Научная статья на тему 'Реструктуризация экономики региона: актуальность и возможные направления'

Реструктуризация экономики региона: актуальность и возможные направления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
718
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / РЕИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багомедов Магомед Алиевич

Рассматриваются понятийный аппарат, необходимость, цели и задачи реструктуризации экономики региона. Раскрывается сущность реинтеграции и вертикально-интегрированных образований. Предлагается авторская интерпретация понятия депрессивный регион. Классифицируются методы оценки структурных преобразований в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация экономики региона: актуальность и возможные направления»

Реструктуризация экономики региона: актуальность и возможные направления

Аннотация: Рассматриваются понятийный аппарат, необходимость, цели и задачи реструктуризации экономики региона. Раскрывается сущность реинтеграции и вертикально-интегрированных образований. Предлагается авторская интерпретация понятия депрессивный регион. Классифицируются методы оценки структурных преобразований в регионе. Ключевые слова: реструктуризация, экономика региона, реинтеграция

Bagomedov M.A. Restructuring of economy of the region: relevance and possible directions

Abstract: The conceptual framework, need, the purposes and problems of restructuring of economy of the region are considered. The essence of reintegration and the vertically integrated educations reveals. Author's interpretation of concept the depressive region is offered. Methods of an assessment of structural transformations in the region are classified.

Key words: restructuring, region economy, reintegration prospect.

В процессе осуществления целей деятельности экономических систем возникает необходимость регулировать ее структуру. Последняя, на наш взгляд, представляет собой совокупность соотношений, входящих в экономическую систему элементов (частей), выраженную в пропорциях, обеспечивающих взаимодействие и интересы участников. Структуризация экономики есть совокупность развернутых во времени преобразований, касающиеся количественных и качественных изменений элементов экономической системы и направленных на совершенствование форм и методов ее функционирования.

Процесс изменения структуры может выразиться, в том числе в накоплении негативных характеристик, нарушающих динамику развития. По мере накопления деструктивных изменений возникает необходимость вмешаться в структуру экономической системы с целью ее реорганизации на базе новых функциональных структур, ликвидации ухудшающих показателей системы элементов или связей. Такой процесс изменения пропорций и взаимоотношений частей существовавшей экономической системы в ходе приобретения ею нового существенного качества называется реструктуризацией.

Процессы реструктуризации экономических систем представляют собой очень сложное явление, поскольку участвующие в системах субъекты руководствуются, прежде всего, личными экономическими интересами, которые могут приводить к затягиванию и противодействию структурным переменам. Поэтому методологически наиболее спорен вопрос о том, каким способом должна осуществляться реструктуризация, то ли безболезненным, но не кардинальным встраиванием нового блока в сложившуюся структуру, то ли кардинальной трансформацией системы.

Первый способ предполагает мирное удовлетворение условий реструктуризации, выдвигаемых всеми участвующими субъектами, в том числе интересов деструктивных элементов. Второй способ предполагает соответствующую политическую поддержку, для которой сейчас отсутствуют соответствующие социальные условия - оппозиция весьма пассивна, также апатичен и народ, разочарованный в политических альтернативах методами современных выборных технологий и продажностью средств масс медиа.

Целью реструктуризации экономики региона должно стать достижение такого взаимодействия слагающих отраслей, которое должно включать долговременные стимулы развития экономики: экономические интересы инвесторов;

конкурентоспособность продукции на региональном и международном рынках; обеспечение оптимальной загрузки оборудования, его своевременного обновления; удовлетворение потребности населения в доброкачественных продовольственных товарах; обеспечение необходимых доходов региональному и местным бюджетам; комплексная переработка местного сельскохозяйственного сырья;

Багомедов Магомед Алиевич

К.э.н., Зав. Отделом ИСЭИ ДНЦ РАН

высокий уровень реальных доходов, занятых на производстве. В настоящий момент оживления экономики эта цель носит более конкретизированный характер - создание адаптированной структуры народного хозяйства с учетом специализации региона.

Необходимость реструктуризации производственной сферы Дагестана объясняется следующими причинами:

Незавершенность (неудача) процессов приватизации проявляется в том, что она была во многом номенклатурной, не все новые хозяева обладают в необходимом объеме современной предпринимательской культурой, и прежде всего они не умеют поступиться личными материальными благами ради прогресса своего предприятия;

глубочайшее падение производства в отраслях региона связано во многом с кризисами неплатежей и неблагополучной политической ситуацией (блокадой железнодорожного сообщения);

остаточный принцип финансирования в Советский период проявлялся в том, что оборудование устанавливалось некомплектно. Как правило, технологические линии недоукомплектовывались современными упаковочными и фасовочными линиями, поскольку это считалось излишеством в условиях дешевой рабочей силы и отсутствия конкуренции;

порочный круг бедности в регионе особенно неблагоприятно отражается на предприятиях отраслей ТНП.

Задачами реструктуризации экономики региона являются: преодоление структурных деформаций; поддержка конкурентоспособных предприятий; ликвидация неперспективных предприятий; создание рыночной инфраструктуры; развитие маркетинга;

определение приоритетных направлений финансирования; проведение финансового мониторинга предприятий;

приобретение новой специализации на межрегиональном и мировом рынках; создание мультипликаторов экономического роста.

АПК является важнейшей частью производственного комплекса региона. Дать единую всеобъемлющую формулировку сущности реструктуризации АПК практически невозможно. Однако, не претендуя на полноту формулировки и пользуясь средствами целеполагания, можно отразить главную цель агропромышленной интеграции - сознательно направляемое и проблемно ориентированное согласование организационно-технологических процессов в сферах и отраслях АПК, результатом которого является достижение интегрального эффекта, превышающего сумму эффектов функционирования его отдельных частей.

При реструктуризации промышленности целесообразно исходить из общепринятого определения, что это отрасль входящая в группу связанных между собой по определенным принципам отраслей народного хозяйства, ориентированных в своем развитии прежде всего на обеспечение населения товарами народного потребления, и предприятий - средствами производства. Поэтому реструктуризация промышленности должна рассматриваться прежде всего как реинтеграция ее в региональный народнохозяйственный комплекс, после происходившего определенного периода дезинтеграции.

Дезинтеграция отождествляет процесс, происходивший в последние десять лет в экономике России, поскольку легко пронаблюдать активность разрыва связей, имеющую два полупериода -начальный и завершающий. Следует заметить, что в условиях рыночных преобразований такой процесс носит вполне объективный характер. Процесс дезинтеграции обусловлен также и специфическим воздействием личностного фактора вновь появившегося класса собственников. Этот фактор приватизации как правило действует как центробежная сила, разрывающая границы интеграционного образования. Вновь образованные холдинговые структуры распадаются в результате нестыковки интересов собственников, поскольку они создавались без серьезных экономических обоснований.

Дезинтеграции последует реинтеграция. Этот термин также связан с терминами "интеграция" и "интеграционный процесс". Реинтеграция означает восстановление разрушенных интеграционных связей между хозяйствующими субъектами и их наполнение новым содержанием в условиях рыночного реформирования.

Понятие "реинтеграция" можно раскрыть через сравнение с понятием "интеграция". Так, если при раскрытии понятия "интеграция" под объектами связанности понимаются хозяйствующие субъекты или отдельные управленческие функции, которые отражают потенциальную возможность войти в связанное состояние с аналогичными структурными элементами, то в условиях реинтеграции таких "аналогичных" структур практически нет.

На практике это означает, что в условиях реинтеграции появились принципиально новые структуры и управленческие функции, которых в условиях плановой экономики в принципе не было.

Речь идет об организационно- правовых формах хозяйствования, предусмотренных в ГК РФ и узаконенных способах реинтеграции путем слияния, присоединения, разделения и выделения - для акционерных обществ, а также преобразования (реорганизации), выбытия участников, покупки доли - для хозяйственных товариществ и обществ.

Содержательная сущность реинтеграции также отличается от интеграции присущими только ей "объектами инициации". Речь идет о принципиально новом интеграторе - акциях, долях, паях, которые являются основными рычагами управления в отмеченных выше организационно-правовых формах хозяйствования.

Таким образом, реинтеграция отражает интересы всех участников интеграционного процесса, стимулирует связанность между хозяйствующими субъектами, что придает самому процессу реструктуризации импульс его активизации.

Объективность реинтеграции технологически связанных субъектов также рассматривается с позиции основного процесса реструктуризации.

В рамках концепции интеграции в период рыночной реструктуризации понятие "вертикально-интегрированное образование" является ключевым, поскольку именно такие образования выступают идеализированной моделью интеграции и как состояния, и как процесса (термин заимствован из правительственной программы «Концепция управления нефтяным комплексом России», разработанной под руководством академика Л.И. Абалкина [1]).

Основной принцип формирования вертикально - интегрированных образований - принцип технологической связанности (по вертикали) управления хозяйствующих субъектов. Этот принцип предполагает многомерную связанность этих субъектов по:

• воспроизводству сырьевой базы, (производственная технология)

• технологическим переделам сырья, (производственная технология)

• использованию оборудования, транспорта, (технология управления)

• развитию производственной и социальной инфраструктуры, (технология управления)

• научному, информационному, кадровому обеспечению, (информационная технология, технология управления)

• завоеванию рынков сбыта, (маркетинговая технология)

• др. направлениям хозяйствования (технология управления).

При раскрытии понятия "вертикально-интегрированное образование" выясняются присущие ему характерные свойства:

1. Это понятие не разделяет, а консолидирует сущность понятий "интеграция" и "реинтеграция", а значит для него характерны практически все объекты связанности и объекты инициации.

2. Вертикально-интегрированные образования олицетворяют структурную перестройку того народнохозяйственного комплекса, в котором они формируются, а именно:

• сохраняют сложившиеся производственно-технологические связи в области воспроизводства сырья, его переработки и сбыта готовой продукции,

• воссоздают крупные хозяйствующие субъекты в виде вертикально-интегрированных компаний типа корпораций, холдингов, концернов и т.п.

• сочетание федеральных, региональных и локальных интересов,

• создание конкурентной среды для предприятий основного производства, а также предприятий, выполняющих функции обслуживания и инфраструктуры,

• обеспечение равных стартовых условий для хозяйствующих субъектов, вошедших в состав вертикально-интегрированного образования, для их деятельности на внешнем и внутреннем рынках,

• обеспечение государственного контроля и управления народнохозяйственным комплексом.

3. Наряду с крупными вертикально-интегрированными компаниями в народнохозяйственном комплексе получают развитие мелкие и средние предприятия с частной и смешанной формой собственности.

4. В своем развитии вертикально-интегрированные образования нацелены на вхождение в их состав отдельных научных организаций, финансовых институтов (инвестиционных, пенсионных фондов, банков, страховых компаний и т.п.).

5. Вертикально-интегрированные образования имеют большую возможность для диверсификации своей производственной деятельности и активного реинвестирования.

Выше отмечалось, что прямой перенос приведенной выше структуры по сферам деятельности не отражает сути вертикально-интегрированного образования в комплексе. Современная экономическая ситуация требует, на наш взгляд, внесения существенных коррективов в ранее считавшиеся традиционными подходы к качественной структуризации крупных хозяйствующих субъектов.

В связи с применяемым к республикам СКФО понятием депрессивный регион необходимо дать его определение. По официальной трактовке депрессивные регионы - это территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением производства и реальных доходов населения и растущей безработицы. Поскольку у правительства страны отсутствует долговременная концепция социально-экономического развития, постольку и отнесение к депрессивным страдает недостатками политики ежеминутного «латания дыр». Оно не отражает имеющийся в регионе значительный экономический потенциал развития, зависящий, зачастую, от колебаний конъюнктуры рынка. Например, упала на рубеже 2000 года мировая цена на золото и алмазы в два раза на несколько месяцев, и богатейшие Якутия и Магаданская область автоматически попали в разряд депрессивных, и Якутия получала стала более дотационным субъектом чем Дагестан.

По нашему мнению, регион с объективно объяснимым (значительно более низким уровнем стоимостной оценки основных производственных фондов и природно-сырьевых ресурсов на одного жителя в трудоспособном возрасте) сравнительно пониженным уровнем социально-экономического развития, проявляющимся в течение продолжительного периода времени, следует считать не депрессивным, а экономически отстающим по объективным причинам. Отнесение к категории экономически отстающий по объективным причинам регион должно автоматически предполагать особый экономический режим государства по отношению к данному региону. Он имеет место в случае с содержанием социальной сферы Дагестана, когда она в течение последних 8 лет на 85% финансируется субвенциями центра, сохраняя единое в масштабах России социальное поле. Однако, в экономической сфере особый экономический режим как раз и должен предполагать разрыв единого экономического поля через применение в отстающих регионах исключений из норм экономических законов, действующих в целом по стране.

Такого рода исключения уже имели место в новейшей истории Дагестана в ходе приватизации (здесь был существенно снижен порог акционирования) и земельной реформы (здесь не была разрешена частная собственность на землю). В настоящее время в России сохраняется тенденция постепенного ухода государства из экономики как ее субъекта. Эта тенденция должна быть преодолена в депрессивных и экономически отстающих регионах, где отсутствуют внутренние факторы экономического роста. Помимо прямого финансирования бюджетов развития этих регионов государство должно осуществлять здесь прямое управление наиболее перспективными отраслями и производствами. Проявлением такого рода подспудных попыток является сохранение в регионе отраслевых министерств и комитетов. Тем не менее, последние не справляются с задачей активного влияния на оживление экономического развития вверенных отраслей, прежде всего, по причине отсутствия положений закона о государственном предприятии, гарантирующих обязанности, права и возможности ведомства вмешаться и обеспечить реструктуризацию предприятия. Предприятия с государственным участием, по сути отданы чиновниками ответственных ведомств на откуп директорскому корпусу. Дивиденды государству, как владельцу собственности практически отсутствуют.

Экономическое отставание региона накладывается на период депрессии, испытываемый экономикой России в целом в последние два года из-за мирового финансового кризиса 2008 года. Инфляция практически не снижается, а монополизированная экономика не желает радикально перестраиваться. В макроэкономических циклах можно выделить несколько периодов (фаз): подъем ^ застой ^ кризис (спад) ^ депрессия (стагнация) ^ оживление ^ подъем и т.д., которые присущи

25

крупным хозяйствующим субъектам. В силу сложности мировой экономической системы и вмешательства государства традиционные схемы экономических циклов претерпели существенные изменения. В зависимости от состояния и роли в мировой экономике рассматриваемых экономических субъектов и проводимой финансовой политики одна или несколько фаз могут выпадать из традиционной схемы.

Например, экономика России в целом в 90-ностые годы описывается по годам следующими фазами: 1990-1991 годы - застой ^ 1992 год - кризис ^ 1992-1993 годы - стагфляция ^1994-1996 годы - депрессия ^ 1997 год - оживление ^ 1998 год - кризис ^ 1999 год - депрессия ^ 2000 год -оживление. Таким образом после фазы оживления в 1997 году не последовал подъем, а грянул августовский 1998 года кризис. Затем на фоне слабого рубля до 2000 года произошло оживление промышленности. За тем до 2002 года был застой, а затем после 2003 года и войны в Ираке цена на нефть резко пошла наверх, и в экономике России началась профицитная эпоха, оживление на потребительском рынке, вызванное притоком в страну нефтедолларов, вызвало инвестиционный бум в жилищном строительстве, который через капитализацию и являлся главным содержанием экономического подъема вплоть до мирового финансового кризиса 2008 года.

Сейчас покупательная способность рубля стала очень низкой и для возобновления экономического подъема Президент Путин В.В. протекционистскими мерами пытается оживить оборонное машиностроение. Но причиной неконкурентоспособности российской экономики являются высокие транзакционные издержки, связанные с монополизмом кланов в сфере финансов, товарного обращения и государственного управления.

Развитые страны Запада демонстрирует, как государство при желании может через всем известные механизмы регулирования управлять структурными преобразованиями и, минуя фазы кризисов (спада), снова выходить на подъем.

Наряду с раскрытием понятийного аппарата методические вопросы реструктуризации в экономически отстающем регионе предполагают решение задач количественной оценки структурных преобразований в экономике. В современных исследованиях в рамках объекта любого иерархического уровня можно выделить четыре основных типа структур: социальную, организационную, функциональную, территориальную. Каждый тип имеет определенный набор показателей, сводимый к общему показателю, в котором отражается соответствие структуры своему назначению. Интегральный показатель реструктуризации для всех четырех структур может быть определен только экспертным путем на основе произведения взвешенных обобщающих показателей реструктуризации типов структур. Весы обобщающих показателей могут меняться по значению в зависимости от состояния социально-экономического развития и соответственно значения каждого типа структур в иерархии уровней.

Социальная структура объекта - выражает сущность региональных производственных отношений, в основе которых лежат разные формы собственности. Обычно применяется следующая структура собственности:

- индивидуальная (частная) собственность;

- коллективная (совместная) собственность: акционерная, кооперативная, часть государственной, региональной собственности;

- муниципальная (местная) собственность;

- региональная государственная собственность, переданная в ведение и распоряжение региональных органов;

- государственная (например, природные богатства, основные производственные фонды);

- собственность общественных организаций.

Реструктуризация экономики должна рассматриваться как движение от одной формы собственности к другой и оцениваться по степени увеличения доли более прогрессивных (экономически эффективных) форм. Выделение последних находится в большой зависимости от политической ситуации и поэтому должно быть предметом отдельного рассмотрения.

Организационная структура отражает ту или иную систему управления предприятиями и учреждениями, в целом оказывает заметное влияние на региональную организацию производительных сил, поскольку от нее во многом зависит эффективность управленческих решений.

Функциональная структура является частично отраслевой или производственно-отраслевой и определяет основные хозяйственные пропорции с точки зрения целостности, охватывает весь цикл.

26

Отраслевая структура экономики отражается в составе, количественных соотношениях и формах взаимосвязи входящих отраслей и производств, а также степень дифференциации и специализации этих отраслей и специфику экономических взаимосвязей между ними, а также качественное состояние экономики. Под реструктуризацией отраслевой структуры экономики региона понимается оптимизация сочетания отраслей, обеспечивающая долговременное увеличение производства ВРП при относительном снижении совокупных затрат труда. Оптимизация достигается за счет увеличения долей более эффективных отраслевых производств, определяющих специализацию региона в межрегиональном разделении труда. Как показывает опыт экономического развития региона в последние 10 лет, наибольшее влияние на эффективность производства оказывают в современных условиях сдвиги на микроуровне - на уровне отдельных товарных производств. К примеру увеличение производства шампанских вин и розлива коньяка значительно повлияло на эффективность пищевой промышленности в целом. Другим возможным примером влияния одного предприятия на в целом региональные показатели должен стать пуск нефтеперерабатывающего завода, который сразу в два раза повысит валовой продукт топливной промышленности региона, которая и так в силу ценовой конъюнктуры занимает важнейшее место в структуре экономики региона.

Территориальная структура отражает размещение предприятий, территориальную концентрацию производства. Она объективно обусловлена историческими условиями развития экономики, связанными с протекающими процессами разделения труда, и является результатом длительного исторического развития. Территориальная структура производства в регионе в основном сложилась в советский период. Она формировалась в соответствии с генеральными схемами производительных сил и ориентировалась, прежде всего, на решение задач единого народнохозяйственного комплекса. Региональными аспектами ее формирования служили задачи обеспечения занятости населения, обеспечения переработки местного сельскохозяйственного сырья и снижения затрат на доставку продукции (услуг) к потребителю. В настоящее время приоритеты формирования территориальной региональной структуры общественного производства изменились. Критерием структурообразова-ния стала возможность максимального объема реализации по ценам, обеспечивающим принятый в предпринимательских сферах нормальный уровень рентабельности. Переход от одного критерия к другому вызывает естественное разрушение существовавшей территориальной структуры, смену отраслевых лидеров.

Конкретной формой выражения территориальной (пространственной) структуры в интересующем нас аспекте является региональная структура производственной сферы. Эта структура предстает, прежде всего, как иерархическая система концентрации производственных предприятий в пределах административно-территориального деления региона на зоны, районы, города, села и т.п.

Существует мнение, что региональная и территориальная (пространственная) структуры народного хозяйства соотносятся между собой как форма и содержание явления, поэтому правомерно говорить об их соответствии друг другу. Развитие территориальной структуры, выражающееся в ее качественном изменении под влиянием расширения и дифференциации производства по территории, может прийти в противоречие со сложившейся региональной структурой, ее конкретными экономически и юридически закрепленными формами. Это может проявляться в недостаточной изученности объективно протекающих процессов территориального разделения труда, в торможении развития производительных сил из-за влияния старых методов и организационных структур управления.

Обычно в Дагестане, обладающем значительным разнообразием территориальных условий, выделяют четыре зоны экономического развития: экономически зрелые или развитые города; развивающиеся равнинные районы; предгорные районы недостаточного освоения; стагнирующие горные районы. В принципе такое зонирование соответствует сложившейся региональной структуре экономики, только в последнее десятилетие зона равнинных районов также демонстрирует высокие темпы развития в экономике.

При разработке последовательности осуществления реструктуризации производственной сферы необходимо учитывать фактор структурной инфляции. При переходе к открытой экономике существуют потенциально инфляциогенные (добывающие, отрасли ТЭК, транспорт, связь) и инфляционно-уязвимые (машиностроение, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство, строительство) отрасли. И мы являемся свидетелем того, как не удалось уберечь от инфляционной волны промышленность региона. Во многом ее негативное действие объясняется недостатками краткосрочного коммерческого кредитования в условиях гиперинфляции.

27

Производственная сфера экономически отстающего региона, к которым объективно относится и Дагестан, остро нуждается в финансовой поддержке со стороны федеральных органов власти. Для нее характерны следующие структурные диспропорции, связанные с прежней государственной экономической политикой: недостаточные темпы реструктуризации предприятий, в т.ч. из-за недостатков как федерального и регионального законодательства о банкротстве; более глубокий, чем в других регионах, спад производства в некоторых отраслях (пищевая, легкая, машиностроение); пониженная предпринимательская мотивация к долгосрочному инвестированию из-за тяжелого бюрократического пресса, сложившегося под патронажем национально-кланового засилья.

Современные исследования касаются в основном организационной и социальной сфер реструктуризации. В то же время, по нашему мнению, не менее актуальным является исследование территориальной и функциональной структур. Их недооценка во время ликвидации командно-административной системы, выразившаяся в новом территориальном разделении труда, привела к серьезным структурным диспропорциям, углубившим кризисную ситуацию в экономике региона при переходе к рыночным отношениям.

Исходя из описанного выше, процесс реструктуризации может быть методически представлен как: а) процесс совершенствования форм собственности и организации предприятий, б) процесс повышения конкурентоспособности продукции, в) процесс совершенствования количественных пропорций, г) процесс обновления производственного аппарата, д) процесс воссоздания вертикально-интегрированных образований.

Процесс совершенствования форм собственности и организации предприятий отражается современной статистикой как показатель уровень приватизации (доля приватизированных предприятий в общей численности, доля капитала приватизированных предприятий в общей сумме по отрасли). Однако, такой метод определения технически неверен, поскольку не отражает качественно цели реструктуризации, а именно повышения эффективности предприятий. Представляется более целесообразным использовать показатель эффективной реструктуризации путем приватизации, определяемый отношением капитала производств, на которых приватизация привела к достижению нормативной эффективности, к общей сумме капитала в отрасли производства. Нормативная эффективность капитала определяется как сумма индекса годовой инфляции и нормативного коэффициента эффективности капитальных вложений (0,15).

Исходя из понятия "вертикально-интегрированное образование" и с позиций рыночного реформирования, целесообразно рассматривать такую структуру в сегментарном аспекте, включая в ее состав рыночные сегменты, отражающие технологическую и организационную связанность субъектов производственного подкомплекса.

Литература

1. Концепция управления нефтяным комплексом России (научный руководитель Л.И. Абалкин), Москва, институт экономики РАН, 1994 г.

2. Багомедов М.А. Влияние ресурсного потенциала на социальную сферу региона // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2011, №4, с.- 248-254

3. Шемеева С.Х. Антикризисные меры в обеспечении долгосрочного устойчивого развития Республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики, ISSN 1812-7096, 2011, №3, с.- 54-59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.