УДК 332.1(470) ББК 65.049(2Рос) M 74
А.А. Мокрушин
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления Адыгейского
государственного университета, 385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208. Тел. (8772)
59-39-52, е-mail: mokrushin_alex@inbox. ru.
Вертикально-интегрированные корпорации и региональные системы современной России: моменты единства и функциональные особенности
(Рецензирована)
Аннотация. Статья посвящена проблеме идентификации общих черт и функциональных особенностей вертикально-интегрированных корпораций и региональных систем. Рассматривается процесс взаимодействия корпоративной структуры с региональными экономическими системами.
Ключевые слова: корпоративные структуры, региональные экономические системы,
интеграционное взаимодействие, синергетический эффект, частно - государственное партнерство.
A.A. Mokrushin
Candidate of Economics, Assistant Professor of Economics and Management Department of Adyghe
State University, 208 Universitetskaya Str., Maikop. Ph.: (8772) 59-39-52, е-mail:
mokrushin_alex@inbox. ru.
Vertically-integrated corporations and regional systems of modern Russia: resemblance and functional difference
Abstract: The paper is devoted to the problem of identification of resemblance and functional difference of vertically-integrated corporations and regional systems of modern Russia. Process of interactions of corporation and regional systems is considered.
Key words: corporate structures, regional economic systems, integrating interaction, effect of synergy, public-private partnership.
В пространственной системе современной России приоритетным фактором эволюции региональных систем становятся их взаимодействие с вертикально- интегрированными корпорациями, обладающими мощной вертикалью экономической власти и возможностью концентрации инвестиционных ресурсов на важнейших направлениях развития. Способствуя преодолению неэквивалентности межотраслевого товарообмена, деградации ресурсного потенциала многих товаропроизводителей (в особенности аграрного сектора отечественной экономики), корпоративные структуры федерального, межрегионального значения выступают в качестве мощного антикризисного фактора для многих территориальнопроизводственных подкомплексов в хозяйственном пространстве современной России. Подобные интегральные субъекты, объединяющие комплекс технологически взаимосвязанных предприятий, производственных мощностей соседних регионов
обеспечивают не только стабильность производственно-хозяйственных связей, консолидацию производственно-технологических, финансовых ресурсов, значительное сокращение стоимости трансакций, но и изменяют структуру межрегионального товарообмена, трансформируют систему межхозяйственного взаимодействия, ресурсный потенциал региона.
В процессе своего развития вертикально-интегрированные корпоративные структуры способны не только трансформировать ресурсную базу и хозяйственный потенциал многих регионов, но и перекраивать в своих интересах их социально-экономическое пространство. При этом стратегическое развитие России во многом находится в плоскости
взаимопересечения хозяйственных интересов, ресурсного потенциала таких интегральных образований как корпоративные структуры и региональные социально-экономические системы. Вместе с тем потенциал взаимодействия вертикально-интегрированных корпораций с региональными системами обусловлен согласованием интересов данных интегральных субъектов. Выбор рациональной стратегии, адекватной потенциалу макрорегиона, обеспечивающей динамическое согласование интеграционного взаимодействия указанных метасистем определяет вектор развития его расширенного пространства, повышения эффективности использования имеющихся факторов производства, ресурсов и инфраструктуры [1].
В настоящее время большинство корпоративных структур федерального значения характеризуются не только межрегиональным характером, монопольным положением на отраслевых рынках целого ряда российских регионов, но и значительным уровнем диверсификации производственно-хозяйственной деятельности. Данные полиструктурные образования межрегионального уровня, объединяющие хозяйствующие субъекты территориально-экономического кластера пространственно совмещенных регионов, обладают значительным потенциалом конкурентоспособности и способствуют интеграции региональных систем в единое мета-экономическое пространство. Национальные, глобальные вертикально-интегрированные корпорации обладают высоким экономическим потенциалом и способностью формировать «центры развития». Их участие в расширенном пространстве макрорегиона задает магистральное направление и масштабы интеграционного взаимодействия. При этом речь идет не только об общефедеральных корпоративных структурах, госкорпорациях современной России, но и транснациональных гиперкорпорациях.
Вертикально-интегрированная корпорация и региональная социально-экономическая система, являясь интегральными субъектами, проявляют общие признаки системности, знание которых необходимо для обеспечения эффективности управления их взаимодействием. Принадлежность данных структур к категории интегрированного субъекта экономических отношений связана с наличием целого ряда ключевых признаков [2, 3]:
достаточным потенциалом саморазвития корпоративной системы и региональной социально-экономической системы;
сложной, разветвленной системой отношений собственности;
центром экономической власти, концентрирующим у себя огромные объемы полномочий и в то же время несущим адекватную ответственность; разветвленной системой управления;
устойчивой структурой организации (у корпорации ядром такой структуры служит техноструктура, а у региональной системы - администрация соответствующей пространственной организации);
устойчивыми институциональными параметрами.
Моменты единства вертикально-интегрированных корпораций и региональных систем как субъектов процесса взаимодействия обусловлены:
принадлежностью их к роду интегральных субъектов экономических отношений; наличием специальных вертикалей власти (вертикаль экономической власти и вертикаль социально-политической власти) с единым управленческим (координационным) центром, а также функциональными звеньями; при этом вертикаль социальноэкономической, политической, государственной власти непосредственно встроена в региональную систему;
метасистемным качеством локализованных в них отношений и механизмов хозяйствования;
полифункциональностью данных системных образований;
взаимодополняемостью функциональных звеньев метасистемы и ее многоуровневым характером;
переплетением ресурсных баз, элементов функционирующего капитала и звеньев
инфраструктуры данных субъектов в процессе их взаимодействия;
подчиненностью единой политике, общей стратегии развития; наличием внутренних коммуникаций.
Функциональные особенности вертикально-интегрированной корпоративной структуры и региональной системы определяются дифференциацией функциональных детерминант и онтологических потребностей данных метасистем. При этом под функциями системы понимается деятельная ориентация ее субъектов на обеспечение естественно сложившихся потребностей существования самой системы [4, 5].
Основные функции региональных систем находят трансформированное отражение в плоскости корпоративной вертикали: воспроизводственная, интеграционная, инновационная, социально-коммуникационная функции; а функция субординации по отношению к вертикали государственной власти трансформируется в функцию координации взаимодействия с данной вертикалью.
В частности, воспроизводственная функция ориентирована на удовлетворение потребностей функционирования и развития субъектов, функционирующих в региональном, интраэкономическом пространствах, а, следовательно, на эволюцию взаимодействующих метасистем в целом. Воспроизводственную функцию следует квалифицировать как базовую по отношению к соответствующей метасистеме (региональной, интраэкономической), поскольку она:
обеспечивает удовлетворение материальных потребностей, то есть, нацелена на жизнеобеспечение системы региона;
формирует устойчивый цикл, включающий в себя фазы производства, распределения, обмена и потребления; повторение данного цикла обеспечивает как преемственность, так и обновление социально-экономических отношений в пространстве региона;
позволяет разграничить устойчивые, регулярно воспроизводимые и существенные характеристики общественно-хозяйственного процесса от случайных, единично встречающихся и несущественных характеристик;
обеспечивает локальные связи в пространстве региона, то есть, «очерчивает» данное пространство.
Принципиальное отличие вертикально-интегрированной корпорации от региональной системы определяется следующими функциональными компонентами: функция
информационного «ограничения» интраэкономического пространства, предполагающая «замыкание» информационно - инновационных коммуникаций и защиту кадровоуправленческих ресурсов интраэкономического пространства; институционально-трансформирующая функция; функция «стягивания» профильных активов (функция поглощения хозяйственных элементов региональной системы); функция спецификации активов; функция «пространственной эластичности» корпоративной структуры; функция лоббирования технологических, финансовых, организационно-управленческих трансфертов от вертикали государственной власти.
Взаимодействие корпоративной и региональной социально-экономической системы направлено на решение следующих ключевых задач развития:
развитие корпоративной формы собственности и формирования межрегиональных холдингов; при этом холдинговое построение бизнеса приемлемо в условиях значительной неопределенности факторов ведения предпринимательской деятельности, то есть при высокой степени риска;
обеспечение потребностей разветвления вертикали государственной власти, то есть, формирования соответствующего макрорегионального звена данной вертикали; обеспечение целостности расширенного пространства макрорегиона; институциональное упорядочивание многообразия социально-экономических отношений, складывающихся в макрорегионе;
согласование интересов субъектов, функционирующих в расширенном
пространстве;
формирование зон развития, притягивающих наиболее эффективные ресурсы и обеспечивающих инвестиционную привлекательность макрорегиона;
обеспечение соразмерности ресурсной базы и функционирующего капитала в расширенном пространстве макрорегиона (за счет определения возможностей выхода из кризиса и дальнейшего нормального развития имеющихся предприятий и ориентации на них целевых инвестиционных программ);
повышение общей инвестиционной привлекательности системы макрорегиона; известно, что инвестиционная привлекательность обусловлена как наличием многих возможностей для вложения капитала, то есть, результатами эффективной диверсификации экономики, так и наличием мощных, конкурентоспособных структур, то есть, результатами процесса интеграции экономических отношений в пространстве макрорегиона;
снижение трансакционных издержек согласования интересов субъектов, функционирующих в пространстве макрорегиона.
Отечественный и зарубежный опыт функционирования общенациональных гиперкорпораций свидетельствует, что основными формами их взаимодействия с территориальными (региональными) системами являются региональные кластеры и инвестиционные пулы. В пространстве мезоэкономики исторически сформировались разнообразные формы территориальной организации: агломерация и промышленная
агломерация, промышленный узел, территориально-производственный комплекс, холдинг, финансово-промышленные группы, технополисы или наукограды. В настоящее время в пространственную организацию экономики и управления российскими регионами начинает внедряться и кластерная модель, актуальная на Западе: отдельные предприятия являются «точками роста», а кластеры как новый структурный элемент в региональной организации -уже целыми «районами развития». При этом участие российских общенациональных гиперкорпораций в создании структуры и элементов кластерной организации хозяйства в пространстве региона во многом предопределяет векторы интра-, мезо-экономического развития.
В условиях становления «экономики, основанной на знаниях», особое значение приобретает участие корпоративной вертикали в формировании инновационнообразовательных кластеров (как формы взаимодействия с региональной системой). Инновационно-образовательный кластер генерирует процесс развития управляемых инновационных знаний как фактора повышения синергетического эффекта, конкурентоспособности за счёт многоуровневости, многопрофильности, корпоративности и территориальной диверсификации образовательных услуг. Создание инновационнообразовательного кластера позволяет задействовать имеющиеся у данных метасистем (региональной системы и интраэкономической системы) ресурсы для ускорения роста и усиления конкурентных преимуществ и благодаря этому «встраиваться» в формирующиеся экономические оси развития.
Более совершенной формой территориальной самоорганизации интегрированных посредством мегауправляющего воздействия в стратегические альянсы базовых и поддерживающих кластеров, создающих единые цепочки накопления добавленной стоимости в условиях особой инновационной среды, выступает региональный мегакластер, концепция которого активно разрабатывается в настоящее время в отечественной экономической науке.
Процесс институционализации инвестиционного взаимодействия вертикальноинтегрированной корпорации с региональной системой предполагает образование и развитие отдельных институциональных форм, консолидирующих ресурсы элементов региональной системы и корпоративной структуры для согласованного, скоординированного достижения сопряженных интересов. Перспективной формой сопряжения интересов вертикальноинтегрированной корпорации с региональной системой выступает инвестиционный пул, объединяющий хозяйственные элементы региональной системы, элементы ее финансовой
инфраструктуры (финансово-кредитные учреждения), а также корпоративные структуры федерального уровня при непосредственном участии представительных органов вертикали государственной власти. Преимущество инвестиционного пула заключается в обеспечении значительного интегративного и кумулятивного эффектов вследствие реализации интересов их субъектов. Инвестиционный пул в данном случае является экономическим координатором взаимоотношений институтов власти и институтов собственности в мезоэкономическом пространстве.
Немаловажной составляющей взаимодействия корпоративной вертикали с региональными системами является формирование стратегической коалиции крупного (в лице вертикально-интегрированной корпорации) и мелкого предпринимательства. Большая часть малых предприятий регионального бизнеса либо тяготеет к крупным предприятиям региона, федеральным мега-корпорациям, либо образует с ними экономический симбиоз. Основными формами и механизмами хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса являются субконтрактинг, лизинг, франчайзинг, венчурный бизнес, а также региональные структуры, возникшие на их основе - предпринимательские сети, инкубаторы малого бизнеса, научные парки.
Участие государства в капитале многих вертикально-интегрированных корпораций и включение соответствующего уровня вертикали государственной власти в региональную систему обусловливают потребность в эффективном механизме государственного регулирования взаимодействия вертикально-интегрированных корпораций с региональными системами. При этом в качестве центрального звена механизма государственного регулирования взаимодействия корпоративных систем (большей частью национальных и транснациональных корпораций) и региональных систем выступает частно-государственное партнерство. Эффективное взаимодействие между государством и крупным бизнесом на основе частно-государственного партнерства распространяется прежде всего в инфраструктурных отраслях, где исторически сложились и потребности, и возможности такого взаимодействия при реализации крупномасштабных социально-экономических задач. При этом принципиально важен комплекс вопросов, связанных с перераспределением правомочий собственности, неизбежно возникающим в процессе перерастания преимущественно административно-властных отношений между государством и бизнесом в отношения партнерства, закрепляемые соответствующими соглашениями сторон [6, 7].
Разделение правомочий собственности между государственным и частным секторами экономики в рамках партнерства обычно касается не всего комплекса правомочий, на которые распадается в хозяйственном обороте суверенное право титульного собственника, а лишь некоторых из них. Речь идет, прежде всего, о таких ключевых правомочиях, как право контроля над использованием активов, право на доход, право на управление, а также о праве на изменение капитальной стоимости объектов соглашений и праве на переуступку тех или иных собственнических правомочий другим лицам.
Комплекс мероприятий по развитию механизмов частно-государственного партнерства в регионе включает в себя:
разработку механизмов реализации частно-государственного партнерства в инвестиционной сфере; разработку механизмов частно-государственного партнерства в рамках развития малого и среднего предпринимательства в регионе;
разработку стратегии взаимодействия регионального рынка труда, сферы образовательных услуг и работодателей; разработка региональной модели частногосударственного партнерства в сфере образования, науки и инноваций;
повышение эффективности управления государственным имуществом региона путем заключения концессионных соглашений (в сфере строительства и эксплуатации дорог), а также договоров доверительного управления пакетами акций открытых акционерных обществ, находящихся в региональной собственности;
предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентной ставки по кредитам и займам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов или
лизинговым платежам, уплачиваемым лизинговым компаниям за имущество, приобретаемое по договорам лизинга для реализации инвестиционных проектов (в рамках инвестиционного соглашения между региональной администрацией и управляющим звеном корпоративной вертикали);
участие в софинансировании (развитии) инфраструктуры для последующего строительства новых видов производств (формирование инвестиционных площадок);
разработку и реализацию проекта функционирования агротехнопарков, региональных центров трансфера технологий;
участие в разработке региональных брендов по группам продукции, производимой на предприятиях республики, с целью поднятия имиджа региона; выработка механизма по продвижению брендов продукции, производимой в республике, на рынки соседних регионов Российской Федерации, ближнего и дальнего зарубежья;
привлечение частного бизнеса в сферу представления коммунальных услуг, обслуживания жилищного фонд, управления многоквартирными домами (в соответствии с соглашениями и договорами о ЧГП);
привлечение предприятий, предпринимателей, корпоративной вертикали к софинансированию научных исследований вузов, проводимых через конкурсы, организованные фондами, осуществляющими поддержку научной, научно-технической и инновационной деятельности; реализации инновационного образовательного проекта в рамках создания системы подготовки специалистов в области инновационного менеджмента;
имущественную поддержку регионального инновационного бизнес- инкубатора; софинансирование создания и развития сети информационно-консалтинговых структур по проблемам ведения бизнеса (в том числе в агропромышленном комплексе) с целью его диверсификации и развития.
Таким образом, вертикально-интегрированные корпорации и региональные системы, являясь интеграционными образованиями, нуждаются в адекватном - интегральном -подходе к анализу, разработке и освоению форм и механизмов управления ими. Обоснование и спецификация научного подхода к исследованию и практическому обеспечению процесса взаимодействия между региональными системами и вертикально-интегрированными корпорациями обусловлены: общей природой интегральных субъектов, участвующих в этом взаимодействии, интеграционным характером данного взаимодействия, переплетением воспроизводственных процессов, протекающих в вертикально-интегрированных корпорациях и региональных системах; последствиями дезинтеграции, существующими во многих региональных системах современной России.
Примечания
Государственно-частное партнерство в стратегии социально-экономического развития России // Вестник Института Экономики РАН. 2010. № 2. С. 10-18.
Ермоленко А.А. Интегральный субъект в лице современной России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6, № 4. С. 7885.
Торчинова О.В. Интегрированные субъекты экономических отношений современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Экономика. Майкоп, 2009. Вып. 1. С. 27.
Керашев А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. Ростов н/Д, 2005.
Наймушин В.Г. Корпоративная собственность в трансформационной экономике: специфика становления и развития: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 2002. 43 с.
Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы
методологии // Вестник Института экономики РАН. 2009. № 3. С. 12-19.
Русакова Л.Н. Механизм реализации корпоративных интересов в условиях трансформации экономической системы. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. С. 128.