1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
УДК 796.011:37.032 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-9-8-14
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Г.Ю. Лях
Раскрыта целесообразность и возможность организации процесса физиче-
ского воспитания студентов, обеспечивающего формирование их личностной конку-
рентоспособности, что обосновано с позиции взаимосвязи показателей здоровья лич-
ности и ее конкурентных качеств. Определены ведущие характеристики средств,
методов, форм физического воспитания с позиции конкуренторазвивающего эффекта.
Приведено экспериментальное подтверждение эффективности использования ресур-
сов физического воспитания для формирования личностной конкурентоспособности
студентов.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, конкурентоспособность,
конкуренторазвивающая ресурсность, этапы организации.
FUNDAMENTALS OF FORMATION Лях Геннадий Юрьевич, преподаватель,
OF PERSONAL COMPETITIVENESS snkhazova@gmail.com, Россия, Краснодар, Кубанский
OF STUDENTS IN THE PROCESS государственный университет
OF PHYSICAL EDUCATION
В современной науке существует
Lyakh G.Yu., teacher, snkhazova@gmail.com,
Russia, Krasnodar, Kuban State University подтвержденная необходимость в обес-
печении развития конкурентоспособно-
The expediency and possibility of organizing сти будущих специалистов через проек-
the process of physical education of students,
ensuring the formation of their personal com- тирование процесса физического воспи-
petitiveness, is revealed, which is substantiated тания в вузе. Многие ученые прямо или
from the standpoint of the relationship between
the indicators of a person's health and its com- косвенно указывают на значимость со-
petitive qualities. The leading characteristics of циального, психологического и физиче-
the means, methods, forms of physical educa- ского здоровья человека как субъектив-
tion have been determined from the standpoint
of the competitive-developing effect. The expe- ных факторов развития его конкуренто-
rimental confirmation of the effectiveness of способности [6, 7 и др.]. Исходя из
using the resources of physical education for
the formation of personal competitiveness of этого, физическое воспитание, в рамках
students is given. которого решаются и здоровьесбере-
гающие задачи, может рассматриваться
Key words: students, physical education, com-
petitiveness, competitive-developing resource как комплексное условие формирования
capacity, stages of organization. конкурентоспособности обучающихся.
Для его теоретического обоснования и практического создания в вузе
сегодня существует определенная научно-теоретическая база, в которой
можно зафиксировать и некоторый дефицит необходимых знаний. Однако
данных, полноценно освещающих теорию и практику организации физи-
ческого воспитания, обеспечивающего формирование конкурентоспособ-
ности обучающихся, нами не было обнаружено.
8
2
Физическая культура [Physical culture]
Итак, в современной науке отсутствует достаточное количество
исследований в области перспективного проектирования содержания
физического воспитания, комплексно гарантирующего сохранение и укре-
пление здоровья, формирование конкурентных качеств обучающихся.
Восполнение выявленного дефицита теоретических знаний составило цель
нашего исследования.
Целевым ориентиром современной системы профессионального
образования выступает подготовка конкурентоспособных специалистов.
Личностная конкурентоспособность студента – это качество личности,
проявляющееся как мотивационно-ценностная, эмоционально-волевая,
когнитивно-практическая готовность и способность к успешному участию
в конкуренции посредством проявления совокупности личностных ресур-
сов, востребованных конкретной ситуацией социального взаимодействия и
профессиональной деятельности [3, 5, 6, 8]. Она детерминируется, в числе
прочего, внутренними факторами физического, социального и психологи-
ческого характера [3, 5, 6]. Это определяет ресурсность физкультурно-
оздоровительной среды вуза для формирования личностной конкуренто-
способности обучающихся.
Физическое воспитание обладает ресурсным потенциалом для раз-
вития личностной конкурентоспособности обучающихся вузов: цели и
задачи, функции физического воспитания имманентно ориентированы на
прогрессивное развитие всех сторон и характеристик личности, а содержа-
ние направлений физического воспитания (общеподготовительного, про-
фессионально-прикладного, специального (спортивно-ориентированного),
гигиенического, адаптивного) и дидактический инструментарий (средства,
методы, организационные формы) обеспечивает реализацию этих целевых
ориентиров. При этом имеющиеся ресурсы физического воспитания для
формирования личностной конкурентоспособности студентов не исполь-
зуются в полной мере, подтверждением чему являются результаты экспер-
тизы. Эксперты–преподаватели физической культуры отметили, что
имеющиеся ресурсы физического воспитания полностью или практически
полностью не используют в целях развития конкурентоспособности сту-
дентов (от 80 до 100 % экспертов для разных ресурсных групп). Эксперты-
студенты отметили, что не испытывают положительного влияния содер-
жания, средств, методов физического воспитания на совершенствование
конкурентных качеств (от 75 до 100 % экспертов для разных ресурсных
групп).
Полноценное использование конкурентоформирующего и здоровье-
сберегающего потенциала процесса физического воспитания требует
оптимизации объемов, форм и содержания двигательной активности сту-
дентов, как ведущего компонента здорового образа жизни и, следова-
тельно, ведущего внешнего фактора совершенствования конкурентных
качеств и показателей здоровья личности [2, 4, 5]. Учитывая реалии образа
9
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
жизни современной молодежи, положительный конкурентоформирующий
эффект физического воспитания может быть обеспечен природосообраз-
ным повышением уровня и расширением форм физкультурно-спортивной
активности студентов, использованием основных видов здоровьесбере-
гающих технологий (оздоровительно-физкультурных, спортивно-массо-
вых, физкультурно-рекреационных мероприятий, оздоровительно-физ-
культурного и психолого-физиологического просвещения, психологиче-
ского и методического сопровождения). Содержание и формы двигатель-
ной активности студентов, обеспечивающих комплексное формирование
конкурентных качеств и совершенствование показателей здоровья,
должны дифференцироваться исходя из уровня и режимов их двигатель-
ной активности, актуальных уровней конкурентоспособности и здоровья,
индивидуальных интересов и запросов в области физкультурно-оздорови-
тельной деятельности.
Процесс формирования личностной конкурентоспособности сту-
дентов средствами физического воспитания осуществляется поэтапно. Он
складывается из следующих систем действий:
– входной диагностики (выявление исходного состояния показате-
лей здоровья и конкурентоспособности);
– подготовки (определение индивидуально-дифференцированных
направлений воздействия, средств, методов, содержания физического вос-
питания, двигательных режимов и нагрузок и т. д.);
– сопровождающей деятельности (организация процесса физиче-
ского воспитания в соответствии с выбранным дидактическим инструмен-
тарием, содержанием и т. д., осуществление физкультурно-оздоровитель-
ной поддержки и помощи, проведение физкультурно-оздоровительных ме-
роприятий);
– рефлексивно-коррекционных мероприятий (изучение и анализ
промежуточных результатов и коррекция на этой базе содержания физиче-
ского воспитания, диагностическая деятельность предполагает осуществ-
ление мониторинга не только исходного состояния изучаемых показателей
и итоговых результатов, но и промежуточных результатов как основы для
планирования и проведения коррекционной работы);
– итоговой диагностики (окончательный мониторинг полученных
результатов) [1, 6].
Содержание процесса формирования личностной конкурентоспо-
собности студентов средствами физического воспитания складывается из
общих для всех студентов и специфических для студентов с разными
уровнями двигательной активности направлений деятельности. Общими
(инвариантными) направлениями являются: диагностическое (исследова-
ние показателей здоровья и конкурентоспособности, состояния мотиваци-
онно-потребностной, эмоционально-ценностной, деятельностно-поведен-
10
4
Физическая культура [Physical culture]
ческой сфер личности в контексте ЗОЖ и конкуренции), просветительское
(методы контроля за здоровьем и показателями конкурентоспособности,
параметры оптимального двигательного режима, способы эффективного
использования средств физической культуры и спорта в целях здоровьес-
бережения и развития конкурентоспособности и пр.), стимулирующее
(формирование ценностного, деятельностного отношения студентов к сво-
ему здоровью и ЗОЖ, мотивация к активному включению в разные виды
физкультурно-оздоровительной деятельности как фактор укрепления здо-
ровья и повышения конкурентоспособности), развивающее (целенаправ-
ленное развитие показателей конкурентоспособности студентов). Специ-
фические (вариативные) направления описывают содержание оздорови-
тельно-физкультурного сопровождения и здоровьесберегающей конку-
ренто-формирующей деятельности студентов в соответствии с их актуаль-
ным уровнем двигательной активности, выделены направления: для двига-
тельно пассивных студентов, студентов, занимающихся спортом на уровне
высших достижений, студентов, являющихся двигательно-активными и
практикующими разные формы физкультурно-спортивной активности.
Критериями эффективности процесса формирования личностной
конкурентоспособности студентов средствами физического воспитания
выступают следующие: повышение уровня конкурентоспособности сту-
дентов по выделенным показателям, повышение уровня здоровья студен-
тов по выделенным показателям, увеличение количества двигательно-
активных студентов, в том числе студентов, сочетающих неорганизован-
ные и организованные формы физкультурно-спортивной деятельности.
Результаты экспериментальной работы, включающей оптимизацию
процесса физического воспитания в Кубанском государственном универ-
ситете (КубГУ) на базе факультета педагогики, психологии и коммуника-
тивистики, расположенном автономно, и использование его ресурсного
потенциала для развития личностной конкурентоспособности студентов,
свидетельствуют о практической состоятельности теоретических выводов.
В частности, организация общего и специфического (дифференцирован-
ного для студентов с разными режимами двигательной активности) содер-
жания физического воспитания во всех его формах (организованных и
неорганизованных, учебных и внеучебных) и компонентах (теоретическом,
практическом, методическом), как ключевого содержания физкультурно-
оздоровительного сопровождения развития конкурентоспособности сту-
дентов, обеспечило достижение заявленных критериев.
Эксперимент длился два года (2018/19, 2019/20 уч. гг.), в состав
экспериментальной группы вошли студенты факультета педагогики, пси-
хологии и коммуникативистики (ЭГ, 300 чел.), в качестве контрольной
группы рассматривалась рандомная выборка студентов остальных факуль-
тетов КубГУ (КГ, 300 чел.). Согласно полученным данным, к окончанию
эксперимента между экспериментальной и контрольной группами сущест-
11
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
вовали значимые различия по выделенным показателям конкурентоспо-
собности, которых не было зафиксировано на начало эксперимента. В ЭГ
произошло достоверное уменьшение количества двигательно-пассивных
студентов – и по сравнению с исходными данными и по сравнению с КГ.
При этом большинство студентов, как из числа ранее пассивных, так и из
числа тех, кто до этого практиковал исключительно неорганизованные
(самостоятельные) занятия физической культурой, пополняли группу
занимающихся, практикующих разные формы двигательной активности:
именно в данной группе произошло статистически значимое увеличение
количества испытуемых.
Анализ произошедших изменений показывает, что по всем показа-
телям конкурентоспособности в ЭГ достоверно увеличилось количество
студентов с высоким и выше среднего уровнями. Это произошло, в первую
очередь, за счет статистически значимого уменьшения количества испы-
туемых с уровнем ниже среднего – по показателю установки на участие в
конкуренции, среднего и ниже среднего уровнями – по показателю эмо-
ционально позитивного отношения к конкуренции, ниже среднего и низ-
кого уровней – по остальным показателям. Наиболее эффективное разви-
тие получили такие показатели, как установка на участие в конкуренции,
эмоционально позитивное отношение к конкуренции и мотивация дости-
жения успеха. По всем видам здоровья в ЭГ также достоверно увеличилось
количество испытуемых с высоким и выше среднего уровнями и снизилось
– с ниже среднего и средним уровнями.
Список литературы
1. Бояркина Е.А. Физическое воспитание – фактор здоровьесбере-
гающей образовательной среды // Здоровье человека, теория и методика
физической культуры и спорта. 2016. № 2. С. 59–62.
2. Дружилов С.А. Психологическое благополучие человека в про-
фессиональной сфере и профессиональное здоровье // Современные соци-
ально-гигиенические аспекты сохранения здоровья работающего населе-
ния: материалы 53-й науч.-практ. конф. Новокузнецк: Изд-во «ИП Петров-
ский К.В.», 2018. С. 46–48.
3. Лаврентьев С.Ю. Развитие конкурентоспособности будущего
специалиста: соотношение личностного и профессионального // Современ-
ные наукоемкие технологии. 2016. № 3–1. С. 157–161.
4. Ласовская Н.Ф. Социальное здоровье населения и национальная
безопасность общества // Гуманитарные, социально-экономические и об-
щественные науки. 2011. № 1. С. 25–29.
5. Синицын С.Е. Конкурентоспособность и физическая культура //
Диалог цивилизаций – путь навстречу: материалы XV Всерос. форума мо-
12
6
Физическая культура [Physical culture]
лодых ученых с междунар. участием в рамках III Евразийского эконом.
форума молодежи: в 3 ч. Екатеринбург: Изд-во УралГЭУ, 2012. Ч. 3.
С. 128–131.
6. Физкультурно-оздоровительное сопровождение развития личной
конкурентоспособности студентов / С.А. Хазова [и др.] // Физическая
культура, спорт – наука и практика. 2019. № 4. С. 102–108.
7. Холодцева Е.Л., Портнова А.Г. Факторы конкурентоспособности
педагогов с большим стажем работы // Психолого-педагогические иссле-
дования в Сибири: сб. трудов препод. и студ. факульт. психологии и педа-
гогики. Омск: Изд-во ОГПУ, 2016. С. 162–166.
8. Шаповалов В.И., Вербин Ю.И., Савельева Н.А. Конкурентоспо-
собность как интегральный критерий эффективности дополнительного
профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2016.
№ 10–1. С. 218–222.
9. Ярошенко С.Н. Сущность конкурентоспособности и условия ее
формирования у выпускников вуза // Достижения науки – агропромыш-
ленному производству: материалы LV Междунар. науч.-техн. конф. Тро-
ицк: Изд-во ЮУГАУ, 2016. С. 375–381.
References
1. Boyarkina E.A. Fizicheskoe vospitanie – faktor zdorov'esberegayushchej obrazo-
vatel'noj sredy [Physical education – a factor of health-preserving educational environment] //
Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory
and methodology of physical culture and sports]. 2016. No. 2. P. 59–62.
2. Druzhilov S.A. Psihologicheskoe blagopoluchie cheloveka v professional'noj sfere
i professional'noe zdorov'e [Psychological well-being of a person in the professional sphere
and professional health] // Modern social and hygienic aspects of maintaining the health of the
working population: materials of the 53rd scientific-practical. conf. Novokuznetsk:
IP Petrovsky K.V. Publishing House, 2018. P. 46–48.
3. Lavrent'ev S.Yu. Razvitie konkurentosposobnosti budushchego specialista: soot-
noshenie lichnostnogo i professional'nogo [Development of the competitiveness of the future
specialist: the ratio of personal and professional] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii
[Modern science-intensive technologies]. 2016. No. 3–1. P. 157–161.
4. Lasovskaya N.F. Social'noe zdorov'e naseleniya i nacional'naya bezopasnost'
obshchestva [Social health of the population and national security of society] // Gumanitar-
nye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, socio-economic and so-
cial sciences]. 2011. No. 1. P. 25–29.
5. Sinicyn S.E. Konkurentosposobnost' i fizicheskaya kul'tura [Competitiveness and
physical culture] // Dialogue of civilizations – the way towards: materials of the XV All-Rus-
sia. Forum of Young Scientists with Intern. participation in the framework of the III Eurasian
economy. Youth Forum: at 3 o'clock. Yekaterinburg: UralGEU Publishing House, 2012. Part
3. P. 128–131.
6. Fizkul'turno-ozdorovitel'noe soprovozhdenie razvitiya lichnoj konkurentosposob-
nosti studentov [Physical culture and health-improving support for the development of per-
sonal competitiveness of students] / S.A. Hazova [et al.] // Fizicheskaya kul'tura, sport –
nauka i praktika [Physical culture, sport – science and practice]. 2019. No. 4. P. 102–108.
13
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
7. Holodceva E.L., Portnova A.G. Faktory konkurentosposobnosti pedagogov s
bol'shim stazhem raboty [Factors of competitiveness of teachers with a long work experience]
// Psychological and pedagogical research in Siberia: collection of articles. works of the
teacher. and stud. faculty psychology and pedagogy. Omsk: Publishing house of the OGPU,
2016. P. 162–166.
8. Shapovalov V.I., Verbin Yu.I., Savel'eva N.A. Konkurentosposobnost' kak
integral'nyj kriterij effektivnosti dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Competi-
tiveness as an integral criterion for the effectiveness of additional professional education] //
Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2016. No. 10–1. P. 218–222.
9. Yaroshenko S.N. Sushchnost' konkurentosposobnosti i usloviya ee formirovaniya
u vypusknikov vuza [The essence of competitiveness and the conditions for its formation
among university graduates] // Achievements of science – agricultural production: materials
of LV Intern. scientific and technical conf. Troitsk: YuUGAU Publishing House, 2016.
P. 375–381.
14