Научная статья на тему 'Создание физкультурно-спортивной среды как фактор приобщения к спортивному стилю жизни'

Создание физкультурно-спортивной среды как фактор приобщения к спортивному стилю жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / НОВЫЙ ПОДХОД / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT / PHYSICAL UPBRINGING / ORGANIZATION / NEW APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фунина Е. Е., Фролов Е. В.

Учебные занятия по физической культуре в педагогическом вузе не обеспечивают необходимого объема двигательной активности, требуемого для улучшения показателей здоровья, разносторонней физической подготовленности, гармоничного развития будущих специалистов в сфере образования. Особая актуальность данной проблемы заключается в том, что именно учителя общеобразовательной школы призваны формировать потребность в систематическом использовании средств физической культуры и спорта у детей и подростков. Практика профессиональной подготовки будущих педагогов свидетельствует о том, что студенты педагогических вузов сами нуждаются в углублении интереса к физическим упражнениям, понимании их значимости для улучшения здоровья, повышении интеллектуальной и физической работоспособности как главного условия нормального функционирования организма. Материал. В данной статье рассматривается способ решения данной проблемы путем организации физкультурно-спортивной среды с целью приобщения студентов педагогических вузов к спортивному стилю жизни. Возможность заниматься в спортивно-оздоровительном комплексе, оборудованном разнообразными тренажерами, при методической помощи инструктора создает условия для разработки индивидуальной модели формирования спортивного стиля жизни. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. В статье рассматриваются условия, при которых в процессе занятий в спортивно-оздоровительном комплексе успешно формируется потребность в систематическом выполнении разнообразных физических упражнений, навыки разработки индивидуальной модели приобщения к спортивному стилю жизни. Результаты педагогического эксперимента показали перспективность и эффективность предложенного автором подхода к решению проблемы концептуального изменения содержания физического воспитания студентов педагогических вузов. Заключение. Создание физкультурно-спортивной среды позволит формировать устойчивый интерес к физической культуре и спорту как эффективному средству создания фенотипического статуса, востребованного обществом. Осознание важности этого положения позволит понять необходимость разработки студентами индивидуальной модели приобщения к спортивному стилю жизни. Самостоятельные занятия в физкультурно-спортивном комплексе создают условия для разработки индивидуальной модели приобщения к спортивному образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фунина Е. Е., Фролов Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL-SPORTS ENVIRONMENT CREATION AS THE FACTOR OF INVOLVEMENT INTO SPORTS LIFE-STYLE

Physical culture lessons at a pedagogical higher educational establishment don’t provide the necessary volume of physical activity, which is demanded for health indices improvement, many-sided physical development, harmonious development of the future specialists in the sphere of education. Special urgency of this problem is in the fact that teachers at schools are to form the need for systematic use of physical culture and sport means among children and teen-agers. The practice of professional training of the future teachers proves that the students from pedagogical higher educational establishments need motivation increase for physical exercises, importance understanding of health improvement, intellectual and physical working capacity increase as the main condition of a normal functioning of an organism. Material. The article is about the way of this problem solution by means of physical-sports environment organization in order to involve students from pedagogical higher educational establishments into sports life-style. The opportunity to go in for a sports-health improving complex, equipped with different training simulators, with methodical help of an instructor creates the conditions for an individual model creation of a sports life-style formation. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, pedagogical experiment, testing, static handling of material. Results. The article is about the conditions, in which during the process of training in a sports-health-improving complex, the need for systematic fulfillment of different physical exercises, the skills of individual model creation of involvement into sports life-styleis formed. Pedagogical experiment results showed the prospectivity and effectiveness of the offered by the author approach to the problem solution of a conceptual change of pedagogical Universities students’ physical upbringing content. Conclusion. Physical-sports environment creation helps to form a steady interest to physical culture and sport as an effective means of a phenotypic status creation, which is demanded by society. The importance of this thesis realization will help to understand the necessity of creating an individual model of involvement into sports life-style by students. Independent lessons in physical-sports complex create the conditions for an individual model creation of involvement onto sports life style.

Текст научной работы на тему «Создание физкультурно-спортивной среды как фактор приобщения к спортивному стилю жизни»

DOI 10.14526/01_1111_115 УДК 37.018

СОЗДАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ПРИОБЩЕНИЯ К СПОРТИВНОМУ СТИЛЮ ЖИЗНИ

Е.Е. Фунина - кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Фролов - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.

Ульянова»,

Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: elena [email protected] E-mail: e v [email protected]

Аннотация. Учебные занятия по физической культуре в педагогическом вузе не обеспечивают необходимого объема двигательной активности, требуемого для улучшения показателей здоровья, разносторонней физической подготовленности, гармоничного развития будущих специалистов в сфере образования. Особая актуальность данной проблемы заключается в том, что именно учителя общеобразовательной школы призваны формировать потребность в систематическом использовании средств физической культуры и спорта у детей и подростков. Практика профессиональной подготовки будущих педагогов свидетельствует о том, что студенты педагогических вузов сами нуждаются в углублении интереса к физическим упражнениям, понимании их значимости для улучшения здоровья, повышении интеллектуальной и физической работоспособности как главного условия нормального функционирования организма. Материал. В данной статье рассматривается способ решения данной проблемы путем организации физкультурно-спортивной среды с целью приобщения студентов педагогических вузов к спортивному стилю жизни. Возможность заниматься в спортивно-оздоровительном комплексе, оборудованном разнообразными тренажерами, при методической помощи инструктора создает условия для разработки индивидуальной модели формирования спортивного стиля жизни. Методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка материала. Результаты. В статье рассматриваются условия, при которых в процессе занятий в спортивно-оздоровительном комплексе успешно формируется потребность в систематическом выполнении разнообразных физических упражнений, навыки разработки индивидуальной модели приобщения к спортивному стилю жизни. Результаты педагогического эксперимента показали перспективность и эффективность предложенного автором подхода к решению проблемы концептуального изменения содержания физического воспитания студентов педагогических вузов. Заключение. Создание физкультурно-спортивной среды позволит формировать устойчивый интерес к физической культуре и спорту как эффективному средству создания фенотипического статуса, востребованного обществом. Осознание важности этого положения позволит понять необходимость разработки студентами индивидуальной модели приобщения к спортивному стилю жизни. Самостоятельные занятия в физкультурно-спортивном комплексе создают условия для разработки индивидуальной модели приобщения к спортивному образу жизни. Ключевые слова: вуз, физическое воспитание, организация, новый подход.

PHYSICAL-SPORTS ENVIRONMENT CREATION AS THE FACTOR OF INVOLVEMENT INTO SPORTS LIFE-STYLE

Elena E. Funina Evgeni V. Frolov

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: elena [email protected] E-mail: e v [email protected]

Annotation. Physical culture lessons at a pedagogical higher educational establishment don't provide the necessary volume of physical activity, which is demanded for health indices improvement, many-sided physical development, harmonious development of the future specialists in the sphere of education. Special urgency of this problem is in the fact that teachers at schools are to form the need for systematic use of physical culture and sport means among children and teenagers. The practice of professional training of the future teachers proves that the students from pedagogical higher educational establishments need motivation increase for physical exercises, importance understanding of health improvement, intellectual and physical working capacity increase as the main condition of a normal functioning of an organism. Material. The article is about the way of this problem solution by means of physical-sports environment organization in order to involve students from pedagogical higher educational establishments into sports life-style. The opportunity to go in for a sports-health improving complex, equipped with different training simulators, with methodical help of an instructor creates the conditions for an individual model creation of a sports life-style formation. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, pedagogical experiment, testing, static handling of material. Results. The article is about the conditions, in which during the process of training in a sports-health-improving complex, the need for systematic fulfillment of different physical exercises, the skills of individual model creation of involvement into sports life-styleis formed. Pedagogical experiment results showed the prospectivity and effectiveness of the offered by the author approach to the problem solution of a conceptual change of pedagogical Universities students' physical upbringing content. Conclusion. Physical-sports environment creation helps to form a steady interest to physical culture and sport as an effective means of a phenotypic status creation, which is demanded by society. The importance of this thesis realization will help to understand the necessity of creating an individual model of involvement into sports life-style by students. Independent lessons in physical-sports complex create the conditions for an individual model creation of involvement onto sports life style.

Keywords: higher educational establishment, physical upbringing, organization, new approach.

Актуальность. Ритм

жизнедеятельности современных людей существенно отличается от условий жизни предыдущих поколений, при

одновременном резком снижении объема двигательной активности. Высокая динамичность политической и

экономической ситуации оказывает существенное влияние на социальную сферу, обусловливая излишнюю нервно-мышечную напряженность.

Физическая культура и спорт являются мощными средствами

укрепления духовного и физического здоровья, повышения

стрессоустойчивости, управления

психоэмоциональным состоянием. Однако использование данных средств требует специальной подготовки, высокого уровня компетентности, знания механизма воздействия физических упражнений на организм, методики применения тренировочной нагрузки. Физкультурно-спортивная деятельность ставит человека в условия, требующие развития духовно-нравственных, морально-волевых качеств;

повышения физических кондиций, постоянного самосовершенствования [3, 4, 6, 7].

Укрепление здоровья, повышение интеллектуальной и двигательной активности связано со спортивным стилем жизни, формирование которого невозможно без создания модели повышения индивидуального уровня физической подготовленности. Разработка данной модели способствует

установлению единства потребностей, интересов и возможностей самореализации индивида, а также выявлению условий, обеспечивающих выполнение программы его личностного развития.

Повышение уровня физической подготовленности осуществляется только в процессе систематического выполнения комплекса разнообразных физических упражнений при постепенном увеличении их сложности и дозировки, оказывающих разностороннее воздействие на организм [2, 5].

Целью данной работы является теоретическое обоснование

необходимости создания физкультурно-спортивной среды для приобщения занимающихся к спортивному стилю жизни.

Задачи: 1. Выявить содержание физкультурно-спортивной среды,

способствующей разработке модели спортивного стиля жизни.

2. Разработать методику

использования физкультурно-спортивной среды в формировании потребности в спортивном стиле жизни и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Материал. Социально-

экономические изменения в стране обусловили потребность общества в активных людях с высоким уровнем самостоятельности, инициативности,

стремлением к повышению

профессионализма. Это требует соответствующего уровня духовно-нравственного развития,

сформированности волевого компонента

характера двигательной активности, творческой интеллектуальной

деятельности.

Востребованность в людях, стремящихся к спортивному образу жизни, обусловлена их самодостаточностью, высоким уровнем компетентности не только в сфере профессиональной, но и физкультурно-спортивной деятельности. Уровень компетентности в сфере физической культуры и спорта, как подчеркивает С.И. Захаров, 2008, определяет в значительной мере потребность в разработке собственной модели приобщения к спортивному стилю жизни, обеспечивающей достижение индивидуально необходимых показателей развития мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости и других качественных сторон двигательной деятельности.

Спортивно-техническая база

многих учебных и производственных учреждений существенно улучшилось за счет разнообразных современных разнонаправленных тренажеров,

позволяющих решать большой арсенал задач по развитию двигательно-координационных качеств, укреплению отдельных групп мышц, повышению функциональных показателей. Однако, как показали результаты нашего исследования, значительная часть занимающихся в спортивных комплексах, оснащенных тренажерами и тренажерными

устройствами, самостоятельно определяют объем и интенсивность мышечной нагрузки, дозировку, последовательность выполнения различных силовых упражнений. Такой подход не обеспечивает последовательного и постепенного развития двигательно-координационных качеств, улучшение функциональных показателей и здоровья. Нерациональное использование

физических упражнений не обеспечивает адаптацию организма к мышечной нагрузке, что оказывает отрицательное воздействие на организм и формирует

негативное отношение к физическим упражнениям.

Успешная реализация

индивидуальной модели повышения уровня физической подготовленности, приобщение к спортивному стилю жизни возможно при создании физкультурно-спортивной среды, обеспечивающей методическое руководство и

педагогический контроль характера двигательной деятельности

занимающихся.

Физкультурно-спортивная среда предусматривает:

- установление четких правил поведения занимающихся в спортивно-оздоровительном комплексе; требований к одежде, обуви;

- присутствие в спортивно-оздоровительном комплекса инструктора-методиста с базовым физкультурно-педагогическим образованием, осуществляющего контроль самостоятельной тренировочной деятельности занимающихся;

- наличие у каждого тренажера описания его устройства, принципа действия, характера воздействия на организм, правил его использования, выбора рациональной дозировки мышечной нагрузки;

- проведение инструктором-методистом систематических консультаций по выполнению силовых упражнений на каждом тренажере;

- разъяснение занимающимся необходимости рационального сочетания циклических упражнений: бега, плавания и др. (аэробного компонента) с ациклическими, силовыми упражнениями на тренажерах (анаэробного компонента). Прирост мышечной силы, быстроты, выносливости и других качественных сторон двигательной деятельности возможен при нормальном функционировании сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;

- осуществление инструктором-методистом педагогического наблюдения за деятельностью занимающихся,

проведение опроса по самочувствию, формирование навыков контроля функционального состояния, ведение дневника самоконтроля;

- изменение показателей частоты сердечных сокращений до начала занятий и после тренировки;

- обязательное проведение самостоятельной индивидуальной разминки по схеме, имеющейся в различных местах спортивно-оздоровительного комплекса.

Результаты и их обсуждение. Создание физкультурно-спортивной среды способствует формированию

компетентности занимающихся в сфере физической культуры и спорта, пониманию механизма воздействия упражнений на организм, закономерностей повышения показателей физической подготовленности. Это позволило более рационально разрабатывать модель спортивного образа жизни и организовать двигательную деятельность в соответствии с ее содержанием.

Для проверки данных положений был проведен педагогический

эксперимент, в котором приняли участие 42 студента естественно-географического и других факультетов. Были организованы две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), по 21 человеку в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено

тестирование с целью выявления исходного уровня физической

подготовленности. Использовались

следующие контрольные упражнения: бег 100 м (с); кросс 2000 м (мин); прыжок в длину с места (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз; поднимание ног до касания пола за головой из положения лежа на спине (кол-во раз).

Анализ полученных данных не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности студенток КГ и ЭГ (р>0,05). Кроме того, учитывались посещаемость учебных занятий по физической культуре, степень

интеллектуальной и двигательной

активности, стремление к

самостоятельному дополнительному

выполнению физических упражнений для развития двигательно-координационных качеств. Обработка материалов

исследования также не выявила существенных различий по данным показателям (р>0,05).

В процессе проведения

педагогического эксперимента студентки КГ занимались по общепринятой методике в соответствии с программой по физической культуре, рекомендованной Министерством образования. В ЭГ на учебных занятиях рекомендовалось посещение спортивно-оздоровительного комплекса в дополнительное время, где преподаватель выступал в роли инструктора-методиста. Содержание

учебных занятий по физической культуре согласовывалось с характером упражнений в спортивно-физкультурном комплексе: если студенты выполняли кросс на 2000 м, то во время занятий в физкультурно-оздоровительном комплексе им

предлагались силовые упражнения на различных тренажерах.

Студентам разъяснялся механизм воздействия физических упражнений различной направленности на организм; раскрывалась значимость сочетания циклических и ациклических упражнений; роль средств природы в укреплении здоровья и повышении уровня физической подготовленности; показывалась роль индивидуальной модели приобщения к спортивному стилю жизни для обеспечения фенотипического статуса, востребованного в обществе, поддержания высокого уровня интеллектуальной и физической работоспособности,

сохранения рационального соотношения росто-весовых показателей, достижения успешности в учебной и других видах деятельности.

Во время занятий в физкультурно-спортивном комплексе при выборе тренажеров учитывались индивидуальные особенности студенток ЭГ, их интересы, возможности и потребности.

Разрабатывались оригинальные комплексы упражнений танцевального характера для индивидуальной разминки, формировались навыки разработки собственной модели приобщения к спортивному стилю жизни. Студенткам ЭГ раскрывалась значимость улучшения динамической и статической осанки для поддержания востребованного в обществе имиджа, красивой походки, жестов, мимики, повышающих уровень общей и двигательной культуры. Сочетание учебных занятий по физической культуре (три раза в неделю) и самостоятельных в физкультурно-спортивном комплексе (два-три раза в неделю) обеспечило систематичность выполнения мышечной нагрузки, формирование навыков самоконтроля функционального состояния,

способствовало формированию

потребности в регулярном выполнении физических упражнений, спортивном стиле жизни.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической подготовленности с использованием тех же контрольных упражнений. Анализ результатов исследования показал, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, при явном преимуществе занимающихся ЭГ. Так, в КГ при исходных данных в беге на 100 м 17,24±0,14 с к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 17,11±0,13 с (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 17,26±0,16 с к завершению педагогического эксперимента данные возросли и составили 16,88±0,11 с (р>0,05). При исходных данных в кроссе на 2000 м в КГ 13,34±0,56 м к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 13,29±0,16 м (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 13,33±0,18 м к завершению педагогического

эксперимента данные увеличились и составили 12,91±0,09 м (р<0,05). При

исходных данных прыжка в длину с места в КГ 181,67±9,16 см к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли и составили 184,93±7,15 см (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходных данных 186,0±5,12 см к завершению педагогического

эксперимента показатели повысились до 197,1±0,58 см (р<0,05). Подобная тенденция улучшения результатов в ЭГ была выявлена и по другим контрольным упражнениям.

У студентов ЭГ улучшилась посещаемость учебных занятий по физической культуре, пропуски были только по уважительной причине. Во время выполнения учебных заданий существенно увеличилась

интеллектуальная и двигательная активность. Занимающиеся активно участвовали в обсуждении всех вопросов, стремились сделать возможно больше попыток, в конце учебного занятия выполняли упражнения для повышения показателей мышечной силы, быстроты, выносливости, точности, устойчивости тела и других двигательно-координационных качеств. Высокая активность и работоспособность была отмечена также на тренировках в физкультурно-спортивном комплексе.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что для формирования спортивного стиля жизни студентам вузов необходимо выйти за пределы учебных занятий по физической культуре, направленных на подготовку к сдаче нормативов по физической

подготовленности. Самостоятельные

занятия в физкультурно-спортивном комплексе, располагающем

разнообразными тренажерами. при консультативной помощи инструктора-методиста, рассматриваемые как физкультурно-спортивная среда, создают условия для разработки модели приобщения к спортивному образу жизни. Эффективность методики формирования спортивного стиля жизни была

подтверждена в ходе педагогического эксперимента.

Литература

1. Захаров, С. И. Совершенствование физического воспитания школьников в свете своевременных концептуальных подходов. Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях. Идея, духовность, воспитание : материалы II Междунар. науч.-практ. конференции, г. Якутск, 5-6 июля 2008 г. / С. И. Захаров. - С. 73-76.

2. Валкина О.Н. Игровая деятельность как фактор приобщения детей и подростков к систематическим занятиям физическими упражнениями /О.Н. Валкина, Ф.М. Кодолова, Е.Е. Фунина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. -№1(38). - С.129-136. Б01: 10.14526/01_1111_88. ЬЦр://еЦЪгагу.ги/йет.а8р?Ы=25752262.

3. Кодолова, Ф. М. Совершенствование физического воспитания студентов нефизкультурных вузов / Ф. М. Кодолова, Л. Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 3. - С. 52-55.

4. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения. Т.1.2. / А. Н. Леонтьев. - М. : Изд. Педагогика, 1983. - С. 119137.

5. Назаренко, Л. Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2013. -№ 10. - С. 9-12.

6. Николаев, Ю. М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры,. - № 7. - 2004. - С. 2-10.

7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Изд. Педагогика, 1989. - С. 189-197.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Сюкиев, Д. Н. Особенности развития Я-концепции спортсменов с учетом спортивной квалификации. Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса : материалы Междунар. науч.-практ. конференции 26-27 февр. 2015 г. / Д. Н. Сюкиев, Г. Л. Драндров, Л. В. Никитина. - Набережные Челны. - С. 344-346.

9. Фунина Е.Е. Выявление отношения учителей физической культуры к воспитательной работе с учащимися /Е.Е. Фунина, Е.В. Фролов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №1(34). - С.154-159. Б01: 10.14526/12_2015_12. 1Шр ://еПЬгагу.ги/йет. ;^р?1((=23376819.

References

1. ZakharovS. I.

Sovershenstvovaniefizicheskogovospitaniyashkol'nikov vsvetesvoevremennykhkontseptual'nykhpodkhodov. Fizicheskaya kul'tura i detsko-yunosheskii sport v sovremennykh usloviyakh. Ideya, dukhovnost', vospitanie [Physical upbringing improvement among schoolchildren in terms of timely conceptual approaches. Physical culture and sport for children and teen-agers in modern conditions. Idea, spirituality, upbringing], materials of the Ilnd International scientific-practical conference, Yakutsk, July, 5-6, 2008 , pp. 73-76.

2. Valkina O.N., Kodolova F.M., Funina E.E. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2016, No.1(38), pp. 129-136. DOI: 10.14526/01_1111_88. http://elibrary.ru/item.asp?id=25752262.

3. Kodolova F. M., Nazarenko L.D. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka, 2014, No. 3, pp. 52-55.

4. Leontev A. N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya. T.1.2. [Selected psychological works. Volume 1.2. ], Moscow : Pedagogics publishing house, 1983, pp. 119-137.

Подано: 13.04.2016 г. Принято: 15.04.2016г.

5. Nazarenko L. D. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury , 2013, No.10, pp. 9-12.

6. Nikolaev Y. M. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury , 2004, No. 7, pp. 2-10.

7. Rubinshteyn S. L. Osnovy obshchei psikhologii [The basis of general psychology: in 2 volumes], Moscow Pedagogics publishing house, 1989, pp. 189-197.

8. Syukiev D. N., Drandrov G.L., Nikitina L.V. Osobennosti razvitiya Ya-kontseptsii sportsmenov s uchetom sportivnoi kvalifikatsii. Sovremennye problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoi kul'tury, sporta, turizma i sotsial'no-kul'turnogo servisa [The peculiarities of Self-conception development among sportsmen, taking into consideration sports qualification. Modern problems and prospects of physical culture, sport, tourism and social-cultural service development], materials of the International scientific-practical conference, February, 26-27, 2015, Naberezhnye Chelny, pp. 344-346.

10. Funina E.E., Frolov E.V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 1(34), pp. 154-159. DOI: 10.14526/12_2015_12. http ://elibrary.ru/item. asp?id=23376819.

Фунина Елена Евгеньевна — преподаватель кафедры биологии человека и основ медицинских знаний ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700 E-mail: elena funinaamaiL ru

Фролов Евгений Владимирович — преподаватель кафедры биологии человека и основ медицинских знаний ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700 E-mail: e v frolovamaiLru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.