Научная статья на тему 'Потребность как фактор физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в условиях вуза'

Потребность как фактор физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ / NEED / MOTIVATION / RECREATIONAL ACTIVITIES / UNIVERSITY STUDENTS / HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Павличенко Андрей Владимирович

Процесс формирования у студентов устойчивой потребности в физкультурно-оздоровительной деятельности во многом заключается в организации учебной среды физического воспитания в вузе с акцентом на активизацию личностно-значимых механизмов, связанных с повышением адаптационных резервов, созданием мотивационно-направленных, здоровьеформирующих основ жизнедеятельности, расширением диапазона двигательной деятельности с учетом интересов студентов. Результатом процесса формирования устойчивой потребности к активным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельности является достижение студентами вуза высокого уровня мотивационно-эмоционального, организационно-процессуального, коммуникативно-личностного компонента. После проведённого исследования количество студентов с высокой уровнем потребности к занятиям двигательной деятельности увеличилось более чем на 23% (р <0,05).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русаков Александр Альбертович, Павличенко Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Need as a factor of recreational activities of university students

The process of forming the stable need among the students in the recreational activities consists in the organization of the educational environment of physical education at the university with the emphasis on the activation of the personally-significant mechanisms associated with increasing the adaptive reserves, creating the motivational-oriented, health-forming basic life support, expanding the range of the motor activity taking into account the interests of students. The result of the process of forming the stable need in the active recreational activities is evealed in the achievement of the high level of the motivational and emotional, organizational and procedural, communicative and personal components by the university students. The number of the students with high level of need in the motor activities increased by more than 23% (p <0.05) after the research.

Текст научной работы на тему «Потребность как фактор физкультурно-оздоровительной деятельности студентов в условиях вуза»

УДК 796.011

ПОТРЕБНОСТЬ КАК ФАКТОР ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Александр Альбертович Русаков, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, г. Иркутск; Андрей Владимирович Павличенко, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет путей

сообщения

Аннотация

Процесс формирования у студентов устойчивой потребности в физкультурно-оздоровительной деятельности во многом заключается в организации учебной среды физического воспитания в вузе с акцентом на активизацию личностно-значимых механизмов, связанных с повышением адаптационных резервов, созданием мотивационно-направленных, здоровьеформирующих основ жизнедеятельности, расширением диапазона двигательной деятельности с учетом интересов студентов.

Результатом процесса формирования устойчивой потребности к активным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельности является достижение студентами вуза высокого уровня мотивационно-эмоционального, организационно-процессуального, коммуникативно-личностного компонента. После проведённого исследования количество студентов с высокой уровнем потребности к занятиям двигательной деятельности увеличилось более чем на 23% (р <0,05).

Ключевые слова: потребность, мотивация, физкультурно-оздоровительная деятельность, студенты вуза, здоровый стиль жизни.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p237-240

NEED AS A FACTOR OF RECREATIONAL ACTIVITIES OF UNIVERSITY

STUDENTS

Alexander Albertovich Rusakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk State University; Andrey Vladimirovich Pavlichenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irkutsk state University of Railway Transport

Abstract

The process of forming the stable need among the students in the recreational activities consists in the organization of the educational environment of physical education at the university with the emphasis on the activation of the personally-significant mechanisms associated with increasing the adaptive reserves, creating the motivational-oriented, health-forming basic life support, expanding the range of the motor activity taking into account the interests of students.

The result of the process of forming the stable need in the active recreational activities is evealed in the achievement of the high level of the motivational and emotional, organizational and procedural, communicative and personal components by the university students. The number of the students with high level of need in the motor activities increased by more than 23% (p <0.05) after the research.

Keywords: need, motivation, recreational activities, university students, healthy lifestyle.

ВВЕДЕНИЕ

Выявление актуальных намерений к стремлению ведения здорового стиля жизни молодыми людьми является одной из важнейших проблем сегодняшнего дня. Безусловно, что здоровый стиль жизни является самым эффективным средством формирования здоровья, а достаточная двигательная активность является одной из самых значительных составляющих здорового стиля жизни [7, 8].

В связи с этим, основополагающим фактором снижения уровня здоровья обучающейся молодёжи является дефицит двигательной активности. Исследования ряда ученых показали, что дефицит двигательной активности студентов Российских вузов составляет 23,3% от суточной нормы. Отдельно хочется отметить резкое снижение у молодого

поколения интереса к занятиям, связанным с физкультурной двигательной деятельностью [1, 2, 3].

Общеизвестно, что физкультурная деятельность направлена на решение ряда проблем социального, личностного, общественного порядка [1, 5]. Из многообразия функций физкультурной деятельности можно выделить основополагающие: разностороннее развитие человека, активная досуговая организация времяпровождения, межличностные коммуникации, самоактулизация и самовыражение средствами физической культуры, повышение уровня здоровья [4, 6].

Необходимость развертывания и формирования устойчивого стереотипа здорового стиля жизни каждым студентом на всех этапах обучения и совершенствования двигательных действий, качеств, способностей и так далее, мотивационной сферы обуславливает личностно-ориентированный и деятельностный подход в работе педагога. Перенос определенных психолого-педагогических положений теории в практику работы педагога физической культуры, требует внесения корректировок в физкультурные занятия, раскрывает необходимость уделять достаточное внимание ценностно-смысловым ориентирам [3, 4, 6].

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наше исследование было направленно на организацию физкультурного образования в вузе с учетом мотивационных составляющих у студентов, связанных со сферой устоявшихся потребностей.

Исследование было проведено в двух вузах г. Иркутска: Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Иркутский университет путей сообщения».

Всего в исследовании приняло участие 146 студентов первых курсов. Показатели студентов разных вузов не имели достоверных различий, поэтому в исследовании приводятся средние результаты.

В процессе формирования потребности в двигательной деятельности студентов мы выделили три этапа:

1. Этап создания личностно-значимых стереотипов и намерений. На этом этапе решались задачи стимулирования процессов придания двигательной деятельности как осознанной потребности в аспекте: значимости и необходимости, полезности, выборе форм и методов реализации с учетом индивидуальных особенностей (уровня физической и двигательной подготовленности, эмоциональной насыщенности, коммуникативных интенций, личностных предпочтений и др.).

2. Этап практического обоснования намерений в двигательной деятельности. В процессе реализации этого этапа мы определяли программное содержание физического воспитания, организационную структуру, критериально-оценочную систему, необходимые условия (методическая и личностная поддержка, материально-техническое обеспечение и др.).

3. Этап реализации личностно-значимых стереотипов и намерений. Задачами этого этапа выступали: анализ планируемых и реальных результатов, рефлексия физкультурно-оздоровительной деятельности, коррекция и при необходимости замена видов и методов физкультурной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ

Теоретические основы процесса формирования потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях у студентов позволили составить анкету, где вопросы были сгруппированы по трём условным блокам: мотивационно-эмоциональный, организационно-процессуальный, коммуникативно-личностный.

Социологический опрос позволил определить побудительные мотивы студентов, мотивационную и эмоциональную насыщенность физкультурных занятий, ценностные

ориентиры физической культуры, условия для самостоятельных занятий и в формате физкультурного обучения в вузе, организационную структуру физического воспитания. Для каждого этапа были определены средства и методы реализации физкультурного образования.

Ответы мотивационно-эмоционального блока показали, что положительное эмоциональное восприятие физкультурных занятий у девушек составляет 59,4%, а у юношей -68,3%.

Среди приёмов привлечения студентов к физкультурно-оздоровительным занятиям большую группу составляют методы убеждения и стимулирования, прямо актуализирующих потребность в соответствующих занятиях.

Анализ ответов респондентов по второму блоку вопросов анкеты показал, что положительную оценку существующим условиям дают примерно 62,0% опрошенных девушек и юношей. То есть, удовлетворенность существующими условиями для своих занятий выразила больше половины студентов. Ответы студентов позволили определить результаты сформированного у них процессуально-организационного аспекта на этапе личностно-зна-чимых стереотипов и намерений, то есть наличие целевой структуры и плана их реализации. В среднем у девушек она составила 59,4%, а у юношей - 65,3%. Следует констатировать, что пятая часть респондентов показали наличие отрицательной и, примерно столько же, нейтральной интенции к физкультурным занятиям.

Важная роль в процессе формирования положительной мотивации к занятиям двигательной деятельностью отводится коммуникативному и личностно-значимому аспекту, отражающему эмоциональную и интеллектуальную основу к регулярным занятиям физкультурной деятельностью. Анализ ответов показал, что в этом компоненте испытывают удовлетворение от физкультурных занятий 75,9% девушек и 72,2% юношей.

Для устойчивости динамического аспекта мотивации реализации коммуникативно-личностного блока необходимо выполнение мероприятий свойственных определённому этапу (от этапа создания до этапа реализации личностно-значимых стереотипов и намерений):

- использовать средства эмоционального воздействия как регулятора личностного

роста;

- стимулировать интенции к занятиям физкультурной деятельностью за счёт формирования у студентов правил, используемых в виде самоинструкций и процессов внутренней коммуникации;

- формировать инструментарий контроля внешних и внутренних стопоров, препятствующих занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Формирование потребности к физкультурно-оздоровительной деятельности имело этапную структуру. Последовательная реализация задач каждого этапа позволила формировать устойчивые механизмы определённых мотивов и потребностей. Механизм формирования потребности состоит в последовательном переходе от этапа создания личностно-значимых стереотипов - этапа практического обоснования намерений в двигательной деятельности - этапа реализации личностно-значимых стереотипов.

Студенты были ранжированы по уровням сформированности потребности к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью (таблица 1).

Таблица 1 - Распределение студентов по уровню сформированности потребности к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью_

Группы / этапы Уровни, %

высокий допустимый критический низкий

Начало исследования 12,9 39,4 29,4 18,3

Конец исследования 38,1 42,9 12,9 6,1

Математический анализ на основе многопольной таблицы критериев хи-квадрат показал статистическую достоверность х2 = 13,67 (Р <0,05)

В конце исследования количество студентов, демонстрирующих показатели высокого уровня мотивационно-эмоционального компонента, стали выше, чем в начале исследование почти на 8,6% у девушек и на 14,8% у юношей; организационно-процессуальный компонент - на 9,4% у девушек и на 20,3% у юношей; коммуникативно-личностный - на 18,2% у девушек и на 23,2% у юношей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Быков, В.С. Формирование потребности в физическом самовоспитании у студентов / В.С. Быков, С. А. Ярушин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2018. - Т. 3. - № 1. - С. 7-12.

2. Модель физического воспитания студентов с особыми образовательными потребностями / О.В. Мамонова, С.И. Филимонова, Т.Н. Шутова, Г.Б. Кондраков // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 9. - С. 51-53.

3. Пружинина, М.В. Формирование социального здоровья студенческой молодежи средствами физической культуры и спорта / М.В. Пружинина, К.Н. Пружинин / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 270-273.

4. Русаков, А.А. Формирование мотивации к самостоятельности в организации двигательной деятельности в педагогическом вузе / А.А. Русаков, В.Р. Кузекевич // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 261-264.

5. Русаков, А.А. Организация физкультурно-оздоровительных занятий студентов с учетом их потребностей / А.А. Русаков О.В. Кулешова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3 (169)- С. 274-278.

6. Русаков, А.А. Формирование потребности к физкультурно-оздоровительным занятиям студентов / А.А. Русаков, С.В. Романова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 3 (136). - С. 64-68.

7. Sandercock, G.R.H. Screen Time and Physical Activity in Youth: Thief of Time or Lifestyle Choice / G.R.H. Sandercock, A. Ogunleye, C. Voss // Journal of Physical Activity and Helth. - 2013. - Vol. 9 (7). - P. 977-984.

8. Silva P. Physical Activity in High School During 'Free-Time' Periods / P. Silva // European Physical Education Review. - 2014. -Vol. 21 (2). - P. 135-148.

REFERENCES

1. Bykov, V.S. and Yarushin, S.A., (2018), "Formation of the need for physical self-education in students", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, Vol. 3. No. 1, pp. 7-12.

2. Mamonova, O.V., Filimonova, S.I., Shutova, T.N. and Kondrakov, G.B., (2018), "Model of physical education of students with special educational needs", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 51-53.

3. Pruzhinina M.V. and Pruzhinin, K.N., (2019), "Formation of social health of student youth by means of physical culture and sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 270-273.

4. Rusakov, A.A. and Kazakevich V.R., (2018), "Formation of motivation for independence in the organization of motor activity in the pedagogical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 261-264.

5. Rusakov, A. A. and Kuleshova O. V., (2019), "Organization of physical culture and health classes of students taking into account their needs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (169), pp. 274-278

6. Rusakov, A.A. and Romanova S.V. (2019), "Formation of the need for physical culture and health classes of students", Proceedings of the Volgograd state pedagogical University, No. 3 (136), pp. 6468.

7. Sandercock, G.R.H., Ogunleye, A. and Voss, C. (2013), "Screen Time and Physical Activity in Youth: Thief of Time or Lifestyle Choice", Journal of Physical Activity and Health, vol. 9 (7), pp. 977-984.

8. Silva P. (2014), "PhysicalActivity in High School during 'Free-Time'Periods", European Physical Education Review, vol. 21 (2), pp. 135-148.

Контактная информация: irkrusakov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.