Научная статья на тему 'Контроль и оценка успеваемости по физической культуре в старших классах общеобразовательной школы'

Контроль и оценка успеваемости по физической культуре в старших классах общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1568
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ASSESSMENT / PHYSICAL EDUCATION / SCHOOL'S PHYSICAL EDUCATION CURRICULUM / EVALUATION CRITERIA / INDICATORS OF PHYSICAL COMPETENCE / MOTIVATION FOR MOVING ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Кулешова Ольга Викторовна

В статье рассматривается проблема оценивания уровня подготовленности обучающихся старших классов общеобразовательной школы по предмету «Физическая культура». Важными факторами при выборе системы оценивания являются комплексность оценивания и справедливость системы оценивания. Из многообразия подходов конкретному учителю необходимо создать свою методику, позволяющую оценить уровень сформированности универсальных учебных действий, определить физическую и функциональную подготовленность ученика и повысить мотивацию к занятиям двигательной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control and Аssessment of the Secondary School Senior Students’ Progress on Physical Education

The paper deals with the problem of the assessment of the senior students’level on Physical Education. The important factors for choosing assessment system are its comprehensiveness and validity. From the variety of the approaches a teacher should create his own evaluation technique which allows to assess the level of students’ study skills, to define their physical and functional competence and raise motivation for moving activities.

Текст научной работы на тему «Контроль и оценка успеваемости по физической культуре в старших классах общеобразовательной школы»

Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru

УДК 371.26

Контроль и оценка успеваемости по физической культуре в старших классах общеобразовательной школы

А. А. Русаков

Институт развития образования Иркутской области, г. Иркутск

О. В. Кулешова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация.

Ключевые слова:

В статье рассматривается проблема оценивания уровня подготовленности обучающихся старших классов общеобразовательной школы по предмету «Физическая культура». Важными факторами при выборе системы оценивания являются комплексность оценивания и справедливость системы оценивания. Из многообразия подходов конкретному учителю необходимо создать свою методику, позволяющую оценить уровень сформированности универсальных учебных действий, определить физическую и функциональную подготовленность ученика и повысить мотивацию к занятиям двигательной деятельностью.

оценка, физическое воспитание, школьная программа по физической культуре, критерии оценивания, показатели физкультурной подготовленности, мотивация к занятиям двигательной деятельностью.

Для цитирования:

Дата поступления статьи в редакцию: 19 июля 2018 г.

Русаков А. А., Кулешова О. В. Контроль и оценка успеваемости по физической культуре в старших классах общеобразовательной школы // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 119-125.

DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-119-125

Физическая культура в старших классах общеобразовательной школы решает ряд образовательных и воспитательных задач: развитие физических качеств и двигательных способностей, повышение функциональных возможностей организма обучающихся, формирование коммуникативных умений, развитие волевых и личностных качеств.

При этом предмет «Физическая культура» определяет, с одной стороны, условия организации физкультурно-оздоровительной деятельности, с другой - является средством развития у старшеклассников активной потребности в двигательной активности и, конечно, способом формирования личностных и общественно значимых позиций.

Анализ потребностей в двигательной активности обучающихся старших классов показал, что доминирующей является потребность в самоактуализации, которая во многом позиционируется в систематическом переводе внешних аспектов физической культуры во внутреннее (личностное) принятие ценностей физической культуры и, как следствие, в систематических занятиях физкультурно-оздоровительной деятельностью [2].

В основе самоактуализации обучающихся старших классов лежит стремление к раскрытию и реализации собственных амбиций саморазвивающейся личности средствами физической культуры.

При этом самоактуализация обучающихся старших классов в пространстве предметной области «Физическая культура» основана на переходе внешних составляющих образовательного воздействия физического воспитания на внутренний (личностный) уровень, который определяется сознательным выбором самого обучающегося.

Необходимым фактором в процессе формирования личности средствами физической культуры является самоорганизация старшеклассника. Но в выстроенной системе физического воспитания общеобразовательной школы зачастую отсутствует личностный смысл занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Это становится препятствием к осознанию и принятию смысловых установок системы физкультурно-оздоровительной деятельности в целом и физкультурного школьного образования, в частности, что в конечном итоге приводит к отсутствию или низкой эффективности трансляции сформированности физкультурной подготовленности в повседневную жизнь [2].

Для старшеклассника показатели физкультурной подготовленности и обученности будут иметь личностный смысл только тогда, когда они ориентированы на самосовершенствование в сфере физической культуры [2; 5].

В процессе организации физического воспитания старшеклассников в общеобразовательной школе важным аспектом является педагогический контроль и правильно выстроенная система оценивания уровня физкультурной подготовленности.

Педагогический контроль имеет много сторон. Это и тестирование, и наблюдение за деятельностью учащихся, и оценка овладения ими программным материалом. Критериями оценки по физической культуре являются:

- качественные показатели успеваемости - это степень овладения программным материалом по физической культуре;

- количественные показатели успеваемости - это сдвиги в физической подготовленности в процессе физкультурного обучения;

- объективные показатели успеваемости - независящие от оценивания педагога;

- субъективные показатели успеваемости - определяющиеся видениями педагога;

- прямые показатели успеваемости - напрямую показывающие уровень физкультурной подготовленности обучающихся;

- косвенные показатели успеваемости - показывают уровень физкультурной обученности опосредованно.

К сожалению, практика сегодняшнего состояния школьной физической культуры такова, что учитель в качестве критериально-оценочной базы пользуется количественными и качественными показателями: оценивание уровня физической подготовленности и овладение техническими приёмами разделов программы физического воспитания на основе базовых видов спорта, сдвиги в физической подготовленности в процессе физкультурного обучения.

Однако требования федеральных стандартов для общеобразовательной школы регламентируют подготовку обучающихся в метапредметных, предметных и личностных характеристиках через формирование универсальных учебных действий.

Исходя из требований ФГОС в содержание программного обеспечения процесса физического воспитания нужно включать материал, направленный на формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных компонентов. При этом необходим критериально-оценочный инструментарий для оценивания уровня сформированности компонентов физкультурного образования.

Отметка в школе выполняет две функции - это инструмент определения уровня подготовленности и инструмент мотивации к обучению. Так как основной задачей физкультурного образования в школе является здоровьеформирование обучающихся через повышение двигательной активности в учебных и внеучебных формах, признание ценностей физической культуры как личностно значимых, формирование стойкого личностного убеждения в необходимости здо-

рового стиля жизни, а «знаниевый» компонент не является доминирующим, следовательно, и отметка по предмету «Физическая культура» в большей мере носит мотивационно-стимулиру-ющую направленность.

Научно-методические изыскания, практика, опыт, наблюдения показывают, что у пятибалльной системы оценивания есть как плюсы, так и минусы. К положительным сторонам можно отнести следующее: они удобны при моментальном оценивании (устных ответов на экзаменах, при отчётности, при подведении результатов, при оценивании номеров во время проведения конкурсов и т. д.), но большинство практикующих педагогов считает, что в пятибалльной системе оценивания больше минусов [1].

В соответствии с задачами обучения оценка уровня физкультурной подготовленности включает в себя следующие виды оценивания: предварительное, текущее и итоговое [3; 4].

Предварительное оценивание проводится в начале изучения разделов программы. Данные оценивания должны фиксироваться в рабочих журналах учителем, в дневниках самоконтроля, паспортах здоровья и других материалах - самими обучающимися.

Текущее оценивание позволяет получить сведения об уровне овладения обучающимися программным материалом. Это даёт возможность оценить правильность выбранной методики обучения и на основе рефлексивного анализа скорректировать её. В процессе урока текущая отметка может быть выставлена за любые слагаемые программного материала, включённые в критериально-оценочную базу.

Итоговая оценка выставляется за усвоение темы, раздела за четверть, учебный год. Она включает в себя текущие оценки, полученные учащимися за сформированность универсальных учебных действий: знания; двигательные умения и навыки; положительные изменения в развитии физических способностей; умения осуществлять физкультурно-оздоровительную, спортивно-оздоровительную и физкультурно-корригирующую деятельность; познавательную и коммуникативную составляющую и др. [3; 4].

В педагогической практике принят ряд методик оценивания: безотметочная, разноуровневая, рейтинговая, критериально-рейтинговая, критериальная и др.

Мы убеждены, что в физкультурной деятельности любая система оценивания должна:

- оценивать исключительно деятельность обучающегося, а не его личность;

- сравнивать результаты обучающегося не с результатами других, а с эталонными характеристиками, которые определены и показаны с помощью критериев;

- иметь определённую систему градации отметок, исходя из которой обучающийся имеет возможность самостоятельно определить уровень своих результатов и свою отметку;

- оценивать уровень физкультурной подготовленности обучающегося с использованием нескольких методик.

Нами выбраны наиболее значимые критерии оценивания уровня физкультурной подготовленности, а именно: интерес к уроку физической культуры; уровень освоения учебной дисциплины; выполнение указаний и распоряжений учителя; познавательная активность, сознательность, инициативность; самооценка и оценка выполнения упражнений обучающимися; взаимодействие с партнёрами (коммуникативные взаимодействия); выполнение обязанностей дежурного, руководителей групп, помощников учителя, судей, физорга; самостоятельная организация места занятий, подбор средств и инвентаря, применение их в конкретных условиях; умение контролировать ход выполнения деятельности и оценивать итоги; выполнение домашней работы и др.

Каждый учитель может расширить список оцениваемых критериев исходя из собственного видения, но важными факторами при создании оценочного инструментария являются, во-первых, комплексность оценивания всех требуемых характеристик, во-вторых, общепринятая справедливость системы оценивания.

На сегодняшний день в предметной области «Физическая культура» ещё не сформирована единая универсальная система оценивания. С нашей точки зрения, такая система вряд ли будет эффективна, потому что в ней невозможно учесть индивидуальные особенности взаимодействия в системе «учитель-ученик», «учитель - класс», уникальный набор эгокомпонентов конкретного учителя и обучающегося, материальное обеспечение образовательного учреждения и т. д. [2].

Мы считаем совершенно правильным, что школьные ФГОС позволяют самому учителю определять систему оценивания.

Но при выборе оценивания необходимо учитывать, что характерной особенностью урока «Физическая культура» являются, по крайней мере, два постулата:

- любой урок интересен, носит определённую новизну или совершенствует уже полученные двигательные умения и навыки;

- любой, даже самый физически слабый обучающийся в процессе физкультурной деятельности будет успешен, выполняя заранее определённые требования.

Безусловно, что в систему оценивания необходимо включить основополагающие аспекты деятельностного, системного, личностно-ориентированного и комплексного подхода, что существенно сказывается на:

- эффективном воздействии на эмоционально-чувственную, ценностную, поведенческую сферы обучающихся;

- комплексном учёте мотивационной направленности, желании заниматься физкультур-но-спортивной деятельностью как на уроках/занятиях, так и самостоятельно;

- реализации и продолжении физкультурно-оздоровительных занятий корригирующей, здо-ровьеформирующей направленности;

- формировании у обучающихся умений составлять индивидуальную траекторию физкультурного развития, навыков оценивать, анализировать, корректировать достигнутые личностные результаты.

В нашем исследовании мы использовали критериально-личностную систему оценивания, которая предусматривает, с одной стороны, разработанную комплексную базу характеристик оценивания, включающих в себя методики оценивания УДД, с другой - направлена на формирование потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях у обучающихся старших классов.

Предлагаемая система оценивания определялась с позиции личностной значимости для старшеклассника и включает в себя следующие составляющие:

- операционно-деятельностную (уровень физического развития и физической подготовленности, сформированность двигательных умений и навыков, степень физического совершенствования);

- мотивационно-смысловую (знания, убеждения, интересы, мотивы, потребности, отношения, эмоции, волевые усилия, ценностные ориентации);

- практико-ориентированную, включающую в себя виды деятельности (познавательную, исследовательскую, судейскую, инструкторскую, пропагандистскую);

- личностно-ориентированную (физическое самовоспитание и саморазвитие, самостоятельность, самоактуализация, самопрезентация, самосовершенствование в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности);

- коммуникативную (межличностные коммуникации);

- здоровый стиль жизни.

В нашем исследовании приняли участие обучающиеся старших классов школ г Иркутска - 66 юношей, 74 девушки. В качестве оценочного инструментария были использованы тесты, определяющие двигательную подготовленность; батарея опросников, диагностирующих уровень физкультурной обученности и общей физической культуры старшеклассника. По каждой составляющей обучающиеся ранжировались на оптимальный, допустимый, критический и недопустимый уровень.

После завершения исследования нами был проведён комплексный анкетно-профессиогра-фический анализ уровня сформированности мотивационно-смысловой, операционно-деятель-ностной, практико-ориентированной, личностно-ориентированной и коммуникативной составляющих.

В качестве оценочного инструментария были выбраны методики В. Р. Кузекевича, А. К. Осницкого [3], определяющие познавательную мотивацию, отношения, потребности, реальную активность физкультурно-оздоровительной деятельности и тревожность.

На основе анализа были получены результаты, которые отражены в таблице (табл.1).

Таблица 1

Распределение обучающихся по уровню мотивационных проявлений к самостоятельности в физкультурно-оздоровительной деятельности

Уровни, % Средний балл

оптимальный допустимый критический недопустимый

Познавательная мотивация

Начало исследования 19,75 29,64 28,12 22,49 3,118

Конец исследования 36,02 45,14 14,87 3,97 4,324

Отношения, потребность, активность физкультурно-оздоровительной деятельности

Начало исследования 20,11 29,45 37,32 13,12 3,321

Конец исследования 50,1 31,76 15,01 3,13 4,501

Поведенческие проявления самостоятельности

Начало исследования 14,21 29,99 37,43 18,37 3,342

Конец исследования 26,21 46,32 17,12 10,35 4,547

Анализ сформированности познавательной мотивации показал, что количество старшеклассников с оптимальным и допустимым уровнем стало на 15,89 % больше, чем в начале исследования, средний балл: 3,118 - в начале, 4,324 - в конце. При этом число старшеклассников с недопустимым уровнем сократилось почти в три раза.

Второй блок вопросов и заданий отражал уровень сформированности двух взаимоопределяющих компонентов физической культуры: потребности и реальной активности старшеклассников в физкультурно-оздоровительной деятельности.

Анализ полученных результатов показал, что число старшеклассников с оптимальным и допустимым уровнем в конце исследования равнялось 81,96 %, и это на 31,26 % больше, чем вначале. Количество старшеклассников с недопустимым уровнем было чуть больше, чем три процента, и это примерно в шесть раз меньше, чем в начале исследования.

Одним из важных компонентов физкультурной обученности в старших классах являются межличностные коммуникации, уровень самостоятельности, способность к самопрезентации и самоактуализации в процессе физического воспитания. В этом аспекте практико-ориентиро-ванная составляющая, включающая познавательную, исследовательскую, судейскую, инструкторскую, пропагандистскую практику, физическое самовоспитание и саморазвитие, а также здоровый стиль жизни старшеклассника, выступает как средство формирования и оценивания успеваемости обучающихся старших классов. Мы считаем, что практико-ориентированная составляющая выражается в определённых поведенческих проявлениях.

На основе полученных данных, определяющих уровень сформированности поведенческих проявлений, можно заключить, что количество обучающихся с недопустимым уровнем выполнения тестовых заданий в конце исследования составило 10,35 %. Это в два раза меньше, чем в начале исследования. Оптимальный и допустимый уровень показали более 72 %, что существенно выше, чем в начале исследования.

Анализ сформированности личностно-ориентированной составляющей (физическое самовоспитание и саморазвитие, самостоятельность, самоактуализация, самопрезентация, самосовершенствование в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности) показал, что

уровень мотивации старшеклассников к самостоятельности в организации физкультурно-оздоровительного процесса имеет достоверное различие. Средняя оценка по данному компоненту в начале исследования - 3,298, в конце - 4,221 (разница - 15,7 %) (табл. 2).

Таблица 2

Мотивационные проявления самостоятельности в физкультурно-оздоровительной

деятельности

Группы Х±т о Разница, % t P

Начало исследования 3,298±0,149 0,124 15,7 3,432< 0,05

Конец исследования 4.221±0,222 0,157

Для оценки эффективности предложенной нами методики оценивания успеваемости обучающихся старших классов общеобразовательной школы мы использовали критерии х-квадрат на основе многопольной таблицы и выяснили, что средние показатели исследуемых составляющих физической культуры в начале и конце исследования имели достоверные значения X2 = 14,54 (P < 0,05).

Представленная таким образом система оценивания обученности старшеклассников по физической культуре позволила получить результат в виде конкретного развития универсальных учебных действий, формированию которых до сих пор не уделяется должного внимания.

Отметка в этом случае является не только инструментом определения уровня физической и технической подготовленности обучающихся, но в большой мере несёт мотивационную нагрузку, позволяя, с одной стороны, повысить уровень устойчивой, личностно-значимой уверенности в необходимости занятия физической культурой, с другой - даёт возможность скорректировать двигательную деятельность с учётом индивидуальных потребностей и возможностей.

Список литературы

1. Аужанова, Г. Г. Значимость формативного оценивания в школе // Образование и воспитание. 2016. № 2 (7). С. 32-34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Булавкина Т. А. Критерии оценки физической культуры студентов с точки зрения их личностной значимости // Новые исследования. 2011. № 1 (26). С. 83-96.

3. Кузекевич В. Р. Диагностика физической культуры личности школьника : учеб. пособие. Иркутск: ИГПУ. 2006. 191 с.

4. Матвеева, Е. И., Панкова О. Б., Патрикеева И. Е. Критериальное оценивание в начальной школе. М. : Вита-Пресс, 2013. 168 с.

5. Пружинина М. В. Проектирование индивидуального маршрута профессионального развития учителей физической культуры Иркутской области // Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 4 (134). С. 226-229.

6. Пружинина, М. В., Пружинин К. Н., Кишинский А. А. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования : монография. Иркутск : Иркутский филиал «РГУФКСМиТ», 2013. 214 с.

7. Русаков А. А. Формирование стиля профессиональной деятельности будущего учителя физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. М., 2010. 25 с.

8. Шамова Т. И., Белова С. Н., Ильина И. В., Подчалимова Г. Н., Худин А. Н. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. М. : Педагогическое общество России, 2007. 192 с.

Заявленный вклад авторов:

Русаков А.А.

- теоретическое обоснование проблемы исследование, практическая разработка методологии исследования, обработка результатов исследования.

Кулешова О.В.

- сбор информации практической части эксперимента.

Control and Ássessment of the Secondary School Senior Students' Progress on Physical Education

A. A. Rusakov

Irkutsk Institute of Education Development, Irkutsk

O. V. Kuleshova

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract: The paper deals with the problem of the assessment of the senior students' level on Physical Education. The importantfactors for choosing assessment system are its comprehensiveness and validity.

From the variety of the approaches a teacher should create his own evaluation technique which allows to assess the level of students' study skills, to define their physical and functional competence and raise motivation for moving activities.

Keywords: assessment, physical education, school's physical education curriculum, evaluation criteria, indicators of physical competence, motivation for moving activities.

Русаков

Александр Альбертович

кандидат педагогических наук, доцент, кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Институт развития образования Иркутской области

664007, г. Иркутск, ул. Красноказа-чья, 10 А

тел.: +7(3952)500904 e-mail: irkrusarov@yadex.ru

Кулешова Ольга Викторовна

старший преподаватель кафедры физкультурно-спортивных и медико-биологических дисциплин

Педагогический институт, Иркутский государственный университет

Rusakov

Aleksandr Albertovich

Candidate of Sciences (Pedagogy), Assosiate Professor of the Social Sciences and Humanities Department

Irkutsk Institute of Education Development

10 А Krasnokazachiya St, Irkutsk, 664007

тел.: +7(3952)500904 e-mail: irkrusarov@yadex.ru

Kuleshova Olga Viktorovna

Senior Lecturer in Sports and Biomedical Disciplines

Pedagogical Institute, Irkutsk State University

664003, Иркутск, ул. К. Маркса, 1 1 K. Marx St, Irkutsk, 664003 тел.: +7(3952)241843 tel.: +7(3952)241843

e-mail: baik00@mail.ru e-mail: baik00@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.