Научная статья на тему 'ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическое воспитание / конкурентоспособность / конкуренторазвивающая ресурсность / этапы организации / students / physical education / competitiveness / competitive-developing resource capacity / stages of organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лях Геннадий Юрьевич

Раскрыта целесообразность и возможность организации процесса физического воспитания студентов, обеспечивающего формирование их личностной конкурентоспособности, что обосновано с позиции взаимосвязи показателей здоровья личности и ее конкурентных качеств. Определены ведущие характеристики средств, методов, форм физического воспитания с позиции конкуренторазвивающего эффекта. Приведено экспериментальное подтверждение эффективности использования ресурсов физического воспитания для формирования личностной конкурентоспособности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лях Геннадий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNDAMENTALS OF FORMATION OF PERSONAL COMPETITIVENESS OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION

The expediency and possibility of organizing the process of physical education of students, ensuring the formation of their personal competitiveness, is revealed, which is substantiated from the standpoint of the relationship between the indicators of a person's health and its competitive qualities. The leading characteristics of the means, methods, forms of physical educa-tion have been determined from the standpoint of the competitive-developing effect. The experimental confirmation of the effectiveness of using the resources of physical education for the formation of personal competitiveness of students is given.

Текст научной работы на тему «ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]

УДК 796.011:37.032 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-9-8-14

ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Г.Ю. Лях

Раскрыта целесообразность и возможность организации процесса физиче-

ского воспитания студентов, обеспечивающего формирование их личностной конку-

рентоспособности, что обосновано с позиции взаимосвязи показателей здоровья лич-

ности и ее конкурентных качеств. Определены ведущие характеристики средств,

методов, форм физического воспитания с позиции конкуренторазвивающего эффекта.

Приведено экспериментальное подтверждение эффективности использования ресур-

сов физического воспитания для формирования личностной конкурентоспособности

студентов.

Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, конкурентоспособность,

конкуренторазвивающая ресурсность, этапы организации.

FUNDAMENTALS OF FORMATION Лях Геннадий Юрьевич, преподаватель,

OF PERSONAL COMPETITIVENESS snkhazova@gmail.com, Россия, Краснодар, Кубанский

OF STUDENTS IN THE PROCESS государственный университет

OF PHYSICAL EDUCATION

В современной науке существует

Lyakh G.Yu., teacher, snkhazova@gmail.com,

Russia, Krasnodar, Kuban State University подтвержденная необходимость в обес-

печении развития конкурентоспособно-

The expediency and possibility of organizing сти будущих специалистов через проек-

the process of physical education of students,

ensuring the formation of their personal com- тирование процесса физического воспи-

petitiveness, is revealed, which is substantiated тания в вузе. Многие ученые прямо или

from the standpoint of the relationship between

the indicators of a person's health and its com- косвенно указывают на значимость со-

petitive qualities. The leading characteristics of циального, психологического и физиче-

the means, methods, forms of physical educa- ского здоровья человека как субъектив-

tion have been determined from the standpoint

of the competitive-developing effect. The expe- ных факторов развития его конкуренто-

rimental confirmation of the effectiveness of способности [6, 7 и др.]. Исходя из

using the resources of physical education for

the formation of personal competitiveness of этого, физическое воспитание, в рамках

students is given. которого решаются и здоровьесбере-

гающие задачи, может рассматриваться

Key words: students, physical education, com-

petitiveness, competitive-developing resource как комплексное условие формирования

capacity, stages of organization. конкурентоспособности обучающихся.

Для его теоретического обоснования и практического создания в вузе

сегодня существует определенная научно-теоретическая база, в которой

можно зафиксировать и некоторый дефицит необходимых знаний. Однако

данных, полноценно освещающих теорию и практику организации физи-

ческого воспитания, обеспечивающего формирование конкурентоспособ-

ности обучающихся, нами не было обнаружено.

8

2

Физическая культура [Physical culture]

Итак, в современной науке отсутствует достаточное количество

исследований в области перспективного проектирования содержания

физического воспитания, комплексно гарантирующего сохранение и укре-

пление здоровья, формирование конкурентных качеств обучающихся.

Восполнение выявленного дефицита теоретических знаний составило цель

нашего исследования.

Целевым ориентиром современной системы профессионального

образования выступает подготовка конкурентоспособных специалистов.

Личностная конкурентоспособность студента – это качество личности,

проявляющееся как мотивационно-ценностная, эмоционально-волевая,

когнитивно-практическая готовность и способность к успешному участию

в конкуренции посредством проявления совокупности личностных ресур-

сов, востребованных конкретной ситуацией социального взаимодействия и

профессиональной деятельности [3, 5, 6, 8]. Она детерминируется, в числе

прочего, внутренними факторами физического, социального и психологи-

ческого характера [3, 5, 6]. Это определяет ресурсность физкультурно-

оздоровительной среды вуза для формирования личностной конкуренто-

способности обучающихся.

Физическое воспитание обладает ресурсным потенциалом для раз-

вития личностной конкурентоспособности обучающихся вузов: цели и

задачи, функции физического воспитания имманентно ориентированы на

прогрессивное развитие всех сторон и характеристик личности, а содержа-

ние направлений физического воспитания (общеподготовительного, про-

фессионально-прикладного, специального (спортивно-ориентированного),

гигиенического, адаптивного) и дидактический инструментарий (средства,

методы, организационные формы) обеспечивает реализацию этих целевых

ориентиров. При этом имеющиеся ресурсы физического воспитания для

формирования личностной конкурентоспособности студентов не исполь-

зуются в полной мере, подтверждением чему являются результаты экспер-

тизы. Эксперты–преподаватели физической культуры отметили, что

имеющиеся ресурсы физического воспитания полностью или практически

полностью не используют в целях развития конкурентоспособности сту-

дентов (от 80 до 100 % экспертов для разных ресурсных групп). Эксперты-

студенты отметили, что не испытывают положительного влияния содер-

жания, средств, методов физического воспитания на совершенствование

конкурентных качеств (от 75 до 100 % экспертов для разных ресурсных

групп).

Полноценное использование конкурентоформирующего и здоровье-

сберегающего потенциала процесса физического воспитания требует

оптимизации объемов, форм и содержания двигательной активности сту-

дентов, как ведущего компонента здорового образа жизни и, следова-

тельно, ведущего внешнего фактора совершенствования конкурентных

качеств и показателей здоровья личности [2, 4, 5]. Учитывая реалии образа

9

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]

жизни современной молодежи, положительный конкурентоформирующий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эффект физического воспитания может быть обеспечен природосообраз-

ным повышением уровня и расширением форм физкультурно-спортивной

активности студентов, использованием основных видов здоровьесбере-

гающих технологий (оздоровительно-физкультурных, спортивно-массо-

вых, физкультурно-рекреационных мероприятий, оздоровительно-физ-

культурного и психолого-физиологического просвещения, психологиче-

ского и методического сопровождения). Содержание и формы двигатель-

ной активности студентов, обеспечивающих комплексное формирование

конкурентных качеств и совершенствование показателей здоровья,

должны дифференцироваться исходя из уровня и режимов их двигатель-

ной активности, актуальных уровней конкурентоспособности и здоровья,

индивидуальных интересов и запросов в области физкультурно-оздорови-

тельной деятельности.

Процесс формирования личностной конкурентоспособности сту-

дентов средствами физического воспитания осуществляется поэтапно. Он

складывается из следующих систем действий:

– входной диагностики (выявление исходного состояния показате-

лей здоровья и конкурентоспособности);

– подготовки (определение индивидуально-дифференцированных

направлений воздействия, средств, методов, содержания физического вос-

питания, двигательных режимов и нагрузок и т. д.);

– сопровождающей деятельности (организация процесса физиче-

ского воспитания в соответствии с выбранным дидактическим инструмен-

тарием, содержанием и т. д., осуществление физкультурно-оздоровитель-

ной поддержки и помощи, проведение физкультурно-оздоровительных ме-

роприятий);

– рефлексивно-коррекционных мероприятий (изучение и анализ

промежуточных результатов и коррекция на этой базе содержания физиче-

ского воспитания, диагностическая деятельность предполагает осуществ-

ление мониторинга не только исходного состояния изучаемых показателей

и итоговых результатов, но и промежуточных результатов как основы для

планирования и проведения коррекционной работы);

– итоговой диагностики (окончательный мониторинг полученных

результатов) [1, 6].

Содержание процесса формирования личностной конкурентоспо-

собности студентов средствами физического воспитания складывается из

общих для всех студентов и специфических для студентов с разными

уровнями двигательной активности направлений деятельности. Общими

(инвариантными) направлениями являются: диагностическое (исследова-

ние показателей здоровья и конкурентоспособности, состояния мотиваци-

онно-потребностной, эмоционально-ценностной, деятельностно-поведен-

10

4

Физическая культура [Physical culture]

ческой сфер личности в контексте ЗОЖ и конкуренции), просветительское

(методы контроля за здоровьем и показателями конкурентоспособности,

параметры оптимального двигательного режима, способы эффективного

использования средств физической культуры и спорта в целях здоровьес-

бережения и развития конкурентоспособности и пр.), стимулирующее

(формирование ценностного, деятельностного отношения студентов к сво-

ему здоровью и ЗОЖ, мотивация к активному включению в разные виды

физкультурно-оздоровительной деятельности как фактор укрепления здо-

ровья и повышения конкурентоспособности), развивающее (целенаправ-

ленное развитие показателей конкурентоспособности студентов). Специ-

фические (вариативные) направления описывают содержание оздорови-

тельно-физкультурного сопровождения и здоровьесберегающей конку-

ренто-формирующей деятельности студентов в соответствии с их актуаль-

ным уровнем двигательной активности, выделены направления: для двига-

тельно пассивных студентов, студентов, занимающихся спортом на уровне

высших достижений, студентов, являющихся двигательно-активными и

практикующими разные формы физкультурно-спортивной активности.

Критериями эффективности процесса формирования личностной

конкурентоспособности студентов средствами физического воспитания

выступают следующие: повышение уровня конкурентоспособности сту-

дентов по выделенным показателям, повышение уровня здоровья студен-

тов по выделенным показателям, увеличение количества двигательно-

активных студентов, в том числе студентов, сочетающих неорганизован-

ные и организованные формы физкультурно-спортивной деятельности.

Результаты экспериментальной работы, включающей оптимизацию

процесса физического воспитания в Кубанском государственном универ-

ситете (КубГУ) на базе факультета педагогики, психологии и коммуника-

тивистики, расположенном автономно, и использование его ресурсного

потенциала для развития личностной конкурентоспособности студентов,

свидетельствуют о практической состоятельности теоретических выводов.

В частности, организация общего и специфического (дифференцирован-

ного для студентов с разными режимами двигательной активности) содер-

жания физического воспитания во всех его формах (организованных и

неорганизованных, учебных и внеучебных) и компонентах (теоретическом,

практическом, методическом), как ключевого содержания физкультурно-

оздоровительного сопровождения развития конкурентоспособности сту-

дентов, обеспечило достижение заявленных критериев.

Эксперимент длился два года (2018/19, 2019/20 уч. гг.), в состав

экспериментальной группы вошли студенты факультета педагогики, пси-

хологии и коммуникативистики (ЭГ, 300 чел.), в качестве контрольной

группы рассматривалась рандомная выборка студентов остальных факуль-

тетов КубГУ (КГ, 300 чел.). Согласно полученным данным, к окончанию

эксперимента между экспериментальной и контрольной группами сущест-

11

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]

вовали значимые различия по выделенным показателям конкурентоспо-

собности, которых не было зафиксировано на начало эксперимента. В ЭГ

произошло достоверное уменьшение количества двигательно-пассивных

студентов – и по сравнению с исходными данными и по сравнению с КГ.

При этом большинство студентов, как из числа ранее пассивных, так и из

числа тех, кто до этого практиковал исключительно неорганизованные

(самостоятельные) занятия физической культурой, пополняли группу

занимающихся, практикующих разные формы двигательной активности:

именно в данной группе произошло статистически значимое увеличение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

количества испытуемых.

Анализ произошедших изменений показывает, что по всем показа-

телям конкурентоспособности в ЭГ достоверно увеличилось количество

студентов с высоким и выше среднего уровнями. Это произошло, в первую

очередь, за счет статистически значимого уменьшения количества испы-

туемых с уровнем ниже среднего – по показателю установки на участие в

конкуренции, среднего и ниже среднего уровнями – по показателю эмо-

ционально позитивного отношения к конкуренции, ниже среднего и низ-

кого уровней – по остальным показателям. Наиболее эффективное разви-

тие получили такие показатели, как установка на участие в конкуренции,

эмоционально позитивное отношение к конкуренции и мотивация дости-

жения успеха. По всем видам здоровья в ЭГ также достоверно увеличилось

количество испытуемых с высоким и выше среднего уровнями и снизилось

– с ниже среднего и средним уровнями.

Список литературы

1. Бояркина Е.А. Физическое воспитание – фактор здоровьесбере-

гающей образовательной среды // Здоровье человека, теория и методика

физической культуры и спорта. 2016. № 2. С. 59–62.

2. Дружилов С.А. Психологическое благополучие человека в про-

фессиональной сфере и профессиональное здоровье // Современные соци-

ально-гигиенические аспекты сохранения здоровья работающего населе-

ния: материалы 53-й науч.-практ. конф. Новокузнецк: Изд-во «ИП Петров-

ский К.В.», 2018. С. 46–48.

3. Лаврентьев С.Ю. Развитие конкурентоспособности будущего

специалиста: соотношение личностного и профессионального // Современ-

ные наукоемкие технологии. 2016. № 3–1. С. 157–161.

4. Ласовская Н.Ф. Социальное здоровье населения и национальная

безопасность общества // Гуманитарные, социально-экономические и об-

щественные науки. 2011. № 1. С. 25–29.

5. Синицын С.Е. Конкурентоспособность и физическая культура //

Диалог цивилизаций – путь навстречу: материалы XV Всерос. форума мо-

12

6

Физическая культура [Physical culture]

лодых ученых с междунар. участием в рамках III Евразийского эконом.

форума молодежи: в 3 ч. Екатеринбург: Изд-во УралГЭУ, 2012. Ч. 3.

С. 128–131.

6. Физкультурно-оздоровительное сопровождение развития личной

конкурентоспособности студентов / С.А. Хазова [и др.] // Физическая

культура, спорт – наука и практика. 2019. № 4. С. 102–108.

7. Холодцева Е.Л., Портнова А.Г. Факторы конкурентоспособности

педагогов с большим стажем работы // Психолого-педагогические иссле-

дования в Сибири: сб. трудов препод. и студ. факульт. психологии и педа-

гогики. Омск: Изд-во ОГПУ, 2016. С. 162–166.

8. Шаповалов В.И., Вербин Ю.И., Савельева Н.А. Конкурентоспо-

собность как интегральный критерий эффективности дополнительного

профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2016.

№ 10–1. С. 218–222.

9. Ярошенко С.Н. Сущность конкурентоспособности и условия ее

формирования у выпускников вуза // Достижения науки – агропромыш-

ленному производству: материалы LV Междунар. науч.-техн. конф. Тро-

ицк: Изд-во ЮУГАУ, 2016. С. 375–381.

References

1. Boyarkina E.A. Fizicheskoe vospitanie – faktor zdorov'esberegayushchej obrazo-

vatel'noj sredy [Physical education – a factor of health-preserving educational environment] //

Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory

and methodology of physical culture and sports]. 2016. No. 2. P. 59–62.

2. Druzhilov S.A. Psihologicheskoe blagopoluchie cheloveka v professional'noj sfere

i professional'noe zdorov'e [Psychological well-being of a person in the professional sphere

and professional health] // Modern social and hygienic aspects of maintaining the health of the

working population: materials of the 53rd scientific-practical. conf. Novokuznetsk:

IP Petrovsky K.V. Publishing House, 2018. P. 46–48.

3. Lavrent'ev S.Yu. Razvitie konkurentosposobnosti budushchego specialista: soot-

noshenie lichnostnogo i professional'nogo [Development of the competitiveness of the future

specialist: the ratio of personal and professional] // Sovremennye naukoemkie tekhnologii

[Modern science-intensive technologies]. 2016. No. 3–1. P. 157–161.

4. Lasovskaya N.F. Social'noe zdorov'e naseleniya i nacional'naya bezopasnost'

obshchestva [Social health of the population and national security of society] // Gumanitar-

nye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, socio-economic and so-

cial sciences]. 2011. No. 1. P. 25–29.

5. Sinicyn S.E. Konkurentosposobnost' i fizicheskaya kul'tura [Competitiveness and

physical culture] // Dialogue of civilizations – the way towards: materials of the XV All-Rus-

sia. Forum of Young Scientists with Intern. participation in the framework of the III Eurasian

economy. Youth Forum: at 3 o'clock. Yekaterinburg: UralGEU Publishing House, 2012. Part

3. P. 128–131.

6. Fizkul'turno-ozdorovitel'noe soprovozhdenie razvitiya lichnoj konkurentosposob-

nosti studentov [Physical culture and health-improving support for the development of per-

sonal competitiveness of students] / S.A. Hazova [et al.] // Fizicheskaya kul'tura, sport –

nauka i praktika [Physical culture, sport – science and practice]. 2019. No. 4. P. 102–108.

13

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]

7. Holodceva E.L., Portnova A.G. Faktory konkurentosposobnosti pedagogov s

bol'shim stazhem raboty [Factors of competitiveness of teachers with a long work experience]

// Psychological and pedagogical research in Siberia: collection of articles. works of the

teacher. and stud. faculty psychology and pedagogy. Omsk: Publishing house of the OGPU,

2016. P. 162–166.

8. Shapovalov V.I., Verbin Yu.I., Savel'eva N.A. Konkurentosposobnost' kak

integral'nyj kriterij effektivnosti dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Competi-

tiveness as an integral criterion for the effectiveness of additional professional education] //

Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2016. No. 10–1. P. 218–222.

9. Yaroshenko S.N. Sushchnost' konkurentosposobnosti i usloviya ee formirovaniya

u vypusknikov vuza [The essence of competitiveness and the conditions for its formation

among university graduates] // Achievements of science – agricultural production: materials

of LV Intern. scientific and technical conf. Troitsk: YuUGAU Publishing House, 2016.

P. 375–381.

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.