Научная статья на тему 'Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона'

Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОМПЛЕКС / ПРЕДПРИЯТИЕ / MODEL / INDUSTRIAL POLITICIANS / INNOVATIVE POTENTIAL / REGION / STATE REGULATION / INDUSTRY / COMPLEX / ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дохолян Сергей Владимирович, Петросянц Виктор Завенович, Дохолян Анастасия Сергеевна

В настоящей статье предложена модель формирования и реализации промышленной политики, ее цели, задачи, этапы проведения, приоритетные направления, а также предпосылки реализации и развития инновационного потенциала региона. Механизм формирования и реализация промышленной политики региона рассматривается на примере Республики Дагестан. В работе делается вывод о важности государственного регулирования развития промышленности региона как единого комплекса независимо от форм собственности образующих его предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF REALIZATION OF THE INDUSTRIAL POLICY OF DEPRESSIVE REGION

In the present article the model of formation and realisation of an industrial policy, its purpose, a problem, carrying out stages, priority directions, and also preconditions of realisation and development of innovative potential of region is offered. The mechanism of formation and realisation of an industrial policy of region is considered on the Republic Dagestan example. In work the conclusion about importance of state regulation of development of the industry of region as uniform complex, irrespective of patterns of ownership of the enterprises forming it becomes.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации промышленной политики депрессивного региона»

Приоритеты промышленной политики

ДОХОЛЯНС.В., ПЕТРОСЯНЦВ.З., ДОХОЛЯНА.С.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА8

В настоящей статье предложена модель формирования и реализации промышленной политики, ее цели, задачи, этапы проведения, приоритетные направления, а также предпосылки реализации и развития инновационного потенциала региона. Механизм формирования и реализация промышленной политики региона рассматривается на примере Республики Дагестан. В работе делается вывод о важности государственного регулирования развития промышленности региона как единого комплекса независимо от форм собственности образующих его предприятий.

DOHOLYANS.V., PETROSYANC V.Z., DOHOLYANA.S.

THE MECHANISM OF REALIZATION OF THE INDUSTRIAL POLICY

OF DEPRESSIVE REGION

In the present article the model offormation and realisation of an industrial policy, its purpose, a problem, carrying out stages, priority directions, and also preconditions of realisation and development of innovative potential of region is offered. The mechanism of formation and realisation of an industrial policy of region is considered on the Republic Dagestan example. In work the conclusion about importance of state regulation of development of the industry of region as uniform complex, irrespective of patterns of ownership of the enterprises forming it becomes.

Ключевые слова: модель, промышленная политика, инновационный потенциал, регион, государственное регулирование, промышленность, комплекс, предприятие.

Keywords: Model, industrial politicians, innovative potential, region, state regulation, the industry, a complex, the enterprises.

В решении задач дальнейшей рыночной трансформации отечественной экономики важнейшим инструментом государственного регулирования выступает региональная промышленная политика, представляющая собой систему взаимоотношений между государственными органами власти и управления и субъектами рынка, направленную на достижение стратегических целей социально-экономического развития региона и страны в целом.

8 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 10-02-00283а).

Современная экономическая ситуация в России требует объективного подхода к оценке роли и функций, современного государства. В этой связи необходимо преодолеть два заблуждения. Одно из них - тезис о том, что мы живем в эпоху минимальной роли государства. Другое заблуждение сводится к якобы объективному снижению значимости государственного регулирования. Анализ мировых тенденций показывает, что отход от государственного регулирования повсеместно носил, скорее, внешний, чем глубинный характер, и что многие признаки свертывания государственного контроля излишне переоценивались.

Наиболее важным компонентом экономического развития страны является промышленная деятельность. Промышленная активность в XXI веке будет оставаться важнейшим фактором экономического развития Российской Федерации, в связи с чем важен качественный уровень промышленности, ее конкурентоспособность, высокоэффективное функционирование промышленного комплекса. Затянувшийся структурный кризис отечественной экономики требует реализации долгосрочной программы структурных преобразований, направленных на формирование конкурентоспособной промышленности .

Модернизация экономики во всем многообразии ее аспектов актуальна для России в целом. Вместе с тем специфика структурной перестройки заключается в том, что для ее проведения недостаточно лишь рыночного механизма, необходимы механизмы государственного регулирования, а также гибкого взаимодействия рынка и государственного регулирования, регламентирующие переход экономики к устойчивому развитию на базе осуществления структурных преобразований.

Определяющую роль в создании нового типа отраслевой структуры промышленности играет промышленная политика, реализующая приоритеты общегосударственной значимости, но с учетом особенностей потенциала многообразных регионов России.

В Российской Федерации государственная промышленная политика реализуется на двух уровнях - федеральном и региональном.

На федеральном уровне «национальная промышленная политика (далее - промышленная политика) - система правовых и экономических мер и действий субъектов промышленной политики, исходящих из приоритетного обеспечения конкурентоспособности национальной экономики, стабильного и инновационного социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований»9.

Сегодня приоритеты развития производственной сферы в регионе во многом определяются на местах. При поддержке федерального правительства, направленной на обеспечение единых жизненных стандартов, одинаковых стартовых условий, местные органы власти, используя широкий спектр инструментов, способны самостоятельно создавать предпосылки экономического

9 Проект Федерального закона № 98281-5 «О национальной промышленной политике в Российской Федерации».

роста на территории конкретного региона. Однако, несмотря на, казалось бы, единую для всех цель создания конкурентоспособного производства и условий для устойчивого развития территорий и страны в целом, механизм и инструменты реализации промышленной политики могут варьироваться в отдельных субъектах РФ в зависимости от уровня регионального развития экономики и социального положения.

Тенденции развития промышленности субъектов РФ свидетельствуют, что имеющиеся там различия в социально-экономической ситуации определяются как объективными, так и субъективными факторами.

Уровень развития территории, ее промышленный потенциал, специализация и структура хозяйства являются объективными факторами.

А вот проводимая политика властей всех уровней по отношению к территории, к выделению и поддержке приоритетных направлений деятельности отраслей народного хозяйства и промышленности - это уже субъективные факторы, и именно направленность этих субъективных факторов в значительной мере определяет скорость и тенденции изменений объективных.

В настоящее время многие промышленно развитые субъекты РФ формируют самостоятельно государственную промышленную политику в регионах. Необходимость ее разработки обусловлена:

❖ отсутствием приоритетных направлений промышленного развития на федеральном уровне10;

❖ высокой значимостью промышленного комплекса в экономике региона и спецификой его структуры;

❖ остротой социальных, экологических и прочих проблем;

❖ необходимостью закрепления наметившихся положительных тенденций.

В целом ряде субъектов РФ разработаны концепции промышленной политики, приняты законы о промышленной политике11.

Проведенный нами анализ этих законов свидетельствует, что само понимание промышленной политики, ее основные принципы, механизм реализации крайне противоречивы.

12

В частности, в ряде регионов понятие промышленной политики, формируемое как система правовых, экономических и организационных мер органов государственной власти субъектов Федерации, соответствует в большей мере понятию механизма ее реализации.

10 Только в ноябре 2008 года в Государственную Думу внесен проект федерального закона № 98281-5 «О национальной промышленной политике в Российской Федерации», который до сих пор не принят.

11 См., например «О региональной государственной промышленной политике в Тюменской области», «О промышленной политике Калужской области», «О промышленной политике Орловской области», «О промышленной политике в Брянской области», «О промышленной политике в Тульской области», «Об основах промышленной политики Тверской области», «Об основах промышленной политики Владимирской области», «Об основах промышленной политики Ярославской области» и т.д.

Кроме того, в ряде регионов разработаны концепции: «Концепция промышленной политики Республики Бурятия на 2006 - 2015 годы», «Концепция промышленной политики в Республике Адыгея» и т.д.

12 в законах о промышленной политике Краснодарского края, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Саратовской и Волгоградской областей.

Финансовая основа государственной поддержки определена только применительно к поддержке реформирования предприятий промышленности, но и, не исключая важность этой проблемы, промышленная политика субъектов Федерации также предусматривает и поддержку приоритетных с позиции конкурентоспособности отраслей. В большинстве данных законодательно-нормативных актов выделено в отдельную статью положение о программах развития промышленности, тогда как в главах, определяющих механизмы реализации промышленной политики, отсутствует даже упоминание о программном методе. Различаются также и сроки действия законов13.

В законах о промышленной политике» ряда регионов14 вообще отсутствует самостоятельный раздел, связанный с механизмом реализации промышленной политики. Меры государственной поддержки сконцентрированы в отдельных статьях, группирующих прямые и косвенные меры поддержки промышленности. Аналогичный подход принят и в нормативно-законодательных документах в сфере промышленной политики других регионов. Кроме того, в указанных нормативных актах отсутствует положение о том, что прямые и косвенные меры государственной поддержки могут быть оказаны как организациям, так и индивидуальным предпринимателям, работающим в сфере промышленности региона. Также в данных документах предусмотрены самостоятельные статьи закона, регламентирующие формы и методы государственного регулирования промышленной деятельности. Однако среди указанных форм отсутствует упоминание о программном методе реализации промышленной политики. Представляется некорректным выделение в этом законе самостоятельной статьи, связанной с разработкой программ развития промышленности, ибо программный метод реализации промышленной политики должен присутствовать в статье закона, регламентирующей формы и методы государственного регулирования промышленной деятельности. Значительные различия имеются в законодательном оформлении финансового обеспечения промышленной политики15.

Краткое рассмотрение принятых законодательных актов свидетельствует о необходимости уточнения как понятийного аппарата, так и механизма

13 Так, в законе «О промышленной политике» Нижегородской области» этот срок равен двум годам, в Волгоградском законе «О региональной промышленной политике» — 10 лет, в законе Краснодарского края - 5 лет, в законе Саратовской области «О промышленной политике» - 2 года.

14 В законе «О промышленной политике» Нижегородской области.

15 Законом «О промышленной политике» Нижегородской области предусматривается предоставление инвестиционного налогового кредита или освобождение от уплаты налога в областной бюджет, предоставление кредита на льготных условиях, финансирование программ развития промышленности на долевых началах с другими участниками. Кроме того, для финансирования промышленной политики и осуществления финансовой поддержки предприятий промышленности в этой области образуется областной внебюджетный Фонд развития промышленности.

В соответствии с законом «О промышленной политике» Краснодарского края к финансовым мерам поддержки субъектов промышленной деятельности, не упомянутым в законодательных актах других регионов, относятся - создание территориально-промышленных зон с предоставлением системы льгот, предусмотренных действующим законодательством, их участникам, и предоставление в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, в том числе на льготных условиях. Источниками финансирования целевых программ и планов государственной поддержки субъектов промышленной деятельности являются средства краевого бюджета, заемные средства и средства Бюджета развития Краснодарского края.

реализации промышленной политики субъектов Федерации. Промышленная

политика региона, по нашему мнению, это система отношений между правительственными органами субъекта Федерации и субъектами хозяйствования по поводу обеспечения эффективного функционирования предприятий региона и формирования конкурентоспособного промышленного комплекса.

Сущность промышленной политики региона заключается в обоснованном выборе правительством субъекта Федерации приоритетных отраслей и предприятий территории и в оказании им эффективной государственной поддержки. При разработке промышленной политики в конкретном субъекте Федерации необходимо учитывать имеющийся в мировой и отечественной практике опыт ее формирования и реализации. При выборе рационального варианта промышленной политики должно быть проведено:

❖ изучение и анализ реального сектора экономики;

❖ оценка способов достижения конкурентоспособности продукции промышленности территориальных образований как основы ее прочного положения;

❖ анализ потребности в ресурсах для реализации различных вариантов промышленной политики;

❖ определение возможных экономических последствий выбора различных вариантов промышленной политики.

Только такой подход позволит ранжировать меры промышленной политики во времени, учесть этапы экономического реформирования, выявить реальные возможности осуществления действенной промышленной политики.

Современная ситуация вынуждает разрабатывать промышленную политику сегодняшнего дня, нацеленную главным образом на стимулирование роста объемов промышленного производства, сохранение научно-технического и инновационного потенциала. Однако это должно быть только первым этапом долгосрочной промышленной политики, который может быть назван стабилизационным этапом. Важно, чтобы здесь обеспечивались цели и решались задачи, не противоречащие целям долгосрочного этапа, т.е. этапа формирования конкурентоспособной промышленности.

Модель формирования и реализации промышленной политики региона можно представить в виде схемы, которая может быть использована как типовая схема промышленной политики применительно к условиям Республики Дагестан. Она приведена на рис. 1, а ее детализация применительно к основным блокам - на рис. 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Теперь перейдем непосредственно к целям и задачам, которые должны быть отражены в промышленной политике территориальных образований.

Тенденции научно-технического и технологического развития

I

Государственная промышленная политика

к

Ч Л

а

<и -е

« 3 о к

И

и а ^ а ю Я ^ Я о о

Диагностика состояния промышленности региона

Технико-экономическое и финансовое Нормативно-правовая база Научно-технический и инновационный потенциал Ресурсные возможности Учет территориальных особенностей

I

Цели, задачи, принципы промышленной политики Республики Дагестан

Систематизация

предложений отраслевых союзов

Систематизация отечественного и зарубежного опыта проведения государственной промышленной политики

Этапы достижения целей и решения указанных задач

Методическое обеспечение выбора критерия селективной поддержки промышленных предприятий

ФОРМЫ

1 Индикативные планы и программы преобразования кризисных отраслей (подотраслей) и производств 1 Программы реструктуризации промышленных предприятий

Программы развития наукоемких отраслей, Целевые специальные программы, являющиеся формой компенсационного механизма

Реализация промышленной политики через механизмы

Развитие наукоемких Реструктуризация Компенсационный

I

I

Формирование конкурентоспособного промышленного комплекса региона, обеспечивающего улучшение социальных и экономических условий жизни населения территории

Объекты госрегу-

I

Количественная оценка эффективности проводимой промышленной политики

МЕТОДЫ

Институциональные:

1 Развитие отношений собственности (в т.ч. интеллектуальной) Правовое регулирование 1 Административно-экономическое регулирование (контроль над кредитной системой; контроль за работой собственника; государственные и муниципальные контракты; территориальные заказы; межрегиональные и межотраслевые и др.) Развитие новых организационно-правовых форм

Ресурсные:

Прямое финансирование 1 Экономическое регулирование (инструменты налоговой, кредитной, внешнеэкономической политики; государственное регулирование иен и тарифов и др.) Информационное регулирование

Рис. 1. Модель формирования и реализации промышленной политики.

Рис. 2. Этапы и цели промышленной политики.

Концепция промышленной политики должна включать в себя следующие элементы:

❖ основные цели, задачи и принципы формирования промышленной политики территории;

❖ приоритетные направления развития промышленности территориальных образований;

❖ критерии выбора приоритетов промышленной политики;

❖ условия и механизм реализации промышленной политики. Стратегической целью промышленной политики на ее долгосрочном

этапе является создание конкурентоспособного промышленного комплекса региона, обеспечивающего усиление вклада промышленности в решение социально-экономических проблем территории (рис. 2).

Ее достижение предопределяет необходимость решения задач (рис. 3), направленных на:

❖ формирование современной технологической структуры на основе активизации использования инновационного потенциала региона;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

Стабилизационный

Долгосрочный

Сохранение и развитие промышленного потенциала региона, достижение высокой степени экономической и энергетической независимости; Формирование устойчивых технологических цепочек, создание интегрированных корпоративных структур, поощрение создания и производства конкурентоспособной продукции, содействие разработке и внедрению импортозамещающих наукоемких и ресурсосберегающих технологий, соответствующих мировым стандартам качества; Расширение участия государства в управлении хозяйственной и инвестиционной деятельностью государственных и контролируемых государством предприятий на территории региона; Стимулирование размещения на промышленных предприятиях региона заказов для территориальных и государственных нужд, защита интересов местных товаропроизводителей и расширение их связей на международном, федеральном и региональных рынках товаров и услуг, развитие потребительского рынка ТНП и продукции производственно-технического назначения; Создание условий для обеспечения максимальной занятости населения; Рациональное использование природных ресурсов территории; Предупреждение негативных социальных последствий трансформации промышленного комплекса и смягчение их воздействия на население региона в ходе осуществления промышленной политики.

Формирование современной технологической структуры на основе активизации использования инновационного потенциала; Становление оптимальной отраслевой и институциональной структуры регионального промышленного комплекса обеспечение дифференцированного подхода к выбору приоритетов промышленной политики для различных муниципальных образований территории диверсификация производства;

Активизация инвестиционного процесса, усиление инновационной направленности инвестиционной деятельности; Улучшение социальных и экологических условий развития территории; Создание предпосылок перехода к устойчивому региональному развитию.

Рис. 3. Задачи промышленной политики.

❖ становление оптимальной отраслевой и институциональной структуры промышленного комплекса;

❖ обеспечение дифференцированного подхода к выбору приоритетов промышленной политики для различных территорий;

❖ ориентацию на производство товаров и услуг конкурентоспособного качества;

ЭТАПЫ

НАПРАВЛЕНИЯ

(применительно к Республике Дагестан)

Стабилизационный

Реализация территориальных конкурентных

преимуществ низкого порядка: сырье,

■ Повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынок, импорто-замешение и перевод на этой основе инновационно активного промышленного производства в стадию устойчивого роста;

■ Изменение промышленной структуры в сторону увеличения доли перерабатывающих отраслей за счет наращивания объемов производства в отраслях ориентированных на внутренний рынок, продукция и услуги которых пользуются спросом (таких, как пищевая, легкая, машиностроение, промышленность строительных материалов) при сохранении высоких темпов роста предприятий топливно-энергетического комплекса;

■ Восстановление отраслей промышленности, ранее динамично развивающихся, но за годы реформ утративших свои позиции в экономике региона, для развития которых в области имеется необходимая сырьевая и технологическая базы (легкая. рыбная, стекольная отрасли).

Долгосрочный

Реализация территориальных конкурентных преимуществ высокого порядка: научно-технический потенциал, инновационные ресурсы

■ Стимулирование экономического роста через создание благоприятного инвестиционного и налогового климата, поддержку реализации инвестиционных проектов, направленных на использование новейших технологий;

■ Повышение инновационной активности и поощрение развития высокотехнологичных секторов экономики, эффективное использование производственного и научно-технического потенциала;

■ Повышение доли добавленной стоимости, создаваемой в промышленности, путем увеличения объемов продукции с глубокой переработкой сырья;

■ Стимулирование промышленных предприятий на использование получаемой прибыли и амортизационных отчислений на техническое перевооружение своих мощностей с вовлечением в этот процесс региональных машиностроительных предприятий;

■ Развитие межотраслевой внутриобластной кооперации;

■ Стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности, организация продвижения продукции региональных производителей на внешние по отношению к региону рынки; развитие инфор-

Рис. 4. Направления промышленной политики.

❖ диверсификацию производства;

❖ активизацию инвестиционного процесса, усиление инновационной направленности инвестиционной деятельности.

Особенности сформировавшейся отраслевой и институциональной структуры промышленного комплекса индустриальных регионов, сложившаяся там экологическая ситуация, имеющийся научно-технический и производственный потенциал позволяют определить следующие стратегические направления промышленной политики (рис.6):

❖ внедрение наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых технологий;

❖ освоение на территории региона конкурентоспособных производств, развитие уже существующих высокотехнологичных предприятий;

❖ внедрение современных методов и систем управления качеством, обеспечивающих повышение конкурентоспособности и технического уровня продукции, промышленного производства с достижением его экологической безопасности;

❖ укрепление кадрового потенциала промышленности;

❖ формирование инфраструктуры (в т.ч. инновационной), адекватной целям и задачам промышленной политики;

❖ создание законодательной базы обеспечения конкурентоспособности промышленности.

На стабилизационном этапе на основе анализа факторов развития территории, анализа ключевых экономических субъектов и анализа кластеров и т.д. должны быть

❖ определены приоритеты промышленной политики региона;

❖ созданы условия для восстановления производства на наиболее перспективных предприятиях;

❖ сформирован необходимый стартовый капитал;

❖ созданы институциональные предпосылки для решения отмеченных выше стратегических задач промышленной политики.

Таким образом, условием осуществления долгосрочной промышленной политики является реализация стабилизационного этапа.

Стабилизационный этап промышленной политики. Анализ ситуации в Республике Дагестан, на примере которой рассматривается формирование промышленной политики региона, свидетельствует о важности государственного регулирования развития промышленности региона как единого комплекса независимо от форм собственности образующих его предприятий.

Дагестан является регионом с достаточным промышленным потенциалом. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан, на 1.01.2008 г. количество предприятий и производств по выпуску промышленной продукции, выполнению работ и услуг промышленного характера, учтенных в Статрегистре, составило 2,9 тыс., что на 3,6% больше соответствующего периода предыдущего года. Доля крупных и средних предприятий в общем их количестве - 33,8% (Таблица 1).

Таблица 1.

Основные показатели работы добывающих, обрабатывающих производств,

производства и распределения электроэнергии, газа и воды _Республики Дагестан16._

2007 в % к

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2000

Число действующих предприятий (на конец года)17, единиц 227 247 262 242 235 955 972 987 в 4,35 раза

Индекс промышленного про-

изводства в процентах к пре-

дыдущему году 100,9 102,9 108,8 94,7 115,1 136,3 108,5 121,4 В 2,2 раза

Среднегодовая численность

работников организаций, тыс. человек 60,2 59,2 51,6 47,9 41,9 50,5 46,6 47,4 78,7 %

Сальдированный финансовый

результат (прибыль минус убыток)1"1, млн. рублей) 954,3 697,7 1246,2 1197,6 1029,4 1103,4 -756,4 1557,5 в 1,6 раза

Уровень рентабельности продукции, процентов 115,4 24,3 30,9 35,6 26,8 27,5 25,2 7,6 6,6 %

В Республике Дагестан промышленность является структурообразующей отраслью. Доля промышленности в ВРП республики составляет 16,4%, доля в налоговых поступлениях достигала в 2000 году 59,6% (Таблица 2). Ведущее место занимают топливно-энергетическая, машиностроительная и пищевая промышленности, они дают вместе более 60% от производимой промышленной продукции. Помимо ведущих отраслевых комплексов, в промышленности Дагестана неплохо развиты индустрия строительных материалов, деревообработка, химическая промышленность.

Таблица 2.

18

Налоговые поступления по отраслям экономики Республики Дагестан (в %)

Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Промышленность 59,6 56,2 37,4 43,0 34,7 20,0

Индекс промышленного производства за 2007 год характеризуется следующими данными19:

Таблица 3.

2007 г. в % к Справочно: 2007 г. в % к 2000г.

2006 г. 2005 г.

Дагестан Россия Дагестан Россия Дагестан Россия

Всего 121,4 106,3 131,7 110,4 в 2,2 р. 143,7

Положительную роль в обеспечении республики товарами и услугами играет малое предпринимательство. Заметное развитие оно получило в ме-

16 Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.

17 крупные и средние предприятия.

18 Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.

19 Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.

таллообработке, деревообрабатывающей промышленности, промышленности стройматериалов, легкой, пищевой промышленности, мукомольно-крупяной, полиграфии и ювелирной промышленности.

Поступательное развитие дагестанской промышленности начало замедляться с 1985 года, а после 1990 года, по существу, прекратился ее рост. Экономический кризис, начавшийся в стране, наиболее сильно ударил прежде всего по этой отрасли народного хозяйства. Падение уровня производства здесь по сравнению с 1990 годом составило почти 70%. Наиболее глубокий спад произошел в машиностроении, промышленности строительных материалов и особенно в легкой промышленности.

Кризисная ситуация в отрасли была обусловлена целым рядом факторов: разрывом хозяйственных связей, расстройством финансово-кредитной системы, падением спроса на продукцию, конверсией предприятий оборонного комплекса, незначительной ориентированностью производимой продукции на внутренний рынок, слабой внутриреспубликанской интеграцией предприятий, высокой долей дорогого привозного сырья, сильной степенью физической и моральной изношенности основных фондов, высокими налоговыми ставками и издержками проводимой реформы.

Позитивные тенденции, наметившиеся после дефолта 1998 года со второй половины 1999 года, сохранились и продолжились и в течение последних лет. Очевидно, что чем дальше от тех лет, когда республика находилась в длительной экономической блокаде, от войны 1999 года и разрушительных природных стихий, тем сложнее добиваться высоких темпов социально-экономического развития.

Начавшийся в 2008г. мировой финансовый кризис отразился на эконо-

20

мике Республики Дагестан. И хотя индекс промышленного производства

в сентябре 2009г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего

21

года составил 114,3%, а в январе-сентябре 2009г. - 112,3% , для текущего года характерно снижение темпов роста промышленного производства. Это обусловлено снижением объемов производства по следующим видам экономической деятельности: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство машин и оборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, обработка древесины и производство изделий из дерева, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых и производство кокса, нефтепродуктов.

С начала 2009 года в республике наблюдается снижение темпов производства по виду деятельности «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых», что обусловлено снижением объемов добычи нефти. За январь-

20 Индекс промышленного производства исчисляется по видам деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производства и распределение электроэнергии, газа и воды» на основе динамики производства важнейших товаров-представителей (в натуральном или стоимостном выражении). В качестве весов используется структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности за базисный (2002) год.

21 Источник: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.

сентябрь 2009 года объем добычи нефти, включая газовый конденсат, составил 148,1 тыс. тонн, что на 13,6% ниже уровня января-сентября 2008 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из главных факторов, сдерживающих дальнейшее развитие промышленного производства, является нехватка квалифицированных рабочих кадров. Потребность в рабочих и инженерных высококвалифицированных кадрах в машиностроении на сегодняшний день составляет более 1100 22

человек.

Дагестанские промышленные предприятия, обладая определенным производственным и технологическим потенциалом в современных условиях хозяйствования, не вполне адаптировались к внешней окружающей среде и не смогли создать себе конкурентные преимущества.

Однако последствия экономического кризиса - это не только спад в некоторых отраслях дагестанской экономики. Самым главным направлением происшедших в экономике Дагестана в последние годы перемен можно считать десоциализацию экономики. Современная экономика Дагестана становится все менее гуманной и рассчитанной исключительно на извлечение прибыли.

Тяжелая ситуация сложилась с обеспечением занятости. Уровень общей безработицы в Дагестане в настоящее время почти в два с половиной раза превышает ее среднюю величину по Российской Федерации.

Дагестан имеет более низкий уровень экономического развития, чем другие регионы, и, как следствие, весьма сложную, даже кризисную, ситуацию в социальной сфере. До 40% всего населения в Республике Дагестан имеет доходы ниже прожиточного минимума.

Сегодня Дагестан, как республика с длительной социальной депрессией, не может за счет собственных средств преодолеть сложившееся отставание. Необходим поиск выхода из сложившейся ситуации, так как длительное пребывание в таком состоянии может еще в большей степени усилить социальную напряженность и вызвать социальные конфликты и еще более осложнить обстановку в этом взрывоопасном регионе, имеющем исключительное значение для национальной безопасности России.

Всем этим объясняется важность стабилизационного этапа промышленной политики в регионе. Цели стабилизационного этапа представлены на рис. 2. Важнейшими задачами стабилизационного этапа (рис. 3) являются:

❖ сохранение и развитие промышленного потенциала региона, достижение высокой степени экономической и энергетической независимости;

❖ оптимизация структуры промышленности территории посредством формирования устойчивых технологических цепочек, создание ин-

23

тегрированных корпоративных структур с вовлечением в этот процесс технологически связанных предприятий, поощрение создания

22 Промышленности кризис не угрожает // Дагестанская правда. 25.12.2008.

23 Например, в пищевой и перерабатывающей промышленности, судостроении и т.д.

конкурентоспособной продукции и ее производства, содействие разработке и внедрению импортозамещающих наукоемких и ресурсосберегающих технологий, соответствующих мировым стандартам качества;

❖ расширение участия государства в управлении хозяйственной и инвестиционной деятельностью государственных и контролируемых государством предприятий;

❖ стимулирование размещения на промышленных предприятиях региона заказов для территориальных и государственных нужд, защита интересов местных товаропроизводителей и расширение их связей на международном, федеральном и региональном рынках товаров и услуг, развитие потребительского рынка товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;

❖ создание организационных, экономических и социальных условий, способствующих внедрению на предприятиях систем управления качеством на базе международных стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000;

❖ создание условий для обеспечения максимальной занятости населения;

❖ рациональное использование природных ресурсов;

❖ поддержка становления малого (прежде всего инновационного) бизнеса;

❖ предупреждение негативных социальных последствий трансформации промышленного комплекса и смягчение их воздействия на население региона в ходе осуществления промышленной политики.

Для решения указанных задач, в частности формирование в регионе устойчивых технологических цепочек, необходимо развитие внутрирегиональ-

^ 24

ной кооперации . Особое значение должно быть придано организации товарных рынков. Для этого необходимо:

❖ проведение оценки технического уровня и конкурентоспособности товарной продукции на внутреннем и внешнем рынках, в том числе намечаемой к освоению в производстве;

❖ определение объемов возможного производства конкурентоспособной продукции, в том числе идущей на экспорт;

❖ содействие обеспечению оборотным капиталом тех свободных мощностей, которые могут выпускать конкурентоспособную продукцию;

❖ прогнозирование развития товарных рынков;

❖ создание инфраструктуры, обслуживающей рынок промышленного капитала.

Решение задач стабилизационного этапа в значительной степени будет определяться решением проблемы повышения платежеспособного спроса

24 оптимальные кооперационные связи с предприятиями смежниками, формирование условий и стимулов для расширения производственной, технологической и инновационной кооперации малого предпринимательства с крупным.

промышленных предприятий в регионе, а также инвестиционной привлекательностью промышленности. Для ее повышения необходимо:

❖ создание системы гарантий для инвесторов;

❖ снижение рисков по инвестиционным проектам;

❖ обеспечение условий для сокращения в регионе безработицы;

❖ совершенствование управления финансовыми потоками, направленное на увеличение объема инвестиций, развитие правовой базы инвестиционной деятельности.

Особенности социально-экономической ситуации накладывают отпечаток на формирование приоритетов в конкретный период. В стабилизационный период критерии, в соответствии с которыми могут быть выделены приоритеты государственной поддержки промышленного производства в регионе, следующие:

❖ наличие и перспектива роста платежеспособного спроса (внутреннего и внешнего) на определенные виды продукции и услуг.

❖ наличие конкурентных преимуществ того или иного вида производства. Анализ ресурсных возможностей, в частности Республики Дагестан, для реализации промышленной политики показал, что на стабилизационном этапе целесообразно ориентироваться на такие источники развития, как собственные природные ресурсы. Республика Дагестан имеет определенные конкурентные преимущества, способные оказать воздействие на улучшение экономического положения. От эффективности использования имеющегося позитивного потенциала при реализации экономически обоснованного сценария развития будут зависеть темпы социально-экономического развития региона, выход его на траекторию устойчивого роста.

Конкурентные преимущества Республики Дагестан (геостратегическое положение региона, природно-сырьевая база), обеспечивая инвестиционную привлекательность региона, могут служить основой роста экономики.

Однако местное сырье и материалы, дешевая рабочая сила, минимальные затраты экологического характера - это конкурентные преимущества низкого порядка. Они отличаются малой устойчивостью и не способны обеспечить долговременные преимущества. Дагестану необходимо обладать, помимо указанных источников, конкурентными преимуществами высокого порядка, позволяющими определять стратегический путь развития промышленности - уникальными технологиями и продукцией, высоким научным потенциалом, высококвалифицированными специалистами, современным менеджментом, т.е. тем, что позволит формирование высокотехнологичного наукоемкого производства.

Необходимо проанализировать, выявить и обосновать возможности применения перспективных технологических решений, критических технологий и технологий двойного назначения (что свидетельствуют о развитии элементов современного технологического уклада) на предприятиях Республики Дагестан. Ядром механизма реализации новой научно-

промышленной политики должна стать система мер, обеспечивающих прогрессивные структурно-технологические сдвиги в продвижении самого передового в наших условиях, пятого, технологического уклада.

Основные мероприятия в рамках промышленной политики должны быть направлены на повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции, снижение затрат и повышение эффективности производства, расширение сырьевой базы и переработку техногенных образований, интенсификацию отдельных технологических процессов.

Реализация отмеченных научно-технических разработок и технологий позволит снизить долю старых технологических укладов, существование которых неизбежно приводит к замедлению технологических сдвигов и темпов роста экономики, снижению конкурентоспособности товаров на внутреннем и мировом рынках.

Помимо конкурентных преимуществ низкого и высокого порядка, необходимо учитывать конкурентоспособность территории. Необходима диагностика не только состояния ее промышленного комплекса (специализация, диверсифицированность, темпы роста и др.), но и состояния экономической среды (все виды инфраструктуры, экологическое состояние, качество трудовых ресурсов и т.д.). Следовательно, необходимо при разработке конкретных мер механизмов реализации промышленной политики учитывать специфику каждой из территорий субъектов РФ.

❖ Рентабельность объектов господдержки, которая обеспечивает самофинансирование их расширенного воспроизводства и улучшение качественных параметров производственной базы. Это особенно важно в начальный период после кризисного возрождения индустрии, для которого характерен острейший инвестиционный дефицит. Однако с оживлением производства расширяется круг рентабельных предприятий и отраслей, что увеличивает масштабы перераспределения финансовых ресурсов как важнейшего рычага селективной промышленной политики.

❖ Комплексная оценка состояния предприятий с учетом их социальной значимости. Для определения конкретных объектов государственной поддержки необходимо применять методику рейтинговой оценки, позволяющую классифицировать предприятия не только по финансово-экономическим параметрам, но и учитывать роль предприятий в экономическом комплексе региона, социальную нагрузку на предприятия, их вклад в создание валового регионального продукта, в формирование регионального бюджета и внебюджетных фондов.

❖ Структурообразующий характер поддерживаемого вида производства, развитие которого за счет мультипликативного воздействия позволит вывести из кризиса другие виды. Выявление структурообразующих предприятий, создание стратегии их развития и формирование на этой базе структурообразующих схем, реализующих корпоративную стратегию, -реальная основа для принятия региональной администрацией положительного решения по поддержке таких промышленных предприятий. Подобного рода мультипликативные эффекты через подъем основного произ-

водства и технологически связанных с ним сопряженных видов деятельности ведут к оживлению хозяйственного комплекса в целом.

Указанные выше критерии, по мере улучшения экономической ситуации в стране и ее регионах, могут и должны быть изменены с акцентированием внимания на критерии и ориентиры развития, связанные с научно-техническим прогрессом, формированием современного технологического уклада и с более характерными социальными предпочтениями.

С учетом отмеченных критериев приоритетными направлениями в промышленной политике на стабилизационном этапе в Республике Дагестан (рис. 4) признаются:

❖ повышение конкурентоспособности продукции и технического уровня производства, обеспечение выхода инновационной продукции и высоких технологий на внутренний и внешний рынки, импор-тозамещение и перевод на этой основе инновационно активного промышленного производства в стадию устойчивого роста;

❖ изменение промышленной структуры в сторону увеличения доли перерабатывающих отраслей за счет наращивания объемов производства в отраслях, ориентированных на внутренний рынок, продукция и услуги которых пользуются спросом (таких как пищевая, легкая промышленность, машиностроение, промышленность строительных материалов) при сохранении темпов роста предприятий топливно-энергетического комплекса;

❖ восстановление отраслей промышленности, ранее динамично развивающихся, но за годы реформ утративших свои позиции в экономике региона, для развития которых в регионе имеется необходимая сырьевая и технологическая базы (легкая, рыбная, стекольная отрасли и др.).

❖ техническое перевооружение действующих промышленных предприятий через реализацию инвестиционных проектов, направленных на внедрение новейших технологий.

Исходя из этого, первоочередными задачами промышленной политики на долгосрочном этапе становятся:

❖ стимулирование экономического роста через создание благоприятного инвестиционного и налогового климата, поддержку реализации инвестиционных проектов, направленных на использование новейших технологий;

❖ повышение инновационной активности и поощрение развития высокотехнологичных секторов экономики, эффективное использование производственного и научно-технического потенциала;

❖ повышение доли добавленной стоимости, создаваемой в промышленности, путем увеличения объемов продукции с глубокой переработкой сырья;

❖ стимулирование промышленных предприятий на использование получаемой прибыли и амортизационных отчислений на техническое перевооружение своих мощностей с вовлечением в этот процесс ре-

гиональных машиностроительных предприятий;

❖ развитие межотраслевой и внутрирегиональной кооперации;

❖ стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышения их эффективности;

❖ организация продвижения продукции производителей Республики Дагестан на внешние по отношению к региону рынки;

❖ развитие информационной и консалтинговой инфраструктур;

❖ окончательное снятие с предприятий бремени содержания объектов социальной инфраструктуры;

❖ совершенствование и развитие межотраслевых ценовых соглашений;

❖ развитие взаимовыгодного сотрудничества и скоординированных действий на внешних рынках, прежде всего на рынке СНГ.

Рис. 5. Предпосылки реализации и развития инновационного потенциала На долгосрочном этапе промышленной политики стратегическими приоритетами являются наукоемкие отрасли, способные производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Условием развития этих отраслей является инновационный потенциал территории, предпосылки реализации и развития которого приведены на рис. 5. Другим стратегическим приоритетом являются кризисные отрасли, основанные на III технологическом укладе. В целом отрасли этого уклада характеризуются низким техноло-

гическим уровнем, избытком производственных мощностей, невостребованностью их продукции на мировом рынке. Более 2/3 дагестанских предприятий отмеченного уклада нуждаются в перепрофилировании и испытывают серьезные финансовые трудности.

Для обоснованного выделения стратегических приоритетов промышленной политики необходим:

❖ анализ отраслей и производств с точки зрения их принадлежности к определенному технологическому укладу;

❖ дифференциация отраслей и производств в соответствии с темпами роста производства, финансовым положением предприятий, степенью загрузки производственных мощностей; уровнем конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках; удельным весом продукции, соответствующей мировым стандартам.

Комплексный анализ позволит провести обоснованную группировку с выделением группы наукоемких и кризисных отраслей. Для каждой из них должно быть спрогнозировано развитие внутреннего и внешнего рынка продукции. Прогнозирование рынка продукции предприятий наукоемких отраслей должно производиться с учетом повышения инновационной восприимчивости отечественной промышленности субъектов Федерации, а прогнозирование рынка продукции предприятий кризисных отраслей - с учетом ситуации на них после проведения реструктуризации. Реструктуризация предполагает:

❖ определение оптимального уровня мощностей предприятий, необходимого для обеспечения потребностей внутреннего рынка и экспорта в производимой продукции;

❖ вывод нерентабельных производств, исключение устаревших технологий, снятие с производства неконкурентоспособных изделий;

❖ диверсификацию производственной деятельности с учетом градообразующего положения большинства предприятий кризисных отраслей при сохранении рабочих мест и организации производства высококачественных товаров;

❖ качественное преобразование отраслей в результате диффузии в них элементов нового технологического уклада;

❖ совершенствование организационной структуры и формирование адекватной современным условиям развития структуры собственности в кризисных отраслях.

Свертыванию или ликвидации подлежат предприятия, не обладающие потенциалом для производства конкурентоспособной продукции, даже в результате реструктуризации, при условии, что этот процесс не создаст существенных социальных проблем и не окажет негативного влияния на национальные, региональные интересы и безопасность. Это позволит определить оптимальный объем производственных мощностей предприятий кризисных отраслей, оценить перспективы и сроки реструктуризации, а также наиболее предпочтительные направления диверсификации деятельности предприятий кризисных отраслей.

Конкурентоспособность промышленности субъектов Федерации в значительной степени зависит от ускорения инновационного процесса. Его обеспечение возможно при условии повышения инновационной восприимчивости промышленности региона и роста инновационной активности в промышленном комплексе региона. Эти задачи решаются в ходе реализации инновационной политики, являющейся средством достижения стратегической цели промышленной политики.

Реализация инновационной политики и повышение конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей в ближайшие годы в Республике Дагестан необходимо осуществлять по следующим направлениям:

❖ внедрение ресурсосберегающих технологий, которые позволят существенно снизить уровень материальных затрат предприятий и в конечном итоге повлияют на ценовую конкурентоспособность продукции местных товаропроизводителей;

❖ увеличение доли продукции высокой степени переработки, при которой обеспечиваются высокие потребительские свойства продукции и создается основная добавленная стоимость;

❖ обеспечение необходимой динамики обновления технологий;

❖ расширение сырьевой базы производства путем вовлечения в хозяйственный оборот новых видов сырья;

❖ обеспечение гибкости производства и способности промышленных предприятий к быстрому обновлению номенклатуры выпускаемой продукции;

❖ восстановление на новой технической основе традиционных для региона отраслей промышленности.

Таким образом, под механизмом реализации промышленной политики понимается система правовых, экономических и организационных мер, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования и решению социальных проблем населения территории.

Главными принципами формирования механизма реализации промышленной политики являются: принцип нацеливания и принцип селективности.

Важнейшими элементами механизма реализации промышленной политики являются:

❖ механизм реструктуризации кризисных отраслей (подотраслей);

❖ механизм развития наукоемких отраслей;

❖ компенсационный механизм, который призван не только снизить негативные социальные последствия процесса трансформации промышленного комплекса территории, но и решить проблемы, являющиеся общими как для кризисных, так и для наукоемких отраслей25.

25 В частности, проблемы структурной безработицы, инфраструктурного обеспечения структурной перестройки промышленности субъекта Федерации, повышения «инновационноемкости» промышленного комплекса

Рис. 6. Механизм реализации промышленной политики.

Основными формами механизма реализации промышленной политики региона являются (рис. 6):

❖ индикативные планы преобразования кризисных отраслей (подотраслей) и производств и разработанные на их основе соответствующие программы реструктуризации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

❖ программы развития наукоемких отраслей;

❖ программы реструктуризации промышленных предприятий;

❖ прогнозы и программы социально-экономического развития проблемных территорий региона, выбранных в качестве стратегических объектов регулирования;

❖ целевые специальные программы, являющиеся формой компенсационного механизма, направленные на решение конкретных проблем структурной перестройки промышленности территориальных образований:

> программа трансформации кадрового потенциала, обеспечивающая сокращение безработицы, повышение качества кадрового потенциала региона;

> программа развития инфраструктуры, соответствующей целям и задачам промышленной политики;

> комплекс территориальных инновационных программ. Проведенные исследования свидетельствуют, что грамотное формирование и проведение промышленной политики позволяет стимулировать экономический рост и структурные изменения в пользу видов производств, отобранных по критериям развития конкурентоспособного производства.

Для того чтобы выработать промышленную политику, прежде всего необходимо определить приоритеты, объекты воздействия и регулирования, отвечающие имеющимся экономическим условиям и возможностям государственного управления хозяйственным комплексом, процедуры мониторинга и корректировки.

При этом совокупность инструментов промышленной политики должна соответствовать конкретному этапу рыночной трансформации реального сектора экономики и не может не меняться по мере смены этапов кризиса, стабилизации, постстабилизационного восстановления, активной структурной перестройки и экономического роста включения страны в процессы мирохозяйственной глобализации.

_Литература_

1. Дохолян С.В. Методологические вопросы формирования и распределения инвестиционных ресурсов // Вестник Дагестанского научного центра. -Махачкала; №16. 2004.

2. Дохолян С.В. Стратегия социально-экономического развития региона на основе программно-целевых методов управления // Республиканская научно-практическая конференция «Стратегия экономического развития Республики Дагестан до 2020 года». - Махачкала, 2008.

3. Петросянц В.З., Дохолян С.В. Критерии и факторы экономического роста региона // Проблемы современной экономики. - Санкт-Петербург. №4, 2007.

4. Петросянц В.З., Дохолян С.В. Прогнозирование и сценарные варианты социально-экономического развития проблемных регионов // Всероссийская научная конференция «Проблемы государственной политики регионально-

го развития России» (Москва, 4 апреля 2008 г.)

5. Петросянц В.З., Дохолян С.В. Региональное развитие и факторы экономического роста // Региональная экономика: теория и практика. - М.: №18 (54), 2007.

6. Петросянц В.З., Дохолян С.В. Стратегия развития и модернизации экономики депрессивного региона // Региональные проблемы преобразования экономики. ИСЭИ ДНЦ РАН, № 1, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.