36 (171)- 2010
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Н. Г. ГАДЖИЕВ, доктор экономических наук, профессор, проректор по экономике и финансам, заведующий кафедрой экономического анализа
и статистики E-mail:[email protected]
Е. О. ШАРАЕВА, главный бухгалтер E-mail: [email protected] ООО «ТСЛ-Сервис»
Представлены возможные долгосрочные (стратегические) направления реформирования экономики российских регионов в ходе модернизации национальной экономики России. Рассмотрена особая роль технологических кластеров, которые могут сыграть роль инновационных «локомотивов роста» для регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа. Предложены конкретные направления реализации государственной промышленной политики на региональном уровне.
Ключевые слова: экономика российских регионов, долгосрочные (стратегические) направления реформирования экономики российских регионов, модернизация российской экономики, технологический кластер.
Формирование долгосрочной стратегии развития России, в основе которой лежит модернизация экономики, делает актуальной постановку задачи выбора тех направлений, которые будут повышать конкурентоспособность страны завтра. Это заставляет по-новому подходить к выбору «точек технологического роста», учитывая возможные инвестиционные потоки. По утверждениям многих экспертов, потенциальные «точки технологического роста» в современном мире лежат в так называемых технологических кластерах.
Технологические кластеры обычно состоят из компаний нескольких отраслей, выпускающих готовый продукт, материалы и оборудование (например, в области информационных технологий — Силиконовая долина в США; в области телекоммуникации — г Эспоо в Финляндии и др.). Всостав технологических кластеров, которые будут оказывать значительное влияние на конкурентоспособность экономики страны, в последнее время все чаще включают компании:
• работающие с нанотехнологиями, научный уровень разработок которых в России соответствует мировому;
• работающие с клеточными биотехнологиями;
• производящие новые материалы, информационные технологии и др.
Государственные и частные инвестиции в развитие этих направлений будут оказывать значительное влияние на конкурентоспособность экономики страны.
При разработке мер эффективной инвестиционной политики на уровне конкретного региона, по мнению авторов, необходимо учитывать следующие факторы:
• интенсивность проходивших ранее и продолжающихся процессов разгосударствления и
приватизации (масштабы, формы, особенности в такой сфере экономики, как сельское хозяйство);
• эффективность приватизации (рост производства на приватизированных предприятиях, их инвестиционная активность, доля продукции, соответствующей стандартам мирового уровня);
• изменение трудовой активности, включенность работников в инновационные процессы;
• становление рыночной инфраструктуры;
• коммерциализация предприятий, поддерживаемых местными бюджетами;
• уровень и степень развития внешнеэкономической деятельности (направления, формы, эффективность).
Инвестиционная политика на уровне региона предполагает несколько уровней разработки и реализации. В соответствии с этим на уровне организации или предприятия, действующего в регионе, следует принимать во внимание:
• объем производимых товаров, их номенклатуру, способы продвижения в соответствующие сегменты рынка;
• процесс формирования и направления использования прибыли;
• капитальные вложения: структуру, направления использования, долю капвложений, направляемых на модернизацию производственного цикла;
• освоение новых видов продукции, затраты на исследования и разработки по обновлению производства;
• уровень цен на основные виды продукции, сопоставление его с уровнем конкурирующих предприятий;
• товарные запасы и их изменения. Исследования предприятий, расположенных
в регионах, дают многообразную и достоверную информацию, которую можно использовать для оценки динамики социально-экономических процессов на территории региона, согласования реалий его развития с направлениями и параметрами региональной политики и политики по интеграции экономики региона в национальную экономику.
По мнению авторов, выработка и реализация инвестиционной политики на территории единого экономического пространства РФ невозможны без реализации преимуществ, вытекающих из особенностей конституционного устройства Российской Федерации. Среди возможностей, которые предоставляются указанными особенностями, следует выделить:
• установление реальной взаимной законодательной ответственности между органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления;
• обеспечение комплексности действия всех видов экономического законодательства (налогового, инвестиционного, таможенного, валютного и др.), определяющих общие правовые условия и возможности предпринимательской деятельности на уровне региона;
• планирование инвестиционного процесса на территории региона с учетом как общероссийских экономических и социальных интересов, так и аналогичных интересов данного конкретного региона;
• определение конкретных целей, ожидаемой отдачи и направления стимулирования экономической деятельности в конкретных сферах и отраслях хозяйства того или иного российского региона (например, регионов Юга России).
В связи с этим повышается важность конкретных мер на региональном уровне. К таким мерам
можно отнести:
• законодательное закрепление за региональными органами государственной власти права на обеспечение финансирования (в виде доходных источников пополнения регионального бюджета либо гарантированного необходимого объема трансфертов). Это финансирование должно быть достаточно для реализации установленной в соответствующих разделах Конституции РФ и федерального законодательства обязанности регионов по поддержанию на своей территории требуемых социальных стандартов жизнедеятельности населения;
• целенаправленное усиление защищенности прав собственности субъектов предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности;
• определение и правовое закрепление критериев организации межбюджетных и налоговых потоков исходя из территориальной структуры расходов и сводного финансового потенциала регионов;
• законодательное закрепление требований обоснованности и возможного многообразия форм селективной поддержки отдельных регионов исходя из конкретной социально-экономической ситуации и их геостратегического значения для интересов Российского государства;
• участие в разработке и реализации федеральных целевых программ (ФЦП) социально-экономического развития регионов.
О последних следует сказать особо. Действуют семь федеральных целевых программ (ФЦП) социально-экономического развития регионов, которые призваны сосредоточить бюджетные средства и общефедеральные усилия на решении наиболее острых проблем в целом ряде регионов РФ. В частности, на территории регионов, входивших до января 2010 г. в Южный федеральный округ (ЮФО), до недавнего времени действовали две таких программы: «Юг России», направленная на долгосрочное сглаживание социально-экономических противоречий в регионах, входящих в состав ЮФО, и на всемерную активизацию производительных сил на их территории; и — «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации».
Авторы полагают, что необходимыми условиями повышения эффективности реализации федеральных целевых программ, продолжающих действовать на территории регионов, вошедших во вновь образованный Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО), могут стать:
• повышение роли стратегического планирования и прогнозирования развития отдельных регионов в увязке с социально-экономическим развитием соседнихрегионов (территорий);
• увеличение объемов финансирования запланированных мероприятий за счет активизации возможных альтернативных федеральному бюджету источников;
• совершенствование оценки эффективности реализации мероприятий в рамках федеральных целевых программ, особенно в тех их частях, которые касаются выравнивания сложившихся перекосов в межбюджетных отношениях;
• установление, помимо государственного, четкого общественного контроля за целевым расходованием выделяемых средств на всех этапах их освоения.
В частности, по мнению авторов, с учетом формирования общеокружных межрегиональных приоритетов в СКФО можно было бы внести коррективы в перечень и содержание действующих на территории Республики Дагестан «инвестиционных площадок» для усиления инновационной составляющей, а также такой важнейшей социальной доминанты, каксокращение безработицы [1].
Необходимо помнить, что именно на территории регионов осуществляются циклы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, капитала, соответствующей части национального богатства, денежного обращения. Непосредственно в регионе
происходит и взаимодействие органов управления с участниками рыночных процессов, производителями, предпринимателями, субъектами рыночной инфраструктуры. Именно поэтому региональным органам управления принадлежит роль обеспечения комплексного социально-экономического развития территориально-административных и национально-государственных образований при активизации интеграции в общероссийскую систему хозяйствования.
Формирование в регионах рыночных отношений предполагает:
• обеспечение эквивалентности связей между всеми звеньями региональной системы;
• организацию управления вертикальными связями на основе долговременных нормативов и ограничений;
• перестройку системы формирования и использования не только бюджета, но и всех иных финансовых и материальных ресурсов с учетом эффективности функционирования производственного потенциала и результативности развития социальной сферы.
В этой связи в качестве основных приоритетов региональной инвестиционной политики можно определить следующие сферы и направления хозяйственной деятельности:
• разработку и использование местных ресурсов;
• производство продуктов питания;
• индустрию туризма;
• топливно-энергетический комплекс;
• транспортно-экспедиционный комплекс, международные транспортные перевозки;
• переработку сельскохозяйственной продукции;
• лесную и деревообрабатывающую промышленность;
• легкую и текстильную промышленность. Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что приоритеты инвестиционной политики региона вытекают из общеэкономических приоритетов. Так, региональная инвестиционная политика должна быть сориентирована на максимальное использование местных сырьевых ресурсов и возможностей, природных и исторических условий, а также использование ранее накопленного промышленного потенциала и сложившейся специализации предприятий.
Основными направлениями региональной инвестиционной политики для администрации любого российского региона являются:
• совершенствование региональной норматив-но-иравовой базы инвестиционной деятельности;
• разработка льготного налогообложения для предпринимателей и инвесторов;
• развитие рыночной и инвестиционной инфраструктуры;
• оказание государственной поддержки инвесторам на территории области;
• развитие информационного обеспечения инвесторов.
Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику региона является приоритетным направлением деятельности его администрации и направлено на улучшение структуры экономики, селективную поддержку предприятий, расположенных на его территории.
Таким образом, согласно ориентации инвестиционной политики на максимально возможное использование имеющегося регионального потенциала, в основу приоритетов региональной политики должны быть положены сложившиеся в данном регионе отрасли промышленности. При этом следует обращать особое внимание на то, чтобы в перечень приоритетных отраслей, имеющих наибольшее перспективное значение для всей промышленности региона, по возможности включались машиностроение, а также такие технически развитые отрасли, как электротехническая, радиоэлектронная и т. п. Кроме того, для Республики Дагестан и соседней с ней Чеченской Республики промышленным приоритетом могли бы стать совершенствование и техническое перевооружение нефтедобывающей промышленности, а также развитие углубленной нефтепереработки.
Неизбежные в связи с предстоящим выходом из состояния кризиса глубокие изменения в экономике страны охватывают в определенной последовательности все элементы структуры народного хозяйства — как в отраслевом, так и в региональном измерении. При этом эволюционный путь изменений предполагает, что в качестве движущего фактора последовательных изменений выступает
именно человеческий фактор. Это значит, что существенные изменения в знаниях и уровне мышления под воздействием трансформации общественной среды, появление новых качественных характеристик технологической и экологической систем неминуемо приводят к преобразованию основных производственных факторов на основе инновационных изменений, воспроизводственной и отраслевой структуры, трансформируют технологический уровень производства, коренным образом меняют стоимостные соотношения, структуру внешнеэкономических связей.
Такие преобразования или устойчивые тренды в этом направлении потребуют изменения экономических отношений по поводу форм собственности, системы распределения, хозяйственных связей, форм экономического управления и организации производства. Особенно это касается отраслей промышленного производства, предприятия которых сталкиваются с необходимостью качественного технико-технологического перевооружения, пересмотра стратегии промышленного развития, организации эффективного маркетинга, повышения качества управления. Очевидно, что такие крупномасштабные изменения требуют длительного периода времени.
Список литературы
1. Основные показатели социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2009 году // Российская газета. 12.03.2010.
2. Российская Федерация и ее регионы в современной системе мирохозяйственных связей. В кн. «Международные экономические отношения. Международный бизнес» // под ред. А. Ю. Архипова, Е. П. Кузаковой. Ростов-на-Дону: Феникс. 2009.
3. Экономика Республики Дагестан. Махачкала: Министерство инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан. 2009. С. 20-21.