Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Геннадий Юрьевич

Цель исследования - теоретически и эмпирически обосновать, разработать и экспериментально доказать эффективность модели организации физкультурно-оздоровительной активности студентов как комплексного условия развития их личностной конкурентоспособности. В статье раскрываются ключевые понятия проведенного исследования, описываются основы организации деятельности студенческого спортивного клуба как организационного ядра инновационной модели, приводятся данные об успешности ее экспериментальной апробации в условиях образовательного процесса вуза. Научная новизна заключается в обосновании состоятельности идеи развития конкурентоспособности студентов средствами физического воспитания, а именно, в возможности направленно воздействовать средствами физического воспитания на конкурентные качества личности, а также опосредованно обеспечивать их совершенствование через улучшение показателей здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лях Геннадий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF DEVELOPING THEIR COMPETITIVENESS

The purpose of the study is to theoretically and empirically substantiate, develop and experimentally prove the effectiveness of the model of organization of physical culture and health-improving activity of students as a complex condition for the development of their personal competitiveness. The article reveals the key concepts of the study, describes the foundations of organizing the activities of a student sports club, as the organizational core of an innovative model, provides data on the success of its experimental testing in the educational process of a university. Scientific novelty lies in substantiating the consistency of the idea of developing students' competitiveness by means of physical education, namely, in the ability to directly influence the competitive qualities of a person by means of physical education, as well as to indirectly ensure their improvement through improving health indicators.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ»

5. Смакотина H. Л. Трансформация образования е условиях глобализации: возможности и риски I / Ценности и смыслы.-2017,- № б. - С. 23-24.

6. Яшин В. А. Исследования образовательной сре ды в отечественной психологии: от методологи-четких дискуссий к эмпирическим результатам // Известия Саратовского университета. Новая сериа Серия Философия. Психология. Педагогика.-2018.

1. - С 80-89.

7. Грибан О. П., Грибан И. 6. Многозадачность как тенденция развитая современного образования: pro et contra // Понятийный аппарат педагогики и образования: коллективная монография/оте. ред. Е.В.Ткаченко,М.А. Галагузо&а. - Екатеринбург, 2017. - Вып. 10.

8. Федоров A.A., Илалтдинова Е.Ю., Фролова C.B. Открытое педагогическое образование будуще ГО.-М., 2Ö2Ö. - 348 Ш

9. Thomas M. Virtual Teaching in the Time of COVID-19: Rethinking Our WEIRD Pedagogical Commitments to Teacher Education 11 Frontiers in Education. 2020. Vol. 5. No. Article: 595574. https://doi.org/10.3389/ feduc.2020.5955».

Ю.Фролова C.B., Базарнова H.Д., Саватеева Д.А.Формирование профессионального мировоззрения будущего учителя как миссия педагогического университета // Проблемы совfсеменного педагогического образованна - 2020, - № 68 4. - С. 247-250.

11.Ron g Ju i Buldakova N. V., Sot окон mova S, N., Sergeeva M. G., Galushkin A. A., Soloviev A. A., Kryukova N. I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment// Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol, 13,№ 8. Pp. 5281-5293.

12.Фролова С.В. Профессиональное воспитание в образовательном пространстве педагогического вуза: основы проектирования: учебное пособие. - Нижний Новгород: Мининский университет, 2017.- 157с.

13. Advances in Intelligent Systems and Computing. Vol. 677. Springer, Cham, 2018. https://doi.org/ 10.1007/978-3-319-67В43-б_б.

14.Barber M., Donneliy K. and Rizvi S. Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership and the future of education [Electronic resource]. Available at: http://www.ippr.org/ publication/55/9543/oceans-of-innovation the-atlantic-thepacific-globalleaders hi p and-the future -of-education

15.Педагогика: учебник для вузов по направле нию 050100 Педагогическое образование / Бах-мутский А.Е., Вершинина Н.А., Глубокова Г Н. и др. / ПОД ред. А. П. [ряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. -304 с. (Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения).

ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH-IMPROVING ACTIVITY OF STUDENTS IN THE PROCESS OF DEVELOPING THEIR COMPETITIVENESS

Lyakh Gennady Yurievich Lecturer, Department of Physical Education, Kuban State University, Krasnodar

The purpose of the study is to theoretically and empirically substantiate, develop and experimentally prove the effectiveness of the model of organization of physical culture and health-improving activity of students as a complex condition for the development of their personal competitiveness. The article reveals the key concepts of the study, describes the foundations of organizing the activities of a student sports dub, as the organizational core of an innovative model, provides data on the success of its experimental testing in the educational process of a university. Scientific novelty lies in substantiating the consistency of the idea of developing students'competitiveness by means of physical education, namely, in the ability to directly influence the competitive qualities of a person by means of physical education, as well as to indirectly ensure their improvement through improving health indicators,

Keywords: competitiveness of students; health of students; physical activity; physical culture and health-improving activity; physical education; organization of physical education; development of competitiveness and health promotion.

D0I 10.24923/2222-243X.2021 -40.46

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬ ТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Цель исследования - теоретически и эмпирически обосновать, разработать и экспериментально доказать эффективность модели организации физкультурно-оздоровительной активности студентов как комплексного условия развития их личностной конкурентоспособности, В статье раскрываются ключевые понятия проведенного исследования, описываются основы организации деятельности студенческого спортивного клуба как организационного ядра инновационной модели, приводятся данные об успешности ее экспериментальной апробации в условиях образова тельного процесса вуза. Научная новизна заключается в обосновании состоятельности идеи развития конкурентоспособности студентов средствами физического воспитания, а именно, в возможности направленно воздействовать средствами физического воспитания на конкурентные качества личности, а также опосредованно обеспечивать их совершенствование через улучшение показателей здоровья.

УДК 37,032 ВАК РФ 13,00.04

? Лях ГШ, 2021

Ключевые слова; конкурентоспособность студентов;здоровье, студентов;двигательная активность; физкультурно-оздоровительная активность; физическое воспитание; организация физического воспитания; развитие конкурентоспособности и укрепление здоровья.

Введение

В последние годы в системе образования актуализируется проблема формирования личности, с одной стороны, способной эффективно участвовать в конкурентных взаимодействиях (как в профессиональной сфере, так и в иных социальных сферах), с другой стороны, характеризующейся оптимальными показателями здоровья и наличием умений в области его сбережения и укрепления. Таким образом, новой научной задачей высшей школы может быть определен поиск способов интеграции педагогических воздействий, обеспечивающих подготовку конкурентоспособного здорового специалиста. Сложность ее решения данной связана со стрессогеннос-тью условий конкуренции, значительными рисках ее разрушительного воздействия на все составляющие здоровья личности. Ухудшение состояния социально-психологического, физического здоровья, в свою очередь, снижает конкурентные способности личности, препятствует развитию и полноценному проявлению важных в конкретной ситуации социальных и профессиональных качеств [3, 10, 11, 12 и др.]. Это определяет реальную социальную значимость решения вышеназванной задачи, чему препятствует недостаточность исследований в области перспективного проектирования содержания образовательной деятельности, гарантирующей комплексное сохранение и укрепление здоровья и сформирование конкурентных качеств обучающихся. Восполнение названного дефицита научного знания с акцентом на использование физкультурно-оздоровительной деятельности в качестве основного средства, составило цель нашего исследования.

Достижение указанной цели осуществлялось на основе:

- теоретического анализа, дальнейшего обобщения и конкретизации научных данных в области состава конкурентных качеств личности, условий, средств и методов развития конкурентоспособности личности [5,9,11,13 и др.]; показателей и компонентов здоровья, двигательной активности как основы здорового образа жизни [1,3, 4, б и др,]; сущности и компонентов здоровьесберетающей образовательной среды вуза, включая физкультурно-спортивную активность как ее деятельностно-поведенческий элемент [2,7,8,11 и др.];

- эмпирического исследования взаимосвязей между конкурентными качествами личности и характеристиками (индикаторами, параметрами и т.п.) здоровья 8 его физическом, психическом, психологическом, социальном аспектах-посредством диагностики выявленных качеств и расчёта корреляционных связей между ними;

- теоретического моделирования образовательной среды вуза, обеспечивающей организацию физкультурно-оздоровительной активности студентов как комплексного средства здоровьесбере-жения обучающихся и развития их конкурентоспособности; экспериментальной проверки эффективности разработанной модели.

Основная часть

Конкурентоспособность представляет собой личностную характеристику студента, сущность которой составляет внутренняя готовность (мотивационная, эмоциональная, когнитивная, волевая и пр.) и практическая способность эффективно участвовать в конку-

а] О

си

-0 0-ш

СС

ь-X ш

о о

:Г СО

Ё

245

ЛЯХ Гчннадий Юрьевич, преподава тель кафедры Физического воспитания, Кубанский государственный университет, Краснодар

ЪС >

<

ш

s

о ш

<

С1 ш

с

246

ренции в самых разных ситуациях жизнедеятельности (бытовая активность, социальные практики, профессиональная деятельность) благодаря наличиютехсоциальных и/или профессиональных качеств, которые значимы в конкретной ситуации (конкурентных качеств). Траектории и успешность развития конкурентоспособности зависят, в числе прочего, от показателей здоровья, часть которых, непосредственно либо опосредованно, связана с конкурентными качествами личности [10]. В связи с выявленными взаимосвязями становится очевидным, что формирование конкурентоспособности и укрепление здоровья студентов возможно и целесообразно осуществлять как интегрированный процесс, поэтому образовательная среда вуза должна обладать конкурен-то-развивающим и здоровье-сберегающим эффектом. При этом, исходя из роли двигательной активности как ключевого фактора здоровья человека, комплексно проектировать содержание образовательного процесса, обеспечивающего развитие конкурентоспособности и поддержание здоровья студентов целесообразно с использованием всего многообразия ресурсов физического воспитания. Теоретические и эмпирические исследования свидетельствуют о том, что для развития конкурентных качеств, совершенствования определенных компонентов и показателей здоровья в системе физического воспитания можно выделить необходимое содержание, прежде всего, основные средства (физические упражнения, оздоровительные силы природы) и методы (метод строго регламентированного упражнения, круговой метод, игровой метод, соревновательный метод) физического воспитания. Необходимость в целенаправленной реализации имеющегося ресурсного потенциала обусловила разработку модели организации физкультурно-оздоровительной конку ре нто-раз в и ва-ющей активности студентов.

Согласно модели, организационной основой (ядром) деятельности является студенческий спортивный клуб, функционирующий в тесном сотрудничестве с кафедрой физического воспитания. Он организует активность студентов в рамках таких основных форм физ-культурно-спортивной деятельности, как спортивные секции и группы здоровья, физ-культурно-рекреационные группы, а также путем привлечения их к участию в систематически приводящихся физкультурно-спортив-ных мероприятиях (вузовских, факультетских). Физические упражнения, физкультурно-оздоровительные практики, виды спорта составля-

юг основу содержательно-методической базы конкуренто-развивающей здоровье-укрепля-ющей деятельности.

Организация физкультурно-оздоровительной конкуренто-развивающей активности студентов требует педагогического сопровождения на всем протяжении обучения в вузе. Сущность феномена "сопровождение" определило выбор консультаций как основной формы деятельности сопровождающих. Для обеспечения адекватности деятельности сопровождающих и активности сопровождаемых (студентов) реальным, объективным и субъективным, потребностям сопровождаемых (в контексте их здоровья и конкурентоспособности), предлагается система методических и практических рекомендаций. В них определены правила, принципы, алгоритмы проектирования содержания и режимов двигательной активности, включая самостоятельные и организованные формы занятий, а также отбора эффективных методов взаимодействия и способов контроля и самоконтроля состояния здоровья и конкурентоспособности. Для обеспечения личностной ориентированности содержания физкультурно-оздоровительной активности студентов как условия достижения конкуренто-развивающего эффекта, работа организовывалась с дифференцированными группами, сформированными на основании состояния здоровья (основная, специальная медицинские группы), уровня и форм вовлеченности субъектов в систему физической культуры и спорта (группы профессиональных спортсменов и участников массового спорта; группы занимающихся в исключительно оздоровительными видами физической культуры и абсолютно не занимающиеся физическими упражнениями и пр.). Систематичность и последовательность работы обеспечивается ее этапным построением: исходная диагностика, представляющая материалы для дифференциации студентов и определения индивидуального и дифференцированного содержания физкультурно-оздоровительной активности каждого; организация физкультурно-оздоровительного сопровождения, предполагающая разработку индивидуальных и дифференцированных маршрутов двигательной активности студентов; собственно, сопровождение физкультурно-оздоровительной активности студентов, в рамках которого осуществляется и промежуточная оценка текущих результатов с последующей рефлексией и коррекцией ин-дивидуально-дифференцированных маршрутов; контрольная диагностика.

Проверка действенности разработанной модели, адекватности ее содержания реалиям практики проводилась в Кубанском государственном университете. 8 состав экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп вошли студенты (на начало эксперимента - первокурсники) разных факультетов. Для чистоты эксперимента были выбраны факультеты, функционирующие в разных зданиях, в разных микрорайонах города.

Согласно полученным данным, на начало эксперимента между ЭГ и КГ достоверных различий в уровне конкурентоспособности и состоянии здоровья не было. Группы были однородны, характеризовались существенной недостаточностью развития показателей, входящих в изучаемые качества, К окончанию эксперимента между экспериментальной и контрольной группами уже существовали значимые различия по выделенным показателям конкурентоспособности, которых не было зафиксировано на начало эксперимента. Прежде всего отметим, что в ЭГ за год произошло достоверное уменьшение количества двига-тельно пассивных студентов- и по сравнению с исходными данными и по сравнению с КГ. При этом большинство студентов, как из числа ранее пассивных, так и из числа тех, кто до этого практиковал исключительно неорганизованные (самостоятельные) занятия физической культурой, пополняли группу занимающихся, практикующих разные формы двигательной активности - именно в данной группе произошло статистически значимое увеличение количества испытуемых.

Результатом стали положительные сдвиги в уровнях конкурентоспособности и здоровья представителей экспериментальной группы. Так, по конкурентоспособности в целом в ЭГ статистически значимо увеличилось количество студентов с высоким и выше среднего уровнями и уменьшилось - с уровнем ниже среднего. Анализ состава уровневых групп позволил сделать вывод о, преимущественно, поступательном развитии конкурентоспособности студентов, их последовательном переходе от уровня к уровню, хотя встречались и исключения, когда за период между двумя срезами испытуемые демонстрировали переход не на один, а на два уровня вверх. Кроме того, отметим, что в составе обучающихся с высокими уровнями конкурентоспособности больший удельный вес (71,2%) имели студенты, практикующие разные формы двигательной активности.

Детальный анализ изменений, произошедших по показателям конкурентоспособности,

свидетельствует, что по всем из них в ЭГ достоверно увеличилось количество студентов с высоким и выше среднего уровнями. Это произошло, в первую очередь, за счет статистически значимого уменьшения количества испытуемых с уровнем ниже среднего - по показателю установки на участие в конкуренции; среднего и ниже среднего уровнями - по показателю эмоционально позитивного отношения к конкуренции; ниже среднего и низким уровнями - по остальным показателям. Наиболее эффективное развитие получили такие показатели, как: установка на участие в конкуренции, эмоционально позитивное отношение к конкуренции и мотивация достижения успеха. По ним зафиксировано самое значительное количество студентов с высоким и выше среднего уровнями развития и самое минимальное - с низким и ниже среднего уровнями (55,1% / 9,3%, 67,1% / 6,5%, 68,6% / 8,5%). По показателю готовности к оправданному риску, хотя количество студентов с высоким и выше среднего уровнями также составило больше половины (51%), однако представителей с низким и ниже среднего оказалось несколько больше, чем по вышеназванным (14,7%), что, по-видимому, может быть связано с характерологическими особенностями конкретных респондентов. По показателям готовности к мобилизации ресурсов и опыта участия в конкуренции наполняемость высоко и выше среднего уровней составила 43,8% и 46,3% соответственно, а низкого и ниже среднего -15% и 15,8% соответственно.

По всем видам здоровья также достоверно увеличилось количество испытуемых с высоким и выше среднего уровнями и снизилось -с ниже среднего и средним уровнями. При этом наиболее высокие результаты зафиксированы по физическому и социальному здоровью: высокого и выше среднего уровней достигли 80,8% студентов в обоих случаях, на уровнях ниже среднего и среднем - остались 4% и 3% соответственно. Второе место в данном аспекте занимает психологическое здоровье (высокий и выше среднего уровни -74,9%, ниже среднего и средний уровни - 5%), третье -психическое (высокий и выше среднего уровни - 69,5%, ниже среднего и средний уровни -3,4%). Это представляется закономерным ввиду специфичности используемых средств и социально-коммуникативных характеристик физкультурно-спортивной деятельности.

Заключение

Таким образом, в ЭГ по всем исследуемым показателям в течение эксперимента нзблю-

о] О

си

-0 0-цз

СС

ь-X ш

о о

:Г СО

Ё 247

ЪС >

<

LH

s

о

LU

24S

далось поступательное, преимущественно, непрерывное улучшение результатов. Заметим, что результаты двух лет функционирования модели не привели к стопроцентно высокому формированию конкурентоспособности и совершенствованию здоровья и в ЭГ. Это, во-первых, свидетельствует о целесообразности продолжения работы в данном направлении ввиду наличия резервов развития. Во-вторых, представляется естественным по причине индивидуальных особенностей студентов, различий в обстоятельствах жизни и т.д. 8 целом же достигнутые результаты свидетельствуют об эффективности разработанной модели, адекватности выбранных средств, методов, направлений и содержания физкультурно-оздоровительного сопровождения развития личностной конкурентоспособности студен-

тов.

< а

UJ

Литература:

1. Безрука вый Р.В. Здоровьесберегающая среда пуза как условие формирования у студентов здоров ьес бе ре гаю щей компетентности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии.- 2013. №33.- URL: https://cyberleninka.ru/ а rt i cle/n/г d о го v ¡es be re gay us dl зу а-s г е d а-v ша-ka k-uslovie-formirovaniya-u-studentov-zdoroviesbe regayuschey-kompetenfnosti (дата обращения: 07.072021).

2. Бояркина Е.А. Физическое воспитание - фак тор здоровье сберегающей образовательной среды // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2016. - № 2. - С. 59-62.

3. Деньгуб Н.Л. Опыт формирования здорового образа жизни школьников и повышения их конкурентоспособности через систему физического воспитания [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://giqabaza, г tt/doc/166926.html

4. Дружилое CA Психологическое благополучие человека в профессиональной сфере и профессиональное здоровье // Материалы 53-й научно-практической конференции "Современные соци-

ально-гигиенические аспекты сохранения здоровья работающего населения": 17 18 октября 2018 г. Новокузнецк: Изд во МП Петровский К.В., 2018.

- С. 46-48.

5. Лаврентьев С.Ю. Развитие конкурентоспособности будущего специалиста: соотношение личностного и профессионального // Современные наукоемкие технологии. - 2016, - № 3-1. - С. 157 161.

6. Ласовская Н.Ф. Социальное здоровье населе ния и национальная безопасность общества // I уманитарные, социально-экономические и об щественные науки. - 2011. - № 1. - С. 25-29.

7. Мысина Г. А. Здоровьесберегающая образовательно-воспитательная среда вуза (опыт МГТУ им. Н. Э. Баумана) // Известия Уральского государственного университета. - 2010. - № 6 (85).- С 68-76,

8. Семикин Г.И. Создание здоров ьес бе ре гаю щей среды вуза (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана) // ("ума нитарный Вестник. - 2012, - №2.

9. Синицын С.Е, Конкурентоспособность и физическая культура [Электронный ресурс] / СЕ. Синицын. - Режим доступа: http://arbir.ru/articles/ a_3389.htm

Ю.Хазова С.А., Лях ПО,, Ахметов Р.С,8йтютнев Е Е. Физкультурно-оздоровительное сопровождение развития личной конкурентоспособности студен ■ тов // Физическая культура, спорт - наука и прак тика, - 2019. - № 4. - С. 102-108. П.Хазова С.А. Тугуз Ф.К., Корягина Н.в. Развитие конкурентоспособности студентов в условиях здоровьесберегающей образовательной среды вуза как исследовательская проблема теории физической культуры // Теория и практика физической культуры, - 2014. - да 11. - С. 46-48,

12.Холодцева Е.Л. Портнова А.Г. Факторы конку рент ©способности педагогов с большим стажем работы // Психолого-педагогические исследования в Сибири. Сборниктрудов преподавателей и студентов факультета психологии и педагогики.

- Омск: Изд во Омского государственного педа готического университета, 2016. - С. 162-166.

13.Шаповалов В.И., Вербин Ю.И., Савельева Н.А. Конкурентоспособность как интегральный критерий эффективности дополнительного профессионального образования // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 10-1, - С. 218-222.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF THE LEGAL CULTURE OF BACHELORS OF NON-LEGAL SPECIALTIES

Mykhnyuk Maria Ivanovna, DSc ofPedagogical sciences, Professor, Department of Motor Transport Yunusova Afime Narimanoma, Senior Lecturer, Department of Social and Humanitarian Disciplines Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimea

The purpose of the study is to reveal the pedagogical conditions for the formation of the legal culture of bachelors of non-legal specialties through the analysis of the essence of the basic concepts of research from the position of humanistic and professional orientation. The scientific novelty consists in substantiating the essence and content of pedagogical conditions, as well as their direct impact on the process of improving the forms, methods, means of the educational process, creating optima! conditions for the development of the system of legal knowledge and skills of bachelors of non-legal specialties. As a result, the pedagogical conditions for the development of the legal culture of bachelors of non legal specialties are determined and justified.

Keywords: pedagogical conditions; legal culture; bachelors; legal specialties; development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.