Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития промышленности республики Дагестан'

Формирование стратегии развития промышленности республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / REGION DEVELOPMENT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / УПРАВЛЕНИЕ / MANAGEMENT / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / INDUSTRY / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АДМИНИСТРАЦИИ / REGIONAL ADMINISTRATIONS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Идзиев Гаджимурад Идзиевич

В современных условиях перед региональными администрациями встают новые задачи по регулированию развития экономики региона, направленные на повышение эффективности регионального воспроизводственного процесса и усиление экономической мотивации хозяйствующих субъектов в развитии производства и реализации товаров и услуг на региональных рынках. Без разработки стратегии развития промышленности региона, а также создания механизма ее реализации решить эту проблему невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION THE STRATEGY OF DAGESTAN INDUSTRY DEVELOPMENT

In modern conditions before regional administrations there are new problems on regulation of development of region economy, directed on increase of efficiency regional reproduction process and strengthening of economic motivation of managing subjects in development of manufacture and realisation of the goods and services in the regional markets. Without working out of strategy of region industry development, and also creation of the mechanism of its realisation to decide this problem it is impossible.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития промышленности республики Дагестан»

ПРИОРИТЕТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ политики

ИДЗИЕВ г.и.

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В современных условиях перед региональными администрациями встают новые задачи по регулированию развития экономики региона, направленные на повышение эффективности регионального воспроизводственного процесса и усиление экономической мотивации хозяйствующих субъектов в развитии производства и реализации товаров и услуг на региональных рынках. Без разработки стратегии развития промышленности региона, а также создания механизма ее реализации решить эту проблему невозможно.

ЮНЕУО.!.

FORMATION THE STRATEGY OF DAGESTAN INDUSTRY

DEVELOPMENT

In modern conditions before regional administrations there are new problems on regulation of development of region economy, directed on increase of efficiency regional reproduction process and strengthening of economic motivation of managing subjects in development of manufacture and realisation of the goods and services in the regional markets. Without working out of strategy of region industry development, and also creation of the mechanism of its realisation to decide this problem it is impossible.

Ключевые слова: развитие региона, стратегия, управление, промышленность, региональные администрации.

Keywords: region development, strategy, management, the industry, regional administrations.

Развитие промышленности Республики Дагестан происходит под воздействием различных форм и методов как административно-правового, так и экономического характера, находящихся в распоряжении многочисленных органов управления и регулирования.

Для эффективного регулирования промышленности региона и инфраструктуры необходимо выполнение следующих условий. Региональная администрация, не вмешиваясь в дела экономически самостоятельных предприятий, должна играть интегрирующую роль в формировании социально-экономической среды региона, в том числе рыночной инфраструктуры. Другими словами, управлять теми процессами, в которых заинтересованы все предприятия и население региона и которые не под силу решать отдельным предприятиям. При этом формирование социально-экономической среды региона рассматривается как система локальных воспроизводственных циклов.

Финансово-экономическая база региона формируется на основе эквивалентных финансово-экономических связей между предприятиями и региональными органами управления, что предполагает прямую зависимость экономических возможностей региональных органов управления от эффективности предприятий, расположенных на территории.

Взаимоотношения региональных органов власти и субъектов промышленного комплекса региона должны рассматриваться с позиций каждого субъекта во взаимосвязи различных аспектов (финансового, инвестиционного, технологического и др.). При рассмотрении регионального налогообложения с точки зрения предприятий выделяются такие аспекты, как влияние на прибыль, инвестиции, технологии, а при оценке с позиции региональных органов власти — свободный выбор состава местных налогов, самостоятельное установление налоговых ставок, а также влияние внешних источников доходов и осуществление региональной финансовой политики. Таким образом, возможен всесторонний учет экономических интересов субъектов, что обеспечивает согласованность и взаимовыгодность системы региональных рыночных отношений.

В условиях рыночной экономики данная потребность в сотрудничестве многократно усиливается в результате наличия у региона качественно новой функции - функции субъекта острой, конкурентной борьбы на региональном, национальном и внешних рынках. При этом данный вид конкуренции имеет отчётливо выраженную тенденцию к усилению.

Согласно мнению немецкого ученого экономиста В. Ханеша это обусловлено, прежде всего, структурными изменениями, происходящими в мировой экономике. Осуществляемые в настоящее время коренные изменения в мировой системе разделения труда приводят к все более неравномерному развитию различных регионов, эта тенденция в будущем будет ещё больше обостряться. В результате значительных социально-экономических структурных изменений высокоразвитых индустриальных стран меняются и отношения между регионами и общинами. Основными элементами общего процесса реструктуризации является, прежде всего, глобализация и повышение гибкости производства, интернационализация инвестиционных процессов и производственных решений, а также обособление финансово-экономических инвестиционных стратегий. В этих условиях за размещение производства конкурируют не только национальные экономики, но и отдельные регионы.

Для нормального функционирования экономики региона требуются резервы экономического потенциала материально-технической базы, при отсутствии которых могут нарушаться взаимодействия хозяйствующих субъектов, срываться сроки поставок товаров по контрактам, нарушаться ритмичность снабжения предприятий, затрудняться исполнение хозяйственных догово-ров[2].

В этих условиях особенно актуальной становится разработка стратегии реструктуризации региональной экономики. Для этого необходима обоснованная теоретическая и методическая база, дающая возможность осуществить объективный анализ достигнутых результатов и на его основе опреде-

лить приоритеты реструктуризации и выбрать оптимальный путь ее осуществления, учитывающий реальные возможности и потребности региона и включающий как первоочередные шаги, так и меры стратегического характера.

При этом структурный потенциал региона в современных условиях является определяющим фактором устойчивости функционирования и развития его экономики, а следовательно, благополучия населения и эффективного решения всех иных проблем и задач, стоящих перед ним. Унаследованная от централизованно-плановой экономики структура Дагестанской экономики, её специализация соответствовали именно той модели хозяйствования, той системе хозяйственных связей и отношений. Каждое из предприятий было «винтиком» этой централизованно управляемой машины, а по сему и ориентировалось, прежде всего, на решение задач макроуровня. Поэтому и устойчивость развития каждого предприятия была, прежде всего, производной от устойчивости всей этой плановой системы в целом. Таким образом, структура хозяйств региона диктовалась сверху сообразно его целям и геополитическим амбициям. В условиях рынка, т.е. экономической свободы производителей, жесткой конкуренции между ними ситуация коренным образом меняется. Устойчивость микроуровня хотя, естественно, и сохраняет свою зависимость устойчивости макроуровня, однако более чем в существенной мере обеспечивается им самим, а также устойчивостью мезосистемы (региона, города, отрасли). В рыночных условиях специализация предприятий, отраслевая структура территории диктуются рынком, непосредственным потребителем, т.е. снизу. Рынок востребует то, что необходимо платежеспособному потребителю. Именно он является главным дирижером, «востребователем» готовой продукции, а следовательно, соответствующей специализации предприятий, их производственных мощностей и тем самым востребованности качественно определенной структуры региональной экономики. При этом, следует иметь в виду, что в современных условиях устойчивость развития региональных хозяйственных комплексов обеспечивают предприятия более динамичных прогрессивных отраслей, оперативно реагирующих на местный, национальный и мировой спрос на их продукцию.

Именно отсюда и проистекает необходимость целенаправленных действий со стороны региональной администрации, направленных на структурную адаптацию производства и занятости, на формирование и последовательное осуществление региональной промышленной политики.

В настоящее время не существует единой системы регулирования и управления экономикой региона. Региональные органы управления имеют отношение лишь к отдельным аспектам регулирования рыночных процессов, связанным с региональным заказом, бюджетным планированием и денежным обращением. Более того, даже эти функции органы регионального управления полностью не реализуют[1].

В современных условиях перед региональными администрациями встают новые задачи по регулированию развития экономики региона, направленные на повышение эффективности регионального воспроизводственного

процесса и усиление экономической мотивации хозяйствующих субъектов в развитии производства и реализации товаров и услуг на региональных рынках.

В настоящее время в развитии сферы обращения товарных и денежных ресурсов в регионе наблюдаются новые тенденции:

❖ повышение значимости регионального бюджета в воспроизводственном процессе, увеличение поступлений финансовых ресурсов за счет налогов на прибыль, отчисляемых предприятиями различных форм собственности, и других налоговых платежей;

❖ расширение перераспределительных процессов между субъектами региональной системы;

❖ усиление экономического влияния региональных органов управле-ния[3].

Без разработки программы развития промышленности региона и рыночной инфраструктуры региона, а также создания механизма ее реализации решить эту проблему невозможно.

Цель разработки такой программы состоит в том, чтобы на основе анализа современной ситуации и обобщения отечественного и зарубежного опыта обосновать направления развития основных элементов промышленного комплекса и рыночной инфраструктуры региона и обеспечить их реализацию, направленную на достижение устойчивого функционирования экономики региона.

Разработка программы должна включать следующие этапы:

❖ оценка экономического потенциала промышленности и рыночной инфраструктуры региона как главного условия адаптации к требованиям рыночной экономики;

❖ изучение факторов и процессов, воздействующих на дальнейшее развитие промышленности и рыночной инфраструктуры;

❖ оценка степени и характера развития различных отраслей промышленности, а также условий, обеспечивающих их эффективное функционирование;

❖ анализ современных механизмов и каналов товародвижения, финансовых и информационных потоков в регионе и разработка направлений их совершенствования;

❖ разработка прогноза экономических и социальных последствий развития промышленности и распространения рыночных отношений на все процессы социально-экономического развития региона;

❖ разработка системы предложений по совершенствованию экономического механизма регулирования процессов развития промышленности и рыночной инфраструктуры на уровне республики.

Любая региональная система характеризуется, наряду с общими параметрами развития, определенной степенью уникальности благодаря набору факторов и условий, характерных именно для данного региона. Структура промышленности Республики Дагестан в значительной степени зависит от

уровня исходных параметров развития хозяйственного комплекса региона. К ним относятся:

❖ место региона в территориальном (в т. ч. международном) разделении труда, характер и направления межрегиональных экономических связей;

❖ отраслевая и пространственная структура хозяйства региона;

❖ соотношение между производством средств производства и производством предметов потребления;

❖ уровень развития сферы товарного обращения и финансово-кредитной системы;

❖ степень развития комплекса по производству товаров и услуг и его соответствие емкости и структуре регионального рынка;

❖ наличие материально-технического потенциала и инвестиционно-строительной базы в регионе.

Скорость и характер преобразований в Республике Дагестан зависит не только от усилий региональных органов управления, но и от действий федеральных органов управления России. В соответствии с этим все факторы и условия развития промышленности и рыночной инфраструктуры подразделяются на внутренние, обусловленные уровнем и особенностями развития производительных сил данного региона, и внешние, определяемые действиями и решениями федеральных органов управления.

_Литература_

1. Государственное регулирование в стратегии устойчивого развития экономики России. - СПб: Издательство УэиФ, 2002.

2. Государственное регулирование экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика). - М.: Издательство «ФиК», 2006.

3. Экономическая устойчивость и инвестиционная активность хозяйственных систем. - М.: Издательство Российской Академии госслужбы при Президенте РФ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.