Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ ЮНОШЕЙ 13-16 ЛЕТ'

МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ ЮНОШЕЙ 13-16 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЫЖНОЕ ДВОЕБОРЬЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИКА ПРЫЖКОВ С ТРАМПЛИНА / ЮНЫЕ ЛЫЖНИКИ-ДВОЕБОРЦЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Захаров Г.Г., Новикова Н.Б.

Целью исследования были разработка и экспериментальное обоснование эффективности методики технической прыжковой подготовки лыжников-двоеборцев (юношей 13-16 лет) на основе биомеханического соответствия тренировочных средств соревновательному упражнению. Методы исследования: педагогический эксперимент, контрольное тестирование, видеоанализ, методы математической статистики. Разработанная методика технической прыжковой подготовки лыжников-двоеборцев 13-16 лет на основе биомеханического соответствия тренировочных средств соревновательному упражнению включает комплексы специальных упражнений, варианты выполнения, средства и методы оценки техники. Педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики для совершенствования технической подготовленности в лыжном двоеборье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Захаров Г.Г., Новикова Н.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNICAL TRAINING METHOD IN SKI JUMPING FOR YOUNG NORDIC COMBINERS 13-16YEARS OLD

Objective of the study was to develop and implement a technical training method in ski jumping for young Nordic combiners 13-16 years old. Methods of research: pedagogical experiment, video analysis, mathematical statistics. Technical training method in ski jumping for young Nordic combiners includes jump imitation complex, exercise options and control methods. The technical training method in ski jumping for young Nordic combiners is effective for technical performance.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ ЮНОШЕЙ 13-16 ЛЕТ»

4. Stepanov, V.S., Balberova, O.V., Fedoseeva, A.R., and Lukyanov, B.G. (2017), "Individualization of the process of physical training of university students", Scientific and Sports Bulletin of the Urals and Siberia, Vol. 14, No. 2, pp. 66-72.

5. Taymazov, V.A,, Bakulev, S.E., Pavlenko, A.V., Simakov, A.M., and Chistyakov, V.A. (2016), "Development of means of pedagogical control of general physical fitness of highly qualified boxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 227-231.

6. Khusnarizanova, R.F., Gainullin, R.A., Vildanov, T.R., Shagarov, R.T., Myshlyakov, V.S., and Aminov, H.I. (2019), "Assessment of the state of non-specific resistance of the organism in student athletes", International Journal of Applied and Fundamental Research, No.1, pp. 99-102.

7. Chernyak, A.V., Neklyudova, G.A., Naumenko, J.K., and Pashkova, T.L. (2019), "The function of external respiration in athletes engaged in cross-country skiing and speed skating", Pulmonology, No.1, pp. 62-69.

8. Shlee I.P.(2021), "Training in the technique of motor actions in speed skating", International Scientific Research Journal, Vol. 3, No.11, pp. 142-146.

Контактная информация: aidar-kt@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 10.03.2022

УДК 796.922

МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРЫЖКАХ НА ЛЫЖАХ С ТРАМПЛИНА ЛЫЖНИКОВ-ДВОЕБОРЦЕВ ЮНОШЕЙ 13-16 ЛЕТ

Григорий Георгиевич Захаров, соискатель, кандидат педагогических наук, научный сотрудник, Наталья Борисовна Новикова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, г. Санкт-

Петербург

Аннотация

Целью исследования были разработка и экспериментальное обоснование эффективности методики технической прыжковой подготовки лыжников-двоеборцев (юношей 13-16 лет) на основе биомеханического соответствия тренировочных средств соревновательному упражнению. Методы исследования: педагогический эксперимент, контрольное тестирование, видеоанализ, методы математической статистики. Разработанная методика технической прыжковой подготовки лыжников-двоеборцев 13-16 лет на основе биомеханического соответствия тренировочных средств соревновательному упражнению включает комплексы специальных упражнений, варианты выполнения, средства и методы оценки техники. Педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики для совершенствования технической подготовленности в лыжном двоеборье.

Ключевые слова: лыжное двоеборье, техническая подготовка, техника прыжков с трамплина, юные лыжники-двоеборцы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p156-162

TECHNICAL TRAINING METHOD IN SKI JUMPING FOR YOUNG NORDIC COMBINERS 13-16 YEARS OLD

Grigori Georgievich Zakharov, the competitor, candidate of pedagogical sciences, researcher, Natalia Borisovna Novikova, the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Abstract

Objective of the study was to develop and implement a technical training method in ski jumping for young Nordic combiners 13-16 years old. Methods of research: pedagogical experiment, video analysis, mathematical statistics. Technical training method in ski jumping for young Nordic combiners includes jump imitation complex, exercise options and control methods. The technical training method in ski jumping for young Nordic combiners is effective for technical performance.

Keywords: Nordic combined, technical training method, ski jumping, young Nordic combiners.

ВВЕДЕНИЕ

Лыжное двоеборье - олимпийский вид спорта, включающий прыжки на лыжах с трамплина и лыжную гонку. Прыжок на лыжах с трамплина требует от спортсмена реализации технического навыка в условиях движения на высокой скорости и безопорного положения на протяжении ста и более метров. Техника прыжка сильнейших спортсменов постоянно модернизируется, усложняется и требует регулярного анализа, поскольку является моделью или ориентиром соответствия современным тенденциям в виде спорта [1, 2].

Уже продолжительное время результаты российских лыжников-двоеборцев в прыжковой части соревнований крайне низкие, и причину этого необходимо искать не только в тренировочном процессе высококвалифицированных спортсменов, но и в системе многолетней подготовки юных двоеборцев. Именно в юношеском возрасте закладываются основы технической подготовки лыжников-двоеборцев, на которых строится дальнейший спортивный результат. Недостаточная или нерациональная техническая подготовка юношей приводит к стойким ошибкам, которые сложно, а порой и невозможно исправить во взрослом возрасте. Лыжники-двоеборцы уже в детском возрасте должны быть ориентированы в технических заданиях на эталоны техники прыжка на лыжах с трамплина, а средства и методы технической подготовки должны быть научно обоснованы, систематизированы и выбираться в соответствии с требованиями и условиями настоящего и будущего данной спортивной дисциплины [3].

Исходя из вышеизложенного целью данного исследования являлись разработка и экспериментальное обоснование эффективности методики технической прыжковой подготовки лыжников-двоеборцев (юношей 13-16 лет) на основе биомеханического соответствия тренировочных средств соревновательному упражнению.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился в группах лыжников-двоеборцев 13-16 лет из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Пермского края. В ходе педагогического эксперимента была разработана и опробована методика технической прыжковой подготовки лыжников-двоеборцев (юношей 13-16 лет) на основе биомеханического соответствия тренировочных средств соревновательному упражнению. Всего в эксперименте участвовало 22 спортсмена: средний возраст - 14,86±1,13 лет; средний рост -159,30±12,82 см; средняя масса тела - 48,79±13,75 кг; квалификация - 4 КМС, 6 - I взрослый разряд, 8 - II взрослый, 4 - III взрослый.

С целью определения уровня технической прыжковой подготовленности лыжников-двоеборцев 13-16 лет и оценки эффективности предложенной методики использовались педагогические контрольные тестирования, проводившиеся с 2019 по 2021 гг. на комплексе трамплинов СПб ГБУ СШОР «ШВСМ по ЗВС» (Ленинградская обл., п. Кавго-лово), лабораториях ФГБУ СПб НИИФК, спортивных объектах ФЦП по ЗВС «Снежинка» им. А.А. Данилова (г. Чайковский), комплексе трамплинов ГАУ СО СШОР «Аист» (г. Нижний Тагил). Определялись биомеханические показатели техники фаз прыжка с трамплина. Оценка технической подготовленности лыжников-двоеборцев осуществлялась путем сравнения угловых характеристик фаз разгона, отталкивания и полета с модельными величинами. Симметричность положения спортсмена во фронтальной плоскости и качество выполнения приземления оценивались визуально и при помощи анализа экспертных судейских оценок.

Эффективность разработанной методики технической подготовки лыжников-двоеборцев 13-16 лет оценивалась по показателям технической подготовленности спортсменов экспериментальной и контрольной групп. Для определения различий между

связанными выборками в динамике использовался критерий Уилкоксона (Т). Критическое значение уровня значимости принималось равным 5%, при меньшем значении Т-критерия (р<0,05) вероятность различий между значениями параметра считалась статистически значимой.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проведенный анализ техники прыжков на лыжах с трамплина лыжников-двоеборцев 14-16 лет на Спартакиаде учащихся 2019 года показал общий низкий уровень технической подготовленности спортсменов этого возраста в нашей стране [4]. Биомеханический анализ позиций спортсменов в основных фазах прыжка (разгона, отталкивания от стола отрыва и полета) обнаружил отклонения от ключевых значений модельных показателей. У большинства участников соревнований выявлены ошибки, связанные с асимметрией тела и лыж. Выполнение приземления с разножкой (телемарк), которая является обязательным техническим элементом прыжка, было отмечено в единичных случаях, что определило в итоге посредственный уровень судейских баллов за технику.

Последующий сравнительный анализ выполнения элементов техники прыжка во время имитационной тренировки и непосредственно на соревнованиях показал, что технические ошибки и недочеты, проявленные юными двоеборцами на трамплине, являются прямым следствием ошибок в выполнении имитационных упражнений и недостаточной их вариативностью [5]. Было определено, что применяемые средства и методы наземной технической подготовки по большей части не соответствуют требованиям соревновательной деятельности. Установлена необходимость изменений в соотношении применяемых средств, варьировании условий выполнения и обеспечении контроля над соблюдением основных биомеханических параметров [5].

Таким образом, анализ научной и методической литературы, исследование уровня технической подготовленности юных лыжников-двоеборцев и биомеханического соответствия средств и методов технической прыжковой подготовки соревновательному упражнению позволили разработать методику технической подготовки лыжников-двоеборцев 13-16 лет, отвечающую современным тенденциям. Предложенная методика включает комплексы специально-подготовительных упражнений для совершенствования техники основных фаз прыжка (разгона, отталкивания, полета и приземления), упражнения для отработки безопасного падения, описание необходимого оборудования и приспособлений, варианты выполнения и усложнения двигательных действий, методические указания по контролю техники исполнения.

Для работы по предложенной методике были определены ключевые требования к технической подготовке:

- соответствие угловых характеристик имитационных упражнений в позициях стойки разгона, отталкивания и полета модельным параметрам соревновательного упражнения;

- выполнение имитационных упражнений в различных режимах - на неподвижной опоре, на движущейся опоре, на неустойчивой опоре, в безопорном положении;

- выполнение имитационных упражнений в прыжковой экипировке и без нее;

- строгий контроль соблюдения правильного и точного положения во всех фазах движения в двух проекциях;

- сопряженное развитие координационных способностей, точности движений, равновесия и совершенствование технической подготовленности.

На рисунке представлен алгоритм реализации данной методики.

В целях апробации разработанной методики лыжники-двоеборцы были разделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы численностью 11 человек (п=11) и тренировались по утвержденной программе многолетней подготовки для ДЮСШ в соответствии с требованиями Федерального стандарта спортивной подготовки по виду

спорта «лыжное двоеборье». При этом объем спортивной подготовки двоеборцев контрольной и экспериментальной групп был примерно одинаков (в зависимости от этапа многолетнего становления спортивного мастерства). Главным отличием являлось то, что в тренировочном процессе спортсменов ЭГ применялась разработанная методика технической прыжковой подготовки. При этом варианты выполнения и объем средств технической подготовки определялись индивидуально.

_ " I

ОЦЕНКА 4

Визуальная оценка Оценка техники прыжка с трамплина Г

1

Построение

) * кинограмм

Измерение угловых характеристик

Квалификация, уровень подготовленности

Определение резервов совершенствования техники

Биологический возраст

КОРРЕКЦИЯ

Варианты усложнения условий выполнения

Выбор средств и методов технической подготовки

С

Стойка разгона

Контроль экипировки

Отталкивание |

X

Приземление^^

СТУ для стойки разгона

Имитация отталкивания

Имитация полета

СТУ для приземления и выката

Упражнения на баланс

Упражнения н гибкость

Упражнения на точность и согласованность

действий; способность к регуляции пространственно-временных параметров движения; чувство ритма

Упражнения на баланс

Стабилизационные упражнения

КОНТРОЛЬ

Контроль технического исполнения имитационных и специально-подготовительных упражнений

Рисунок - Алгоритм реализации методики технической прыжковой подготовки лыжников-двоеборцев

Наряду с упражнениями, традиционно применяемыми в отечественной практике технической прыжковой подготовки, систематично использовались средства тренировки в условиях, наиболее приближенных к соревновательным, с перспективой дальнейшего их усложнения за счет расширения вариативности условий выполнения (таблица 1).

Для формирования навыка отталкивания с равным по величине усилием ног, а также отталкивания в условиях движения (качения, скольжения) разработаны упражнения, представленные в таблице 2.

Специальные имитационные прыжковые упражнения выполнялись на различных тренажерах и приспособлениях, таких как роликовая катящаяся тележка, резиновые амортизаторы, страховочная (акробатическая) лонжа, различные балансиры, а также в условиях бассейна или учебного склона.

В таблице 3 представлены варианты специально-подготовительных упражнений для совершенствования техники полета.

Таблица 1 - Специально-подготовительные упражнения для развития равновесия и совершенствования техники фазы разгона

Варианты выполнения Упражнения Оборудование и способы усложнений Методические указания

На качающейся опоре; время выполнения -от 20 с до 1 мин 1. Удержание равновесия в полуприседе на двух ногах. 2. Удержание равновесия в полуприседе на одной ноге. 3. Удержание равновесия в стойке разгона. Фитнес-полусфера жестким основанием наверх или вниз; балансборд; параллельно натянутые канаты Контроль параллельного положения стоп. Контроль угловых характеристик: угол в коленном суставе; наклон туловища; наклон голени. Контроль взаимной симметрии частей тела.

В движении на 15-30 м 1. Полуприсед лицом по ходу движения, руки на поясе, равномерно распределив вес тела на стопах. 2. Полуприсед на одной ноге, руки на поясе. Роликовая тележка Контроль распределения веса тела (не перемещаясь по ходу движения с носка на пятку и наоборот). Контроль взаимной симметрии частей тела.

3. Проезд в стойке разгона. Ролики, лыжероллеры, лыжи в лыжне и без нее;прыжковая экипировка. Контроль угловых характеристик, контроль положения стоп. Контроль взаимной симметрии частей тела.

Таблица 2 - Специально-подготовительные упражнения для совершенствования техники отталкивания

Варианты выполнения Упражнения Оборудование и способы усложнений Методические указания

На качающейся опоре; 4-6 повторов с фиксацией положения стойки разгона на 2-3 с 1. Выполнение приседаний, приблизительно равных по глубине стойке разгона, стоя на двух ногах. 2. То же на одной ноге (правой, левой), сравнительно неглубокий присед до 90°. 3. Удержание равновесия в стойке разгона с дальнейшим выпрыгиванием вверх. Фитнес-полусфера жестким основанием наверх или вниз; балансборд; с закрепленным и незакрепленным валиком; параллельно натянутые канаты Контроль параллельного положения стоп, контроль равного давления стоп на опору. Контроль угловых характеристик: угол в коленном суставе; наклон туловища; наклон голени

В движении в течение 10 с; повторить 3-4 раза 1. Выполнение приседаний до полож. стойки разгона лыжника-прыгуна, стоя на двух ногах. 2. Выпрыгивание вверх из положения полуприседа и возвращение в это положение. 3. Имитация отталкивания из стойки разгона с поддержкой тренером. Роликовая тележка; экипировка лыжника-прыгуна Контроль синхронности разгибания ног и параллельности постановки стоп; контроль распределения веса тела; контроль угловых характеристик; контроль взаимной симметрии частей тела

Таблица 3 - Специальноподготовительные упражнения для совершенствования техники полета

Варианты выполнения Упражнения Оборудование и способы усложнений Методические указания

В спортивном зале Удержание полож. полета: туловище в горизонтал. полож., спина прямая и параллельна полу. Стопы подняты вперед и касаются пола. Оторвать стопы от пола, растянуться Гимнастическая скамейка; высокая перекладина; лонжа в статичном положении; лонжа с раскачкой тренером; в прыжковой экипировке Контроль положения туловища и звеньев тела (соответствие модельным угловым характеристикам); контроль взаимной симметрии частей тела; контроль положения лыж.

В бассейне 1. Отталкивание от бортика с прямолинейным скольжением под водой. 2. Отталкивание от бортика со скольжением под водой в положении полета. 3. Прыжки в воду с принятием положения полета. Отталкивание от бортика бассейна; отталкивание от наклонной части дна бассейна; прыжки в воду из стойки разгона Контроль быстрого принятия и сохранения положения полета; контроль технических требований; к выполнению полета; контроль взаимной симметрии частей тела; контроль тонуса мышц.

Специально-подготовительным упражнениям в подготовительном и переходном периодах в месяц отводилось от 10 до 15 часов, а в соревновательном - доля этих упражнений увеличивалась до 17 часов в месяц. Особое внимание уделялось выполнению индивидуально подобранных упражнений, которые были направлены на коррекцию двигательных или позиционных ошибок, определенных в ходе биомеханического анализа соревновательного движения.

В соответствии с принципом сопряженного воздействия часть применяемых упражнений была направлена на параллельное развитие координационных способностей, укрепление глубоких (стабилизационных) мышц туловища и совершенствование гибко -сти.

Для совершенствования фазы приземления нами был разработан комплекс специально-подготовительных упражнений, представленный в таблицу 4.

Таблица 4 - Специально-подготовительные упражнения для совершенствования техники приземления_

Варианты выполнения Упражнения Оборудование и способы усложнений Методические указания

В спортивном зале 1. Удержание положения разножки на размеченных лыжах. 2. Выпад в положение разножки. 3. Спрыгивание в положение разножки. 4. Прыжок с поворотом на 180° и приземлением в разножку. Специально подготовленные прыжковые лыжи с разметкой; гоночные лыжи с разметкой; гимнастическая скамейка. Выполнение разножки с шага; с прыжка; с прыжка, с возвышенности; жестким, акцентированным ударом ног о лыжи. Контроль положения «телемарк»; контроль технических требований к выполнению разножки.

На склоне 1. Скатывание в положении разножки. 2. Прыжок с учебного трамплина с приземлением в разножку. В лыжне на гоночных лыжах; без лыжни на ледянистом склоне; в бесснежный период на лыжероллерах; в прыжковой экипировке Контроль соответствия техническим требованиям к выполнению разножки

Важной составляющей реализации методики технической прыжковой подготовки является соответствие применяемых упражнений возрасту и уровню подготовленности лыжников-двоеборцев и неуклонное усложнение условий выполнения с ростом квалификации и спортивного мастерства.

После занятий по разработанной методике технической подготовки в прыжках на лыжах с трамплина лыжников-двоеборцев юношей 13-16 лет было проведено повторное контрольное тестирование, которое показало, что применение разработанной методики позволило статистически значимо повысить уровень технической подготовки лыжников-двоеборцев 13-16 лет в прыжках на лыжах с трамплина.

В фазе разгона у лыжников-двоеборцев экспериментальной группы на конец эксперимента стало статистически значимо (р<0,05) меньше технических ошибок, связанных с асимметрией тела и ведением лыж (количество ошибок снизилось с 1,6±0,8 до 1,3±0,3). Техника большинства спортсменов ЭГ стала соответствовать актуальным модельным значениям в фазе разгона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В фазе отталкивания от стола отрыва у лыжников-двоеборцев ЭГ произошло значимое (р<0,05) уменьшение средней величины угла отталкивания и увеличение средней величины угла в коленном суставе. Также, согласно экспертным оценкам, в ЭГ отмечена существенная динамика снижения количества ошибок при отталкивании. Модельным параметрам техники отталкивания стала соответствовать техника большего числа спортсменов ЭГ по сравнению с началом занятий по разработанной методике.

В фазе полета в ЭГ статистически значимые (р<0,05) изменения определены в уменьшении угла наклона туловища с 13,8±5,6° до 9,8±4,5° и угла наклона ног по отношению к горизонту с 38,3±4,4° до 33,5±4,1°, а также в снижении величины аэродинамического коэффициента с 0,5±0,1 до 0,4. Статистически значимо (р<0,05) сократилось коли-

чество технических ошибок, связанных с асимметрией тела, в данной фазе.

В фазе приземления лыжники-двоеборцы статистически значимо (p<0,05) улучшили технику выполнения разножки (телемарк), продемонстрировав меньшее количество технических ошибок в сравнении с началом эксперимента (количество ошибок уменьшилось с 2,1±0,1 до 1,9±0,3).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенный педагогический эксперимент доказал эффективность разработанной методики технической прыжковой подготовки лыжников-двоеборцев 1316 лет на основе биомеханического соответствия тренировочных средств соревновательному упражнению. Спортсмены в конце эксперимента продемонстрировали значительно лучший уровень технической подготовленности и соответствие техники прыжка с трамплина современным тенденциям лыжного двоеборья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Современные тенденции техники фазы отталкивания в прыжках на лыжах с трамплина двоеборцев высокого класса / Г.Г. Захаров, Н.Б. Новикова, Н.Б. Котелевская, А.Е. Ардашев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 67-73.

2. Современные тенденции техники фазы полета в прыжках на лыжах с трамплина двоеборцев высокого класса / Г.Г. Захаров, Н.Б. Новикова, Н.Б. Котелевская, А.И. Попова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 8 (174). - С. 74 -80.

3. Buchner S. Technikleitfaden Skispringen / S. Buchner // DSV Trainerschule. - Planegg. -2015. - 44 р.

4. Захаров Г.Г. Оценка технической подготовленности лыжников-двоеборцев 14-16 лет в прыжках с трамплина / Г.Г. Захаров, А.И. Попова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2021. - № 1 (Том 6). - С. 28-35.

5. Захаров Г.Г. Анализ биомеханического соответствия элементов прыжка с трамплина и имитационных упражнений, выполняемых лыжниками-прыгунами 15-17 лет / Г.Г. Захаров // Экспериментальная и инновационная деятельность - потенциал развития отрасли физической культуры и спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции (18-19.09.2020, Чайковский) - Чайковский : Чайковский государственный институт физической культуры, 2020. - С. 190-196.

REFERENCES

1. Zakharov, G.G., Novikova, N.B., Kotelevskaya, N.B. and Ardashev, A.E. (2019), "Modern trends in the technique of the repulsion phase in high-class ski jumping", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 67-73.

2. Zakharov, G.G., Novikova, N.B., Kotelevskaya, N.B. and Popova, A.I. (2019), "Modern trends in the technology of the flight phase in high-class ski jumping", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (174), pp. 74-80.

3. Buchner, S. (2015), Technikleitfaden Skispringen, DSV Trainerschule, Planegg.

4. Zakharov, G.G. and Popova, A.I. (2021), "Evaluation of the technical readiness of Nordic skiers 14-16 years old in ski jumping", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, No. 1 (Volume 6), pp. 28-35.

5. Zakharov, G.G. (2020), "Analysis of the biomechanical correspondence of the elements of a ski jump and simulation exercises performed by ski jumpers aged 15-17", Experimental and innovative activity - the potential for the development of the industry of physical culture and sports, Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference (18-19.09.2020, Tchaikovsky), Tchaikovsky, pp. 190196.

Контактная информация: zaharov-grigori@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.