institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation (on the example of the "Volleyball" section,) ", Sat. report total. scientific conf. PPS for 2016, under the editorship of V.L. Pashuta, VIFK MO RF, St. Petersburg, Part 2, pp. 14-21.
7. Mudrik, A.V. (2006), Socialization yesterday and today, Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.
8. Rumba, O.G. and Marin, A.P. (2016), "The results of the survey of teachers of pre-university educational institutions of the Russian Defense Ministry to identify effective means of socialization of students", Olympic Sport and Sport for All: Mater. XX International scientific Congress, December 16-18, 2016, CPI Polytechnic University, St. Petersburg, Part 2, pp. 742-746.
9. Rumba, O.G., Marin, A.P. and Koluntaeva, Ya.A. (2016), "Organizational and methodological techniques for constructing the educational process in physical culture in order to promote the socialization of pupils of the DOW of the Ministry of Defense of the Russian Federation (using the section "Athletics")", Scientific research in the field of physical training and sports in the Armed Forces: experience and prospects: Mater. All-Russia. scientific-practical conf., dedicated. 95th anniversary of T.T. Dzhamgarov, November 30, 2016, under. ed. A.G. Shurov, O.G. Rumba, A.A. Gorelov, VIFK, St. Petersburg, Part 2, pp. 4353.
10. Rumba, O.G., Marin, A.P. and Kharitonova, A.G. (2016), "Features of the internal and external manifestations of socialization of students of the Cadet sports school of the Military Institute of Physical Culture ", Actual problems ofphysical and special training of law enforcement agencies, Vol. 4, pp. 47-56.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.12.2018
УДК 796.011
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Восточно-Сибирский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Иркутск; Светлана Владимировна Романова, кандидат биологических наук, доцент, Иркутский государственный университет
Аннотация
В статье показаны пути реализации проблемы организации физического воспитания в вузе за счет индивидуальной направленности физкультурно-оздоровительных занятий студентов. Основными аспектами программного обеспечения выступали: формирование личностно-ценностной ориентации использования средств физкультурно-оздоровительной деятельности каждым студентом и когнитивная составляющая. Это позволило существенно повысить уровень как физической подготовленности, так и функционального развития и психической саморегуляции студентов.
Ключевые слова: физкультурное образование, двигательная деятельность, индивидуальная направленность, личностно-ориентированная физическая культура, студенты.
FORMATION OF INDIVIDUAL ORIENTATION IN THE FITNESS PURSUITS OF
STUDENTS
Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The East-Siberian branch of the Russian Academy of Justice, Irkutsk, Svetlana Vladimirovna Romanova, the candidate of biological sciences, senior lecturer,
Irkutsk State University
Annotation
The article shows the path to realizing the problems of physical education in universities at the expense of the individual focus of sports and recreational activities for students. The main aspects of the software were: the formation of personality value orientation in the use of funds of sports and recreational activities for each student and the cognitive component. This allowed a considerable increase in the level of both physical fitness and functional development and psychic self-regulation of the students.
Keywords: physical education, physical activity, individual orientation, personally oriented physical education, students.
ВВЕДЕНИЕ
В основе моделирования программно-содержательного наполнения физкультурно-оздоровительной деятельности студентов 1 и 2 курсов является компетентностный подход, связанный с развитием субъектной сферы студентов. Исходя из этого, программа организации физкультурного образования экспериментальной группы решала следующие задачи: лично стно-значимую направленность; здоровьеформирующую направленность; комплексную направленность развития физических качеств и двигательных способностей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основными аспектами реализации экспериментальной программы является формирование личностно значимых и жизненно важных двигательных умений и навыков за счет включения в программно-содержательное обеспечение следующих разделов: теоретико-практические основы физической культуры; учебно-тренировочный, в который отдельными темами вошли: легкая атлетика, баскетбол, волейбол, профессионально-прикладная физическая подготовка; вариативные виды двигательной активности (атлетическая гимнастика, фитнес технологии, нетипичные спортивные и полуспортивные игры); методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом. Особенностью организации физического воспитания в вузе на основе индивидуальной направленности студентов на физкультурно-оздоровительных занятиях было вынесение процесса физкультурных занятий за рамками общего расписания. Данный подход позволил решить ряд задач: комплектовать группы студентов и реализовывать вариативную часть программы с учетом подготовленности, интересов, потребностей студентов; снизить учебную (аудиторную) нагрузку в режиме дня; создать условия для оптимального режима дня студентов.
Занятия физической культурой проводились согласно учебного плана: два раза в неделю по 90 минут. По форме занятия носили тренировочный характер и решали задачи комплексного развития, предусматривающие разнообразную двигательную активность студентов сообразно их предпочтениям в сфере физкультурно-спортивной деятельности. Отдельными аспектами выступали формирование двигательных умений и навыков необходимых для успешной социализации и освоение практическими методами самоконтроля и психической саморегуляции.
Основой реализации экспериментальной программы стала разработанная структурно-функциональная модель организации физического воспитания в ВУЗе на основе индивидуальной направленности студентов на физкультурно-оздоровительных занятиях (рисунке 1).
Индивидуально-значимая потребность
Физкультурная обученность Ценностные ориентации Физкультурное воспитание
Содержательные наполнение индивидуально-личностной физкультурно-оздоровительной деятельности
Аспект личностно-ценностной направленности Аспект когнитивной направленности Аспект развития физический качеств Аспект психической саморегуляции
Рисунок 1. - Структурно-содержательная модель организации физического воспитания в вузе на основе индивидуальной направленности студентов на физкультурно-оздоровительных занятиях
Анализ и характеристика структурных аспектов модели показывают, что ее основной целью является учет индивидуально-значимых потребностей студентов при организации физкультурно-оздоровительных занятий. При этом сам процесс и его личностно-ин-дивидуальная направленность предусматривают использование большого диапазона специально подобранных методик организации физического воспитания как адаптацию процессов физкультурного обучения и физического развития с позиции личностно-значимой деятельности для каждого студента. Данная модель предполагает также коррекцию программно-содержательного наполнения дисциплины «Физическая культура и спорт» (таблица 1).
Таблица 1 - Распределение учебного времени на основные виды физкультурно-спортивной деятельности_
Раздел дисциплины Группы
Контрольная Экспериментальная
Семестры Семестры
1 2 3 4 1 2 3 4
1. Теоретико-практические основы физической культуры - - - - 2 4 6 4
2. Учебно-тренировочный легкая атлетика 10 10 20 20 10 - 10 -
баскетбол 10 10 10 10 10 10 10 14
волейбол 16 10 14 16 10 10 10 14
профессионально-прикладная физическая подготовка - 20 10 22 - 16 6 18
3. Личностно-ориентированная физическая культура 10 10 10 10 12 14 20 24
3.1. Вариативные виды двигательной активности атлетическая гимнастика фитнес технологии нетипичные спортивные и полуспортивные игры
3.2. Регулирования субъектного психоэмоционального состояния - - - - 2 6 2 6
Количество часов по семестрам 46 60 64 80 46 60 64 80
Всего (за год) 106 144 106 144
Из представленного учебного плана следует, что материал обеспечивал комплексное формирование физкультурной сферы студентов.
В экспериментальной программе раздел «Личностно-ориентированная физическая культура» (ЛОФК) является достаточно объемным и направлен на реализацию субъектных предпочтений физкультурно-оздоровительной деятельности студентов. В процессе реализации раздела «Личностно-ориентированная физическая культура» мы придерживались следующих методических положений:
- состав группы занимающихся определялся с учетом двигательной подготовленности и физкультурных предпочтений студентов;
- содержание занятий составляли виды физкультурно-спортивной деятельности комплексного воздействия (развитие физических качеств, повышение функциональных возможностей, повышение адаптационных резервов организма);
- использование вариативных видов двигательной активности (атлетическая гимнастика, фитнес технологии, нетипичные спортивные и полуспортивные игры) позволило оптимизировать эмоциональное состояние, устранить излишние психофизические и физические нагрузки;
- регулярный комплексный мониторинг и контроль уровня физкультурной подготовленности студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Необходимая количественно-качественная индивидуальная направленность физкультурно-оздоровительных занятий студентов определялась по трем уровням: творческим, преобразующим и репродуктивным.
Выявлено, что к концу эксперимента к творческому уровню можно было отнести 32,2% студентов экспериментальной группы, к преобразующему - 60,8% и репродуктивному - 7,0%, тогда как в контрольной группе соответственно 10,6; 73,4 и 16,0%.
Для нашего исследования было важно провести анализ уровня форсирования отдельных аспектов, определяющих индивидуальную направленность физкультурно-оздоровительных занятий студентов (таблица 2).
Таблица 2 - Уровень сформированности индивидуального потенциала на физкультурно-оздоровительных занятиях студентов (баллы)_
Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа t Р, %
М о m М о m
Аспект личностно-ценностной направленности 9,76 2,04 0,4 7,58 1,23 0,23 3,3 <0,01
Аспект когнитивной направленности 13,09 2,01 0,41 11,5 2,04 0,46 2,55 <0,01
Аспект развития физический качеств 10,95 2,38 0,29 9,6 3,08 0,63 1,91 <0,05
Аспект психической саморегуляции 11,24 2,55 0,50 9,8 3,01 0,65 1,86 <0,05
Ценностные ориентации личности на двигательную деятельность 12,0 2,40 0,35 9,0 2,43 0,53 1,80 <0,05
Экспериментальная работа показала, что моделирование процесса организации физического воспитания в вузе на основе индивидуальной направленности студентов на физкультурно-оздоровительных занятиях, осуществляемого на основе дифференциации средств физкультурного образования в вузе, содействует становлению личностно-ценност-ной направленности, когнитивной направленности, развитию физический качеств, психической саморегуляции. Это подтверждается результатами формирующего педагогического эксперимента, проведенного в условиях образовательного процесса вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузекевич, В.Р. Диагностика физической культуры личности школьника : учеб. пособие. / В.Р. Кузекевич. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2006. - 191 с.
2. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования : монография / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин ; Иркутский филиал «ГЦОЛИФК». - Иркутск : [б.и.], 2013. - 214 с.
3. Русаков, А.А. Формирование мотивации к самостоятельности в организации двигательной деятельности в педагогическом вузе / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 261-264.
4. Русаков, А.А. Моделирование физического воспитания студентов первых курсов на основе силового атлетизма / А.А. Русаков, И.И. Богатова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 256-259.
REFERENCES
1. Kuzekevich, V.R. (2006), Diagnostics ofphysical culture of the identity of the school student: manual, Publishing house of IRGPU. Irkutsk
2. Pruzhinina, M.V., Kishinsky A.A. and Pruzhinin, K.N. (2013), The personal focused training in physical training at various stages of continuous education: monograph, Irkutsk.
3. Rusakov, A.A. and Kazakevich, V.R. (2018), "Formation of motivation to autonomy in the organization of motor activity in a pedagogical University", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 261-264.
4. Rusakov, A.A. and Bogatova. I.I. (2018), "Modeling of physical training of students of the first courses on the basis of the power of athleticism", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 256-259.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.11.2018