Развитие концептуальных основ инфраструктурного обеспечения регионального маркетинга.
Аннотация: В статье выдвигается и обосновывается новая идея решения проблемы развития экономики инфраструктуры в рыночной системе на основе внедрения маркетинговых отношений. Проанализированы модели стабилизации и структурной перестройки экономики региона и государственного регулирования в рамках в целевых региональных программах. Определены функции регионального маркетинга и основные сферы его применения в условиях модернизации. Ключевые слова: рыночные отношения, анализ, инфраструктура, госуправления, региональный маркетинг, товарная политика, исследования, структурная перестройка.
Gasanov M. A.DEVELOPMENT OF CONCEPTUAL BASES OF INFRASTRUCTURE ENSURING REGIONAL MARKETING Abstract: In article the new idea of a solution of the problem of development of economy of infrastructure moves forward and locates in market system on the basis of introduction of the marketing relations. Models of stabilization and restructuring of economy of the region and state regulation within in target regional programs are analysed. Functions of regional marketing and the main spheres of its application in the conditions of modernization are defined. Keywords: market relations, analysis, infrastructure, state administrations, regional marketing, commodity policy, researches, restructuring.
Модернизация региональной экономики требует основательного пересмотра роли маркетинга предприятиями инфраструктуры - взаимосвязанной совокупности отраслевых объектов и сфер деятельности, создающих реальные условия для укрепления рыночного воспроизводства. Эффективное функционирование производственной инфраструктуры передового индустриального уровня, необходимое для обеспечения конкурентоспособности Дагестана, предполагает определение приоритетов и строительства ключевых объектов, интегрируемых в высокопроизводительные отраслевые системы.
Устойчивое развитие экономической инфраструктуры позволяет расширить производственные возможности за счет использования концепции маркетинга, увеличения количества и качества предоставляемых услуг, способствуя повышению производительности ресурсов и темпов социально-экономического развития республики. Полезно вспомнить тут, что по существу именно рациональная и скоординированная экономическая инфраструктура на основе применения маркетинга сыграла значительную роль в социально-экономическом развитии всех ведущих стран.
Использование региональных инфраструктурных проектов, в числе которых строительство новых железных дорог и автомобильных трасс, трубопроводных сетей и ирригационных сооружений, телекоммуникаций, влечет за собой расширение спроса на технологические инвестиции и маркетинга, автоматически вызывая рост занятости населения региона.
Можно констатировать, что эффективность инвестиций в инфраструктуру четко видна по практике послевоенного периода. Главный же удар тогда пришелся по инфраструктуре: автомобильным и железным дорогам, складам и транспортным узлам. Отсюда вытекала важность и приоритетность первоочередного развития инфраструктуры. Постройка экономической инфраструктуры была ключевым и решающим фактором в поразительном подъеме, которого добилась европейские страны. Очевидно, что использование концепции маркетинга поможет оперативно изменить к лучшему всю экономику инфраструктуры и социальную сферу Дагестана.
При этом конкурентоспособность продукции региональной экономике определяется не только уровнем развития существующих инфраструктурных сетей, но также реализацией приоритетных проектов, а рациональные тарифы экономической инфраструктуры оказывают положительное влияние на конкурентоспособность товаров, поскольку помогают пространственному сближению регионов СКФО, способствуя тем самым более рациональному размещению производительных сил Северного Кавказа в целом. «В национальных республиках Северного Кавказа высокую эффективность и в условиях кризиса демонстрируют структуры этноэкономики». [2, с.197]
Существенный вклад в повышение конкурентоспособности способна оказать и социальная инфраструктура, воздействие которой на экономику осуществляется опосредованно, через использова-
Гасанов Магомед Алиевич
д.э.н., проф., в.н.с.
ИСЭИ ДНЦ РАН г. Махачкала
ния концепции маркетинга предприятиями и предпринимательскими структурами и современного рыночного производства.
Эффективно развитая экономическая инфраструктура является ключевым по всем направлением устойчивого роста и расширения возможностей отечественной и международной торговли. Регионы и субъекты нашей страны, концентрирующие усилия на плодотворное развитие инфраструктуры, в состоянии добиваться больших возможностей и результатов. На основе межотраслевых балансов, вложенный в инфраструктуру ресурсы, создает значительное количество новых рабочих мест в этой отрасли и в два-три раза больше рабочих мест в смежных областях данной сферы экономики. Поэтому для обеспечения достойного уровня жизни населения дагестанцев нуждается в эффективной транспортной системе и энергетике, связи и развитой финансовой системе, сфере делового обслуживания и т.д. К сожалению, нынешняя экономическая инфраструктура нашей республики известна больше своими ограничениями, чем рыночными возможностями.
Проведенный научно-практический анализ процессов реформирования экономики показал, что субъекты СКФО в условиях рыночных отношений приобретает новые характерные элементы принципиально отличающие их от дорыночного состояния. Это обусловлено переходом от командно-директивной к рыночной экономической системе, от системы установления жестких вертикальных хозяйственных связей к системе гибких горизонтальных связей, от психологии недооценки роли региональных органов управления к активному их участию в территориальном разделении труда и координации деятельности хозяйствующих субъектов. Это связано с процессами формирования новой структуры собственности, производственной инфраструктуры, инвестиционного климата структуры занятости, рыночной сферы и других факторов.
Зарождение, развитие этих факторов и механизмов разрешения возникающих при этом противоречий представляется невозможным в рамках старой системы планирования и управления социально-экономическим развитием региона. Поэтому выдвигается и обосновывается принципиально новая идея решения проблемы развития экономики в рыночной системе на основе внедрения маркетинговых отношений между территориальными органами государственного управления и субъектами хозяйствования в целях комплексности развития производственной инфраструктуры, а также при разработке стратегии и тактики специализации отраслей в народнохозяйственном комплексе.
Такой подход стал возможным в результате определения отправной методологической позиции в исследовании отношений маркетинга, а именно признания развития его положения на предприятии, а также его структурной диверсификации. С одной стороны, диверсификацию маркетинга можно рассматривать вглубь, так как при принятии маркетинговых решений учитывать неэкономические факторы гуманитарного, производственного, политического, общественного характера и др. С другой стороны, диверсификацию маркетинга необходимо проводить вширь, распространяя его идеологию на внутриорганизационные отношения. И, наконец, с третьей стороны, представляется вполне обоснованным структурирование маркетинга по уровням его функционирования (микроуровень - мезоуровень - макроуровень).
Важное направление, которое до настоящего времени детально не исследовано в работах отечественных авторов, сформулировано автором как развертывание инфраструктурного обеспечения регионального маркетинга по уровням управления и рыночных отношений. Региональный маркетинг нами представлен как точка в трехмерном пространстве, соответствующая определенному уровню углубления, расширения и развертывания маркетинга, как элемент системы рыночных отношений, спроецированный не на микроуровень (уровень предприятий и фирм), а на мезоуровень (уровень области, края, республики).
Поэтому региональный маркетинг не предполагает изучения рынка, спроса, цен на продукцию какого-либо отдельного предприятия, а речь идет уже об изучении рынка, спроса и реализации всего потенциала региона как с точки зрения внутренних (региональных), так и с точки зрения внешних (за пределами региона) потребностей. Он предназначен для «защиты» региона от внешних факторов, усугубляющих внутренние социально-экономические противоречия и деформирующих структуру экономики региона. Он предназначен для определения роли и функций региона как субъекта рыночных отношений, как владельца государственной и муниципальной собственности, как одного из распорядителей финансово-бюджетных ресурсов и создателей эффективной экономической среды.
С учетом анализа и оценки практического опыта разработана концепция инфраструктурного обеспечения регионального маркетинга, его принцип, закономерности развития, цели и функции.
21
Так, с позиции системного анализа определены функции регионального маркетинга, а также основные сферы его применения в условиях модернизации: формирование регионального рыночного пространства; приватизация и формирование рациональной структуры собственности; стабилизация и целенаправленная структурная перестройка экономики региона; адаптация и защита интересов региона в реформировании экономики как по вертикали, так и по горизонтали.
Разработаны принципы регионального маркетинга и закономерности его развития. К основным принципам отнесены: принцип государственного регулирования в согласовании интересов и целей субъектов рыночных отношений мезоуровня с макро- и микроуровнями; принцип научно обоснованной индикативности региональных маркетинговых исследований; принцип адаптации, устойчивости и надежности регионального воспроизводственного процесса; принцип формирования имиджа, системы конкурентоспособности региона. На базе разработанных принципов предложена модель функционирования регионального маркетинга. Закономерность регионального маркетинга в переходный период представлена, с одной стороны, как необходимый результат становления рыночных отношений и структурной диверсификации маркетинга, а с другой - как важнейшее условие более глубокого и динамичного развития экономической реформы на региональном уровне.
На основе инфраструктурного обеспечения отраслей экономики разработаны методы и модели регионального маркетинга в переходный период. В частности, предложена и адаптирована к региональным условиям система согласования четырех важнейших составляющих маркетингового инструментария для целенаправленного реформирования экономики региона: товарная политика, политика цен, политика коммуникаций и политика распределения. Успешное проведение и углубление экономической реформы во многом будет определяться способностью региональных органов управления принимать оптимальные решения для каждого сегмента населения и для каждого сегмента рынка соответствующую региональным особенностям смесь маркетингового инструментария. Для этих целей разработаны критерии оценки регионов к восприятию маркетинговой идеологии.
На примере СКФО выявлены закономерности развития отношений собственности в регионе в переходный период, проанализирована формирующаяся структура собственности и предложены на базе регионального маркетинга модели дальнейшей приватизации, использующие индивидуальные методы приватизации, мониторинг приватизированных объектов, послеприватизационную поддержку предприятий. Это позволяет территориальным органам на качественно новом уровне осуществлять процессы приватизации и активно влиять на характер и темпы развития в регионе рыночных отношений. Предложен комплекс направлений воздействия на формирование рынков. Разработка такого инструментария в переходный период обусловлена нарушением системы вертикальных связей и необходимостью формирования адекватной новым условиям системы рыночных горизонтальных связей и инфраструктурного обеспечения.
Особенностью инфраструктурного обеспечения регионального маркетинга при формировании товарного рынка в переходный период является его важнейшая роль в поддержании рациональной структуры и развитии соотношения между государственной и рыночной системами распределения товаров и установления хозяйственных связей. Одними из важнейших участников товарного рынка определены маркетинговые посредники. Чем более развит товарный рынок, тем богаче спектр специализированных посреднических организаций. Для каждой группы товаров, для каждой группы клиентов посредническая фирма «замешивает» свою фирменную маркетинговую смесь и становится, таким образом, одной из точек аккумуляции информации о состоянии товарного рынка. Для обеспечения научно обоснованной индикативности региональных маркетинговых исследований предложено эти точки связать в единую информационную сеть, обеспечивающую их взаимодействие для решения задач мезоуровня.
На рассмотрение представляются концептуальные модели переходного периода и управления структурой перестройкой экономики региона. Модель переходного периода предлагается в виде трех фаз развития - кризисной, стабилизационной и структурной перестройки. Проведенный анализ показал, что большая часть отраслей по индексу производства находится в кризисном состоянии. Однако в результате внедрения элементов регионального маркетинга наметились положительные тенденции стабилизации в производстве, по отдельным видам строительных материалов, строительству и вводу объектов соцкультбытового назначения.
Проанализированы модели выхода из кризиса, стабилизации и структурной перестройки и инфраструктурного обеспечения экономики региона. Разработана оригинальная модель управления
22
структурной перестройкой экономики, сочетающая в себе элементы рыночной системы управления экономикой региона и государственного регулирования в рамках целевых программ и включающая: региональные маркетинговые исследования по оценке уровня и качества жизни населения, потребностей внешнего и внутреннего рынка, определение реальной степени реализации потенциала региона в условиях рынка; создание организационных структур по разработке целевых инфраструктурных концепций; функционирование гибкой организационной структуры для доработки социально-экономических программ до уровня бизнес-планов и их дальнейшей реализации.
Предлагаются на рассмотрение модели адаптации экономики региона к внешним нестабильным условиям посредством создания новых маркетинговых формирований (региональные финансово-промышленные группы, картельные соглашения, холдинговые компании, модели управления через владение пакетами акций хозяйствующих субъектов). Применение в практике управления социально-экономическим развитием региона разработанных подходов и методов позволит стабилизировать спад производства в ряде отраслей экономики; поднять имидж региона, улучшить благоприятный инвестиционный климат и привлечь ряд западных фирм к осуществлению региональных программ; создать систему выживания региона в нестабильных условиях. Таким образом, рассмотренные нами вопросы связанные реализацией концептуальных основ инфраструктурного обеспечения регионального маркетинга будет содействовать структурной перестройке экономики в условиях рыночной экономики.
Литература
1. Цыпин И.С. Экономические реформы и модернизация экономики России // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №1, с. 14-18
2. Багомедов М.А. Меры этноэкономической политики в условиях глобализации // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №2, с. 197-203