Инновационное развитие субъектов РФ как основа формирования производительных сил
Аннотация: в статье предлагается использовать ряд инновационных инструментов хозяйственного механизма, который позволит реализовать функции управления региональной экономикой и осуществить согласование, координацию и разделение федерального и регионального уровней управления социально-экономическим развитием.
Ключевые слова: производительные силы, производство, наука, политика, научно-технический прогресс, Дагестан
Abdullaev of Sh.-S.O., Sadykova A.M. Innovative development of territorial subjects of the Russian Federation as basis of formation of productive forces
Abstract: In article it is offered to use a number of innovative tools of an economic mechanism which will allow to realize functions of management by regional economy and to carry out coordination, coordination and division of federal and regional levels of management by social and economic development.
Key words: productive forces, production, science, policy, scientific and technical progress, Dagestan
Известно, что производительные силы определяются как система взаимодействия человека и средств труда (производства). Производительные силы являются плодом ума (разума) и труда человека, направленные, в первую очередь, на создание средств производства и предметов труда. Основой производительных сил является приоритетный способ производства. Каждой ступени производительных сил и их характеру соответствуют определенные производственные отношения, которые выступают как совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе производства и движения материального продукта от производства до потребления, а также выражают отношение к собственности. Независимо от общественного строя производственные отношения, основанные на существующих производительных силах, являются базисом, основой, а все остальное (политика, право, мораль, экономика, философия и т.д.) являются надстройкой. В основе развития производительных сил лежат знания человека об окружающей его природе, выступающие как источник их наращивания. Источником знаний является наука, которая ввела в научный оборот понятие «экономика знаний». Таким образом, можно утверждать, что основой экономического развития является сфера производства материальных продуктов и услуг. Поэтому обеспечение функционирования производственной сферы является приоритетной проблемой политики и экономики, реализующие новые производственные отношения.
Изменение общественного строя в нашей стране, переход от социализма к капитализму не изменило отношение к производственной сфере, которое в конечном счете определяет благосостояние человека. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс выявили диалектическую взаимосвязь науки, техники и производства и обосновали неизбежность возрастания роли науки, превращения ее в решающий фактор производства [1]. В основе развития, преобразований производительных сил лежит научно-технический прогресс, который устраняет противоречия между средствами и предметами труда, возникающие при рыночной экономике. Научно-технический прогресс является наиболее общей формой материального производства, включает эволюционное развитие и совершенствование производства и вызывает революционное преобразование всех элементов производительных сил. Базой этих преобразований является научно-техническая революция, которая совершается по мере накопления знаний у человеческого социума.
В результате реализаций этих знаний происходит постоянный технический прогресс, который обеспечивает непрерывное изменение, развитие и совершенствование средств производства, продуктов и технологий производства. Все это приводит к быстрому повышению производительности труда и эффективности производства. Элементами научно-технической революции являются коренные преобразования в науке, технике, производстве, которые привели к тому, что практически применили достижения науки, а последние становятся функциями производственных процессов. Таким образом, наука обогащает все элементы производительных сил и усиливает их роль на развитие ма-
Абдулаев Ших-Саид Омаржанович
д.т.н., проф., гл.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН
Садыкова Аминат Магомедхановна
м.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН
териально-технической базы, что и определяет превращение науки (знаний) в непосредственную производительную силу.
Изменившаяся парадигма нашего общественного устройства, изменившееся отношение к частной собственности, переход к рыночной экономике и т.д. требует нового отношения к научно-техническому прогрессу, научно-техническим революциям, заключающегося в переходе к новым схемам управления и регулирования экономических процессов в условиях рынка. Эти же условия рынка в нашей стране сами по себе не обеспечили быстрейшее внедрение новейших достижений науки, не привели к повышению эффективности производства и производительности труда. Поэтому суть новой парадигмы состоит в объединении и координации производительных сил в союзе «Наука, Бизнес, Государство» [2].
Достижения науки являются всеобщим достоянием, но для их использования в сфере производства еще требуется большая работа, связанная с необходимостью трансформации научных знаний в инновационные разработки, в технологию, в конструкцию, в схему, в новые материалы и т.д. на начальном этапе этой работы не может быть и речи о прибыли, поэтому для выполнения этих работ нужны политическая воля, обеспечивающая суверенитет и безопасность, а также государственное участие в виде инвестиций. Но для государственных инвестиций необходимы достаточно веские обоснования. К числу факторов, определяющих обоснованность инвестиций относятся: наличие стратегии развития этой отрасли производства, где предполагаются инновации, обеспечивающие высокую рентабельность и большую прибыль; наличие основных производственных фондов; наличие природных (сырьевых) ресурсов; наличие трудовых ресурсов; оценка необходимых финансовых ресурсов; наличие интеллектуального потенциала для подготовки специалистов всех уровней и специализаций производства; оценка и анализ научных результатов для их использования в стратегических направлениях устойчивого развития экономики региона; степень развитости рыночной экономики в различных областях производственной сферы; наличие бизнес-проектов для реализации глобальных стратегических направлений развития техники, технологий, позволяющих создать основные средства производства; оценка необходимости формирования производственной и общей инфраструктуры; наличие политической воли руководства страны в решении стратегических задач; формирование условий и предпосылок для реализации ГЧП в инвестиционной деятельности.
Аналогичный подход к обоснованию необходимости государственных инвестиций применяется к региональной экономике. Отличие должно состоять в том, что для региональной экономики федеральный центр определяет специализацию производственной сферы. В отсутствии такой специализации необходимо выполнить анализ сложившейся структуры производства и индикативных показателей экономики субъекта для определения приоритетных отраслей промышленности и АПК.
Без знания выше указанных индикативных показателей не определить, на каком уровне мы находимся, как корректировать вектор социально-экономического развития. Без понимания этого обстоятельства наше развитие напоминает «бег по кругу». На необходимость этого понимания обращает внимание Президент России В.В. Путин, по признанию которого: «Мы должны быть готовы к тому, что спад производства и кризисные явления в мировой финансовой системе могут отразиться на нашей экономике». А готовы ли регионы страны к таким событиям? И каковы должны быть действия региональных органов власти по управлению экономикой? Анализ удельных весов показателей субъектов в общероссийских основных социально-экономических показателях в 2011г. показывает, что неравномерность развития регионов сохраняется. К примеру, Смоленская область и Дагестан, при приблизительно одинаковых площадях территории, Дагестан имеет больше основных фондов (это ресурсы), а обрабатывающего производства более чем в 6 раз меньше, производства и распределения электроэнергии, газа и воды в 3 раза меньше. Одинаковые приблизительно по численности населения, географическим и климатическим условиям Ставропольский край и Дагестан, в последнем обрабатывающие производства почти в 7 раз меньше, а производство и распределение электроэнергии, газа и воды более чем в 4 раза меньше. Аналогичная ситуация при сравнении по многим другим показателям свидетельствующим о неэффективности существующих механизмов управления, низкой квалификации носителей управленческих функций по обеспечению фактической равномерности развития регионов в России или отсутствии политической воли. Для того чтобы говорить о месте региональной экономики Дагестана в преддверии «новой индустриализации», необходимо устранить дотационность, сделать республику самодостаточной по основным социально-экономическим показателям. Для этого должно быть развитое промышленное производство, в осно-
ве которого современные инновации, модернизация или обновление всего парка основных фондов, новые уклады технологического развития. Необходимость такого подхода к развитию Дагестана была убедительно показана в 2008 году в материалах научно-практической конференции «Стратегия экономического развития РД» [3].
При реализации стратегии экономического развития необходимо учесть новые тенденции в модели развития, связанной с экологическим кризисом. Этот кризис показывает, что человеческий социум достиг пределов своего стихийного развития, вызвавшего недопустимо большую нагрузку на биосферу, которая не успевает восстанавливаться. Поэтому, для обеспечения устойчивого развития экономики человеческому социуму необходимо перейти от стихийного развития к управляемому биосферно-экологическому подходу, при котором человек рассматривается как составной субъект природы. [4] Учитывая, что по определению Аристотеля, «человек - самое политическое существо», необходимо проводить политику по достижению поставленных стратегических целей в условиях ограничений глобального и регионального характера. Конструктивная реализация политики осуществляется через региональные управленческие решения, принимаемые органами государственной власти. [5]
Другими инструментами научно-технической политики для достижения стратегических целей являются:
❖государственные целевые программы;
❖государственно-частное партнерство при реализации инновационных проектов;
❖венчурные и посевные фонды для финансирования рисковых инновационных проектов, находящихся на начальных стадиях развития;
❖малые предприятия для формирования малого наукоемкого бизнеса;
❖сетевой инструментарий и система информационного обеспечения процессов коммерциализации высоких технологий;
❖государственное управление по вопросам транснационального и межрегионального трансфертов технологий;
❖подготовка и повышение квалификации кадров инновационных менеджеров. Наличие перечисленных инструментов позволит разработать долгосрочный прогноз развития производительных сил и организовать эффективное управление для выполнения инновационных проектов. В Республике Дагестан такие проекты должны быть направлены на создание высоких технологий, в первую очередь, для промышленности, для топливно-энергетического комплекса, строительства, АПК и для инфраструктурных отраслей транспорта и связи. Широкое использование перечисленных выше инструментов позволит реализовать функции управления региональной экономикой и осуществить согласование, координацию и разделение федерального и регионального управления социально-экономическим развитием. Указанные процессы крайне актуальны в связи с тем, что мировое промышленное производство вступает в период новой промышленной и научно-технической революции, которое на Западе получило название «Новая индустриализация».
Важным позитивным моментом создания высоких технологий в приоритетных направлениях развития производительных сил региона является мультипликативный эффект, который обеспечит прогрессивно-устойчивое развитие региональной экономики.
Литература:
1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинение, 2-е издание, т.46, ч.II, стр. 213.
2. Абдулаев Ш.-С.О. Роль власти в формировании региональной экономической экономики // «Наука и власть: проблема коммуникации». Материалы Всероссийской научной конференции (Москва, 26 сентября 2008 г.). М.: Научный эксперт, 2009г.
3. Стратегия экономического развития РД до 2020 года // Материалы научно-практической конференции. Изд.: ДНЦ РАН, Махачкала, 2008.
4. Баширова А.А. Направления экономического стимулирования развития экологоориентированного бизнеса в регионе // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2010, №4 (26), с.- 347-352
5. Ахмедуев А.Ш. Инновационная система и обеспечение конкурентоспособности экономики региона // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2011, №2 (28), с.- 88-93