Научная статья на тему 'Мотивационная направленность к физкультурным занятиям старшеклассников северного региона Сибири'

Мотивационная направленность к физкультурным занятиям старшеклассников северного региона Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / МЕТОДЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гимазов Р.М., Шаймарданов Р.Х., Булатова Г.А., Степанова Г.А.

В статье расширили и углубили представления о сущности и специфики мотивационной направленности к физкультурным занятиям старшеклассников северного региона Сибири. Проанализировали подходы и механизмы формирования мотивации к физкультурным занятиям старшеклассников северного региона Сибири. В монографии рассматриваются педагогические, теоретико-методологические основы формирования здоровьесберегающего образовательного процесса. Большое внимание уделяется проблеме формирования потребности в занятиях физической культурой и использования средств физического воспитания с оздоровительной, рекреационной целью у школьников и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гимазов Р.М., Шаймарданов Р.Х., Булатова Г.А., Степанова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивационная направленность к физкультурным занятиям старшеклассников северного региона Сибири»

YAK 796.015.6(571)

ББК 74.200.55(253.1 )+75.116.42(253.1 )

P.M. ГИМАЗОВ, P.X. ШАЙМАРААНОВ, Г.А. БУЛАТОВА, Г.А. СТЕПАНОВА

R.M. GIMAZOV, R.H. SHAIMARDANOV, G.A. BULATOVA, G.A. STEPANOVA

MOTMBAUMOHHAfl HAnPABAEHHOCTb K OM3KYAbTYPHblM 3AHATMAM

CTAP0EKAACCHMKOB CEBEPHOTO PErMOHA CM5MPM

MOTIVATIONAL ORIENTATION TO THE PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS OF THE NORTHERN REGION OF SIBERIA

В статье расширили и углубили представления о сущности и специфики мотиваци-онной направленности к физкультурным занятиям старшеклассников северного региона Сибири. Проанализировали подходы и механизмы формирования мотивации к физкультурным занятиям старшеклассников северного региона Сибири. В монографии рассматриваются педагогические, теоретико-методологические основы формирования здоровьесберегающего образовательного процесса. Большое внимание уделяется проблеме формирования потребности в занятиях физической культурой и использования средств физического воспитания с оздоровительной, рекреационной целью у школьников и студентов.

The article expanded and deepened the idea of the essence and specificity of motivational orientation to the physical studies of the high school students northern region of Siberia. The approaches and mechanisms of formation of motivation to physical cultural occupations high school students northern region of Siberia have been analyzed. The monograph considers pedagogical, theoretical and methodological bases of formation of health-saving educational process. Much attention is paid to the problem of formation of the need for physical training and use of physical education facilities with a healthy, recreational purpose in schoolchildren and students.

Ключевые слова: потребность, мотивационная направленность, физкультурные занятия, педагогические приемы, методы, здоровьесберегающий образовательный процесс

Key words: need, motivational orientation, physical training, pedagogical techniques, methods, health-saving educational process.

Введение

Основой нового уклада жизни, складывающегося на фундаменте информатизации и компьютеризации информационного общества, выступает интеллектуальный труд и должное физическое развитие [1, с. 28-29, 2, с. 5-6].

В городе Сургут по данным органов здравоохранения наблюдается уменьшение количества учащихся, отнесенных к первой группе здоровья: 2013 г. - 28,2%; 2014 г. - 25,0%; 2015 г. - 20,9%; в 2016 году - 20,0%.

Уменьшается количество детей основной физкультурной группы: 2013 г. - 83,1%; 2014 г. - 81,9%; 2015 г. - 78,6%.

Увеличивается количество школьников с низким уровнем физического развития: 2014 г. - 0,9%; 2015 г. - 1,0%; 2016 г. - 1,6%.

Увеличивается количество школьников подготовительной группы: 2013 г. - 15%; 2014 г. - 18,2% и специальной: 2015 г. - 2%; 2016 г. - 2,2%; 2017 г. - 2,4%.

Факты свидетельствуют о том, что сегодня на занятиях физической культуры учащиеся не находят тех средств, которые смогли бы приостановить процесс ухудшения здоровья, ее стабилизации и повышения адаптационных резервов организма.

Целью констатирующего эксперимента было определение мотивацион-ной направленности к физкультурно-оздоровительным занятиям у школьников старших классов, проживающих в условиях северного региона Сибири.

Методы исследования. Статья написана на основе использования метода изучения литературы по заявленной теме исследования и теоретического, системного анализа данной литературы; социологического исследования, результатов констатирующего эксперимента

Результаты. Констатирующий эксперимент проводился с сентября 2017 по май 2017 года, он включал в себя социологическое исследование, в котором приняли участие 450 учащихся, что составляет не менее 10% от генеральной совокупности. В г. Сургуте обучается 4320 учащихся 10-11 классов 15-16 летнего возраста.

Разработанные теоретические основы процесса формирования мотивации к физкультурно-оздоровительным занятиям у школьников позволили составить анкету, где вопросы были сгруппированы по четырем условным этапам:

- этап актуализации и инициации деятельности: выявлялось появление у школьников мотивационной тенденции стремления к обширной области физической культуры и спорта;

- второй этап целеобразования - мотивационной тенденции действия к конкретным физкультурно-оздоровительным занятиям;

- третий этап реализации мотивационной тенденции, реализации намерения и выполнения физкультурной деятельности;

- четвертый этап постреализации мотивационной тенденции продолжения физкультурно-оздоровительных занятий [2, с. 13-14; 4, 5].

Ответы респондентов на вопросы, которые относятся к первому блоку анкеты, характеризовали оценку тех воздействий, которые способствуют возникновению у школьников устремленности к физической культуре. Эти оценки отражают эмоциональные переживания учащихся, в частности привлекательность для них занятий физической культурой. Мотивационно-эмоциональная оценка физкультурных занятий складывалась из ответов на вопросы анкеты «Нравятся ли Вам физкультурные или спортивные занятия в школе и вне школы?». Ответы показали, что положительное эмоциональное восприятие физкультурных занятий у девушек составляет 60,3%, а у юношей - 79,8%.

Для привлечения школьников к физкультурно-оздоровительным занятиям учителя физической культуры применяют различные педагогические приемы. Среди них большую группу составляют методы убеждения и стимулирования, прямо актуализирующих потребность в соответствующих занятиях. Привлечение внимания старшеклассников подобными методами к физической культуре неоднозначно оценивается самими школьниками. Это следует из ответов на вопросы анкеты, выясняющие отношение школьников к методам убеждения, стимулирования и частоте применения схожих приемов на уроках физической культуры в школе самими учителями. Лишь 52,9% девушек и 53,6% юношей поставили положительную оценку воздействиям побуждающих их к физкультурным занятиям. Таким образом, почти каждый второй старший школьник неодобрительно относится к прямым воздействиям со стороны педагогических работников физической культуры. Следовательно, необходимо соблюдать особую педагогическую корректность по отношению к учащимся учителям школы, работникам детско-юношеских спортивных школ в случаях применения в своей практике подобных методов воздействия.

В целом у 15-16-летних школьников ответы на вопросы анкеты первого этапа актуализации и инициации деятельности, выявили положительную мотивационную тенденцию их стремления к занятиям физической культурой и спортом. В частности, она составляет 55,6% у девушек и 61,6% у юношей, из числа опрошенных старшеклассников.

Ответы респондентов по второму блоку вопросов анкеты позволили определить наличие смысловой определенности у школьников необходимости физкультурно-оздоровительных занятий. Для этого школьникам предлагалось ответить на вопросы, выясняющие причастность физкультурной деятельности в достижении основных ценностных ориентиров человека - это значение физической культуры для реализации жизненных планов и сохранения здоровья в настоящее время. Анализ ответов показал, что физкультурные занятия нужны для школьников и они актуальны у 54,7% девушек и у 59,1% юношей.

Гораздо выше оценивают старшеклассники физкультурные занятия по признакам полезности и престижности. Положительная оценка значения физкультурного занятия по признаку «полезно/вредно для здоровья» у школьников примерно одинакова и составляет у девушек 92,3%, а у юношей - 91,4%. Немного ниже старшеклассники оценили престижность физкультурно-оздоровительных занятий. Из ответов учащихся старших классов следует, что в этом контексте занятия физической культурой пользуются уважением у 83,6% девушек и 86,5% юношей.

Нас интересовало, как школьники оценивают в регионе своего проживания необходимые условия для занятий физической культурой, спортом. Результаты показали, что положительную оценку существующим условиям дают примерно 72,0% опрошенных девушек и юношей. То есть, лишь третья часть респондентов выразила неудовлетворенность существующим условиям для своих занятий. Ответы старшеклассников на вопрос «Как Вы считаете, будете или нет заниматься физической культурой, спортом?» характеризуют уже другой мотивационный процесс отличный от мотивационной основы стремления и эмоционального желания. Ответили, что будут заниматься в физкультурно-спортивных секциях 79,3% девушек и 89,0% юношей.

Анализ ответов респондентов на вопросы второго этапа в целом у 15-16-летних школьников показал, что положительная мотивационная основа действий к физкультурным занятиям установлена в среднем у 72,7% девушек и 76,2% юношей.

В третьем блоке анкеты выяснялось наличие специальных процессов, регулирующих, контролирующих реализацию намерения в физкультурных занятиях и выполнения деятельности. Ответы школьников на вопрос «Занимаетесь ли Вы физкультурой или спортом?» позволяют определить существование у них запланированных действий, чтобы реализовывать индивидуальные интересы, мотивы и ценностные ориентации в физкультурных занятиях. Утвердительно ответили примерно 72% девушек и 78% юношей, из числа опрошенных старшеклассников.

Ответы на вопрос «Пробовали ли Вы постоянно заниматься физкуль-турно-спортивными занятиями?», позволяют определить существование функциональной и временной разверстки целей (начальные, промежуточные, конечные, близкие и дальние цели). Полученные результаты свидетельствуют, что около 64% девушек и 75% юношей дали утвердительный ответ на предложенный вопрос.

Таким образом, ответы школьников позволили определить результаты сформированного у них содержательного аспекта положительной мотивации на этапе реализации намерения, то есть наличие целевой структуры и плана их реализации. В среднем у девушек она составила 68,0%, а у юношей - 76,5 %.

Наличие у школьников самоинструкций и процессов внутренней коммуникации. выяснялось вопросами «Как Вы считаете, необходимо или нет заниматься оздоровительной физической культурой для Вас?» и «Пользуетесь ли Вы для себя правилами самоконтроля за физическим состоянием, здоровьем?». На существование таких правил указали 65,7% девушек и 78,0% юношей. В своем распорядке дня уделяют время на занятия физической культурой 44,5% девушек и 60,9% юношей.

Основная регуляция занятий физической культурой у школьников производится учителем физической культуры. Поэтому эмоциональное восприятие учащимися учителя физической культуры в школе оказывает значительное влияние, как на систематичность, так и на продолжительность занятий школьниками. Положительно воспринимают учителя физической культуры в школе 84,8% девушек и 67,0% юношей.

Деятельность учителя в организации оптимальных условий для школьников с целью приобщения их к физкультурно-оздоровительным занятиям положительно отметили 65,2% девушек и 73,1% юношей.

Таким образом, ответы школьников на соответствующие вопросы анкеты позволили определить устойчивость динамического аспекта мотивации и результативность мероприятий, поддерживающих реализацию намерения, выявить у учащихся старших классов мотивационную тенденцию реализации намерения и выполнения физкультурно-оздоровительных занятий. В среднем положительная мотивационная тенденция установлена у 59,9% девушек и 73,0% юношей.

Следует отметить, что примерно пятая часть опрошенных девушек и примерно седьмая часть опрошенных юношей показали наличие отрицательной и нейтральной мотивационной основы выполнения физкультурной деятельности.

Анализ ответов респондентов по четвертому блоку анкеты позволил выявить у школьников мотивационную тенденцию для продолжения физкультурно-оздоровительных занятий. Ответы на вопросы способствовали определению механизма сравнения критериев цели и результата по признакам достижения школьниками своих целей, по оценкам достигнутого уровня физической культуры и удовлетворенности физкультурно-оздоровительными занятиями.

Ответы на вопрос анкеты, характеризующие достижение школьниками своих целей путем физкультурных занятий, выявили, что 47,8% девушек и 62,1% юношей дали положительный, утвердительный ответ.

Ответы респондентов на вопросы, выясняющие уровень физической культуры школьников, позволили выяснить, что оценивают свой уровень как средний примерно 41% девушек и 27% юношей. У 34% девушек и 59% юношей оценки находятся в диапазоне от выше среднего до высокого уровня.

Не сожалеют, что продолжают заниматься физической культурой примерно 87% девушек и 77% юношей. Здоровым свой образ жизни считают примерно 72% девушек и 66% юношей, из числа опрошенных. Испытывают удовлетворение от физкультурных занятий 76,0% девушек и 73,1% юношей.

Корреляционная взаимосвязь ответов старшеклассников на вопросы всей анкеты с удовлетворенностью занятиями физической культурой и спортом очень высокая. У юношей она составляет k =0,97 и у деву-

í коррел ^ ^

шек k =0,93. Однако незначительная корреляционная зависимость

коррел

(k =0,60 у девушек и k =0,89 у юношей) с ответами на вопрос «До-

коррел коррел

стигали ли Вы какой-либо Вашей цели путем физкультурного или спортивного занятия?» позволяет сделать следующее заключение: на данном этапе у 15-16 летних школьников, видимо, происходит фиксация (эмоционально-чувственная, интеллектуальная, поведенческая) на своих кратковременных достижениях и промежуточных целях. В большей мере это относится к девушкам старшего школьного возраста. Отсюда следует вывод, что педагогам необходимо в полной мере использовать регулятивный характер средств и методов этапа постреализации для дальнейшего развития школьников и сохранения их здоровья (табл. 1, 2).

Таблица 1

Взаимосвязь ответов старшеклассников на вопросы всей анкеты с ответами на отдельные вопросы

Показатели Девушки k коррел между 1 и 2, 1 и 3 Юноши k коррел между 1 и 2, 1 и 3

Отрицательные Нейтральные Положительные Отрицательные Нейтральные Положительные

Средние показатели ответов по всей анкете, в % 17,15 21,2 61,65 16,21 14,57 69,22

Показатели ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы занятиями (тренировками)?», в % 9,77 14,15 76,08 0,93 14,62 12,19 73,19 0,97

Показатели ответов на вопрос «Достигали ли Вы какой-либо Вашей цели путем физкультурного или спортивного занятия?», в % 39,12 13,06 47,82 0,60 28,81 11,01 60,18 0,89

Таблица 2

Наличие у старшеклассников северного региона Сибири мотивационной направленности на физкультурные занятия (п=450), %

Направленность мотивационной тенденции школьников Пол Процесс формирования потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях

Этап актуализации и инициации деятельности Этап целеобразования Этап реализации Этап постреализации

Отрицательная Д 20,83 12,73 16,60 18,46

Ю 19,83 15,62 12,77 16,64

Нейтральная Д 23,57 14,50 23,48 23,22

Ю 18,52 8,18 14,23 17,32

Положительная Д 55,60 72,77 59,92 58,32

Ю 61,65 76,20 73,00 66,04

Заключение

Таким образом можно утверждать, что сегодня необходимо формировать ценностные ориентации на физическую культуру и потребность в физкультурно-оздоровительных занятиях. Формирование элементов этой культуры - важнейшая задача физического воспитания, на фоне крайне низкого уровня физического развития и здоровья школьников. Материалы, приведенные в исследовании позволили на теоретическом уровне обосновать содержание процесса формирования потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях у старшеклассников:

1. Содержанием этапа актуализации и инициации деятельности является стимулирование умственных и чувственных процессов школьника для

возникновения у них эмоциональной оценки значимости и возможности осуществления физкультурной деятельности прямым воздействием и мотиваци-онным опосредствованием.

2. Этап целеобразования включает в себя мероприятия, которые вызывают у школьников сравнение достижимости и актуальности проявления физкультурных занятий на основе смыслообразования по предварительным оценкам необходимости, полезности и направленности содержания занятий, условий и сведений о физкультурно-оздоровительной деятельности.

3. Содержание этапа реализации создает специальные процессы, регулирующие, контролирующие реализацию намерений старшеклассников посредством образования целевой структуры и плана реализации намерения.

4. Содержание этапа постреализации основывается на сравнении цели и результата, критериев и достигнутого уровня. Регуляция факта достижения цели обеспечивается путем коррекции достигнутого результата, рефлексии занятий и использования силы инерции.

Полученные результаты позволили диагностировать у учащихся наличие и состояние мотивационной тенденции стремления к физической культуре, целенаправленных действий к определенным физкультурным занятиям, реализации намерений, выполнения и продолжения занятий физкультурно-оздоровительной направленности.

Литература

1. Булатова, Г.А. Оздоровительная направленность занятий физической культурой студентов педагогических вузов [Текст] / Г.А. Булатова. - Сургут : РИО СурГПИ, 2004. - 135 с.

2. Булатова, Г.А. Методика использования комплекса оздоровительных средств физического воспитания при адаптации студенток к условиям Крайнего Севера [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2000. - 22 с.

3. Гимазов, Р.М. Формирование потребности в физкультурно-оздоровительных занятиях у старшеклассников северного региона Сибири [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2002. - 23 с.

4. Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология. Хрестоматия [Текст] / Н.Л. Бе-лопольская. - 4-е изд., стереотип. - М. : Когито Центр, 2010. - 351 с.

5. Кветной, М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социальный аспект) [Текст] / М.С. Кветной. - Саратов : Сарат. ун-т, 1974. -222 с.

6. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Наука, 1977. - 304 с.

7. Шаймарданов, Р.Х. Формирование культуры мышления [Текст] / Р.Х. Шай-марданов // Актуальные проблемы формирования культуры интеллектуального труда будущих специалистов: тенденции, парадигмы, опыт : материалы Междунар. науч.-практич. конф. : в 2 т. - Павлодар : ПГПИ, 2016. -Т. 2. - С. 369-376.

References

1. Bulatova G.A. Health-improving orientation of physical culture of students of pedagogical universities. Surgut: Publ. SurGPU, 2004. 135 p.

2. Bulatova G.A. Methodology of using a complex of physical training facilities while adapting students to the conditions of the far north. Avtoref. Extended abstract thesis of PhD of pedagogical sciences. Volgograd, 2000. 22 p.

3. Gimazov R.M. Formation of the need for physical and recreational activities in the high school students of the northern region of Siberia. Extended abstract thesis of PhD of pedagogical sciences. Chelyabinsk, 2002. 23 p.

4. Belopolskaya N.L. Children's patopsihology, Chrestomathy. Moscow: Kogito Center, 2010. 351 p.

5. Kvetnoy M.S. Human activity: essence, structure, types (social aspect). Saratov: Saratov state university, 1974, 222 p.

6. Leontyev A.N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow : Science, 1977, 304 p.

7. Shaimardanov R.H. Formation of a culture of thinking, Actual problems of forming a culture of intellectual labor of future specialists: trends, paradigms, experience: materials of the Intern. scientific practical conf. : in 2 vol. Pavlodar: PSPI, 2016., T. 2, pp. 369-376 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.