1
Физическая культура [Physical culture]
УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-5-29-35
ИЗУЧЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
В ЗАНЯТИЯХ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
Б.Б. Гомбоев, Е.А. Николаев, Р.С. Исаев, Д.О. Заливан
Представлены результаты социологического опроса студентов Сибирского
федерального университета на предмет заинтересованности в занятиях националь-
ными видами спорта в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура и
спорт». Установлено, что в качестве самостоятельной физкультурно-спортивной
специализации по дисциплине «Прикладная физическая культура и спорт» можно
рекомендовать русскую народную командную игру «Лапта».
Ключевые слова: национальные виды спорта, студенты, физкультурно-спор-
тивный интерес, физическое воспитание, спортивно-видовой подход.
MOTIVATION RESEARCH Гомбоев Булат Борисович, старший препода-
OF UNIVERSITY STUDENTS ватель, [email protected], Россия, Красноярск, Си-
ENGAGING IN NATIONAL бирский федеральный университет,
SPORT Николаев Евгений Анатольевич, старший
преподаватель, [email protected], Россия, Красноярск,
Gomboev B.B., senior lecturer, bulat_gom- Сибирский федеральный университет,
[email protected], Russia, Krasnoyarsk, Siberian Исаев Роман Самирович, преподаватель, ro-
Federal University, [email protected], Россия, Красноярск, Сибирский феде-
Nikolaev E.A., senior lecturer, enikolaev@ ральный университет,
kras-sfu.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Заливан Денис Олегович, старший преподава-
Federal University, тель, [email protected], Россия, Красноярск, Сибирский
Isaev R.S., lecturer, [email protected], федеральный университет, Красноярский колледж Олим-
Russia, Krasnoyarsk Siberian Federal Univer- пийского резерва
sity,
Zalivan D.O., senior lecturer, zalivan.88@
mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Federal Спортивно-видовой подход – это
University, Krasnoyarsk College of Olympic современный способ организации учеб-
Reserve
ного процесса по дисциплине «Приклад-
The results of a sociological survey of stu- ная физическая культура и спорт», за-
dents of the Siberian Federal University on the ключающийся в использовании средств
subject of interest in practicing national sports
within the discipline "Applied physical culture избранного вида спорта или системы
and sports" are presented. It has been estab- упражнений, отвечающих личностным
lished that the Russian folk team game
“Lapta” can be recommended as an indepen- потребностям и физкультурным интере-
dent physical culture and sports specialization сам занимающихся [1‒5].
in the discipline “Applied physical culture and В практике физического воспита-
sport”.
ния студентов в последние годы все чаще
Key words: national sports, students, physical используют новые нетрадиционные ме-
culture and sports interest, physical education,
sports-specific approach. тоды и средства, которые раньше не
применялись [6, 7]. В ряде исследований
отмечается положительный эффект от регулярного применения на заня-
тиях по физическому воспитанию национальных видов спорта [8‒10]. Од-
нако Б.Б. Гомбоев, Н.В. Сурикова и А.М. Вышедко в ходе проведенного
29
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
исследования установили, что некоторые виды спорта нецелесообразно
выделять как самостоятельную специализацию, поскольку они имеют низ-
кую востребованность и неизбежно возникнут сложности с комплектова-
нием учебных групп. В связи с этим при планировании учебной деятель-
ности студентов, реализуя спортивно-видовой подход, необходимо учиты-
вать виды спорта, которые были популярны у студентов до начала обуче-
ния в вузе.
В Сибирском федеральном университете (СФУ) физическое воспи-
тание студентов осуществляется средствами волейбола, баскетбола, фут-
бола, аэробики, настольного тенниса, спортивной борьбы, лыжного спорта
и спортивного ориентирования, плавания, регби, спортивного туризма,
гольфа, бокса, скалолазания. Реализуются такие физкультурно-спортивные
специализации, как «Атлетизм», «Силовая подготовка», «Общая физиче-
ская подготовка», а также специализация для обучающихся, отнесенных по
медицинским показаниям в «Специальное учебное отделение». Вместе с
тем в университете обучается большое количество иностранных студентов,
а также студентов, представляющих различные регионы и народности Рос-
сийской Федерации.
С целью определения заинтересованности студентов СФУ в заня-
тиях национальными видами спорта в рамках учебной дисциплины «При-
кладная физическая культура и спорт» был проведен социологический
опрос. В опросе приняли участие 514 студентов 1‒3-х курсов очной формы
обучения по программам бакалавриата различных направлений подготовки
(30,2 % ‒ юноши и 69,8 % ‒ девушки).
Все опрошенные студенты посещают разные физкультурно-спор-
тивные специализации. В связи с этим интересовали основные критерии
выбора той или иной системы упражнений или вида спорта в качестве
физкультурно-спортивной специализации (рис. 1).
На рис. 1 видно, что для респондентов основными критериями для
выбора физкультурно-спортивной специализации стали наличие опыта в
избранном виде спорта или системе упражнений ‒ 35,21 %, а также меди-
цинские показания ‒ 33,46 % (именно это количество опрошенных студен-
тов составляют учебные группы специализации «Специальное учебное
отделение»).
Больше половины респондентов (67,32 %) полностью удовлетво-
рены выбранной физкультурно-спортивной специализацией и их не при-
влекает ни один из национальных видов спорта в качестве специализации в
рамках дисциплины «Прикладная физическая культура и спорт» (рис. 2).
30
3
Физическая культура [Physical culture]
Другое 4,67 %
Медицинские показания
(состояние здоровья) 33,46 %
Прикладная привлекательность 25,1 %
Профессионализм преподавательского
состава 25,68 %
Комфортные условия проведения занятий
(теплый зал, новое оборудование) 29,18 %
Желание приобрести новый опыт 23,93 %
Раньше занимался(-ась) данным видом 35,21 %
спорта (системой упражнений)
Удобное расположение места проведения
занятий 33,66 %
Рис. 1. Критерии выбора студентов физкультурно-спортивной
специализации
67,68 %
67,32 %
65,16 %
Юноши Девушки Всего
Рис. 2. Количество студентов, удовлетворенных выбранной
физкультурно-спортивной специализацией, %
Под национальными видами спорта понимают исторически сло-
жившиеся в этнических группах населения виды спорта, имеющие соци-
ально-культурную направленность в развивающиеся в пределах одного
субъекта Российской Федерации [11]. Некоторые изначально националь-
ные виды спорта получили признание на Всероссийском и международном
уровне, но, несмотря на это, в сознании большинства людей они по-преж-
нему остаются своеобразным брендом того или иного народа. Это объяс-
няется тем, что любое национальное физическое упражнение, игра или
31
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
забава в результате своего развития рано или поздно получает статус «Вид
спорта» и тем самым выходит за пределы национальных, этнических
границ либо становится достоянием всего человечества [12]. На рис. 3
представлены виды спорта, которые были выделены опрошенными
студентами как национальные виды спорта, которыми они хотели бы
заниматься в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура и
спорт».
Якутские национальные 2,51%
прыжки 1,29 %
4,18 %
Мас-рестлинг
3,23 %
4,18 %
Северное многоборье
2,58 %
25,35 %
Лапта
25,81 %
0,28 %
Хапсагай
3,87 %
0,28 %
Хуреш
3,23 %
0,56 %
Корэш
1,29 %
Женщины Мужчины
Рис. 3. Национальные виды спорта, предложенные респондентами
в качестве физкультурно-спортивной специализации
Так, 1,29 % от числа опрошенных юношей в качестве вида спорта,
которым они хотели заниматься в рамках дисциплины «Прикладная физи-
ческая культура и спорт», указали «Корэш» (также курэш, кураш, куряш,
куреш) – традиционный вид борьбы у тюркских народов. Тувинскую
национальную борьбу «Хуреш» указали 3,23 % от числа опрошенных
юношей, а национальную борьбу якутов «Хапсагай» – 3,87 %. Несмотря на
то что эти виды борьбы традиционно считаются мужскими видами спорта,
0,56 % опрошенных девушек проявили желание заниматься борьбой
«Корэш», а такими видами национальной борьбы, как «Хуреш» и
«Хапсагай» хотели бы заниматься по 0,28 % от числа опрошенных
студенток.
Якутскими национальными прыжками в рамках занятий по физиче-
скому воспитанию хотели бы заниматься 1,29 % юношей и 2,51 % деву-
шек, северным многоборьем – 2,58 юношей и 4,18 % девушек. В качестве
32
5
Физическая культура [Physical culture]
самостоятельной физкультурно-спортивной специализации 3,23 % юношей
и 4,18 % девушек выбрали национальный вид спорта Якутии «Мас-рест-
линг».
Наибольшее количество опрошенных студентов (25,81 % юношей и
25,35 % девушек) изъявили желание на занятиях по физическому воспита-
нию заниматься русской народной командной игрой «Лапта».
Таким образом, результаты социологического опроса показали, что
спортивно-видовой подход к организации занятий по физическому воспи-
танию в СФУ удовлетворяет интересы и потребности более 50 % обучаю-
щихся студентов. При этом основным критерием при выборе физкуль-
турно-спортивной специализации для занятий по дисциплине «Прикладная
физическая культура и спорт» является наличие опыта в избранном виде
спорта или системе упражнений.
На основе анализа полученных данных в ходе исследования, в каче-
стве самостоятельной физкультурно-спортивной специализации можно
рекомендовать русскую народную командную игру «Лапта». На заин-
тересованность занятий лаптою в рамках занятий по физическому воспи-
танию указали 25,81 % опрошенных юношей и 25,35 % девушек.
Список литературы
1. Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию
студенческой молодежи в вузах Красноярского края (на примере спортив-
ных специализаций «волейбол» и «футбол») / А.Ю. Осипов [и др.] // Вест-
ник Красноярского государственного педагогического университета им.
В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 88‒91.
2. Борисов В.В., Олейник О.Н., Тимошенко В.В. Мотивационное
обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием техноло-
гии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе // Моло-
дой ученый. 2014. № 17. С. 459‒461.
3. Кошбахтиев И.А., Исмагилов Д.К. Интеграция спорта в систему
физического воспитания студентов в процессе спортивно-ориентирован-
ного подхода // Молодой ученый. 2015. № 20. С. 184‒186.
4. Наумова Н.Л. Спортивно-ориентированный подход к физиче-
скому воспитанию студенческой молодежи (из опыта работы в ГБПОУ ИО
«Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строитель-
ства») // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 1.
С. 256‒265.
5. Гомбоев Б.Б., Сурикова (Полева) Н.В., Вышедко А.М. Особенно-
сти распределения студентов по специализациям дисциплины «Приклад-
ная физическая культура» на примере Сибирского федерального универ-
ситета // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445.
С. 170‒177.
33
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
6. Коляго П.В. Совершенствование состава средств академических
занятий по физической культуре в вузе // Вестник Краснодарского универ-
ситета МВД России. 2014. № 1 (23). С. 114‒116.
7. Паршакова В.М. Использование нетрадиционных методов и
средств в физическом воспитании студентов вузов // Международный
журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 4‒3. С. 36‒40.
8. Борохин М.И. Применение народных видов физических упраж-
нений и национальных видов спорта коренных народов республики Саха
(Якутия) в физическом воспитании студентов // Вестник Якутского госу-
дарственного университета. 2008. Т. 5. № 3. С. 110‒113.
9. Борохин M.И. Эффективность применения народных видов
физических упражнений и национальных видов спорта коренных народов
Саха (Якутия) в физическом воспитании студентов Якутского государст-
венного университета им. М.К. Аммосова // Известия Российского госу-
дарственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 69.
С. 351‒354.
10. Имангулов Р.Ш., Мугаттарова Э.Р., Хуснетдинова К.И. Нацио-
нальные виды спорта как средство адаптации в вузе студенческой моло-
дежи из сельской местности // Известия Тульского государственного уни-
верситета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 11. С. 23‒29.
11. Массовый спорт в физическом воспитании студентов: учеб. по-
собие / Е.В. Мудриевская [и др.]. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. 84 с.
12. Захаров А.А. Проблема правового статуса национальных видов
спорта в законе Российской Федерации о физической культуре и спорте //
Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. №7 (77).
С. 73‒76.
References
1. Sportivno-orientirovannyj podhod k fizicheskomu vospitaniyu studencheskoj mo-
lodezhi v vuzah Krasnoyarskogo kraya (na primere sportivnyh specializacij «volejbol» i «fut-
bol») [Sports-oriented approach to physical education of student youth in universities of the
Krasnoyarsk Territory (on the example of sports specializations "volleyball" and "football")] /
A.Yu. Osipov [et al.] // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo un-
iversiteta im. V.P. Astaf'eva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University.
V.P. Astafieva]. 2014. No. 3 (29). P. 88–91.
2. Borisov V.V., Olejnik O.N., Timoshenko V.V. Motivacionnoe obespechenie
uchebno-vospitatel'nogo processa s ispol'zovaniem tekhnologii sportivno-orientirovannogo fi-
zicheskogo vospitaniya v vuze [Motivational support of the educational process using the
technology of sports-oriented physical education at the university] // Molodoj uchenyj [Young
scientist]. 2014. No. 17. P. 459–461.
3. Koshbahtiev I.A., Ismagilov D.K. Integraciya sporta v sistemu fizicheskogo vos-
pitaniya studentov v processe sportivno-orientirovannogo podhoda [Integration of sports into
the system of physical education of students in the process of a sports-oriented approach] //
Molodoj uchenyj [Young Scientist]. 2015. No. 20. P. 184‒186.
34
7
Физическая культура [Physical culture]
4. Naumova N.L. Sportivno-orientirovannyj podhod k fizicheskomu vospitaniyu stu-
dencheskoj molodezhi (iz opyta raboty v GBPOU IO «Irkutskij kolledzh avtomobil'nogo
transporta i dorozhnogo stroitel'stva») [Sports-oriented approach to physical education of stu-
dent youth (from the experience of work at the Irkutsk College of Automobile Transport and
Road Construction)] // Crede Experto: transport, obshchestvo, obrazovanie, yazyk [Crede Ex-
perto: transport, society, education, language]. 2016. No. 1. P. 256–265.
5. Gomboev B.B., Surikova (Poleva) N.V., Vyshedko A.M. Osobennosti raspredele-
niya studentov po specializaciyam discipliny «Prikladnaya fizicheskaya kul'tura» na primere
Sibirskogo federal'nogo universiteta [Features of the distribution of students by specializa-
tions of the discipline "Applied physical culture" on the example of the Siberian Federal Uni-
versity] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State
University]. 2019. No. 445. P. 170–177.
6. Kolyago P.V. Sovershenstvovanie sostava sredstv akademicheskih zanyatij po fi -
zicheskoj kul'ture v vuze [Improving the composition of the means of academic physical edu-
cation at the university] // Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of the
Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2014. No. 1 (23). P. 114–
116.
7. Parshakova V.M. Ispol'zovanie netradicionnyh metodov i sredstv v fizicheskom
vospitanii studentov vuzov [The use of non-traditional methods and means in physical educa-
tion of university students] // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk
[International journal of humanitarian and natural sciences]. 2020. No. 4‒3. P. 36–40.
8. Borohin M.I. Primenenie narodnyh vidov fizicheskih uprazhnenij i nacional'nyh
vidov sporta korennyh narodov respubliki Saha (Yakutiya) v fizicheskom vospitanii studentov
[Application of folk types of physical exercises and national sports of indigenous peoples of
the Republic of Sakha (Yakutia) in physical education of students] // Vestnik Yakutskogo go-
sudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Yakutsk State University]. 2008. T. 5. No. 3.
P. 110–113.
9. Borohin M.I. Effektivnost' primeneniya narodnyh vidov fizicheskih uprazhnenij i
nacional'nyh vidov sporta korennyh narodov Saha (Yakutiya) v fizicheskom vospitanii stu -
dentov Yakutskogo gosudarstvennogo universiteta im. M.K. Ammosova [The effectiveness of
the use of folk types of physical exercises and national sports of the indigenous peoples of
Sakha (Yakutia) in the physical education of students of the Yakutsk State University named
after M.K. Ammosova] // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-
siteta im. A.I. Gercena [Bulletin of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen].
2008. No. 69. P. 351‒354.
10. Imangulov R.Sh., Mugattarova E.R., Husnetdinova K.I. Nacional'nye vidy sporta
kak sredstvo adaptacii v vuze studencheskoj molodezhi iz sel'skoj mestnosti [National sports
as a means of adaptation in the university of student youth from rural areas] // Izvestiya
Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State
University. Physical culture. Sport]. 2019. Issue 11. P. 23–29.
11. Massovyj sport v fizicheskom vospitanii studentov [Mass sports in physical edu-
cation of students]: textbook. allowance / E.V. Mudrievskaya [et al.]. Omsk: Publishing house
of OmSTU, 2018. 84 p.
12. Zaharov A.A. Problema pravovogo statusa nacional'nyh vidov sporta v zakone
Rossijskoj Federacii o fizicheskoj kul'ture i sporte [The problem of the legal status of national
sports in the law of the Russian Federation on physical culture and sports] // Uchenye zapiski
universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft].
2011. No. 7 (77). P. 73–76.
35