Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / физическая культура / высшее образование / современная студенческая активность / свободное время / досуг / student / physical culture / higher education / modern student activity / free time / leisure

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родин Андрей Викторович, Луганская Мария Владимировна

Представлены результаты анализа интересов и распределения времени на различные виды проведения досуга студентов. Выявлены факторы, способствующие оптимизации учебно-тренировочного процесса и обеспечивающие повышение интереса у студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом в досуговое время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родин Андрей Викторович, Луганская Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF FREE TIME AS A CONDITION FOR THE SUCCESSFUL FORMATION OF THE PHYSICAL CULTURE OF HIGHER EDUCATION STUDENTS

The results of the analysis of interests and the distribution of time for various types of students' leisure are presented. The factors that contribute to the optimization of the educational and training process and provide an increase in students' interest in independent physical culture and sports in leisure time are revealed.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

1

Физическая культура [Physical culture]

УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-7-39-45

ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ КАК УСЛОВИЕ

УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

А.В. Родин, М.В. Луганская

Представлены результаты анализа интересов и распределения времени на

различные виды проведения досуга студентов. Выявлены факторы, способствующие

оптимизации учебно-тренировочного процесса и обеспечивающие повышение интереса

у студентов к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом в досуго-

вое время.

Ключевые слова: студент, физическая культура, высшее образование, совре-

менная студенческая активность, свободное время, досуг.

ORGANIZATION OF FREE TIME Родин Андрей Викторович, канд. пед. наук,

AS A CONDITION FOR THE доц., зав. кафедрой, rodin67@bk.ru, Россия, Смоленск,

SUCCESSFUL FORMATION Смоленский государственный университет спорта,

OF THE PHYSICAL CULTURE Луганская Мария Владимировна, старший

OF HIGHER EDUCATION преподаватель, menyanikto@mail.ru, Россия, Смоленск,

STUDENTS Смоленский государственный университет спорта

Rodin A.V., candidate of pedagogical sci-

ences, associate professor, head of the de- Содержание учебного процесса в

partment, rodin67@bk.ru, Russia, Smolensk, вузах физической культуры предусмат-

Smolensk State University of Sports, ривает не только специализированные

Luganskaya M.V., senior teacher, menyani-

kto@mail.ru, Russia, Smolensk, Smolensk занятия избранным видом спорта, но и

State University of Sports направлено на формирование потребно-

стей у студентов в самостоятельных за-

The results of the analysis of interests and the

distribution of time for various types of stu- нятиях в режиме дня, что создает благо-

dents' leisure are presented. The factors that приятные условия для гармоничного раз-

contribute to the optimization of the educa-

tional and training process and provide an in- вития личности и становления индивида

crease in students' interest in independent в профессиональной деятельности [1–3].

physical culture and sports in leisure time are Занятия физической культурой

revealed.

способствуют не только повышению

Key words: student, physical culture, higher уровня физической подготовленности, но

education, modern student activity, free time, и укреплению здоровья и формированию

leisure. положительных мотивационных уста-

новок на систематическое совершенствование индивидуальных способно-

стей [4].

В сложившихся условиях развития высшего физкультурного обра-

зования вопрос оптимального проведения досуга молодежи является про-

блемным. Досуг для современной молодежи представляется одной из пер-

востепенных ценностей, так как в этой сфере реализуются многие социо-

культурные потребности молодых людей, и они более чем где-либо высту-

пают в качестве свободных индивидуальностей. Поэтому в современном

39

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-

ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую ост-

роту [5–8].

Цель исследования – изучить и обобщить отношение студентов

спортивного вуза к занятиям физической культурой в свободное время.

Методика исследования. Исследование проводилось с апреля

2018 г. по февраль 2020 г., включало социологический опрос (раздаточное

анкетирование). Выборочную совокупность для опроса представляли

47 студентов различных специальностей Смоленской государственной ака-

демии физической культуры, спорта и туризма.

Анкета содержала 12 вопросов для студентов, не занимающихся

спортом в досуговое время, и дополнительные 16 вопросов для студентов,

занимающихся спортом в свободное от основной (учебной) деятельности

время. Результаты проведенного исследования позволили изучить отноше-

ние студентов неспортивной специализации к занятиям физической куль-

турой в вузе и самостоятельно оценить субъективное состояние здоровья,

причины отказа от занятий, а также предпочтения и пожелания студентов в

сфере физической культуры и спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. Для получения более

полной картины отношения современных студентов к занятиям спортом в

свободное время необходимо знать структуру режима дня, а также осо-

бенности проведения досуга.

В ходе исследования выяснялись предпочтения в проведении до-

суга современной молодежи вместо спорта в досуговой деятельности, а

также причины, заставившие студентов выбрать тот или иной способ про-

ведения досуга. Основными видами проведения досуга студентов младших

курсов являются телевидение, кино и Интернет (46 % девушек и 63 %

юношей), встреча с друзьями (54 % девушек и юношей). У студентов

старших курсов приоритеты в проведении досуга следующие: встреча с

друзьями (100 % девушек, 63 % юношей), просмотр кино, телепередач и

Интернета (57 % девушек, 90 % юношей). Интерес к чтению книг и журна-

лов, посещению спортивных залов у студентов как младших, так и стар-

ших курсов незначительный (рис. 1).

Выяснилось, что подавляющее большинство студентов младших

курсов регулярно посещают спортивные клубы или секции (девушки –

36 %, юноши – 36 %), а также занимаются спортом самостоятельно

(девушки – 36 %, юноши – 45 %). Осознают важность спорта, но не зани-

маются им по субъективным причинам 27 % девушек и 18 % юношей

младших курсов. Из студентов старших курсов регулярно посещают спор-

тивные клубы, секции 21 % девушек и 55 % юношей, занимаются спортом

самостоятельно 71 % девушек и 45 % юношей. Анализ показателей

40

3

Физическая культура [Physical culture]

выявил, что студенты старших курсов уделяют своему здоровью и заня-

тиям спортом в свободное время значительно больше времени, чем сту-

денты младших курсов. Осознают важность спорта, но не занимаются им

по субъективным причинам лишь 18 % девушек 3–4-х курсов.

1.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1

1

0.9

0.8

Юноши (1-2-й курсы)

0.64 0.63

0.63 0.54 0.63

0.54 0.57 Девушки (1-2-й курсы)

0.6 0.54

0.46

Юноши (3-4-й курсы)

0.36

0.4 0.36

Девушки (3-4-й курсы)

0.27 0.27

0.2 0.14

0

Посещение Чтение книг Встреча Кино, телевидение,

спорт. залов и журналов с друзьями Интернет

Рис. 1. Основные виды проведения досуга студентов

Установлено, что основными причинами, по которым студенты не

занимаются спортом в свободное время, являются нехватка времени (57 %

девушек и 73 % юношей старших курсов, 27 % девушек и 36 % юношей

младших курсов), усталость, лень, нежелание заниматься, а также отсутст-

вие навыков и привычек к занятиям.

Сравнительный анализ состояния здоровья обучающихся выявил,

что студенты 3–4-х курсов болеют больше (100 % девушек, 55 % юношей),

чем студенты 1–2-х курсов (88 % девушек, 56 % юношей) – 1–3 раза в те-

чение года, а не болеют всего 12 % девушек и 44 % юношей.

Оценка отношения современных студентов с обязательными заня-

тиями физической культурой и спортом в вузе указала на то, что трениро-

вочные занятия в частично удовлетворяют потребности студентов.

Во время обучения в вузе студенты занимаются различными ви-

дами физической культуры и спорта (таблица).

41

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

Виды спорта, которыми занимаются студенты

во время обучения в вузе, %

Вид спорта / 3–4-й курсы 1–2-й курсы

сис-ма упр-ний Девушки Юноши Девушки Юноши

Легкая атлетика 7 45 36 18

Волейбол, баскетбол 21 11 27 27

Футбол – 11 – 27

Борьба, боевые

29 – – 18

искусства

Фитнес, занятия

35 23 9 18

в тренажер. зале

Исследования показали следующее распределение по видам спорта:

1) легкой атлетикой занимаются около 45 % юношей и 7 % девушек

старших курсов, около 18 % юношей и 36 % девушек младших курсов;

2) баскетболом и волейболом занимаются около 21 % девушек и

11 % юношей старших курсов;

3) футболом (юноши) занимаются только 11 % старшекурсников;

4) борьбой и боевыми искусствами занимаются 29 % девушек

старших курсов;

5) фитнесом и в тренажерном зале занимаются 35 % девушек и

23 % юношей старших курсов.

В занятиях спортом привлекает разнообразный характер деятельно-

сти. Кроме того, 38 % девушек и 22 % юношей ценят большую эмоцио-

нальность при занятиях спортом.

После выявления видов спорта, которыми интересуются студенты,

были изучены мотивы, из-за которых респонденты решили заниматься

спортом в свободное время (рис. 2).

Основным мотивом у девушек-младшекурсниц является желание

улучшить здоровье (75 %), а у старшекурсниц стоит на первом плане мо-

тивация улучшить настроение и самочувствие (60 %). Основным мотивом

у ребят 1–2-х курсов является поддержание физической формы (56 %), а

вот старшекурсники разделились во мнениях и в равных долях считают

причинами для занятий спортом в свободное время улучшение самочувст-

вия (56 %), поддержание физической формы (56 %) и улучшение здоровья

с помощью спорта (56 %).

По мнению современных студентов, занятия спортом поднимают их

престиж в глазах сокурсников. Наибольшую активность в занятиях спор-

том студенты проявляют весной, вероятно, это связано с подготовкой к

летнему сезону (75 % девушек, 56 % юношей). Для поддержания здорового

образа жизни и физических качеств на хорошем уровне необходимо посе-

щение спортивных залов и секций несколько раз в неделю.

42

5

Физическая культура [Physical culture]

0.75

0.6

0.56 0.56 0.56 0.56

0.5

0.44

0.4 Юноши (1-2-й курсы)

0.33 Девушки (1-2-й курсы)

0.25 Юноши (3-4-й курсы)

0.2 Девушки (3-4-й курсы)

Улучшить настроение Поддержать Поддержать

и самочувствие физическую форму и улучшить здоровье

Рис. 2. Причины посещения в неурочное время занятий

по физической культуре и спорту

По данным, полученным в ходе исследования, большинство

студентов младших курсов, занимающихся спортом в досуговое время,

посещают спортивные залы и секции три и более раз (50 % девушек, 44 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

юношей). Кроме того, около 56 % юношей и 20 % девушек посещают

необязательные занятия спортом лишь когда есть настроение.

В современных условиях занятия практически во всех спортивных

секциях и залах стали платными. Студенты младших курсов не готовы

платить за занятия, тогда как студенты 3–4-х курсов, осознавая реальность

сложившейся ситуации, ответили совершенно противоположно – 60 %

девушек и 56 % юношей готовы заплатить за время, проведенное в спор-

тивном зале или секции для ведения здорового образа жизни и поддержа-

ния физических качеств на хорошем уровне.

Заключение. В результате проведенных исследований выявлено,

что большое количество студенческой молодежи неудовлетворены заня-

тиями физической культурой и спортом в своем учебном заведении, это

свидетельствует о том, что либо занятия неинтересны молодым людям,

либо им уделяется слишком мало внимания.

Установлено, что студенты старших курсов более рационально

подходят к распределению своего досуга, чем студенты младших курсов.

Старшекурсники более осознанно делают выбор посещения спортивных

секций, тогда как студенты младших курсов познают физическую куль-

туру в рамках учебных занятий и больше свободного времени тратят на

подготовку к учебным занятиям.

43

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 7

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 7]

Список литературы

1. Васенков Н.В., Фазлеева Е.В., Чемоданова Ф.Х. Физкультурно-

спортивная деятельность в структуре досуга студентов: учеб. пособие. Ка-

зань, ТГГПУ, 2009. 55 с.

2. Пустошило П.В., Губа В.П., Самойлов А.Б. Влияние занятий во-

лейболом на состояние здоровья студентов университета в процессе учеб-

ной деятельности // Известия Тульского государственного университета.

Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 2. С. 61–66.

3. Губа В.П., Родин А.В., Губа Д.В. Мониторинг уровня здоровья

студенческой молодежи // Известия Тульского государственного универ-

ситета. Физическая культура. Спорт. 2013. Вып. 1. С. 24–30.

4. Оздоровительная программа подготовки студентов в спортивном

клубе на основе рекреационно-анимационных занятий игровыми видами

спорта / А.В. Родин [и др.] // Известия Тульского государственного уни-

верситета. Физическая культура. Спорт. 2017. Вып. 2. С. 87–93.

5. Баранов В.В., Боброва Г.В. Физическая культура в сфере досуга

студентов: метод. рекомендации. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2010. 50 с.

6. Попова А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Мо-

лодой ученый. 2014. № 11. С. 220–223.

7. Ионова О.В. Современные виды досуга студенческой молодежи //

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные

науки. 2015. № 3. С. 106–113.

8. Ярцев А.А. Досуговая деятельность как фактор профессиональ-

ного становления будущего педагога: автореф. дис. … канд. пед. наук.

Нижний Новгород, 2004. 24 с.

References

1. Vasenkov N.V., Fazleeva E.V., Chemodanova F.H. Fizkul'turno-sportivnaya

deyatel'nost' v strukture dosuga studentov [Physical culture and sports activity in the structure

of students' leisure]: textbook. allowance. Kazan, TGGPU, 2009. 55 p.

2. Pustoshilo P.V., Guba V.P., Samojlov A.B. Vliyanie zanyatij volejbolom na sos-

toyanie zdorov'ya studentov universiteta v processe uchebnoj deyatel'nosti [The influence of

volleyball on the health status of university students in the process of educational activities] //

Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of

the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue 2. P. 61–66.

3. Guba V.P., Rodin A.V., Guba D.V. Monitoring urovnya zdorov'ya studencheskoj

molodezhi [Monitoring the health level of student youth] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstven-

nogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical

culture. Sport]. 2013. Issue 1. P. 24–30.

4. Ozdorovitel'naya programma podgotovki studentov v sportivnom klube na osnove

rekreacionno-animacionnyh zanyatij igrovymi vidami sporta [Recreation program for training

students in a sports club on the basis of recreational and animation lessons in game sports] /

44

7

Физическая культура [Physical culture]

A.V. Rodin [et al.] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya

kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2017. Issue 2.

P. 87–93.

5. Baranov V.V., Bobrova G.V. Fizicheskaya kul'tura v sfere dosuga studentov

[Physical culture in the sphere of students' leisure]: method. recommendations. Orenburg:

GOU OSU, 2010. 50 p.

6. Popova A.S. Sfera dosuga molodezhi v sovremennom mire [Sphere of leisure of

youth in the modern world] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2014. No. 11. P. 220–223.

7. Ionova O.V. Sovremennye vidy dosuga studencheskoj molodezhi [Modern forms

of leisure of student youth] // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region.

Obshchestvennye nauki [News of higher educational institutions. Volga region. Social

Sciences]. 2015. No. 3. P. 106–113.

8. Yarcev A.A. Dosugovaya deyatel'nost' kak faktor professional'nogo stanovleniya

budushchego pedagoga [Leisure activities as a factor in the professional development of a

future teacher]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Nizhny Novgorod, 2004. 24 p.

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.