ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ
ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАЦИЙ С РЕГИОНАЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ В ПРОСТРАНСТВЕ МАКРОРЕГИОНА
а. А. мокРуШИн, кандидат экономических наук, доцент адыгейский государственный университет
В настоящее время в социально-экономическое пространство регионов РФ проникают и активно функционируют мощные корпоративные структуры федерального значения, вертикаль интраэкономической власти которых по своему потенциалу зачастую многократно превосходит соответствующий потенциал вертикали административной власти на региональном уровне. В условиях развития корпоративной формы собственности и формирования межрегиональных холдингов происходит концентрация, «стягивание» профильных активов, взаимопроникновение хозяйственных элементов корпоративной вертикали и региональных систем в пространстве макрорегиона.
Современный этап трансформации российской экономики характеризуется противоборством корпоративных и некорпоративных форм организации предпринимательства, различающихся как по своей экономической идеологии, так и по источникам привлечения ресурсов, моделям поведения на рынке. Следует согласиться с В. Г. Наймушиным в оценке роли и характеристике взаимосвязи, взаимообусловленности корпоративной и некорпоративной форм бизнеса в современных условиях российской экономики [6, с. 15]. В частности, чем менее эффективны для конкретной сферы экономики некорпоративные формы, тем интенсивнее в ней протекает процесс акционирования. При этом корпоратизация бизнеса сужает нишу «семейно-кооперативных» предприятий, ориентированных на локальные рынки, сопровождается концентрацией мелких сбережений, изменяет целевые установки предпринимательства и управленческие технологии, укрепляет внешнеэкономические позиции компаний.
Способствуя преодолению неэквивалентности межотраслевого товарообмена, деградации ресурсного потенциала многих товаропроизводителей (в особенности аграрного сектора отечественной экономики), корпоративные структуры федерального значения выступают в качестве мощного антикризисного фактора для многих территориально-производственных подкомплексов в пространстве макрорегиона. Подобные интегральные структуры, объединяющие комплекс технологически взаимосвязанных предприятий, производственных мощностей соседних регионов обеспечивают не только стабильность производственно-хозяйственных связей, консолидацию производственно-технологических, финансовых ресурсов, значительное сокращение стоимости трансакций, но и изменяют структуру межрегионального товарообмена, трансформируют систему межхозяйственного взаимодействия, ресурсный потенциал региона.
В процессе своего развития данные экономические субъекты способны не только трансформировать ресурсную базу и хозяйственный потенциал макрорегиона, но и перекраивать в своих интересах его социально-экономическое пространство. Поэтому решение задач стратегического развития макрорегиона во многом находится в плоскости взаимопересечения хозяйственных интересов, ресурсного потенциала таких интегральных образований как корпоративные структуры и региональные социально-экономические системы. При этом потенциал взаимодействия вертикально-интегрированных корпораций с региональными системами обусловлен согласованием интересов данных интегральных субъектов. Выбор
рациональной стратегии, адекватной потенциалу макрорегиона, обеспечивающей динамическое согласование интеграционного взаимодействия указанных метасистем, определяет вектор развития его расширенного пространства, повышения эффективности использования имеющихся факторов производства, ресурсов и инфраструктуры.
Ввиду изложенного актуализируется проблема научного обеспечения развития интеграционного взаимодействия между корпоративных структур федерального значения и региональных систем в расширенном пространстве макрорегиона. В частности, необходимо уточнение функционального содержания и структуры взаимодействия вертикально-интегрированных корпораций с региональными системами в пространстве макрорегиона, а также формирования механизмов, институциональных инструментов регулирования подобного взаимодействия.
Интеграционное взаимодействие между корпоративными структурами федерального значения и региональными социально-экономическими системами в пространстве макрорегиона направлено на решение следующих ключевых задач развития:
• развитие корпоративной формы собственности и формирование межрегиональных холдингов; при этом холдинговое построение бизнеса приемлемо в условиях значительной неопредел ен-ности факторов ведения предпринимательской деятельности, т. е. при высокой степени риска;
• обеспечение потребностей разветвления вертикали государственной власти, т. е., формирования соответствующего макрорегионального звена данной вертикали;
• обеспечение целостности расширенного пространства макрорегиона;
• институциональное упорядочивание многообразия социально-экономических отношений, складывающихся в макрорегионе;
• согласование интересов субъектов, функционирующих в расширенном пространстве;
• формирование зон развития, притягивающих наиболее эффективные ресурсы и обеспечивающих инвестиционную привлекательность макрорегиона;
• обеспечение соразмерности ресурсной базы и функционирующего капитала в расширенном пространстве макрорегиона (за счет определения возможностей выхода из кризиса и дальнейшего нормального развития имеющихся предприятий и ориентации на них целевых инвестиционных программ);
• повышение общей инвестиционной привлекательности системы макрорегиона; известно, что инвестиционная привлекательность обусловлена как наличием многих возможностей для вложения капитала, т. е. результатами эффективной диверсификации экономики, так и наличием мощных, конкурентоспособных структур, т. е. результатами процесса интеграции экономических отношений в пространстве макрорегиона;
• снижение трансакционных издержек согласования интересов субъектов, функционирующих в пространстве макрорегиона. Процесс интеграции в социально-экономическом пространстве макрорегиона представлен как единство двух противоположных сторон: собственно интеграции и дезинтеграции. Указанный процесс необходимо оценивать по следующим параметрам:
• число зарегистрированных слияний и поглощений;
• представительство глобальных и национальных интеграционных структур в пространстве макрорегиона;
• масштабы инвестиционных проектов с участием субъектов, представляющих различные регионы;
• высота межрегиональных барьеров для инвесторов;
• способы инвестиционного участия государства в межрегиональных проектах;
• обременение внешних инвесторов чрезмерными обязательствами;
• наличие договорной основы для интеграционного взаимодействия.
В то же время социально-экономические системы целого ряда российских регионов в значительной мере обособлены, их обменные процессы, межрегиональные потоки капитала, движение человеческих ресурсов, а также общие инвестиционные проекты незначительны по отношению к имеющемуся в регионах потенциалу.
Стратегия интеграции в пространстве макрорегиона реализует потребности развития вертикали государственной власти, развития корпоративной формы собственности, обеспечения целостности расширенного пространства, институционального упорядочивания многообразия социально-экономических отношений, согласования интересов субъектов, функционирующих в расширенном пространстве, формирования зон развития, притягивающих наиболее эффективные ресурсы и обеспечивающих инвестиционную привлекательность макрорегиона) [5, с. 8].
В настоящее время большинство корпоративных структур федерального значения отличаются не только межрегиональным характером, монопольным положением на отраслевых рынках целого ряда российских регионов, но и значительным уровнем диверсификации производственно-хозяйственной деятельности. Данные полиструктурные образования межрегионального уровня, объединяющие хозяйствующие субъекты территориально-экономического кластера пространственно совмещенных регионов, обладают значительным потенциалом конкурентоспособности и способствуют интеграции региональных систем в единое метаэкономическое пространство. Национальные, глобальные вертикально-интегрированные корпорации обладают высоким экономическим потенциалом и способностью формировать «центры развития». Их участие в расширенном пространстве макрорегиона задает генеральное направление и масштабы интеграционного взаимодействия. В этом отношении характерны примеры экспансии «Тетрапак» и «Бондюэль» в хозяйственное пространство Краснодарского края, «УГМК-холдинга» — в хозяйственное пространство РСО — Алания. Результаты такой экспансии вышли далеко за пределы регионального пространства.
Вертикально-интегрированная корпорация и региональная социально-экономическая система, являясь интегральными субъектами, проявляют общие признаки системности, знание которых необходимо для обеспечения эффективности управления их взаимодействием. Моменты единства вертикально-интегрированных корпораций и региональных систем как субъектов процесса взаимодействия обусловлены:
• принадлежностью их к роду интегральных субъектов экономических отношений;
• наличием специальных вертикалей власти (экономической и социально-политической) с единым управленческим (координационным) центром, а также функциональными звеньями; при этом вертикаль социально-экономической, политической, государственной власти непосредственно встроена в региональную систему;
• метасистемным качеством локализованных в них отношений и механизмов хозяйствования;
• полифункциональностью данных системных образований;
• взаимодополняемостью функциональных звеньев метасистемы и ее многоуровневым характером;
• переплетением ресурсных баз, элементов функционирующего капитала и звеньев инфраструктуры данных субъектов в процессе их взаимодействия;
• подчиненностью единой политике, общей стратегии развития;
• наличием внутренних коммуникаций. Функциональные особенности вертикально-
интегрированной корпоративной структуры и региональной системы определяются дифференциацией функциональных детерминант и онтологических потребностей данных метасистем. При этом под функциями системы понимается деятельная ориентация ее субъектов на обеспечение естественно сложившихся потребностей существования самой системы [8, с. 20].
Основные функции региональных систем находят трансформированное отражение в плоскости корпоративной вертикали: воспроизводственная, интеграционная, инновационная, социально-коммуникационная функции; а функция субординации по отношению к вертикали государственной власти трансформируется в функцию координации взаимодействия с данной вертикалью.
В частности, воспроизводственная функция ориентирована на удовлетворение потребностей функционирования и развития субъектов, функционирующих в региональном, интраэкономическом пространстве, а следовательно, на эволюцию взаимодействующих метасистем в целом. Воспроизводственную функцию следует квалифицировать как базовую по отношению к соответствующей метасистеме (региональной, интраэкономичес-кой), поскольку она:
• обеспечивает удовлетворение материальных потребностей, т. е. нацелена на жизнеобеспечение системы региона;
• формирует устойчивый цикл, включающий в себя фазы производства, распределения, обмена и потребления; повторение данного цикла обеспечивает как преемственность, так и обновление социально-экономических отношений в пространстве региона;
• позволяет разграничить устойчивые, регулярно воспроизводимые и существенные характеристики общественно-хозяйственного процесса от случайных, единично встречающихся и несущественных характеристик;
• обеспечивает локальные связи в пространстве региона, т. е. «очерчивает» данное пространство. Воспроизводственная функция обеспечивает
удовлетворение материальных потребностей, фор-
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
15
мирование устойчивого цикла, включающего в себя фазы производства, обмена, распределения и потребления, а также ограничивает локальные связи в пространстве соответствующей метасистемы, т. е. «очерчивает» данное пространство [1, с. 37].
Воспроизводственная функция играет роль материального базиса по отношению ко всем остальным функциям. Если она не реализуется, или реализуется лишь отчасти, то это обстоятельство ярко «высвечивает» надстроечный характер остальных функций — вне связи с базисом они либо полностью погашаются, либо реализуются в редуцированном и ущербном виде.
Отметим, что воспроизводственная функция по своей природе тяготеет к выходу за рамки любого локального пространства. В частности, воспроизводственные процессы, инициированные в системе региона, корпоративной структуры, могут напрямую, без включения опосредствующих звеньев, интегрироваться с воспроизводственными процессами, инициированными на глобальном уровне или на уровне обычного домохозяйства.
Интеграционная функция обеспечивает переплетение и интеграцию различных региональных, интраэкономических систем, а также интеграционное взаимодействие с другими уровнями глобальной социально-экономической системы. Более того, интеграционная функция обеспечивает преодоление границ локальной системы региона, соединяя социально-экономические процессы, протекающие на ее уровне, с процессами, относящимися к другим уровням глобальной социально-экономической системы.
Инновационная функция ориентирована на модернизацию социально-экономической системы региона, а также интраэкономической системы вертикально-интегрированной корпорации; на развитие технологической основы и человеческого фактора данных пространственно-экономических систем. Современный этап развития постиндустриального общества выводит на первый план экономику знаний в качестве обеспечения конкурентных преимуществ не только макро-, но и мезо-, интраэкономических систем. Характеризуя данную функцию применительно к региональной и интраэкономической системе, необходимо исходить из императива господствующего в современном мире инновационного типа воспроизводства — необходимости эффективной адаптации социально-экономических систем к неуклонно и динамично изменяющимся условиям развития. В инновационном воспроизводстве каждый новый
цикл несет с собой глубокие перемены в общих условиях институциональной среды, ресурсах, элементах функционирующего капитала, элементах инфраструктуры, а также технологических и организационных способах осуществления общественно-хозяйственной деятельности.
Социально-коммуникационная функция направлена на развитие специфически общественного (некоммерческого) взаимодействия субъектов в пространстве таких метасистем, как вертикально-интегрированная корпорация и региональная социально-экономическая система. Социальные взаимодействия между организациями и населением опираются на соответствующую инфраструктуру и воспроизводятся как и хозяйственные взаимодействия. В результате такого воспроизводства в пространстве региона прокладываются определенные устойчивые социальные коммуникации, тяготеющие к сетевой организации. Материальной основой социально-коммуникационной функции служит региональная социальная инфраструктура, ориентированная на развитие человеческого фактора, локализованного в региональном пространстве.
Функция субординации по отношению к вертикали государственной власти, обеспечивающая «встраивание» системы региона в общую социально-экономическую систему страны на основе взаимодействия федерального центра и властей региона. Вертикаль государственной власти по своей природе асимметрична и поляризована — функции целеполагания в ней сосредоточены в основном на «верхних этажах», т. е. на уровне федерального центра, а исполнительские функции — на «нижних этажах», т. е. на уровне региона.
Принципиальное отличие вертикально-интегрированной корпорации от региональной системы определяется следующими функциональными компонентами:
• функция информационного «ограничения» интраэкономического пространства, предполагающая «замыкание» информационно-инновационных коммуникаций и защиту кадрово-управленческих ресурсов интраэко-номического пространства;
• институционально-трансформирующая функция;
• функция «стягивания» профильных активов (функция поглощения хозяйственных элементов региональной системы);
• функция спецификации активов;
• функция «пространственной эластичности» корпоративной структуры;
• функция лоббирования технологических, финансовых, организационно-управленческих трансфертов от вертикали государственной власти.
Проведенный структурно-функциональный анализ взаимодействия вертикально-интегрированных корпораций с региональными социально-экономическими системами подтверждает многоа-спектность и полифункциональность потребностей и интересов данных метасистем. Основными составляющими функционального содержания интеграционного взаимодействия вертикально-интегрированной корпорации с региональной системой являются:
• восстановительно-модернизирующая (воспроизводственно-координирующая) функция;
• инновационная функция;
• капитализирующая функция (функция капитализации активов);
• имидже-генерирующая функция;
• функция формирования правового поля взаимодействия (нормативно-правового поля корпоративного предпринимательства);
• функция обеспечения устойчивости общих элементов метасистем;
• институционально-корректирующая функция;
• инфраструктурно-развивающая функция.
В основу управления взаимодействием вертикально-интегрированной корпорации с региональной системой могут быть положены следующие принципы:
• взаимодополняемости интересов;
• транспарентности структуры, правил взаимодействия;
• ассоциативности взаимодействия, предполагающий обеспечение взаимодействия равноправных и заинтересованных субъектов;
• мобильности и адаптивности;
• выделенной компетенции;
• паритетности обменно-распределительных отношений;
• взаимной подконтрольности межсистемных потоков;
• инновационной ориентированности взаимодействия метасистем.
Обеспечение эффективности взаимодействия вертикально-интегрированных корпораций с региональными системами предполагает соблюдение принципа взаимодополняемости их потребностей и интересов. Баланс интересов при наличии возможностей, ресурсного потенциала данных
метасистем определяет вектор их скоординированного развития и генерирует мультипликацию синергетического эффекта. При этом в качестве традиционных эволюционных интересов развития вертикально-интегрированных корпораций в пространстве регионов следует выделить:
• экстенсивное развитие промышленности;
• создание новых производств;
• расширение доли материального производства;
• экстенсивный рост экономического потенциала;
• централизация функций экономической деятельности;
• развитие социальной сферы и т. п. Принцип транспарентности структуры, правил
формирования отношений обмена и распределения предполагает обеспечение «прозрачности» документации, схем и механизмов организации распределительных отношений для всех субъектов обмена и распределения (участниками интеграционных процессов).
Принцип ассоциативности предполагает взаимодействие субъектов распределительных отношений (институциональных единиц, хозрасчетных звеньев, трудового коллектива) как равноправных и самостоятельных субъектов.
Принцип паритетности обменно-распре-делительных отношений (паритета отношений обмена и распределения) предполагает обеспечение одинакового уровня финансовых результатов («отдачи») с одного рубля текущих и капитальных вложений каждого субъекта интеграционных отношений. Степень соблюдения данного принципа предопределяет как уровень заинтересованности субъектов интеграции в развитии, углублении интеграционных связей, так и уровень хозрасчетной заинтересованности подразделений в повышении эффективности производства (в том числе материальной заинтересованности работников за результаты деятельности хозрасчетных подразделений). Соблюдение данного принципа способствует обеспечению равных возможностей всем участникам, их коллективам и отдельным работникам, экономической заинтересованности участников интегрированных формирований в углублении интеграционных процессов, а также усилению экономической ответственности участников интегрированного формирования в выполнении взаимных обязательств.
Применение процессуального подхода позволяет рассматривать полный цикл управления
взаимодействием вертикально-интегрированной корпорации с региональной системой. Полный управленческий цикл взаимодействия данных метасистем включает в себя следующие процессные компоненты:
• выбор субъектно-объектной структуры взаимодействия вертикально-интегрированной корпорации с региональной системой;
• идентификация системы потребностей и возможностей метасистем (вертикально-интегрированной корпорации и региональной системы), постановка их субъектами целей и задач;
• оценка соответствия деятельности вертикально-интегрированных корпораций целям социально-экономического развития региональной системы;
• выявление функциональных детерминант развития взаимодействия метасистем, функциональной структуры взаимодействия;
• определение форм, механизмов, методов и инструментов, технологий управления взаимодействием (средств достижения целей метасистем);
• разработка системы стимулирования и регулирования процесса инкорпорирования потенциала вертикально-интегрированных структур в стратегию развития региональной системы;
• мониторинг и оценка результатов взаимодействия метасистем (в том числе эффективность управленческого государственного воздействия на процесс взаимодействия вертикально-интегрированной корпорации с региональной системой);
• коррекция отдельных составляющих (элементов) структуры взаимодействия вертикально-интегрированной корпорации с региональной системой.
Таким образом, вертикально-интегрированные корпорации и региональные системы, являясь интеграционными образованиями, нуждаются в адекватном, интегральном, подходе к анализу, разработке и освоению форм и механизмов управления ими. Обоснование и спецификация научного подхода к исследованию и практическому обеспечению процесса взаимодействия между региональными системами и вертикально-интегрированными корпорациями обусловлены: общей природой интегральных субъектов, участвующих
в этом взаимодействии, интеграционным характером данного взаимодействия, переплетением воспроизводственных процессов, протекающих в вертикально-интегрированных корпорациях и региональных системах; последствиями дезинтеграции, существующими во многих региональных системах современной России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахполова В. Б. Механизм интеграционного взаимодействия региональных социально-экономических систем в пространстве макрорегиона / В. Б. Ахполова. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007. — 200 с.
2. Иншакова Е. И. Интеграция национальных экономических пространств: закономерности и принципы // Грани интеграции: Сборник научных статей / Сост. Е. Г. Русскова. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2005. — 214 с.
3. Керашев А. А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием / А. А. Керашев. — Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2005.
4. Киргуев А. Т. Социально-экономическая политика субъекта Российской Федерации в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства / А. Т. Киргуев. — Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2006. — 180 с.
5. Лычак Г. В. Взаимодействие стратегий интеграции и диверсификации в социально-экономическом пространстве макрорегиона: Дисс.... канд. экон. наук / Г. В. Лычак. — Майкоп, 2008. — 26 с.
6. Наймушин В. Г. Корпоративная собственность в трансформационной экономике: Специфика становления и развития: Автореф. дис.. д-ра экон. наук / В. Г. Наймушин. — Ростов-на-Дону, 2002. — 43 с.
7. Пчелинцев О. С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О. С. Пчелинцев; Ин-т народохозяйственного прогнозирования РАН. - М. : Наука, 2004. - 258 с.
8. Сапир Ж. К экономической теории неоднородных систем. — М. , 2001, с. 20-21.
9. Туралин А. В. Стратегическое планирование социально-экономического развития корпорации: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. В. Туралин — М. : 2007. — 22 с.