Научная статья на тему 'Взаимодействие интраэкономических и региональных систем современной России: векторы экономических интересов'

Взаимодействие интраэкономических и региональных систем современной России: векторы экономических интересов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / ИНТРАЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ИНТЕГРАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ECONOMIC INTERESTS / INTRA ECONOMIC SYSTEM / REGIONAL SYSTEM / INTEGRATING INTERACTION / EFFECT OF SYNERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович

Статья посвящена проблеме идентификации потребностей и интересов вертикально-интегрированной корпорации (интраэкономической системы) и региональных систем, лежащих в основе взаимодействия данных интегральных субъектов. Раскрывается природа интеграционного взаимодействия интраэкономических и региональных систем современной России в условиях глобализации хозяйственных процессов. Выделены общие черты и функциональные отличия интраэкономической и региональной системы, знание которых необходимо для нахождения точек «соприкосновения» их экономических интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мокрушин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction of intra economic and regional systems of modern Russia: vectors of economic interests

This paper discusses the problem of requirements and interests of vertically based integrated corporation and regional systems identifying. The basis of integrating interaction between intra economic and regional systems in conditions with international globalization of business processes is revealed. The common signs and functional distinctions of intra economic and regional system are revealed.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие интраэкономических и региональных систем современной России: векторы экономических интересов»

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТРАЭКОНОМИЧЕСКИХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВЕКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Мокрушин Александр Александрович, доцент кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета.

Аннотация. Статья посвящена проблеме идентификации потребностей и интересов вертикально-интегрированной корпорации (интраэконо-мической системы) и региональных систем, лежащих в основе взаимодействия данных интегральных субъектов. Раскрывается природа интеграционного взаимодействия интраэкономи-ческих и региональных систем современной России в условиях глобализации хозяйственных процессов. Выделены общие черты и функциональные отличия интраэкономической и региональной системы, знание которых необходимо для нахождения точек «соприкосновения» их экономических интересов.

Ключевые слова: экономические интересы, интраэкономическая система, региональные системы, интеграционное взаимодействие, синергетический эффект.

INTERACTION OF INTRA -ECONOMIC AND REGIONAL SYSTEMS OF MODERN RUSSIA: VECTORS OF ECONOMIC INTERESTS

Mokrushin Aleksandr, assistant professor of economy and management department of Adyghe State University.

Annotation. This paper discusses the problem of requirements and interests of vertically - based integrated corporation and regional systems identifying. The basis of integrating interaction between intra - economic and regional systems in conditions with international globalization of business processes is revealed. The common signs and functional distinctions of intra - economic and regional system are revealed.

Keywords: Economic interests, intra - economic system, regional system, integrating interaction, effect of synergy.

В условиях современных институциональных преобразований, корпоратизации отечественной экономики, глобализации финансово-экономических отношений особое значение приобретает проблема развития многоуровневых корпоративных структур, образующих собственное интраэкономическое пространство. Наибольшим ресурсным потенциалом обладают вертикально-интегрированные корпора-

ции национального масштаба (федерального уровня), распространившие свое финансово-экономическое влияние на многие российские регионы. Данные интегральные субъекты, формируя собственное интраэкономическое пространство, сопряженное с мезоэкономическим (региональным) пространством характеризуются много-уровневостью и проявляют признаки системности.

В настоящее время большинство корпоративных структур (интраэкономических систем) федерального значения характеризуются не только межрегиональным характером, монопольным положением на отраслевых рынках целого ряда российских регионов, но и значительным уровнем диверсификации производственно-

хозяйственной деятельности. Данные полиструктурные образования межрегионального уровня обладают значительным потенциалом конкурентоспособности и способствуют интеграции региональных систем в единое мета -экономическое пространство. Национальные, глобальные вертикально-интегрированные корпорации обладают высоким экономическим потенциалом развития хозяйственных отношений в регионе и способны способностью сформировать «центры развития». Вступая в процесс взаимодействия с региональными системами, данные интегральные субъекты существенно трансформируют организационно-экономические отношения хозяйствующих субъектов региона.

Проблема поиска научно обоснованных форм и способов взаимодействия крупных корпораций (Газпром, ЛУКойл, Роснефть, РЖД, ТНК и т.п.) и представителей регионального бизнеса имеет комплексный характер и основывается, прежде всего, на идентификации их потребностей и интересов. Решение задач управления взаимодействием вертикально-интегрированной корпорации с региональной системой находится в плоскости взаимопересечения их потребностей (интересов) и возможностей (ресурсного потенциала). Обеспечение эффективности взаимодействия вертикально интегрированной корпорации с региональными системами предусматривает соблюдение принципа взаимодополняемости их потребностей и интересов. Баланс интересов при наличии возможностей, ресурсного потенциала данных метасистем определяет вектор их скоординированного развития и генерирует мультипликацию синергетического эффекта. При этом в качестве традиционных эволюционных интересов развития вертикально-интегрированных корпораций в пространстве регионов следует выделить: экстенсивное развитие промышленности; создание новых производств; расширение доли материального производства; экстенсивный рост экономического потенциала; централизация функций экономической деятельности; развитие социальной сферы и т.п.

Поэтому одним из доминантных направлений, обеспечивающих адекватный учет новых тенденций экономического развития экономических систем различных иерархических уровней в современной России, является эффективное управление процессом согласования интересов и координации взаимодействия вертикальноинтегрированных корпораций (интраэкономических систем) и региональных систем.

Поиск точек «соприкосновения» экономических интересов вертикально-интегрированной корпорации (интраэко-номической системы) и региональных систем (функциональных подсистем региона) исходит, прежде всего, из природы данных интегральных субъектов, выявления моментов единства и функциональных особенностей. Вертикально-интегрированная корпорация и региональная социально-экономическая система, являясь интегральными субъектами, проявляют общие признаки сис-

темности, знание которых необходимо для обеспечения эффективности управления их взаимодействием. Моменты единства вертикальноинтегрированных корпораций (интраэкономических систем) и региональных систем как субъектов процесса взаимодействия обусловлены: -принадлежностью их к роду интегральных субъектов экономических отношений;

-наличием специальных вертикалей власти (вертикаль экономической власти и вертикаль социально-политической власти) с единым управленческим (координационным) центром, а также функциональными звеньями; при этом вертикаль социальноэкономической, политической, государственной власти непосредственно встроена в региональную систему;

-метасистемным качеством локализованных в них отношений и механизмов хозяйствования;

-полифункциональностью данных системных образований;

-взаимодополняемостью функциональных звеньев метасистемы и ее многоуровневым характером;

-переплетением ресурсных баз, элементов функционирующего капитала и звеньев инфраструктуры данных субъектов в процессе их взаимодействия;

-подчиненностью единой политике, общей стратегии развития;

-наличием внутренних коммуникаций. Функциональные особенности вертикальноинтегрированной корпоративной структуры и региональной системы определяются дифференциацией функциональных детерминант и онтологических потребностей данных метасистем. При этом под функциями системы понимается деятельная ориентация ее субъектов на обеспечение естественно сложившихся потребностей существования самой системы.

Основные функции региональных систем находят трансформированное отражение в плоскости корпоративной вертикали: воспроизводственная, интеграционная, инновационная, социально - коммуникационная функции; а функция субординации по отношению к вертикали государственной власти трансформируется в функцию координации взаимодействия с данной вертикалью.

Принципиальное отличие вертикальноинтегрированной корпорации (интраэкономической системы) от региональной системы определяется следующими функциональными компонентами: -функция информационного «ограничения» интра-экономического пространства, предполагающая «замыкание» информационно - инновационных коммуникаций и защиту кадрово - управленческих ресурсов интраэкономического пространства;

-институционально - трансформирующая функция;

-функция «стягивания» профильных активов (функция поглощения хозяйственных элементов региональной системы);

-функция спецификации активов;

-функция «пространственной эластичности» корпоративной структуры;

-функция лоббирования технологических, финансовых, организационно-управленческих трансфертов от вертикали государственной власти.

Точками «соприкосновения» экономических интересов корпоративных структур и региональных властей выступают: эффективное использование (ос-

воение) новых ресурсов территории; создание и развитие инфраструктурных звеньев региональной системы; развитие сфер предпринимательской деятельности с высоким уровнем добавленной стоимости (прежде всего, фондоемких сфер).

Интеграционное взаимодействие между интраэкономи-ческими и региональными системами направлено на решение следующих ключевых задач развития:

-развитие корпоративной формы собственности и формирования межрегиональных холдингов; при этом холдинговое построение бизнеса приемлемо в условиях значительной неопределенности факторов ведения предпринимательской деятельности, то есть при высокой степени риска;

-обеспечение потребностей разветвления вертикали государственной власти, то есть, формирования соответствующего мезоэкономического звена данной вертикали;

-обеспечение целостности расширенного пространства мезоэкономики;

-институциональное упорядочивание многообразия социально-экономических отношений, складывающихся в регионе;

-согласование интересов субъектов, функционирующих в расширенном пространстве;

-формирование зон развития, притягивающих наиболее эффективные ресурсы и обеспечивающих инвестиционную привлекательность региона;

-обеспечение соразмерности ресурсной базы и функционирующего капитала в расширенном пространстве мезоэкономики (за счет определения возможностей выхода из кризиса и дальнейшего нормального развития имеющихся предприятий и ориентации на них целевые инвестиционные программы);

-повышение общей инвестиционной привлекательности мезоэкономической системы; известно, что инвестиционная привлекательность обусловлена как наличием многих возможностей для вложения капитала, то есть, результатами эффективной диверсификации экономики, так и наличием мощных, конкурентоспособных структур, то есть, результатами процесса интеграции экономических отношений в пространстве макрорегиона;

-снижение трансакционных издержек согласования интересов субъектов, функционирующих в пространстве мезоэкономики.

Вместе с тем, немаловажной управленческой задачей выступает согласование интересов субъектов самой ин-траэкономической системы. В частности, политика «рассеивания» акционерного капитала объективно противоречит природе крупного корпоративного предпринимательства, тормозит формирование института

«эффективного собственника», подменяя его борьбой олигархических группировок за новые сферы влияния и источники получения краткосрочных доходов. Решение этой актуальной социально-экономической задачи не может быть успешным без установления и поддержания баланса интересов основных субъектов функциональноуправленческой конфигурации корпоративной структуры: менеджеров, наемных работников, крупных инвесторов и государства [7, С. 19].

Внутренняя противоречивость способов реализации экономического потенциала общества непосредственно отражается на поведении управленческой элиты. Дело в том, что само положение техноструктуры, зависящей от голосов участников общего собрания акционеров, обязывает ее противостоять конъюнктурным подходам к распределению прибыли корпорации и добиваться принятия взвешенных решений, подкрепленных точными расчета-

ми и реальными источниками финансирования реализуемых проектов. Конкретной организационной формой учета и согласования интересов основных социальных сил корпорации - инвесторов, работников, техноструктуры и государства - служит институт акционерной демократии и складывающееся на его основе управленческое взаимодействие представительной, исполнительной и контролирующей ветвей корпоративной власти.

Несмотря на всю противоречивость экономических интересов вертикально-интегрированных корпораций и региональных систем, выделяют довольно широкий спектр форм их эффективного взаимодействия, которые можно объединить в следующие группы: формально-договорные, неформальные и партийно-политические.

Проще всего идентифицировать формальнодоговорную систему отношений, которая давно практикуется крупнейшими компаниями общероссийского и регионального масштаба. Как правило, они заключают с региональными или городскими и поселковыми администрациями соглашения, которые определяют условия пользования инфраструктурными звеньями, а также ресурсами данной территории, а также режимы местного налогообложения. Вступая в договорные отношения с региональными властями, корпоративная вертикаль становится активным участником процесса формирования региональной социально-экономической политики.

Конечно, сам факт тесной взаимозависимости формальных и неформальных отношений не вызывает сомнений: чем выше удельный вес последних, тем сильнее они девальвируют первые. Вместе с тем очевидна и обратная зависимость, а потому формализация отношений власти и корпоративного бизнеса в регионах служит эффективным средством вытеснения клановости (зачастую неотделимой от криминалитета) и замены ее более цивилизованными партнерскими отношениями. Способствует преодолению клановости и такой путь формализации отношений бизнеса и власти, как организация межрегиональных центров экспертно-консультативного характера при представителях президента в федеральных округах.

Кроме того, ощутимо возросло значение социальных составляющих “политического ресурса” крупных корпораций, прежде всего наемного персонала и акционеров-собственников. Между тем и те, и другие заинтересованы в укреплении экономической и политической устойчивости корпорации, в установлении более упорядоченных, лишенных элементов случайности отношений с властями. Немалое воздействие на этот процесс оказывает концепция социальной ответственности бизнеса, которую все более четко проводят в жизнь соответствующие правительственные ведомства.

Принятие решений о выборе моделей управления взаимодействием институтов государства и межрегиональных и транснациональных корпораций в экономической системе региона целесообразно осуществлять с учетом оценки степени соответствия деятельности крупного бизнеса приоритетам развития региона. В случае доминирования в регионе интересов корпоративных структур, входящих в противоречие с целями развития экономической системы региона, возможно согласование усилий региональных органов власти и коммерческих ком-

паний посредством вовлечения более широкого спектра их интересов в постоянное взаимодействие с государством, применения прямых и косвенных мер государственного стимулирования их участия в приоритетных направлениях регионального развития для ограничения влияния корпоративного капитала. Это позволит усовершенствовать институциональные условия отношений государства и бизнеса за счет специализации и рассредоточения возникающих отношений, ослабления рычагов корпоративного лоббирования в результате увеличения числа субъектов сотрудничества и повышения эффективности взаимодействия институтов государства и бизнеса.

Таким образом, в основе взаимодействия интраэконо-мических и региональных систем современной России лежит система их потребностей и экономических интересов, характеризующихся многоаспектностью и полифункциональностью. Именно баланс интересов корпоративной вертикали и региональных систем во многом является залогом устойчивого развития отечественной мезо-, макроэкономики.

Список литературы:

1. Ахполова, В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия региональных социально-экономических систем в пространстве макрорегиона / В.Б. Ахполова. - Ростов - на - Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007. - 200 с.

2. Керашев, А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием / А.А. Ке-рашев. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2005.

3. Киргуев, А. Т. Социально - экономическая политика субъекта Российской Федерации в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства / А. Т. Киргуев. - Ростов - на - Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2006. - 180 с.

4. Наймушин, В.Г. Корпоративная собственность в трансформационной экономике: Специфика становления и развития: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук / В.Г. Наймушин - Ростов-на-Дону, 2002. - 43 с.

5. Пчелинцев, О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О.С. Пчелинцев; Ин-т народохозяйственного прогнозирования РАН. - М.: Наука, 2004. -258 с.

РЕЦЕНЗИЯ

Вертикально-интегрированная корпорация (интраэко-номическая система) и региональная система, являясь интегральными субъектами, проявляют общие признаки системности, знание которых необходимо для обеспечения эффективности управления их взаимодействием. Решение задач управления интеграционным взаимодействием вертикально-интегрированной корпорации с региональной системой находится в плоскости взаимопе-ресечения их потребностей и ресурсного потенциала. Обеспечение эффективности взаимодействия вертикально-интегрированной корпорации с региональными системами предусматривает соблюдение принципа вза-

имной дополняемости их потребностей и интересов. Баланс интересов при наличии возможностей (ресурсного потенциала) данных метасистем определяет вектор их скоординированного развития и генерирует мультипликацию синергетического эффекта. Поэтому разработка теоретических основ управления взаимодействием корпоративной вертикали (интраэкономической системы) с региональными системами исходит из определения общих «точек» соприкосновения экономических интересов данных интегральных субъектов.

Справедливо отмечая, что система потребностей и интересов корпорации (интраэкономической системы) и региональной системы во многом определяется природой данных интегральных субъектов, автор выделяет моменты их единства, а также функциональные отличия. Положительной оценки заслуживает систематизация основных потребностей и интересов корпоративных структур и региональных систем РФ. Представленные автором результаты имеют существенную теоретическую значимость. Статья Мокрушина Александра

Александровича «Взаимодействие интраэкономиче-ских и региональных систем современной России: векторы экономических интересов» рекомендуется к изданию в журнале «Бизнес в законе».

Д.э.н., профессор Керашев А.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.