2016. - 112 с.
REFERENCES
1. Butuzova, M.V. and Pruzhinina, M.V.(2014), Adaptive Physical Culture as a Factor of Formation of Social Integration of visually impaired and blind children of boarding school №8 in Irkutsk, Physical Culture and Health of Different Groups of the Population, Odessa, pp.137-138.
2. Pruzhinina, M.V., Kashinsky, A.A. and Pruzhinin, K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: monograph, "RGUFKSMiT", Irkutsk.
3. Rusakov, A.A. and Kuzekevich. V.R. (2016), Modeling of the Training Process in Institutions of Additional Education: Study Guide, "Asprint", Irkutsk.
Контактная информация: 954959@bk.ru
Статья поступила в редакцию 30.03.2016
УДК 796.011.3
АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент,
Владимир Робертович Кузекевич, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация
В статье рассматривается проблема организации процесса физического воспитания в структуре высшего образования. Одной из форм предлагается использование средств атлетической гимнастики, так как они легко дозируются с индивидуальной нагрузкой и являются наиболее востребованными у студенток педагогического вуза.
Ключевые слова: атлетическая гимнастика, физическая подготовка, студентка педагогического вуза.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.04.134.p233-237
ATHLETIC GYMNASTICS AS MEANS OF PHYSICAL TRAINING OF FEMALE
STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION
Alexander Albertovich Rusakov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Robertovich Kuzekevich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Irkutsk State University, Irkutsk
Annotation
The article considers the problem of the organization of process of the physical training in structure of the higher education. Application of the means of athletic gymnastics as they are easily dosed with the individual loading is offered as one of the forms and they are the most demanded among the students of the pedagogical higher education institution.
Keywords: athletic gymnastics, physical education, female student of Pedagogical Institute.
Внедрение новых государственных стандартов в системе высшего образования потребовало переосмысления старых и внедрения новых подходов к организации процесса физического воспитания в педагогическом вузе.
В процессе организации учебных занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» нами были определены требования к структурно-содержательному наполнению программного обеспечения дисциплины:
- определение средств и методов, личностно значимых для студентов;
- формирование компетенций, определенных стандартом;
- развитие физических способностей и функциональной подготовленности в процессе учебных занятий;
- формирование устойчивого интереса к занятиям двигательными упражнениями;
- повышение уровня физической подготовленности и адаптивных ресурсов организма.
Анализ контингента студентов, поступивших на первый курс, показал, что 85% от общего количества, составляют девушки в возрасте 17-18 лет, из которых, по результатам медицинского осмотра 10,8% освобождены от практических занятий физической культурой, 28,2% имеют те или иные заболевания, а у 43,4% обнаружился значительный дисбаланс в показателе весоростового индекса Кетле.
Проведенное нами у студенток первого курса анкетирование, направленное на выявление наиболее предпочтительного вида физкультурно-спортивной деятельности, показало, что различными видами фитнес-аэробики желают заниматься 31,7%, атлетической гимнастикой - 24,4%, спортивными играми - 16,5%, циклическими видами спорта -11,8%, другими видами спорта 15,6% обучающихся. Поскольку мы считаем, что основной целью физкультурного образования в вузе является обучение студентов умению самостоятельного использования средств физической культуры для достижения жизненной и социальной успешности, нами было проведено анкетирование [1], в котором предлагалось оценить уровень сформированности практических умений, таких как:
- проводить самостоятельные занятия физической культурой и спортом;
- развивать основные физические способности;
- корригировать осанку и телосложение;
- разрабатывать индивидуальный двигательный режим;
- подбирать упражнения для определенных мышечных групп;
- поддерживать высокий уровень работоспособности;
- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений;
- добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
- управлять своими эмоциями в процессе занятий ФК;
- эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
- пользоваться современным инвентарем и оборудованием;
- работать с периодическими изданиями спортивной направленности;
- вести дневник самоконтроля (занятий физическими упражнениями).
Результаты проведенного анкетирования показали, что начальный уровень сфор-
мированности практических умений находится на очень низком уровне. Из 290 опрошенных творческий уровень выявлен у 11,4%; оптимальный у 21,9%; номинальный у 67,7%.
Для осуществления личностно-ориентированного процесса физического воспитания нами была разработана программа для студенток, основанная на использовании средств атлетической гимнастики. При этом мы столкнулись с недостаточной методической разработанностью вопроса использования атлетической гимнастики для физической подготовки девушек 17-18 лет в условиях вузовского обучения, а также выявили следующие особенности организации:
- контингент обучающихся - девушки мало или совсем не занимавшиеся физической культурой, зачастую имеющие избыточную или недостаточную массу тела;
- дефицит учебного времени, отводимого на практические занятия;
- недостаточная материально-техническая база;
- отсутствие у студенток теоретических знаний и практических умений по организации силовых тренировок, в том числе и самостоятельных.
В основу нашей программы легли требования, обусловленные данными особенностями, а именно:
- дифференциация содержания занятий с учетом индивидуальных типологических и морфофункциональных особенностей и возможностей студенток;
- индивидуальный подход, как к подбору упражнений, так и к величине нагрузки;
- приоритетная направленность на развитие отстающих двигательных качеств, коррекцию телосложения и оптимизацию физического развития;
- придание деятельности личной значимости, создание ситуации успеха;
- демонстрация индивидуальных достижений, обеспечение положительного психоэмоционального фона занятий, формирование позитивного отношения к собственному телу;
- постоянное использование таких приемов как одобрение, поддержка.
Поскольку достигнутый результат является комплексом педагогических воздействий, наряду с практическими занятиями студентки получали актуальную информацию теоретического характера о личной гигиене, режиме сна, питания, труда и отдыха, влиянии системы физических упражнений на системы дыхания и кровообращения, центральную нервную систему; студентки так же обучались основным приемам самоконтроля, здорового образа жизни. Студентки осваивали основы самостоятельной тренировки, им предлагалось ведение дневника самоконтроля.
Для всестороннего развития студенток, занимающихся атлетической гимнастикой, занятия проводились с соблюдением следующих требований:
1. Учет гендерных, индивидуальных, возрастных и морфофункциональных особенностей студенток.
2. Обеспечение положительного психоэмоционального фона на занятиях, формирование ситуации успеха, способствующее позитивному изменению ценностного отношения студенток к самим себе.
3. Оптимальное планирование месячной нагрузки, в котором 3 учебных занятия будут посвящены специальной и общей физической подготовке. 3 занятия - развитию отстающих физических качеств и коррекции телосложения. 2 занятия будет отведены циклическим видам спорта (лыжной или легкоатлетической подготовке, акробатической и общефизической подготовке) и 1 занятие отведено видам спортивно-физкультурной деятельности по желанию студенток (подвижные игры силовой направленности).
4. Достаточная часть времени занятий выделялась на освоение и правильное выполнение техники специализированных и специально-вспомогательных упражнений, что позволило минимизировать травматизм у студенток.
5. Занятия по силовой и атлетической подготовке чередовались: выполнялось 3-4 подхода по 8-10 повторений, при этом рабочий вес подбирался как составляющий 60^65% от лучшего результата; выполнялось 4-6 подходов по 16-24 повторения (55^60% от лучшего результата); выполнялось 3-4 подхода по 2-3 повторения (до 85% от лучшего результата). Волнообразное изменение тренировочной нагрузки позволило оптимизировать процесс силовой подготовки и коррекции телосложения студенток и добиться поступательного и динамичного роста результатов.
6. Достаточный объём тренировочной работы направлялся на общую физическую подготовку и способствовал поступательному повышению уровня функционального развития студенток, при этом данная направленность не мешала развитию специально-силовых способностей и коррекции телосложения.
7. Использовался достаточно большой арсенал средств для повышения уровня физической подготовленности студенток и коррекции их телосложения, таких как различные силовые тренажёры, беговые дорожки, вело- и шаготренажеры и многое другое, что позволяло выборочно воздействовать с одной стороны на отстающие мышечные группы, с другой эффективно корректировать недостатки телосложения.
8. Постоянно отслеживалась динамика результатов, как уровня физического развития, так и физической подготовленности, что позволяло корректировать индивидуальную программу подготовки для каждой студентки.
9. Выявлялось наиболее оптимальное соотношение объёма, интенсивности и сложности индивидуальных нагрузок с силовой, скоростно-силовой направленностью, силовой выносливостью, а также гибкостью и координационными способностями; осуществлялось их рациональное распределение в определенных микроциклах, что значительно влияло на тренировочный эффект.
10. В содержание занятий включались подвижные игры, что способствовало повышению их эмоциональности и выступало как средство разрядки.
11. Осуществлялся контроль над оптимизацией режима питания студенток.
Проведенное в конце учебного года тестирование показало, что результаты физического развития изменились следующим образом: PWC170, кгм/мин выросло с 971,7±67,4 до 1112,0±57,4 (р < 0,01); жизненная емкость легких - с 3,6±0,4 до 4,2±0,3 л (р < 0,05); обхват грудной клетки - с 88,9±7,6 до 92,5±7,9 см (р < 0,05); толщина подкожной жировой складки уменьшилась с 21,9±3,9 до 19,0±3,9 мм (р < 0,01). Все исследуемые характеристики показали статистически достоверные различия. Весоростовой индекс Кетле составил 357 г/см, что несколько меньше должных величин для девушек этого возраста.
Физическая подготовленность студенток, занимавшихся атлетической гимнастикой, по результатам тестов, оценивающих силу мышц рук, ног, спины и брюшного пресса выросли в среднем на 22,9%; при этом показатели силовой выносливости увеличились на 24,6%, общей выносливости на 12,1%; показатели гибкости, быстроты и скоростно-силовых возможностей на 8-13%.
Результаты повторного анкетирования у студенток, занимавшихся в группе атлетической гимнастики, показали, что творческий уровень выявлен у 44,4%; оптимальный; у 47,9% номинальный и только 7,7% предноминальный.
Анализируя эффективность предложенной нами организации физического воспитания студенток первого курса педагогического вуза средствами атлетической гимнастики можно сделать вывод, что в значительной мере удалось изменить отношение занимающихся к занятиям физической культурой в структуре вузовкой подготовки за счет придания личной значимости процесса использования силовых упражнений, упражнений на различных тренажерах, решающих ряд задач, а именно: повышение уровня физической подготовленности студенток; развития адаптационных возможностей студенток; коррекцию телосложения студенток; формирование устойчивого интереса к занятиям двигательной деятельностью; овладение техникой выполнения упражнений силового характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пружинина, М.В. Личностно-ориентированное обучение в физическом воспитании на различных этапах непрерывного образования : монография / М.В. Пружинина, А.А. Кишинский, К.Н. Пружинин ; Иркутский филиал Рос. гос. ун-та физ. культуры, спорта, молодежи и туризма. -Иркутск : [б.и.], 2013. - 214 с.
2. Кузекевич, В.Р. Диагностика физической культуры личности школьника : учебное пособие / В.Р. Кузекевич. - Иркутск : Изд-во Иркутск. гос. пед. ун-та, 2006. - 192 с.
3. Кузекевич, В.Р. Пятнашки и салки для всех. Организация и методика проведения : учебное пособие / В.Р. Кузекевич. - Иркутск : Изд-во Иркутск. гос. пед. ун-та, 2008. - 204 с.
4. Русаков, А.А. Основы теории спорта : учебное пособие / А. А. Русаков ; ВосточноСибирская государственная академия образования Иркут. гос. пед. ун-та. - Иркутск : [б.и.], 2013. -142 с.
5. Русаков, А.А. Силовой атлетизм в структуре физического воспитания педагогического вуза / А.А. Русаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 1 (131). - С. 201-205.
6. Русаков, А.А. Моделирование тренировочного процесса в учреждениях дополнительного образования / А.А. Русаков А.А., В.Р. Кузекевич. - Иркутск : Аспринт, 2016. -112 с.
REFERENCES
1. Pruzhinina, M.V., Kishinsky, A.A. and Pruzhinin K.N. (2013), Personality-Oriented Education in Physical Education at Various Stages of Continuous Formation: monograph, "RGUFKSMiT", Irkutsk.
2. Kuzekevich V.R. (2006), Diagnostics ofphysical culture of the identity of the school student: manual, publishing house "IGPU", Irkutsk.
3. Kuzekevich V.R. (2008), Tag and tag for all. Organization and technique of carrying out: manual, publishing house "IGPU", Irkutsk.
4. Rusakov, A.A. (2013), Bases of sport theory: Study guide, East-Siberian State Academy of Education ISPU, Irkutsk.
5. Rusakov, A.A. (2016), "Power athleticism in the structure of physical education of a Pedagogical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 131, No. 1, pp. 201-205.
6. Rusakov, A.A. and Kusekevich V.R. (2016), Modeling of the training process in institutions of additional education: Study guide, "Asprint", Irkutsk.
Контактная информация: irkrusakov@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 14.04.2016
УДК 796.011
ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ОСВОЕНИЮ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ НА ЭТАПЕ ОСВОЕНИЯ
С ВОДОЙ
Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических
наук, профессор, Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Елена Дмитриевна Бакулина, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация
Определение на начальных этапах обучения предрасположенности школьников к освоению наиболее доступного способа плавания и последующая индивидуализация учебного процесса позволяют в довольно короткие сроки подготовить детей к выполнению требований современного комплекса ГТО. Приведенные в статье данные свидетельствуют о целесообразности тестирования плавательной предрасположенности на начальных этапах обучения школьников плаванию и дифференцировании учебного процесса с учетом координационных склонностей обучаемых и комфортности удержания тела в исходном положении.
Ключевые слова: плавание, способ плавания, начальный этап обучения, школьники, индивидуальная предрасположенность, координация движений.