Научная статья на тему 'Стратегические направления реформирования экономики на региональном уровне'

Стратегические направления реформирования экономики на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ / ДОЛГОСРОЧНЫЕ (СТРАТЕГИЧЕСКИЕ) НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомадов Э.

В статье представлены возможные долгосрочные (стратегические) направления реформирования экономики российских регионов в преддверии модернизации национальной экономики России. Рассмотрена особая роль технологических кластеров, могущих сыграть роль «локомотивов роста» на инновационной основе, особенно в случае с регионами, входящими в состав Южного федерального округа. Предложены конкретные направления реализации государственной промышленной политики на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегические направления реформирования экономики на региональном уровне»

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Э. МАГОМАДОВ

Чеченский государственный университет

В статье представлены возможные долгосрочные (стратегические) направления реформирования экономики российских регионов в преддверии модернизации национальной экономики России. Рассмотрена особая роль технологических кластеров, могущих сыграть роль «локомотивов роста» на инновационной основе, особенно в случае с регионами, входящими в состав Южного федерального округа. Предложены конкретные направления реализации государственной промышленной политики на региональном уровне.

Ключевые слова: экономика российских регионов; долгосрочные (стратегические) направления реформирования экономики российских регионов; модернизация российской экономики; технологические кластеры.

Коды классификатора JEL: O18, O43.

Формирование долгосрочной стратегии развития России в контексте предстоящей модернизации экономики делает актуальной постановку задачи выбора тех направлений, которые будут повышать конкурентоспособность страны завтра. Это заставляет по-новому подходить к выбору «точек роста», включая сюда приложение инвестиционных потоков. По утверждениям многих экспертов, потенциальные «точки технологического роста» в современном мире лежат в так называемых технологических кластерах.

Технологические кластеры обычно состоят из компаний нескольких отраслей, выпускающих готовый продукт, материалы и оборудование (например, компании в области информационных технологий в Силиконовой долине в США, телекоммуникационные компании в Эспоо в Финляндии и др.). В качестве технологических кластеров, которые будут оказывать значительное влияние на конкурентоспособность экономики страны, в последнее время называются нанотехнологии, научный уровень разработок которых в России соответствует мировому; клеточные биотехнологии, находящие уже сейчас применение во многих отраслях экономики; производство новых материалов; информационные технологии и ряд других направлений. Государственные и частные инвестиции в эти направления будут оказывать значительное влияние на конкурентоспособность экономики страны. Поддерживать имеющиеся кластеры и способствовать возникновению новых — задача современной промышленной политики России.

При разработке мер эффективной промышленной политики на уровне конкретного региона, по нашему мнению, необходимо учитывать следующие факторы:

♦ интенсивность проходивших ранее и продолжающихся процессов разгосударствления и приватизации (масштабы, формы, особенности в такой сфере экономики, как сельское хозяйство);

♦ имеющуюся оценку эффективности приватизации (рост производства на приватизированных предприятиях, их инвестиционная активность, удельный вес продукции, соответствующей стандартам мирового уровня);

♦ изменение трудовой активности, включенность работников в инновационные процессы;

♦ становление рыночной инфраструктуры;

♦ коммерциализацию предприятий, поддерживаемых местными бюджетами;

♦ уровень и степень развитости внешнеэкономической деятельности (направления, формы, эффективность).

Промышленная политика на уровне региона предполагает несколько уровней разработки и реализации.

В соответствии с этим, на уровне организации или предприятия, действующего в регионе, следует принимать во внимание:

♦ объем производимых товаров, их номенклатуру, способы продвижения в соответствующие сегменты рынка;

♦ процесс формирования и направления использования прибыли;

♦ капитальные вложения: структуру, направления использования, долю капвложений, направляемых на модернизацию производственного цикла;

♦ освоение новых видов продукции, затраты на исследования и разработки по обновлению производства;

© Магомадов Э., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

• уровень цен на основные виды продукции, сопоставление его с уровнем конкурирующих предприятий;

• товарные запасы и их изменения.

Проводимые в ходе исследования расположенных в регионах предприятий наблюдения дают многообразную достоверную информацию, что, в свою очередь, открывает достаточно широкие возможности для проведения оценки динамики социально-экономических процессов на территории региона, согласования реалий его развития с направлениями и параметрами определенной региональной политики и политики по интеграции экономики региона в национальную экономику.

По мнению автора, выработка и реализация промышленной политики на территории единого экономического пространства РФ невозможны без реализации преимуществ, вытекающих из особенностей конституционного устройства Российского федеративного государства. Среди возможностей, которые предоставляются указанными особенностями, следует выделить:

❖ установление реальной взаимной законодательной ответственности между органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления;

❖ обеспечение комплексности действия всех видов экономического законодательства (налогового, инвестиционного, таможенного, валютного и других), определяющих общие правовые условия и возможности предпринимательской деятельности на уровне региона;

❖ планирование активизации инвестиционного процесса на территории региона с учетом как общероссийских экономических и социальных интересов, так и аналогичных интересов данного конкретного региона;

❖ единство подходов и решений, определяющих конкретные цели, ожидаемую отдачу и направления стимулирования экономической деятельности в конкретных сферах и отраслях хозяйства того или иного российского региона (например, регионов ЮФО).

В связи с этим повышается важность конкретных мер, наполняющих государственную промышленную политику на региональном уровне. К таким мерам можно отнести:

♦ законодательное закрепление за региональными органами государственной власти права на обеспечение финансирования (в виде доходных источников пополнения регионального бюджета либо гарантированного необходимого объема трансфертов), достаточного для реализации установленной в соответствующих разделах Конституции РФ и федерального законодательства обязанности регионов по поддержанию на своей территории требуемых социальных стандартов жизнедеятельности населения;

♦ целенаправленное усиление защищенности прав собственности субъектов предпринимательской, в том числе инвестиционной деятельности;

♦ определение и правовое закрепление критериев организации межбюджетных и налоговых потоков, исходя из территориальной структуры расходов и сводного финансового потенциала регионов;

♦ законодательное закрепление требований обоснованности и возможного многообразия форм селективной поддержки отдельных регионов исходя из конкретной социальноэкономической ситуации и их геостратегического значения для интересов Российского государства;

♦ участие в разработке и реализации федеральных целевых программ (ФЦП) социальноэкономического развития регионов.

О последних следует сказать особо. В настоящее время действуют 7 федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, которые призваны сосредоточить бюджетные средства и общефедеральные усилия на решении наиболее острых проблем в целом ряде регионов РФ. В частности, на территории регионов ЮФО действуют две таких программы: «Юг России», направленная на долгосрочное сглаживание социально-экономических противоречий в регионах, входящих в состав Южного федерального округа, и на всемерную активизацию производительных сил на их территории, и еще одна программа — «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации».

Мы полагаем, что необходимыми условиями повышения эффективности реализации федеральных целевых программ на территории регионов ЮФО могут стать:

• повышение роли стратегического планирования и прогнозирования развития отдельных регионов в увязке с социально-экономическим развитием соседних регионов (территорий);

• увеличение объемов финансирования запланированных мероприятий за счет активизации возможных альтернативных федеральному бюджету источников;

• совершенствование оценки эффективности реализации мероприятий в рамках федеральных целевых программ, особенно в тех их частях, которые касаются выравнивания сложившихся перекосов в межбюджетных отношениях;

• установление, помимо государственного, четкого общественного контроля за целевым расходованием выделяемых средств на всех этапах их освоения.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.

261

Необходимо помнить, что именно на территории регионов осуществляются циклы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, капитала, соответствующей части национального богатства, денежного обращения. Непосредственно в регионе происходит и взаимодействие органов управления с участниками рыночных процессов, производителями, предпринимателями, субъектами рыночной инфраструктуры. Именно поэтому региональным органам управления принадлежит роль обеспечения комплексного социально-экономического развития территориально-административных и национально-государственных образований при активизации интеграции в общероссийскую систему хозяйствования.

Решение сложной задачи формирования в регионах рыночных отношений предполагает обеспечение эквивалентности связей между всеми звеньями региональной системы, организацию управления вертикальными связями на основе долговременных нормативов и ограничений, перестройку системы формирования и использования не только бюджета, но и всех иных финансовых и материальных ресурсов с учетом эффективности функционирования производственного потенциала и результативности развития социальной сферы.

В этой связи в качестве основных приоритетов региональной инвестиционной политики можно определить следующие сферы и направления хозяйственной деятельности:

❖ разработку и использование местных ресурсов (торф, лес, лен и т.д.);

❖ производство продуктов питания;

❖ индустрию туризма;

❖ топливно-энергетический комплекс;

❖ транспортно-экспедиционный комплекс, международные транспортные перевозки;

❖ переработку сельскохозяйственной продукции;

❖ лесную и деревообрабатывающую промышленность;

❖ легкую и текстильную промышленность.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод о том, что приоритеты инвестиционной политики региона вытекают из общеэкономических приоритетов. Региональная инвестиционная политика ориентирована на максимальное использование местных сырьевых ресурсов и возможностей, а также природных и исторических условий. Кроме того, это — использование и ранее накопленного промышленного потенциала, и сложившейся специализации предприятий.

Основными направлениями региональной инвестиционной политики для администрации любого российского региона являются:

❖ совершенствование региональной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности;

❖ разработка льготного налогообложения для предпринимателей и инвесторов;

❖ развитие рыночной и инвестиционной инфраструктуры;

❖ оказание господдержки инвесторам на территории области;

❖ развитие информационного обеспечения инвесторов.

Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику региона является приоритетным направлением деятельности его администрации и направлено на улучшение структуризации экономики, селективную поддержку предприятий, расположенных на его территории.

Таким образом, согласно ориентации инвестиционной политики на максимально возможное использование имеющегося регионального потенциала, в основу приоритетов региональной политики должны быть положены сложившиеся в данном регионе отрасли промышленности. При этом следует обращать особое внимание на то, чтобы в перечень приоритетных, имеющих наибольшее перспективное значение для всей промышленности региона по возможности включались машиностроение, а также такие технически развитые отрасли, как электротехническая, радиоэлектронная и т.п.

Согласно федеральному закону, в регионах возможно формирование «бюджета развития», призванного оказывать непосредственную финансовую поддержку из регионального бюджета быстроокупаемым инвестиционным проектам и предоставлять гарантии для финансирования таких проектов коммерческими банками и финансовыми организациями.

Поддержка предприятий с помощью бюджета развития осуществляется в двух формах:

❖ предоставления государственных льготных инвестиционных кредитов и обеспечения гарантий инвесторам при получении кредитов коммерческих банков при реализации инвестиционных проектов;

❖ прямого инвестирования в инвестиционные проекты (с обязательным закреплением в собственности региона соответствующей части акций акционерного общества).

Данная поддержка предоставляется на конкурсной основе, критериями являются:

❖ отношение предприятия к отрасли, выбранной в качестве приоритетной;

❖ экономическая эффективность;

❖ конкурентоспособность продукции;

❖ быстрота окупаемости;

❖ гарантии возврата.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

При предоставлении кредитов и гарантий из бюджета развития необходимо проведение тщательного независимого аудита данного предприятия.

Неизбежные в связи с предстоящим выходом из состояния кризиса глубокие изменения в экономике страны охватывают в определенной последовательности все элементы структуры народного хозяйства — как в отраслевом, так и в региональном измерении. При этом эволюционный путь изменений предполагает, что в качестве движущего фактора последовательных изменений выступает именно человеческий фактор. Это значит, что существенные изменения в знаниях и уровне мышления под воздействием трансформации общественной среды, появление новых качественных характеристик технологической и экологической систем неминуемо приводят к преобразованию основных производственных факторов на основе инновационных изменений, воспроизводственной и отраслевой структуры, трансформируют технологический уровень производства, коренным образом меняют стоимостные соотношения, структуру внешнеэкономических связей.

Наличие таких преобразований или устойчивых трендов в этом направлении потребует изменения экономических отношений по поводу форм собственности, системы распределения, хозяйственных связей, форм экономического управления и организации производства. Особенно это касается отраслей промышленного производства, предприятия которых сталкиваются с необходимостью качественного технико-технологического перевооружения, пересмотра стратегии промышленного развития, организации эффективного маркетинга, повышения качества управления. Очевидно, что такие крупномасштабные изменения требуют и длительного периода времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.