Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №1(38) 2016
ISSN2070 4798(Print)
_ISSN 2070 4 798 (Online)
УДК 37.018 DOI 10.14526/01_1111_88
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К СИСТЕМАТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ
Валкина О.Н. - кандидат биологических наук, доцент Кодолова Ф.М. - кандидат педагогических наук, доцент Фунина Е.Е. - кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ « Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова»,
432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4
PLAYING ACTIVITY AS THE FACTOR OF CHILDREN AND TEENAGERS INVOLVEMENT INTO SYSTEMATIC PHYSICAL EXERCISES
Valkina O.N. - candidate of biological sciences, associate professor Kodolova F.M. - candidate of pedagogics, associate professor Funina E.E. - candidate of pedagogics, associate professor Federal State Budgetary Educational Establishment "Ulyanovsk State Pedagogical
University named after I.N. Ulyanov", 432700 Ulyanovsk, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, house 4
e-mail: elena [email protected]
Аннотация. Физическая культура и спорт располагают мощным оздоровительным потенциалом, реализация которого требует расширения границ сложившегося понимания значимости систематических занятий физической культурой и спортом, познавательных процессов, формирования морально-волевых и нравственных качеств. Методы: анализ и систематизация научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. Игровая деятельность широко используется в образовательных учреждениях как важный инструмент формирования личности. Оздоровительный, развивающий и воспитательный потенциал игровой деятельности успешно реализуется только при использовании ведущих педагогических принципов обучения и воспитания. Соревнования не только со сверстниками, но и с самим собой позволяют совершенствовать социальную природу. Результаты. В данной статье предлагается методика организации и проведения игровой деятельности с подростками 12-14 лет, направленная на разностороннее развитие, повышение физической подготовленности, совершенствование интеллектуальных, морально-волевых и нравственных качеств, возможность общения со сверстниками. Целенаправленная, систематическая игровая деятельность способствует формированию потребности в двигательной активности; проявлению способностей к тому или иному виду спорта. Заключение. Игра занимает важное место в жизни детей и подростков, так как в процессе игровой деятельности формируются навыки выполнения различных трудовых операций; выстраивания рациональных взаимоотношений с окружающими людьми, создаются условия для совершенствования. Игровая деятельность занимает ведущее место среди других
средств физического воспитания, особенно при подготовке к предстоящей профессиональной деятельности. Игра является и средством и методом развития не только физической природы человека, но и формирования его как социально активной личности, спортивного стиля жизни. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной методики организации и проведения игровой деятельности со школьниками подросткового возраста, способствующей повышению кинезиологического потенциала, усвоению жизненно важных двигательных умений и навыков, укреплению здоровья.
Ключевые слова: физическая культура и спорт, школьники, спортивно-массовая работа, формы организации, формирование интереса.
Annotation. Physical culture and sport have a great health-improving potential, the realization of which demands the borders broadening of the existing importance understanding of a systematic muscular training, cognitive processes, ethical-volitional and moral qualities. Research methods: scientific-methodical literature analysis and systematization, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation. Materials. Playing activity is widely used in educational establishments as an important instrument of personality formation. Health-improving, developmental and upbringing potential of playing activity is successfully realized only in case of the leading pedagogical principles of education and upbringing use. Competitions with coevals and with oneself help to develop social nature. Results. The article presents a methodology of playing activity organization and arrangement with 12-14 years-old teen-agers, directed at many-sided development, physical fitness improvement, intellectual, ethical-volitional and moral qualities development, at opportunity to communicate with coevals. A purposeful, systematic playing activity provides the need formation for physical activity; abilities revelation to this or that kind of sport. Conclusion. Game takes an important role in the life of children and teen-agers, as during the playing activity the skills of different labor operations fulfillment are formed; rational interrelations with people around are set; the conditions for development are created. Playing activity takes a leading place among other means of physical upbringing, especially while training for the future professional activity. Game is the means and method of a person's physical nature development and his formation as socially active personality, the means and method of a sports life style formation. The results of the pedagogical experiment showed the effectiveness of created methodology of playing activity organization and arrangement with schoolchildren teen-agers, which provides kinesiological potential increase, important motional abilities and skills mastering, health improvement.
Keywords: Physical culture and sport, schoolchildren, sports-mass work, forms of organization, interest formation.
Актуальность. В спортивной психологии и педагогике подвижные игры рассматриваются как специально организованная двигательная
деятельность, направленная на реализацию разнообразных задач, требующих проявления интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, логической и двигательной памяти, творческого мышления; нравственных качеств: честности, ответственности,
инициативности, подчинения личных интересов коллективным, а также соответствующих показателей
качественных сторон двигательной деятельности [1, 3, 5].
Важной особенностью игры является многообразие двигательных действий, оказывающих всестороннее воздействие не только на все группы мышц, но и на все физиологические системы. Требование подчиняться правилам игры оказывает положительное воздействие на психику детей и подростков. Несмотря на установленные правила игры, нормы поведения, игра предоставляет широкие возможности для импровизации движений, находчивости, самовыражения, быстроты реакции, проявления смекалки. Возможность импровизации при определенной свободе действий способствует снятию
психической напряженности и
закомплексованности, что способствует формированию активной жизненной позиции. Каждая подвижная или спортивная игра проводится в изменяющихся условиях, с другим составом участников, в различную погоду, разное время дня, места проведения, что создает ощущение новизны, особой привлекательности двигательной
деятельности.
В атмосфере игрового
соперничества проявляется способность к объективной оценке ситуации, действий участников игры, поиску эффективного решения двигательной задачи в быстро меняющихся условиях, что требует четкого восприятия, своевременного переключения внимания, опоры на имеющийся опыт игровой деятельности, анализа возможностей команды противника, расстановки сил и т.д. Чем больше требований игра предъявляет к ее участникам, тем привлекательнее она для них. Это делает игровую деятельность универсальным средством и методом разностороннего физического,
интеллектуального и духовно-
нравственного развития [2-4].
Цель данной работы состоит в теоретическом и методическом
обосновании значения игры как средства и метода приобщения детей и подростков к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Задачи: 1. Выявить условия, определяющие интерес школьников к игровой деятельности.
2. Разработать методику
использования подвижных и спортивных игр для вовлечения детей и подростков в физкультурно-оздоровительную и
спортивно-массовую деятельность.
Материалы. Подвижные и спортивные игры основаны на использовании разнообразных
двигательных действий, что требует сформированности различных умений и навыков в беге, прыжках, метании, лазании, что регламентирует не только величину развиваемых мышечных усилий, физического и психического напряжения,
но и характер взаимоотношений между участниками игрового взаимодействия, судьями, зрителями, техническим персоналом. Благодаря этой особенности игра моделирует взаимодействие подростков с внешним миром, является эффективным средством социализации личности, подготовки к предстоящей трудовой деятельности.
Проведение подвижной или спортивной игры связано с проявлением инициативы, смекалки, сообразительности при оборудовании специального места: расчистки игровой площадки от снега, заливки хоккейного поля, установки ворот для футбола, щитов с корзинами для баскетбола и т.д. Это требует развития трудовых навыков, которыми каждый подросток с удовольствием овладевает в предвкушении положительного
эмоционального воздействия от предстоящей игры. Простота содержания игровой деятельности, возможность наглядного зрительного восприятия каждого элемента игры, разнообразие моторных актов, доступность правил, постоянный контроль игрового
взаимодействия участников исключают вероятность их нарушения, нечестного поведения, создает условия для успешной реализации оздоровительных,
образовательных, развивающих и воспитательных задач; делают эту разновидность двигательной деятельности наиболее привлекательной для людей различного возраста. В ходе игры создаются условия для творческой инициативы; понимания достигнутого результата от действий каждого члена команды, согласованности движений всех игроков, осознания своего вклада в общую победу, что повышает самооценку, уверенность в себе, создает возможности для самопознания и
самосовершенствования.
Однако реализация мощного двигательного, образовательного и воспитательного потенциала игровой деятельности не осуществляется автоматически, данные функции проявляются только при постановке конкретных целей и задач, обеспечении
соответствующей педагогической
направленности игрового процесса, применении квалифицированного
руководства. Это актуализирует проблему разработки методики использования подвижных и спортивных игр для формирования осознанной потребности в целенаправленной систематической
мышечной нагрузке.
Результаты и их обсуждение. Разработанная нами методика включала в свое содержание следующие структурные компоненты:
- цель и задачи игровой деятельности;
- выбор игры для реализации поставленной цели и задач; создание педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности игрового взаимодействия детей и подростков;
- формы и методы педагогического контроля;
- подведение результатов, выявление победителя;
- анализ двигательной, интеллектуальной, психологической деятельности участников игры и степень решения поставленных задач.
Одной из целей явилось воспитание удовлетворенности от игровой
деятельности, укрепление и поддержание интереса к данному средству физической культуры и спорта. Среди поставленных задач наиболее значимыми явились:
- повышение уровня физической подготовленности путем прироста показателей мышечной силы, быстроты движений, выносливости, ловкости, точности и других двигательно-координационных качеств;
- развитие и совершенствование способности к четкому восприятию формы и структурного содержания основных двигательных действий посредством выявления их ведущих элементов и деталей техники;
- воспитание организованности, ответственности за свои действия и поступки в процессе игры; доброжелательного отношения к партнерам по команде и соперникам.
Выполнение серии физических упражнений обеспечивает подготовку опорно-двигательного аппарата и вегетативных функций к предстоящей игровой деятельности, способствует улучшению быстроты движений (ускорение, пробегание коротких отрезков с максимальной скоростью и т.д.), увеличению мышечной силы верхних и нижних конечностей (приседание на одной ноге, продвижение вперед прыжками на двух в приседе; подтягивание из виса лежа; сгибание и разгибание рук в упоре лежа и др.). Для улучшения уровня восприятия целесообразно выявлять особенности изучаемого двигательного действия; ведущие элементы техники и его детали; подготовительные и подводящие упражнения; зависимость способа их выполнения от фенотипических особенностей.
Формирование морально-волевых и нравственных качеств осуществляется путем применения педагогических указаний, своевременных замечаний, объяснений, уточнений; поощрения, порицания, практического примера других играющих; разъяснения значимости организованности и ответственности для победы над соперником. В процессе игры для повышения ее эффективности важно использовать ряд педагогических условий:
- соответствие задач и содержания игровой деятельности возрасту и физической подготовленности детей и подростков;
- обеспечение мер безопасности (ровная поверхность игровой площадки без посторонних предметов; ее достаточная удаленность от различного рода строений, зеленых насаждений и др.);
- присутствие педагогического руководства (классного руководителя, учителя физической культуры, тренера (инструктора) по спорту и др.);
- обеспечение предварительной подготовки организма к предстоящей игровой деятельности;
- контроль динамики прироста показателей физической подготовленности, интеллектуальных качеств (восприятия, внимания, мышления
и др.; морально-волевых и нравственных свойств личности);
- знание правил игры и требований к поведению на игровой площадке;
- соответствие одежды и обуви характеру игровой деятельности;
- наличие походной аптечки и готовность взрослого к оказанию первой медицинской помощи при ушибах и травмах;
- обеспечение положительного психоэмоционального состояния занимающихся;
- подведение итогов игры, объяснение причин победы одной команды и поражения другой;
- рекомендации для подготовки к игровой деятельности на следующий день.
Для проверки эффективности разработанной нами методики
организации и проведения игровой деятельности с детьми и подростками был проведен педагогический эксперимент с участием школьников 12-14 лет в количестве 47 человек. Было организовано две группы: контрольная (КГ) - 23 ученика, и экспериментальная (ЭГ) - 24 подростка. Перед началом
педагогического эксперимента было проведено тестирование уровня физической подготовленности учащихся с применением таких контрольных упражнений, как челночный бег (3х10) с; бег на 100 м (с); бег на 1000 м; прыжок в длину с места (см); подтягивание из виса на перекладине (кол-во раз); сгибание и разгибание из виса на перекладине (кол-во раз); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); бросок набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы. Обработка материалов исследования по уровню физической подготовленности не выявила существенных различий у занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05).
Определялись также показатели сформированности морально-волевых и нравственных качеств: самостоятельности и ответственности - по следующим критериям:
1. Самостоятельность. Определялась способность к оценке своего внешнего вида (соответствие одежды и
обуви предстоящей игровой
деятельности); контроль
психоэмоционального состояния; выбор эффективных способов решения двигательной задачи в сложных условиях игрового взаимодействия.
Критерии оценки:
5 баллов - соответствие одежды и обуви характеру двигательной
деятельности; умение сохранять выдержку, терпение, контролировать психо-эмоциональное состояние;
готовность взять на себя решение сложной двигательной задачи;
4 балла - наличие спортивной формы, способность к выбору эффективных способов перехвата инициативы у противника; готовность к принятию самостоятельного решения в сложной игровой ситуации;
3 балла - небрежность в одежде и обуви, проявление нетерпения при обыгрывании противника, поспешность в выборе адекватной манеры игрового взаимодействия с противником;
2 балла - несоответствие одежды и обуви содержанию игры, неумение самостоятельно принимать решение в сложной игровой ситуации, отсутствие контроля психоэмоционального состояния;
1 балл - недостаточное представление о проявлении
самостоятельности в игровой
деятельности.
2. Ответственность. Оценивается способность брать на себя ответственность за неудачные действия на игровой площадке; объективно оценивать свои технические приемы, а также действия партнеров по команде и соперников; анализировать ошибки и находить пути их исправления.
Критерии оценки:
5 баллов - объективная оценка собственной игровой деятельности, умение взять на себя инициативу и исправить ситуацию; способность показать пример в стремлении к победе;
4 балла - понимание своей доли ответственности за исход игрового взаимодействия; готовность к самоотдаче,
преодолению трудностей, критический анализ своих действий;
3 балла - переоценка своих возможностей, неготовность взять на себя главную роль в сложной ситуации; недостаточный контроль психоэмоционального состояния;
2 балла - неумение управлять психоэмоциональным состоянием,
подчинять свои действия коллективным; непризнание своих ошибок;
1 балл - неспособность адекватно оценить игровую ситуацию и определить свое место в игре.
Анализ исходных данных по степени проявления самостоятельности и ответственности не выявил существенных различий у подростков КГ и ЭГ (р>0,05).
Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень сформированности восприятия и внимания по следующим критериям: восприятие (умение выявить различия в выполнении одного и того же игрового действия у разных исполнителей; определить ведущее звено техники и его детали; отличить основной игровой прием и подготовительные упражнения; внимание (способность распределять внимание на всех играющих; своевременно переключать внимание на ведущих игроков; сконцентрировать внимание на решающем эпизоде игрового соперничества). Обработка материалов исследования не выявила существенных различий в развитии восприятия и внимания у учащихся КГ и ЭГ (р>0,05). В КГ игры проводились при самостоятельной деятельности подростков под эпизодическим контролем учителя физической культуры. В ЭГ использовалась разработанная нами методика организации и проведения игровой деятельности.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической подготовленности школьников КГ и ЭГ. Анализ полученных результатов показал, что улучшение результатов произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако в ЭГ
прирост показателей был более существенным. Так, в КГ в челночном беге при исходных данных 11,61±0,29 с результаты возросли на 1,7% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 11,73±0,44 с, улучшение составило 4,1% (р>0,05); в КГ в беге на1000 м при исходных данных 4,10±0,21 м улучшение к окончанию педагогического эксперимента произошло на 5,2% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 4,12±0,22 м прирост составил 10,14% (р<0,05); в КГ при исходных показателях выполнения прыжка в длину с места 161,64±9,54 см к концу педагогического эксперимента данные возросли на 7,63% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 160,92±9,32 см прирост составил 11,81% (р<0,05).
Оценка морально-волевых качеств после окончания педагогического эксперимента также улучшилась в обеих группах: КГ и ЭГ. Однако, если в КГ при исходном уровне сформированности самостоятельности 2,78±0,11 балла к окончанию педагогического эксперимента оценка увеличилась на 2,78% (р>0,05); то в ЭГ при исходных показателях 2,70±0,14 балла прирост составил 11,34 % (р<0,05); в КГ при исходных данных сформированности ответственности 2,84±0,16 балла к окончанию педагогического эксперимента увеличение произошло на 3,64% (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 2,82±0,12 балла прирост составил 12,87% (р<0,05).
Уровень проявления
интеллектуальных качеств: восприятия и внимания - также к концу педагогического эксперимента изменился в обеих группах, при существенном преимуществе подростков ЭГ. Так, в КГ при исходных данных восприятия 3,07±0,21 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились на 3,12% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 3,04±0,19 балла прирост составил 15,11% (р<0,05); в КГ при исходных результатах проявления внимания 3,18±0,20 балла к окончанию
педагогического эксперимента показатели улучшились на 7,41% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 3,14±0,18 балла прирост составил 16,23% (р<0,05).
Заключение. Таким образом, физическая культура и спорт располагают огромными возможностями для физического и духовно-нравственного развития детей и подростков, формирования культуры двигательной деятельности, спортивного стиля жизни. Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной нами методики организации и проведении игровой деятельности со школьниками подросткового возраста. Рационально организованная игровая деятельность с позиций спортивной педагогики и психологии является мощным средством и методом совершенствования личности; решения образовательных,
оздоровительных и воспитательных задач. Кроме того, в процессе игровой деятельности выявляются способности подростков к конкретным видам спортивной подготовки:
легкоатлетическому бегу, метаниям, прыжкам в длину и высоту; спортивным играм: футболу, баскетболу, хоккею, волейболу и др. С помощью системы специально подобранных физических упражнений путем применения
разнообразных форм их использования: подвижных и спортивных игр, игровых заданий, элементов соревновательной деятельности - можно успешно развивать интеллектуальные, морально-волевые и нравственные качества, культуру поведения, взаимоотношений с
окружающими людьми. Школьники получают возможность увеличить объем двигательной деятельности на
положительном психоэмоциональном фоне, что имеет большое значение для удовлетворенности от физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Литература
1. Кузнецова, З. М. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания
подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов ПовГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм») / З. М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта (Режим доступа к журн.: http://www/kamgifk.chelny.net/j ournal). - 2011. - № 1 (18). - С. 143-149.
2. Назаренко Л.Д. Формирование культуры здоровья средствами ГТО / Л.Д. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №1(34). - С. 117-124. http://elibrary.ru/item.asp?id=23376814. DOI: 10.14526/17_2015_17.
3. Назаренко, Л. Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков : монография / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. - 332 с., с ил.
4. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций : монография / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003. - 258 с., с ил.
5. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240с.
6. Столяров, В. И. Модернизация физического воспитания и физкультурно-спортивной работы в общеобразовательной школе / В. И. Столяров, В. К. Бальсевич, В. П. Моченов, Л. И. Лубышева // Под общей редакцией доктора философских наук, проф. В. И. Столярова. - М. : научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры»; 2009. - 320 с.
Reference
1. Kuznetsova Z. M. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2011, No. 1 (18), pp. 143149. Access mode to the journal : http ://www/kamgifk. chelny. net/j ournal.
2. Nazarenko L. D. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sport, 2015, No.1(34), pp. 117124. Access mode to the journal: http://elibrary.ru/item.asp?id=23376814. DOI: 10.14526/17_2015_17.
3. Nazarenko L. D. Razvitie dvigatel'no-koordinatsionnykh kachestv kak faktor ozdorovleniya detei i podrostkov [Motional-coordinating qualities development as the factor of health-improvement among children and teen-agers], Moscow : "Theory and practice of physical culture" publishing house, 2001, 332 p.
4. Nazarenko L. D. Sredstva i metody razvitiya dvigatel'nykh koordinatsii [Means and methods of motional coordinations development], Moscow : "Theory and practice of physical culture" publishing house, 2003, 258 p.
5. Nazarenko L. D.Ozdorovitel'nye osnovy fizicheskikh uprazhnenii [Health-improving basis of
physical exercises], Moscow : VLADOS-PRESS publishing house, 2003, 240 p.
6. Stolyarov V. I., Balsevich V. K., MochenovV.P., Lubysheva L.I. Modernizatsiya fizicheskogo vospitaniya i fizkul'turno-sportivnoi
raboty v obshcheobrazovatel'noi shkole [Physical upbringing and physical-sports work modernization at comprehensive school], Moscow : scientific-publishing center "Theory and practice of physical culture", 2009, 320 p.
Статья поступила в редакцию: 3.03.2016 г.
Валкина Ольга Николаевна — кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»,
432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4. e-mail: [email protected]
Кодолова Фания Миясаровна - кандидат пед наук, доцент, кафедра физической культуры ФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4.e-mail: [email protected]
Фунина Елена Евгеньевна - доцент,кандидат педагогических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и гигиены человекаФГБОУ «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4. e-mail: [email protected]