Научная статья на тему 'Меры этноэкономической политики в условиях глобализации'

Меры этноэкономической политики в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY / ЭТНОЭКОНОМИКА / ЭФФЕКТИВНЫЙ СОБСТВЕННИК / EFFECTIVE PROPRIETOR / ОТСТАЮЩИЙ РЕГИОН / LAGGING BEHIND REGION / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SPHERE / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / RESTRUCTURING / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ETHNOECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багомедов Магомед Алиевич

Статья посвящена разработке мер проведения региональной этноэкономи-ческой политики в целях скорейшего выхода из экономического кризиса: повышению финансовой ответственности, содействию эффективным структурам этноэкономики, федеральному финансированию единых стандартов социальной сферы, переходу к налогообложению добычи полезных ископаемых, стимулированию использования преимуществ этноэкономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOECONOMIC POLICY MEASURES IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Article is devoted working out of measures of carrying out of regional ethnoeconomic policy with a view of the prompt exit from an economic crisis: increase of financial responsibility, assistance to effective structures ethnoeconomy, federal financing of uniform standards of social sphere, transition to the mining operations taxation, stimulation of use of advantages of ethnoeconomy.

Текст научной работы на тему «Меры этноэкономической политики в условиях глобализации»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ И ДЕМОГРАФИИ

_БАГОМЕДОВ М.А.

МЕРЫ ЭТНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ политики В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Статья посвящена разработке мер проведения региональной этноэкономи-ческой политики в целях скорейшего выхода из экономического кризиса: повышению финансовой ответственности, содействию эффективным структурам этноэкономики, федеральному финансированию единых стандартов социальной сферы, переходу к налогообложению добычи полезных ископаемых, стимулированию использования преимуществ этноэкономики.

ВАООМЕБО УМ. А.

ETHNOECONOMIC POLICY MEASURES IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Article is devoted working out of measures of carrying out of regional eth-noeconomic policy with a view of the prompt exit from an economic crisis: increase of financial responsibility, assistance to effective structures ethnoeconomy, federal financing of uniform standards of social sphere, transition to the mining operations taxation, stimulation of use of advantages of ethnoeconomy.

Ключевые слова: региональная политика, этноэкономика, эффективный собственник, отстающий регион, социальная сфера, реструктуризация, глобализация.

Keywords: the regional policy, ethnoeconomy, the effective proprietor, lagging behind region, social sphere, restructuring, globalization.

Мировой финансовый кризис отразился в России свёртыванием многих социально-экономических проектов поддержки региональных программ социально-экономического развития, в том числе такого экономически отстающего региона, как Дагестан. Существуют точки зрения, что региональная политика в России формируется только на уровне центра, и под этим суждением есть определенная логика, поскольку большинство регионов России является дотируемыми, а федеральный центр проводит политику укрепления вертикали власти. Однако политика выравнивания уровней развития и обеспечения бюджетной самодостаточности регионов, проводимая федеральным центром уже более 10 лет, так и не принесла плодов. Были потрачены триллионы рублей, а дотируемость и отставание налоговой базы большинства регионов только выросли. Это свидетельствует о том, что ключи к эффективности региональных экономик лежат в самих регионах и проблема заключается в формировании более эффективной промышленной политики (1) в самих ре-

гионах. В национальных республиках Северного Кавказа высокую эффективность и в условиях кризиса демонстрируют структуры этноэкономики. В этой связи можно предложить следующие конструктивные меры в направлении совершенствования региональной этноэкономической политики, которые, правда, нуждаются в дальнейшей проработке адекватности и апробации: 1. Необходимо передать эффективным структурам этноэкономики большинство убыточных предприятий региона. В нашем понимании к эффективным собственникам относятся те представители авторитетных структур этноэко-номики, кто регулярно выполнял свои обязательства перед государством и муниципалитетом, прежде всего, по выполнению миссии и росту объёмов производства и инвестиций, вовремя рассчитывался за кредиты, по заработной плате и начислениям и после этого приносил дивиденды собственнику. Так называемая адресная поддержка терпящих трудности предприятий, банков, финансовых институтов и т. д. в течение последних двадцати лет привела в отстающих регионах к формированию по клановому принципу целого класса предпринимателей - трутней, которые, будучи директорами бывших градообразующих предприятий, растратили ликвидные ресурсы, сдали в аренду все принадлежащие предприятию площади, ничего не производят и

32

при этом продолжают исправно просить государственную поддержку .

Собственники, принявшие неправильные инвестиционные решения, некомпетентные менеджеры в условиях доминирующего значения этноэконо-мики должны нести бремя ответственности за свои решения своим личным имуществом. Их собственность должна перейти в руки более компетентных кланов, людей и организаций. В Дагестане, где этноэкономика вышла на ведущие позиции, в отличие от России в целом, уже исключено наращивание участия государства в кредитовании и в капитале банковской системы (то есть перекладывание бремени убытков с некомпетентных собственников и менеджеров на остальных граждан России). Дагестанские банки маленькие, по собственному капиталу нет ни одного входящего в первые три сотни коммерческих банков, тем не менее их тридцать два, они прибыльные, и каждый из них занимает важное место в формировании этноэкономик Дагестана.

Для предпринимательских структур должны быть установлены разные очереди залогового кредитования и первоочередными залогами должны стать пакеты документов на собственность и акций, принадлежащие руководителю (хозяину) предприятия или данному этническому сообществу. В частности, необходимо отказаться от какого-либо противодействия переходу залога в руки кредиторов односельчан, в том числе иностранных соотечественников, при неисполнении заемщиками своих обязательств. Помимо того, что такое противодействие перекладывает на налогоплательщиков бремя чужих ошибок, совладение этническими предприятиями со стороны иностран-

32 Для перехода России к реальному развитию экономики нуждается в новой редакции гражданский кодекс и вытекающий из него закон о предприятии. В частности обговариваемая в уставных документах миссия предприятия производить определённые товары и услуги должна быть поставлена в приоритет перед дивидендами акционеров и самовластием директоров. От принципа единоначалия в управлении предприятиями России необходимо отказаться, поскольку именно он является главным источником злоупотреблений и стагнации в экономике.

ных собственников может стать одним из существенных каналов привнесения инноваций.

2. С другой стороны, отрасли социальной сферы (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, физкультура и спорт), чьи услуги гарантируются Конституцией России, должны перейти из регионального ведения в федеральное.33 Это позволит обеспечить единую социальную политику и единые стандарты для всех граждан России, что является одним из требований глобализации. Помимо того, можно снизить неравенство в количестве и качестве услуг социальной сферы, предоставляемых по регионам, фактически сложившееся вследствие того, что уже два десятилетия у администраций регионов были разные приоритеты и концепции управления развитием контролируемых территорий.

В регионе должна проводиться более ответственная бюджетная политика, включающая: а) соблюдение устойчивого развития триады (человеческий капитал, инвестиции, экология), заключающаяся в поддержании только тех предприятий и отраслевых программ, которые непосредственно связаны с социально-экономической безопасностью страны и региона; б) формирование сбалансированного регионального бюджета путем сокращения неэффективных и деструктивных статей расходов (таких как адресная поддержка «близких» предприятий); в) снижение региональных государственных расходов за счёт изложенного выше, сокращение перераспределительной активности региона (сокращение всех налогов при поддержании и оформлении рентных платежей на добычу природных ресурсов).

3. Для придачи импульса качественному развитию этноэкономик регионов и приспособлению их к требованиям глобализации необходимо проведение структурной реформы в наиболее важных для реализации этих возможностей (помимо социальных) инфраструктурных отраслях. Целью реформы должно стать радикальное изменение бизнес-среды в основной производственной и инфраструктурных отраслях с тем, чтобы превратить оказание инфраструктурных услуг в нормальный бизнес.

Безудержный частный монополизм, пришедший на смену государственному в ключевых сферах, стал существенным тормозом развития региональных этноэкономик в условиях глобализации. Внутренние цены и тарифы на услуги в России намного превышают таковые в развивающихся странах. Поэтому структурная реформа должна включать следующее перераспределение функций:

А) сочетание реализации принципа «Реструктуризация (реприватизация) неэффективной, имеющей важное государственное значение, собственности» с приведением к принятым в развивающихся странах ценам и тарифам на услуги, и принципа «Свобода новому», в соответствии с которым все созданные на частные средства активы (в том числе элементы инфраструктурных

33 Если учесть, что формирование консолидированного бюджета Дагестана на 80% дотируется из Центра, то отсюда вытекает, что Центр и так содержит всю социальную сферу, и возникает законный вопрос: зачем в условиях информатизации нужны региональные управленческие матрёшки, когда качество и объём их услуг на душу населения ниже общероссийского уровня?

сетей) должны быть полностью свободны от ценового (тарифного), антимонопольного регулирования, регулирования присоединения, запрета на вертикальную этноэкономическую интеграцию и т. п., вне зависимости от того, в каких отраслях они работают. Активы последних должны регулироваться на основе общего правового режима, определяемого гражданским и уголовным правом. Вместе с тем находящиеся в монопольных условиях предприятия -хозяева приватизированных коммунальных сетей должны быть реприватизи-рованы в случаях необеспечения бесперебойной работы имеющих важное социальное значение коммуникаций.

Б) замена перекрестного (государственно-частного и регионально-федерального) субсидирования социальной сферы прямым бюджетным финансированием из федерального бюджета. Перекрестное субсидирование — этот способ перекладывания бремени социальных или политически значимых расходов на поддержание неэффективных участков инфраструктуры с федерального государства, которое распоряжается главным богатством России - природными ресурсами, на регионы и негосударственные компании приводит только к коррупции и растратам бюджетных средств, он показал свою неэффективность. В ходе реформы перекрестное субсидирование необходимо заменить прямым финансированием из бюджета расходов на поддержание соответствующих отраслей, а также прямым субсидированием потребителей. Должны быть отменены все ограничения на вход на рынки соответствующих инфраструктурных услуг зарубежных производителей, а затем и особый режим протежирования «естественных монополий», не выполняющих свои обязательства по наращиванию количества и качества предоставляемых товаров и услуг. На переходный период тарифы на услуги, так называемых естественных монополий, должны быть заморожены и их уровень должен быть ограничен сопоставимым уровнем корзины внутренних цен в соседних, ориентированных на экспорт этих товаров и услуг развивающихся странах.

В) переход к торговле и размещению на конкурсной основе монопольных прав на природную добычу и пропускной способности инфраструктурных сетей в тех сферах (например, нефтепроводов), где временно сохраняется принудительное отделение сетевой компоненты бизнеса от несетевых компонент, позволит государству извлечь дополнительные доходы, уходившие до сих пор в теневой оборот. Торговля монопольными правами на природную добычу и пропускной способностью региональных сетей должна осуществляться на основе аукционных механизмов с учетом мировой корзины цен на эти услуги.

Г) существующая пропасть отставания производственной инфраструктуры России от таковой в развитых странах сложилась из-за сохранения «зазер-кальности» этой сферы государственных интересов и неурегулированности вопросов создания здесь частно-государственного партнёрства. Осуществление государственных инвестиций в создание новых объектов сетевой производственной инфраструктуры Дагестана преимущественно на основе госу-

дарственно-частного партнерства позволило бы поднять их эффективность и приблизить качество сетей к мировым стандартам.

4. Переход от фактически сложившегося управления недрами как государственного имущества, передаваемого региональными элитами за ничтожные платежи и бонусы в преференцию «нужным компаниям», к налогообложению добычи полезных ископаемых. Государство и его представители не должны получать доход через механизм какой-либо скрытой либо даже аукционной продажи прав на разработку полезных ископаемых и других находящихся в его собственности природных ресурсов, имеющей место в виде нынешней сложной и непрозрачной системы лицензионных сборов и налогообложения. Плата за купленные права сейчас может осуществляться как одноразово, так и распределенным во времени образом. Деятельность добывающих предприятий должна подлежать налогообложению на общих основаниях по мере извлечения природного сырья и ориентироваться на сумму абсолютной природной и по месту положения ренты за вычетом страхования и рекультивации в соответствии с его уровнем на подобную продукцию в экспортоориентированных развивающихся странах.

5. В условиях России, когда за счёт импорта фактически удовлетворяетс почти 80% потребности населения в товарах народного потребления, высокие таможенные барьеры не способствуют улучшению работы российских производителей, а только понижают общественную производительность труда и уровень жизни населения. Долгожданное вступление в ВТО и вызываемое этим условие - снижение до 2% импортных тарифов, а также отмена всех импортных квот - является важнейшим условием приобщения экономики страны и её регионов к глобализации и будет стимулировать структурные изменения, вести к снижению издержек производства и поддержит уровень потребления граждан. Однако сама продолжительность полемики о вступлении в ВТО при том положении, что таможенный пресс фактически с каждым годом только растёт и таможенные доходы уже стали главной статьёй доходов государства, свидетельствует о том, что представители высшей государственной элиты на самом деле не заинтересованы в ВТО. Что с того, что население переплачивает в два раза больше за иномарки и автомобили «Автоваза», зато эти излишки идут напрямую в доходы бюджета и промышленных олигархов.

6. Эффективность государственных инвестиций в производство должна была бы повыситься при принятом порядке конкурсного (аукционного) их размещения при одновременном объявлении моратория на создание государственных корпораций (и юридических лиц аналогичных организационно-правовых форм), а также на приобретение существующими госкорпорациями иных юридических лиц, однако госкорпорации сохраняются ещё какое-то время, и только затем будут преобразованы (приватизированы) в частную собственность. Форма госкорпораций показала свою неэффективность, так как этот институт представляет собой современный рецидив опыта приватизации, помимо иммобилизации свободных ликвидных ресурсов государства, он ведет злоупотреблениям государственными чиновниками, то есть к постепенному, но непрерывному размыванию устоев Российского государства, его правовой сис-

темы и к подрыву его экономики. Существующие госкорпорации должны быть преобразованы не в акционерные общества, а в казенные, с жестко регламентированными миссией задачами под контролем государства с соответствующей корректировкой действующего законодательства РФ.

7. Важнейшей мерой финансового регулирования, а именно государственного контроля, должна стать отмена лицензирования, как, по сути, элемента авторитарной системы управления, и замена его системами технического регулирова -ния и страхования. Лицензирование является одним из наиболее серьезных барьеров для входа на рынки новых предпринимателей и ТНК и тем самым препятствует нормальному перетоку ресурсов и внедрению новых технологий, необходимому для преодоления кризиса. Альтернативой лицензированию являются технический контроль и обязательное гибкое страхование, совмещающее механизмы компенсации невыполнения миссии и обязательств предприятия, а также предотвращения ущерба и механизмы получения компенсации в случае причинения ущерба. Замена традиционного лицензирования более обременительным для государства регулированием осуществляется на основе внедрения технического регулирования, задающего требования к выполнению по срокам и объёмам обязательств миссии предприятия, а также безопасности продукции и производственных процессов, но не является предварительным барьером для входа на рынки.

8. Требуется нейтрализация деструктивных аспектов антимонопольного регулирования, когда оно служит повышению цен и тарифов. Традиционное антимонопольное регулирование направлено не на создание условий для вхождения на рынок мелких производителей, как наиболее успешных участников рынка, которым удаётся потеснить конкурентов благодаря более адекватному удовлетворению нужд потребителей. Его применение, а тем более ужесточение, затруднит ликвидацию неэффективных производств и активов и, соответственно, выход экономики из кризиса. Должна быть ужесточена та часть антимонопольного законодательства, которая направлена на «исправление» невыполнения заявленных обязательств компаний на рынках и основана на таких понятиях, как сопоставление масштаба цен на продукцию с принятой в развивающихся странах корзиной цен, концентрация экономики и власти, доля предприятия на товарном рынке и в получаемых налогах, доминирование, интеграция в ТНК и т. п. Одновременно следует ужесточить применение той части антимонопольного законодательства, которая направлена на пресечение монополистических действий органов власти и местного самоуправления.

9. С большой долей уверенности можно ожидать, что, независимо от экономической политики правительства России, большинство региональных правительств страны и Дагестана в том числе, в условиях кризиса будет проводить деструктивную экономическую политику. Если при этом правительство России начнет проводить конструктивную политику, учет объективной необходимости и неизбежности глобализации при проведении конструктивной региональной этноэкономической политики представляет вероятным следующее развитие событий.

1. Россия в целом быстрее пройдет период реструктуризации экономики, и в Дагестане быстрее, чем в других её регионах, начнется экономическое оживление, а затем и рост. Важнейшим фактором оживления в Дагестане будет то, что, в отличие от других регионов России, эффективные структуры этноэко-номик незначительны по размерам, на дагестанской экономике не будет лежать бремя поддержания неэффективных крупных экономических структур (их пока, помимо сетевых монополий в регионе, просто нет). Это будет означать относительное снижение издержек производства и повышение конкурентоспособности этноэкономики на российском и мировом рынках.

2. В регионах, являющихся потребителями дагестанской экспортной продукции, будет наблюдаться стагнация спроса или его слабый, анемичный рост на более качественное дагестанское продовольствие и товары. Это значит, что начавшийся экономический рост в Дагестане будет более диверсифицированным по регионам, чем до кризиса, и в большей степени ориентированным на внутренний спрос.

3. Возможные протекционистские меры зарубежных правительств и правительств регионов вряд ли затронут импорт коньяка, который еще долго будет оставаться одним из основных экспортных товаров этноэкономик Дагестана и других продовольственных товаров,. Что касается других товаров, то в этом случае протекционизм, скорее всего, мало повлияет на объемы дагестанского экспорта, так как основным фактором его ослабления будет стагнация в регионах-импортерах.

4. Возможные меры иностранных правительств по субсидированию их экспорта в Россию, если они будут предприниматься, облегчат бремя социальных последствий кризиса в большинстве регионов страны (дешевизна товаров для потребителей) и ускорят начало экономического роста в нашем регионе. По сути, в условиях отсутствия собственного производства товаров широкого потребления они будут представлять собой субсидирование российской и региональных этноэкономик в сфере услуг за счет зарубежных налогоплательщиков, что только повысит качество жизни населения большинства регионов России.

5. Тот факт, что экономический рост в Дагестане начнется раньше, чем в России и её регионах, проводящих деструктивную политику, будет иметь следствием приток частного капитала этнических диаспор. Этому будет способствовать, кроме того, устойчивая банковская система (из 32 региональных коммерческих банков 29 является прибыльными), прошедшая санацию кризисом, а также ответственная бюджетная и денежная политика российского правительства. Некотируемость на фондовых биржах дагестанских предприятий ограничивает здесь риски, связанные с возможным притоком спекулятивного краткосрочного капитала.

6. Конструктивная политика региональных властей через стимулирование развития частно-государственного партнёрства для осуществления этноэко-номически значимых проектов в сфере инфраструктуры и «естественных монополий» может сделать эти отрасли особенно привлекательными для притока частных, в том числе иностранных инвестиций богатых этнических даге-

станцев, и для привлечения передовых технологий транснациональных корпораций.

Сегодня Дагестан в составе России проходит историческую развилку. Проведение деструктивной региональной политики — то, к чему подталкивают интересы внутренних групп и кланов, пытающихся уйти от ответственности за прошлые некомпетентные решения, — будет означать вхождение в период продолжительного спада и стагнации, а также консервацию отставания дагестанской экономики на российской и мировой аренах. Создать предпосылки для относительно быстрого выхода из кризиса, для последующего мощного, сбалансированного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики Дагестана может только конструктивная региональная экономическая политика правительства региона и страны, учитывающая особенности развития этноэкономики в новейшей истории.

Литература

1. Багомедов М.А. Социальные аспекты промышленной политики Республики Дагестан. / В сб. Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона. (ISBN 978-5-944341-51-8) / Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Махачкала: ГУП «Типография ДНЦРАН», 2009.

2. Багомедов М.А. Социально-экономическая депрессивность южных регионов и угрозы развитию России // Региональные проблемы преобразования экономики (ISSN 1812-7096). 2009, №4.

3. Багомедов М.А.К вопросу об особенностях специализации сёл на региональном рынке Дагестана. // Региональные проблемы преобразования экономики (ISSN 1812-7096), 2008, №3.

4. Багомедов М.А. Причины кризиса мировой и российской экономик и меры выхода // Вопросы структуризации экономики (ISSN 1812-3528). 2009, №1.

5. Валентин Завадников. О конструктивной экономической политике правительств (властей) в период кризиса // Экономическая политика. 2009, №2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.