Научная статья на тему 'Интеграция финансового и промышленного капиталов как фактор эффективного регионального развития'

Интеграция финансового и промышленного капиталов как фактор эффективного регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омарова З.К.

В данной статье проводится комплексный анализ проблем формирования и перспектив развития российских корпоративных организационно-хозяйственных структур управления в промышленности. Обобщены теоретические аспекты корпоративной интеграции, рассмотрены характерные особенности интеграционных процессов, обоснованы существенные преимущества и недостатки объединений промышленного и финансового капиталов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция финансового и промышленного капиталов как фактор эффективного регионального развития»

29 (86) - 2008

Инновации и инвестиции

ИНТЕГРАЦИЯ ФИНАНСОВОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛОВ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

з. к. омарова,

кандидат экономических наук Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН

Образование новых независимых государств, изменение геополитической ситуации в Российской Федерации оказали и оказывают существенное влияние на развитие процессов регионализации экономики, создание предпосылок и условий экономического развития страны. Многие регионы стали приграничными. В частности, сухопутная государственная граница России теперь проходит по южным границам республик Северного Кавказа и Краснодарского края. С этими изменениями связаны новые проблемы специализации производства, структуры товарообмена, миграции населения, передислокации вооруженных сил и т. д., которые ложатся дополнительным грузом на экономику и социальную сферу новых приграничных регионов.

Вместе с тем по мере нарастания кризисных явлений в экономике и углубления рыночных реформ усилилась межрегиональная дифференциация. Это связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам; различной адаптацией к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов. В-третьих, Центр дает достаточную самостоятельность национальным республикам в использовании экономических ресурсов, и в том числе своей

экономической помощи регионам, которые те по объективно-субъективным причинам не всегда эффективно используют. Территориальные различия в уровнях социально-экономического развития внутри региона наиболее контрастно проявляются в депрессивных, экономически слаборазвитых субъектах Федерации, типичным представителем которых является Республика Дагестан.

Следует заметить, что в дореформенной России интеграция в отраслях экономики осуществлялась на принципах административного управления объединенной государственной собственностью. Практически все вопросы полностью контролировались административными структурами разного уровня: в централизованном порядке распределялись обязательства по обеспечению воспроизводства, определялись объемы финансовых и материально-технических ресурсов, объемы производства каждого вида промышленной продукции, цены ее реализации, масштабы и каналы закупки. В этих условиях процессы интеграции регулировались государством в лице министерств и ведомств. Вместе с тем интегрированные объединения в рамках командно-административной системы действовали при сохранении за управленческими структурами роли регулятора межотраслевых производственно-экономических отношений, что приводило к огосударствлению совместного производства и перераспределению коллективных средств не в пользу развития экономики, что сводило на нет эффект от создания и функционирования интегрированных объединений.

Однако последующие экономические преобразования в регионах Российской Федерации внесли существенные изменения в целевую составляющую социально-экономических процессов, принципиально изменив условия функционирования всех участников промышленного производства. Сегодня сложилась обстановка, когда одновременно проявляется действие позитивных и негативных факторов развития экономики, что свидетельствует о необходимости радикальных структурных преобразований, так как без таких преобразований невозможен дальнейший экономический рост процесса воспроизводства. Одновременно с разрушением межотраслевого взаимодействия, созданного в рамках административно-командной системы, преобразования в отраслях экономики создали условия для формирования интеграционных связей, базирующихся на объективно присущих рыночной экономике производственных отношениях. В их основе лежат частная собственность на средства производства и экономическая свобода хозяйственных единиц. Чтобы выжить в новых условиях, отечественные производители взамен утраченных партнеров по промышленному производству были вынуждены искать других, налаживая с ними межотраслевые связи на взаимовыгодных условиях, что и создавало объективную базу развития интеграционных процессов в 1990-х гг.

В современных условиях хозяйствования корпоративная интеграция в отраслях экономики может явиться решением проблемы динамичного развития экономики России и способна внести заметный вклад в укрепление отечественного крупного бизнеса. Технологический прогресс, экономический рост и социальную защищенность граждан в развитых странах обеспечивают, прежде всего, крупные корпорации и их объединения. Корпоративная интеграция предприятий способна содействовать мобилизации внутренних резервов и облегчать доступ к внешним источникам финансирования. Интеграция также способствует расширению рынков сбыта продукции, освоению новых территориальных рынков через интеграцию с предприятиями в других регионах, а также созданию совместных предприятий. Корпоративная интеграция позволяет закрепить хозяйственные связи, усилить стимулы для получения наиболее эффективного конечного результата, сконцентрировать ресурсы на наиболее эффективных направлениях технической политики, использовать наиболее эффективно систему взаиморасчетов,

повысить конкурентоспособность российских производителей на внешнем рынке, а также наиболее экономно решать отдельные задачи использования производственной и социальной инфраструктур.

Проблематика формирования интегрированных организационно-хозяйственных структур управления в отраслях промышленности, их становления и места в экономике страны в целом вызывает большой общественный интерес. Многие ее аспекты — интеграция финансовых и промышленных капиталов, роль крупных банков, государственное регулирование и поддержка деятельности корпоративных образований, спецификация финансов, проблемы корпоративного управления и построения и т. п., — достаточно подробно исследуются российскими и зарубежными специалистами. Тем не менее основная задача сводится к необходимости комплексного описания проблем формирования и перспектив развития корпоративных организационно-хозяйственных структур управления.

В Республике Дагестан современная экономическая политика, имеющая целью достижение устойчивого экономического роста, связана с созданием основных институтов рыночной экономики. На первый план выдвигается вопрос становления и эффективного развития интегрированных корпоративных структур, представляющих собой универсальные многоотраслевые комплексы, включающие в себя промышленные предприятия, банки, торговые фирмы, страховые, пенсионные, инвестиционные и другие компании, что обеспечивает гарантированный доступ к финансово-кредитным и материально-техническим ресурсам, а также наиболее надежное и прибыльное размещение капитала.

В процессе реализации основных задач интегрированные корпоративные структуры должны стать основой системы инвестирования экономики; они формируются как структуры, способные к саморазвитию в рыночных условиях, образующие эффективную и устойчивую кооперацию, направленную на развитие приоритетных направлений производства. Рождение новых систем управления, в качестве организационно-хозяйственных форм которых выступают холдинги, корпорации, крупные компании, финансово-промышленные группы и ряд других, реализующих схемы интеграции финансовых, производственных и коммерческих структур, при сохранении юридической самостоятельности каждого из участников, видится одной из попыток выхода из

затянувшегося экономического кризиса в республике, обусловленного не только объективными и субъективными факторами перехода к рыночной экономике, но и поспешной массовой приватизацией большинства промышленных предприятий, разрушением сложившихся годами хозяйственных и кооперационных связей предприятий внутри отраслей и смежных отраслей промышленности. Иными словами, появление интеграционных образований в отраслях экономики Республики Дагестан представляется необходимой и объективно обусловленной тенденцией.

В известной мере Республику Дагестан можно считать уникальным регионом в составе России по многим параметрам, определяющим его специфику и общегосударственную стратегическую значимость.

После распада СССР Республика Дагестан приобрела новое геополитическое положение и связанную с ним новую геостратегическую значимость для России. Она стала приграничной территорией и важным транспортно-коммуни-кационным узлом, связывающим Российскую Федерацию со странами Центральной Азии и Ближнего Востока. Не менее значимым является и то, что территориально республика является составной частью прикаспийского региона, более того — махачкалинский порт стал единственным незамерзающим российским портом на Каспии. Стратегическая важность этого очевидна, поскольку здесь переплетаются интересы многих стран по освоению и эксплуатации значительных запасов углеводородного сырья.

И, наконец, в этно-политическом плане для России этот регион стал главной опорой в стабилизации положения на Северном Кавказе. Большая часть населения Дагестана не мыслит себя вне состава Российской Федерации. Помимо того Дагестан один из немногих регионов — демографических доноров России.

Однако Республика Дагестан попадает в группу субъектов Федерации с повышенным инвестиционным риском. И дело заключается не столько в депрессивности республиканской экономики, структура которой, как показала практика, оказалась слабо приспособленной к рыночным условиям хозяйствования, а в том, что обостренная политическая ситуация, сложные межнациональные отношения, социальная напряженность на Северном Кавказе, различные субъективные факторы сдерживают приток капитала в Дагестан, тормозят его экономический рост.

Низкий инвестиционный рейтинг, высокие уровни дотационности бюджета и безработицы, низкие уровни накопленного капитала (стоимость основных фондов в расчете на душу населения) и доходов населения, территориальная контрастность в размещении производительных сил и другие социально-экономические параметры республики свидетельствуют о крайней слабости экономической базы Республики Дагестан, о множестве проблем, которые неизбежно возникают при решении вопросов становления и эффективного развития и интеграционных образований в отраслях экономики региона. Значительная часть предприятий в регионе все еще находится в сложном финансово-экономическом положении, характеризующемся низким уровнем конкурентоспособности и эффективности производства, нерациональностью технологических и кооперационных связей, невысоким экспортным потенциалом, дефицитом инвестиционных ресурсов. Недостаточность собственных средств предприятий для осуществления необходимых капиталовложений и ряд трудностей, возникающих при попытке привлечения внебюджетных средств, фактически препятствуют нормальному функционированию и возобновлению производства. Особенно это характерно для наукоемких и фондоемких производств, нормальная работа которых невозможна без постоянного притока значительных объемов денежных средств. Думается, что без решения проблемы формирования и эффективного развития интегрированных корпоративных структур невозможно добиться прогресса в техническом перевооружении и обновлении производственных фондов, внедрении современных эффективных технологий, сохранении и повышении конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, восстановлении структурного баланса в экономике, повышении уровня занятости и снижении социальной напряженности в обществе.

Проблема формирования в Республике Дагестан корпоративного сектора чрезвычайно актуальна, в частности в промышленности, являющейся одной из основных отраслей экономики, где в силу ряда объективных и субъективных причин особенно остро проявляется экономический и социальный кризис. Поступательное развитие дагестанской промышленности начало замедляться с 1985 г., а после 1990 г. ее рост, по существу, прекратился. Экономический кризис, начавшийся в стране, наиболее сильно ударил прежде всего по

этой отрасли. Падение уровня производства здесь по сравнению с 1990 г. составило почти 70 %. Наиболее глубокий спад произошел в машиностроении, промышленности строительных материалов, и особенно в легкой промышленности.

Однако последствия экономического кризиса — это не только спад в некоторых отраслях дагестанской экономики. Самым главным направлением произошедших в экономике Дагестана в последние годы перемен можно считать десоциализацию экономики. Современная экономика Дагестана становится все менее гуманной и рассчитанной исключительно на извлечение прибыли.

Позитивные тенденции, наметившиеся после дефолта 1998 г., со второй половины 1999 г. сохранились и продолжились и в 2006 г. В промышленности на 1 января 2007 г. функционируют 3,2 тыс. предприятий, из которых 16,6 % — государственной и муниципальной собственности, 73,6 % — частной и свыше 6 % — смешанной собственности. Стоимость основных фондов промышленности составляла 33,4 млрд руб., или 10,7 % в общей стоимости основных фондов республики (в России — 25,0 %). На промышленных видах деятельности было занято 9,6 % от общей численности занятых в экономике (в России — 21,7 %). В городах Дагестана проживает 1,1 % городского населения Российской Федерации, а республика производит лишь 0,1 % общего объема промышленной продукции страны. Хотя доля промышленности в налоговых поступлениях в последние годы существенно уменьшилась (с 59,2 % в 2000 г. до 20,0 % в 2006 г.), она является основной отраслью, образующей налогооблагаемую базу республики.

В 2006 г. объем промышленной продукции составил 19,3 млрд руб. и в сопоставимых ценах увеличился на 9,2 % по сравнению с 2005 г. и в 1,8 раза — по отношению к 2000 г. Доминирующее положение в отраслевой структуре промышленности занимает топливно-энергетический комплекс (36,3 %). Повышается доля пищевой промышленности и отдельных обрабатывающих отраслей промышленности.

К факторам, во многом ограничивающим дальнейший рост промышленного производства, создание новых рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в республике, можно отнести сложности получения предприятиями кредитных ресурсов, необходимых для освоения производства конкурентоспособной продукции. Имеющееся на предприятиях технологическое оборудование физически и морально устарело и не позволяет до-

биваться необходимого качества продукции — это одна из проблем, препятствующих развитию промышленного производства в Республике Дагестан. Износ основных фондов по отдельным отраслям промышленности достигает 60—71 %. На начало 2007 г. полная балансовая стоимость основных фондов промышленности составляло 47,0 млрд руб., степень физического износа которых составляла более 56,2 %. Коэффициент обновления основных фондов в промышленности на ту же дату составлял 3,3, в то время как коэффициент выбытия — чуть более 0,5, что характеризует концентрацию изношенных основных фондов в производстве. Состояние основных фондов не всегда в полной мере характеризует показатель степени износа основных фондов, так как он показывает физический износ. Моральное старение производственных фондов, их отставание от техники и технологии конкурентов приводят к производству заведомо неконкурентоспособной продукции, в связи с чем повышение конкурентоспособности промышленной продукции требует полного технического перевооружения производства и внедрения прогрессивных технологий.

Необходимость создания структур корпоративного управления в Республике Дагестан диктуется и негативными последствиями приватизации промышленных предприятий. Нормативные документы по приватизации ориентировали на расчленение ранее возникших объединений и автономное акционирование подразделений. От такой операции в наибольшей степени пострадали пищевая и легкая промышленность. До 1990-х гг. все пищевые и перерабатывающие предприятия республики входили в вертикально интегрированные структуры производственных объединений «Дагрыба», «Дагмясопром», «Дагконсервагро-пром», «Дагмолпром», «Дагвино», «Дагпищепром». В настоящее время более 80 % предприятий этой отрасли приватизированы. По данным Минэкономики, приватизированные предприятия пока не дают ожидаемых результатов и производят лишь 16 % всей продукции, тогда как 14 % предприятий с республиканской собственностью производят 57,1 % всей продукции.

Несмотря на очевидную необходимость и возможность создания интегрированных корпоративных структур в Республике Дагестан, они находятся в наименее развитом состоянии — на стадии формирования формальных связей. Несмотря на предпринимаемые попытки, на сегодняшний день в республиканских органах государственной власти официально не зарегистрировано ни одного финан-

сово-промышленного объединения. Фактически же в хозяйстве республики можно выделить ряд объединений финансовых и промышленных предприятий, действующих на основе договоров о совместной деятельности, кредитовании, приобретении пакетов акций, которых по ряду признаков можно отнести к финансово-промышленным группам. Среди крупных объединений с сущностными атрибутивными характеристиками финансово-промышленных групп можно выделить ОАО «Роснефть-Дагнефть» и ОАО «Дагэнерго», представляющие топливно-энергетический комплекс республики.

Резюмируя изложенное, отметим, что сегодня реальный сектор экономики Республики Дагестан накопил существенные организационно-экономические предпосылки для финансово-промышленной интеграции, к числу которых можно отнести:

• постепенное налаживание межкорпорацион-ных связей в республике;

• усиление тенденции переориентации предприятий на удовлетворение спроса местного сырья;

• укрепление партнерства между научно-исследовательскими организациями и предприятиями промышленности;

• внедрение достижений дагестанских ученых в производство.

Использование указанных предпосылок для концентрации производственных, научно-технических ресурсов и их рациональное перераспределение в рамках группы будет способствовать усилению производственных и кооперационных отношений среди предприятий различных отраслей народного хозяйства республики.

Среди основных факторов, благоприятствующих рациональному протеканию процесса слияния производственного и банковского капиталов, выделим:

• преодоление финансово-инвестиционого кризиса, решение проблемы неплатежей, нехватки оборотных средств путем формирования интегрированных структур;

• необходимость преодоления спада производства и осуществления реструктуризации экономики на основе восстановления и развития производственных и кооперационных связей предприятий в рамках интегрированных организационно-хозяйственных структур;

• перелом негативной тенденции обособления финансового капитала от производственного, осознания банками необходимости установления долгосрочных контактов с реальным сектором экономики.

Таким образом, усиление процессов интеграции, углубление взаимодействия воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах являются важнейшей предпосылкой эффективного развития экономики. Корпоративные отраслевые и межотраслевые диверсифицированные объединения в современных условиях глобализационных изменений должны стать главными проводниками промышленной политики и способствовать достижению стратегических целей экономики. Для Республики Дагестан наиболее приемлемой формой корпоративной интеграции представляется вхождение предприятий в отраслевые межрегиональные компании, созданные или создаваемые в смежных регионах Южного Федерального округа в энергетике, нефтяной, газовой, химической, пищевой и других отраслях промышленности Ставропольского и Краснодарского краев, Ростовской области, Республик Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия.

Инициирование и поддержка органами власти республики процессов рациональной корпоративной интеграции видится одним из необходимых шагов на пути к преодолению структурной раздробленности промышленных отраслей и комплексов, налаживанию устойчивых хозяйственных связей между предприятиями, созданию условий для подъема конкурентоспособности предприятий, массированного привлечения инвестиций в реальное производство, роста производства и капитальных вложений, сохранения и развития научно-технического потенциала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазьев С. О стратегии экономического развития России //Вопросы экономики. 2007, №5.

2. Кныш М. И., Пучков В. В., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями. — СПб., 2002.

3. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2007. Ст. сб. / Росстат. — М., 2007.

4. Храброва И. А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. Аффилированные лица, организационное проектирование, интеграционная динамика. — М.: Альпина, 2000.

5. Черезов А. В. , Рубинштейн Т. Б. Корпорации. Корпоративное управление. — М. , ЗАО "Издательство «Экономика» , 2006.

6. Якутин Ю. В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность. — М. : ЗАО Издательский дом «Экономическая газета», 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.