1
Физическая культура [Physical culture]
УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-9-47-53
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА
К ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
(НА ОСНОВЕ АНКЕТНОГО ОПРОСА)
С.А. Шепеленко, О.Н. Мезенцева
Представлены результаты исследования отношения студентов Тульского
государственного университета к дисциплине «Физическая культура», полученные на
основе анкетного опроса. Выявлены мотивы посещения занятий, даны рекомендации
по оптимизации процесса организации и проведения занятий по физической культуре.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, анкетный опрос, мотива-
ция, рекомендации.
ATTITUDE OF UNIVERSITY Шепеленко Светлана Алексеевна, канд. пед.
STUDENTS TO THE DISCIPLINE наук, доц., shepelenko2015@bk.ru, Россия, Тула, Тульский
"PHYSICAL CULTURE"(BASED государственный педагогический университет имени Л.Н.
ON QUESTIONNAIRE) Толстого,
Мезенцева Ольга Николаевна, преподаватель,
Shepelenko S.A., candidate of pedagogical ion_1980.80@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государст-
sciences, associate professor, shepelenko2015 венный университет
@bk.ru, Russia, Tula, Tolstoy Tula State
Pedagogical University,
Mezentseva O.N., lecturer, ion_1980.80@ Сохранение и укрепление здоро-
mail.ru, Russia, Tula, Tula State University вья студентов в период их обучения в
The article presents the results of a study of высшем учебном заведении, а также под-
the attitude of Tula State University students готовка к будущей профессиональной
to the discipline "Physical culture", obtained деятельности являются основой высшего
on the basis of a questionnaire survey. Re-
vealed the motives of attending classes, rec- образования будущих специалистов. При
ommendations are given for the optimization этом важной функцией физического вос-
of the process of organizing and conducting
physical culture classes. питания является гармонично развитая
личность выпускника с высокой степе-
Key words: students, physical education,
questionnaire survey, motivation, recommen- нью готовности к будущей профессио-
dations. нальной деятельности [1, 2].
Физическая культура в высших учебных заведениях является
неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры
личности современного высококвалифицированного специалиста.
Вопрос привлечения студентов к активным занятиям физической
культурой и ведению здорового образа жизни на сегодняшний день про-
должает оставаться актуальным. В свете интенсификации учебного про-
цесса, большого количества заданий, зачастую выполняемых в условиях
дефицита времени, компьютеризация учебной деятельности на фоне гипо-
динамии является фактором риска в развитии различных заболеваний.
В связи с чем физическая культура как дисциплина, являющаяся обяза-
тельной для всех направлений подготовки, призвана обеспечить укрепле-
47
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
ние и сохранение здоровья студентов, увеличение их двигательной актив-
ности, улучшение психофункционального состояния [3–5].
Рабочая программа по физической культуре является организаци-
онно-программным документом, который определяет основное содержа-
ние физического образования и воспитания. Содержание рабочей про-
граммы по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведе-
ниях определено требованиями к результатам освоения основных образо-
вательных программ бакалавриата Федерального государственного стан-
дарта высшего образования (ФГОС ВО) [6].
Цель настоящего исследования – проанализировать результаты
анкетирования по изучению отношения студентов вуза к занятиям по
физической культуре.
Организация и методы исследования. Анкетирование проводилось
среди студентов дневного отделения разных факультетов (не физкультур-
ной направленности) Тульского государственного университета. В иссле-
довании приняли участие 130 студентов 1–3-го курсов, среди них 67,7 %
девушек и 32,3 % юношей. Опрос проводился анонимно индивидуально,
анкеты заполнялись респондентами с помощью инструмента «Google
формы». Разработанная для данного исследования анкета состояла из
16 вопросов, состояла из двух частей: в первую часть вошли вопросы,
посвященные отношению студентов к физической культуре в общем, во
вторую – вопросы, посвященные отношению к физической культуре как к
дисциплине, а также мотивам посещения занятий и предложениям по
оптимизации процесса проведения занятий. Статистическая обработка
результатов исследования проводилась при помощи сервиса «Google
формы», а также таблиц Excel.
Результаты исследования и их обсуждение.
Вначале рассмотрим ответы студентов на вопросы первой части
анкеты. Первым вопросом был следующий: «Какое значение, на Ваш
взгляд, имеют занятия физической культурой для человека в настоящее
время?», вторым – «Какое значение для Вас лично имеют занятия физиче-
ской культурой?». Полученные ответы разнятся. Так, большинство студен-
тов (66,2 %) понимают значение физической культуры и отмечают необхо-
димость занятий ею, однако что касается личных занятий физической
культурой, то здесь процент опрошенных снижается (53,8 %), а для 12,3 %
студентов физическая культура не имеет никакого значения.
На вопрос «Как часто Вы занимаетесь физической культурой или
спортом (не считая занятий в вузе)?» были получены ответы, которые
представлены на рис. 1.
48
3
Физическая культура [Physical culture]
35,4 %
40.0%
35.0% 26,20 %
30.0% 21,5 %
25.0% 16,9 %
20.0%
15.0%
10.0%
5.0%
0.0%
Ежедне ежедневновно 33ра за разав вн еде лю1 раз1 вра з в нед неделюе люне заним Незанимаюсь аются
неделю совсем
Рис. 1. Частота занятий физической культурой у студентов
Так, 3 раза в неделю занимаются лишь 35,4 % опрошенных студен-
тов, 26,2 % совсем не занимаются. По данным рекомендаций ВОЗ, взрос-
лым от 18 лет рекомендуется уделять аэробной физической активности
умеренной интенсивности не менее 300 мин в неделю, а также 2 раза в
неделю заниматься упражнениями на развитие мышечной силы. При этом
ВОЗ рекомендует ограничивать время, проводимое в положении сидя или
лежа [7]. Следует отметить, что наряду с низкой двигательной активно-
стью 33,8 % студентов отметили наличие у себя вредных привычек,
влияющих на состояние здоровья, а в 66,2 % – их отсутствие.
Вопросом «Нравились Вам уроки по физической культуре в
школе?» попытались определить, не связано ли снижение интереса к заня-
тиям физической культурой в вузе с отсутствием мотивации к занятиям на
предыдущей ступени образования – в школе. Так, 40 % опрошенных сту-
дентов отметили, что им нравились уроки по физической культуре,
столько же студентов ответили противоположно (40 %) и 20 % затрудни-
лись ответить. Важно отметить, что чем раньше прививается интерес к
занятиям физической культурой, тем больше вероятность в дальнейшем
возникновения потребности в них. Большинство студентов, кто начиная с
раннего детства приобщался к активной двигательной деятельности, потом
продолжили обучение в школе и в вузе также с удовольствием посещали
занятия [8].
Также решили выяснить, насколько популярным является выпол-
нение нормативов комплекса ГТО среди студентов. Результаты опроса:
72,3 % студентов не выполняли и не собираются выполнять нормативы
комплекса ГТО, 27,7 % ответили положительно.
Содержание второй части опросника предполагало выявление
отношения к занятиям по физической культуре в вузе. Так, 50,8 % опро-
шенных студентов ответили, что положительно относятся к занятиям,
49
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
29,2 % выразили безразличие к данной дисциплине и 20 % ответили отри-
цательно. При этом необходимой дисциплиной «Физическую культуру»
при обучении в вузе считают лишь 32,3 % опрошенных, 40 % отметили
ненужность физической культуры как дисциплины и 27,7 % затруднились
ответить.
Далее студентам предлагалось ответить на вопрос: «Регулярно ли
Вы посещаете занятия по физической культуре в вузе?». Получены сле-
дующие результаты опроса: большинство студентов (46,2 %) ответили, что
пропускают только по уважительной причине, 32,3% регулярно посещают
занятия и 21,5 % посещают нерегулярно.
Кроме того, выявлено, что 38,5 % опрошенных студентов отнесены
к основной медицинской группе, 32,3 % – к подготовительной и 29,2 % – к
специальной. Проанализировав полученные данные, можно констатиро-
вать, что из 100 % опрошенных студентов всего 38,5 % не имеют отклоне-
ний в состоянии здоровья и противопоказаний к занятиям физической
культурой.
Следующим вопросом попытались выяснить мотивы посещения
занятий по физической культуре. Ответы распределились следующим об-
разом (рис. 2): получить зачет по физической культуре – 63,1 %, повысить
уровень двигательной подготовленности и улучшить физическое состоя-
ние – 15,4 %, отвлечься от аудиторных занятий – 13,8 %, все вместе –
7,7 %. Видим, что главным мотивом посещения занятий выступает жела-
ние получить зачет по данной дисциплине, что говорит об игнорировании
и нежелании использовать возможности физической культуры для полно-
ценного активного проведения досуга, несмотря на то что студенты пони-
мают всю значимость занятий физической культурой для здоровья чело-
века.
Все вместе – 7,7 %
Отвлечься
от аудиторных занятий
– 13,8 %
Получить зачет
Повысить двигательную по физической
подготовленность, улучшить культуре – 63,1 %
физическое состояние –
15,4 %
Рис. 2. Основные мотивы посещения занятий по физической
культуре у студентов
50
5
Физическая культура [Physical culture]
Современные образовательные стандарты высшего образования
создают условия для организации физкультурной деятельности студентов,
предоставляя возможность выбрать определенный вид занятий физиче-
скими упражнениями [9]. Так, в начале учебного года для проведения
учебных занятий все студенты распределяются по учебным отделениям в
зависимости от состояния здоровья, спортивной подготовленности и своих
предпочтений. Наибольший интерес для занятий физической культурой
вызвали спортивные игры – 21,2 % опрошенных выбрали именно его,
19,7 % студентов посещали занятия по адаптивной физической культуре,
по 10,6 % остановили свой выбор на гимнастике и тяжелой атлетике.
Среди других видов физкультурно-спортивной деятельности студенты
отметили скандинавскую ходьбу, плавание, теннис, занятия по общей
физической подготовке и занятия легкой атлетикой.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
большинство студентов понимают важность занятий физической культу-
рой, однако редко занимаются самостоятельно и посещают занятия физи-
ческой культурой, в основном из-за получения зачета. В целом студенты
удовлетворены качеством, формой и содержанием проводимых занятий. К
основным проблемам организации занятий по физической культуре сту-
денты отнесли раннее начало занятий, невозможность отработать про-
пуски, практическое отсутствие индивидуального подхода.
Отрицательные тенденции, характеризующие уровень физического
развития и состояния здоровья студенческой молодежи, требуют новых
подходов к организации физкультурно-спортивных занятий, одним из
которых может стать «изменение вектора педагогического процесса на
приобщение личности к общественным ценностям физической культуры, а
не на формирование ее личностной физической культуры» [10]. Результа-
том обучения в итоге должно стать создание устойчивой мотивации и
потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому
самосовершенствованию, достижению максимального уровня двигатель-
ной подготовленности.
Таким образом, полученные в ходе исследования результаты позво-
ляют выявить слабые стороны учебного процесса по физической культуре
в вузе и скорректировать его содержание.
Список литературы
1. Физическое воспитание студентов в техническом вузе: учеб. по-
собие / В.Ф. Кошелев [и др.] / под ред. О.Ю. Малоземова. Екатеринбург:
Изд-во АМБ, 2015. 464 с.
2. Егоров В.Н. Концептуально-методологические подходы к иссле-
дованию и оценке здоровья человека // Известия Тульского государствен-
ного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 1. С. 41–49.
51
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]
3. Данилевская Д.О., Земсков А.С. Исследование отношения сту-
дентов к организации занятий физической культурой в вузе в условиях
дистанционного обучения // Физическая культура: современные тенден-
ции, актуальные проблемы и перспективы развития: сб. науч. трудов
Всерос. науч.-практ. конф. Самара: Изд-во «Науч.-техн. центр», 2020.
С. 42–48.
4. Тарасенко А.В. Приоритетные задачи физического воспитания
студентов в контексте формирования базовой культуры и совер-
шенствования личности // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 2–4
(48). С. 263–264.
5. Сахарова М.Л., Андреянов Н.В. Предмет «Физическая культура»
в системе высшего образования как комплексный инструмент укрепления
организма студенческой молодежи // Актуальные проблемы физической
культуры, спорта и туризма: сб. науч. трудов XII Междунар. науч.-практ.
конф. Уфа: Изд-во УГАТУ, 2018. С. 210–213.
6. Портал Федеральных государственных образовательных стандар-
тов высшего образования. ФГОС ВО (3++) по направлению бакалавриата
[Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 07.06.2021).
7. Всемирная организация здравоохранения. Устав ВОЗ [Элек-
тронный ресурс]. URL: https://https://www.who.int/ru/about/who-we-are/con-
stitution (дата обращения: 01.06.2021).
8. Пономарев И.Е., Литвинов В.А. Решение проблем единства вос-
питания, образования и оздоровления студентов в процессе освоения про-
граммы «Физическая культура в вузе» // Гуманитарные, социально-эконо-
мические и общественные науки. 2015. Т. 2. № 11. С. 313–315.
9. Егоров В.Н., Грязева Е.Д. Модульное структурирование теоре-
тико-методического содержания дисциплины «Физическая культура» //
Известия Тульского государственного университета. Физическая культура.
Спорт. 2014. Вып. 2. С. 15–20.
10. Анисимова А.Ю., Якимович В.С., Гибадуллин И.Г. Новый век-
тор физического воспитания в высших учебных заведениях России //
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 2.
С. 28–29.
References
1. Fizicheskoe vospitanie studentov v tekhnicheskom vuze [Physical education of
students in a technical university]: textbook. allowance / V.F. Koshelev [et al.] / ed.
O.Yu. Malozemova. Yekaterinburg: AMB Publishing House, 2015. 464 p.
2. Egorov V.N. Konceptual'no-metodologicheskie podhody k issledovaniyu i ocenke
zdorov'ya cheloveka [Conceptual and methodological approaches to the study and assessment
of human health] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura.
Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2013. Issue 1. P. 41–49.
52
7
Физическая культура [Physical culture]
3. Danilevskaya D.O., Zemskov A.S. Issledovanie otnosheniya studentov k organiza-
cii zanyatij fizicheskoj kul'turoj v vuze v usloviyah distancionnogo obucheniya [Study of the
attitude of students to the organization of physical culture classes at a university in the context
of distance learning] // Physical culture: modern trends, topical problems and development
prospects: collection of articles. scientific. proceedings of Vseros. scientific-practical conf.
Samara: Publishing house "Scientific and technical. center", 2020. P. 42–48.
4. Tarasenko A.V. Prioritetnye zadachi fizicheskogo vospitaniya studentov v kon-
tekste formirovaniya bazovoj kul'tury i sovershenstvovaniya lichnosti [Priority tasks of physi-
cal education of students in the context of the formation of basic culture and personal im-
provement] // Evrazijskoe Nauchnoe Ob"edinenie [Eurasian Scientific Association]. 2019.
No. 2–4 (48). P. 263–264.
5. Saharova M.L., Andreyanov N.V. Predmet «Fizicheskaya kul'tura» v sisteme vys-
shego obrazovaniya kak kompleksnyj instrument ukrepleniya organizma studencheskoj molo-
dezhi [The subject "Physical culture" in the system of higher education as a comprehensive
tool for strengthening the body of student youth] // Actual problems of physical culture, sport
and tourism: collection of articles. scientific. works of the XII Intern. scientific-practical conf.
Ufa: USATU Publishing House, 2018. P. 210–213.
6. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazo-
vaniya. FGOS VO (3++) po napravleniyu bakalavriata [Portal of Federal State Educational
Standards of Higher Education. FGOS VO (3 ++) in the direction of the bachelor's degree].
[Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/ (date of access: 07.06.2021).
7. Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya. Ustav VOZ [World Health Organi-
zation. WHO Charter] [Electronic resource]. URL: https://https://www.who.int/ru/about/who-
we-are/constitution (date accessed: 01.06.2021).
8. Ponomarev I.E., Litvinov V.A. Reshenie problem edinstva vospitaniya, obrazova-
niya i ozdorovleniya studentov v processe osvoeniya programmy «Fizicheskaya kul'tura v
vuze» [Solving the problems of the unity of upbringing, education and health improvement of
students in the process of mastering the program "Physical culture at the university"] // Gu-
manitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, socio-economic
and social sciences]. 2015. T. 2. No. 11. P. 313–315.
9. Egorov V.N., Gryazeva E.D. Modul'noe strukturirovanie teoretiko-metodi-
cheskogo soderzhaniya discipliny «Fizicheskaya kul'tura» [Modular structuring of the theo-
retical and methodological content of the discipline "Physical culture"] // Izvestiya Tul'skogo
gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University.
Physical culture. Sport]. 2014. Issue 2. P. 15–20.
10. Anisimova A.Yu., Yakimovich V.S., Gibadullin I.G. Novyj vektor fizicheskogo
vospitaniya v vysshih uchebnyh zavedeniyah Rossii [A new vector of physical education in
higher educational institutions of Russia] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie,
trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2017. No. 2. P. 28–29.
53