистрант, Поволжская государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 420138, Россия, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, дом 35, e-mail: [email protected]