Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Кулешова Ольга Викторовна, Богатова Ирина Ивановна

Введение. Важным условием формирования личности студентов и их культурного потенциала в целях обеспечения готовности к социализации в условиях создания и потребления материальных, культурных, духовно-нравственных ценностей является совершенствование интегрированной системы физического воспитания в высшей школе. Цель исследования. Разработка инструментария формирования здорового стиля жизнедеятельности у студенток, имеющих ограничения двигательной активности в условиях вуза. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участия студентки первого года обучения в количестве 75 человек. Для экспериментальных групп программно-содержательное наполнение физического воспитания было построено на основе мотивации к двигательной активности, придание ценностей физической культуры как личностно значимых, расширение диапазона средств, методов и форм физкультурной деятельности. Результаты исследования и выводы. Предложенный вариант организации физкультурного образования в условиях вуза позволил мотивировать и дать практический инструментарий студенткам, имеющим ограничения двигательной активности для проектирования индивидуальной траектории жизнедеятельности на основах здоровьеформирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Кулешова Ольга Викторовна, Богатова Ирина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH PHYSICAL ACTIVITY RESTRICTIONS

The important condition for the formation of the personality of students and their cultural potential in order to ensure preparedness for socialization in terms of the creation and consumption of material, cultural, spiritual and moral values is the improvement of the integrated system of physical education in higher education. The purpose of the research. The purpose of the research is to develop tools for the formation of a healthy lifestyle among the students, who have motor activity limitations in the conditions of the university. The methods. First-year students in the number of 75 people attended the experiment. For the experimental groups, the program-essence content of physical education was built up based on motivation for motor activity, giving the values of physical culture as personally significant, expanding the range of means, methods and forms of physical activity. The results. The proposed version of the organization of physical education in the university allowed us to motivate and to give practical tools to students, who have limitations of motor activity for the design of the individual trajectory of life on the basis of health formation.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

and Therapeutics, No. 9, pp. 17-30.

Контактная информация: rubanovich08@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.12.2020

УДК 796.011.3

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК, ИМЕЮЩИХ ОГРАНИЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Российский

государственный университет правосудия, Восточно-Сибирский филиал, г. Иркутск;

Ольга Викторовна Кулешова, старший преподаватель, Ирина Ивановна Богатова,

старший преподаватель, Иркутский государственный университет

Аннотация

Введение. Важным условием формирования личности студентов и их культурного потенциала в целях обеспечения готовности к социализации в условиях создания и потребления материальных, культурных, духовно-нравственных ценностей является совершенствование интегрированной системы физического воспитания в высшей школе. Цель исследования. Разработка инструментария формирования здорового стиля жизнедеятельности у студенток, имеющих ограничения двигательной активности в условиях вуза. Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участия студентки первого года обучения в количестве 75 человек. Для экспериментальных групп программно-содержательное наполнение физического воспитания было построено на основе мотивации к двигательной активности, придание ценностей физической культуры как личностно значимых, расширение диапазона средств, методов и форм физкультурной деятельности. Результаты исследования и выводы. Предложенный вариант организации физкультурного образования в условиях вуза позволил мотивировать и дать практический инструментарий студенткам, имеющим ограничения двигательной активности для проектирования индивидуальной траектории жизнедеятельности на основах здоровьеформирования.

Ключевые слова: физическое воспитание, мотивация, здоровый стиль жизни, студенты.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p197-202

ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH PHYSICAL

ACTIVITY RESTRICTIONS

Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian state University of justice, East Siberian branch, Irkutsk; Olga Viktorovna Kuleshova, the senior teacher, Irina Ivanovna Bogatova, the senior teacher, Irkutsk State University

Abstract

The important condition for the formation of the personality of students and their cultural potential in order to ensure preparedness for socialization in terms of the creation and consumption of material, cultural, spiritual and moral values is the improvement of the integrated system of physical education in higher education. The purpose of the research. The purpose of the research is to develop tools for the formation of a healthy lifestyle among the students, who have motor activity limitations in the conditions of the university. The methods. First-year students in the number of 75 people attended the experiment. For the experimental groups, the program-essence content of physical education was built up based on motivation for motor activity, giving the values of physical culture as personally significant, expanding the range of means, methods and forms of physical activity. The results. The proposed version of the organization of physical education in the university allowed us to motivate and to give practical tools to students, who have limitations of motor activity for the design of the individual trajectory of life on the basis of health formation.

Keywords: physical education, motivation, healthy lifestyle, students.

ВВЕДЕНИЕ

Мы убеждены, что индивидуально-личностное формирование здоровья, обеспечивающее подготовленность молодого человека к профессиональной социализации, сохранение и укрепление индивидуального здоровья является важным компонентом в проектировании учебного процесса в образовательных учреждениях [4, 7].

Другим важным аспектом формирования здорового стиля жизнедеятельности является способность самостоятельно использовать средства двигательной активности в повседневной жизни. Устойчивая мотивация к самостоятельности, умение выбрать из огромного диапазона физкультурно-оздоровительных видов наиболее личностно-значимые, становится доминирующим фактором формирования здоровья для отдельной личности [1, 2, 7].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЕДОВАНИЯ

Для обоснования эффективности модели физкультурного образования, направленного на формирование здорового стиля жизнедеятельности в нашем эксперименте приняли участие студентки первых курсов с примерно одинаковым уровнем физической подготовленности.

Определяя содержание культуры здоровья студенток, имеющих ограничения двигательной активности в условиях вуза, нам кажется, необходимо включить в содержание образовательного процесса по физической культуре материал, отражающий понимание роли и значения двигательной культуры в процессе формирования здоровья, подготовки их к социальной и профессиональной деятельности.

Экспериментальная работа проводилась в четырех группах. В двух контрольных группах 1-й (п = 18) и 2-й (п = 17) физкультурное обучение было организовано из расчета 186 часов в учебном году по 4 академических часа в неделю в структуре основного расписания. Из общего числа обучающихся двух других групп были скомплектованы 1-я (п = 21) и 2-я (п = 19) экспериментальные группы.

Для обеих экспериментальных групп была разработана модель процесса физкультурного образования со здоровьеформирующей направленностью на основе субъектной физкультурно-оздоровительной деятельности. Занятия проходили 2 раза в неделю по 2 академических часа, однако, с вынесением их за рамки общего расписания учебного процесса.

В структуре программно-содержательного наполнения физического воспитания студенток (таблица 1), имеющих ограничение физической нагрузки, мы использовали широкий спектр физкультурных средств, выбор которых определялся решением основополагающей задачи - формирование здорового стиля жизнедеятельности, а именно:

- создать комплексную теоретическую основу о здоровом стиле жизнедеятельности (индивидуальной траектории двигательного режима, гигиенических факторов, физиологических особенностях и др.);

- раскрыть методические приемы проектирования самостоятельных занятий физкультурной деятельностью;

- сформировать методологическую основу организации, осуществляемой физкультурно-оздоровительной деятельности, решая проблемы всестороннего развития организма с учетом субъектной здоровьеформирующей направленности;

- сформировать креативный элемент культуры здоровьеформирования, который позволяет сделать процесс занятий двигательной деятельностью личностно значимым, интересным, направляет на поиск новых установок в жизни, определяет методы и приемы реализации двигательных упражнений (расширение диапазона физических упражнений, их эмоциональной привлекательности, за счет соревновательных приемов, музыкального сопровождения, групповой организации и др.).

Таблица 1 - Содержанное наполнение занятий экспериментальной группы

Содержание занятии в занятии в году

1. Упражнения аэробной направленности. до 15 15

2. Силовой упражнения со строго дозированной нагрузкой. до 10 4

3. Упражнения координационной направленности. до 15 10

4. Упражнения, направленные на развитие гибкости до 15 11

5. Оздоровительная гимнастика (дыхательная и пластическая гимнастика,

кардио гимнастика, и др.) до 10 5

6. Фитнес технологии 20-50 28

7. Игровые средства до 10 16

8. Контрольный раздел до 20 4

Предложенный вариант организации физической культуры с индивидуально направленной траекторией является основой реализации некоторых методических положений:

1. Программное содержание определялось на принципах дифференциации на основе индивидуальной полезности с использованием различных форм физкультурной деятельности.

2. Материал отдельных занятий структурировался в виде физкультурно-спортивных, направленных на комплексное развитие физических способностей и функционального потенциала студенток.

3. Содержание занятий подбиралось на основе мотивационной составляющей конкретного студента, с учетом интересов, предпочтений, личностной заинтересованности в необходимости двигательной активности, понимании роли физкультурных упражнений в формировании их уровня здоровья.

4. Использование в учебно-тренировочных занятиях нестандартных видов физ-культурно-спортивной деятельности (дозированные упражнения силовой направленности, различные виды оздоровительной гимнастики, фитнес-технологии и др.).

Раздел теоретической подготовки предусматривал изучение достаточно большого объёма информации о роли и значении физкультурной деятельности; методических аспектов моделирования самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности; умений самоорганизации в процессе формирования индивидуального здоровья; способов контроля и самоконтроля за состоянием здоровья, функциональной и физической подготовленностью. В течение учебного года был организован обязательный комплексный контроль за уровнем сформированности образовательного, физкультурно-деятельностного, личностно-ценностного компонентов.

Мы убеждены, что мотивационная компонента является доминирующим аспектом включения студенток в процесс формирования здорового стиля жизнедеятельности, что в конечном счете позволит существенно повысить уровень здоровья занимающихся [3, 4, 5]. Уровень сформированности здорового стиля жизнедеятельности с позиции физкультурно-оздоровительной деятельности осуществлялся на основе регистрации изменений динамики параметров, определяющих уровень сформированности выделенных компонентов: личностно-ценностного (ценностное отношение к спортивно-оздоровительной деятельности); образовательного (уровень теоретической и оздоровительно-прикладной подготовленности); физкультурно-деятельностного (уровень развития физических качеств, индивидуальной функциональной подготовленности, работоспособности) и психологической саморегуляции (таблица 2) [3, 4, 5].

Таблица 2 - Распределение студенток по уровню сформированности отдельных компонентов здорового стиля жизнедеятельности_

Уровни, %

оптимальный | допустимый | критический | недопустимый

Компонент личностно-ценностной ориентации

Начало года 23,12 | 29,14 | 30,13 1 17,61

Уровни, %

оптимальный допустимый критический недопустимый

Конец года 34,92 45,78 16,01 3,29

Компонент образовательной деятельности

Начало года 20,12 29,87 34,30 15,71

Конец года 48,84 34,12 13,90 3,14

Компонент оценочно-мотивационной деятельности

Начало года 14,06 29,80 39,13 17,88

Конец года 26,10 44,90 17,11 11,89

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ

После анализа результатов экспериментального исследования можно констатиро -вать, что количество студенток с недопустимым и критическим уровнем уменьшилось почти в 2,5 раза; количество студенток в конце учебного года с достаточным (оптимальным и допустимым) уровнем выросло на 16,2%.

Статистически достоверными оказались результаты оценочно-мотивационного компонента (Р<0,01 при Р-2,55), определяющего сознательное отношение студенток к необходимости в регулярной, специально организованной двигательной активности, их личностной и социальной значимости в формировании уровня субъектного здоровья, успешности учебной и профессиональной деятельности.

Можно констатировать, что степень сформированности ориентации студенток на личностно-ценностное отношение к физической культуре в экспериментальных группах стала выше в результате моделирования процесса физкультурного образования студенток, имеющих ограничения двигательной активности, обеспечивающего смыслообразующие, ценностно-значимые установки, регламентирующие сформированность здорового стиля жизнедеятельности. Это позволило существенно повысить уровень физической подготовленности.

Главными условиями положительной динамики физических параметров у студенток экспериментальных групп с ограниченными двигательными возможностями в физ-культурно-деятельностном компоненте являются:

- - дифференциация физической нагрузки с учетом морфологических, типологических и функциональных особенностей студенток, за счет специально подобранных средств и методических приёмов;

- определение структурно-содержательного наполнения физкультурного процесса в комплексе общепринятых и инновационных видов физического воспитания и функциональной подготовленности;

- создание положительной психоэмоциональной атмосферы в процессе реализации физкультурно-оздоровительной деятельности, за счёт создания ситуации успеха для каждого занимающегося, придание физкультурной деятельности как личностно значимой;

- большой набор различных средств физкультурно-спортивной деятельности и их свободный выбор, позволяющий существенно повысить мотивационную составляющую в процессе формирования здорового стиля жизнедеятельности;

- существенная корректировка структурного моделирования субъектно-направленного физкультурного образования с вынесением за рамки общего расписания и придания личной значимости.

Для определения уровня сформированности компонента образовательной деятельности были разработаны материалы, отражающие теоретические основы здорового образа жизнедеятельности и комплекс контрольных тестов.

Анализ уровня подготовленности студенток в теоретической части программы позволяет заключить, что уровень овладения теоретическими знаниями в экспериментальных группах студенток оказался существенно выше: в абсолютном выражении

(79,7% правильных ответов против 59,8%); в процентном (на 17,1%; Р<0,05). При этом характерно, что студентки экспериментальных групп имели выше уровень подготовленности в знаниях здорового образа жизни и здоровьеформирования, методических приёмов организации самостоятельных занятий, приёмов самоконтроля за физической и функциональной подготовленностью и др.

ВЫВОДЫ

Безусловно, что оптимальная организация процесса физического воспитания студенток, имеющих ограничения двигательной активности в условиях вуза должна быть построена на основе: общеметодических принципов (сознательности и активности, доступности и индивидуализации и др.); специфических принципов физического воспитания; принципов адаптивного физического воспитания (дифференциально-интегральных оптимумов, персональный подход в соответствии с состоянием здоровья, недопущение истощения и слишком большой нагрузки) и позволила существенно повысить эффективность процесса формирования здорового стиля жизнедеятельности у студенток, имеющих ограничения двигательной активности в условиях вуза [1, 2, 7].

Полученные показатели функционального состояния, физической подготовленности, психологической саморегуляции, отдельных компонентов физкультурного образования дают основание предположить, что основными условиями формирования здорового стиля жизнедеятельности у студенток с ограничениями двигательной активности являются:

- качественный выбор видов физического воспитания и расширение арсенала средств физического развития, с учётом индивидуальных предпочтений студенток;

- создание ценностно-ориентированной среды в физкультурно-образовательном процессе;

- создание ситуации успеха, направленной на интенцию к самостоятельному выбору ценностей физической культуры как важной составляющей жизнедеятельности;

- достаточный уровень физкультурной подготовленности, проявляющийся при демонстрации двигательных умений и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мезенцева В. А. Проблемы формирование здорового образа жизни обучающихся в вузе / В.А. Мезенцева, Жукова Е.И. // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2017. - № 30. - С. 51-53.

2. Русаков А.А. Формирование потребности к физкультурно-оздоровительным занятиям студентов / А.А. Русаков, С.В. Романова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3 (136). -С. 64-69.

3. Русаков А.А. Организация физкультурно-оздоровительных занятий студентов с учетом их потребностей / А.А. Русаков, О.В. Кулешова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 274-278.

4. Русаков А.А. Потребность как фактор физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в условиях вуза / А. А. Русаков, А. В. Павличенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 237-240.

5. Савко Э.И. Студенческая молодежь и ее отношение к физической культуре, и здоровому образу жизни / Э.И. Савко, С.В. Хожемпо // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2018. - № 4 (11). - С. 62-76.

6. Barbuto J. E. Motivation sources inventory: Development and validation of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation / J.E. Barbuto, R.W. Sholl // Psychological Reports. -2017. - Vol. 82, Is. 3. - P. 1011-1022.

REFERENCES

1. Mezentseva, V. A. and Zhukova E. I. (2017), "Problems of forming a healthy lifestyle of students in high school", Physical culture, sport and health, 2017, No. 30, pp. 51-53.

2. Rusakov, A.A. and Romanova, S.V., (2019a), "Formation of the need for physical culture and health classes of students", Proceedings of the Volgograd state pedagogical University, No. 3 (136), pp. 64-68.

3. Rusakov, A. A. and Kuleshova, O.V., (2019b), "Organization of physical culture and health classes of students taking into account their needs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 274-278

4. Rusakov, A.A. and Pavlichenko A. V. (2020), "Need as a factor of physical culture and health-improving activity of students in the conditions of the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (179), pp. 237-240.

5. Savko, E.I. and Hozhempo, S.V. (2018), "Student youth and its attitude to physical culture and healthy lifestyle", Human Health, theory and methodology of physical culture and sport, No. 4 (11), pp. 62-76.

6. Barbuto, J.E. and Sholl, R.W. (2017), "Motivation sources inventory: Development and validation of new scales to measure an integrative taxonomy of motivation", Psychological Reports, Vol. 82, Is. 3, pp. 1011-1022.

Контактная информация: irkrusakov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.12.2020

УДК 796.855.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УШУИСТОВ НА ЭТАПЕ

НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Елена Олеговна Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Александровна Возисова, кандидат педагогических наук, доцент, Чайковский государственный

институт физической культуры

Аннотация

Высокий уровень развития двигательно-координационных способностей необходим спортсменам во многих видах единоборств, в том числе и в ушу, как одном из наиболее технически сложных, и высококоординационных видах спорта, поскольку высокие возможности управления своими координационными способностями позволяют рационально проводить технические действия и определяют соревновательный результат. От развития координации также зависит успешность в обучении новым двигательным действиям и совершенствование их усвоенных форм, проявляющихся во всех сферах двигательной деятельности. Использование в тренировочном процессе ушуистов на этапе начальной подготовки разработанной нами методики позволило значимо повысить уровень развития координационных способностей спортсменов, таких как: удержание равновесия, ритмическая способность и согласованность движений и др. Разработанная методика может быть использована тренерами по ушу и кунг-фу в подготовке спортсменов на этапе начальной подготовки.

Ключевые слова: ушу, методика развития координационных способностей, этап начальной подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p202-205

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES OF WUSHU PLAYERS AT THE

INITIAL TRAINING STAGE

Elena Olegovna Rybakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maria Ale-ksandrovna Vozisova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Tchaikovsky state

Institute of physical culture

Abstract

The high level of development of motor and coordination abilities is necessary for athletes in almost all types of martial arts, especially in Wushu, as one of the most technically complex and highly co-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.