Научная статья на тему 'Влияние интеграции региональных предприятий в состав федеральных корпоративных структур на кластеризацию экономики региона'

Влияние интеграции региональных предприятий в состав федеральных корпоративных структур на кластеризацию экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОРПОРАТИВНЫЕ ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СТРУКТУРЫ / КЛАСТЕР / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / REGIONAL ECONOMY / CORPORATE INTEGRATED STRUCTURES / CLUSTER / ENTERPRISE ECONOMIC INDEPENDENCE / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Дмитрий Юрьевич, Кузнецов Владимир Владимирович, Гальцева Ольга Валерьевна, Цукублина Вера Сергеевна, Мазиков Сергей Валерьевич

Оценивается влияние на экономику региона процесса интеграции региональных предприятий в состав корпоративных структур и холдингов федерального уров­ня. Уточняется понятие «экономическая самостоятельность регионального предприятия», анализируется взаимосвязь экономической и юридической независимости предприятия. Влияние потери экономической самостоятельности региональными предприятиями на социально-экономическое развитие региона оценивается с помощью SWOT-анализа, вы­являются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для эко­номики региона про­цесса интеграции региональных предприятий в состав корпоративных структур. Обосновывается необходимость при разработке документов стратегичес­кого планирования на уровне субъектов РФ учета процесса интеграции предприятий ре­гиона в состав корпоративных интегрированных структур и обусловленных данным про­цессом социально-экономических последствий для регионального развития. Важность процесса интеграции предприятий региона в состав корпоративных интегрированных структур для стратегического планирования на уровне субъектов РФ рассматривается на примере Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 г. Анализируются те коррективы, которые процесс включения омских региональных предприятий в состав кор­поративных интегрированных структур вносит в кластеризацию ре­гиональной экономики. Обосновывается, что полноценно функционировать территори­альный кластер мо­жет только при условии включения в его состав экономически самостоятельных региональных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Смирнов Дмитрий Юрьевич, Кузнецов Владимир Владимирович, Гальцева Ольга Валерьевна, Цукублина Вера Сергеевна, Мазиков Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of integration of regional enterprises in federal corporate structures on the clustering regional economy

The study focuses on assessing the impact on the regional economy the process of integration of regional enterprises in the federal corporate structures and holding companies. The article clarifies the notion of “economic independence of the regional enter­prise”, examines the relationship of economic and legal independence of the enterprise. The impact of the loss of economic independence of the regional enterprises on the socio-econo­mic development of the region is evaluated by using SWOT-analysis. Using SWOT-analysis the authors of the article identifies strengths, weaknesses, opportunities and threats for the regional econo­my due to the process of integration of regional enterprises in the corporate structures. The authors consider it necessary to consider the process of integration of the regional enterprises in the corporate integrated structures and socio-economic consequences of the process for regional development in the strategic planning documents at the level of the region. The importance of the process of integration of the enterprises of the region in the corporate integrated structures for strategic planning at the level of the region the authors discuss the example of the Strategy of socio-economic development of Omsk region till 2025. The article examines possible adjustments that the process of inclusion of the Omsk regional enterprises in the corporate integrated structures contributes to the clustering of the regional economy. According to the authors, territorial cluster can operate only under condition of inclusion in its composition of economically independent regional enterprises.

Текст научной работы на тему «Влияние интеграции региональных предприятий в состав федеральных корпоративных структур на кластеризацию экономики региона»

УДК 332.142.2; 332.146.2

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОСТАВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР НА КЛАСТЕРИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Д.Ю. Смирнов3, В.В. Кузнецов3'13, О.В. Гальцеваь, В.С. Цукублинаь, С.В. Мазиковь

а Омский государственный технический университет (Омск, Россия) ь Национальный исследовательский Томский политехнический университет (Томск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 11 мая 2016 г.

Дата принятия в печать 25 июня 2016 г.

Ключевые слова

Региональная экономика, корпоративные интегрированные структуры, кластер, экономическая самостоятельность предприятия, стратегическое планирование

Аннотация. Оценивается влияние на экономику региона процесса интеграции региональных предприятий в состав корпоративных структур и холдингов федерального уровня. Уточняется понятие «экономическая самостоятельность регионального предприятия», анализируется взаимосвязь экономической и юридической независимости предприятия. Влияние потери экономической самостоятельности региональными предприятиями на социально-экономическое развитие региона оценивается с помощью SWOT-анализа, выявляются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для экономики региона процесса интеграции региональных предприятий в состав корпоративных структур. Обосновывается необходимость при разработке документов стратегического планирования на уровне субъектов РФ учета процесса интеграции предприятий региона в состав корпоративных интегрированных структур и обусловленных данным процессом социально-экономических последствий для регионального развития. Важность процесса интеграции предприятий региона в состав корпоративных интегрированных структур для стратегического планирования на уровне субъектов РФ рассматривается на примере Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 г. Анализируются те коррективы, которые процесс включения омских региональных предприятий в состав корпоративных интегрированных структур вносит в кластеризацию региональной экономики. Обосновывается, что полноценно функционировать территориальный кластер может только при условии включения в его состав экономически самостоятельных региональных предприятий.

INFLUENCE OF INTEGRATION OF REGIONAL ENTERPRISES IN FEDERAL CORPORATE STRUCTURES ON THE CLUSTERING REGIONAL ECONOMY

D.Yu. Smirnov3, V.V. Kuznetsovab, O.V. Galtsevab, V.S. Tsukublinab, S.V. Mazikovb

a Omsk State Technical University (Omsk, Russia) b Tomsk Polytechnic University (Tomsk, Russia)

Article info

Received May 11, 2016

Accepted June 25, 2016

Keywords

Regional economy, corporate integrated structures, cluster, enterprise economic independence, strategic planning

Abstract. The study focuses on assessing the impact on the regional economy the process of integration of regional enterprises in the federal corporate structures and holding companies. The article clarifies the notion of "economic independence of the regional enterprise", examines the relationship of economic and legal independence of the enterprise. The impact of the loss of economic independence of the regional enterprises on the socio-economic development of the region is evaluated by using SWOT-analysis. Using SWOT-analysis the authors of the article identifies strengths, weaknesses, opportunities and threats for the regional economy due to the process of integration of regional enterprises in the corporate structures. The authors consider it necessary to consider the process of integration of the regional enterprises in the corporate integrated structures and socio-economic consequences of the process for regional development in the strategic planning documents at the level of the region. The importance of the process of integration of the enterprises of the region in the corporate integrated structures for strategic planning at the level of the region the authors discuss the example of the Strategy of socio-economic development of Omsk region till 2025. The article examines possible adjustments that the process of inclusion of the Omsk regional enterprises in the corporate integrated structures contributes to the clustering of the regional economy. According to the authors, territorial cluster can operate only under condition of inclusion in its composition of economically independent regional enterprises.

© Д.Ю. Смирнов, В.В. Кузнецов, О.В. Гальцева, В.С. Цукублина, С.В. Мазиков, 2016

Введение. Интеграция региональных предприятий в крупные корпорации, имеющие межрегиональный или международный характер, -это объективная и неизбежная закономерность современной экономики. Основу данной закономерности составляют взаимосвязанные процессы концентрации и централизации капитала. Однако, как нам представляется, экономические и социальные последствия процесса потери региональными предприятиями своей экономической самостоятельности недостаточно проанализированы в теоретическом плане, а главное, не нашли отражения в практике государственного управления народным хозяйством. В частности, данные последствия не учитываются при разработке документов стратегического планирования на уровне субъектов РФ.

Вместе с тем утрата экономической самостоятельности региональными предприятиями является существенным фактором, детерминирующим социально-экономическое развитие региона. Следовательно, интеграция предприятий региона в состав корпоративных интегрированных структур и обусловленные данным процессом социально-экономические последствия регионального развития должны учитываться в документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1].

В настоящее время основным документом стратегического планирования, разработанным на уровне Омской области, является Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 г., утвержденная указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93 [2] (далее - Стратегия 2025). К сожалению, авторы данного документа, определяющего развитие Омского региона на ближайшее десятилетие, не учитывают тенденцию утраты региональными предприятиями своей экономической самостоятельности и не анализируют последствия этой тенденции для социально-экономического развития региона. В частности, процесс включения омских предприятий в состав корпоративных интегрированных структур вносит существенные коррективы в кластеризацию омской экономики.

Обзор литературы. Как нам представляется, проблематика потери региональными предприятиями своей экономической самостоятельности и, самое главное, те социально-экономические последствия, которые данный процесс несет для развития региона, недостаточно изучены в современной экономической литерату-

ре. Среди работ, посвященных изучению данной проблематики, следует выделить исследования С.В. Дохоляна и В.З. Петросянца [3]. В первую очередь, ими определено само понятие «потеря экономической самостоятельности региональными предприятиями»; проанализированы основные причины, обусловливающие интеграцию региональных предприятий в состав корпоративных интегрированных структур федерального или международного уровней; выявлены отрицательные последствия данного процесса для региональной экономики.

Авторами данной статьи в более ранних работах был использован SWOT-анализ процесса интеграции региональных предприятий в корпоративные интегрированные структуры для оценки влияния этого процесса на социально-экономическое развитие региона [4; 5]. Это позволило более четко выделить положительные и отрицательные последствия данного влияния, а также разработать систему мер по предупреждению отрицательных последствий.

Методы исследования. Понятие «экономическая самостоятельность предприятия» четко не определено действующим российским законодательством. Правовыми нормами закреплена дефиниция «юридическая самостоятельность организации», а также определены правовые основания потери организацией юридической самостоятельности.

В общем случае под юридической самостоятельностью предприятия понимается основанная на нормах действующего законодательства возможность хозяйствующего субъекта принимать независимые решения и совершать любые незапрещенные законом действия по управлению производственными, финансовыми и экономическими процессами в целях эффективного использования ресурсного потенциала предприятия. Так, в Федеральном законе «Об акционерных обществах» потеря правовой самостоятельности означает, что общество становится дочерним или зависимым. Общество признается зависимым, если другое общество имеет более 20 % голосующих акций первого общества. Общество признается дочерним, если другое хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом [6].

В Федеральном законе «О защите конкуренции» конкретизированы правовые основания, опираясь на которые один хозяйствующий субъект имеет возможность определять

решения, принимаемые другим хозяйствующим субъектом. Для обозначения подобных хозяйствующих субъектов используется термин «группа лиц» [7]. В группу лиц объединяются, во-первых, юридические или физические лица, на которых приходится более 50 % общего количества голосов в уставном капитале другого общества.

Во-вторых, в группу лиц включается хозяйственное общество, товарищество или партнерство, с одной стороны, и физическое лицо или юридическое лицо, с другой стороны, если такое физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа первого общества, товарищества, партнерства. В группу лиц также включается физическое или юридическое лицо, по предложению которого назначен или избран единоличный исполнительный орган хозяйственного общества, товарищества или партнерства. Что касается состава совета директоров, а также коллегиального исполнительного органа, то организации признаются группой лиц, если в коллегиальных органах управления или коллегиальных исполнительных органах данных организаций более 50 % количественного состава данных органов составляют одни и те же физические лица. Кроме того, физическое или юридическое лицо, по предложению которого избрано более 50 % количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров, также включается в группу лиц.

В-третьих, группой лиц признается хозяйственное общество, с одной стороны, и физическое или юридическое лицо, с другой стороны, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого общества или заключенного с ним договора вправе давать этому обществу обязательные для исполнения указания.

Понятия «экономическая самостоятельность предприятия» и его «юридическая самостоятельность» тесно взаимосвязаны. Как правило, потеря организацией правовой независимости является необходимым и достаточным условием для потери экономической самостоятельности. Вместе с тем данные термины не тождественны.

Термин «экономическая самостоятельность предприятия» следует рассматривать через дихотомию «управляющая инстанция - рынок». Предприятие сохраняет свою экономическую самостоятельность, если над ним нет инстанции, управляющей его хозяйственной и финансовой деятельностью, а единственным регуля-

тором, определяющим финансовое состояние и хозяйственное развитие предприятия, является рынок. И наоборот, если деятельность предприятия детерминируются внешней по отношению к данному предприятию «управляющей инстанцией», то следует говорить о потере экономической самостоятельности этим предприятием. В качестве «управляющей инстанции» могут выступать органы государственного и муниципального управления, отраслевые союзы и ассоциации, иные хозяйствующие субъекты. Учитывая цель нашего исследования, мы в качестве «управляющей инстанции» будем рассматривать иного по отношению к региональному предприятию хозяйствующего субъекта, расположенного за пределами территории, на которой локализовано региональное предприятие.

Потеря экономической самостоятельности предприятием, как многогранное явление, выражается в нескольких конкретных проявлениях:

1. Предприятие утрачивает самостоятельность в организации производства. В рамках экономически несамостоятельного предприятия организация производства детерминируется внешней «управляющей инстанцией». Это может проявляться в навязывании предприятию определенного оборудования и технологий, в привязке к определенному сырью и комплектующим и т. д.

2. Предприятие теряет коммерческую свободу. Предприятие больше не определяет способы реализации своей продукции, не может самостоятельно выбирать контрагентов, у него отсутствует возможность определять цены на свою продукцию. Коммерческие функции предприятия переходят к «управляющей инстанции».

3. В случае потери экономической самостоятельности предприятия ответственность за результаты его деятельности полностью или частично перекладывается на «управляющую инстанцию».

4. Лежащее в основе хозяйственного риска соотношение между предполагаемыми затратами и результатами начинает детерминироваться не рыночной конъюнктурой, а действиями и решениями внешней «управляющей инстанции».

5. Объем и структура источников финансовых ресурсов экономически несамостоятельного предприятия детерминируются «управляющей инстанцией».

Потеря региональными предприятиями своей экономической самостоятельности в результате их интеграции в корпоративные ин-

тегрированные структуры - это процесс поглощения данных предприятий интегрированной структурой с целью расширения рынка сбыта или диверсификации ее деятельности путем увеличения присутствия в разных сегментах рынка. Интегрированная структура - это крупная, носящая межотраслевой и межтерриториальный характер компания или группа юридически самостоятельных компаний, ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных отношений для достижения общих целей. Добровольное или принудительное включение региональных предприятий в состав интегрированных структур приводит к неизбежной потере региональными предприятиями экономической самостоятельности.

Используя SWOT-анализ, рассмотрим сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для социально-экономического развития региона в результате утраты региональными предприятиями своей экономической самостоятельности, которые должны быть в обязательном порядке учтены в региональных стратегиях, прогнозах, программах и стратегических планах.

Основное преимущество для региональной экономики, возникающее в результате включения региональных предприятий в состав интегрированных структур, состоит в том, что интегрированные региональные предприятия являются более устойчивыми в экономическом и финансовом плане по сравнению с региональными предприятиями, сохранившими свою экономическую самостоятельность. С потерей экономической независимости региональные предприятия получают большую защиту от циклических кризисов перепроизводства, сезонных колебаний потребительского спроса, резкого падения цен в результате неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Интегрированная структура способна защитить входящие в ее состав региональные предприятия от кредиторов, от риска исполнительного производства, от угрозы банкротства. Стабильность и устойчивость хозяйственного и финансового состояния региональных предприятий, в свою очередь, благотворно сказывается на всем региональном экономическом комплексе, обеспечивая рост занятости, средней зарплаты, производительности труда и т. д.

Отрицательные последствия поглощения региональных предприятий интегрированными структурами сказываются прежде всего на региональных финансах.

Включение регионального предприятия, генерирующего большую прибыль и значительные отчисления от налога на прибыль в

бюджет субъекта РФ, в состав интегрированной структуры, как правило, приводит к существенному снижению доходной части регионального бюджета. В большой, многоотраслевой и межрегиональной, интегрированной структуре значительно больше возможностей для того, чтобы «спрятать» прибыль, значительно уменьшить ее размер до налогообложения по сравнению с аналогичными возможностями одно-отраслевого, расположенного на территории одного субъекта РФ предприятия [8].

Основные возможности, возникающие в результате включения регионального предприятия в состав интегрированной структуры, связаны с привлечением инвестиций в данное предприятие и в экономику региона в целом. Прямой положительный эффект для предприятия заключается в увеличении объема выпускаемой продукции, расширении ее ассортимента, модернизации оборудования и технологических процессов, увеличении количества занятых, росте их зарплаты, расширении ареала сбыта продукции, улучшении показателей, характеризующих экономическое и финансовое состояние предприятия, и т. д. Прямой положительный эффект для региональной экономики и финансов состоит в уменьшении безработицы на уровне субъекта РФ, увеличении объемов регионального валового продукта, росте доходов регионального и местных бюджетов и т. д.

Не менее важен косвенный мультипликативный эффект, который способны вызвать инвестиции в региональное предприятие. Модернизируемое региональное предприятие способно стать своеобразной «точкой роста» для всей экономики региона. Инвестиции приведут к оживлению строительной отрасли региона, росту спроса на продукцию смежных с региональным предприятием средних и малых предприятий региона, повышению покупательной способности населения региона и т. д.

Гипотезы и результаты исследования. Очевидно, что все вышеуказанные положительные и отрицательные последствия, возможности и угрозы для социально-экономического развития региона, порождаемые интеграцией региональных предприятий в состав корпоративных интегрированных структур, должны учитываться в документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов РФ.

Однако Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 г., являющаяся основным документом стратегического планирования нашего региона, не учитывает тенденцию утраты региональными пред-

приятиями своей экономической самостоятельности и не анализирует последствия этой тенденции для социально-экономического развития области.

Рассмотрим, какие коррективы процесс интеграции омских региональных предприятий в состав корпоративных интегрированных структур может внести в социально-экономическое развитие региона, на примере кластеризации омской экономики.

Одним из важнейших направлений роста конкурентоспособности омской экономики, определенных в Стратегии 2025, является дальнейшее развитие приоритетных кластеров. Приоритетные кластеры должны стать основными «точками роста» омской экономики [2].

По мнению авторов Стратегии 2025, в Омской области сформировались или находятся в стадии становления четыре приоритетных кластера:

1) наиболее развитый кластер нефтепереработки и сложившаяся база для развития кластера нефтехимии;

2) наиболее развитый агропищевой кластер;

3) перспективный кластер высокотехнологичных компонентов и систем, формирующийся на базе машиностроительных и приборостроительных производств;

4) потенциально перспективный лесопромышленный кластер на основе сложившейся в Омской области сырьевой базы.

Лидером кластера нефтепереработки и нефтехимии является акционерное общество «Газпромнефть-ОНПЗ». Ведущими предприятиями агропищевого кластера являются крупнейшее молочное предприятие Омской области «Манрос-М» и лидер мясной отрасли «Омский бекон». Основу кластера высокотехнологичных компонентов и систем составляют омское производственное объединение «Полет» и ОМО им. ПИ. Баранова.

Все перечисленные предприятия, а также основная масса других омских предприятий, объединенных в соответствующие кластеры, утратили свою экономическую самостоятельность в результате их интеграции в федеральные интегрированные структуры. АО «Газ-промнефть-ОНПЗ» является дочерним предприятием ПАО «Газпром нефть». В конце 2007 г. производственное объединение «Полет» вошло в состав ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хру-ничева» в качестве филиала, в связи с чем было переименовано в ПО «Полет» - филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» [9]. В марте 2011 г. ОМО им. П.И. Баранова стало филиа-

лом ФГУП «НПЦ газотурбостроения "Салют"» [10]. Крупнейшее омское предприятие молочной промышленности «Манрос-М» является филиалом АО «Вимм-Билль-Данн», которое, в свою очередь, входит в группу компаний PepsiCo. АО «Омский бекон» входит в состав крупного международного холдинга «Продо» и т. д.

Вне сомнения, кластеризация региональной экономики является ее конкурентным преимуществом и открывает новые возможности для дальнейшего развития. В территориальном кластере для входящих в его состав региональных предприятий возникает синергетический эффект в силу ряда факторов. Географическая концентрация предоставляет региональным предприятиям возможность совместного освоения и использования специфических природных ресурсов, создает условия для снижения транзакционных издержек, особенно в организации доступа к знанию и его передаче, облегчает специализацию поставщиков по факторным рынкам и т. д. В кластерах активно протекают процессы переливов знаний и опыта через различные институты, обеспечивающие развитие и укрепление профессиональных связей, а также путем всевозможных неформальных обменов. Кластеры способствуют ускорению инновационного процесса, так как фирмы - участники кластера способны более адекватно и быстро реагировать на потребности покупателей, а членство в кластере облегчает доступ к новым технологиям. В инновационный процесс включаются одновременно поставщики и потребители, и в результате межфирменной кооперации уменьшаются издержки на осуществление НИОКР.

Однако, по нашему мнению, одним из ключевых факторов кластерного синергетического эффекта является наличие тесных связей и координация усилий между участниками кластера. Это могут быть формализованные взаимоотношения между головной компанией и поставщиками, между самими поставщиками, партнерство с поставщиками оборудования и специализированного сервиса; связи между компаниями, вузами и НИИ в рамках сотрудничества при реализации совместных НИОКР и образовательных программ. Участники кластера могут кооперироваться вокруг основной деятельности, дополнять друг друга, привлекать ресурсы и услуги, которые были бы недоступны им в изоляции.

Вместе с тем следует четко осознавать, что полноценно функционировать территориальный кластер может только при условии вклю-

чения в его состав экономически самостоятельных региональных предприятий. Только в том случае, если региональное предприятие обладает возможностями принимать самостоятельные решения по всем вопросам финансовой и хозяйственной деятельности, оно способно воспользоваться синергетическим эффектом, порождаемым территориальной интеграцией, в полной мере.

В рамках интегрированных структур наиболее важные производственные, коммерческие, финансовые решения принимает не региональное предприятие, а управляющая инстанция. Основная задача управляющей инстанции состоит в том, чтобы добиться максимального синергетического эффекта в рамках всей интегрированной структуры. Региональное предприятие рассматривается управляющей инстанцией как составная часть, отдельный элемент интегрированной структуры, а интересы отдельного элемента должны быть всегда подчинены интересам целого.

Условия, при которых наступает максимизация синергетического эффекта одновременно в рамках корпоративной интеграции и

в рамках территориальной интеграции, возникают только в редких случаях. Общим правилом является то, что максимизация синергии в рамках интегрированной корпоративной структуры требует одних действий со стороны регионального предприятия, а получение максимального синергетического эффекта в рамках территориальной интеграции предполагает совершенно иные действия и решения регионального предприятия, иногда даже противоположные по своему содержанию. Как результат, региональное предприятие, даже включенное по формальным признакам в тот или иной кластер, реально выпадает из этого кластера, не участвует в создании кластерного си-нергетического эффекта.

Заключение. Таким образом, потерю региональными предприятиями экономической самостоятельности в результате их вхождения в интегрированные корпоративные структуры следует рассматривать скорее как препятствие для кластеризации региональной экономики и ее комплексного развития, чем как стимул для ускорения территориальной интеграции.

Литература

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации : Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ.

2. О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года : Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93.

3. Дохолян С. В., Петросянц В. З. Региональные интегрированные корпоративные структуры.

- М. : Наука, 2008. - 296 с.

4. Промышленный комплекс Омской области: вопросы глобальной интеграции / под общ. ред. В. В. Карпова, В. В. Алещенко. - Новосибирск : ИЭОПП СО РАН, 2015. - 404 с.

5. Смирнов Д. Ю., Кузнецов В. В. Интеграция региональных предприятий в состав федеральных корпоративных структур: выгоды и потери // Российское предпринимательство. - 2015. - № 5.

- С. 701-711.

6. Об акционерных обществах : Федеральный закон от 26 дек. 1995 г. № 208-ФЗ (ред. от 29 июня 2015 г.).

7. О защите конкуренции : Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3.

8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2 : от 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 5 апр. 2016).

9. О федеральном государственном унитарном предприятии «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева» : Указ Президента РФ от 3 февр. 2007 г. № 127.

10. О федеральном государственном унитарном предприятии «Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют"» : Указ Президента РФ от 11 авг. 2007 г. № 1039.

References

1. On strategic planning in the Russian Federation, Federal law from June 28, 2014 No. 172-FZ. (in Russian).

2. About the Strategy for socio-economic development of Omsk region till 2025, The decree of the Governor of the Omsk region from June 24, 2013 No. 93. (in Russian).

3. Dokholyan S.V., Petrosyants V.Z. Regional'nye integrirovannye korporativnye struktury [Regional integrated corporate structures], Moscow, Nauka Publ., 2008, 296 p.

4. Karpov V.V., Aleshchenko V.V. (Eds.) Promyshlennyi kompleks Omskoi oblasti: voprosy glo-bal'noi integratsii [Industrial complex of the Omsk region: global integration], Novosibirsk, IEOPP SO RAN Publ., 2015, 404 p.

5. Smirnov D.Yu., Kuznetsov V.V. "Pros" and "cons" of integrating regional enterprises in the federal corporate structures. Rossiiskoepredprinimatel'stvo, 2015, no. 5, pp. 701-711. (in Russian).

6. On joint-stock companies, Federal law from December 26, 1995 No. 208-FZ (ed. June 29, 2015). (in Russian).

7. On protection of competition, Federal law from July 26, 2006 No. 135-FZ. (in Russian).

8. Tax code of the Russian Federation, Pt. 2, from August 5, 2000 No. 117-FZ (ed. April 5, 2016). (in Russian).

9. About the Federal state unitary enterprise "State space research and production center named after M. V. Khrunichev", The decree of the President of the Russian Federation from February 3, 2007 No. 127. (in Russian).

10. About the Federal state unitary enterprise "Scientific-production center of gas turbine construction "Salut", The decree of the President of the Russian Federation from August 11, 2007 No. 1039. (in Russian).

Сведения об авторах

Смирнов Дмитрий Юрьевич - канд. экон. наук, доцент кафедры государственного, муниципального управления и таможенного дела Адрес для корреспонденции: 644050, Россия, Омск, пр. Мира, 11

E-mail: smirdu@yandex.ru

Кузнецов Владимир Владимирович - канд. техн. наук, a доцент кафедры государственного, муниципального управления и таможенного дела, b младший научный сотрудник

Адрес для корреспонденции: a 644050, Россия, Омск, пр. Мира, 11; b 634050, Россия, Томск, пр. Ленина, 30 E-mail: Mivladirvvk@rambler.ru Гальцева Ольга Валерьевна - канд. техн. наук, доцент кафедры физических методов и приборов контроля качества

Адрес для корреспонденции: 634050, Россия, Томск, пр. Ленина, 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: rabota2013tpu@mail.ru

Цукублина Вера Сергеевна - специалист по учебно-

методической работе учебно-методического отдела

Адрес для корреспонденции: 634050, Россия, Томск,

пр. Ленина, 30

E-mail: veracub@tpu.ru

Мазиков Сергей Валерьевич - магистрант

Адрес для корреспонденции: 634050, Россия, Томск,

пр. Ленина, 30

E-mail: s-mazikov@mail.ru

About the authors

Smirnov Dmitry Yurievich - Candidate of Economic sciences, Associate Professor of the Department of State, Municipal Administration and Customs Postal address: 11 Mira pr., Omsk, 644050, Russia E-mail: smirdu@yandex.ru

Kuznetsov Vladimir Vladimirovich - Candidate of Engineering sciences, a Associate Professor of the Department of State, Municipal Administration and Customs, b junior researcher

Postal address: a 11 Mira pr., Omsk, 644050, Russia; b 30 Lenina pr., Tomsk, 634050, Russia E-mail: Mivladirvvk@rambler.ru Galtseva Olga Valerievna - Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor of the Department of Quality Control Physical Methods and Equipment Postal address: 30 Lenina pr., Tomsk, 634050, Russia E-mail: rabota2013tpu@mail.ru Tsukublina Vera Sergeevna - education and methodology specialist of Educational and Methodical Department Postal address: 30 Lenina pr., Tomsk, 634050, Russia E-mail: veracub@tpu.ru

Mazikov Sergey Valerievich - undergraduate student Postal address: 30 Lenina pr., Tomsk, 634050, Russia E-mail: s-mazikov@mail.ru

Для цитирования

Смирнов Д.Ю., Кузнецов В.В., Гальцева О.В., Цукублина В.С., Мазиков С.В. Влияние интеграции региональных предприятий в состав федеральных корпоративных структур на кластеризацию экономики региона // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». 2016. № 3. С. 209-215.

For citations

Smirnov D.Yu., Kuznetsov V.V., Galtseva O.V., Tsukublina V.S., Mazikov S.V. Influence of integration of regional enterprises in federal corporate structures on the clustering regional economy. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2016, no. 3, pp. 209-215. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.