Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности промышленности региона'

Повышение конкурентоспособности промышленности региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / РЕГИОН / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Идзиев Гаджимурад Идзиевич

Главной задачей администрации региона сегодня является повышение эффективности регионального воспроизводственного процесса и усиление экономической мотивации хозяйствующих субъектов в развитии производства и реализации товаров и услуг на региональных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности промышленности региона»

Идзиев Повышение конкурентоспособности

Гаджимурад промышленности региона

Идзиевич Аннотация: Главной задачей администрации региона сегодня является по-К.э.н., ст.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН вышение эффективности регионального воспроизводственного процесса и Г. Махачкала усиление экономической мотивации хозяйствующих субъектов в развитии textima@mail.ru производства и реализации товаров и услуг на региональных рынках. Ключевые слова: Конкурентоспособность, диверсификация, регион, промышленное производство, эффективность.

Idzijev G.I. Region industrial competitiveness

Abstract: The main task of the administration of the region today is to increase the efficiency of regional reproductive process and the strengthening of economic motivation of economic entities in the development and production of goods and services in the regional markets.

Key words: Competitiveness, diversification, region, industry, efficiency.

Основными функциями дорыночной системы регионального управления были распределение материальных и финансовых ресурсов для обеспечения базовых отраслей экономики; аккумуляция централизованных ресурсов для их перераспределения и концентрации на ведущих направлениях экономического развития региона. При господстве старого экономического механизма в распределительных отношениях преобладали вертикальные связи и основными центрами распределения были министерства и ведомства. В результате каждый регион получал долю товарных и финансовых ресурсов, распределенных предприятиям союзного и республиканского подчинения.

В настоящее время не существует единой системы регулирования и управления экономикой региона. Региональные органы управления имеют отношение лишь к отдельным аспектам регулирования рыночных процессов, связанным с региональным заказом, бюджетным планированием и денежным обращением. Более того, даже эти функции органы регионального управления полностью не реализуют. В современных условиях перед региональными администрациями встают новые задачи по регулированию развития экономики региона, направленные на повышение эффективности регионального воспроизводственного процесса и усиление экономической мотивации хозяйствующих субъектов в развитии производства и реализации товаров и услуг на региональных рынках. В настоящее время в развитии сферы обращения товарных и денежных ресурсов в регионе наблюдаются новые тенденции: -повышение значимости регионального бюджета в воспроизводственном процессе, увеличение поступлений финансовых ресурсов за счет налогов на прибыль, отчисляемых предприятиями различных форм собственности, и других налоговых платежей; -расширение перераспределительных процессов между субъектами региональной системы; -усиление экономического влияния региональных органов управления.

Развитие промышленности региона происходят под воздействием различных форм и методов как административно-правового, так и экономического характера, находящихся в распоряжении многочисленных органов управления и регулирования. Для эффективного регулирования промышленности региона и рыночной инфраструктуры необходимо выполнение следующих условий. Региональная администрация, не вмешиваясь в дела экономически самостоятельных предприятий, должна играть интегрирующую роль в формировании социально-экономической среды региона, в том числе рыночной инфраструктуры. Другими словами, управлять теми процессами, в которых заинтересованы все предприятия и население региона и которые не под силу решать отдельным предприятиям. При этом формирование социально-экономической среды региона рассматривается как система локальных воспроизводственных циклов. Финансово-экономическая база региона формируется на основе эквивалентных финансово-экономических связей между предприятиями и региональными органами управления, что предполагает прямую зависимость экономических возможностей региональных органов управления от эффективности предприятий, расположенных на территории.

Взаимоотношения региональных органов власти и субъектов промышленного комплекса региона должны рассматриваться с позиций каждого субъекта во взаимосвязи различных аспектов (финансового, инвестиционного, технологического и др.). При рассмотрении регионального налогообложения с точки зрения предприятий выделяются такие аспекты, как влияние на прибыль, инвести-

ции, технологии, а при оценке с позиции региональных органов власти - свободный выбор состава местных налогов, самостоятельное установление налоговых ставок, а также влияние внешних источников доходов и осуществление региональной финансовой политики. Таким образом, возможен всесторонний учет экономических интересов субъектов, что обеспечивает согласованность и взаимовыгодность системы региональных рыночных отношений. Для нормального функционирования экономики региона требуются резервы экономического потенциала материально-технической базы, при отсутствии которых могут нарушаться взаимодействия хозяйствующих субъектов, срываться сроки поставок товаров по контрактам, нарушаться ритмичность снабжения предприятий, затрудняться исполнение хозяйственных договоров. Без разработки программы развития промышленности региона и рыночной инфраструктуры региона, а также создания механизма ее реализации решить эту проблему невозможно. Цель разработки такой программы состоит в том, чтобы на основе анализа современной ситуации и обобщения отечественного и зарубежного опыта обосновать направления развития основных элементов промышленного комплекса и рыночной инфраструктуры региона и обеспечить их реализацию, направленную на достижение устойчивого функционирования экономики региона. Разработка программы должна включать следующие этапы:

• оценка экономического потенциала промышленности и рыночной инфраструктуры региона как главного условия адаптации к требованиям рыночной экономики.

• изучение факторов и процессов, воздействующих на дальнейшее развитие промышленности и рыночной инфраструктуры.

• оценка степени и характера развития различных отраслей промышленности, а также условий, обеспечивающих их эффективное функционирование.

• анализ современных механизмов и каналов товародвижения, финансовых и информационных потоков в регионе и разработка направлений их совершенствования.

• разработка прогноза экономических и социальных последствий развития промышленности и распространения рыночных отношений на все процессы социально-экономического развития региона.

• разработка системы предложений по совершенствованию экономического механизма регулирования процессов развития промышленности и рыночной инфраструктуры на уровне республики.

Любая региональная система характеризуется, наряду с общими параметрами развития, определенной степенью уникальности, благодаря набору факторов и условий, характерных именно для данного региона. Структура промышленности Республики Дагестан в значительной степени зависит от уровня исходных параметров развития хозяйственного комплекса региона. К ним относятся:

• место региона в территориальном (в т. ч. международном) разделении труда, характер и направления межрегиональных экономических связей;

• отраслевая и пространственная структура хозяйства региона;

• соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления;

• уровень развития сферы товарного обращения и финансово-кредитной системы;

• степень развития комплекса по производству товаров и услуг и его соответствие емкости и структуре регионального рынка;

• наличие материально-технического потенциала и инвестиционно-строительной базы в регионе.

Скорость и характер преобразований в Республике Дагестан зависит не только от усилий региональных органов управления, но и от действий федеральных органов управления России. В соответствии с этим все факторы и условия развития промышленности и рыночной инфраструктуры подразделяются на внутренние, обусловленные уровнем и особенностями развития производительных сил данного региона, и внешние, определяемые действиями и решениями федеральных органов управления.

Литература

1. Бондаренко Е.Н. Факторы конкурентоспособности региона: содержание, классификация, пути наращения // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №1, с.- 105-109

2. Идзиев Г.И. Инновационное развитие промышленности региона // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2012, №2, с.- 108113

3. Багомедов М.А. Гусейнов А.А., Омаров Ш.К. Социальные альтернативы в региональной промышленной политике // Вестник ДНЦ РАН, ISSN 1684-792Х - 2011, № 1, С. 98-104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.