Научная статья на тему 'Конкурентные преимущества предприятий агропромышленного комплекса на продовольственном рынке'

Конкурентные преимущества предприятий агропромышленного комплекса на продовольственном рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
955
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРОБИЗНЕС / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СТРУКТУРА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ФОНДОВООРУЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупина И.П.

Конкуренция в сельском хозяйстве в настоящее время представляет собой борьбу за выживание на местных рынках. Анализ текущей ситуации продовольственного рынка свидетельствует о необходимости создания условий для роста объемов сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, достаточные для обеспечения населения разнообразными продуктами питания в необходимых объемах и ассортименте. Таким условием является формирование конкурентной среды на продовольственном рынке, способной регулировать предложение в зависимости от спроса на качественную и экологически чистую продукцию отрасли. Проблемы со сбытом продукции существенно влияют на объемы ее выработки и на эффективность агропромышленного комплекса. Отсутствие доступной информации о ценах, объемах производства, покупателях и продавцах продукции агропромышленного комплекса также снижает возможность производителя правильно рассчитать свои риски, планировать работу и решать вопросы реализации. Рынок диктует основные условия конкуренции это цена, качество и безопасность продуктов питания. В рыночных условиях обеспечить успех в продвижении товара на потребительском рынке возможно при выявлении потребительских предпочтений. Знание потребностей потенциального клиента поможет не только установить конкурентоспособные цены на продукцию, но и внести изменения в сам продукт, оптимизировать каналы товародвижения и рекламную стратегию. Необходимо формирование эффективной структуры региональных, межрегиональных и межгосударственных связей рынка товаров и услуг, поддержка отечественных производителей и предпринимателей, содействие в развитии кооперированных связей, расширении рынков сбыта продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чупина И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конкурентные преимущества предприятий агропромышленного комплекса на продовольственном рынке»

Экономика —* '

УДК:338.43

КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДПРИЯТИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ

И. П. ЧУПИНА, доктор экономических наук, профессор, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42)

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, агробизнес, информационное обеспечение, институциональные преобразования, конкурентоспособность, малый бизнес, продовольственный рынок, производственная структура, сельскохозяйственная продукция, фондовооруженность.

Конкуренция в сельском хозяйстве в настоящее время представляет собой борьбу за выживание на местных рынках. Анализ текущей ситуации продовольственного рынка свидетельствует о необходимости создания условий для роста объемов сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, достаточные для обеспечения населения разнообразными продуктами питания в необходимых объемах и ассортименте. Таким условием является формирование конкурентной среды на продовольственном рынке, способной регулировать предложение в зависимости от спроса на качественную и экологически чистую продукцию отрасли. Проблемы со сбытом продукции существенно влияют на объемы ее выработки и на эффективность агропромышленного комплекса. Отсутствие доступной информации о ценах, объемах производства, покупателях и продавцах продукции агропромышленного комплекса также снижает возможность производителя правильно рассчитать свои риски, планировать работу и решать вопросы реализации. Рынок диктует основные условия конкуренции - это цена, качество и безопасность продуктов питания. В рыночных условиях обеспечить успех в продвижении товара на потребительском рынке возможно при выявлении потребительских предпочтений. Знание потребностей потенциального клиента поможет не только установить конкурентоспособные цены на продукцию, но и внести изменения в сам продукт, оптимизировать каналы товародвижения и рекламную стратегию. Необходимо формирование эффективной структуры региональных, межрегиональных и межгосударственных связей рынка товаров и услуг, поддержка отечественных производителей и предпринимателей, содействие в развитии кооперированных связей, расширении рынков сбыта продукции.

COMPETITIVE ADVANTAGES OF AGRICULTURAL ENTERPRISES IN THE FOOD MARKET

I. P. CHUPINA, doctor of economics, professor, Ural State Agrarian University

(42 K. Liebknechta, 620075, Ekaterinburg)

Keywords: agriculture, agribusiness, information provision, institutional change, competitiveness, small business, food market, production structure, agricultural products, the capitallabor ratio.

Competition in agriculture currently represents the struggle for survival in the local markets. Analysis of the current situation of the food market demonstrates the need to create conditions for the growth of agricultural production and processing industries, sufficient to provide people with a variety of food in necessary volumes and assortment. This condition is the formation of a competitive environment in the food market that can regulate the supply depending on the demand for quality and environmentally friendly products in the industry. It is, first and foremost, the establishment of production and supply, agricultural consumer cooperatives in the procurement, supply and marketing of agricultural products. Problems with sales can significantly affect the volumes of production and efficiency of agriculture. The lack of available information on prices, production volumes, the buyers and the sellers of agricultural products also reduces the ability of the manufacturer to correctly calculate their risks, plan work and resolve implementation issues. In agricultural production rather passive adaptation of farmers to changing conditions, often expressed in the curtailment of production. For the effective operation of the competitive mechanism in the agricultural sector of Russia, it is necessary to create an appropriate institutional environment, which is expressed in unity of actions of economic, legal and social institutions of the market economy. It is necessary to form an effective structure of regional, interregional and interstate relations market of goods and services, support of domestic producers and entrepreneurs, promote the development of cooperative relations, expansion of sales markets.

Положительная рецензия представлена А. Г. Мокроносовым, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой экономики Российского государственного профессионально-педагогического университета.

www. a vu.usaca.ru

93

Экономика

На современном этапе в России сложились особые условия, обуславливающие специфику конкуренции в аграрном секторе России. Это деятельность в условиях кризиса, причиной которого явилось несоответствие институциональных основ российского государства рыночному порядку. Выявлено, что действие всех факторов производства пока не способствует развитию эффективной конкуренции. Во-первых, действие технико-экономических факторов. Сейчас в аграрном производстве нет резерва финансовых и материально-технических средств. В отличие от развитых стран, не отлажен инвестиционный механизм. Слабо развита производственная инфраструктура. Большая степень износа (физического и морального) основных средств производства, снижающаяся фондовооруженность отрасли, деградация и выбытие из оборота больших площадей сельскохозяйственных угодий. Во-вторых, незавершенность правовых аспектов деятельности. В целом отсутствует строгая система законов, регулирующих конкурентную борьбу на продовольственных рынках. В-третьих, несовершенство организационно-управленческих условий. Это несовершенная структура сельскохозяйственного производства. Несоответствие форм и методов управления требованиям рыночного порядка, недостаточное использование в управлении мотивационных факторов. Слабое информационное обеспечение управления производством, слабое развитие интеграционных связей в рамках агробизнеса. В-четвертых, несоответствие социально-психологических факторов деятельности аграрного сектора рыночной экономике. Это психологическая и техническая неподготовленность большинства крестьян к самостоятельной деятельности в условиях рынка, отсутствие традиций рыночной этики поведения, навыков конкурентной борьбы.

Цель и методика исследований. У нас еще мало мощных вертикально интегрированных структур, как международные ТНК, которые могут вести эффективную конкурентную борьбу. В сельскохозяйственном производстве скорее идет пассивное приспособление крестьян к меняющимся условиям, часто выражающееся в свертывании производства. Развитым странам сейчас выгоднее продавать с убытком излишки продукции, так как это минимизирует их издержки. России же, на данном этапе, выгоднее купить подороже продукты на внутреннем рынке, так как это максимизирует доходы общества и государства в целом. Тем более, что конкурентные цены, складывающиеся на мировом рынке, не всегда отражают истинное положение рыночной конъюнктуры. Дешевый импорт может носить черты монополистического характера, быть мнимым или временным [1].

Для эффективного действия конкурентного механизма в аграрном секторе России недостаточно

94

институциональных преобразований только в сфере собственности, необходимо создание соответствующей институциональной среды, выраженное в единстве действия экономических, правовых, социальных институтов рыночного хозяйства. В этом заключается методика исследования данной статьи. Негативное давление внешних условий тормозит проведение структурной перестройки сельскохозяйственного производства. Пока не удается переломить тенденцию к свертыванию и натурализации сельскохозяйственного производства. Отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, других рыночных институтов, обуславливают высокие трансакционные издержки в экономике России. Это сдерживает развитие эффективных производственных структур в аграрном секторе. Ведет к тому, что пока на аграрном рынке России преобладают нетипичные субъекты конкурентной борьбы, такие как крупные коллективные хозяйства, а так же подсобные хозяйства населения [8].

Развитие конкурентной среды на продовольственном рынке является одним из основных рыночных методов стимулирования производства сельхозпродукции, ограничения возможностей отдельных хозяйствующих субъектов негативно воздействовать на рынок и сокращения посредничества. Конкуренция в сельском хозяйстве в настоящее время представляет собой борьбу за выживание на местных рынках.

Необходимо создать условия для роста объемов сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, достаточные для обеспечения населения разнообразными продуктами питания в объемах и ассортименте. Таким условием является формирование конкурентной среды на продовольственном рынке, способной регулировать предложение в зависимости от спроса на качественную и экологически чистую продукцию отрасли.

Недостатком сложившейся системы товародвижения на сельскохозяйственном и продовольственном рынках являются высокие издержки, вызванные наличием мелких фирм-посредников, большая часть которых является технологически нецелесообразной, что ведет к завышению издержек обращения и, в конечном счете, к необоснованному росту цен. На становление и развитие продовольственного рынка, стабилизацию цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье, социально значимые продовольственные товары оказывает влияние существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней проблемы:

- несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере продовольственного рынка, торговой деятельности, малого предпринимательства, защиты прав потребителей, качества и безопасности продовольственных товаров;

www. a vu.usaca. ru

Экономика

— финансовая неустойчивость отрасли сельскохозяйственного производства, обусловленная недостаточным притоком частных инвестиций на развитие продовольственного рынка, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

— нехватка логистической инфраструктуры - специализированных складов, перевалочных центров, транспорта, отсутствие схем размещения объектов оптовой и розничной торговли, сельскохозяйственных, сельскохозяйственных кооперативных рынков;

— недостаточное развитие оптового звена;

— дефицит квалифицированных кадров в отраслях сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности.

В настоящее время закупочные цены на продукцию сельского хозяйства низкие и темпы роста их значительно отстают от темпов роста цен на промышленную продукцию и услуги. Это один из сдерживающих факторов появления новых и развития существующих производителей.

Ограничивающими развитие конкуренции на сельскохозяйственном рынке являются следующие экономические факторы:

1) высокая насыщенность рынка и низкая покупательная способность населения;

2) первоначальные затраты для образования и успешного развития новых производств, требующие привлечения значительных финансовых ресурсов [3].

Отрицательно влияет и неразвитость инфраструктуры в сельском хозяйстве: недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной переработки, отсутствие либо неразвитость необходимых средств транспорта и связи, служб по оказанию консалтинговых, информационных, лизинговых и иного рода деловых услуг.

Формирование конкурентной среды способствует формированию оптимальной структуры производства в отрасли. Учитывая, что в современных условиях мелкотоварное производство определяет уклад аграрного сектора экономики, а товарность продукции этой категории хозяйств набирает темпы, необходимо создавать соответствующую инфраструктуру на селе. Это, в первую очередь, создание производственно-снабженческих, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту сельскохозяйственной продукции [4].

Основная часть производства многих видов сельскохозяйственной продукции приходится на личные подсобные хозяйства.

В 2016 году доля личных подсобных хозяйств в общем объеме производства овощей составила 98 %; молока - 87,4 %; яиц - 87 %; картофеля - 97,3 %; плодов и ягод - 89,4 %. В то же время доля местной сельскохозяйственной продукции в торговых организациях крайне мала. Препятствием для попа-

ммы/. а vu.usaca.ru

дания местной продукции в торговую сеть является преодоление пути от производителя до торговой организации и отсутствие предпродажной подготовки товара (очистка, сортировка, фасовка), в чем импортная продукция с успехом выигрывает конкуренцию с отечественной.

Проблемы со сбытом продукции существенно влияют на объемы ее выработки и на эффективность агропромышленного комплекса. Отсутствие доступной информации о ценах, объемах производства, покупателях и продавцах продукции агропромышленного комплекса также снижает возможность производителя правильно рассчитать свои риски, планировать работу и решать вопросы реализации.

В результате дороговизны продуктов сегодня средняя семья тратит более половины своих доходов на питания. Рынок диктует основные условия конкуренции - это цена, качество и безопасность продуктов питания. В рыночных условиях обеспечить успех в продвижении товара на потребительском рынке возможно при выявлении потребительских предпочтений. Знание потребностей потенциального клиента поможет не только установить конкурентоспособные цены на продукцию, но и внести изменения в сам продукт, оптимизировать каналы товародвижения и рекламную стратегию [10].

Производство продукции, способной выдержать конкуренцию на потребительском рынке, сможет обеспечить современные производства, оснащенные высокотехнологичным энергосберегающим оборудованием, где работают высококвалифицированные специалисты.

Предприятия агропромышленного комплекса, особенно перерабатывающие, в основном оснащены устаревшим оборудованием. Для хозяйствующих субъектов продвижение товара на рынке - это последний этап хозяйственной деятельности предприятия, от успеха которого зависит его финансовая стабильность. Основные производители сельскохозяйственной продукции занимают определенную нишу на продовольственном рынке, которая не позволяет им влиять на формирование цены на свою продукцию ввиду доминирующего положения субъектов рынка, торгующих импортной сельскохозяйственной продукцией.

Развитие торговых сетей можно считать положительным фактором только при условии обеспечения баланса интересов отечественных производителей и торговых организаций. Такого баланса сегодня нет.

Предприятия агропромышленного комплекса смогут обеспечить себе конкурентные преимущества на продовольственном рынке при преодолении следующих факторов, препятствующих развитию конкуренции в отрасли:

— низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных произ-

95

Экономика

тС/

водственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

— неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства в связи с опережающим ростом цен, прежде всего на топливо, электроэнергию, промышленную продукцию, услуги связи, по сравнению с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию;

— неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно малых форм хозяйствования, к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

— отсутствие экономических условий для альтернативной занятости населения, проживающего в сельской местности;

— низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности [11].

Негативное давление внешних условий не дает возможности фермерским хозяйствам реализовать все потенциальные преимущества, которые заложены в них. Поэтому их роль на продовольственном рынке России пока очень мала. В этих условиях, по нашему мнению, целесообразно развитие различных форм кооперации и интеграции в аграрном производстве, в том числе небольших коллективных форм хозяйствования. Мировой опыт хозяйствования доказал эффективность и жизнеспособность такой формы организации производства в сельском хозяйстве.

Мы считаем, что и в России есть объективные условия для появления и функционирования таких хозяйств. Одновременно необходима вертикальная интеграция производства на основе использования потенциала существующих коллективных хозяйств, агрокомбинатов, образования новых кооперативных форм хозяйствования. Надо ориентироваться на создание таких структур, которые могут вести конкуренцию не только в производстве, но и в сфере сбыта продукции. В связи с этим необходимо ускоренное развитие производственной инфраструктуры аграрного производства. Именно она способствует минимизации трансакционных издержек, усиливает конкуренцию на рынке и конкурентоспособность участников этой борьбы. В первую очередь, это развитие финансово-кредитной сферы, развитие коммуникаций, информационное обеспечение аграрного производства. Это поможет быстрее реализовать потенциальные возможности российского агропромышленного комплекса. Специфика формирования

конкурентной среды в аграрной сфере России может быть раскрыта как: создание соответствующих институциональных условий, адекватных современному рыночному порядку, дающих возможность более полной реализации потенциальных конкурентных преимуществ аграрного сектора России [9].

В реализации этих возможностей важное место занимает участие государства. Рынок аграрной продукции подразумевает активное участие государства в формировании конкурентной среды в этой отрасли.

Конкуренция в аграрном секторе является результатом действия единства противоречивых факторов: максимальной свободы деятельности рыночных сил и значительного воздействия государства на идущие в отрасли процессы, что обеспечивает в целом эффективность общественного производства. Регулирование конкуренции на аграрном рынке в развитых странах представляет собой развитую и дорогостоящую систему. В настоящее время в России невозможно обеспечить такую же мощную поддержку аграрной сферы, но можно учесть принципы и методы, используемые для этого. Обобщение теоретических основ и практики государственного регулирования конкурентных отношений в аграрном секторе за рубежом и в России позволяют нам сформулировать следующие направления государственной поддержки формирования конкурентной среды на современном этапе переходного периода [9]. Свои усилия правительство может сконцентрировать для создания благоприятных условий в аграрном производстве и создания системы сбыта для отечественных продуктов питания, в том числе и с привлечением иностранного капитала. Это введение льготного налогового режима для аграрного сектора, ограничение деятельности естественных монополий на аграрном рынке, всемерное содействие в становлении и развитии производственной инфраструктуры, применение протекционистской политики по отношению к внутреннему продовольственному рынку. Реализация данных мероприятий предполагает целый комплекс программ и мероприятий. В первую очередь завершение создания законодательной базы, разграничение функций различных государственных органов, что, в конечном счете, должно привести к постепенному становлению и укреплению действия конкурентного механизма в аграрном секторе экономики России.

Результаты исследований. Функционирование в условиях конкурентного рынка предполагает использование производителями всех методов конкурентной борьбы. Это и ведение ценовой конкуренции и неценовая конкуренция. Как мы выяснили, одной из причин медленной адаптации сельскохозяйственного производства к рыночному порядку, является отсутствие опыта ведения конкурентной борьбы

96

ммм. а уи.иваса. ги

Экономика

субъектами производства. Для обеспечения конкурентоспособности, российскому аграрному сектору необходимо резко увеличить производительность труда, улучшить качество продукции, увеличить глубину переработки продовольственных товаров, расширить ассортимент предлагаемой продукции. Для этого необходима оптимизация структуры производства, улучшение стада животных, оптимизация структуры выпускаемой продукции. А так же расширение подсобного производства на селе, широкое использование маркетинга, рекламы. При осуществлении рекламной кампании необходима консолидация усилий частных российских фирм, государственных и негосударственных организаций в пропаганде отечественных продуктов. В основе конкурентоспособности наших продуктов, по нашему мнению, должна быть экологическая чистота российских продовольственных товаров, на основе производства экологически чистого сырья. Для этого необходимо привлечение в производство достижений науки в области селекции, биотехнологии и других сфер. Все это может позволить в будущем обеспечить конкурентоспособность российских производителей на мировом и отечественном аграрном рынке.

Опросы предпринимателей показывают, что административные барьеры являются существенным, а для некоторых новых и малых предприятий, а также предприятий в сферах деятельности с относительно небольшой нормой рентабельности, запретительно высокими. Поэтому необходимо формирование эффективной структуры региональных, межрегиональных и межгосударственных связей рынка товаров и услуг, поддержка отечественных производителей и предпринимателей, содействие в развитии кооперированных связей, расширении рынков сбыта продукции.

Выводы. Рекомендации. На развитие конкуренции в агропромышленном комплексе значительное влияние оказывают специфические особенности отрасли. Различия в природно-климатических условиях территорий влияют на продуктивность земли и на предложение продукции, особенно растениеводческой.

В связи с метеоусловиями устойчивость сельскохозяйственного производства значительно ниже других отраслей, что обусловливает значительные колебания объемов предложения продукции и цен. Продолжительный производственный цикл определяет инерционность предложения сельскохозяйственной продукции при изменении цен. Сезонность производства приводит к неравномерной реализации

продукции в течение года. Значительная доля скоропортящейся продукции (овощи, молоко) требует ее скорейшей реализации, что обостряет конкуренцию в период массового поступления на рынок.

Существует также ряд таких ограничивающих развитие конкуренции в сельском хозяйстве факторов, как недостаток материальных и финансовых ресурсов, наличие вертикальной интеграции в производстве продукции, низкий уровень развития кооперации. В настоящее время в России имеются и значительные барьеры для вхождения на рынок сельскохозяйственной продукции: исключительные права, льготы, ограничения.

Существенной проблемой развития конкуренции на продовольственном рынке России являются барьеры между локальными рынками. В последние годы имели место многочисленные случаи ограничения или запрета вывоза продукции администрациями ряда регионов.

На состояние конкуренции в сельском хозяйстве отрицательное влияние оказывает и недостаток хранилищ, складов, пунктов первичной продукции, средств связи, плохое состояние дорог, неразвитость биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией.

В качестве мер, направленных на стимулирование развития конкуренции в отрасли, необходимо следующее:

— создание стимулов для развития товаропроводящих сетей, в том числе структурных логистических звеньев по обеспечению перерабатывающих заводов сырьем и организации сбыта готовой сельскохозяйственной продукции, расширение практики прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению в том числе через рынки и ярмарки «выходного дня» в городах;

— поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры;

— расширение видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в отношении которых могут проводиться закупочные и товарные интервенции;

— стимулирование объединений сельхозтоваропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации в том числе в целях проведения эффективного диалога с розничными торговыми сетями;

— совершенствование системы таможенно-тарифного регулирования, в частности с целью своевременного и эффективного реагирования на ценовые колебания на мировом продовольственном рынке.

Литература

1. Анипенко Л. Н., Малыхин И. А. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества сельскохозяйственной отрасли Ростовской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 23. С.1-9.

www.avu.usaca.ru 97

» - Аграрный вестник Урала № 10 (164), 2017 г. - < JJJf^L (¡{V^S

_Экономика —*'

2. Основные показатели сельского хозяйства России в 2016 году : статистический. сборник. Росстат, 2017. 65 с.

3. Воронин Б. А., Шарапова В. М., Воронина Я. В. Крестьянские (фермерские) хозяйства и их роль в современной аграрной экономике // Аграрный вестник Урала. 2016. № 4. С. 92-97.

4. Костяев А. И. Реализация политики импортозамещения в АПК Ленинградской области // Перспективы развития сельского хозяйства Российской Федерации: инновационно-технологические параметры, формы территориальной организации : мат. междунар. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 2016. С. 79-85.

5. Кузин Т. А. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества регионов юга России // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1. С. 112-116.

6. Леонов Ю. Е. Основные элементы формирования стратегии конкурентного поведения // Вестник Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета. 2012. № 1. С. 289-293.

7. Назмутдинова М. С. Методические основы оценки конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций // Проблемы и перспективы развития АПК России : мат. науч.-практ. конф. Благовещенск, 2017. С. 40-44.

8. Рзун И. Г., Старкова Н. О. Управление конкурентоспособностью региона // Вестник Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. 2016. № 11. С. 89-95.

9. Чупина И. П. Формирование конкурентной среды на продовольственном рынке // Аграрный вестник Урала. 2012. № 11-2. С. 70-72.

10. Шестак О. И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т. 17. № 3. С.183-196.

11. Шихабахов Т. А. Формирование стратегии как фактора повышения конкурентоспособности предприятия // Экономические науки. 2012. № 1. С. 157-161.

References

1. Anipenko L. N., Malykhin I. A. Competitiveness and competitive advantages of agricultural branch of the Rostov region // Scientific and methodical online magazine "Kontsept". 2017. Vol. 23. P. 1-9.

2. Key indicators of agriculture of Russia in 2016 : statistics collection. Rosstat, 2017. 65 p.

3. Voronin B.A., Sharapova V. M., Voronina Ya. V. Peasant farms and their role in modern agrarian economy // Agrarian Bulletin of the Urals. 2016. № 4. P. 92-97.

4. Kostyaev A. I. Realization of policy of import substitution in agrarian and industrial complex of the Leningrad Region // Prospect development of agriculture of the Russian Federation: innovative and technological parameters, forms of the territorial organization : proc. of intern. scient. and pract. conf. Rostov-on-Don, 2016. P. 79-85.

5. Kuzin T. A. Competitiveness and competitive advantages of regions of the South of Russia // Bulletin of the Adygei State University. 2012. № 1. P. 112-116.

6. Leonov Yu. E. Basic elements of formation of strategy of competitive behavior // Messenger of Saint Petersburg State University of Engineering and Economics. 2012. № 1. P. 289-293.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Nazmutdinova M. S. Methodical bases of assessment of competitiveness of the agricultural organizations // Problems and prospect of development of agrarian and industrial complex of Russia : proc. of scient. and pract. conf. Blagoveshchensk, 2017. P. 40-44.

8. Rzun I. G., Starkova N. O. Management of competitiveness of the region // Bulletin of Nizhniy Novgorod State Engineering and Economic University. 2016. № 11. P. 89-95.

9. Chupina I. P. Formation of the competitive environment in the food market // Agrarian Bulletin of the Urals. 2012. № 11-2. P. 70-72.

10. Shestak O. I. Strategic approach to development of small and average business at the regional level (on the example of Primorsky Krai) // Economy and management of control systems. 2015. Vol. 17. № 3. P. 183-196.

11. Shikhabakhov T. A. Strategy formation as factor of increase in competitiveness of the enterprise // Economic sciences. 2012. № 1. P. 157-161.

98

www. a vu.usaca. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.