Научная статья на тему 'Формирование интегрированных организационно-хозяйственных структур управления в реализации программ социально-экономического развития региона'

Формирование интегрированных организационно-хозяйственных структур управления в реализации программ социально-экономического развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / КОРПОРАТИВНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕРЕСЫ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омарова З.К.

В данной статье корпоративная интеграция промышленных предприятий видится естественной необходимостью для решения проблемы динамичного развития экономики на современном этапе, способной внести заметный вклад в укрепление отечественного крупного бизнеса, обосновывается необходимость формирования региональных корпоративных структур в интересах регионального социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Омарова З.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of the integrated organizational structures-economic of management in realization of programs of social and economic development of region

In given clause corporate integration of the industrial enterprises sees natural necessity for the decision of a problem of dynamical development of economy the present stage, capable to bring the appreciable contribution to strengthening domestic large business, necessity of formation of regional corporate structures for interests of regional social and economic development of region proves.

Текст научной работы на тему «Формирование интегрированных организационно-хозяйственных структур управления в реализации программ социально-экономического развития региона»

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

_ОМАРОВА З.К.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕГИОНА

В данной статье корпоративная интеграция промышленных предприятий видится естественной необходимостью для решения проблемы динамичного развития экономики на современном этапе, способной внести заметный вклад в укрепление отечественного крупного бизнеса, обосновывается необходимость формирования региональных корпоративных структур в интересах регионального социально-экономического развития региона.

_OMAROVA Z.K.

FORMATION OF THE INTEGRATED ORGANIZATIONAL STRUCTURES-ECONOMIC OF MANAGEMENT IN REALIZATION OF PROGRAMS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF

REGION

In given clause corporate integration of the industrial enterprises sees natural necessity for the decision of a problem of dynamical development of economy the present stage, capable to bring the appreciable contribution to strengthening domestic large business, necessity of formation of regional corporate structures for interests of regional social and economic development of region proves.

Ключевые слова: интегрированные организационно-хозяйственные структуры, корпоративная интеграция предприятий, региональные корпоративные структуры, региональное социально-экономическое развитие, интересы региона.

На современном этапе развития экономики определяющую роль в функционировании современных экономических систем, повышении эффективности производства, обеспечении устойчивого экономического роста играют крупные хозяйственные структуры. Потенциал воздействия ряда объединений на экономические процессы, результаты их деятельности приводит к значимым последствиям на уровне, как отраслей и секторов, так и народного хозяйства страны. Вместе с тем, они способны содействовать международному движению капиталов, технологий, товаров и услуг, а также их интеграции в глобальные сети.

В Российской Федерации вопросы институциональной интеграции хозяйственных структур приобретают решающее значение, так как в настоящее время страна переживает конъюнктурный кризис, глубинные причины которого кроются в крайне низком уровне платежеспособного спроса. В отсутствие сколько-нибудь выраженной инвестиционной и структурной политики

государства технологические сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессионный характер и выразились в быстрой деградации ее технологической структуры, и прежде всего, самых современных производств. Большинство производств готовой продукции, замыкающих воспроизводственный контур современного технологического уклада, практически свернуто. На мировых рынках высокотехнологичной продукции доля России составляет менее 0,3% - более чем на два порядка меньше, чем США, на порядок меньше, чем Мексика, втрое меньше, чем Филиппины.[7]. По оценкам экспертов, производство высокотехнологичной бытовой электроники, приборостроение и станкостроение оказались в зоне «некомпенсируемого технологического отставания»[6]. Если в конце 1980-х годов доля промышленных предприятий, ведущих разработку и внедрение нововведений в СССР, составляла около 2/3, то после радикальных реформ к 2002 г. она снизилась до 9,8% (в развитых странах эта доля превышает 70%).[2]

В этой связи, одной из попыток выхода из затянувшегося экономического кризиса, обусловленного не только объективными и субъективными факторами перехода к рыночной экономике, но и поспешной массовой приватизацией большинства промышленных предприятий, разрушением сложившихся годами хозяйственных и кооперационных связей предприятий внутри отраслей и смежных отраслей промышленности, представляется рождение новых систем управления в виде интегрированных корпоративных структур как основы эффективного использования производственного, технологического и трудового потенциала страны. Их появление в структуре экономике видится необходимой и объективно обусловленной тенденцией, что обычно связывают по ряду следующих причин.

Во-первых, это динамичные научно-технические изменения, связанные с развитием новейших информационных и телекоммуникационных технологий, которые привели к повышению стоимости и рисков НИОКР. Во-вторых, процессы формирования глобального экономического пространства, которые потребовали поиска наиболее эффективных стратегий повышения конкурентоспособности. В-третьих, процессы дерегулирования бизнес-среды и либерализации в системе международных экономических отношений (в частности, в сфере мировой торговли и иностранного инвестирования).

Однако появление крупных интегрированных структур в промышленности нельзя связывать только с рыночной самоорганизацией в переходный период российской экономики - с 90-ми годами XX в. Определенный позитивный опыт был накоплен в предыдущие три десятилетия, в период разнообразных поисков, которые велись еще в рамках централизованной плановой системы хозяйства.1 Стремление снизить издержки производства, распределения и сбыта продукции и посредством этого добиться увеличения прибыли и отдачи от инвестиций, усилить свои конкурентные позиции чаще всего и определяет курс на интеграцию.

1 В этой связи можно вспомнить крупномасштабную практику образования производственных, торгово-производственных, научно-производственных объединений, агропромышленных комплексов, государственных производственных объединений.

В современных условиях развития экономики интеграция возобновилась как процесс адаптации предприятий к окружающей экономической реальности, как способ стабилизировать свое положение за счет объективных преимуществ, возникающих при интеграции, и таких, как приток инвестиций, снижение издержек по содержанию информационных, юридических, сбытовых и снабженческих подразделений и др. То есть интеграция возобновилась не на принципах административного давления, а как объективно необходимый процесс восстановления промышленного производства в условиях многообразия форм хозяйствования на принципах адекватности их условиям, основой которых стали экономическая целесообразность и экономические стимулы.

Корпоративная интеграция промышленных предприятий представляется естественной необходимостью для решения проблемы динамичного развития экономики России на современном этапе, способной внести заметный вклад в укрепление отечественного крупного бизнеса. Она позволяет закрепить хозяйственные связи, усилить стимулы для получения наиболее эффективного конечного результата, сконцентрировать ресурсы по наиболее эффективным направлениям технической политики, использовать наиболее эффективно систему взаиморасчетов, повысить конкурентоспособность российских производителей на внешнем рынке, а также наиболее экономно решать отдельные задачи использования производственной и социальной инфраструктуры.

Вместе с тем, интеграция в отраслях промышленности способна содействовать мобилизации внутренних резервов и облегчать доступ к внешним источникам финансирования; обеспечивает снижение производственных издержек за счет объединения обслуживающих их подразделений с одинаковыми функциями, а также трансакционных издержек, включающих издержки на осуществление инноваций, управление, что, безусловно, позволяет улучшить положение объединившихся компаний на рынке, обеспечивая им конкурентные преимущества, которые в современных условиях имеет более крупная организация. Интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, в совместном использовании ресурсов.

В процессе интеграции в более явной и четкой форме происходит централизация капитала. Динамичное развитие интегрированных компаний и демонстрируемая многими из них на протяжении десятилетий живучесть объясняются прежде всего их более высокой эффективностью по сравнению с неинтегрированными фирмами. Формирование и развитие корпоративных организационно-хозяйственных образований способствует международному движению капиталов, технологий, товаров и услуг; как на макроуровне, так и на микроуровне может служить фактором повышения общей эффективности производства и инновационных возможностей, способно оказать позитивное влияние на экономический рост и занятость. Интеграция также способствует расширению рынков сбыта продукции, освоению территориальных рынков

через интеграцию с предприятиями в других регионах и странах, а также созданию совместных предприятий на осваиваемых территориях.

Исследованием различных видов интеграции занимаются и зарубежные, и российские ученые. Западных исследователей интересует в основном вопрос об интеграции экономик приграничных регионов государств, входящих в Европейский Союз. В трудах российских ученых наиболее полно освещены основные аспекты проблем усиления интеграции экономик макрорегионов нашей страны, поскольку в годы рыночных реформ обозначилась тенденция резкого ослабления экономических связей между регионами. Наше внимание в данной статье сосредоточено на вопросах целесообразности усиления интеграции между фирмами, как национальными, так и транснациональными, посредством которой можно стимулировать экономическое развитие не только малонаселенных и слаборазвитых субъектов Российской Федерации, но и крупных регионов с сильным экономическим потенциалом.

В настоящее время многие регионы Российской Федерации разрабатывают собственные концептуальные подходы к проведению социально-экономической политики, включая ее промышленные аспекты. При этом в качестве ведущего инструмента реализации региональной социально-экономической политики рассматривается создание региональных корпоративных объединений, напрямую жестко и эффективно связанных с решением ключевых социально-экономических проблем соответствующих территорий. Задачи обеспечения эффективного задействования региональных корпоративных образований в решении социально-экономических проблем развития региона должны решаться на основе многоаспектного анализа действующих производственных и финансовых структур, целевого проектирования управляемости и мотивации их деятельности.

Региональная корпоративная структура должна представлять такую организационно-экономическую структуру, которая, с одной стороны, стимулировала бы развитие важнейших сфер экономики региона, а с другой - позволяла максимально эффективно использовать ресурсы территории. Являясь одной из форм рационального сочетания интересов региона и хозяйствующих субъектов, региональные корпоративные структуры способны в более полном объеме обеспечивать, с одной стороны, повышение результатов хозяйственной деятельности участников региональных корпоративных структур и их смежников, а с другой - участвовать в решении стоящих перед территорией социально-экономических проблем. Учитывая практические аспекты осуществления бизнеса в рамках данной формы интеграции, целесообразным является сформулировать следующий ряд условий их формирования и эффективного функционирования:

1. Ресурсная общность объединяемых ресурсов, подразумевающая внутригрупповое комплексное использование региональных природных, трудовых, научно-технических, производственных и финансовых ресурсов.

2. Дифференциация размеров хозяйствующих субъектов, их классификация по формам собственности, отраслевой принадлежности,

специализации, пространственному размещению смежных и кооперирующих производств.

3. Уровень концентрации собственности по параметру принадлежности в уставных капиталах частных и институциональных собственников и государства, предопределяющий стратегию поведения инициаторов образования региональных корпоративных структур в части распределения прав управления.

4. Экономическая целесообразность отбора участников региональных корпоративных структур с позиции эффективного совместного функционирования.

5. Сочетание малых предприятий с крупными и средними формами хозяйствования, связанное с технико-экономическими характеристиками отраслей, к которым принадлежат участники региональных корпоративных структур.

Региональные корпоративные структуры, должны быть созданы при активной поддержке органов власти республики, которые связывают с образованием интегрированных корпоративных структур надежды на сокращение спада производства, улучшение экономической, в том числе инвестиционной и социальной обстановки. Несомненно, создание дееспособных региональных корпоративных структур - это долгий, кропотливый путь. Так, включение предприятий в региональные интегрированные корпоративные структуры должно идти, на наш взгляд, естественным эволюционным путем, подчиненным законам экономической целесообразности, а не административным решениям властей:

❖ в начале объединение ограниченного числа участников, чаще всего, через горизонтальную интеграцию предприятий одной отрасли; далее - развитие вертикальных связей с предприятиями-смежниками из других отраслей (технологические цепочки);

❖ в заключение - создание диверсифицированных региональных интегрированных корпоративных структур, охватывающих различные сферы народного хозяйства территории (инфраструктура, промышленность, финансовые институты).

Региональные корпоративные структуры являются элементом народнохозяйственного комплекса региона, который функционирует в условиях определенного уровня территориально и институционально организованной экономики. Оценивая среду для формирования региональных корпоративных структур, необходимо использовать показатели эффективности хозяйствования региона, отражающие уровень комплексного развития территории. Осипов А. К., например, к ним относит показатели, опосредованно отражающие уровень жизни населения, размеры участия региона в межрегиональных и внешних связях, показатели деятельности хозяйствующих субъектов (рентабельность производства, финансовую устойчивость, кредитоспособность и т.д.).[4]

Следует заметить, что деление российских корпоративных структур на региональные и всероссийские явилось следствием размеров, как территории

страны в целом, так и ее отдельных регионов. Подобная градация корпоративных структур определяется размером собственности на акции предприятий, принадлежащих субъектам Федерации, центру или полностью хозяйствующим субъектам. Данные процессы явились следствием приватизации в нашей стране и дальнейшего передела собственности, в результате которых государство определило перечень стратегических для экономики страны предприятий (ВПК, космическая и газовая промышленность, и др.), оставив часть предприятий в своей собственности, а у других - закрепив контрольный пакет за собой. Частные коммерческие структуры концентрировали в то время в своих руках пакеты акций в основном экспортно-ориентированных предприятий, и к началу 2000 г. данные предприятия так или иначе вошли в состав различных групп и объединений. Однако акции их смежников - средних предприятий местного и регионального значения - остаются в распоряжении субъектов Федерации или сосредоточены в руках руководителей этих предприятий. Способствовать улучшению положения данных предприятий с учетом развития экономики субъектов Российской Федерации и призваны региональные интегрированные корпоративные структуры.

Историческая предопределенность создания региональных интегрированных корпоративных структур связана, на наш взгляд, не только с размером территории нашей страны, но и с попытками на протяжении многих десятилетий создать эффективную систему функционирования промышленных комплексов на основе территориально-отраслевых принципов. Изначально эти попытки связывались с развитием каждой отдельной территории и его народа, т.е. развитие отечественной промышленности предопределялось социальной направленностью. В настоящее время данная особенность российской экономики может реализоваться только в условиях комплексного развития территории, чему, безусловно, будет способствовать создание региональных корпоративных структур.

Несмотря на отдельные позитивные примеры в подходах к созданию региональных интегрированных корпоративных структур и их включению в состав исполнителей региональных программ, должны быть в должной мере отработаны и методические вопросы гармонизации экономических интересов компаний и региона. Безусловно, при интеграции промышленного и банковского капиталов отдельного региона встает проблема сочетания региональных социально-экономических интересов с интересами частного капитала и промышленно-отраслевых хозяйственников. До сих пор согласование интересов было связано лишь с территориальным и отраслевым подходом в управлении экономикой региона, заставляя учитывать или интересы какой-то отрасли, или интересы территории. Всякий раз при возникновении трудностей и деформаций в развитии экономики, когда шел поиск новых подходов к управлению, мы так или иначе упирались в проблему интересов, ясно сознавая, что именно в расстройстве механизма их взаимосвязи заключены глубинные причины негативных процессов.

Проблема согласования интересов приобретает особо острый характер, когда на территорию региона «вторгаются» крупные коммерческие структу-

ры общероссийского масштаба. Определяющим в этой проблеме будет вопрос собственности и уровень влияния на управление крупными хозяйствующими субъектами региона.

Создание региональных корпоративных структур не означает противостояние крупным общероссийским интегрированным корпоративным структурам. Хотя в случае образования консолидированного налогоплательщика, чья управляющая компания зарегистрирована за пределами данного региона, и возникают некоторые трудности. Например, возможен отток прибылей от предприятий, работающих в регионе, в управляющую компанию (как следствие - снижение бюджетных отчислений). Кроме того, финансовые ресурсы вывозятся с территории в форме процентов за межбанковский кредит, балансовой прибыли филиалов, в форме платежей в федеральный бюджет. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо создавать именно региональные корпоративные структуры. Тогда будут созданы условия для работы местных финансовых и материальных ресурсов конкретно на данной территории.

Финансовый капитал российских интегрированных корпоративных структур должен способствовать развитию территории в случае, если их участник расположен на территории определенного региона. То есть участие общероссийских ФПГ и холдингов не исключено, особенно в случае широких хозяйственных и кооперационных связей с предприятиями региона. Если в регионе функционируют региональные интегрированные корпоративные структуры, финансовые и материальные ресурсы будут эффективнее распределяться и работать уже в структурированном хозяйстве региона.

Создание нормально функционирующей диверсифицированной финансово-промышленной группы позволит повысить рейтинг инвестиционной привлекательности данной территории. Решение «отдать» или нет то или иное предприятие общероссийской группе должно приниматься местными властями в условиях их неамбициозности, учитывая экономические расчеты самого хозяйствующего субъекта.

Необходимым условием эффективности функционирования региональных корпоративных структур является сочетание крупного и мелкого бизнеса. Их роль в хозяйственной практике носит взаимодополняющий характер, т.е. базисные технико-экономические характеристики тех или иных отраслей определяют сочетание предприятий различных размеров. Так, в пищевой и легкой промышленности, сельском хозяйстве, торговле и сфере услуг важную роль играют не только средние, но и малые предприятия. Роль малых предприятий в настоящее время возрастает в отечественном машиностроении, на предприятиях, на которых до сих пор пока существует «натуральное хозяйство». Выходом из подобной ситуации станут малые узкоспециализированные и средние предприятия, поставляющие стандартизированную вспомогательную продукцию для основного производства машиностроительного холдинга или группы.

Один из аспектов создания региональных корпоративных структур заключается в том, что данная организационная форма закладывает основу для экономической защищенности территории в будущем и снижения рисков из-

за катаклизмов, внешних по отношению к данному региону, а также для роста инвестиционной привлекательности территории, как для зарубежных инвесторов, так и для внутренних.

Таким образом, усиление процессов интеграции, углубление взаимодействия воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах является важнейшей предпосылкой эффективного развития экономики. Создание региональных интегрированных корпоративных структур будет способствовать активизации деятельности промышленности региона и, как следствие, оздоровлению всей экономической системы территории. Поступившие в региональные корпоративные структуры инвестиции дадут определенный рост дохода, который, будучи перераспределенным в структуре, через некоторое время опять принесет доход. Как следствие в дальнейшем в процессе распространения эффекта мультипликатора будут задействованы уже смежные производства, получающие продукцию по более низким ценам и лучшего качества. Это станет источником снижения себестоимости, а значит, дополнительных прибылей в будущем - инвестиций в развитие производства.

Литература

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999

2. Инновационный путь развития для новой России /Центр социально-экономических проблем федерализма ИЭ РАН. Отв. Ред. В.П. Горегляд. М.: Наука, 2005

3. Кныш М.И., Пучков В.В., Тютиков Ю.П. Стратегическое управление корпорациями. СПб., 2002

4. Машенко В.Е. «Системное корпоративное управление» М., 2003

5. Осипов А.К. Экономика региона. Механизм комплексного развития. -Екатеринбург. Изд. Института экономики Ур. Отд. РАИ, 1996. С.234.

6. Россия в цифрах. М.: Госкомстат, 2006

7. Сальников В.А., Галимов Д.И. Конкурентоспособность отраслей российской промышленности - текущее состояние и перспективы // Проблемы прогнозирования, 2006 №2

8. Глазьев С. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики. 2007. №5. С.30

9. Храброва И.А. Корпоративное управление: вопросы интеграции. М., 2000

10. Якутин Ю. Региональный вектор деятельности корпоративных объединений // Российский экономический журнал, 2000 №9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.