Актуализация маркетинга продукции АПК в свете вступления России в ВТО*
Аннотация: Статья посвящена аспектам институционального оформления рынка сельскохозяйственной продукции в России, формирования основных каналов реализации товарной продукции АПК. Отражены действующие законы рыночных отношений во взаимосвязи со спецификой сельскохозяйственного производства, обусловливающее определенное своеобразие в формах проявления рынка сельскохозяйственной продукции.
Ключевые слова: Аграрный рынок, каналы реализации, сельскохозяйственная продукция, маркетинговые исследования, агробизнес.
Kurbanov K.K. Aktualizatsiya Marketing of Agricultural Products in the light of Russia's accession to the WTO * Abstract: The article is devoted to aspects of institutional registration of the market of agricultural products in Russia, in case of formation of basic channels of sales of marketable agricultural products. Reflects the operation of the existing laws of market relations in conjunction with the specificity of the agricultural production, resulting in a certain originality in the forms of the manifestation of the market of agricultural products.
Key words: Agrarian market, the sales channels, agricultural-run production, marketing research, agribusiness.
Для эффективной работы сельхозтоваропроизводителей большое значение имеют сбыт продукции, выбор. Каждому виду реализуемой продукции соответствуют свои каналы сбыта и организационные формы оптовой торговли. Наибольшее распространение на западе и в передовых регионах РФ получила оптовая торговля через биржи, аукционы, ярмарки, оптовые продовольственные рынки.
Аграрный рынок, являющийся составной частью единого рынка страны, имеет сложную внутреннюю структуру, одной из важных ее составляющих является рынок сельскохозяйственной продукции. Отсутствие или недостаточное развитие рынка сельскохозяйственной продукции приводит к снижению эффективности рыночных отношений. Рынку сельскохозяйственной продукции свойственны определенные особенности, вытекающие из особенностей самого сельскохозяйственного производства.
1. Зависимость предложения от погодных условий, ограничивающая возможности контроля сельским товаропроизводителем количества и качества продукции.
2. Гарантированный спрос на сельскохозяйственную продукцию, что обусловлено ее способностью удовлетворять потребности населения в пище. В определенной степени эта особенность компенсирует отрицательное влияние предыдущей. Сельскохозяйственный товаропроизводитель может использовать ее для повышения эффективности своей деятельности. Он имеет возможность не производить из года в год одну и ту же продукцию, а маневрировать, развивать производство новых, пользующихся спросом товаров, таким образом, успешно бороться с конкурентами и находить новые источники дохода.
3. Большой объем продукции, и ее скоропортящийся характер вызывают необходимость, с одной стороны, в хранилищах (в особенности для овощей, картофеля, плодов), с другой - в реализации в максимально сжатые сроки. Это позволяет избежать значительных потерь, а следовательно, снижения доходности производства.
4. Сосредоточение потребления сельскохозяйственной продукции в городах, что вызывает необходимость ее сбыта через различного рода посредников. Это означает потери определенной доли дохода товаропроизводителей; они вынуждены «делиться» с посредниками частью стоимости своей продукции.
В основе ценообразования на сельскохозяйственную продукцию должен лежать принцип учета спроса и предложения. При этом следует помнить, что рынок сельскохозяйственной продукции име-
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 10-02-00283а).
Курбанов Казбек Керимович
к.э.н., с.н.с. ИСЭИ ДНЦ РАН г. Махачкала
ет ряд особенностей, которые не позволяют оставлять цены на нее полностью свободными. Это связано с обязанностями государства как гаранта продовольственного обеспечения страны, с необходимостью учета природно-экономических условий производства и высокой капиталоемкостью сельского хозяйства. Нужна разветвленная и гибкая система ценового регулирования, включающая:
- определение целевых цен, обеспечивающих доходность, достаточную для покрытия текущих затрат и расширения производства;
- установление гарантированных (защитных) цен, которые могут быть ниже целевых и использоваться тогда, когда рыночные цены опускаются ниже их уровня;
- введение механизма залоговых операций и использование рыночных цен; для залоговых операций целесообразно иметь квоты на гарантированные закупки продукции.
Рынок сельскохозяйственной продукции в России еще не имеет устойчивого институционального оформления, но основные каналы реализации товарной продукции уже определились, и они могут быть отражены в следующей схеме.
Схема реализации товарной продукции сельского хозяйства
Часть валовой продукции на рынок не поступает, она остается во внутрихозяйственном обороте; другая (товарная) часть продукции может быть реализована по различным каналам:
1) продажа продукции в оптовую сеть (включая товарные биржи);
2) прямая продажа продукции потребителям через розничную торговую сеть, включая предприятия общественного питания;
3) реализация продукции по контрактным договорам перерабатывающим промышленным предприятиям.
Преобладание того или иного канала реализации продукции сельхозтоваропроизводителями определяется целым рядом факторов: местоположением хозяйства, состоянием дорог и транспорта, характером продукции, условиями хранения, возможностями выбора контрагентов. Каждый из указанных каналов реализации имеет свои плюсы и минусы. К позитивным моментам прямой продажи продукции конечным потребителям можно отнести скорость оборота, свободное ценообразование, отсутствие цепочки посредников, которые присваивали бы значительную долю в конечной цене продукции. Негативная сторона этой наиболее простой формы агробизнеса заключается в ограниченном круге возможных покупателей, недостатке информации о рыночной ситуации, дополнительных затратах времени, труда и средств на транспортировку, хранение и продажу товаров. Этот канал в основном могут использовать хозяйства пригородных зон.
Положительная сторона продажи оптовым покупателям (в том числе и государственным организациям) состоит в возможности быстрой реализации крупных партий товаров, минимизации затрат производителей на доработку, хранение, транспортировку товаров и транзакционные издержки. Однако практика многих стран показывает, что оптовыми покупателями выступает небольшое количество крупных фирм или организаций, которые фактически диктуют продажные (закупочные) цены,
лишают сельхозтоваропроизводителей свободы выбора.
Известным противовесом крупным оптовикам могут быть (и в ряде случаев являются) сбытовые фермерские кооперативы, которые за определенный (умеренный) комиссионный процент берут на себя все заботы по реализации продукции, ведут маркетинговые исследования, дают ориентиры фермерам по специализации и другим направлениям развития производства.
Третий из вышеназванных каналов реализации продукции выгоден сельхозпроизводителям гарантиями сбыта и устойчивых цен, а также возможностью получения технической помощи и кредитов. Но и в данном случае цены определяет не продавец, а покупатель, руководствуясь, прежде всего, своими интересами. Этот канал можно рассматривать как переходную ступень к интегрированным агропромышленным корпорациям, когда перерабатывающие предприятия непосредственно организуют производство сельскохозяйственного сырья [1].
Таким образом, на рынке, сельхозтоваропроизводители, могут иметь следующих контрагентов: конечные потребители их продукции; сбытовые кооперативы; заготовительные организации; представители оптовых баз; дилеры перерабатывающих предприятий; частные заготовители.
В какой бы форме не осуществлялась реализация товарной части сельскохозяйственной продукции, все равно речь идет об ее движении через рынок. Поэтому любой продавец - фермер, кооператив, торговый посредник и т.д. - должен действовать в соответствии с рыночными законами. В принципе на рынке сельскохозяйственной продукции действуют те же самые законы рыночных отношений, как и на любом рынке товаров и услуг, но специфика сельскохозяйственного производства и его продукции обусловливает определенное своеобразие в формах их проявления.
Таким образом, очевидно, что в приспособлении к рынку, включении сельхозтоваропроизводителей в систему агробизнеса, существенную правовую, организационную и, по возможности, кредитно-финансовую помощь должно оказать государство, ибо самостоятельно, на основе спонтанного рыночного саморегулирования, из кризисного состояния им не выбраться.
Список литературы:
1. Кузьменко В.В., Сосин А.И. Сфера реализации как интегрирующее звено на региональном рынке сельскохозяйственной продукции // Агропромышленная интеграция и ее роль в региональном АПК. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. ВНИИЭиН. - Ростов-на-Дону. 2005.
2. Багомедов М.А. Меры этноэкономической политики в условиях глобализации// РППЭ, ISSN 1812-7096, 2010, №2, с.197-204
3. Гаджиева Э.А., Дохолян С.В. Модели управления эффективностью агропромышленного предприятия// РППЭ, ISSN 18127096, 2010, №4, с.146-158
4. Ахмедуев А.Ш. Приоритетные направления модернизации и долгосрочного развития сельского хозяйства Республики Дагестан // РППЭ, ISSN 1812-7096, 2010, №4, с.140-146