Научная статья на тему 'Современные методы реструктуризации и управленческие ресурсы, как факторы устойчивого развития промышленности региона'

Современные методы реструктуризации и управленческие ресурсы, как факторы устойчивого развития промышленности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И КООПЕРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / САМООБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНА / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ADMINISTRATIVE RESOURCES / POSTINDUSTRIAL REGIONAL ECONOMY / INTRAREGIONAL INTEGRATION AND COOPERATION OF THE ENTERPRISES OF THE INDUSTRY / SELF-SUFFICIENCY OF A REGION / REPRODUCTION POTENTIAL OF THE REGIONAL INDUSTRY / INDUSTRY RE-STRUCTURING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карагадаев Рустам Вагабович

Статья посвящена проблеме реструктуризации региональной промышленности и роли управленческих ресурсов в достижении устойчивого развития промышленного сектора экономики региона на примере Республики Дагестан. В статье представлены современные концепции реструктуризации региональной промышленности, а также проведена краткая характеристика проблем свойственных в этой области промышленности Дагестана и предложены некоторыеметоды ихрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN METHODS RESTRUKTURIZACII AND MANAGEMENT FACILITY, AS FACTORS OF THE FIRM DEVELOPMENT TO INDUSTRY OF THE REGION

The article is devoted a problem of re-structuring of the regional industry and a role of administrative resources in achievement of a sustainable development of industrial sector of economy of region on the Dagestan Republic example. In the article modern concepts of re-structuring of the regional industry are presented, and also the short characteristic of problems peculiar in this area of the industry of Dagestan is spent and some methods of their decision are offered.

Текст научной работы на тему «Современные методы реструктуризации и управленческие ресурсы, как факторы устойчивого развития промышленности региона»

КАРАГАДАЕВ Р. В.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ФАКТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА

Статья посвящена проблеме реструктуризации региональной промышленности и роли управленческих ресурсов в достижении устойчивого развития промышленного сектора экономики региона на примере Республики Дагестан. В статье представлены современные концепции реструктуризации региональной промышленности, а также проведена краткая характеристика проблем свойственных в этой области промышленности Дагестана и предложены некоторыеметоды ихрешения.

KARAGADAEVЯ. V.

MODERN METHODS RESTRUKTURIZACII AND MANAGEMENT

FACILITY, AS FACTORS OF THE FIRM DEVELOPMENT TO INDUSTRY OF THE REGION

The article is devoted a problem of re-structuring of the regional industry and a role of administrative resources in achievement of a sustainable development of industrial sector of economy of region on the Dagestan Republic example. In the article modern concepts of re-structuring of the regional industry are presented, and also the short characteristic of problems peculiar in this area of the industry of Dagestan is spent and some methods of their decision are offered.

Ключевые слова: реструктуризация промышленности; устойчивое развитие; управленческие ресурсы; постиндустриальная региональная экономика; внутрирегиональная интеграция и кооперация предприятий промышленности; самообеспечение региона; воспроизводственный потенциал региональной промышленности.

Keywords: industry re-structuring; a sustainable development; administrative resources; postindustrial regional economy; intraregional integration and cooperation of the enterprises of the industry; self-sufficiency of a region; reproduction potential of the regional industry.

Экономический рост, наметившийся в стране с конца 90-х гг. в некоторых отраслях промышленности, обусловлен главным образом ресурсодобывающими отраслями, экспортом сырья и господствующим положением «естественных» монополий. В настоящее время наступает новый этап формирования современной постиндустриальной экономики и на этом этапе управленческие ресурсы в широком смысле слова начинают выходить на первый план, используя новые методы и системы управления. В полной мере это относится также и к реструктуризации и устойчивому развитию промышленно-

го сектора регионов в условиях перехода страны к постиндустриальной экономике.

С середины 80-х годов прошлого столетия, существовавшая на тот момент «традиционная» региональная политика из-за начавшихся в стране экономических преобразований вступила в противоречие с общеэкономической, структурной промышленной политикой, когда на первый план стали выдвигаться задачи повышения эффективности производства и его структурной перестройки.

Впоследствии это нашло отражение в одной из новых концепций региональной политики в 80-90-е годы - концепции эндогенного развития, которая основывается на максимальном использовании местных ресурсов - рабочей силы, аккумулированного на местном уровне капитала, предпринимательского потенциала, специфических знаниях производственного процесса и возможностях выполнения специфических профессиональных задач [5]. Данный поход означает «отказ от фетишизации общего экономического роста и общей эффективности как основы развития и устранения отсталости. И в этом контексте основная задача региональной политики состоит не в привнесении извне факторов роста в отсталые регионы, а создании условий для формирования местного потенциала этого роста» [6]. Одним из основополагающих факторов развития становится «наличие системы производственных взаимосвязей или предрасположенность местного предпринимательского сообщества к развитию кооперационных связей между отдельными секторами и внутри секторов производства, а также способность местного производственного и экономического потенциала к обновлению и инновациям» [5].

В начале перестройки, в 1985 году, на территории Республики Дагестан функционировало 276 крупных, несколько тысяч средних и мелких промышленных предприятий и производств. Крупные предприятия в основном входили в структуру оборонной промышленности [2]. С середины 80-х годов XX в. в промышленности республики стал наблюдаться резкий спад. Объем промышленного производства в отраслях машиностроения, легкой и пищевой промышленности сократился в десятки раз, а некоторые отрасли производства, а также многие заводы и фабрики и вовсе прекратили работу.

К концу 80-х - началу 90-х годов промышленность Дагестана стала представлять собой простое соединение различных предприятий и производств, не составляющих единого народнохозяйственного комплекса. Обусловлено это было, прежде всего, разрывом традиционных долговременных хозяйственных связей республики с другими регионами вследствие распада СССР. Была разрушена не только централизованная планово-распределительная система, но и устоявшаяся десятилетиями кооперация, единое экономическое пространство, что привело к потере традиционных рынков сбыта и поставщиков сырья, необходимых для промышленности республики. В этих условиях для выхода из кризисного состояния и дальнейшего устойчивого развития республики приоритетным становится удовлетворение прежде всего потребностей самого региона в производимой продукции за счет оптимального использования собственных трудовых ресурсов, матери-

ально-технической и сырьевой базы. Однако предприятия промышленного производства Дагестана в дореформенный период практически не были скооперированы между собой и не составляли единого промышленно-производственного комплекса, что осложняет решение проблемы самообеспечения региона. На сегодняшний день выгодных завершающих производств в отраслях промышленности Республики Дагестан очень мало. Экономика Республики по-прежнему представляет собой механический конгломерат предприятий различных отраслей промышленности, мало связанных и плохо взаимодействующих между собой и не нацеленных на выпуск конечной продукции для внутреннего потребления, а также поставок на экспорт. Свою негативную роль здесь сыграло и неравномерное распределение индустрии по территории республики.

Таким образом, в связи с разрывом многих межхозяйственных связей Дагестана с регионами страны, а также соседними республиками бывшего СССР, на сегодняшний день возросла необходимость во внутриреспубликан-ской интеграции предприятий промышленности.

Сформировавшаяся на сегодняшний день структура экономики и промышленности республики не отвечает современным требованиям рынка. Нарушение воспроизводственных механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие экономики республики, привело к территориальным диспропорциям уровня социально-экономического развития региона. Об этом говорит продолжающийся территориальный рост социально-экономической дифференциации в регионе.

Основные причины, приведшие промышленность Дагестана к кризисному состоянию с начала экономических преобразований 90-х годов, в общем виде заключаются в следующем:

❖ отсутствии сбалансированности и комплексности в развитии секторов и отраслей экономики, а также территориальных зон;

❖ специализации на отраслях тяжелой индустрии, не связанных с удовлетворением потребностей внутреннего рынка;

❖ низком уровне диверсификации производства;

❖ структурной и технологической инерционности в развитии;

❖ малой степени кооперированное™ региональных промышленных предприятий.

Такая линия развития экономики привела к исчерпанию стимулов саморазвития воспроизводственной системы региона, утрате ее способности адаптироваться к изменениям условий хозяйствования.

Мероприятия по социально-экономическому восстановлению и дальнейшему развитию республики должны, с одной стороны, устранить общие причины экономического спада, с другой - дифференцироваться на уровне конкретных территорий региона с учетом специфики проблем каждой из них.

Стратегической целью преобразований должно стать формирование в перспективе саморазвивающейся региональной экономической системы. Механизм саморазвития предполагает непрерывный процесс аккумулирования

прогрессивных изменений в системе, обеспечивающий ее поступательный переход к новому этапу своего развития.

В данном контексте представляется более предпочтительной для Республики Дагестан «... социально ориентированная модель рыночной экономики смешанного типа, способная работать в автономном режиме на основе взаимовыгодного обмена с регионами РФ, странами ближнего и дальнего зарубежья» [1].

На сегодняшний день бесспорен тот факт, что без реструктуризации промышленности и разработки современных методов управления региональными предприятиями невозможен переход экономики республики к устойчивому развитию на долгосрочную перспективу.

Реструктуризация выступает инструментом экономической системы управления и ее результатом должно стать изменение структуры промышленного сектора экономики региона, что, в свою очередь, должно привести к повышению его эффективности.

Зарубежный опыт осуществления реструктуризации промышленного сектора экономики показывает, что в настоящее время решение этой проблемы связывают с неоконсервативным подходом. Суть его заключается в перенесении акцентов с прямого государственного регулирования на стимулирование воспроизводственного потенциала проблемных территорий, а также в изыскании внутренних резервов выхода их из кризисного состояния и всемерном поощрении с этой целью частного предпринимательства.

Основной акцент сделан на всемерное развитие инновационных функций проблемных регионов в сфере НИОКР, которые, в свою очередь, могли бы привлечь предприятия наукоемких отраслей промышленности.

Если же рассматривать проблему эффективности реструктуризации отечественной региональной промышленности, функционирующей на основе межрегиональных и внутрирегиональных взаимодействий, то следует отметить, что сейчас решение данной проблемы в РФ, также как и в странах Запада, смещается на региональный уровень.

Таким образом, на сегодняшний день концепция, исходящая из того, что федеральное правительство, которое, в свою очередь, придерживается вышеизложенной теории неоконсерватизма, является единственным центром и субъектом проведения реструктуризации промышленного сектора, стала несостоятельной в РФ. Особенностью сегодняшнего этапа реструктуризации является перенос центра тяжести в управлении и регулировании процесса модернизации промышленного сектора страны с федерального на региональный уровень, что, в свою очередь, потребует нового программного и методического обеспечения, в частности, изменения подходов к оценке воспроизводственного потенциала того или иного региона. Исходя из этого, многие регионы сами стали разрабатывать собственные целевые программы стратегического развития и реструктуризации экономики.

В этой связи на сегодняшний день анализ процессов реструктуризации отраслевых взаимодействий в промышленности, а также влияния на них уровня регионального развития, представляется весьма актуальным для РД.

Для выхода из кризисного состояния и стимулирования перехода к устойчивому развитию таких депрессивных регионов, как Дагестан, необходимо делать упор на привлечение новых и новейших технологий, создание производственной и социальной инфраструктуры. Сложившаяся на сегодняшний день в республике модель развития предприятий и отраслей промышленности носит неустойчивый характер и предполагает реструктуризацию промышленных предприятий также и с точки зрения улучшения их фи -нансово-экономического состояния и организационно-корпоративных основ в соответствии с принципиально изменившимися условиями экономики страны. Региональная промышленность в целом должна производить продукцию, объем и номенклатура которой в большинстве своем обеспечивала бы жизнедеятельность самого региона с позиции полного воспроизводства. В известной степени это осуществимо при наличии свободных ресурсов и высокой степени адаптивности промышленных предприятий, их способности к принятию стратегических решений и управлению. Все эти задачи могут быть более или менее решаемыми при учете регионального фактора.

Необходимо также учитывать степень внутриреспубликанской экономической интеграции региона и характер внутрирегиональных связей и взаимодействий.

Помимо этого, возникает проблема в согласовании перспективных планов региональной промышленной реструктуризации и перехода экономики республики к устойчивому развитию на уровне федеральных властей. Игнорирование этой проблемы приводит к нарастанию региональной дезинтеграции, окончательному разрыву межотраслевых связей.

Наиболее реальным способом решения этой проблемы представляется установление приоритетности задач региональной реструктуризации промышленности при разработке долгосрочных программ и концепций устойчивого развития республики. Однако эти программы должны являться частью национальной программы развития промышленного сектора экономики страны и достаточно органично сочетаться с данной федеральной концепцией.

Исходя из того, что темпы и эффективность реструктуризации промышленного сектора обусловлены не только внешним, но и внутренними воспроизводственными факторами региона, такими как мера воспроизводственного потенциала, уровень трансформационных способностей, состояние внутреннего рынка, степень координации хозяйствующих субъектов, в качестве основных характеристик проблемы реструктуризации и устойчивого развития промышленности РД на сегодняшний день можно принять следующие:

1. Не имея достаточного воспроизводственного потенциала, Республика Дагестан не в состоянии обеспечить самостоятельное воспроизводство в полном объеме. Существующие в настоящее время перекосы и диспропорции придают воспроизводственным процессам в регионе неустойчивый и почти не управляемый характер.

2. Внутренний рынок как инструмент регулирования межотраслевых и межхозяйственных связей Дагестана существует лишь в зачаточном состоянии и не в состоянии обеспечить адекватное потребностям рынка движение и обмен товарами, рабочей силой, инвестициями, технологиями и т.д.

Современное формирование рынков сырья, товаров, рабочей силы, капитала и инноваций в регионе характеризуется неустойчивостью, хаотичностью связей между хозяйствующими субъектами в промышленном секторе. Отсутствие стратегического менеджмента и реально действующих республиканских программ реструктуризации промышленного сектора и концепции его перехода к устойчивому развитию приводит к росту уровня дезинтеграции в хозяйственной системе Дагестана.

3. Уровень трансформационных способностей промышленного сектора РД обусловлен в основном величиной и структурой ресурсного потенциала региона, а также качеством менеджмента. Преобладание одних отраслей и «нехватка» других, неспособность вхождения региональных промышленных предприятий в крупные интеграционные структуры, наряду с низким качеством менеджмента, приводят к снижению возможностей и готовности промышленного сектора региона к адекватным структурным преобразованиям и устойчивому развитию.

4. Интеграционные процессы в экономике республики в виде кооперации производства и сбыта пока еще слабо развиваются, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на внутриреспубликанскую промышленную интеграцию.

Реструктуризация промышленности и ее переход к устойчивому развитию как элемент трансформации экономики республики может осуществляться по различным сценариям. Определяющим моментом успешности такой реструктуризации является уровень воспроизводственного потенциала промышленного сектора региона, его адекватность конъюнктуре рынка, наличие конкурентных преимуществ, развитость рыночных институтов и эффективная система управления. Вместе с этим стоит отметить, что воспроизводство регионального промышленного потенциала представляет собой цикличное обновление его составляющих, и поэтому любая модель реструктуризации невозможна без модернизации и инноваций.

Реструктуризация и переход промышленности к устойчивому развитию как чрезвычайно сложный, многоплановый процесс, безусловно, нуждается в управлении как со стороны государства и федерального правительства, так и со стороны региональных субъектов в лице административных и законодательных органов, хозяйствующих субъектов, органов муниципального самоуправления и других элементов системы управления.

Данная система управления должна формироваться с учетом целей, задач и направлений реструктуризации, т.е. модернизации технологий промышленного производства, диверсификации ассортимента продукции, по-

вышения профессионального уровня кадрового состава (квалификации рабочей силы и менеджмента). Это, в свою очередь, требует разделения и координации функций элементов регионального управления.

Под управленческим ресурсом реструктуризации промышленности республики имеется в виду управленческая деятельность исполнительных органов власти на федеральном уровне, на региональном и на муниципальном уровнях, а также на уровне предприятий.

Важно, чтобы каждое структурное подразделение организации, которая осуществляет управление реструктуризацией промышленности в регионе, четко осознавало пределы своей компетенции и специфику принимаемых управленческих решений.

Обеспечение межкооперативных и межрегиональных связей - одно из необходимых действий управленческого аппарата в целях достижения реструктуризации и устойчивого развития промышленности республики. Данная деятельность включает в себя обмен информацией, заимствование опыта, нахождение каналов сбыта и многое другое. С точки зрения реструктуризации промышленности, можно отметить обеспечение кооперативных инновационных проектов, помогающих облегчить вхождение промышленного сектора региона в интегрированные структуры хозяйствования типа холдингов, ФПГ и т.п.

Реструктуризация промышленности республики как преобразование форм собственности, субъектов хозяйствования и трансформация ее подотраслей нуждается в программно-целевых действиях государства и его финансовых институтов. В этой связи местные органы власти должны не только оценить уровень депрессивности своих территорий, но и предложить собственную программу реструктуризации.

Региональная «самопомощь» может выступать важным принципом формирования механизма преодоления депрессивного состояния экономики региона.

Имеется в виду долевое участие региона в финансировании мероприятий программы федеральной помощи. Реализация данного принципа в таком депрессивном регионе, как РД, на первый взгляд представляется маловероятной. Но в то же время в Дагестане, как и в большинстве регионов страны, могут быть выделены своего рода «точки роста», т.е. приоритетные отрасли, которые могут стать своеобразными «локомотивами» вывода экономики республики из кризиса.

В этой связи к наиболее важным приоритетам регионального развития промышленного сектора в ходе формирования эффективной программы устойчивого развития промышленности республики следует отнести на первоначальном этапе стимулирование развития бысто окупаемых и характеризуемых высокой долей добавленной стоимости секторов промышленности, таких как, к примеру, легкая промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов.

Необходима также разработка республиканской инвестиционной программы и совершенствование отбора эффективных инвестиционных проек-

тов в промышленности, создание условий для аккумуляции инвестиционных ресурсов и обеспечение их концентрации в тех отраслях и конкретных производствах, которые признаны «приоритетными», а также повышение действенности контроля за реализацией инвестиционных проектов и качеством их подготовки.

Для таких регионов, как РД, которые при всем кризисном состоянии своей экономики все же обладают значительными внутренними резервами саморазвития, метод долевого участия региона в финансировании федеральных программ имеет принципиальное значение. Объясняется это тем, что долевое участие в финансировании федеральных программ помощи настраивает регион на поиск внутренних резервов, дополнительных источников финансовых ресурсов и способов их привлечения, а также повышает ответственность за целевое и эффективное использование имеющихся и привлекаемых средств.

Роль государственного управления по реструктуризации промышленности состоит в координации усилий всех участников этого процесса: предприятий, правительства республики, администраций муниципальных образований, предпринимателей, ученых, профсоюзов, местных общественных организаций и т.д. Причем соответствующие органы федеральных властей должны обладать правом контроля и оценки эффективности использования выделяемых средств государственной поддержки.

В конечном счете комплекс мероприятий, связанный с реструктуризацией промышленного сектора республики, должен являться составной частью региональной стратегии социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу.

Важнейшими задачами управляющего органа республики, который будет координировать процессы реструктуризации промышленности, являются:

❖ оценка состояния промышленного сектора территории;

❖ оценка реальных возможностей развития экономики региона при существующем ее положении;

❖ влияние внешней среды на процесс реструктуризации;

❖ выдвижение конкурентных задач реструктуризации;

❖ определение приоритетности задач для стратегического планирования программы реструктуризации;

❖ выдвижение стратегий и выбор оптимальной стратегии, принятие решения о разработке тактики реструктуризации промышленности территории;

❖ определение тактики, разработка оперативного плана - реализация оперативного плана;

❖ отработка методов координации, контроля и мониторинга реструктуризации промышленности территории.

В процессе структурной трансформации промышленности региона стратегическое управление требует оценки состояния и результатов функционирования каждой отрасли для того, чтобы сделать вывод о целесообразности ее расширения, сохранения, прекращения или реформирования. Для

обеспечения роста промышленного производства региона стратегическое планирование требует выявления рыночных возможностей, где промышленность региона будет иметь явное конкурентное преимущество. После разработки общих стратегических планов регулирования экономических процессов отдельно для каждой отрасли промышленности предстоит сформировать аналогичные планы по каждому промышленному предприятию республики (причем эти планы внутрифирменной реструктуризации нужно жестко привязать с региональной программой реструктуризации).

Стратегический подход к регулированию реструктуризацией и устойчивым развитием промышленности республики предполагает постоянную ориентацию на рынок, его конъюнктуру за счет усиления обратных связей. Сама постановка задач, решаемых республиканской программой реструктуризации, напрямую зависит от особенностей данной территории. Поэтому важно отслеживать изменения, происходящие в условиях хозяйствования данного региона. Через определенные промежутки времени необходимо проводить корректировку стратегий и планов, т.е. выработанная ранее стратегия не является неизменной на многие годы функционирования экономики региона. Поэтому само стратегическое управление, построенное на принципах маркетинга, предполагает систему периодического регулирования и корректировки экономических процессов, происходящих в промышленности региона, с помощью которой можно свободно ориентироваться на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Для свободной ориентации на рынке предприятий промышленности большое значение имеет их информационное обеспечение. Информационное обеспечение экономической деятельности предприятий, адекватное задачам развития экономики Дагестана, представляет собой одно из приоритетных направлений региональной экономической политики для устойчивого развития промышленного комплекса Республики.

Развитие экспорта, расширение круга как зарубежных, так и отечественных партнеров из других регионов, привлечение иностранных и отечественных инвестиций напрямую связаны с улучшением информационного обеспечения экономической деятельности республики.

В современных условиях необходимо проведение целого комплекса информационных, рекламных и других маркетинговых мероприятий, пропагандирующих продукцию республиканского промышленного производства.

Роль государственного управления в процессе совершенствования структуры экспорта республики состоит в координации внешнеэкономической деятельности отраслей народного хозяйства и отдельных предприятий. В первую очередь это совместное участие предприятий и правительства республики, администраций муниципальных образований в реализации конкретных проектов по освоению внешних рынков.

Новый уровень мышления руководителей также является управленческим ресурсом в реструктуризации промышленности региона и его переходе к устойчивому развитию. Выбор целесообразной технологии управления и оптимальной стратегии управления не может полностью решить проблему

эффективного административного руководства реструктуризацией промышленности региона. Необходим новый уровень мышления сотрудников и руководства муниципальных образований республики и органов управления региона. Необходима обширная образовательная программа по их подготовке и повышению квалификации. Эта программа должна осуществляться не только в стенах университетов, академий, институтов и других учебных заведений, но и проводиться с помощью государства, региональных властей и руководителей процветающих предприятий.

Разработка регионом в целом и предприятиями, в частности новой промышленной политики и сценариев своей деятельности, будет способствовать успешному осуществлению реструктуризации всего промышленного сектора экономики РД.

Формирующаяся в настоящее время концепция долгосрочного развития республики должна исходить из необходимости переоценки сложившейся в советское время системы размещения производительных сил на территории региона.

Развитие современной экономики Республики Дагестан должно осуществляться при активной роли государства в системе частно-государственного партнерства (формирование кластеров) с ориентацией на проработку вариантов инновационных производственных технологий.

К тому же, в перспективе региону необходимо стремиться к созданию максимально возможной самообеспечиваемой экономической системы, функционирующей в едином экономическом пространстве СКФО и всей страны в целом в качестве целостного системного автономного блока на принципах равноправного и эквивалентного обмена товарами и услугами как с регионами России, так и со странами ближнего и дальнего зарубежья. Данная экономическая модель должна базироваться на общероссийских, а также международных принципах и подходах, однако в то же время учитывать региональные факторы и приоритеты устойчивого развития Республики Дагестан, которые включают в себя ее экономические, социальные ментальные и экологические особенности.

Таким образом, необходимо разработать стратегию управления комплексной реструктуризацией промышленности республики, отвечающую требованиям современной постиндустриальной экономики и ориентированную на долгосрочную перспективу устойчивого развития республики.

Современный этап развития экономики страны позволяет, если не решить полностью, то хотя бы приступить к решению данной проблемы управления реструктуризацией промышленности республики.

_Литература_

1. Алиев В.Г. Дагестанская модель экономики: взгляд в будущее // Аргументы и факты: Дагестан, 1998, №12, Март. - С.3.

2. Алиев Ш.М., Мудуев Ш.С. Экономическая и социальная география Дагестана. - Махачкала: ИД «Наука плюс», 2008. - 246 с. - С. 44.

3. Говако И.Б. «Реструктуризация промышленного сектора в условиях спада экономического развития территории (На примере Еврейской автономной области)». Дисс. к.э.н: 08.00.05. - Хабаровск, 2006. - 179 с.

4. Еремин Ю.В. Экономическая теория. Учебно-практическое пособие Ч. V. Переходная экономика. - М.: МГТА, 2004.

5. Животовская И.Г. Особенности регионального развития индустриальных стран Запада в 80-90-е годы и проблемы формирования новой региональной политики. Сборник обзоров «Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах». - М., ИНИОН РАН, 1998. - С. 24.

6. Фархутдинов И.П. Концептуальные основы стабилизации экономики региона. - Южно-Сахалинск: Сахалинская областная типография, 1998. -С.152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.