1
Физическая культура [Physical culture]
УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-7-39-45
ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК УСЛОВИЕ
УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
А.В. Родин, М.В. Луганская
Представлены результаты анализа интересов и распределения времени на
различные виды проведения досуга студентов. Выявлены факторы, способствующие
оптимизации учебно-тренировочного процесса и обеспечивающие повышение интереса
у студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом в досуго-
вое время.
Ключевые слова: студент, физическая культура, высшее образование, совре-
менная студенческая активность, свободное время, досуг.
ORGANIZATION OF FREE TIME Родин Андрей Викторович, канд. пед. наук,
AS A CONDITION FOR THE доц., зав. кафедрой, rodin67@bk.ru, Россия, Смоленск,
SUCCESSFUL FORMATION Смоленский государственный университет спорта,
OF THE PHYSICAL CULTURE Луганская Мария Владимировна, старший
OF HIGHER EDUCATION преподаватель, menyanikto@mail.ru, Россия, Смоленск,
STUDENTS Смоленский государственный университет спорта
Rodin A.V., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, head of the de- Содержание учебного процесса в
partment, rodin67@bk.ru, Russia, Smolensk, вузах физической культуры предусмат-
Smolensk State University of Sports, ривает не только специализированные
Luganskaya M.V., senior teacher, menyani-
kto@mail.ru, Russia, Smolensk, Smolensk занятия избранным видом спорта, но и
State University of Sports направлено на формирование потребно-
стей у студентов в самостоятельных за-
The results of the analysis of interests and the
distribution of time for various types of stu- нятиях в режиме дня, что создает благо-
dents' leisure are presented. The factors that приятные условия для гармоничного раз-
contribute to the optimization of the educa-
tional and training process and provide an in- вития личности и становления индивида
crease in students' interest in independent в профессиональной деятельности [1–3].
physical culture and sports in leisure time are Занятия физической культурой
revealed.
способствуют не только повышению
Key words: student, physical culture, higher уровня физической подготовленности, но
education, modern student activity, free time, и укреплению здоровья и формированию
leisure. положительных мотивационных уста-
новок на систематическое совершенствование индивидуальных способно-
стей [4].
В сложившихся условиях развития высшего физкультурного обра-
зования вопрос оптимального проведения досуга молодежи является про-
блемным. Досуг для современной молодежи представляется одной из пер-
востепенных ценностей, так как в этой сфере реализуются многие социо-
культурные потребности молодых людей, и они более чем где-либо высту-
пают в качестве свободных индивидуальностей. Поэтому в современном
39
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]
российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-
ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую ост-
роту [5–8].
Цель исследования – изучить и обобщить отношение студентов
спортивного вуза к занятиям физической культурой в свободное время.
Методика исследования. Исследование проводилось с апреля
2018 г. по февраль 2020 г., включало социологический опрос (раздаточное
анкетирование). Выборочную совокупность для опроса представляли
47 студентов различных специальностей Смоленской государственной ака-
демии физической культуры, спорта и туризма.
Анкета содержала 12 вопросов для студентов, не занимающихся
спортом в досуговое время, и дополнительные 16 вопросов для студентов,
занимающихся спортом в свободное от основной (учебной) деятельности
время. Результаты проведенного исследования позволили изучить отноше-
ние студентов неспортивной специализации к занятиям физической куль-
турой в вузе и самостоятельно оценить субъективное состояние здоровья,
причины отказа от занятий, а также предпочтения и пожелания студентов в
сфере физической культуры и спорта.
Результаты исследования и их обсуждение. Для получения более
полной картины отношения современных студентов к занятиям спортом в
свободное время необходимо знать структуру режима дня, а также осо-
бенности проведения досуга.
В ходе исследования выяснялись предпочтения в проведении до-
суга современной молодежи вместо спорта в досуговой деятельности, а
также причины, заставившие студентов выбрать тот или иной способ про-
ведения досуга. Основными видами проведения досуга студентов младших
курсов являются телевидение, кино и Интернет (46 % девушек и 63 %
юношей), встреча с друзьями (54 % девушек и юношей). У студентов
старших курсов приоритеты в проведении досуга следующие: встреча с
друзьями (100 % девушек, 63 % юношей), просмотр кино, телепередач и
Интернета (57 % девушек, 90 % юношей). Интерес к чтению книг и журна-
лов, посещению спортивных залов у студентов как младших, так и стар-
ших курсов незначительный (рис. 1).
Выяснилось, что подавляющее большинство студентов младших
курсов регулярно посещают спортивные клубы или секции (девушки –
36 %, юноши – 36 %), а также занимаются спортом самостоятельно
(девушки – 36 %, юноши – 45 %). Осознают важность спорта, но не зани-
маются им по субъективным причинам 27 % девушек и 18 % юношей
младших курсов. Из студентов старших курсов регулярно посещают спор-
тивные клубы, секции 21 % девушек и 55 % юношей, занимаются спортом
самостоятельно 71 % девушек и 45 % юношей. Анализ показателей
40
3
Физическая культура [Physical culture]
выявил, что студенты старших курсов уделяют своему здоровью и заня-
тиям спортом в свободное время значительно больше времени, чем сту-
денты младших курсов. Осознают важность спорта, но не занимаются им
по субъективным причинам лишь 18 % девушек 3–4-х курсов.
1.2
1
1
0.9
0.8
Юноши (1-2-й курсы)
0.64 0.63
0.63 0.54 0.63
0.54 0.57 Девушки (1-2-й курсы)
0.6 0.54
0.46
Юноши (3-4-й курсы)
0.36
0.4 0.36
Девушки (3-4-й курсы)
0.27 0.27
0.2 0.14
0
Посещение Чтение книг Встреча Кино, телевидение,
спорт. залов и журналов с друзьями Интернет
Рис. 1. Основные виды проведения досуга студентов
Установлено, что основными причинами, по которым студенты не
занимаются спортом в свободное время, являются нехватка времени (57 %
девушек и 73 % юношей старших курсов, 27 % девушек и 36 % юношей
младших курсов), усталость, лень, нежелание заниматься, а также отсутст-
вие навыков и привычек к занятиям.
Сравнительный анализ состояния здоровья обучающихся выявил,
что студенты 3–4-х курсов болеют больше (100 % девушек, 55 % юношей),
чем студенты 1–2-х курсов (88 % девушек, 56 % юношей) – 1–3 раза в те-
чение года, а не болеют всего 12 % девушек и 44 % юношей.
Оценка отношения современных студентов с обязательными заня-
тиями физической культурой и спортом в вузе указала на то, что трениро-
вочные занятия в частично удовлетворяют потребности студентов.
Во время обучения в вузе студенты занимаются различными ви-
дами физической культуры и спорта (таблица).
41
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]
Виды спорта, которыми занимаются студенты
во время обучения в вузе, %
Вид спорта / 3–4-й курсы 1–2-й курсы
сис-ма упр-ний Девушки Юноши Девушки Юноши
Легкая атлетика 7 45 36 18
Волейбол, баскетбол 21 11 27 27
Футбол – 11 – 27
Борьба, боевые
29 – – 18
искусства
Фитнес, занятия
35 23 9 18
в тренажер. зале
Исследования показали следующее распределение по видам спорта:
1) легкой атлетикой занимаются около 45 % юношей и 7 % девушек
старших курсов, около 18 % юношей и 36 % девушек младших курсов;
2) баскетболом и волейболом занимаются около 21 % девушек и
11 % юношей старших курсов;
3) футболом (юноши) занимаются только 11 % старшекурсников;
4) борьбой и боевыми искусствами занимаются 29 % девушек
старших курсов;
5) фитнесом и в тренажерном зале занимаются 35 % девушек и
23 % юношей старших курсов.
В занятиях спортом привлекает разнообразный характер деятельно-
сти. Кроме того, 38 % девушек и 22 % юношей ценят большую эмоцио-
нальность при занятиях спортом.
После выявления видов спорта, которыми интересуются студенты,
были изучены мотивы, из-за которых респонденты решили заниматься
спортом в свободное время (рис. 2).
Основным мотивом у девушек-младшекурсниц является желание
улучшить здоровье (75 %), а у старшекурсниц стоит на первом плане мо-
тивация улучшить настроение и самочувствие (60 %). Основным мотивом
у ребят 1–2-х курсов является поддержание физической формы (56 %), а
вот старшекурсники разделились во мнениях и в равных долях считают
причинами для занятий спортом в свободное время улучшение самочувст-
вия (56 %), поддержание физической формы (56 %) и улучшение здоровья
с помощью спорта (56 %).
По мнению современных студентов, занятия спортом поднимают их
престиж в глазах сокурсников. Наибольшую активность в занятиях спор-
том студенты проявляют весной, вероятно, это связано с подготовкой к
летнему сезону (75 % девушек, 56 % юношей). Для поддержания здорового
образа жизни и физических качеств на хорошем уровне необходимо посе-
щение спортивных залов и секций несколько раз в неделю.
42
5
Физическая культура [Physical culture]
0.75
0.6
0.56 0.56 0.56 0.56
0.5
0.44
0.4 Юноши (1-2-й курсы)
0.33 Девушки (1-2-й курсы)
0.25 Юноши (3-4-й курсы)
0.2 Девушки (3-4-й курсы)
Улучшить настроение Поддержать Поддержать
и самочувствие физическую форму и улучшить здоровье
Рис. 2. Причины посещения в неурочное время занятий
по физической культуре и спорту
По данным, полученным в ходе исследования, большинство
студентов младших курсов, занимающихся спортом в досуговое время,
посещают спортивные залы и секции три и более раз (50 % девушек, 44 %
юношей). Кроме того, около 56 % юношей и 20 % девушек посещают
необязательные занятия спортом лишь когда есть настроение.
В современных условиях занятия практически во всех спортивных
секциях и залах стали платными. Студенты младших курсов не готовы
платить за занятия, тогда как студенты 3–4-х курсов, осознавая реальность
сложившейся ситуации, ответили совершенно противоположно – 60 %
девушек и 56 % юношей готовы заплатить за время, проведенное в спор-
тивном зале или секции для ведения здорового образа жизни и поддержа-
ния физических качеств на хорошем уровне.
Заключение. В результате проведенных исследований выявлено,
что большое количество студенческой молодежи неудовлетворены заня-
тиями физической культурой и спортом в своем учебном заведении, это
свидетельствует о том, что либо занятия неинтересны молодым людям,
либо им уделяется слишком мало внимания.
Установлено, что студенты старших курсов более рационально
подходят к распределению своего досуга, чем студенты младших курсов.
Старшекурсники более осознанно делают выбор посещения спортивных
секций, тогда как студенты младших курсов познают физическую куль-
туру в рамках учебных занятий и больше свободного времени тратят на
подготовку к учебным занятиям.
43
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]
Список литературы
1. Васенков Н.В., Фазлеева Е.В., Чемоданова Ф.Х. Физкультурно-
спортивная деятельность в структуре досуга студентов: учеб. пособие. Ка-
зань, ТГГПУ, 2009. 55 с.
2. Пустошило П.В., Губа В.П., Самойлов А.Б. Влияние занятий во-
лейболом на состояние здоровья студентов университета в процессе учеб-
ной деятельности // Известия Тульского государственного университета.
Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 2. С. 61–66.
3. Губа В.П., Родин А.В., Губа Д.В. Мониторинг уровня здоровья
студенческой молодежи // Известия Тульского государственного универ-
ситета. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 1. С. 24–30.
4. Оздоровительная программа подготовки студентов в спортивном
клубе на основе рекреационно-анимационных занятий игровыми видами
спорта / А.В. Родин [и др.] // Известия Тульского государственного уни-
верситета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 2. С. 87–93.
5. Баранов В.В., Боброва Г.В. Физическая культура в сфере досуга
студентов: метод. рекомендации. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2010. 50 с.
6. Попова А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Мо-
лодой ученый. 2014. № 11. С. 220–223.
7. Ионова О.В. Современные виды досуга студенческой молодежи //
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные
науки. 2015. № 3. С. 106–113.
8. Ярцев А.А. Досуговая деятельность как фактор профессиональ-
ного становления будущего педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук.
Нижний Новгород, 2004. 24 с.
References
1. Vasenkov N.V., Fazleeva E.V., Chemodanova F.H. Fizkul'turno-sportivnaya
deyatel'nost' v strukture dosuga studentov [Physical culture and sports activity in the structure
of students' leisure]: textbook. allowance. Kazan, TGGPU, 2009. 55 p.
2. Pustoshilo P.V., Guba V.P., Samojlov A.B. Vliyanie zanyatij volejbolom na sos-
toyanie zdorov'ya studentov universiteta v processe uchebnoj deyatel'nosti [The influence of
volleyball on the health status of university students in the process of educational activities] //
Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of
the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue 2. P. 61–66.
3. Guba V.P., Rodin A.V., Guba D.V. Monitoring urovnya zdorov'ya studencheskoj
molodezhi [Monitoring the health level of student youth] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstven-
nogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical
culture. Sport]. 2013. Issue 1. P. 24–30.
4. Ozdorovitel'naya programma podgotovki studentov v sportivnom klube na osnove
rekreacionno-animacionnyh zanyatij igrovymi vidami sporta [Recreation program for training
students in a sports club on the basis of recreational and animation lessons in game sports] /
44
7
Физическая культура [Physical culture]
A.V. Rodin [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya
kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2017. Issue 2.
P. 87–93.
5. Baranov V.V., Bobrova G.V. Fizicheskaya kul'tura v sfere dosuga studentov
[Physical culture in the sphere of students' leisure]: method. recommendations. Orenburg:
GOU OSU, 2010. 50 p.
6. Popova A.S. Sfera dosuga molodezhi v sovremennom mire [Sphere of leisure of
youth in the modern world] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2014. No. 11. P. 220–223.
7. Ionova O.V. Sovremennye vidy dosuga studencheskoj molodezhi [Modern forms
of leisure of student youth] // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region.
Obshchestvennye nauki [News of higher educational institutions. Volga region. Social
Sciences]. 2015. No. 3. P. 106–113.
8. Yarcev A.A. Dosugovaya deyatel'nost' kak faktor professional'nogo stanovleniya
budushchego pedagoga [Leisure activities as a factor in the professional development of a
future teacher]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Nizhny Novgorod, 2004. 24 p.
45