Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАКАЛАВРОВ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА'

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАКАЛАВРОВ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ / КОНКУРЕНТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА ВУЗА / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ БАКАЛАВРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Геннадий Юрьевич

В статье описана теоретически разработанная и эмпирически обоснованная модель развития конкурентоспособности бакалавров в здоровьесберегающей образовательной среде вуза. Ее реализация ориентирована на достижение интегративного образовательного результата: формирование конкурентных качеств обучающихся при обеспечении сохранения и совершенствования их здоровья. Целевые и методические ориентиры педагогической деятельности в рамках модели исходят из доказанных взаимосвязей между конкурентными качествами личности и показателями физического, социального и психологического здоровья. В организационно-содержательном плане модель раскрывает систему физкультурно-оздоровительного сопровождения развития конкурентоспособности студентов, функционирование которого обеспечивает формирование конкурентных качеств и напрямую, и опосредованно (укрепляя здоровье), создавая предпосылки для действенного использования потенциала физического воспитания в решении важных задач подготовки кадров. В качестве ключевого фактора развития конкурентоспособности рассматривается физкультурно-оздоровительная активность студентов, которая реализуется в разных формах, соответствующих индивидуальным возможностям, потребностям, интересам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING COMPETITIVENESS IN BACHELOR STUDENTS IN HEALTH-SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article presents a theoretically developed and empirically substantiated model of developing competitiveness in bachelors in the health-saving educational environment of the university. Its implementation focuses on achieving an integrative educational result, which is forming students’ competitiveness and, at the same time, preserving and improving their health. Target and methodological guidelines of pedagogical activity within the framework of the model are based on the proved connections between a person’s competitive qualities and indicators of physical, social and psychological health. In terms of organization and content, the model reveals the system of physical culture and health support for the development of competitiveness of students. Its functioning provides forming competitive qualities both directly and indirectly (by improving health), creating the prerequisites for the effective use of physical education potential for solving important problems of personnel training. The key factor for developing competitiveness is considered a students’ physical fitness activity, which is implemented in different ways according to individual abilities, needs and interests.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАКАЛАВРОВ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА»

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

Методология и технология профессионального образования

(педагогические науки)

Научная статья УДК 378.4

РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАКАЛАВРОВ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Геннадий Юрьевич Лях

Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия lyah_gena@bk.ru, http://orcid.org/0000-0002-2296-8421

Аннотация. В статье описана теоретически разработанная и эмпирически обоснованная модель развития конкурентоспособности бакалавров в здоровьесберегающей образовательной среде вуза. Ее реализация ориентирована на достижение интегративного образовательного результата: формирование конкурентных качеств обучающихся при обеспечении сохранения и совершенствования их здоровья. Целевые и методические ориентиры педагогической деятельности в рамках модели исходят из доказанных взаимосвязей между конкурентными качествами личности и показателями физического, социального и психологического здоровья. В организационно -содержательном плане модель раскрывает систему физкультурно-оздоровительного сопровождения развития конкурентоспособности студентов, функционирование которого обеспечивает формирование конкурентных качеств и напрямую, и опосредованно (укрепляя здоровье), создавая предпосылки для действенного использования потенциала физического воспитания в решении важных задач подготовки кадров. В качестве ключевого фактора развития ©Лях Г. Ю., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

конкурентоспособности рассматривается физкультурно-оздоровительная активность студентов, которая реализуется в разных формах, соответствующих индивидуальным возможностям, потребностям, интересам.

Ключевые слова: конкурентоспособность студентов, конкурентные качества, показатели здоровья, здоровьесберегающая среда вуза, модель подготовки конкурентоспособных бакалавров

Для цитирования: Лях Г. Ю. Развитие конкурентоспособности бакалавров в здоровьесберегающей образовательной среде вуза // Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93.

Methodology and Technology of Professional Education (pedagogical sciences)

Original article

DEVELOPING COMPETITIVENESS IN BACHELOR STUDENTS IN HEALTH-SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE

UNIVERSITY

Gennady Yu. Lyakh

Kuban State University, Krasnodar, Russia lyah_gena@bk.ru, http://orcid.org/ 0000-0002-2296-8421

Abstract. The article presents a theoretically developed and empirically substantiated model of developing competitiveness in bachelors in the health-saving educational environment of the university. Its implementation focuses on achieving an integrative educational result, which is forming students' competitiveness and, at the same time, preserving and improving their health. Target and methodological guidelines of pedagogical activity within the framework of the model are based on the ©Лях Г. Ю., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

proved connections between a person's competitive qualities and indicators of physical, social and psychological health. In terms of organization and content, the model reveals the system of physical culture and health support for the development of competitiveness of students. Its functioning provides forming competitive qualities both directly and indirectly (by improving health), creating the prerequisites for the effective use of physical education potential for solving important problems of personnel training. The key factor for developing competitiveness is considered a students' physical fitness activity, which is implemented in different ways according to individual abilities, needs and interests.

Keywords: students' competitiveness, competitive qualities, health indicators, health-saving environment of the university, model of training competitive bachelor students

For citation: Lyakh G. Yu. Developing competitiveness in bachelor students in health-saving educational environment of the university. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2022;(3):75-93. (In Russ.).

Современные задачи организации и функционирования высшего образования в значительной степени касаются вопросов подготовки для экономики страны конкурентоспособных работников, обладающих также оптимальными показателями физического и социально-психологического здоровья [1; 2]. В русле данной проблематики актуальным является ряд интегрированных аспектов, для уточнения которых в науке сегодня сложилась теоретическая база.

В частности, для обеспечения средствами высшего образования непрерывного развития человеческого капитала страны требуется определение и обоснование спектра конкурентных качеств современных студентов; личностных факторов и образовательных условий формирования конкурентных

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

качеств; характеристик личности, выступающих показателями здоровья и детерминантами конкурентоспособности.

Данная проблематика отражена в работах В. И. Андреева, С. Н. Бегидовой, Е. А. Климова, В. А. Оганесова, Дж. Равена, Р. А. Фатхутдинова, С. А. Хазовой и других ученых, результаты исследований позволяют сделать вывод о возможностях и целесообразности сопряженного развития конкурентоспособности и здоровья обучающихся ввиду взаимосвязанности их компонентов.

Определены основные конкурентные качества личности, включая готовность к риску, мотивацию достижений, соревновательную ориентацию, готовность к активной деятельности и пр. [3-5]. Доказано детерминационное (в контексте развития конкурентоспособности) значение физических (двигательная активность, оптимальное самочувствие и работоспособность, хорошая физическая форма и пр. [6; 7]) и социально-психологических (творческий потенциал, социальная активность, оптимальное самоотношение, психологическая устойчивость, коммуникабельность и т. д. [3; 6; 8-10]) факторов. Указанные и иные характеристики, согласно мнению ученых, являются показателями физического [2; 11-13], социального и психологического [2; 10; 14] здоровья личности.

Отсюда логично обращение внимания на такую предметную область исследований, как проектирование образовательной среды вуза, в которой достигаются здоровьесберегающие и конкуренто-развивающие эффекты. В данном контексте в работах ученых уже рассмотрены современные технологии и концепции здоровьесберегающей составляющей образовательной среды вуза, разработаны вопросы проектирования физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе и пр. [13; 15; 16]. С. Н. Бегидова, Л. А. Емельянова, В. А. Оганесов, Р. А. Фатхутдинов, С. А. Хазова и другие ученые поднимали вопросы формирования конкурентоспособной личности в системе современного образования, создания конкуренто-развивающих педагогических условий, ©Лях Г. Ю., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

образовательных сред и пр. В настоящее время объективируется необходимость систематизации теоретико-методологических и содержательно-методических аспектов использования с конкуренто-развивающей и здоровьесберегающей целями ресурсного потенциала физкультурно-оздоровительной деятельности в целостном процессе физического воспитания студентов, разработки системы сопровождения процесса подготовки конкурентоспособных бакалавров, теоретического и практического моделирования данного процесса [2; 4; 5; 7; 17].

Несмотря на обоснованную актуальность указанных теоретических разработок и практической деятельности, в педагогической науке в настоящий момент констатируется дефицит знаний относительно моделирования и реализации целостного процесса подготовки конкурентоспособных бакалавров в здоровьесберегающей среде вуза. Вышесказанное определило цель нашего исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель процесса подготовки конкурентоспособных бакалавров в здоровьесберегающей образовательной среде вуза.

В соответствии с поставленной целью результатом исследования стала разработанная модель, создание которой базировалось на обоснованном предварительными теоретическими и эмпирическими исследованиями предположении относительно факторов и индикаторов эффективности процесса подготовки конкурентоспособных бакалавров в здоровьесберегающей образовательной среде вуза. К таковым отнесены следующие характеристики модели:

обеспечивает формирование конкурентных качеств (с учетом их детерминированности) студентов показателями физического, социального и психологического здоровья;

создает возможности для воплощения организационно-педагогических условий, обеспечивающих совершенствование конкурентных качеств и укрепление здоровья обучающихся;

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

ориентирует в выборе методов, средств и форм физкультурно-

оздоровительного сопровождения как организационной основы процесса

подготовки конкурентоспособных бакалавров в здоровьесберегающей

образовательной среде вуза;

раскрывает общее и вариативное содержание процесса подготовки

конкурентоспособных бакалавров, ориентирует в основаниях дифференциации

студентов как субъектов физкультурно-оздоровительного сопровождения,

предусматривает этапную организацию данного процесса.

Разработанная модель иллюстрирует процесс подготовки

конкурентоспособных бакалавров через совокупность следующих блоков:

методологического, целе-результативного, процессуально-организационного,

содержательно-методического.

Содержание методологического блока модели строится на теоретических

выводах. Оно включает выявленные организационно-педагогические условия,

которые в комплексе описывают:

характеристики образовательной среды, обеспечивающие развитие

конкурентных качеств студентов;

характеристики образовательной среды, обеспечивающие сохранение и

укрепление здоровья студентов;

принципы, интегрирующие ориентиры двух вышеприведенных групп,

соблюдение которых в процессе образования обеспечивает подготовку здоровых

конкурентоспособных бакалавров.

Целе-результативный блок модели содержит описание критериев

эффективности ее функционирования, методов их диагностики, а также уровней

сформированности отдельных показателей и качеств (здоровья,

конкурентоспособности) в целом.

Критериальный состав представлен следующими позициями:

рост числа студентов с оптимальным уровнем двигательной активности;

особенно важным индикатором является количество обучающихся,

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

практикующих и самостоятельные, и групповые формы организации двигательной активности;

совершенствование показателей физического и социально-психологического здоровья обучающихся;

повышение уровня развития качеств, являющихся компонентами конкурентоспособности обучающихся.

Процессуально-организационный блок модели характеризует порядок реализации в вузе потенциала физического воспитания для подготовки конкурентоспособных бакалавров. Это осуществляется через деятельность по физкультурно-оздоровительному сопровождению развития

конкурентоспособности студентов, которая организуется и осуществляется на основе выделенных организационно-педагогических условий и обеспечивает максимальную дифференциацию средств, методов и форм физического воспитания.

Организационным ядром системы физкультурно-оздоровительного сопровождения является студенческий спортивный клуб. Он организует физкультурно-оздоровительную деятельность в следующих ключевых форматах:

работа вузовских секций по видам спорта;

функционирование групп оздоровительной физической культуры;

функционирование коллективов рекреативной физической культуры; организация и проведение отдельных мероприятий спортивной, оздоровительной, рекреационной направленности.

В соответствии с теоретическими постулатами физической культуры основными средствами воздействия выступают физические упражнения. Их комплексы реализуются непосредственно в рамках учебного и внеучебного процессов физического воспитания при проведении физкультурно-спортивных мероприятий. Такие мероприятия (в широком смысле) образуют совокупность

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

ситуаций развития конкурентоспособности с установкой на оптимизацию показателей здоровья студентов.

Сопроводительная деятельность осуществляется с использованием специально разработанных рекомендаций (для педагогов и студентов), содержащих описание методических разработок и практических способов организации и самоорганизации физкультурно-спортивной активности обучающихся с указанием целесообразных в каждом отдельном случае форм, виды активности, допустимые нагрузки, способы контроля текущих и итоговых результатов.

В предметную область сопровождения попадают учебные занятия по физической культуре, внеучебные виды организованной двигательной активности студентов, а также их самостоятельная двигательная активность. При этом содержательно-методическая помощь и поддержка ориентируются и на теоретическую, и на практическую, и на оценочную части целостного процесса физического воспитания. Процессуально физкультурно-оздоровительное сопровождение организуется через диагностический (входная диагностика), организационный (подготовка), деятельностный (непосредственно сопровождение в форме индивидуальных и коллективных консультаций), рефлексивно-коррекционный (промежуточная проверка и коррективы), контрольный (итоговая диагностика) этапы.

Содержательно-методический блок модели описывает направления, средства, методы и организационные формы физкультурно-оздоровительного сопровождения, инвариантные и вариативные направления деятельности. В состав инвариантного (общего для всех студентов) содержательного базиса деятельности, который используется в рамках организованного учебного процесса по физическому воспитанию, включены следующие направления:

мониторинговое, в его рамках осуществляется диагностика характеристик физического и социально-психологического здоровья обучающихся, уровня развития их конкурентных качеств, показателей двигательной активности, ©Лях Г. Ю., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

особенностей образа жизни, степени выраженности здоровьесберегающей мотивации и т. д.;

образовательное, определяющее спектр теоретических и методических знаний и умений в области организации, самоорганизации и участия в здоровьесберегающем развитии конкурентоспособности на основе целенаправленного применения средств физической культуры и т. п., а также предполагающее системное применение этих знаний в образовательном процессе вуза;

мотивационное, предполагающее реализацию системы мер по стимулированию двигательной активности обучающихся посредством воспитания ценностей здоровья, стремления к ведению здорового образа жизни, интересов в области физической культуры и спорта - как относительно общей жизненной важности, так и для детерминации развития конкурентоспособности;

формирующее, в рамках которого осуществляется основная деятельность по совершенствованию конкурентоспособности студентов посредством прямого и опосредованного влияния на конкурентные качества. Именно данное направление в организационно-содержательном плане включает ряд вариативных направлений деятельности.

Укажем вариативные, специфические для разных групп студентов направления физкультурно-оздоровительного сопровождения.

1. Работа со студентами, классифицированными как практически не принимающие участия в физкультурно-спортивной деятельности (двигательно пассивные, ДвПас). Нацелена на физкультурно-спортивную активизацию обучающихся для достижения оптимальных показателей двигательной активности. Предполагает включение студентов во все возможные формы занятий физическими упражнениями. Для этого реализуется система мер образовательно-просветительского, побуждающего и оганизационно-управленческого характера. Именно указанный контингент обучающихся требует наиболее полных, масштабных и системных воздействий со стороны ©Лях Г. Ю., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

физкультурно-оздоровительного сопровождения подготовки

конкурентоспособных бакалавров.

Далее представлено тезисное описание работы с двигательно активными студентами (ДвАк).

2. Работа со студентами, включенными в занятия спортом на профессиональном уровне (субъекты спорта высших достижений, СпВД). Включает разъяснительную, мотивирующую и инструкторскую деятельность в области самостоятельного построения жизнедеятельности с учетом специфических для спортсменов угроз здоровью. Предполагает освоение способов противодействия этим угрозам, а также методов профилактики их возникновения. Угрозы касаются и физического (травматизм, негативное влияние на функциональное состояние повышенных нагрузок и пр.), и социально-психологического (негативное влияние ряда характеристик спортивной жизнедеятельности (включая стрессогенность) на эмоциональное самочувствие, самооценку и пр.) здоровья.

3. Работа со студентами, которые включены в различные формы занятий физическими упражнениями (студенческий спорт (спорт массовых разрядов, любительский спорт) - СтудСп, оздоровительную физическую культуру -ОздФК, рекреационную физическую культуру - РекФК, самостоятельные занятия в неорганизованных формах - НоФ). Направления акцентированного внимания на развитие конкретных конкурентных качеств и показателей здоровья у студентов данной категории определяются в соответствии с выявленными неоптимальными показателями, соответственно, здоровья и конкурентоспособности.

4. Работа с группами студентов, дифференцированных по основанию наименее сформированных конкурентных качеств личности. В зависимости от того, какие именно из этих качеств необходимо акцентированно совершенствовать, осуществляется отбор конкретных организационных форм, методов, величин нагрузок и т. д. При этом особо учитывается корреляция между ©Лях Г. Ю., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

определенными конкурентными качествами и показателями здоровья личности. На этой основе проектируются и реализуются меры по опосредованному развитию конкурентоспособности.

Для реализации указанных вариативных направлений разрабатываются (для отдельных студентов или для групп студентов) и внедряются программы организации физкультурно-спортивной деятельности обучающихся. В них отражены и целевые ориентиры (конкретные качества и характеристики, нуждающиеся в оптимизации), и способы их достижения (средства и методы, содержание и режимы двигательной активности, целесообразные организационные формы и пр.).

Экспериментальная апробация разработанной модели процесса подготовки конкурентоспособных бакалавров в здоровьесберегающей образовательной среде вуза проходила на базе Кубанского государственного университета в 2017-2021 годах. Перед началом эксперимента было проведено констатирующее исследование, результаты которого, во-первых, свидетельствовали об однородности выборки студентов по изученным показателям (уровни развития конкурентных качеств, уровни здоровья по физическим, социальным и психологическим показателям), во-вторых, об отсутствии достоверных различий между экспериментальной и контрольной группами по данным показателям, в-третьих, о практической необходимости в организации конкуренто-развивающего и здоровьесберегающего процесса в вузе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В частности, по всем конкурентным качествам, как и по конкурентоспособности в целом, количество студентов, достигших хотя бы среднего уровня, не превышало 50 % (в среднем варьировалось от 25 до 30 %, показателя не достигала и половина испытуемых от общего количества человек).

При этом количество студентов с уровнями ниже среднего и низким больше, чем с уровнями выше среднего и высоким. Положение с уровнями здоровья несколько более благополучное, однако число студентов с высоким и ©Лях Г. Ю., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

выше среднего уровнями составляет преимущественно около трети от общего количества испытуемых.

Далее в течение двух лет проводился формирующий эксперимент на основе разработанной модели. В его процессе по окончании каждого семестра осуществлялась промежуточная диагностика по выбранным критериям, ее результаты становились основаниями для перевода студентов в другие группы двигательной активности, для коррекции целевых ориентиров сопровождения конкретных студентов, а также для внесения изменений в индивидуальные и групповые программы двигательной активности. По истечении второго года эксперимента было проведено итоговое обследование студентов по тем же диагностическим методикам, которые использовались при констатирующем и промежуточных исследованиях.

Результаты итогового обследования, их обработка и интерпретация позволили зафиксировать достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами по большинству диагностированных показателей. Прежде всего, экспериментальная группа превзошла контрольную по количеству студентов, включенных в физкультурно-спортивную деятельность в тех или иных формах, причем в экспериментальной группе обнаружено статистически значимое увеличение доли таких студентов по сравнению с результатами констатирующего исследования, тогда как в контрольной группе данный показателей существенно не изменился.

Главным свидетельством эффективности апробированной модели стало появление к окончанию эксперимента статистически значимых различий в уровнях конкурентоспособности студентов экспериментальной группы по сравнению с исходными уровнями; зафиксированы также достоверные различия в уровнях конкурентоспособности и здоровья между экспериментальной контрольной группами.

Следует отметить, что экспериментальная двухлетняя организация образовательного процесса на основе предложенной модели не обеспечила ©Лях Г. Ю., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

максимальных результатов развития конкурентоспособности и укрепления здоровья студентов - ни с точки зрения уровней конкурентоспособности и здоровья, ни с точки зрения доли студентов, у которых зафиксированы положительные изменения изучаемых показателей. Данный факт, очевидно, отражает естественные различия между участниками эксперимента, специфику их личности, особенности образа жизни и пр. При это очевидным становится целесообразность дальнейшей конкуренто-развивающей, здоровьесберегающей деятельности в вузе на основе разработанной модели.

Полученные положительные эффекты внедрения разработанной модели процесса подготовки конкурентоспособных бакалавров в здоровьесберегающей образовательной среде вуза обусловлены тем, что при реализации физкультурно-оздоровительного сопровождения развития конкурентных качеств и компонентов здоровья обучающихся осуществлялось:

использование широкого спектра организационных форм физкультурно-спортивной деятельности;

реализация общего и вариативного содержания и разработанного содержательно-методического инструментария сопровождения;

многоуровневая дифференциация студентов в соответствии с их индивидуальными возможностями и потребностями в области конкуренто-развивающего здоровьесбережения и др.

Таким образом, результаты теоретических исследований, моделирования и экспериментальной работы позволяют заключить, что в здоровьесберегающей образовательной среде вуза возможно эффективное формирование конкурентоспособности студентов при условии создания системы физкультурно-оздоровительного сопровождения данного процесса, модель которого представлена в статье. Организационным ядром такого сопровождения должен стать студенческий спортивный клуб. Его деятельность дополняет учебные формы работы по физическому воспитанию, сопровождает работу спортивных секций вуза, групп оздоровительной физической культуры, ©Лях Г. Ю., 2022

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

активного досуга, включает организацию и проведение вузовских физкультурно-спортивных мероприятий. В качестве ведущих инструментов деятельности целесообразно использовать методические и практические рекомендации студентам и преподавателям (относительно содержания и режимов самостоятельной и организованной двигательной активности, форм и методов ее организации и контроля), а само педагогическое взаимодействие может осуществляться в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Формы организации двигательной активности, реализуемые методы физического воспитания, средства физической культуры дифференцируются для студентов, относящихся к разным нозологическим группам, характеризующихся разными уровнями включенности в физкультурно-спортивную деятельность, имеющих разные интересы, потребности и предпочтения в области содержания этой деятельности.

Полноценная организация процесса формирования

конкурентоспособности бакалавров в здоровьесберегающей образовательной среде вуза требует этапного подхода, при котором выполняется последовательность диагностических, проектировочных, непосредственно реализационных, рефлексивно-коррекционных и контрольных процедур (с решением соответствующих задач необходимыми для этого методами).

Список источников

1. Губа В. П., Неверкович С. Д. Современные реалии физкультурно-спортивного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2021. № 5. С. 31-34.

2. Хазова С. А., Дрофа Е. А. Образовательная среда вуза и оценка ее конкурентоформирующего влияния на студентов // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях: сб. статей Межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

редакцией В. Е. Жидкова. Ставрополь: Издательство Ставролит, 2018. С. 316322.

3. Андреев В. И. Базовые законы и идеология гарантированного качества высшего образования // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 11-16.

4. Бегидова С. Н., Хазова С. А. Сущность и содержание конкурентоспособности личности // Школьные технологии. 2016. № 1. С. 14-18.

5. Лабинская А. В., Макаров М. Ю. Подготовка конкурентоспособного специалиста в образовательных организациях высшего профессионального образования // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. № 2 (6). С. 244-248.

6. Николаев Н. А. Методический подход к повышению конкурентоспособности персонала на основе персонифицированного управления // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2020. № 3. С.111-136.

7. Фатхутдинов Р. А. Ориентация обучения на конкурентоспособность // Высшее образование в России. 2017. № 9. С. 4.

8. Митина Л. М. Психология профессионально-карьерного развития личности. М., СПб.: Изд-во «Нестор-История», 2019. 396 с.

9. Маркова С. В., Мезинов В. Н. Личностная зрелость как компонент конкурентоспособности педагога // Педагогика. 2019. № 7. С. 79-84.

10. Шувалов А. В. Духовная безопасность как фундаментальная основа психологической безопасности личности // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2020. № 1 (51). С. 65-73.

11. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2019. № 5. С. 19.

12. Помилуйко Ю. В., Хакунов Н. Х., Гунажоков И. К., Коджешау М. Х. Формирование физической культуры личности подростков в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом) // Известия

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. № 5. С. 58-64.

13. Чермит К. Д., Заболотний А. Г., Мирза М. Ю. Научно-методические основы системы спортивно-направленного физического воспитания студентов высших учебных заведений // Наука: комплексные проблемы. 2018. № 1 (11). С. 18-26.

14. Дружилов С. А. Ментальное здоровье и здоровье личности: дефиниции понятий и психологические критерии // Фундаментальные и прикладные исследования в профилактической медицине. Материалы 50-й научно-практической конференции с международным участием «Гигиена, организация здравоохранения и профпатология» и семинара «Актуальные вопросы современной профпатологии». Новокузнецк: Издательство ООО Полиграфист, 2015. С. 37-41.

15. Курысь В. Н., Магин В. А., Смышнов К. М., Денисенко В. С. Физическая подготовка студентов факультета физической культуры в контексте реализации идеи непрерывности профессионального образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 5 (68). С. 167-172.

16. Лукьяненко В. П., Муханова Н. В. Решение задач оздоровительной направленности в современных условиях организации процесса общего физкультурного образования // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Сборник материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», 2018. С. 119-125.

17. Емельянова Л. А., Казанцев С. М. Соревнование и конкуренция как формы взаимодействия субъектов профессиональной деятельности // Уровень жизни населения регионов России. 2018. № 4 (210). С. 108-114.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

References

1. Guba V. P., Neverkovich S. D. Modern physical education and sports education. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka = Physical Education: Upbringing, Education and Training. 2021;(5):31-34. (In Russ.).

2. Khazova S. A., Drofa E. A. The educational environment of the university and evaluation of its competitor-forming influence on students. Innovative directions in development of education, economics, engineering and technology: collection of articles of International scientific-practical conference in 2 parts. Under edition of V. E. Zhidkova. Stavropol: Stavrolit Publishing House; 2018. P. 316-322. (In Russ.).

3. Andreev V. I. Basic laws and ideology of guaranteed quality in higher education. Obrazovanie i samorazvitie = Education and Self-Development. 2014;(3(41)):11-16. (In Russ.).

4. Begidova S. N., Khazova S. A. The essence and content of personal competitiveness. Shkolnie tekhnologii = School Technologies. 2016;(1):14-18. (In Russ.).

5. Labinskaya A. V., Makarova M. Yu. Training of a competitive specialist in educational establishments of higher professional education. Pozharnaya i tekhnosfernaya bezopasnost: problemi i puti sovershenstvovaniya = Fire and Technosphere Safety: Problems and Ways to Improve. 2020;(2(6)):244-248. (In Russ.).

6. Nikolaev N. A. Methodical approach to improving the personnel competitiveness based on the personalized management. Izvestia DVFU. Ekonomika i upravlenie = The Bulletin of the Far Eastern Federal University. Economics and Management. 2020;(3):111-136. (In Russ.).

7. Fatkhutdinov R. A. of training on competitiveness. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2017;(9):4. (In Russ.).

8. Mitina L. M. Psychology of professional and career development. Moscow, St. Petersburg: Publishing house «Nestor-History»; 2019. 396 p. (In Russ.).

9. Markova S. V., Mezinov V. N. Personal maturity as a component of teacher competitiveness. Pedagogika = Pedagogy. 2019;(7):79-84. (In Russ.).

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

10. Shuvalov A. V. Spiritual security as a fundamental basis of psychological

security of a person. Vestnik MGPU. Seria «Pedagogika i psikhologia» = MCU Journal of Pedagogy and Psychology. 2020;(1(51)):65-73. (In Russ.).

11. Balsevich V. K., Lubysheva L. I. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Sports-oriented physical education: educational and social aspects. Teoria i praktika fizicheskoi kultury = Theory and Practice of Physical Education. 2019;(5):19. (In Russ.).

12. Pomiluiko Yu. V., Khakunov N. Kh., Gunazhokov I. K., Kodzheshau M. Kh. Formation of the personality of the personality of adolescents in the system of supplementary education (on the example of football). Izvestia TulGU. Fizicheskaya kultura. Sport = Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021;(5):58-64. (In Russ.).

13. Chermit K. D., Zabolotnii A. G., Mirza M. Yu. Scientific and methodological basis of the system of sports-directed physical education of students of the institutions of higher education. Nauka: kompleksnie problemi = Science: Complex Problems. 2018;(1(11)):18-26. (In Russ.).

14. Druzhilov S. A. Mental health and personal health: definitions of concepts and psychological criteria. Fundamental and applied research in preventive medicine. Materials of the 50th Scientific-Practical Conference with international participation «Hygiene, Public Health Organization and Occupational Pathology» and the seminar «Topical Issues of Modern Occupational Pathology». Novokuznetsk: ООО Polygraphist Publishing house; 2015. P. 37-41. (In Russ.).

15. Kurys V. N., Magin V. A., Smyshnov K. M., Denisenko V. S. Training of students of faculty of physical culture in the context of the implementation of the idea of continuity of professional education. Vestnik Severo-Kavkazskogo federalnogo universiteta = Newsletter of North-Caucasus Federal University. 2018;(5(68)):167-172. (In Russ.).

16. Lukyanenko V. P., Mukhanova N. V. Peculiarities of PE lessons' carrying out of improving orientation in the conditions of FSES realisation of general education. Innovative transformations in the sphere of physical education, sports and tourism.

Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75-93. Pedagogical Research. 2022. Vol. 3. P. 75-93.

Proceedings of the 21st All-Russian Scientific and Practical Conference. Rostov-on-Don: Publishing house of Rostov State University of Economics «RINH»; 2018. P. 119-125. (In Russ.).

17. Emelyanova L. A., Kazantsev S. M. Emulation and competition as the forms of interaction of the subjects of professional activity. Uroven zhizni naselenia regionov Rossii = Living Standards of the Population in the Regions of Russia. 2018;(4(210)):108-114. (In Russ.).

Информация об авторе

Г. Ю. Лях - старший преподаватель кафедры физического воспитания.

Information about the author Gennady Yu. Lyakh - senior lecturer at the Chair of Physical Education.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.10.2022; одобрена после рецензирования 20.10.2022; принята к публикации 21.11.2022.

The article was published 14.10.2022; approved after reviewing 20.10.2022; accepted for publication 21.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.