Научная статья на тему 'Развитие кооперации регионов в современной России'

Развитие кооперации регионов в современной России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
612
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООПЕРАЦИЯ РЕГИОНОВ / ECONOMIC COOPERATION ASSOCIATIONS OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION / АССОЦИАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / REGIONS' COOPERATION / INTERREGIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шибаева Ольга Олеговна

Автор делает обзор развития кооперации регионов РФ после распада Советского Союза. Развитие кооперации регионов в современной России началось с создания ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. После 2000 года координирующая роль многих ассоциаций в отношении регионов снизилась. В результате чего произошла коррекция целей и задач. Так, для успешного социально-экономического развития упор теперь предлагается делать не на объединение совместных усилий регионов, входящих в ассоциацию, а на построение диалога власти, бизнеса и общественных объединений в целях создания и совершенствования экономических, правовых и организационных инструментов реализации планов развития. На данный момент наиболее ярким примером кооперации регионов помимо вышеуказанных ассоциаций является приграничное сотрудничество, которое осуществляется посредством реализации различных программ на территории РФ. В отличие от ассоциаций, приграничное сотрудничество фокусируется больше на обмен и заимствование удачного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Development of Regions’ Cooperation in Modern Russia

The author makes a review of the development of regions’ cooperation in Russia after the collapse of the Soviet Union. The development of regions’ cooperation in modern Russia has begun with the creation of economic cooperation Associations of the regions of the Russian Federation. After the year 2000 the coordinating role of many of these Associations was reduced. As a result, goals and practical tasks of some of the Associations were changed. So, the idea is now to concentrate not on the regions’ team-work to achieve the socio-economic prosperity of the regions that are joining the Associations, but on building a dialog between the authorities, the business and public organizations to create and perfect economic, legal and organizational means for the implementation of development plans. Presently the best example of inter-regional cooperation, aside from the aforementioned associations, is the cross-border cooperation achieved by the implementation of various programs. The interregional and cross-border cooperation focuses mostly on the exchange of experience between more successful regions and their less fortunate neighbors.

Текст научной работы на тему «Развитие кооперации регионов в современной России»

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Шибаева О. О.

Развитие кооперации регионов в современной России

Шибаева Ольга Олеговна — кандидат социологических наук, ассистент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: o_shibaeva@mail.ru

Аннотация

Автор делает обзор развития кооперации регионов РФ после распада Советского Союза. Развитие кооперации регионов в современной России началось с создания ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. После 2000 года координирующая роль многих ассоциаций в отношении регионов снизилась. В результате чего произошла коррекция целей и задач. Так, для успешного социально-экономического развития упор теперь предлагается делать не на объединение совместных усилий регионов, входящих в ассоциацию, а на построение диалога власти, бизнеса и общественных объединений в целях создания и совершенствования экономических, правовых и организационных инструментов реализации планов развития. На данный момент наиболее ярким примером кооперации регионов помимо вышеуказанных ассоциаций является приграничное сотрудничество, которое осуществляется посредством реализации различных программ на территории РФ. В отличие от ассоциаций, приграничное сотрудничество фокусируется больше на обмен и заимствование удачного опыта.

Ключевые слова

Кооперация регионов, Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, приграничное сотрудничество, социально-экономическое развитие.

В результате процессов, которые к 90-м годам минувшего века привели к распаду Советского Союза, обострились все социально-экономические диспропорции и противоречия, остро дала знать о себе дифференциация субъектов РФ по уровню развития производства, уровню благосостояния населения и т. д. Произошла потеря управляемости региональными процессами со стороны центра, утрата координирующей роли Госплана. Развитие страны стало характеризоваться очаговым развитием и отсутствием межрегионального равновесия. Для руководства страны стал актуальным вопрос определения и развития региональной политики РФ, который отразился в Указе Президента РФ № 803 от 3 июня 1996 «Основные положения региональной политики в Российской Федерации». Продвижение отечественной экономики по рыночному курсу привело к возникновению множества проблем в субъектах РФ. При этом руководители регионов зачастую оказывались в ситуации информационной изоляции, не зная точно, что происходит в соседнем регионе. Все это привело к необходимости возникновения ассоциаций социально-экономического сотрудничества российских регионов. Процесс формирования данных ассоциаций активно шел в 1991-1993 годах на основе Указа Президента Российской Федерации № 194 от 11 ноября 1991 года «Об обеспечении условий по повышению роли и

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении радикальной экономической реформы».

В 90-х годах ассоциации создавались как совещательные органы руководителей сопредельных территорий, которые подписывали соглашения (например, «Соглашение об основных принципах социально-экономического сотрудничества», которое подписали главы Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области 11 августа 1990).

До 17 декабря 1999, когда был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации», существовала недостаточная проработанность статуса ассоциаций и механизмов их взаимодействия с Правительством РФ. Деятельность ассоциации часто выходила за рамки ее формального статуса. Работа ассоциаций все чаще регулировалась двусторонними соглашениями между ассоциациями и государственными органами управления. Вышеупомянутый закон, в котором были определены общие принципы организации и функционирования ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, основные задачи, порядок создания и регистрации, основы взаимодействия с органами государственной власти всех уровней, а также сфера ответственности, обеспечил дальнейшее развитие нормативно-правовой базы деятельности данных ассоциаций. Он также обеспечил уточнение правового статуса ассоциаций, которые до этого были скорее полуобщественными организациями. Закон же установил, что любая ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации является некоммерческой организацией, учредителями которой выступают органы государственной власти субъектов Федерации. Согласно закону, она должна создаваться на добровольной основе в целях межрегиональной интеграции и социально-экономического развития. Подобные ассоциации являются ярким примером российской кооперации регионов.

До 8 июня 2001, когда была создана Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Центрально-Черноземная» путем слияния двух ассоциаций («Черноземье» и «Центральная Россия»)1, на территории РФ

1 См.: Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа «Центрально-Черноземная». [Официальный сайт]. URL: http://www.chernozem.ru (21.03.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

функционировало 8 ассоциаций экономического взаимодействия. Согласно данным Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политики2, на сегодняшний момент существуют 7 ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации:

• Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье»;

• Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» (МАСС);

• Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации («Большой Урал»);

• Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации (Ассоциация «Северо-Запад») (после 18 мая 2012 преобразована в автономную некоммерческую организацию «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа»);

• Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ» («Юг»);

• Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа «Центрально-Черноземная»;

• Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большая Волга».

Ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье» представляет собой одно из первых межрегиональных объединений в России, в которую входят 11 субъектов Российской Федерации3. Как было упомянуто выше, история ее создания начинается с 11 августа 1990, когда руководители Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областей, Еврейской автономной области подписали «Соглашение об основных принципах социально-экономического сотрудничества». В 1991 году в ее состав вошли Читинская область, 1992 — Республика Бурятия. Еще позже — Чукотский, Корякский и Агинский Бурятский автономные округа.

2 См.: Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политики. [Официальный сайт]. URL: http://www.komfed.ru (21.03.2013).

3 См.: Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье». [Официальный сайт]. URL: http://www.assoc.fareast.ru (21.03.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

2 октября 1990 года в Кемерове было подписано соглашение «Об основных принципах экономического сотрудничества местных Советов народных депутатов Алтайского и Красноярского краев, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областей и Хакасской автономной области», которое тогда же получило название «Сибирское соглашение»4. В 1992 году на заседании Совета ассоциации в Улан-Удэ, столице Республики Бурятия, были приняты уставные документы «Сибирского соглашения». Это позволило Министерству юстиции Российской Федерации зарегистрировать Межрегиональную ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» (МАСС) как одно из первых межрегиональных экономических объединений. Сейчас, в результате укрупнения регионов, в МАСС входит 15 субъектов Российской Федерации: Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации («Большой Урал») была создана в 1991 году5. Ее учредителями являются: Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Северо-западные регионы создали Ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Северо-Запада Российской Федерации («Северо-Запад») в 1992 году6. 18 мая 2012 на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе она была преобразована в автономную некоммерческую организацию «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа». Членами ассоциации в лице руководителей исполнительной и законодательной власти являются 11 следующих субъектов Российской Федерации: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область,

4 См.: Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» (МАСС). [Официальный сайт]. URL: www.sibacc.ru (21.03.2013).

5 См.: Официальный сайт Исполкома ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации («Большой Урал»). URL: www.bigural.ru (21.03.2013).

6 См.: Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа. [Официальный сайт]. URL: http://www.n-west.ru/ (21.03.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Калининградская область, Ленинградская область, Мурманская область, Новгородская область, Псковская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ.

Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ» («Юг») образовалась в ходе преобразования в 2001 году ассоциации социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, учрежденной в марте 1992 года7. В состав действительных членов Ассоциации в настоящее время входят: Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Ростовская, Волгоградская области. В качестве ассоциированных членов выступают Астраханская область, Республика Южная Осетия, Республика Абхазия, а корпоративными членами являются ассоциация «Высокие технологии» и Северо-Кавказская железная дорога. За время существования Ассоциации «Юг» были заключены между республиками, краями и областями, входящими в Южный федеральный округ, и действуют на данный момент более 100 соглашений и договоров о торгово-экономическом сотрудничестве.

11 октября 1991 года субъекты Центрально-Черноземного региона РСФСР подписали учредительный договор о создании Ассоциации экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона РСФСР («Черноземье»). С 1991 по 2001 год она объединяла Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую, Новгородскую, Орловскую, Смоленская Тамбовскую Тульскую, Брянскую области.

Ассоциация «Центральная Россия» была образована 15 декабря 1990 как межрегиональное объединение следующих субъектов Российской Федерации: Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Костромской, Московской, Рязанской, Смоленской, Тверской, Тульской, Ярославской и г. Москвы. В 1993 году в нее вошла Калининградская область.

Таким образом, после образования федеральных округов в ЦФО действовали две ассоциации. Чтобы избежать этого, в соответствии с рекомендациями аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, высшие органы ассоциаций решили объединить их. 8 июня 2001 появилась Ассоциация «Центрально-Черноземная»8. Она была зарегистрирована 19 сентября 2001 в Министерстве юстиции РФ (Свидетельство № А-13 от 19.09.2001).

7 См.: Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ» («Юг»). [Официальный сайт]. URL: http://www.askregion.ru/ (21.03.2013).

8 См.: Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа «Центрально-Черноземная».

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большая Волга» была создана 10 июня 1991 года; 28 июня того же года в члены ассоциации приняли Пензенскую область9. На настоящий момент учредителями в лице руководителей исполнительной и законодательной власти являются следующие: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Пензенская область; участниками же — Астраханская область, Волгоградская область, Самарская область, Ульяновская область, Нижегородская область, Кировская область, Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Саратовская область, Тамбовская область, Оренбургская область, Пермский край.

Руководящим органом ассоциаций является совет в составе высших должностных лиц субъектов РФ, входящих в ассоциации. Образованный советом исполнительный орган осуществляет текущую организационную и информационно-аналитическую работу ассоциации.

В координационные советы, комитеты и группы, действующие в рамках ассоциаций, входят главы отраслевых министерств и ведомств субъектов РФ. Деятельность координационных советов, комитетов и групп направлена на формирование бюджетной, налоговой и инвестиционной политики, социальной политики; формирование горизонтальных связей, взаимодействие и сотрудничество средств массовой информации; поддержку предпринимательства, внешнеэкономической деятельности; развитие агропромышленного комплекса, строительства, транспорта и связи, топлива и энергетики, туризма, культуры и т. д.

Ассоциации взаимодействуют с Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации, с аппаратами полномочных представителей Президента России в федеральных округах, с международными организациями и зарубежными представительствами. Они также принимают участие в разработке федеральных целевых программ, разрабатывают свои программы, концепции, участвуют в разработке стратегий социально-экономического развития регионов. Ассоциации участвуют в проведении межрегиональных и международных выставок (например, Ассоциация «Юг» организовывает и проводит фестивали мастеров искусств «Мир Кавказу»), научно-практических конференций, форумов и т. д. Ассоциации имеют работающие интернет-сайты и выпускают журналы (так, Ассоциация «Юг» выпускает

9 См.: Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большая Волга». [Официальный сайт]. URL: http://bigvolga.org (21.03.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

журнал «Южно-Российский вестник», «Северо-Запад» — журнал «Северо-Запад», «Большая Волга» — журнал «Волга-Бизнес»).

В настоящей статье под кооперацией регионов предлагается понимать особую форму организации согласованной совместной деятельности регионов в достижении общих целей, таких как укрепление взаимодействия, устойчивое развитие, укрепление дружеских и добрососедских отношений и т. д., а также повышение благосостояния. В качестве примера кооперации регионов, кроме ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ, можно рассматривать также приграничное сотрудничество.

В Европе приграничное сотрудничество стало развиваться после подписания государствами — членами Совета Европы в Мадриде 21 мая 1980 «Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей» (СЕД № 106). Документ был направлен на поощрение и заключение соглашений между местными и региональными властями в рамках их юрисдикции. Согласно конвенции, под приграничным сотрудничеством понимаются «любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более договаривающихся сторон, а также заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения вышеуказанных целей. Приграничное сотрудничество осуществляется в пределах полномочий территориальных сообществ и властей, определяемых внутренним законодательством каждой из сторон»10. В России развитие данного вида сотрудничества началось 4 октября 2002, когда Европейская рамочная конвенции была ратифицирована Российской Федерацией (Федеральный закон от 22.07.2002 № 91-ФЗ)11. На сегодняшний момент можно привести пять программ приграничного сотрудничества, финансовые соглашения по которым подписали 18 ноября 2009 года на Саммите ЕС — Россия Член Европейской Комиссии по внешним связям и политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер и Министр регионального развития РФ Виктор Басаргин. Эти программы функционируют в рамках Программного периода с 2007 по 2013 год политики выравнивания ЕС12.

10 Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Официальный перевод Российской Федерации для подготовки к ратификации). URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/106.htm (22.01.2013).

11 См.: Treaty Office. Council of Europe. [Официальный сайт]. URL: http://conventions.coe.int/ (22.01.2013).

12 См.: Программы приграничного сотрудничества ЕС — Россия. URL: http ://www.rus-eu-culture.ru/rf/enpi-cbc/ (22.01.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

1) Программа «Коларктик ИЕСП — ПС» (Инструмент европейского соседства и партнерства, приграничное сотрудничество) выделяет финансирование на реализацию проектов, направленных на развитие приграничных регионов Швеции, Финляндии, Норвегии и России. В рамках этой программы реализуются следующие проекты: «Управление дорогами с низкой интенсивностью движения в Баренц Регионе»; «НЕДА» (NEDA) направлен на развитие туристических услуг и образования в области туризма на обширной территории Севера; «Северные трансграничные специалисты в области культуры» (SWOP) направлен на сближение студентов и преподавателей Северной Лапландии и Мурманской области; «Коларктик Лосось» (Kolarctic Salmon) направлен на обновление знаний о добыче лосося; «Коларктик Спорт» (Kolarctic Sports and Recreational Activities)13.

2) Программа «Карелия ИЕСП-ПС» реализуется для развития лесного хозяйства и энергетики на территории Финляндии (Регион Кайну, Северная Карелия, Регион Оулу) и России (Республика Карелия). В рамках третьего заявочного тура Совместный наблюдательный комитет утвердил для реализации 10 проектов14.

3) Программа «Юго-Восточная Финляндия — Россия ИЕСП — ПС», целью которой является поддержка приграничного сотрудничества на финско-российской границе по основным направлениям: социально-экономическое развитие, пересечение границы и окружающая среда15.

4) Программа приграничного сотрудничества «Эстония — Латвия — Россия ИЕСП — ПС» призвана решить вопросы социально-экономического развития приграничных территорий Евросоюза и Российской Федерации путем привлечения эффективных инвестиций, а также решение общих проблем расширенного приграничного региона и продвижение сотрудничества между людьми16. На данный момент в рамках первого конкурса проектных предложений получили гранты ряд проектов, например: «Повышение транспортного и логистического потенциала латвийско-российско-эстонских транспортных коридоров международного значения»; «Управление водными ресурсами озер: Чудского, Псковского, Lammijarve, Saadjarve и

13 См.: Программа «Коларктик ИЕСП — ПС». [Официальный сайт]. URL: http://www.kolarcticenpi.info/ru/proiects (22.01.2013).

14 См.: Программа приграничного сотрудничества «Карелия» ИЕСП — ПС. [Официальный сайт]. URL: http://www.kareliaenpi.eu/ (22.01.2013).

15 См.: Программа приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия — Россия ИЕСП — ПС». [Официальный сайт]. URL: http://www.southeastfinrusnpi.fi/ (23.01.2013).

16 См.: Программа приграничного сотрудничества «Эстония — Латвия — Россия ИЕСП — ПС». [Официальный сайт]. URL: http://www.estlatrus.eu/eng/programme/informaciia na russkom/programma (22.01.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Veskijarve»; «Исследование истории узкоколейной железной дороги»; «Археология, власть и общество: сотрудничество в сфере защиты археологического наследия»; «Сокращение социальных последствий распространения ВИЧ-инфекции в Эстонии и Ленинградской области России»; «Развитие мер по предотвращению наследственного рака в Псковской области»; «Продвижение здорового образа жизни через организацию спортивных событий в регионе Латгалия и Псковской области» и т. д.

5) Программа приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия ИЕСП — ПС», целью которой является укрепление отношений между Польшей, Россией и Литвой, стимулирование социально-экономического развития и повышение качества жизни населения всего региона программы17. На данный момент в рамках данной программы подписаны ряд контрактов на получение гранта, например: проект «Охрана прибрежных вод Балтийского моря — NEFA BALT II»; проект «Охраняемая окружающая среда — здоровое молодое поколение» и т. д.

Примечательно, что основной упор в приграничном сотрудничестве делается больше на обмен и заимствование удачного опыта развития одними регионами одной страны у более преуспевающих регионов другой18, в то время как ассоциации экономического взаимодействия направлены были больше на объединение совместных усилий для успешного социально-экономического развития регионов, на обеспечение необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Российской Федерации в различных вопросах, на содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между ними; на участие в разработке и реализации совместных программ и проектов и т. д.

После введения в 2000 году института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также проведения реформ государственного управления, координирующая роль многих ассоциаций в отношении регионов снизилась, в результате чего произошла коррекция целей и задач некоторых ассоциаций. Так, упор теперь предлагается делать не на объединение совместных усилий регионов для успешного социально-экономического развития, а на построение диалога власти, бизнеса и общественных объединений в целях создания и совершенствования экономических, правовых и организационных инструментов реализации планов развития. Наглядным примером данного процесса является

17 См.: Программа приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия ИЕСП-ПС». [Официальный сайт]. URL: http://lt-pl-ru.eu/news.php (22.01.2013).

18 См.: Regional Policy — INFOREGIO. European Commission. [Официальный сайт]. URL: http://ec.europa.eu/regional policy/cooperate/cooperation/interregional/index en.cfm (24.03.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

ассоциация экономического взаимодействия субъектов РФ «Северо-Запад», которая была преобразована в автономную некоммерческую организацию «Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа». По словам Николая Винниченко, Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе в 20112013 годах, «предметом деятельности Стратегического партнерства станет обеспечение взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и общественных организаций в выработке и реализации согласованной социально-экономической политики»19.

Как было показано выше, кооперация регионов имеет место в Российской Федерации в разных формах. Она развивается, хотя и не настолько интенсивно, как хотелось бы в свете взятого руководством страны курса на инновационный путь развития. Безусловно, кооперация регионов имеет практический интерес для будущего России, а значит, требует дальнейшего развития.

Список литературы:

1. Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Северный Кавказ» («Юг»): [Официальный сайт]. URL: http://www.askregion.ru/ (21.03.2013).

2. Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Дальний Восток и Забайкалье»: [Официальный сайт]. URL: http://www.assoc.fareast.ru (21.03.2013).

3. Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального округа «Центрально-Черноземная»: [Официальный сайт]. URL: http://www.chernozem.ru (21.03.2013).

4. Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Большая Волга»: [Официальный сайт]. URL: http://bigvolga.org (21.03.2013).

5. Treaty Office. Council of Europe: [Официальный сайт]. URL: http://conventions.coe.int/ (22.01.2013).

6. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (Официальный перевод Российской Федерации для подготовки к ратификации). URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/1 06.htm (22.01.2013).

19 Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа.

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

7. Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политики: [Официальный сайт]. URL: http://www.komfed.ru (21.03.2013).

8. Косиков И.Г. Реформируемая Федерация: Укрупнение российских регионов. М., 2008.

9. Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение» (МАСС): [Официальный сайт]. URL: www.sibacc.ru (21.03.2013).

10. Исполком ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации («Большой Урал»): и[Официальный сайт]. RL: www.bigural.ru (21.03.2013).

11. Программа «Коларктик ИЕСП — ПС»: [Официальный сайт]. URL: http://www.kolarcticenpi.info/ru/projects (22.01.2013).

12. Программа приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия — Россия ИЕСП — ПС»: [Официальный сайт]. URL: http://www.southeastfinrusnpi.fi/ (23.01.2013).

13. Программа приграничного сотрудничества «Карелия ИЕСП — ПС»: [Официальный сайт]. URL: http://www.kareliaenpi.eu/ (22.01.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Программа приграничного сотрудничества «Литва — Польша — Россия ИЕСП-ПС»: [Официальный сайт]. URL: http://lt-pl-ru.eu/news.php (22.01.2013).

15. Программа приграничного сотрудничества «Эстония — Латвия — Россия ИЕСП-ПС»: [Официальный сайт]. URL: http://www.estlatrus.eu/eng/programme/informacija_na_r usskom/programma_ (22.01.2013).

16. Программы приграничного сотрудничества ЕС — Россия. URL: http://www.rus-eu-culture.ru/rf/enpi-cbc/ (22.01.2013).

17. Серебрякова С.В. Модели социально-экономического межрегионального взаимодействия: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2009.

18. Стратегическое партнерство по экономическому и социальному развитию СевероЗападного федерального округа: [Официальный сайт]. URL: http://www.n-west.ru/ (21.03.2013).

19. Шибаева О.О. Укрупнение регионов: проблемы и перспективы // Государственное управление. Электронный вестник. 2011. № 26. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/26_2011Shibaeva.html (25.10.2013).

20. Шибаева О.О. Укрупнение регионов — составляющая региональной политики // Наука. Культура. Общество. 2011. № 2. С. 43-52.

21. Regional Policy — INFOREGIO. European Commission: [Официальный сайт]. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/cooperate/cooperation/interregional/index_en.cfm (24.03.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

Shibaeva O.

The Development of Regions' Cooperation in Modern Russia

Shibaeva, Olga — Ph.D., assistant, School of Public Administration, Lomonosov Moscow

State University.

E-mail: o_shibaeva@mail.ru

Annotation

The author makes a review of the development of regions' cooperation in Russia after the collapse of the Soviet Union. The development of regions' cooperation in modern Russia has begun with the creation of economic cooperation Associations of the regions of the Russian Federation. After the year 2000 the coordinating role of many of these Associations was reduced. As a result, goals and practical tasks of some of the Associations were changed. So, the idea is now to concentrate not on the regions' team-work to achieve the socio-economic prosperity of the regions that are joining the Associations, but on building a dialog between the authorities, the business and public organizations to create and perfect economic, legal and organizational means for the implementation of development plans. Presently the best example of inter-regional cooperation, aside from the aforementioned associations, is the cross-border cooperation achieved by the implementation of various programs. The interregional and cross-border cooperation focuses mostly on the exchange of experience between more successful regions and their less fortunate neighbors.

Key words

Regions' cooperation, economic cooperation Associations of the regions of the Russian Federation, interregional cooperation, socio-economic development.

References:

1. Associacija jekonomicheskogo vzaimodejstvija sub'ektov Rossijskoj Federacii Juzhnogo federal 'nogo okruga «Severnyj Kavkaz» («Jug»): [Official site]. URL: http://www.askregion.ru/ (21.03.2013).

2. Associacija jekonomicheskogo vzaimodejstvija sub'ektov Rossijskoj Federacii «Dal'nij Vostok i Zabajkal'e»: [Oficial'nyj sajt]. URL: http://www.assoc.fareast.ru (21.03.2013).

3. Associacija jekonomicheskogo vzaimodejstvija sub#ektov Rossijskoj Federacii Central'nogo federal'nogo okruga «Central'no-Chernozemnaja»: [Official site]. URL: http://www.chernozem.ru (21.03.2013).

4. Associacija jekonomicheskogo vzaimodejstvija sub'ektov Rossijskoj Federacii «Bol'shaja Volga»: [Oficial'nyj sajt]. URL: http://bigvolga.org (21.03.2013).

5. Treaty Office. Council of Europe: [Official site]. URL: http://conventions.coe.int/ (22.01.2013).

6. Evropejskaja ramochnaja konvencija o prigranichnom sotrudnichestve territorial 'nyh soobshhestv i vlastej (Oficial'nyj perevod Rossijskoj Federacii dlja podgotovki k ratifikacii).

URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/106.htm (22.01.2013).

7. Komitet Soveta Federacii po delam Federacii i regional 'noj politiki: [Official site]. URL: http://www.komfed.ru (21.03.2013).

8. Kosikov I.G. Reformiruemaja Federacija: Ukrupnenie rossijskih regionov. Moscow, 2008.

9. Mezhregional'naja associacija jekonomicheskogo vzaimodejstvija sub'ektov Rossijskoj Federacii «Sibirskoe soglashenie» (MASS): [Oficial'nyj sajt]. URL: www.sibacc.ru (21.03.2013).

10. Ispolkom associacii jekonomicheskogo vzaimodejstvija sub#ektov Rossijskoj Federacii («Bol'shoj Ural»): [Official site]. RL: www.bigural.ru (21.03.2013).

11. Programma «Kolarktik IESP — PS»: [Oficial'nyj sajt]. URL: http://www.kolarcticenpi.info/ru/projects (22.01.2013).

Государственное управление. Электронный вестник

Выпуск № 43. Апрель 2014 г.

12. Programma prigranichnogo sotrudnichestva «Jugo-Vostochnaja Finljandija — Rossija IESP — PS»: [Official site]. URL: http://www.southeastfinrusnpi.fi/ (23.01.2013).

13. Programma prigranichnogo sotrudnichestva «Karelija IESP — PS»: [Official site]. URL: http ://www.kareliaenpi .eu/ (22.01.2013).

14. Programma prigranichnogo sotrudnichestva «Litva — Pol'sha — Rossija IESP-PS»: [Official site]. URL: http://lt-pl-ru.eu/news.php (22.01.2013).

15. Programma prigranichnogo sotrudnichestva «Jestonija — Latvija — Rossija IESP-PS»: [Official site]. URL: http://www.estlatrus.eu/eng/programme/informacija_na_russkom/programma_ (22.01.2013).

16. Programmy prigranichnogo sotrudnichestva ES — Rossija. URL: http://www.rus-eu-culture.ru/rf/enpi-cbc/ (22.01.2013).

17. Serebijakova S.V. Modeli social'no-jekonomicheskogo mezhregional'nogo vzaimodejstvija: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. Moscow, 2009.

18. Strategicheskoe partnerstvo po jekonomicheskomu i social'nomu razvitiju Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga: [Official site]. URL: http://www.n-west.ru/ (21.03.2013).

19. Shibaeva O.O. Ukrupnenie regionov: problemy i perspektivy. Gosudarstvennoe upravlenie. Jelektronnyj vestnik, 2011, 26. URL: http://e-journal.spa.msu.ru/26_2011Shibaeva.html (25.10.2013).

20. Shibaeva O.O. Ukrupnenie regionov — sostavljajushhaja regional'noj politiki. Nauka. Kul'tura. Obshhestvo, 2011, 2, pp. 43-52.

21. Regional Policy — INFOREGIO. European Commission: [Official site]. URL: http://ec.europa.eu/regional_policy/cooperate/cooperation/interregional/index_en.cfm (24.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.