Научная статья на тему 'Влияние деятельности кооперативных формирований на конкурентоспособность сельхозтоваропроизводителей'

Влияние деятельности кооперативных формирований на конкурентоспособность сельхозтоваропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ КООПЕРАТИВЫ / КООПЕРАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РЫНКИ / OF AGRICULTURAL CONSUMER COOPERATIVES / COOPERATION / COMPETITIVENESS / AGRICULTURAL PRODUCERS / AGRICULTURAL MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Нина, Ильина Антонина

В статье определены основные факторы повышения конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей, проанализирована роль сельскохозяйственных кооперативов в развитии аграрного сектора за рубежом и в России, их взаимосвязь с сельскохозяйственными рынками и влияние кооперативной деятельности на конкурентоспособность предприятий аграрного сектора экономики. На примере Саратовской области исследована роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в повышении конкурентоспособности малого и среднего агробизнеса, предложены пути совершенствования развития кооперативных процессов в агропромышленном комплексе с целью укрепления рыночных позиций как кооперативных формирований, так и хозяйств членов кооперативов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецова Нина, Ильина Антонина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the main competitiveness of agricultural producers increase factors are defined and the role of agricultural cooperative in Russia and abroad agrarian sector development and their interrelation with agricultural markets; the impact of cooperative activities on competitiveness of enterprises of agrarian sector of economy are analysed. It is investigated the role of agricultural consumer cooperation in increase competitiveness of small and average agribusiness, ways of improvement of cooperative processes development in agro-industrial complex are offered for the purpose of market positions strengthening of cooperative formations and farms as a members of cooperative on the example of Saratov region.

Текст научной работы на тему «Влияние деятельности кооперативных формирований на конкурентоспособность сельхозтоваропроизводителей»

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

УДК 338.43

Нина Кузнецова,

доктор экономических наук, профессор, Антонина Ильина,

кандидат экономических наук, доцент,

Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, г. Саратов

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООПЕРАТИВНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

В статье определены основные факторы повышения конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей, проанализирована роль сельскохозяйственных кооперативов в развитии аграрного сектора за рубежом и в России, их взаимосвязь с сельскохозяйственными рынками и влияние кооперативной деятельности на конкурентоспособность предприятий аграрного сектора экономики. На примере Саратовской области исследована роль сельскохозяйственной потребительской кооперации в повышении конкурентоспособности малого и среднего агробизнеса, предложены пути совершенствования развития кооперативных процессов в агропромышленном комплексе с целью укрепления рыночных позиций как кооперативных формирований, так и хозяйств - членов кооперативов.

S u m m a r y

In article the main competitiveness of agricultural producers increase factors are defined and the role of agricultural cooperative in Russia and abroad agrarian sector development and their interrelation with agricultural markets; the impact of cooperative activities on competitiveness of enterprises of agrarian sector of economy are analysed. It is investigated the role of agricultural consumer cooperation in increase competitiveness of small and average agribusiness, ways of improvement of cooperative processes development in agro-industrial complex are offered for the purpose of market positions strengthening of cooperative formations and farms as a members of cooperative on the example of Saratov region.

Ключевые слова: сельскохозяйственные потребительские кооперативы, кооперация, конкурентоспособность, сельхозтоваропроизводители, сельскохозяйственные рынки.

Keywords: of agricultural consumer cooperatives, cooperation, competitiveness, agricultural producers, agricultural market.

46

Среди факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность сельхозтоваропроизводителей, можно выделить наиболее значительные, которые заслуживают особого изучения на данном этапе развития сельского хозяйства в условиях экономических санкций и импортозамещения. К таким факторам нами отнесены: положение на агропродовольственных рынках страны, ценовое регулирование на них, диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и средства производства, кредитная, таможенная, инновационная политика, система налогообложения и страхования, состояние интеграционных связей в АПК и сельскохозяйственной потребительской кооперации, развитие сельских территорий. Среди множества факторов особое место занимает государственное регулирование и совершенствование механизма государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей. Глобальной проблемой остаются вопросы межотраслевого обмена между сферами АПК, которые могут быть решены развитием сельскохозяйственной потребительской кооперации, о чем свидетельствует опыт развития сельской кооперации во многих странах мира.

По мнению некоторых ученых, кооперативное движение возникло одновременно с первыми признаками цивилизации [1]. Некоторые исследователи считают, что они создаются во времена экономических кризисов и социальных переворотов. Действительно, помимо непреодолимых в одиночку трудностей, ведущими силами развития кооперативов являются рыночные неудачи (власть монополий, избыточное предложение, нехватка рынков сбыта), новые технологии и политические инициативы, о чем свидетельствуют последние события, происходящие на мировой арене. Во всем мире кооперативы играют значительную роль в развитии сельскохозяйственного производства, выполняя функции снабже-

ния, сбыта, обслуживания, кредитования, внося большой вклад в регулирование межотраслевого обмена в АпК.

Так, в США, несмотря на снижение числа сельскохозяйственных кооперативов за последние годы до трех тысяч, их роль в выполнении вышеперечисленных функций остается значительной. Объединяя около 3 млн человек, они предоставляют услуги на сумму около 116 млрд долл. Сбытовыми функциями занимаются более полутора тысяч кооперативов (50% от всех кооперативов), реализуя сельскохозяйственную продукцию, более тысячи (38%) из них выполняют снабженческие функции, обеспечивая сельхозтоваропроизводителей сырьем и материалами, оборудованием и техникой, более четырехсот (12%) обслуживающих кооперативов предоставляют сельским товаропроизводителям услуги по транспортировке, хранению и др. [1]. Сбытовые кооперативы наибольшее распространение получили в овощном, плодовом, зерновом, масложировом и животноводческом подкомплексах. В Канаде преобладают сбытовые, маркетинговые, обслуживающие кооперативы. Их численность и доход составляли в 2004 г. соответственно 1,3 тыс. и 14,3 млрд долл. Доля канадских кооперативов на рынках мяса птицы и яиц

- 57%, молока - 39, зерна - 22%.

По числу действующих сельскохозяйственных кооперативов лидирующее положение занимает Индия, затем США, Франция, Швеция, Германия, Марокко, Канада и др. В Англии около 40% сельскохозяйственной продукции реализуется через кооперативы, рыночная доля кооперативов в реализации молока составляет 90%, свинины - 30, картофеля и овощей - 25, кооперативная доля в поставках удобрений

- 30, семян - 22, средств защиты растений

- 18%. Товарооборот аграрных кооперативов Англии составляет 4406 млн фунтов стерлингов. В Германии распространены

маркетинговые кооперативы по закупке ресурсов и продаже продукции, обслуживающие, но наибольшее развитие получили кредитные кооперативы во главе с «Райффайзенбанком». Доля рынка, занимаемая немецкими кооперативами, различается по сферам производства и составляет: в переработке и реализации мяса - 30%, молока и молочной продукции - 60, переработке и реализации мяса - 30, фруктов и овощей

- 60, поставке услуг сельскохозяйственным производителям - 50-60%.

Специфично развитие кооперативного аграрного движения в скандинавских странах - Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции. В Швеции товарооборот кооперативных объединений за 2006 г. составил 12,6 млн евро. Кооперативная доля на рынках молока превышает 99%, мяса свиней и крупного рогатого скота - 88, зерна и семян

- по 75, удобрений - 75%. Первое место по числу действующих сельскохозяйственных кооперативов в ЕС занимает Франция, где более 90% фермеров являются членами тех или иных сельскохозяйственных кооперативов, через них реализуется 50% продукции, производимой сельским хозяйством. Французские сельскохозяйственные кооперативы специализируются на закупке, продаже, переработке сельскохозяйственной продукции, а также на поставках сельхозтоваропроизводителям средств производства. Наибольшее распространение получили кооперативы по совместному приобретению и использованию техники. Все сельскохозяйственные кооперативы объединены в национальные кооперативные федерации по отраслевому признаку. Эта организационная иерархия распространяется и на сельскохозяйственные кредитные кооперативы, которые на национальном уровне возглавляет кооперативный банк «Креди-Агриколь». Некоторые сферы деятельности АПК Франции полностью монополизированы кооперативами:

это искусственное осеменение в животноводстве и переработка табака [2]. Через кооперативы государство осуществляет свою аграрную политику, определяя основные направления развития АПК Франции через систему субсидирования. Так, строительство зерноскладов до 10% субсидируется государством, государство также гарантирует оплату продукции фермера через кооперативы по минимальной цене в случае отсутствия возможности ее реализации. Все кооперативы являются некоммерческими организациями.

Изучая особенности развития кооперативного движения на современном этапе необходимо отметить рост размеров деятельности путем слияния небольших сельскохозяйственных кооперативных формирований, которые до объединения носили локальный характер. Для современных кооперативов характерны слияние, приобретение новых компаний, создание совместных предприятий, покупка акций других кооперативов или компаний, кооперативные соглашения. В связи с требованиями времени все больше кооперативов начинают использовать инновационные информационные технологии, которые помогают сельхозтоваропроизводителям внедрять системы компьютеризации управления производственными процессами и процессами сбыта сельскохозяйственной продукции, снабжения необходимыми средствами производства.

Подавляющее большинство сельхозтоваропроизводителей - членов кооперативов используют возможности Интернета в своем бизнесе. Все больше торгов на сельскохозяйственных рынках осуществляется через систему электронного бизнеса. Новые информационные технологии, использование которых наиболее вероятно в кооперативных формированиях, позволят сельхозтоваропроизводителям, особенно малому и среднему агробизнесу, участвовать в развитии биотехнологий, НИОКР, научных исследованиях, откроят доступ к использованию новых сортов и гибридов, пород животных, новым технологиям и новым видам топлива и т.д.

Но такая деятельность требует значительных капитальных вложений, которые могут быть доступны только для кооперативных и интеграционных объединений, имеющих возможность концентрировать значительные средства и получать эффект от масштаба агропромышленного производства, маркетинга, логистики, научных разработок и т.д. Отличительная черта современного сельскохозяйственного кооперативного сектора - это рост вертикальной интеграции, приближение сельхозпроизводителя к потребителю, отсюда усиление конкурентных преимуществ и увеличение доходов агробизнеса, но появляются и новые сложности, связанные с ужесточением конкуренции на мировых рынках. Ориентация на требования потребителей позволяет кооперативам быстро проводить переориентацию производства на новые более востребованные экологически чистые виды продукции, отслеживая изменения ситуации на рынках.

Опыт развития кооперативных формирований во всем мире свидетельствует об универсальной приспособляемости их

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООПЕРАТИВНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ [~]Г] НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

к турбулентно изменяющимся рыночным условиям. Процессы глобализации, происходящие в мировой экономике, не обошли стороной и деятельность аграрных кооперативов. Усиление конкуренции вынуждает кооперативы стремиться к достижению уровня наиболее успешных конкурентов других организационных форм, расширять внутренний рынок и экспорт сельхозпродукции, лоббировать политику протекционизма. Нередко жизнеспособность европейских кооперативов зависит от размеров и географии экспорта. Таким образом, современные сельскохозяйственные кооперативы должны учитывать в своей деятельности развитие процессов концентрации и интеграции в других сегментах производственной и маркетинговой цепи, растущие требования торговых сетей и конечных потребителей к качеству продовольствия, изменение их предпочтений, международные требования к стандартам качества.

Для поддержания конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей - членов кооперативных образований и своей деятельности сельскохозяйственные кооперативы вынуждены заниматься несвойственными им функциями, расширять сферу деятельности за счет предоставления услуг не членам кооперативов, использовать венчурный капитал, выходить на рынок ценных бумаг, создавая для этого совместные и дочерние предприятия. Для более успешной деятельности сельскохозяйственных кооперативов во многих странах созданы условия для их развития льготной налоговой, кредитной, антимонопольной государственной политикой. Такая государственная поддержка обусловлена социальным характером деятельности некоммерческих сельскохозяйственных кооперативов, создавая новые рабочие места, решая социальные проблемы сельского населения, кооперативные формирования способствуют развитию сельских территорий.

В России создана система сельскохозяйственных потребительских кооперативов (рисунок), которая способствует совершенствованию межотраслевого обмена между сферами агропромышленного комплекса и решению социальных проблем российского села [3]. Наибольшее развитие сельскохозяйственные потребительские кооперативы получили в Южном и Приволжском федеральных округах. В настоящее время все большее развитие

такие кооперативы получают в Сибири и на Дальнем Востоке.

В действующей системе сельскохозяйственных потребительских кооперативов выделяются сельскохозяйственные потребительские перерабатывающие, снабженческие, сбытовые, обслуживающие, кредитные, страховые кооперативы, информационно-консультационные центры. Их деятельность регламентируется Федеральными законами «О сельскохозяйственной кооперации», «О кредитных кооперативах граждан», «О кредитной кооперации», Государственной программой сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. На практике получили распространение и многофункциональные кооперативы, которые обычно совмещают снабженческие и сбытовые функции, охватывая функции межотраслевого обмена между I, II и III сферами АПК.

В России сельскохозяйственные потребительские кооперативы в основном объединяют предприятия среднего и малого агробизнеса (крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства) - сельхозтоваропроизводителей, интерес которых является главенствующим, направляющим и определяющим в функционировании кооператива [4]. В кооперативе они одновременно выполняют функции собственника, владельца, управляющего и клиента. Это основное отличие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов от других кооперативных систем. Интерес сельхозтоваропроизводителя как члена кооператива проявляется в возможности и необходимости удовлетворения своих потребностей в тех или иных услугах, которые связаны с сельскохозяйственной деятельностью и условиями его проживания и в стремлении получения выгоды от участия в кооперативной деятельности. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в первую очередь, способствуют повышению конкурентоспособности сельских товаропроизводителей на агропромышленных рынках. На конкурентоспособность сельхозтоваропроизводителей оказывает влияние рыночная конъюнктура - спрос, предложение, цены, емкость рынка, каналы сбыта [4].

Сбытовая политика сельскохозяйственного предприятия оказывает существенное влияние на конкурентоспособность. Ею вырабатывается система взаимоотношений,

47

Рисунок. Взаимосвязь системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов с сельскохозяйственными рынками

ш

НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

48

которые складываются при продвижении сельхозпродукции от производителя к потребителю, и она является частью системы маркетинга АПК. Функции хранения, транспортировки, упаковки, подработки, подготовки к реализации и переработки передаются от сельхозтоваропроизводителя к сельскохозяйственным потребительским сбытовым (СПСК) и перерабатывающим (СППК) кооперативам [5]. При передаче этих функций снижаются риски сельхозтоваропроизводителя, возникающие при изменении рыночной ситуации, уменьшаются трансакционные издержки, которые образуются в сфере обращения. СПСК и СППК взаимодействуют с товарными биржами, аукционами, оптовыми рынками, розничной торговлей [2].

Усиление засухи, связанное с потеплением климата, особенно в зонах недостаточного увлажнения, приводит к учащению наступления рисковых ситуаций. Страхование обеспечивает сельскому хозяйству накопление страховых ресурсов и возмещение убытков от природно-климатических катаклизмов. Но рынок страховых услуг нуждается в совершенствовании. Страховые сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые начали образовываться в последние годы, полностью отвечают требованиям сельхозтоваропроизводителей и сглаживают негативные явления, возникающие в деятельности страховых компаний из-за которых снижается доля сельхозпредприятий, пользующихся услугами страхования.

Деятельность сельхозтоваропроизводителей, как ни один другой вид деятельности, нуждается в краткосрочных кредитах в связи с сезонностью сельскохозяйственного производства. Краткосрочные кредиты обеспечивают сезонные и временные нужды сельхозтоваропроизводителей, позволяют ликвидировать кассовый разрыв, дают возможность своевременного и качественного проведения сельскохозяйственных работ в установленные агротехнические сроки, реализовать продукцию на более выгодных условиях. Но в настоящее время доступность банковских кредитов и доведение их до сельхозтоваропроизводителя, особенно представителей малого и среднего агробизнеса, является проблемой. Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы (СПКК) успешно решают эту проблему не только в России, но и во всех развитых странах. Деятельности СПКК присущи и факторинговые сделки, и лизинговые операции. Долгосрочное кредитование сельскохозяйственного производства зависит от состояния инвестиционного климата. В последние годы государственные инвестиционные проекты по отдельным программам развития приобретают все большее значение, но доступ к ним малого и среднего агробизнеса ограничен.

Членство в СПСК предоставляет возможность сельхозтоваропроизводителям совершенствовать технологию производства, внедрять инновационные технологии и расширять ассортимент производимой продукции, отвечающий потребностям агропродовольственного рынка. Так как технология - это процесс превращения

производственных ресурсов (труда, земли, капитала и т.д.) в сельскохозяйственную продукцию, то совершенствование предприятий I сферы АПК будет оказывать непосредственное влияние на внедрение инновационных производственных процессов в сельскохозяйственное производство. Поэтому на деятельность сельхозтоваропроизводителей оказывает влияние положение на рынке материально-технических ресурсов.

Рынок материально-технических ресурсов - составная часть аграрного рынка страны, в котором главным и системообразующим является продовольственный рынок, на котором реализуются цели АПК [6]. Рынок материально-технических ресурсов

- это инструмент создания благоприятных условий для производства сельскохозяйственной высококачественной дешевой продукции. Возрастающий диспаритет цен приводит к сокращению поставок сельхозтехники, оборудования, удобрений, средств защиты растений. Особого внимания заслуживает рост цен на энергоносители. Темпы их роста опережают рост цен на сельскохозяйственные продукты 15-20 раз. Их доля в структуре себестоимости производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции достигает более 40%. Рынок материально-технических ресурсов представлен снабженческими организациями, торговыми биржами, аукционами, розничными магазинами, торговыми сетями. Однако рынки каждого вида материально-технических ресурсов для сельского хозяйства имеют свои особенности. Так, на рынке семян потребности сельхозтоваропроизводителей могут удовлетворяться предложениями семеноводческих хозяйств, научно-семеноводческих станций, НИИ, научно-производственных холдингов, частными фирмами и т.д. Реализация сельскохозяйственной техники осуществляется агроснабами, лизинговыми организациями, частными фирмами, дилерскими организациями с использованием франчайзинга.

В Саратовской области с целью улучшения снабжения хозяйств высококачественными семенами действует сельскохозяйственный потребительский семеноводческий кооператив, сформированный крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и НИИ «Юго-Востока». При снабженческо-сбытовых кооперативах, которые поставляют членам кооператива на наиболее выгодных условиях технику, оборудование, корма, удобрения, ГСМ, средства защиты растений и другие средства производства, создаются лизинговые компании на правах филиалов. Кооперативы способствуют концентрации средств, более тщательному изучению рынков, отслеживают изменения на них и появление инновационных технологий и продуктов, помогают переориентировать и реконструировать производства членов кооператива в соответствии с изменяющими тенденциями рынков и потребностями покупателей. Изучение опыта работы СПСК [2] позволил выявить влияние кооперативной деятельности на изменение уровня конкурентоспособности сельхозтоваропроизводителей

- членов кооператива (таблица).

Так, рыночная доля сельхозтоваропро-

изводителей - членов зерновых снабжен-ческо-сбытовых кооперативов региона возросла в 2,5 раза, а объем оказываемых услуг - в 12 раз, темпы роста услуг по сбыту опережают темпы роста услуг по снабжению. С вступлением в кооператив К(Ф)Х увеличивают объем производства за счет роста размера посевных площадей и урожайности. Так, рост урожайности зерновых составил в зависимости от вида зерновых культур от 25 до 40%, подсолнечника -35%. Рентабельность производства зерна достигла 25%, подсолнечника - 45%.

Сельхозтоваропроизводители получили возможность изучения инновационных технологий производства и реализации продукции, внедрения новых сортов, гибридов, пород животных, новой техники последних модификаций с компьютерным управлением. Члены кооперативов в последние годы используют систему электронных торгов для реализации своей продукции. Современные информационные технологии через систему Интернета используются снабженческо-сбытовыми кооперативами в маркетинговой деятельности, сбытовой, коммуникационной политике.

В Саратовской области, как и в России в целом, наибольшее распространение получили молочные снабженческо-сбы-товые кооперативы. В регионе они объединяют молочные ЛПХ и К(Ф)Х, реализуя натуральную высококачественную экологически чистую продукцию на созданных Правительством Саратовской области и постоянно действующих сельскохозяйственных ярмарках и рынках и поставляя сырье для молочных заводов и комбинатов на договорной основе. Развитие в регионе капельного орошения и создание снабженческо-сбытового плодоовощного кооператива позволило увеличить производство овощей в расчете на душу населения на 40% в 2014 г. по сравнению с 2010 г., малому и среднему агробизнесу занять достойную нишу на рынке плодоовощной продукции, вытеснив импортные аналоги. В Саратовской области сельскохозяйственные потребительские снабженческо-сбыто-вые и перерабатывающие кооперативы получили свое развитие в зерно-продуктовом, молочно-продуктовом, овоще-кар-тофеле-плодовом, мясном подкомплексах, но темпы их роста незначительны и в структуре сельскохозяйственных рынков региона на их долю приходится от 1 до 10% объема продаж.

С целью повышения конкурентоспособности представителей малого и среднего агробизнеса, усиления темпов развития кооперативных образований, регулирования отношений на агропродовольственных рынках, совершенствования системы ценообразования и финансово-кредитного обеспечения в условиях импортозамещения нами предлагается рассмотреть вопрос о разработке дорожной карты развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. Для дальнейшего развития сельскохозяйственной потребительской кооперации необходимо увеличение государственной поддержки и совершенствование основных направлений ее использования. Так, авторами рассматривается возможность направления части бюджетных

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГЕРБИЦИДА БАЛЕРИНА ПРИ ОБРАБОТКЕ ПОСЕВОВ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ СОРТА ВИКТОРИЯ 11 [~]Г] В ОСЕННИЙ И ВЕСЕННИЙ ПЕРИОДЫ В СТЕПНОЙ ЗОНЕ ЧЕРНОЗЕМНЫХ ПОЧВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Таблица

Влияние кооперативной деятельности на изменение доли хозяйств членов СПСК Саратовской области на рынке зерна

Показатели 2003 г. 2013 г. Отношение 2013 г. к 2003 г., разы

Число членов кооперативов, ед. 63 101 1,6

Площадь обрабатываемой земли: всего, тыс. га 41 159,9 13,9

в расчете на 1 хозяйство, га 651 1583 2,4

Объем оказанных услуг: всего, тыс. руб., 23889 288456 12,1

В том числе: по снабжению и обслуживанию 7433 66304 8,9

по сбыту 16455 222152 13,5

Доля хозяйств - членов СПСК на зерновом рынке, % 6 15 2,5

средств на поддержку развития фондов сельской кредитной кооперации, а также направления 30% объема кредитных ресурсов, предназначенных субъектам АПК, кредитным кооперативам для финансирования малого и среднего агробизнеса и распространения субсидий на компенсацию части процентных ставок по кредитам, полученным сельскохозяйственными кредитными кооперативами в коммерческих банках. Авторы считают возможным закупки продукции (зерна, молока, мяса, овощей, картофеля, рыбы) для государственных нужд на контрактной основе осуществлять через сельскохозяйственные потребительские кооперативы по минимальным ценам, уровень которых должен обеспечить рентабельность сельскохозяйственного производства.

С целью усиления мотивации выхода перерабатывающих и снабженческо-сбыто-вых кооперативов на мировые рынки необходима разработка механизма поддержки экспорта отечественных агропродоволь-ственных товаров, введение льготного налогообложения для вновь создаваемых и

экспортно ориентированных сельскохозяйственных потребительских кооперативов. С целью совершенствования несвязанной государственной поддержки предлагается доводить ее до конкретного представителя малого и среднего агробизнеса через систему сельскохозяйственных потребительских кооперативов, дифференцируя ее по регионам страны в зависимости от почвен-но-климатических условий и удаленности от рынков сбыта.

Таким образом, повышение конкурентоспособности представителей малого и среднего агробизнеса, закрепление их на агропродовольственных рынках невозможно без развития кооперативных формирований и государственная аграрная политика должна быть направлена на поддержку развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. В 2015 г. по Программе поддержке кооперативов было выделено 400 млн руб., на 2016 г. запланированная поддержка должна составить 1 млрд руб. Однако в разрабатываемой в настоящее время Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на пери-

од до 2030 г. возможна более детальная проработка направлений использования финансовых средств на поддержку кооперативного движения, которой должно быть объединено к 2030 г. более 50% субъектов малого агробизнеса.

Литература

1. Володина Н.Г., Головина С.Г. Эволюция кооперативных практик и экономическая теория кооперации. М.: Изд-во РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева, 2008. 246 с.

2. Кузнецова Н.А. Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов: монография. Саратов: ИЦ СГСЭУ, 2006. 312 с.

3. Глебов И.П. Развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов на региональном уровне // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2006. № 1. С. 51-54.

4. Киреева Н.А. Продовольственная система России: четверть века трансформации // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 7-2 (26). C. 9-15.

5. Глебов И.П., Лексина А.А. Сельскохозяйственный потребительский снабжен-ческо-сбытовой кооператив как инструмент продвижения товарной продукции на рынок // Вавиловские чтения - 2007: материалы конференции, посвященной 120-й годовщине со дня рождения акад. Н.И. Вавилова, 26-30 ноября 2007 г. / ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ им. Н.И. Вавилова». Саратов: Научная книга, 2007. Ч. 3. С. 56-58.

6. Прущак О.В. Ресурсообеспеченность как основной фактор устойчивого развития АПК // Вестник СГСЭУ. 2014. № 3. С. 61-63.

avk18_04@mail.ru

49

УДК 633.11 324 : 632.954: 631.445 (470.45)

Николай Тихонов,

доктор сельскохозяйственных наук, профессор,

Виталий Сапунков,

аспирант,

Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГЕРБИЦИДА БАЛЕРИНА ПРИ ОБРАБОТКЕ ПОСЕВОВ ОЗИМОЙ ПШЕНИЦЫ СОРТА ВИКТОРИЯ 11 В ОСЕННИЙ И ВЕСЕННИЙ ПЕРИОДЫ В СТЕПНОЙ ЗОНЕ ЧЕРНОЗЕМНЫХ ПОЧВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Впервые в условиях степной зоны Волгоградской области изучена эффективность действия на сорные растения осенней и весенней обработки посевов озимой пшеницы сорта Виктория 11 гербицидом Балерина, СЭ и совместного применения гербицида и микроудобрений хелатной формы в виде некорневых подкормок. В результате исследований, за период 2013-2016 гг., выявлено, что в результате применения одного гербицида (без микроудобрений) эффективность отмечалась на уровне 84,7-92,2% в осенний период и 88,6-92,1% при весенней обработке, а с одновременной некорневой подкормкой микроудобрениями Вуксал микрорплант, Омекс микромакс, Омекс Био 20 эффективность составила в осенний период 84,5-90,3% и в весенний 91,2-96,3%. В среднем за 3 года гибель сорняков на варианте с обработкой чистым гербицидом Балерина, СЭ в осенний период составила 90,2%, в весенний период - 89,8%. А на варианте с обработкой баковой смесью гербицида и микроудобрений осенью - 87,1-87,7%, в весенний период - 92,9-94,7%.

S u m m a r y

For the first time in the conditions of steppe zone of Volgograd region investigated the effectiveness of dei impact on weeds fall and spring treatment of winter wheat varieties Victoria 11 herbicide Ballerina, SE and combined application of herbicide and microcobrations chelated forms as foliar feeding. As a result of the studies, for the period 2013-2016, revealed that as a result of the application of a single herbicide (without microcobrations) efficiency was observed in the level and 84.7-92.2 percent in the autumn and 88.6-92.1% of the spring processing, and with the simultaneous foliar application of micronutrients Wook-sal microplant, mikromaks Omex, Omex Bio 20 the efficacy was in the fall period - 84.5-90.3% and in the spring of 91.2-96.3% of. On average, for three years the destruction of weeds on variante with the processing of pure herbicide Ballerina, the FE in the autumn period was 90.2 percent in the spring of 89.8 percent. And on a variant of a processing tank mixture of herbicide and micro-fertilizers in the fall 87.1-87.7%), in the spring of 92.9-94.7%).

Ключевые слова: озимая пшеница Виктория 11, микроудобрения, гербицид Балерина, засоренность, осенняя и весенняя обработка посевов.

Keywords: winter wheat 11 Victoria, micronutrient fertilizers, herbicide Ballerina, infestation, autumn and spring treatment of plants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.