Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (НА ОСНОВЕ АНКЕТНОГО ОПРОСА)'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (НА ОСНОВЕ АНКЕТНОГО ОПРОСА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическая культура / анкетный опрос / мотивация / рекомендации / students / physical education / questionnaire survey / motivation / recommendations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепеленко Светлана Алексеевна, Мезенцева Ольга Николаевна

Представлены результаты исследования отношения студентов Тульского государственного университета к дисциплине «Физическая культура», полученные на основе анкетного опроса. Выявлены мотивы посещения занятий, даны рекомендации по оптимизации процесса организации и проведения занятий по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шепеленко Светлана Алексеевна, Мезенцева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF UNIVERSITY STUDENTS TO THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE"(BASED ON QUESTIONNAIRE)

The article presents the results of a study of the attitude of Tula State University students to the discipline "Physical culture", obtained on the basis of a questionnaire survey. Revealed the motives of attending classes, recommendations are given for the optimization of the process of organizing and conducting physical culture classes.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (НА ОСНОВЕ АНКЕТНОГО ОПРОСА)»

1

Физическая культура [Physical culture]

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-9-47-53

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

К ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

(НА ОСНОВЕ АНКЕТНОГО ОПРОСА)

С.А. Шепеленко, О.Н. Мезенцева

Представлены результаты исследования отношения студентов Тульского

государственного университета к дисциплине «Физическая культура», полученные на

основе анкетного опроса. Выявлены мотивы посещения занятий, даны рекомендации

по оптимизации процесса организации и проведения занятий по физической культуре.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, анкетный опрос, мотива-

ция, рекомендации.

ATTITUDE OF UNIVERSITY Шепеленко Светлана Алексеевна, канд. пед.

STUDENTS TO THE DISCIPLINE наук, доц., shepelenko2015@bk.ru, Россия, Тула, Тульский

"PHYSICAL CULTURE"(BASED государственный педагогический университет имени Л.Н.

ON QUESTIONNAIRE) Толстого,

Мезенцева Ольга Николаевна, преподаватель,

Shepelenko S.A., candidate of pedagogical ion_1980.80@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государст-

sciences, associate professor, shepelenko2015 венный университет

@bk.ru, Russia, Tula, Tolstoy Tula State

Pedagogical University,

Mezentseva O.N., lecturer, ion_1980.80@ Сохранение и укрепление здоро-

mail.ru, Russia, Tula, Tula State University вья студентов в период их обучения в

The article presents the results of a study of высшем учебном заведении, а также под-

the attitude of Tula State University students готовка к будущей профессиональной

to the discipline "Physical culture", obtained деятельности являются основой высшего

on the basis of a questionnaire survey. Re-

vealed the motives of attending classes, rec- образования будущих специалистов. При

ommendations are given for the optimization этом важной функцией физического вос-

of the process of organizing and conducting

physical culture classes. питания является гармонично развитая

личность выпускника с высокой степе-

Key words: students, physical education,

questionnaire survey, motivation, recommen- нью готовности к будущей профессио-

dations. нальной деятельности [1, 2].

Физическая культура в высших учебных заведениях является

неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры

личности современного высококвалифицированного специалиста.

Вопрос привлечения студентов к активным занятиям физической

культурой и ведению здорового образа жизни на сегодняшний день про-

должает оставаться актуальным. В свете интенсификации учебного про-

цесса, большого количества заданий, зачастую выполняемых в условиях

дефицита времени, компьютеризация учебной деятельности на фоне гипо-

динамии является фактором риска в развитии различных заболеваний.

В связи с чем физическая культура как дисциплина, являющаяся обяза-

тельной для всех направлений подготовки, призвана обеспечить укрепле-

47

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]

ние и сохранение здоровья студентов, увеличение их двигательной актив-

ности, улучшение психофункционального состояния [3–5].

Рабочая программа по физической культуре является организаци-

онно-программным документом, который определяет основное содержа-

ние физического образования и воспитания. Содержание рабочей про-

граммы по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведе-

ниях определено требованиями к результатам освоения основных образо-

вательных программ бакалавриата Федерального государственного стан-

дарта высшего образования (ФГОС ВО) [6].

Цель настоящего исследования – проанализировать результаты

анкетирования по изучению отношения студентов вуза к занятиям по

физической культуре.

Организация и методы исследования. Анкетирование проводилось

среди студентов дневного отделения разных факультетов (не физкультур-

ной направленности) Тульского государственного университета. В иссле-

довании приняли участие 130 студентов 1–3-го курсов, среди них 67,7 %

девушек и 32,3 % юношей. Опрос проводился анонимно индивидуально,

анкеты заполнялись респондентами с помощью инструмента «Google

формы». Разработанная для данного исследования анкета состояла из

16 вопросов, состояла из двух частей: в первую часть вошли вопросы,

посвященные отношению студентов к физической культуре в общем, во

вторую – вопросы, посвященные отношению к физической культуре как к

дисциплине, а также мотивам посещения занятий и предложениям по

оптимизации процесса проведения занятий. Статистическая обработка

результатов исследования проводилась при помощи сервиса «Google

формы», а также таблиц Excel.

Результаты исследования и их обсуждение.

Вначале рассмотрим ответы студентов на вопросы первой части

анкеты. Первым вопросом был следующий: «Какое значение, на Ваш

взгляд, имеют занятия физической культурой для человека в настоящее

время?», вторым – «Какое значение для Вас лично имеют занятия физиче-

ской культурой?». Полученные ответы разнятся. Так, большинство студен-

тов (66,2 %) понимают значение физической культуры и отмечают необхо-

димость занятий ею, однако что касается личных занятий физической

культурой, то здесь процент опрошенных снижается (53,8 %), а для 12,3 %

студентов физическая культура не имеет никакого значения.

На вопрос «Как часто Вы занимаетесь физической культурой или

спортом (не считая занятий в вузе)?» были получены ответы, которые

представлены на рис. 1.

48

3

Физическая культура [Physical culture]

35,4 %

40.0%

35.0% 26,20 %

30.0% 21,5 %

25.0% 16,9 %

20.0%

15.0%

10.0%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.0%

0.0%

Ежедне ежедневновно 33ра за разав вн еде лю1 раз1 вра з в нед неделюе люне заним Незанимаюсь аются

неделю совсем

Рис. 1. Частота занятий физической культурой у студентов

Так, 3 раза в неделю занимаются лишь 35,4 % опрошенных студен-

тов, 26,2 % совсем не занимаются. По данным рекомендаций ВОЗ, взрос-

лым от 18 лет рекомендуется уделять аэробной физической активности

умеренной интенсивности не менее 300 мин в неделю, а также 2 раза в

неделю заниматься упражнениями на развитие мышечной силы. При этом

ВОЗ рекомендует ограничивать время, проводимое в положении сидя или

лежа [7]. Следует отметить, что наряду с низкой двигательной активно-

стью 33,8 % студентов отметили наличие у себя вредных привычек,

влияющих на состояние здоровья, а в 66,2 % – их отсутствие.

Вопросом «Нравились Вам уроки по физической культуре в

школе?» попытались определить, не связано ли снижение интереса к заня-

тиям физической культурой в вузе с отсутствием мотивации к занятиям на

предыдущей ступени образования – в школе. Так, 40 % опрошенных сту-

дентов отметили, что им нравились уроки по физической культуре,

столько же студентов ответили противоположно (40 %) и 20 % затрудни-

лись ответить. Важно отметить, что чем раньше прививается интерес к

занятиям физической культурой, тем больше вероятность в дальнейшем

возникновения потребности в них. Большинство студентов, кто начиная с

раннего детства приобщался к активной двигательной деятельности, потом

продолжили обучение в школе и в вузе также с удовольствием посещали

занятия [8].

Также решили выяснить, насколько популярным является выпол-

нение нормативов комплекса ГТО среди студентов. Результаты опроса:

72,3 % студентов не выполняли и не собираются выполнять нормативы

комплекса ГТО, 27,7 % ответили положительно.

Содержание второй части опросника предполагало выявление

отношения к занятиям по физической культуре в вузе. Так, 50,8 % опро-

шенных студентов ответили, что положительно относятся к занятиям,

49

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]

29,2 % выразили безразличие к данной дисциплине и 20 % ответили отри-

цательно. При этом необходимой дисциплиной «Физическую культуру»

при обучении в вузе считают лишь 32,3 % опрошенных, 40 % отметили

ненужность физической культуры как дисциплины и 27,7 % затруднились

ответить.

Далее студентам предлагалось ответить на вопрос: «Регулярно ли

Вы посещаете занятия по физической культуре в вузе?». Получены сле-

дующие результаты опроса: большинство студентов (46,2 %) ответили, что

пропускают только по уважительной причине, 32,3% регулярно посещают

занятия и 21,5 % посещают нерегулярно.

Кроме того, выявлено, что 38,5 % опрошенных студентов отнесены

к основной медицинской группе, 32,3 % – к подготовительной и 29,2 % – к

специальной. Проанализировав полученные данные, можно констатиро-

вать, что из 100 % опрошенных студентов всего 38,5 % не имеют отклоне-

ний в состоянии здоровья и противопоказаний к занятиям физической

культурой.

Следующим вопросом попытались выяснить мотивы посещения

занятий по физической культуре. Ответы распределились следующим об-

разом (рис. 2): получить зачет по физической культуре – 63,1 %, повысить

уровень двигательной подготовленности и улучшить физическое состоя-

ние – 15,4 %, отвлечься от аудиторных занятий – 13,8 %, все вместе –

7,7 %. Видим, что главным мотивом посещения занятий выступает жела-

ние получить зачет по данной дисциплине, что говорит об игнорировании

и нежелании использовать возможности физической культуры для полно-

ценного активного проведения досуга, несмотря на то что студенты пони-

мают всю значимость занятий физической культурой для здоровья чело-

века.

Все вместе – 7,7 %

Отвлечься

от аудиторных занятий

– 13,8 %

Получить зачет

Повысить двигательную по физической

подготовленность, улучшить культуре – 63,1 %

физическое состояние –

15,4 %

Рис. 2. Основные мотивы посещения занятий по физической

культуре у студентов

50

5

Физическая культура [Physical culture]

Современные образовательные стандарты высшего образования

создают условия для организации физкультурной деятельности студентов,

предоставляя возможность выбрать определенный вид занятий физиче-

скими упражнениями [9]. Так, в начале учебного года для проведения

учебных занятий все студенты распределяются по учебным отделениям в

зависимости от состояния здоровья, спортивной подготовленности и своих

предпочтений. Наибольший интерес для занятий физической культурой

вызвали спортивные игры – 21,2 % опрошенных выбрали именно его,

19,7 % студентов посещали занятия по адаптивной физической культуре,

по 10,6 % остановили свой выбор на гимнастике и тяжелой атлетике.

Среди других видов физкультурно-спортивной деятельности студенты

отметили скандинавскую ходьбу, плавание, теннис, занятия по общей

физической подготовке и занятия легкой атлетикой.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

большинство студентов понимают важность занятий физической культу-

рой, однако редко занимаются самостоятельно и посещают занятия физи-

ческой культурой, в основном из-за получения зачета. В целом студенты

удовлетворены качеством, формой и содержанием проводимых занятий. К

основным проблемам организации занятий по физической культуре сту-

денты отнесли раннее начало занятий, невозможность отработать про-

пуски, практическое отсутствие индивидуального подхода.

Отрицательные тенденции, характеризующие уровень физического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развития и состояния здоровья студенческой молодежи, требуют новых

подходов к организации физкультурно-спортивных занятий, одним из

которых может стать «изменение вектора педагогического процесса на

приобщение личности к общественным ценностям физической культуры, а

не на формирование ее личностной физической культуры» [10]. Результа-

том обучения в итоге должно стать создание устойчивой мотивации и

потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому

самосовершенствованию, достижению максимального уровня двигатель-

ной подготовленности.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты позво-

ляют выявить слабые стороны учебного процесса по физической культуре

в вузе и скорректировать его содержание.

Список литературы

1. Физическое воспитание студентов в техническом вузе: учеб. по-

собие / В.Ф. Кошелев [и др.] / под ред. О.Ю. Малоземова. Екатеринбург:

Изд-во АМБ, 2015. 464 с.

2. Егоров В.Н. Концептуально-методологические подходы к иссле-

дованию и оценке здоровья человека // Известия Тульского государствен-

ного университета. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 1. С. 41–49.

51

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 9

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 9]

3. Данилевская Д.О., Земсков А.С. Исследование отношения сту-

дентов к организации занятий физической культурой в вузе в условиях

дистанционного обучения // Физическая культура: современные тенден-

ции, актуальные проблемы и перспективы развития: сб. науч. трудов

Всерос. науч.-практ. конф. Самара: Изд-во «Науч.-техн. центр», 2020.

С. 42–48.

4. Тарасенко А.В. Приоритетные задачи физического воспитания

студентов в контексте формирования базовой культуры и совер-

шенствования личности // Евразийское Научное Объединение. 2019. № 2–4

(48). С. 263–264.

5. Сахарова М.Л., Андреянов Н.В. Предмет «Физическая культура»

в системе высшего образования как комплексный инструмент укрепления

организма студенческой молодежи // Актуальные проблемы физической

культуры, спорта и туризма: сб. науч. трудов XII Междунар. науч.-практ.

конф. Уфа: Изд-во УГАТУ, 2018. С. 210–213.

6. Портал Федеральных государственных образовательных стандар-

тов высшего образования. ФГОС ВО (3++) по направлению бакалавриата

[Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 07.06.2021).

7. Всемирная организация здравоохранения. Устав ВОЗ [Элек-

тронный ресурс]. URL: https://https://www.who.int/ru/about/who-we-are/con-

stitution (дата обращения: 01.06.2021).

8. Пономарев И.Е., Литвинов В.А. Решение проблем единства вос-

питания, образования и оздоровления студентов в процессе освоения про-

граммы «Физическая культура в вузе» // Гуманитарные, социально-эконо-

мические и общественные науки. 2015. Т. 2. № 11. С. 313–315.

9. Егоров В.Н., Грязева Е.Д. Модульное структурирование теоре-

тико-методического содержания дисциплины «Физическая культура» //

Известия Тульского государственного университета. Физическая культура.

Спорт. 2014. Вып. 2. С. 15–20.

10. Анисимова А.Ю., Якимович В.С., Гибадуллин И.Г. Новый век-

тор физического воспитания в высших учебных заведениях России //

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2017. № 2.

С. 28–29.

References

1. Fizicheskoe vospitanie studentov v tekhnicheskom vuze [Physical education of

students in a technical university]: textbook. allowance / V.F. Koshelev [et al.] / ed.

O.Yu. Malozemova. Yekaterinburg: AMB Publishing House, 2015. 464 p.

2. Egorov V.N. Konceptual'no-metodologicheskie podhody k issledovaniyu i ocenke

zdorov'ya cheloveka [Conceptual and methodological approaches to the study and assessment

of human health] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura.

Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2013. Issue 1. P. 41–49.

52

7

Физическая культура [Physical culture]

3. Danilevskaya D.O., Zemskov A.S. Issledovanie otnosheniya studentov k organiza-

cii zanyatij fizicheskoj kul'turoj v vuze v usloviyah distancionnogo obucheniya [Study of the

attitude of students to the organization of physical culture classes at a university in the context

of distance learning] // Physical culture: modern trends, topical problems and development

prospects: collection of articles. scientific. proceedings of Vseros. scientific-practical conf.

Samara: Publishing house "Scientific and technical. center", 2020. P. 42–48.

4. Tarasenko A.V. Prioritetnye zadachi fizicheskogo vospitaniya studentov v kon-

tekste formirovaniya bazovoj kul'tury i sovershenstvovaniya lichnosti [Priority tasks of physi-

cal education of students in the context of the formation of basic culture and personal im-

provement] // Evrazijskoe Nauchnoe Ob"edinenie [Eurasian Scientific Association]. 2019.

No. 2–4 (48). P. 263–264.

5. Saharova M.L., Andreyanov N.V. Predmet «Fizicheskaya kul'tura» v sisteme vys-

shego obrazovaniya kak kompleksnyj instrument ukrepleniya organizma studencheskoj molo-

dezhi [The subject "Physical culture" in the system of higher education as a comprehensive

tool for strengthening the body of student youth] // Actual problems of physical culture, sport

and tourism: collection of articles. scientific. works of the XII Intern. scientific-practical conf.

Ufa: USATU Publishing House, 2018. P. 210–213.

6. Portal Federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazo-

vaniya. FGOS VO (3++) po napravleniyu bakalavriata [Portal of Federal State Educational

Standards of Higher Education. FGOS VO (3 ++) in the direction of the bachelor's degree].

[Electronic resource]. URL: http://fgosvo.ru/ (date of access: 07.06.2021).

7. Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya. Ustav VOZ [World Health Organi-

zation. WHO Charter] [Electronic resource]. URL: https://https://www.who.int/ru/about/who-

we-are/constitution (date accessed: 01.06.2021).

8. Ponomarev I.E., Litvinov V.A. Reshenie problem edinstva vospitaniya, obrazova-

niya i ozdorovleniya studentov v processe osvoeniya programmy «Fizicheskaya kul'tura v

vuze» [Solving the problems of the unity of upbringing, education and health improvement of

students in the process of mastering the program "Physical culture at the university"] // Gu-

manitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, socio-economic

and social sciences]. 2015. T. 2. No. 11. P. 313–315.

9. Egorov V.N., Gryazeva E.D. Modul'noe strukturirovanie teoretiko-metodi-

cheskogo soderzhaniya discipliny «Fizicheskaya kul'tura» [Modular structuring of the theo-

retical and methodological content of the discipline "Physical culture"] // Izvestiya Tul'skogo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University.

Physical culture. Sport]. 2014. Issue 2. P. 15–20.

10. Anisimova A.Yu., Yakimovich V.S., Gibadullin I.G. Novyj vektor fizicheskogo

vospitaniya v vysshih uchebnyh zavedeniyah Rossii [A new vector of physical education in

higher educational institutions of Russia] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie,

trenirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2017. No. 2. P. 28–29.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.