DOI: 10.18454/IRJ.2016.51.166 Павлюченко О.А.
ORCID: 0000-0001-7520-4959, кандидат педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ ВУЗА К ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В последние годы все большее внимание специалистов физической культуры, работающих в системе вуза, привлекают вопросы формирования готовности студентов с ослабленным здоровьем к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Двигательная активность студентов, рассматривается как один из показателей, который обеспечивает качество жизни подрастающего поколения за счет укрепления здоровья, при использовании педагогических и здоровьесберегающих технологий.
Статистика свидетельствует, что состояние здоровья студентов характеризуется увеличением соматических заболеваний, отклонениями психического здоровья, снижением показателей физического развития, что в последние годы стало предметом обсуждения не только специалистов и руководителей образовательных учреждений, но и правительства. В статье рассматриваются вопросы формирования готовности к физкультурно-оздоровительной деятельности студентов специальной медицинской группы.
Ключевые слова: формирование готовности; физкультурно-оздоровительная деятельность; оздоровительная физическая культура; оздоровительные технологии; студенты специальной медицинской группы.
Pavlyuchenko O.A.
ORCID: 0000-0001-7520-4959, PhD in Pedagogy, Associate Professor, Khakas State University n.a. N.F. Katanov THE FORMATION OF READINESS TO PARTICIPATE IN HEALTH AND FINTESS ACTIVITIES AMONG THE UNIVERSITY STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUPS
Abstract
In recent years more and more physical education specialists working in universities have started to look into the problem offorming readiness to participate in health and fitness activities among the students with health problems.
Physical activity of university students is the criteria which provides the younger generation with the better quality of life by means of health promotion provided by pedagogical and health saving technologies.
According to the statistics, health conditions of the university students are constantly declining , showing the growing amount of somatic deseases, psyciatric diviations, and the decrease in physical developement rates. All that issues became the matter of disscution not only among the specialists and supervisers of educational institutions, but also at governmental level.
This article analyses the questions offorming readiness to participate in health and fitness activities among the students of special medical groups.
Keywords: formation of readiness; health and fitness activities; health-promoting physical education; health-improving technologies; students of special medical groups.
Актуальность исследования. В настоящее время главной задачей, стоящей перед государством, является решение проблемы по обеспечению здоровья студентов. Сложность и уникальность проблемы студенческого здоровья подчеркивается обоюдной вовлеченностью в решение проблемы, как со стороны органов здравоохранения, так и со стороны образовательных учреждений. Поэтому здоровье студентов рассматривается как показатель, который обеспечивает подготовку будущих специалистов к профессиональной деятельности.
По мнению многих исследователей [2, 5, 6, 8] наблюдается увеличение хронических заболеваний среди студенческой молодёжи. Показатель заболеваемости в разных вузах страны составляет от 650,1 до 1750,8 на 1000 студентов в год. В студенческой среде на первом месте заболевание органов дыхания составляет 57,8-72,5 %, последующие места занимают заболевание нервной системы и органов чувств, органов пищеварения [8, 9].
Большой объем информации, плохая экология, неправильный образ жизни требуют от молодёжи больших психологических, физических затрат, что не всегда соответствует их возрастным и физическим возможностям. Длительный период работы в таких условиях приводит к снижению иммунитета, а это в свою очередь, к ухудшению здоровья. [3, 9].
Цель нашего исследования заключается в педагогическом обеспечении учебного процесса по физическому воспитанию студентов, которое способствует формированию готовности к физкультурно-оздоровительной деятельности студентов специальной медицинской группы. Поэтому были определены две задачи: теоретически обосновать значимость педагогического обеспечения учебного процесса для формирования готовности студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях вуза; определить критерии и уровни готовности студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Перед специалистами высшего учебного заведения стоит задача - разработать педагогическое обеспечение для обучающихся, что позволит более качественно осуществлять деятельность по сохранению и укреплению здоровья студентов.
По мнению Н.В. Шепелевой [10, с. 41], педагогическое обеспечение позволяет осуществлять процесс социализации молодёжи в рамках педагогического управления в соответствии с диагностированием, в рамках специализированной программы, посредством организации взаимодействия в разных формах и разными методами участников образовательного процесса друг с другом и с социумом.
Исходя из различных научных работ, следует, что от разработки и реализации педагогического обеспечения зависит качество приобретения знаний в вопросах сохранения и укрепления здоровья, практических умений,
двигательных навыков и способность владеть здоровьесберегающими компетенциями, это позволяет формировать готовность у студентов к физкультурно-оздоровительной деятельности.
Все студенты, занимающиеся по государственным программам, распределяются на четыре группы: основная, подготовительная, специальная медицинская и группа лечебной физической культуры (на основании «Положения о врачебном контроле за лицами, занимающимися физической культурой и спортом).
А.Ю. Лутонин отмечает, что: «В Федеральном законе Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отсутствует законодательная база по определению медицинских групп для занятий физическим воспитанием, нет на этот счет и других официальных документов. Отсутствие федеральной законодательной основы для решения такого вопроса приводит к тому, что в разных регионах используют устаревшие положения, или методические рекомендации местного уровня, которые отличаются в основном по нозологическому принципу» [7, с. 13].
Л.В. Захарова считает, что: «Организация занятий со студентами специальной медицинской группы по физическому воспитанию строится на основе программы 2000 года, в которой не достаточно рассматриваются вопросы педагогического обеспечения учебного процесса по физическому воспитанию студентов, имеющих различные заболевания, не сформулированы четко целевые установки, поэтому каждая кафедра сама разрабатывает свою рабочую программу по проведению практических занятий» [5, с.47].
По мнению разных ученых, считается, что: «Физкультурно-оздоровительная деятельность для студентов специальной медицинской группы в вузе реализуется через компоненты адаптивной физической культуры: адаптивное физическое воспитание, двигательную рекреацию при помощи основного средства - физическое упражнение, которое решает важные педагогические задачи по укреплению и сохранению здоровья» [1, 2, 9].
Физическое воспитание студентов специальных медицинских групп имеет свои особенности, связанные с адаптацией к диагнозу занимающегося и создает базу для дальнейшего развития физических способностей и двигательных навыков, позволяет испытать чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, преодолеть барьер неполноценности.
Т. А. Катцина считает, что «...опыт работы учреждений Красноярского края, который направлен на оздоровление детей средствами физической культуры, еще достаточно мал, но, безусловно, имеет позитивное значение. Он способствует тому, что в процессе систематических занятий физическими упражнениями повышается общая неспецифическая устойчивость организма, улучшается психоэмоциональный комфорт и одновременно повышается социальный статус» [6, с. 133].
Готовность к физкультурно-оздоровительной деятельности позволяет студентам с различными заболеваниями участвовать не только в общественной, культурной жизни, но и в различных спортивных мероприятиях высшего учебного заведения.
Основная задача педагогического обеспечения учебного процесса студентов состоит в определении критериев готовности к физкультурно-оздоровительной деятельности. Это позволит сформировать уверенность в своих возможностях и потребности организма в ежедневных занятиях физическими упражнениями.
Педагогическое обеспечение способствует оптимизации физической нагрузки [9, с.10] и мотивирует студентов на здоровьесбережение, формирует личность, что согласуется с данными других авторов [3, 4]. Как известно, формирование личности происходит в процессе социализации. Важная роль отводится физкультурно-оздоровительной деятельности, которая является средством по укреплению не только здоровья, но физических и духовных сил, а так же способствует формированию когнитивного, деятельностного и мотивационного критериев.
Когнитивный критерий предполагает усвоение знаний по вопросам здорового образа жизни, адаптивных и резервных возможностей организма, принципов наращивания физических нагрузок. Это означает, что каждый студент должен знать состояние своего здоровья, уметь оценивать происходящие изменения в организме при различных видах деятельности, в процессе занятий физической культурой и спортом, владеть двигательными умениями, которые позволят обеспечить достаточный уровень физического здоровья и духовного самосовершенствования.
Деятельностный критерий предполагает уровень самостоятельности использования приобретённых знаний, по вопросам ведения здорового образа жизни.
Мотивационный критерий предусматривает наличие потребности и внутренней мотивации к двигательной активности как важного компонента по формированию готовности к сохранению и укреплению здоровья, предполагает сформированность профессиональной ценности сохранения здоровья через приобретение знаний.
Следовательно, в педагогическом образовании формирование готовности к физкультурно-оздоровительной деятельности студентов специальной медицинской группы должно быть направлено на мотивационную составляющую обучающихся по личностному саморазвитию, по повышению уровня работоспособности, социальной активности средствами физической культуры. Особое внимание уделяли разработке методики при использовании национальных игр для профилактики различных заболеваний.
Это позволило повысить мотивацию к занятиям физической культурой расширить мировоззрение и на более качественном уровне формировать готовность к физкультурно-оздоровительной деятельности.
На основании проведенного исследования, нами были определены три уровня готовности к физкультурно-оздоровительной деятельности: высокий, средний, низкий.
Студенты с высоким уровнем готовности отличаются способностью анализировать приобретённые знания и применять их на практике, сознательно вовлекаются в различные вузовские и межвузовские мероприятия массовой физической культуры, занимаются в спортивных или оздоровительных секциях.
Студенты со средним уровнем готовности имеют недостаточную осведомлённость по вопросам здоровьесбережения, что не способствует повышению физической работоспособности. Не проявляют интереса к предмету «Физическая культура». Деятельностный потенциал реализуется недостаточно, не совершенствуются двигательные навыки.
Низкий уровень готовности присущ студентам, которые не проявляют интерес и упорства в усвоении
теоретического и практического материала, слабо владеют терминологией при выполнении двигательных действий. У них отсутствует мотивация к приобретению знаний по вопросам здоровьесбережения. Низкий уровень деятельностного критерия проявляется в отсутствии заинтересованности в сохранении и укреплении здоровья средствами физической культуры. Нет желания и и не проявляют инициативу для участия в различных спортивных мероприятиях вуза.
Зная уровень готовности каждого студента к физкультурно-оздоровительной деятельности, можно правильно подобрать физические упражнения, национальные и подвижные игры, которые способствуют развитию определённых двигательных качеств.
Такой подход по формированию готовности к физкультурно-оздоровительной деятельности позволил эффективно внедрять педагогические технологии в образовательный процесс для формирования культуры здоровья, образа жизни, духовного, нравственного, физического и интеллектуального потенциала студенческой молодёжи.
Литература
1. Евсеева, О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: I О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев II Под редакцией С.П. Евсеева: учебник. Издательство Советский спорт, 2013. - 388 с.
2. Евстегнеева, О.В. Влияние физических упражнений на функциональное состояние и работоспособность детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: автореф. дис. ... канд. биол. наук 03.03.01 I Евстегнеева Ольга Валерьевна. Ульяновский государственный университет, 2012. - 23 с.
3. Загревская, А.И. Совершенствование методики занятий по физической культуре у студенток специальной медицинской группы на основе программирования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук 13.00.04 I Загревская Александра Ивановна, Омск. 2000. - 24 с.
4. Захарова, Л.В. Сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы вуза на основе интегрального подхода I Л.В. Захарова II Международный научно-исследовательский журнал - 5(47) 2016 часть 4. - С.47-49.
5. Казин, Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: Учебное пособие I ред. коллегия: Э.М. Казин, Н.Э. Касаткина, Е.Л. Руднева и др. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 347 с
6. Катцина, Т.А. Опыт реабилитации детей-инвалидов посредством физ. культ. и спорта в Красноярском крае I Т.А. Катцина II Физическая культура и спорт XXI века : сб. тр. регион. науч. -практ. конф. - Красноярск: Гротеск, 2002. - С. 131-134.
7. Лутонин, А.Ю. Физиологические и психофизиологические критерии распределения студентов на медицинские группы для занятий физической культурой: автореф. дис. ... кан. мед. наук 14.00.51 I Лутонин. Андрей Юрьевич. РГМУ - М., 2009. - 24 с.
S. Люлина, Н.В. Методика обучения здоровью студентов с повреждением опорно-двигательного аппарата I Н.В. Люлина, Л.В. Захарова, Т.А. Шубина II матер. V Международного конгресса валеологов «Здоровье человека - 5». -СПб., 2007. - С. 198-200.
9. Московченко, О.Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека: монография I О.Н. Московченко. - М.: ФЛИНТА, Наука, 2012. - 312 с.
10. Шепелева, Н.В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударственном образовательном учреждении: дис. ...канд.пед.наук I Н.В. Шепелева. - Кострома, 2004. - 211 с.
References
1. Evseeva, O.Je. Tehnologii fizkul'turno-sportivnoj dejatel'nosti v adaptivnoj fizicheskoj kul'ture: I O.Je. Evseeva, S.P. Evseev II Pod redakciej S.P. Evseeva: uchebnik. Izdatel'stvo Sovetskij sport, 2013. - 3SS s.
2. Evstegneeva, O.V. Vlijanie fizicheskih uprazhnenij na funkcional'noe sostojanie i rabotosposobnost' detej i podrostkov s narushenijami funkcij oporno-dvigatel'nogo apparata: avtoref. dis. ... kand. biol. nauk 03.03.01 I Evstegneeva Ol'ga Valer'evna. Ul'janovskij gosudarstvennyj universitet, 2012. - 23 s.
3. Zagrevskaja, A.I. Sovershenstvovanie metodiki zanjatij po fizicheskoj kul'ture u studentok special'noj medicinskoj gruppy na osnove programmirovanija: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk 13.00.04 I Zagrevskaja Aleksandra Ivanovna, Omsk. 2000. - 24 s.
4. Zaharova, L.V. Soprovozhdenie fizkul'turno-ozdorovitel'noj dejatel'nosti studentok special'noj medicinskoj gruppy vuza na osnove integral'nogo podhoda I L.V. Zaharova II Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal - 5(47) 2016 chast' 4. -S.47-49.
5. Kazin, Je.M. Zdorov'esberegajushhaja dejatel'nost' v sisteme obrazovanija: teorija i praktika: Uchebnoe posobie I red. kollegija: Je.M. Kazin, N.Je. Kasatkina, E.L. Rudneva i dr. - Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2009. - 347 s
6. Katcina, T.A. Opyt reabilitacii detej-invalidov posredstvom fiz. kul't. i sporta v Krasnojarskom krae I T.A. Katcina II Fizicheskaja kul'tura i sport XXI veka : sb. tr. region. nauch.-prakt. konf. - Krasnojarsk: Grotesk, 2002. - S. 131-134.
7. Lutonin, A.Ju. Fiziologicheskie i psihofiziologicheskie kriterii raspredelenija studentov na medicinskie gruppy dlja zanjatij fizicheskoj kul'turoj: avtoref. dis. ... kan. med. nauk 14.00.51 I Lutonin. Andrej Jur'evich. RGMU - M., 2009. - 24 s.
S. Ljulina, N.V. Metodika obuchenija zdorov'ju studentov s povrezhdeniem oporno-dvigatel'nogo apparata I N.V. Ljulina, L.V. Zaharova, T.A. Shubina II mater. V Mezhdunarodnogo kongressa valeologov «Zdorov'e cheloveka - 5». - SPb., 2007. -S. 19S-200.
9. Moskovchenko, O.N. Optimizacija fizicheskih i trenirovochnyh nagruzok na osnove individual'nogo adaptivnogo sostojanija cheloveka: monografija I O.N. Moskovchenko. - M.: FLINTA, Nauka, 2012. - 312 s.
10. Shepeleva, N.V. Pedagogicheskoe obespechenie processa socializacii uchashhihsja v negosudarstvennom obrazovatel'nom uchrezhdenii: dis. ...kand.ped.nauk I N.V. Shepeleva. - Kostroma, 2004. - 211 s.