pp. 56-58.
3. Malkov, O. B. (2001), "Tactical mechanisms of control of the motor response in the neutralization of the enemy's actions in combat sports", in Malkov, O.B. (ed.), Tactics of combat sports: collection scientifically-method. articles, RGAFK, Moscow, pp. 164-167.
4. Malkov, O. B. (2002), 'Tactical video analysis of conflict behavior of the athletes in competitive battles", in Malkov, O.B. (ed.), Tactics of combat sports: collection scientifically-method. articles, RGUFK, Moscow, pp. 60-63.
5. Romashov A. A. (2018), "Manifestation of the essence tactical maneuver at the side of professional boxers", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No. 6, pp. 205-211.
6. Romashov, A. A., Malkov O. B. and Zvezdova, A. O. (2018), "The problem of the effectiveness and the complexity of the use of side-by-side maneuvers to carry out a counter-attack in boxing", Martial arts and martial arts: science, practice, education, Proceedings of the Illth All-Russian scientific and practical conference with international participation, Moscow, September 21, 2018, pp. 194-196.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.03.2019
УДК 796.011.3
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Викторовна Кулешова, старший преподаватель, Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация
В статье рассматривается проблема организации физкультурно-оздоровительных занятий в педагогическом вузе у студентов первых и вторых курсов с учетом их потребностей. На сегодняшний день важным условием воспитания подрастающего поколения является последовательная подмена ценностных ориентаций студентов, развитии их социальных и личностных интересов, связанных с двигательной активностью и здоровым стилем жизни за счет перевода внешних мотивов, направленных на двигательную деятельность в личностно-значимые внутренние потребности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Ключевые слова: физкультурно-оздоровительная деятельность, потребность, двигательная активность, организация самостоятельных занятий, студенты педагогического вуза.
ORGANIZATION OF SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS
BASED ON THEIR NEEDS
Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, associate professor, Olga Viktorovna Kuleshova, the senior teacher, Irkutsk State University, Irkutsk
Annotation
The article shows the ways for realization of the problem of the formation of motivation to independence in the organization of motor activity in the pedagogical university due to the use of methodical methods in the educational process aimed at the formation of knowledge of value physical education settings and methods of modeling the personal trajectory of independent physical activity; the ability to independently organize and implement personal physical activity.
Keywords: physical education, motor activity, motivation, independent physical activities of students.
Одним из самых важных аспектов обновления физкультурного образования в высших учебных заведениях выступает проблема повышения уровня здоровья студентов. При этом общеизвестно, что ведущим фактором снижения уровня здоровья является фатальный дефицит двигательной активности студентов, который по ряду исследований равен только
около 16-20% от нормативных требований [1].
Рассмотрение ценностей физической культуры как личностно значимых и, следовательно, формирования устойчивой потребности к занятиям двигательной деятельностью является целенаправленным воспитательным процессом изменения сознания молодого человека в процессе вузовского обучения, где целевой установкой становится развития социальных и личностных интересов, связанных со здоровым стилем жизни [2].
Поэтому, обучающийся должен признать и принять социокультурное значение физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности, степень ее соответствия личностным интересам, желаниям, стремлениям. В этой связи личное отношение к физкультурно-оздоровительным ценностям выступает важнейшим условием формирования устойчивой потребности к занятиям двигательной деятельностью.
Для оценки сформированности потребности к процессу физкультурно-оздоровительной деятельности в Педагогическом институте Иркутского государственного университета мы адаптировали анкету В.Р. Кузекевича. В ней вопросы скомпонованы по трем группам диагностики: мотивационно-ценностного компонента; операционного компонента; практико-деятельностного компонента.
Исследование на основе предложенного анкетирования студентов первых и вторых курсов позволило нам соотнести уровень сформированной потребности к процессу физкультурно-оздоровительной деятельности с общим уровнем физической культуры личности.
Вопросы мотивационно-ценностного компонента изучали: эмоциональную составляющую; знанивую составляющую; убеждения, побуждающие активность; личностно-смысловую составляющую.
Полученные данные мотивационно-ценностного компонента показали, что положительные ответы на вопросы эмоциональной составляющей дали 53,5% девушек первого курса, 46,7% девушек второго курса, 68,7% юношей первого курса, 69,1% юношей второго курса. На вопросы знанивой составляющей дали 46,5% девушек первого курса, 51,1% девушек второго курса, 47,7% юношей первого курса, 49,3% юношей второго курса. На вопросы личностной составляющей дали 71,2% девушек первого курса, 81,3% девушек второго курса, 67,6% юношей первого курса, 76,5% юношей второго курса.
Ответы, определяющие личностно-смысловую составляющую (полезность и престижность) показали, что подавляющее число респондентов видят физкультурно-оздоровительную деятельность как эффективное средство коррекции телосложения, повышения уровня здоровья, большие возможности для самосовершенствования, большие возможности для общения и т.д. Положительные ответы были около 90% во всех группах.
Несколько ниже были показатели в блоке знанивой составляющей. И если в первом блоке вопросов, отражающих мнения «полезно/вредно для здоровья» у всех групп респондентов (юноши первый и второй курс и девушки первых и второй курс) положительные ответы были выше 90%, то по второму блоку вопросов включающих анализ знаний по формам, средствам, методам организации и самоорганизации физкультурных занятий и методам контроля результаты были на очень низком уровне: 34,2% - юноши первого курса, 41,1% - юноши второго курса, 23,5% - девушки первого курса, 33,3% - девушки второго курса.
Резюмируя проведенное исследование, мы можем заключить, что у студентов первого и второго курса достаточно четко выстроено представление о физкультурной деятельности как важной для собственной самореализации в социуме, при этом они не в полном объеме могут выстроить личностную траекторию физкультурно-оздоровительной деятельности.
Важно отметить, что около 12% из опрошенных студентов негативно относятся к занятиям физической культурой, примерно 9% имеют нейтральную позицию.
В нашей работе, направленной на формирование устойчивой потребности к занятиям физкультурными занятиями мы руководствовались взаимодополняющими,
взаимопроникающими направлениями [3]:
1. Мотивационного стимулирования личности студентов в аспекте придания занятий физкультурно-оздоровительной деятельности как ценностно значимыми.
2. Выбора содержание организации физической культуры и выбора средств, методов, форм занятий студентами.
3. Организация самостоятельных занятий, основанная на формирование лич-ностно-ценностных ориентаций студентов.
Для каждого направления использовался специально выбранный инструментарий, определяющий эффективность процесса формирования потребности к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Мотивационное стимулирование личности студента выстраивалось с позиции формирования осознанного принятия ценностей физической культуры; определения адекватной самооценки студентами своих возможностей и способностей, критичности по отношению к себе и собственной визуальности; комплексном учете мотивационной направленности, желании заниматься физкультурно-спортивной деятельностью как на занятиях, так и самостоятельно.
Содержание организации физической культуры и выбора средств, методов, форм занятий студентами осуществлялось на основе планирование индивидуальной траектории практической деятельности студента; органической связи содержания физкультурных занятий с собственными потребностями и интересами студента; многовариантности содержания и форм практической деятельности; подготовленности к физкультурным занятиям, создание ситуации положительного результата; анализу собственной и коллективной деятельности; целостности и осознанности занятий физической культурой студентами, выполняемых на теоретической основе, связанной с рефлексией; сочетания групповых и индивидуальных форм деятельности с учетом уровня физкультурной подготовленности студентов и их индивидуальных особенностей; принятие студентами самостоятельных решений по вопросам, которые затрагивают их интересы.
Особое внимание уделялось процессу организации самостоятельных занятий студентов, так как данное направление является доминирующим в процессе формирования их потребности к физкультурно-оздоровительной деятельности. При организации данного направления мы использовали методы формирования потребности студентов в самоопределении и самореализации; принятия студентами самостоятельного выбора способов организации физкультурно-оздоровительной деятельности; владения умениями тестирования собственного уровня физической и функциональной подготовленности, объективной самооценки личностных возможностей и способностей; развития рефлексивных умений в самопознании, самопрезентации и самосовершенствования; формирования у обучающихся умений составлять индивидуальную траекторию физкультурного развития, навыков оценивать, анализировать, корректировать достигнутые личностные результаты.
В конечном итоге мы добивались способности студентами осуществлять процесс самостоятельной физкультурной деятельности, возможности собственного выбора при реализации своих концептуальных замыслов.
В конце года мы провели комплексный анкетно-профессиографический анализ уровня сформированности потребности студентов педагогического вуза к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью. На основе анализа были получены следующие результаты (таблица 1). Усредненный анализ полученных результатов девушек и юношей первых и вторых курсов показал, что в начале учебного года 50,7% студентов демонстрировали критический и недопустимый уровень мотивационно-ценностного компонента. В конце эксперимента их доля составила лишь 19,1% от общего числа участников.
Последовательная, планомерно организованная работа в ходе учебных и самостоятельных занятий физической культурой позволила значительно сократить долю студентов со слабо выраженными практико-деятельностными умениями, и в конце учебного года
количество студентов с оптимальным и допустимым уровнем составило 78,8%, а с критическим и недопустимым - 21,2%.
Таблица 1 - Распределение студентов по уровню сформированности потребности в физкультурно-оздоровительной деятельности_
Уровни, %
оптимальный | допустимый I критический недопустимый
Мотивационно-ценностная компонента
Начало года 20,6 28,7 30,3 20,4
Конец года 35,6 39,9 16,6 2,5
Практико-деятельностная компонента
Начало года 19,5 30,1 36,4 13,1
Конец года 49,8 30,8 14,5 4,9
Операционная компонента
Начало года 5,1 30,2 40,1 24.6
Конец года 28,8 50,0 15,6 5,6
В начале учебного года достаточными умениями операционного компонента обладали 45,3% студентов. Этот показатель дал максимальным прирост. Если в начале учебного года оптимальный уровень продемонстрировали чуть более 5,1% студентов, то в конце таких студентов было 28,8%, а количество студентов с критическим и недопустимым уровнем снизилось почти в 10 раз.
Для проверки уровня сформированности устойчивой потребности к физкультурно-оздоровительным занятиям студентов в начале и конце учебного года мы использовали критериями хи-квадрат на основе многопольной таблицы. Сравнительный анализ изменений динамики уровня сформированности потребности к физкультурно-оздоровительным занятиям студентов в начале и конце учебного года дал следующие результаты (таблица 2). Таблица 2 - Оценка сформированности потребности к физкультурно-оздоровительным за-
Различия
Девушки Девушки Юноши Юноши
первого курса в начале и конце учебного года второго курса в начале и конце учебного года первого курса в начале и конце учебного года второго курса в начале и конце учебного года
X2 = 12,54 X 2 = 13,32 X 2 = 10,86 X 2 = 11,12
Р < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,05 Р < 0,05
Таким образом, результаты проведенного исследования позволили выявить выраженный дефицит уровня сформированности потребности к физкультурно-оздоровительным занятиям студентами первых и вторых курсов. Благодаря осуществленной систематизации содержания занятий физической культуры в аспекте мотивационно-ценностного, операционного, практико-деятельностного компонента позволило значительно повысить личностную значимость ценностей физической культуры, умений организации самостоятельных занятий, знаний и умений самооценки собственной физической и функциональной подготовленности, коммуникативных способностей, что в конечном итоге позволило нам утверждать об значительном повышении уровня сформированности потребности к физкультурно-оздоровительным занятиям студентов первый и вторых курсов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования : монография / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин. - Иркутск : [б.и.], 2013. - 214 с.
2. Русаков, А.А. Формирование стиля профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Русаков А.А. - Москва, 2010. - 18 с.
3. Русаков, А.А. Формирование мотивации к самостоятельности в организации двигательной деятельности в педагогическом вузе / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 261-264.
REFERENCES
1. Pruzhinina, M.V., Kishinsky, A.A. and Pruzhinina, K.N. (2013), Personality-oriented education in physical education at various stages of continuous formation: monograph, Irkutsk.
2. Rusakov, A.A. (2010), Formation of the style ofprofessional activity offuture teacher ofphysical culture, dissertation, Moscow.
3. Rusakov, A.A. (2018), "Formation of motivation for independence in the organization of motor activity in the pedagogical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 261-264.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.03.2019
УДК 376
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА
Юлия Валерьевна Рындина, кандидат педагогических наук, доцент, Виталий Витальевич Панин, кандидат филологических наук, старший преподаватель, Тюменский государственный университет (ТюмГУ), Ишим
Аннотация
В статье представлены результаты научного исследования, посвященному разработке и экспериментальному обоснованию педагогических условий формирования языковой компетенции у слабовидящих студентов на занятиях по иностранному языку. Представленные результаты могут быть применены методистами и преподавателями в процессе планирования учебных занятий в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: языковая компетенция, слабовидящие студенты, индивидуальное электронное сопровождение, творческое взаимодействие, социокультурный подход.
FEATURES OF FORMING THE LANGUAGE COMPETENCE OF VISUALLY IMPAIRED STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING THE FOREIGN
LANGUAGE
Yulia Valerievna Ryndina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vitaliy Vitalyevich Panin, the candidate of philological sciences, senior teacher, Tyumen State University, Ishim
Annotation
The article presents the results of the scientific study devoted to the development and experimental substantiation of the pedagogical conditions for formation of the language competence of visually-impaired students at ESL classes. The presented results can be applied by teachers and methodologists in the process of lessons planning in higher education institutions.
Keywords: language competence, visually-impaired students, individual electronic supporting, creative interaction, socio-cultural approach.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Сегодня отличительной особенностью высшего образования становится изменение его направленности, целей, содержания. Перед университетами стоит масштабная задача - создать «механизмы и инструменты для индивидуализации образования, сформировать условия для построения каждым студентом собственной траектории развития в соответствии с особыми образовательными потребностями и возможностями» (В.Н. Фальков). В этой связи одной из актуальных проблем является формирование языковой компетенции у слабовидящих студентов в процессе изучения иностранного языка. В настоящем