ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНТРАЭКОНОМИЧЕСКИХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВЕКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Мокрушин Александр Александрович, доцент кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета.
Аннотация. Статья посвящена проблеме идентификации потребностей и интересов вертикально-интегрированной корпорации (интраэконо-мической системы) и региональных систем, лежащих в основе взаимодействия данных интегральных субъектов. Раскрывается природа интеграционного взаимодействия интраэкономи-ческих и региональных систем современной России в условиях глобализации хозяйственных процессов. Выделены общие черты и функциональные отличия интраэкономической и региональной системы, знание которых необходимо для нахождения точек «соприкосновения» их экономических интересов.
Ключевые слова: экономические интересы, интраэкономическая система, региональные системы, интеграционное взаимодействие, синергетический эффект.
INTERACTION OF INTRA -ECONOMIC AND REGIONAL SYSTEMS OF MODERN RUSSIA: VECTORS OF ECONOMIC INTERESTS
Mokrushin Aleksandr, assistant professor of economy and management department of Adyghe State University.
Annotation. This paper discusses the problem of requirements and interests of vertically - based integrated corporation and regional systems identifying. The basis of integrating interaction between intra - economic and regional systems in conditions with international globalization of business processes is revealed. The common signs and functional distinctions of intra - economic and regional system are revealed.
Keywords: Economic interests, intra - economic system, regional system, integrating interaction, effect of synergy.
В условиях современных институциональных преобразований, корпоратизации отечественной экономики, глобализации финансово-экономических отношений особое значение приобретает проблема развития многоуровневых корпоративных структур, образующих собственное интраэкономическое пространство. Наибольшим ресурсным потенциалом обладают вертикально-интегрированные корпора-
ции национального масштаба (федерального уровня), распространившие свое финансово-экономическое влияние на многие российские регионы. Данные интегральные субъекты, формируя собственное интраэкономическое пространство, сопряженное с мезоэкономическим (региональным) пространством характеризуются много-уровневостью и проявляют признаки системности.
В настоящее время большинство корпоративных структур (интраэкономических систем) федерального значения характеризуются не только межрегиональным характером, монопольным положением на отраслевых рынках целого ряда российских регионов, но и значительным уровнем диверсификации производственно-
хозяйственной деятельности. Данные полиструктурные образования межрегионального уровня обладают значительным потенциалом конкурентоспособности и способствуют интеграции региональных систем в единое мета -экономическое пространство. Национальные, глобальные вертикально-интегрированные корпорации обладают высоким экономическим потенциалом развития хозяйственных отношений в регионе и способны способностью сформировать «центры развития». Вступая в процесс взаимодействия с региональными системами, данные интегральные субъекты существенно трансформируют организационно-экономические отношения хозяйствующих субъектов региона.
Проблема поиска научно обоснованных форм и способов взаимодействия крупных корпораций (Газпром, ЛУКойл, Роснефть, РЖД, ТНК и т.п.) и представителей регионального бизнеса имеет комплексный характер и основывается, прежде всего, на идентификации их потребностей и интересов. Решение задач управления взаимодействием вертикально-интегрированной корпорации с региональной системой находится в плоскости взаимопересечения их потребностей (интересов) и возможностей (ресурсного потенциала). Обеспечение эффективности взаимодействия вертикально интегрированной корпорации с региональными системами предусматривает соблюдение принципа взаимодополняемости их потребностей и интересов. Баланс интересов при наличии возможностей, ресурсного потенциала данных метасистем определяет вектор их скоординированного развития и генерирует мультипликацию синергетического эффекта. При этом в качестве традиционных эволюционных интересов развития вертикально-интегрированных корпораций в пространстве регионов следует выделить: экстенсивное развитие промышленности; создание новых производств; расширение доли материального производства; экстенсивный рост экономического потенциала; централизация функций экономической деятельности; развитие социальной сферы и т.п.
Поэтому одним из доминантных направлений, обеспечивающих адекватный учет новых тенденций экономического развития экономических систем различных иерархических уровней в современной России, является эффективное управление процессом согласования интересов и координации взаимодействия вертикальноинтегрированных корпораций (интраэкономических систем) и региональных систем.
Поиск точек «соприкосновения» экономических интересов вертикально-интегрированной корпорации (интраэко-номической системы) и региональных систем (функциональных подсистем региона) исходит, прежде всего, из природы данных интегральных субъектов, выявления моментов единства и функциональных особенностей. Вертикально-интегрированная корпорация и региональная социально-экономическая система, являясь интегральными субъектами, проявляют общие признаки сис-
темности, знание которых необходимо для обеспечения эффективности управления их взаимодействием. Моменты единства вертикальноинтегрированных корпораций (интраэкономических систем) и региональных систем как субъектов процесса взаимодействия обусловлены: -принадлежностью их к роду интегральных субъектов экономических отношений;
-наличием специальных вертикалей власти (вертикаль экономической власти и вертикаль социально-политической власти) с единым управленческим (координационным) центром, а также функциональными звеньями; при этом вертикаль социальноэкономической, политической, государственной власти непосредственно встроена в региональную систему;
-метасистемным качеством локализованных в них отношений и механизмов хозяйствования;
-полифункциональностью данных системных образований;
-взаимодополняемостью функциональных звеньев метасистемы и ее многоуровневым характером;
-переплетением ресурсных баз, элементов функционирующего капитала и звеньев инфраструктуры данных субъектов в процессе их взаимодействия;
-подчиненностью единой политике, общей стратегии развития;
-наличием внутренних коммуникаций. Функциональные особенности вертикальноинтегрированной корпоративной структуры и региональной системы определяются дифференциацией функциональных детерминант и онтологических потребностей данных метасистем. При этом под функциями системы понимается деятельная ориентация ее субъектов на обеспечение естественно сложившихся потребностей существования самой системы.
Основные функции региональных систем находят трансформированное отражение в плоскости корпоративной вертикали: воспроизводственная, интеграционная, инновационная, социально - коммуникационная функции; а функция субординации по отношению к вертикали государственной власти трансформируется в функцию координации взаимодействия с данной вертикалью.
Принципиальное отличие вертикальноинтегрированной корпорации (интраэкономической системы) от региональной системы определяется следующими функциональными компонентами: -функция информационного «ограничения» интра-экономического пространства, предполагающая «замыкание» информационно - инновационных коммуникаций и защиту кадрово - управленческих ресурсов интраэкономического пространства;
-институционально - трансформирующая функция;
-функция «стягивания» профильных активов (функция поглощения хозяйственных элементов региональной системы);
-функция спецификации активов;
-функция «пространственной эластичности» корпоративной структуры;
-функция лоббирования технологических, финансовых, организационно-управленческих трансфертов от вертикали государственной власти.
Точками «соприкосновения» экономических интересов корпоративных структур и региональных властей выступают: эффективное использование (ос-
воение) новых ресурсов территории; создание и развитие инфраструктурных звеньев региональной системы; развитие сфер предпринимательской деятельности с высоким уровнем добавленной стоимости (прежде всего, фондоемких сфер).
Интеграционное взаимодействие между интраэкономи-ческими и региональными системами направлено на решение следующих ключевых задач развития:
-развитие корпоративной формы собственности и формирования межрегиональных холдингов; при этом холдинговое построение бизнеса приемлемо в условиях значительной неопределенности факторов ведения предпринимательской деятельности, то есть при высокой степени риска;
-обеспечение потребностей разветвления вертикали государственной власти, то есть, формирования соответствующего мезоэкономического звена данной вертикали;
-обеспечение целостности расширенного пространства мезоэкономики;
-институциональное упорядочивание многообразия социально-экономических отношений, складывающихся в регионе;
-согласование интересов субъектов, функционирующих в расширенном пространстве;
-формирование зон развития, притягивающих наиболее эффективные ресурсы и обеспечивающих инвестиционную привлекательность региона;
-обеспечение соразмерности ресурсной базы и функционирующего капитала в расширенном пространстве мезоэкономики (за счет определения возможностей выхода из кризиса и дальнейшего нормального развития имеющихся предприятий и ориентации на них целевые инвестиционные программы);
-повышение общей инвестиционной привлекательности мезоэкономической системы; известно, что инвестиционная привлекательность обусловлена как наличием многих возможностей для вложения капитала, то есть, результатами эффективной диверсификации экономики, так и наличием мощных, конкурентоспособных структур, то есть, результатами процесса интеграции экономических отношений в пространстве макрорегиона;
-снижение трансакционных издержек согласования интересов субъектов, функционирующих в пространстве мезоэкономики.
Вместе с тем, немаловажной управленческой задачей выступает согласование интересов субъектов самой ин-траэкономической системы. В частности, политика «рассеивания» акционерного капитала объективно противоречит природе крупного корпоративного предпринимательства, тормозит формирование института
«эффективного собственника», подменяя его борьбой олигархических группировок за новые сферы влияния и источники получения краткосрочных доходов. Решение этой актуальной социально-экономической задачи не может быть успешным без установления и поддержания баланса интересов основных субъектов функциональноуправленческой конфигурации корпоративной структуры: менеджеров, наемных работников, крупных инвесторов и государства [7, С. 19].
Внутренняя противоречивость способов реализации экономического потенциала общества непосредственно отражается на поведении управленческой элиты. Дело в том, что само положение техноструктуры, зависящей от голосов участников общего собрания акционеров, обязывает ее противостоять конъюнктурным подходам к распределению прибыли корпорации и добиваться принятия взвешенных решений, подкрепленных точными расчета-
ми и реальными источниками финансирования реализуемых проектов. Конкретной организационной формой учета и согласования интересов основных социальных сил корпорации - инвесторов, работников, техноструктуры и государства - служит институт акционерной демократии и складывающееся на его основе управленческое взаимодействие представительной, исполнительной и контролирующей ветвей корпоративной власти.
Несмотря на всю противоречивость экономических интересов вертикально-интегрированных корпораций и региональных систем, выделяют довольно широкий спектр форм их эффективного взаимодействия, которые можно объединить в следующие группы: формально-договорные, неформальные и партийно-политические.
Проще всего идентифицировать формальнодоговорную систему отношений, которая давно практикуется крупнейшими компаниями общероссийского и регионального масштаба. Как правило, они заключают с региональными или городскими и поселковыми администрациями соглашения, которые определяют условия пользования инфраструктурными звеньями, а также ресурсами данной территории, а также режимы местного налогообложения. Вступая в договорные отношения с региональными властями, корпоративная вертикаль становится активным участником процесса формирования региональной социально-экономической политики.
Конечно, сам факт тесной взаимозависимости формальных и неформальных отношений не вызывает сомнений: чем выше удельный вес последних, тем сильнее они девальвируют первые. Вместе с тем очевидна и обратная зависимость, а потому формализация отношений власти и корпоративного бизнеса в регионах служит эффективным средством вытеснения клановости (зачастую неотделимой от криминалитета) и замены ее более цивилизованными партнерскими отношениями. Способствует преодолению клановости и такой путь формализации отношений бизнеса и власти, как организация межрегиональных центров экспертно-консультативного характера при представителях президента в федеральных округах.
Кроме того, ощутимо возросло значение социальных составляющих “политического ресурса” крупных корпораций, прежде всего наемного персонала и акционеров-собственников. Между тем и те, и другие заинтересованы в укреплении экономической и политической устойчивости корпорации, в установлении более упорядоченных, лишенных элементов случайности отношений с властями. Немалое воздействие на этот процесс оказывает концепция социальной ответственности бизнеса, которую все более четко проводят в жизнь соответствующие правительственные ведомства.
Принятие решений о выборе моделей управления взаимодействием институтов государства и межрегиональных и транснациональных корпораций в экономической системе региона целесообразно осуществлять с учетом оценки степени соответствия деятельности крупного бизнеса приоритетам развития региона. В случае доминирования в регионе интересов корпоративных структур, входящих в противоречие с целями развития экономической системы региона, возможно согласование усилий региональных органов власти и коммерческих ком-
паний посредством вовлечения более широкого спектра их интересов в постоянное взаимодействие с государством, применения прямых и косвенных мер государственного стимулирования их участия в приоритетных направлениях регионального развития для ограничения влияния корпоративного капитала. Это позволит усовершенствовать институциональные условия отношений государства и бизнеса за счет специализации и рассредоточения возникающих отношений, ослабления рычагов корпоративного лоббирования в результате увеличения числа субъектов сотрудничества и повышения эффективности взаимодействия институтов государства и бизнеса.
Таким образом, в основе взаимодействия интраэконо-мических и региональных систем современной России лежит система их потребностей и экономических интересов, характеризующихся многоаспектностью и полифункциональностью. Именно баланс интересов корпоративной вертикали и региональных систем во многом является залогом устойчивого развития отечественной мезо-, макроэкономики.
Список литературы:
1. Ахполова, В.Б. Механизм интеграционного взаимодействия региональных социально-экономических систем в пространстве макрорегиона / В.Б. Ахполова. - Ростов - на - Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007. - 200 с.
2. Керашев, А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием / А.А. Ке-рашев. - Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2005.
3. Киргуев, А. Т. Социально - экономическая политика субъекта Российской Федерации в условиях дезинтеграции хозяйственного пространства / А. Т. Киргуев. - Ростов - на - Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2006. - 180 с.
4. Наймушин, В.Г. Корпоративная собственность в трансформационной экономике: Специфика становления и развития: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук / В.Г. Наймушин - Ростов-на-Дону, 2002. - 43 с.
5. Пчелинцев, О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития / О.С. Пчелинцев; Ин-т народохозяйственного прогнозирования РАН. - М.: Наука, 2004. -258 с.
РЕЦЕНЗИЯ
Вертикально-интегрированная корпорация (интраэко-номическая система) и региональная система, являясь интегральными субъектами, проявляют общие признаки системности, знание которых необходимо для обеспечения эффективности управления их взаимодействием. Решение задач управления интеграционным взаимодействием вертикально-интегрированной корпорации с региональной системой находится в плоскости взаимопе-ресечения их потребностей и ресурсного потенциала. Обеспечение эффективности взаимодействия вертикально-интегрированной корпорации с региональными системами предусматривает соблюдение принципа вза-
имной дополняемости их потребностей и интересов. Баланс интересов при наличии возможностей (ресурсного потенциала) данных метасистем определяет вектор их скоординированного развития и генерирует мультипликацию синергетического эффекта. Поэтому разработка теоретических основ управления взаимодействием корпоративной вертикали (интраэкономической системы) с региональными системами исходит из определения общих «точек» соприкосновения экономических интересов данных интегральных субъектов.
Справедливо отмечая, что система потребностей и интересов корпорации (интраэкономической системы) и региональной системы во многом определяется природой данных интегральных субъектов, автор выделяет моменты их единства, а также функциональные отличия. Положительной оценки заслуживает систематизация основных потребностей и интересов корпоративных структур и региональных систем РФ. Представленные автором результаты имеют существенную теоретическую значимость. Статья Мокрушина Александра
Александровича «Взаимодействие интраэкономиче-ских и региональных систем современной России: векторы экономических интересов» рекомендуется к изданию в журнале «Бизнес в законе».
Д.э.н., профессор Керашев А.А.