мотивация студенчества к физкультурно-спортивной деятельности
УДК/UDC 316.74
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 10.07.2020 г.
Кандидат исторических наук, доцент Ю.А. Давыдова1 Доктор социологических наук, доцент Е.В. Каргаполова1 Кандидат политических наук, доцент Н.Н. Денисенкова1 Кандидат исторических наук Е.Н. Кананерова2
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
2 Университет «Синергия», Москва
UNIVERSITY STUDENTS' MOTIVATIONS FOR PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS: QUESTIONNAIRE SURVEY
PhD, Associate Professor Y.A. Davydova1 Dr. Sc. Soc., Associate Professor E.V. Kargapolova1 PhD, Associate Professor N.N. Denisenkova1 PhD E.N. Kananerova2
1 Plekhanov Russian University Economics, Moscow
2 Synergy University, Moscow
Аннотация
Цель исследования - изучение мотивов, которые способствуют занятиям студентов физкультурно-спортивной деятельностью. Методика и организация исследования. В качестве источника информации выступают результаты конкретного социологического исследования «Физическая культура и спорт в жизни студенчества мегаполиса», реализованного под руководством Е.В. Каргаполовой в октябре 2019 г. Основным методом сбора социологической информации выступило онлайн-анкетирование. В массив данных для обработки было отобрано 2503 анкеты студенческой молодежи вузов Москвы, из которых 41% юношей, 59% девушек. Результаты исследования нельзя считать репрезентативными. Однако большой объем опрошенных позволяет сделать содержательные выводы. Среди вопросов анкетирования был вопрос о мотивации студентов вуза к физкультурно-спортивной деятельности по Примерной программе социологического исследования «Физическая культура в здоровом образе жизни людей: ее значимость и пути актуализации».
Результаты исследования и выводы. В ходе исследования выявлено, что студенты Москвы занимаются физкультурой и спортом прежде всего с целью сохранения хорошей физической формы, укрепления здоровья и желания научиться дисциплине и рациональному распределению времени. Среди основных причин, которые препятствуют физкультурно-спортивной деятельности, студенты назвали отсутствие свободного времени и нехватку силы воли и целеустремленности, тем самым проявив самокритичность. Таким образом, физкультурно-спортивная деятельность понимается студентами как важный фактор здорового образа жизни и личностного роста.
Ключевые слова: мотивация, мотивы, физкультурно-спортивная деятельность, здоровый образ жизни, студенчество.
Annotation
Objective of the study was to rate and analyze the metropolitan university students' motivations for physical education and sports by a questionnaire survey. Methods and structure of the study. The authors analyzed for the purposes of the study findings of the physical education and sports in Metropolitan University Students' Lifestyles: Questionnaire Survey by E.V. Kargapolova in October 2019.We sampled for the online questionnaire survey the Moscow student population (n=2503), with the sample being 41% male and 59% female. It cannot be rated representative although the coverage still gives reasons for meaningful conclusions. The questionnaire survey form probed, among other things, the university students' motivations for physical education and sports as recommended by the Sample Questionnaire Survey Form 'Physical education in healthy lifestyle: priorities and actualization ways' by Professor L.I. Lubysheva. Results and conclusions. The analysis found most of the metropolitan student sample driven by the aesthetic, competitive, health-improving, disciplining and time management motivations in their physical education and sports agendas. Ranking barriers for the fully-fledged physical education and sports activity, the students were fairly self-critical to mention, among other things, shortage of leisure time for practices, plus shortage of willpower and determination. Therefore, the questionnaire survey clearly showed the students appreciating modern physical education and sports / health service for not only its healthy lifestyle, health/ appearance improvement and body shaping benefits but also its personal growth and career-building aspects.
Keywords: motivations, physical education and sports (PES), healthy lifestyle (HLS), university students, questionnaire survey.
Введение. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом является одной из важнейших проблем научного дискурса. Исследователи данной проблематики обращают внимание как на мотивы, которые способствуют занятиям физкультурно-спортивной деятельностью, так и на причины, препятствующие этому. В. Н. Кремнева и Н. В. Соловьева считают, что «проблемы со здоровьем являются основным фактором, побуждающим современного человека заняться физкультурой» [5, а 293], а среди самых популярных причин, препятствующих этому, авторы называют «отсутствие мотивации и лень» [5, с. 294]. В. В. Калянов, Н. Н. Королева и М. Г. Шоршева отмечают такие источники мотивации, как внешние (поощрения и награ-
ды) и внутренние (желание быть признанным, самоутвердиться) [4, с. 919]. И. Г. Хайруллин, Р. Р. Галиеви Э. Р. Шайхиев справедливо обращают внимание на тот факт, что основным фактором «физкультурной активности студентов является личное желание, обоснованное пониманием и осознанием необходимости двигательной активности для организма человека» [10, с. 406]. Н. А. Усачев и Н. И. Пономарева считают, что существенно повышают мотивацию студентов к физкультуре и спорту также спортивно-массовые мероприятия, проводимые в вузах [9, с. 357]. Е. Г. Ермакова отмечает, что одним из ведущих мотивов студенчества к физкультурно-спортивной деятельности выступают коммуникативные «занятия спортом в группе (ту-
□ и
£ г.
а
ч—
о (и и
а
■
с
га
^
О (и .с Н
ризм, оздоровительный бег, велоспорт)» [2, с. 100]. И. В. Запорожская, А. И. Лытов, С. В. Левицкая и Л. Д. Калашникова обращают внимание на такой мотив, как снятие «нервного напряжения и умственного утомления после учебных занятий» [3, с. 496], а среди причин, препятствующих занятиям физкультурой и спортом, подчеркивают усталость после учебы [3, с. 495]. Среди факторов, которые влияют на заинтересованность студентов физкультурно-спортивной деятельностью, А.А Валебная, А. А. Макарова и Л. В. Кумм отмечают «место, где проводятся занятия по физической культуре», наличие нового инвентаря, большого количества секций и спортивных команд, а также стендов достижений» [1, с. 248]. Е. А. Митрохин выявил в своем исследовании такой вид мотивации, как необходимость в самовыражении [7, с. 17]. Особое внимание причинам, которые мешают студентам заниматься физкультурой и спортом, уделено в работе Д. А. Михеевой. Она делит их на субъективные, среди которых «личные качества человека и отсутствие наглядного примера родителей к ЗОЖ» и объективные, связанные со слабой «материально-спортивной базой, множеством противопоказаний у учащихся к занятиям, неэффективным учебным планом и отношением студентов к спорту» [8, с. 44].
Цель исследования - выявление мотивов студентов к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью на основе социологического анализа.
Методика и организация исследования. В качестве источника информации выступают результаты конкретного социологического исследования «Физическая культура и спорт в жизни студенчества мегаполиса», реализованного под руководством Е. В. Каргаполовой в октябре 2019 г. Основным методом сбора социологической информации выступило онлайн-анкетирование. В массив данных для обработки было отобрано 2503 анкеты студенческой молодежи вузов Москвы, из которых 41 % юношей, 59 % девушек. Результаты исследования нельзя считать репрезентативными. Однако большой объем опрошенных позволяет сделать содержательные выводы. Среди вопросов анкетирования был вопрос о мотивации студентов вуза к физкультурно-спортивной деятельности по Примерной программе социологического исследования «Физическая культура в здоровом образе жизни людей: ее значимость и пути актуализации» (автор: д. п.н., профессор, завкафедрой философии и социологии Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма Л. И. Лубышева [6, с. 204-211]).
Результаты исследования и их обсуждение. При анализе результатов опроса можно отметить, что для большинства студентов на первый план выходят эстетическая, конкурентная и оздоровительная мотивации. Две трети (66,7 0%) респондентов отметили, что в первую очередь заниматься физкультурно-спортивной деятельностью их побуждает желание оптимизировать вес и улучшить фигуру. Также каждый пятый студент (20,9 0%) ответил, что это нужно для того, чтобы «воспитать красивую манеру и культуру движений». В последние годы в нашей стране активно ведется пропаганда здорового образа жизни, одним из составляющих которого является нормальный вес. Также очевидно, что для молодых людей важным условием успеха в личной жизни считается хорошая физическая форма. Поэтому такие результаты вполне объяснимы.
58,9 % респондентов дали ответ, что их мотивом является желание повысить свою физическую подготовленность, 14 % опрошенных отметили, что они занимаются физкультурой и спортом с целью добиться спортивных успехов. Очевидно, что конкурентная мотивация также выступает одной из основных в спортивно-физкультурной деятельности, так как фактор конкуренции в социальной среде остается актуальной причиной личностного роста и развития.
Чуть больше половины респондентов (51,7 %) отметили ответ «желание сохранить здоровье». Этот фактор оказался
значимым, но не определяющим. На наш взгляд, это можно объяснить возрастом опрашиваемых (17-20 лет), большинство которых, как правило, еще не испытывали серьезных проблем со здоровьем и поэтому не вполне осознают его значимость в жизни человека.
Интересным нам показался тот факт, что значительное число студентов связывают физкультуру и спорт с тайм-менеджментом. Более трети опрошенных отметили, что «занятия спортом дисциплинируют и помогают повысить эффективность в решении ежедневных задач» и 30,4 % считают, что это повышает их работоспособность. Также каждый четвертый респондент дал ответ, что занятия физкультурой и спортом помогают «рационально проводить время». Овладение приемами и методиками тайм-менеджмента является одним из важнейших качеств успешного человека и помогает построить перспективную карьеру. Понимание студенчеством того, что эффективный тайм-менеджмент невозможен без физкультуры и спорта показывает, что современные студенты знакомы с новыми тенденциями тайм-менеджмента и готовы им следовать.
Более трети опрошенных обратили внимание на релаксационную функцию физкультурно-оздоровительной деятельности. Ответ «снять усталось» дали 33,3 % студентов. Примерно такой же показатель (33,4 %) и у варианта «воспитывает волю, характер, целеустремленность, который иллюстрирует воспитательную роль физкультуры и спорта.
Менее трети опрошенных (29,5 %) заинтересованы в физкультурно-спортивной деятельности исключительно в учебных целях, для того чтобы «вовремя получить зачет по физкультуре». Этот результат также показался нам интересным. Студентам разрешалось отметить несколько вариантов ответов. И, несмотря на этот факт, его выделили только около трети респондентов. Это показывает, что современное студенчество осуществляет физкультурно-спортивную деятельность в вузе не только по учебным мотивам, но прежде всего в своих личных интересах, связанных с самосовершенствованием и личностным ростом.
Выяснив, что побуждает студентов заниматься физкультурой и спортом, нам показалось важным выявить и те факторы, которые препятствуют этим занятиям. Подавляющее число респондентов (72,9 %) отметили, что им не хватает свободного времени. То есть студенты не считают, что учебные занятия по физической культуре в вузе достаточны для полноценной физкультурно-спортивной деятельности. Очевидно, что они рассматривают также время для занятий в тренажерном зале и спортивных секциях. Часть респондентов (36,8 %) проявили самокритичность и отметили ответ «не хватает силы воли и целеустремленности» и «не хватает знаний по физической культуре для организации самостоятельных занятий» (11,4 %). Также опрашиваемые отметили причины, связанные с организацией физкультурно-спортивной деятельности. 13,7 % дали ответ «нет секции по любимому виду спорта в вузе», а каждый десятый отметил, что этому препятствует «слабая организаторская работа, никто не вовлекает в физкультурно-спортивную деятельность» (10,8 %) и «отсутствие инвентаря и спортивной формы» (10,1 %).
Выводы. Результаты исследования демонстрируют, что студенты понимают значимость физкультурно-спортивной деятельности в своей жизни. Они отмечают, что их побуждает заниматься физкультурой и спортом прежде всего желание улучшить свой внешний вид, повысить физическую подготовку и сохранить здоровье. Не остались без внимания респондентов и воспитательная функция спорта, а также его роль в эффективном тайм-менеджменте. Среди основных причин, которые препятствуют физкультурно-спортивной деятельности, студенты назвали отсутствие свободного времени и нехватку силы воли и целеустремленности, тем самым проявив самокритичность. Таким образом, опрос наглядно
80
http://www.teoriya.ru
№2^ 2021 Февраль | February
показал, что физкультурно-оздоровительная деятельность понимается студентами как фактор, который помогает им или поможет в будущем не только сохранить свое здоровье и эстетический внешний вид, но и как фактор личностного роста и успешного продвижения по карьерной лестнице.
Литература
1. Валебная А.А. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом / А.А. Валебная, А.А. Макарова, Л.В. Кумм // Научный электронный журнал «Меридиан». - 2019. - № 13 (31). -С. 246-248.
2. Ермакова Е.Г. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студентов / Е.Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2019. -№ 12-1 (39). - С. 100-102.
3. Запорожская И.В. Исследование мотивации студентов ХГУЭП к занятиям физической культурой и спортом / И.В. Запорожская, А.И. Лытов, С.В. Левицкая и др. // Евразийское Научное Объединение. - 2019. - № 5-7 (51). - С. 495-497.
4. Калянов В.В. Повышение мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом / В.В. Калянов, Н.Н. Королева, М.Г. Шорш-нева // Аллея науки. - 2019. - Т. 3. - № 1 (28). - С. 917-922.
5. Кремнева В.Н. Мотивация к занятиям физической культурой и спортом у студентов / В.Н. Кремнева, Н.В. Соловьева // E-Scio. -2018. - № 5 (20). - С. 289-296.
6. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта / Л.И. Лубышева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. -240 с.
7. Митрохин Е.А. Мотивация студентов Сибирского института управления филиала РАНХИГС к занятиям физической культурой и спортом как компонент физического развития личности / Е.А. Митрохин // Физкультурное образование Сибири. - 2019. -№ 1 (41). - С. 16-18.
8. Михеева Д.А. Мотивация студентов к спорту и занятиям по физической культуре / Д.А. Михеева // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сб. статей XXV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. - Пенза, 2019. - С. 43-45.
9. Усачев Н.А. Комплекс спортивно-массовых мероприятий «Навстречу универсиаде-2019» как фактор повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом / Н.А. Усачев, Н.И. Пономарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 357-359.
10. Хайруллин И.Т. Мотивация студентов к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом / И.Т. Хайруллин, Р.Р. Галиев, Э.Р. Шайхиев // Наука и образование: новое время. - 2019. - № 2 (31). - С. 405-410.
References
1. Valebnaya A.A., Makarova A.A., Kumm L.V. Motivatsiya studentov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom [Students' motivation for
physical education and sports activities]. Scientific electronic journal Meridian. 2019. no. 13 (31). pp. 246-248.
2. Ermakova E.G. Formirovanie motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy
1 sportom u studentov [Building motivation for physical education and sports activities in students]. Mezhdunarodny zhurnal gumanitarnykh i estestvennykh nauk. 2019. No. 12-1 (39). pp. 100-102.
3. Zaporozhskaya I.V., Lytov A.I., Levitskaya S.V. et al. Issledovanie motivatsii studentov HGUEP k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom [Research of motivation of KhSUEL students for education and sports activities]. Evraziyskoe Nauchnoe Ob'edinenie. 2019. No. 5-7 (51). pp. 495-497.
4. Kalyanov V.V., Koroleva N.N., Shorshneva M.G. Povyshenie motivatsii studentov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom [Motivating students for physical education and sports activities]. Alleya nauki. 2019. V. 3. No. 1 (28). pp. 917-922.
5. Kremneva V.N., Solovyeva N.V. Motivatsiya k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom u studentov [Students' motivation for physical education and sports]. E-Scio. 2018. No. 5 (20). pp. 289-296.
6. Lubysheva L.I. Sotsiologiya fizicheskoy kulturyi i sporta [Sociology of physical culture and sports]. M.: Akademiya publ., 2001. 240 p.
7. Mitrokhin E.A. Motivatsiya studentov Sibirskogo instituta upravleniya filiala RANHIGS k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom kak komponent fizicheskogo razvitiya lichnosti [Motivation of students of Siberian Institute of Management, branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, to engage in physical education and sports as a component of personal physical development]. Fizkulturnoe obrazovanie Sibiri. 2019. No. 1 (41). pp. 16-18.
8. Mikheeva D.A. Motivatsiya studentov k sportu i zanyatiyam po fizicheskoy kulture [Motivation of students for sports and physical education]. Nauka i obrazovanie: sokhranyaya proshloe, sozdaem budushchee [Science and education: preserving the past, creating the future]. Proc. XXV International research-practical conference: in
2 vol.. Penza, 2019. pp. 43-45.
9. Usachev N.A., Ponomareva N.I. Kompleks sportivno-massovykh meropriyatiy «Navstrechu universiade-2019» kak faktor povysheniya motivatsii studentov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy i sportom [Motivation of students for independent physical exercises and sports]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 5 (171). pp. 357-359.
10. Khayrullin I.T., Galiev R.R., Shaykhiev E.R. Motivatsiya studentov k samostoyatelnyim zanyatiyam fizicheskimi uprazhneniyami i sportom [Students' motivation for independent physical exercises and sports]. Nauka i obrazovanie: novoe vremya. 2019. № 2 (31). pp. 405-410.
11. Davydova S.A., Dulina N.V., Ikingrin E.N., KorichkoYu.V. 2018 FIFA World cup: russian students expectations and viewpoints // Theory and Practice of Physical Culture. 2018. № 6. C. 24.
12. Kokoulina O., Simina T., Tatarova S. Problems and challenges of modern sports // Journal of Physical Education and Sport. 2019. T. 19. № 1. C. 208-213.
13. Koshkin A.P., Novikov A.V., Abramov R.A., Rozhina E.Y. Role of social representations in student motivation for acquiring further education // Interchange. 2018. C. 313-341.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
22.04.2021 по 23.04.2021 г. на базе Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова» состоится III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов». В конференции примут участие ведущие отечественные и зарубежные ученые и практики, аспиранты, студенты (возможен формат онлайн-конференции).
Цель конференции: обмен опытом, обсуждение перспектив и анонсирование результатов научных исследований по вопросам развития физической культуры, спорта и туризма. Основные тематические направления конференции:
• историко-философские аспекты и приоритетные направления научно-исследовательской деятельности в системе физической культуры и спорта;
• инновационные образовательные технологии в системе физической культуры и спорта;
• национальный проект «Спорт - норма жизни»: развитие массового спорта, корпоративного спортивного движения, реализация ФСК ГТО;
• подготовка спортивного резерва в различных видах спорта, антидопинговое обеспечение в системе подготовки спортивного резерва;
• медико-биологическое и психолого-педагогическое сопровождение физической культуры и спорта;
• студенческий проект «Sport science»: направления циф-ровизации физической культуры, спорта и фитнеса.
Контактная информация: Оргкомитет конференции: Столяр Константин Эдуардович, тел. 89262145294; Шутова Татьяна Николаевна, тел. 89671391549, e-mail:tany-156@ rambler.ru.
Для участия в конференции необходимо до 10 марта 2021 г. направить в адрес оргкомитета:
• заявку на участие в конференции, оформить ее по ссылке https://forms.gle/Ho3AnPEKbTHYSD1Q6;
• статью для публикации на электронный адрес [email protected] с указанием названия файла, включающего фамилию автора(ов) и номер секции (например: Иванов № секции).