Научная статья на тему 'Особенности распределения студентов по специализациям дисциплины "Прикладная физическая культура" на примере Сибирского федерального университета'

Особенности распределения студентов по специализациям дисциплины "Прикладная физическая культура" на примере Сибирского федерального университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНО-ВИДОВОЙ ПОДХОД / СТУДЕНТЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ ИНТЕРЕС / PHYSICAL CULTURE / APPLIED PHYSICAL EDUCATION / SPORT-SPECIFIC APPROACH / STUDENTS / INTEREST IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гомбоев Булат Борисович, Сурикова (полева) Надежда Викторовна, Вышедко Александра Михайловна

Рассмотрены спортивно-видовые предпочтения студентов первого курса Сибирского федерального университета. Сделана попытка анализа взаимосвязи двигательного опыта, приобретенного в период обучения в школе, с выбором спортивной специализации по дисциплине «Прикладная физическая культура» в университете. При проведении исследования учитывался гендерный подход спортивно-видовых предпочтений студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гомбоев Булат Борисович, Сурикова (полева) Надежда Викторовна, Вышедко Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' Distribution by Specializations in the Course of Applied Physical Education at Siberian Federal University

The article describes the experience of the implementation of a sport-specific approach to the organization of classes in the course Applied Physical Education in the Siberian Federal University (SibFU). The following methods of research were used: analysis of scientific and methodological literature; surveying; analysis of educational and reporting documentation; methods of mathematical data processing. 302 first-year students of the SibFU took part in the research. The study included 3 stages: at the first stage, tthe first-year students were surveyed before the course began, and primary preferences in the chosen types of physical education and sports activities were identified. At the second stage, the educational and reporting documentation on the distribution of the students into sports specializations was analyzed. At the third stage, the results of the survey on the sport-specific preferences of the students and the possibilities of satisfying these preferences in the SibFU were compared. The research revealed that male students were interested in sports games, martial arts, swimming and track and field athletics. Female students mostly chose sports games, swimming and track and field athletics. The most popular specializations of the Applied Physical Culture discipline among young men are martial arts, bodybuilding, sports games: volleyball, golf, basketball, football, table tennis. Young women prefer volleyball, bodybuilding, aerobics, martial arts and sports tourism. The modern sport-specific approach satisfies the needs (more than 50%) in the following types of sports activities: swimming, martial arts and volleyball for young men; volleyball, basketball, table tennis, boxing and rock climbing for young women. Some types of sports activities that students did during school years and indicated them as physical and sports preferences (for example, taekwondo, sambo, hand-to-hand combat, skiing, track and field athletics, etc.) are not singled out as independent specializations, because these types of sports activities are not popular. The sport-specific approach to the organization of the educational process used in the SibFU fully reflects the students' current needs and can be recommended as a reference example for other educational institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности распределения студентов по специализациям дисциплины "Прикладная физическая культура" на примере Сибирского федерального университета»

Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. С. 170-177. DOI: 10.17223/15617793/445/25

ПЕДАГОГИКА

УДК 796.034.2:378.147

Б.Б. Гомбоев, Н.В. Сурикова, А.М. Вышедко

ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИЯМ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Рассмотрены спортивно-видовые предпочтения студентов первого курса Сибирского федерального университета. Сделана попытка анализа взаимосвязи двигательного опыта, приобретенного в период обучения в школе, с выбором спортивной специализации по дисциплине «Прикладная физическая культура» в университете. При проведении исследования учитывался гендерный подход спортивно-видовых предпочтений студентов.

Ключевые слова: прикладная физическая культура; физическое воспитание; спортивно-видовой подход; студенты; физ-культурно-спортивный интерес.

Актуальность. Одной из важнейших задач физического воспитания студентов в вузе является формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Для решения поставленной задачи в системе высшего образования все чаще используется спортивно-видовой подход к организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» [1. С. 3950; 2. С. 4; 3. С. 143; 4. С. 88].

Суть спортивно-видового подхода заключается, прежде всего, в том, что задачи физического воспитания студентов решаются с помощью средств избранного им вида спорта или системы физических упражнений. По мнению большинства специалистов, такой педагогически подход к физическому воспитанию студенческой молодежи является наиболее прогрессивным, так как полностью удовлетворяет физкультурные интересы и личностные потребности молодежи в процессе освоения ими ценностей физической культуры [1. С. 3950; 2. С. 4; 3. С. 143; 4. С. 88; 5. С. 461; 6; 7. С. 186; 8. С. 260]. Однако невозможно удовлетворить все пожелания студентов, так как на предлагаемый выбор вузом специализаций неизбежно влияют материально-техническая база и наличие квалифицированных кадров [2. С. 4; 8. С. 261].

В практике физического воспитания студентов в последние годы наряду с традиционными, проверенными средствами физической культуры (спортивные и подвижные игры, легкая атлетика и т.д.) широко используются новые средства физической культуры (элементы восточных единоборств, шейпинг и т.д.), которые раньше не применялись. Анализ диссертационных работ свидетельствует о расширении числа средств, используемых в физическом воспитании студентов вуза [9. С. 114; 10. С. 119].

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; анкетирование студентов первого года обучения Сибирского федерального университета; анализ учебно-отчетной документации; методы математической обработки данных.

Цель исследования - выявление направленности физкультурно-спортивных интересов обучающихся в

высшем учебном заведении для эффективной организации учебного процесса по дисциплине «Прикладная физическая культура».

Организация исследования. В исследовании приняли участие 302 студента первого года обучения (95 юношей и 207 девушек): Институт фундаментальной биологии и биотехнологии - 131 человек, Институт экологии и географии - 115, химическое отделение Института цветных металлов и материаловедения - 56 человек.

На первом этапе был проведен опрос. Представленные анкеты заполнялись студентами до начала учебного процесса по дисциплине «Прикладная физическая культура».

На втором этапе анализировалась учебно-отчетная документация по распределению студентов в рамках физкультурно-спортивных специализаций представленных в университете.

Третий этап был посвящен сравнению результатов анкетирования по спортивно-видовым предпочтениям студентов в период обучения в школе и возможностей удовлетворения этих предпочтений в Сибирском федеральном университете исходя из материально-технической базы, регионально-территориальных, социокультурных особенностей и возможностей кадрового потенциала.

Основные результаты исследования. В настоящее время на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» реализуется спортивно-видовой подход организации обучения студентов по дисциплине «Прикладная физическая культура» с учетом материально-технической базы, регионально-территориальных, социокультурных особенностей и возможностей кадрового потенциала по следующим физкультурно-спортивным специализациям: «Баскетбол», «Волейбол», «Бокс», «Настольный теннис», «Атлетизм (юноши и девушки)», «Аэробика» (девушки), «Футбол», «Регби», «Скалолазание», «Спортивный туризм», «Плавание», «Спортивное ориентирование», «Силовая подготовка», «Гольф», «Спортивные единоборства», «Общая физическая подготовка» (для студентов, не избравших другую специализацию), «Специальное учебное отделение» (для студентов специально-

медицинской группы, имеющих противопоказание к высоким физическим нагрузкам).

В результате опроса выяснилось, что в период обучения в школе почти половина (45%) юношей занимались спортом во внеурочное время. При этом их физкультурно-спортивные интересы не ограничива-

лись одним видом двигательной активности, так 9% респондентов специализировались в двух-трех спортивных дисциплинах. Результаты опроса девушек показали, что во время обучения в школе половина (48%) респондентов занимались спортом, из них 9% занимались двумя видами спорта (рис. 1).

Студенты, занимающиеся несколкими видами спорта в школьные годы Студенты, занимающиеся спортом в школьные годы Студенты, не занимающиеся спортом в школьные годы Общее количесвто студентов

Рис. 1. Соотношения юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом в школьные годы

Физкультурно-спортивные интересы юношей распределились на 17 видов спортивных дисциплин. Наиболее популярным видом двигательной активности среди школьников был такой вид спорта, как волейбол (30,2%). На втором месте по популярности среди юношей были баскетбол (13,9%) и плавание (13,9%). По 9,3% юношей совмещали школьные занятия с занятием борьбой самбо, футболом и легкой

атлетикой, по 6,9% - тяжелой атлетикой, борьбой дзюдо и настольным теннисом. По 4,65% юношей занимались вольной борьбой и спортивной гимнастикой. Наименьшей популярностью (по 2,3%) у юношей пользовались такие виды спорта, как пауэр-лифтинг, рукопашный бой, спортивный туризм, спортивное ориентирование, лыжные гонки и скалолазание (рис. 2).

По сравнению с юношами, физкультурно-спортивные интересы девушек были более разнообразны. Сферой их интересов были 22 вида спорта. Наиболее популярным видом спорта у девушек, как и у юношей, был волейбол (40%). Баскетболом занимались 14% опрошенных девушек, проявляв-

ших интерес к занятиям спортом в школьные годы. Занятие плаванием с обучением в школе совмещали 13% респондентов. Легкой атлетикой занимались 10% опрошенных девушек, спортивным туризмом -7%. По 6% школьниц занимались настольным теннисом и фитнес-аэробикой, 3% девушек - лыжными

гонками. По 2% респондентов занимались скалолазанием, художественной гимнастикой, вольной борьбой, спортивными танцами и горными лыжами. Наименьшей популярностью (по 1%) у девушек

пользовались такие виды спорта, как пневматическая стрельба, футбол, хоккей, спортивное ориентирование, конный спорт, пауэрлифтинг, бокс, тхэквандо и борьба самбо (рис. 3).

40%

14%

13%

л о б т

ек с а Б

л о б й е л о В

е и н а в а л лП

3%

н о г

е ы

ы

Л

6% 6%

с и н н е т

й ы н ь л о т с

а На

7%

10%

1% 1% 2% 1% 1% 2% 1% 2% 1% 2% 2% 1% 1% 1%

ак и б

о р

э

а -

с е н тни

Ф

а б ь

л е

рт с

к с е

та м в е н нП

л о

б ту

Ф

й ы н в и

т р

о п С

е и н а з а л о л

ак С

й е

о

X

е о н в и

т р

о п С

ак и т е л

лат

к г

е Ле

н н е в т с

еж о

оду

т р

о п с

й ы н н о

«

а б

ь р

о

б

н ь л о В

г н и

т ф

и

л р

э

эуа

Па

ы ц

н а т

е ы н в и

т р

о п С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы

л е ы

н р

о

1-4

ск о Б

1% 1%

о о

дн б м

а а

вк С

кэ

х

Т

Рис. 3. Физкультурно-спортивные интересы студентов 1-го курса до поступления в университет (девушки)

Далее нами был проведен анализ распределения студентов по физкультурно-спортивным специализациям, на основании которых реализуется обучение студентов по дисциплине «Прикладная физическая культура» в ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет». Поскольку первым этапом распределения вновь поступивших в университет студентов является обязательное медицинское обследование, проводимое в начале учебного года, особый интерес вызывает количество студентов, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, характеризующиеся противопоказаниями к высоким физическим

нагрузкам, которые должны строго учитываться в процессе физического воспитания студентов. Так, в результате медицинского обследования 17,9% юношей по различным показаниям были направлены на обучение в «Специальное учебное отделение» (СУО). Остальным студентам, которые в результате медицинского контроля были распределены в основное и подготовительное учебное отделение, предстояло выбрать одну из семнадцати предлагаемых университетом физкультурно-спортивных специализаций для прохождения обязательного курса физического воспитания (рис. 4).

СУО ОФП

Спорт. единоборства Атлетизм Волейбол Спорт. туризм Гольф Баскетбол Футбол

Настольный теннис Бокс Плавание

Рис. 4. Распределение студентов 1-го курса по физкультурно-спортивным специализациям (юноши)

Как видно из рис. 4, наибольшее количество юношей (19%) как основное направление занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура» выбрали специализацию «Общая физическая подготовка» (ОФП). По 9,5% юношей выбрали занятия на специализациях «Спортивные единоборства» и «Атлетизм». По 7,3% студентов - специализации «Волейбол», «Спортивный туризм» и «Гольф». Специализациям «Баскетбол», «Футбол» и «Настольный теннис» отдали предпочтение по 6,4% первокурсника. Специализацию «Бокс» выбрали 2% обучающихся, а специализацию «Плавание» - 1%.

В результате медицинского обследования девушек, у 19,8% студенток первого курса были выявлены различные медицинские противопоказания. Эти студентки вошли в состав учебных групп специализации «Специальное учебное отделение».

Большинство же студенток (37,7%), успешно пришедших медицинский контроль в начале учебного года, в качестве занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура» выбрали специализацию «Общая физическая подготовка». Значительно меньшее количество девушек (9,2%) для прохождения обязательного курса физического воспитания предпочли специализацию «Волейбол». Специализацию «Атлетизм» решили осваивать 6,8% первокурсниц, специализацию «Аэробика» - 5,8%. Занятия на специализации «Спортивные единоборства» стали интересными для 5,3% девушек, 4,3% первокурсниц предпочли занятия на специализации «Спортивный туризм». Специализацию «Баскетбол» выбрали 3,9% студенток, «Гольф» - 2,4%, «Настольный теннис» - 1,9%, «Плавание» - 1,4%, «Бокс» - 1%, «Скалолазание» - 0,5% (рис. 5).

1,4% 1%

2,4%

5,3%

37,7%

СУО ОФП

Волейбол Атлетизм Аэробика

Спорт. единоборства Спорт. туризм Баскетбол Гольф

Настольный теннис

Плавание

Бокс

Скалолазание

Рис. 5. Распределение студентов 1-го курса по физкультурно-спортивным специализациям (девушки)

Для оценки предпочтений студентов при выборе физкультурно-спортивных специализаций учитывались следующие показатели: общее количество студентов, выбравших данную специализацию; количество студентов, занимающихся различными видами спорта в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших данную специализацию; количество студентов, не занимающихся спортом в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших данную специализацию; количество студентов, занимающихся выбранным видом спорта в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших данную специализацию.

В целях объективности представления информации общее количество студентов, выбравших физ-культурно-спортивные специализации, были взяты за 100%. Наибольший интерес представляли показатели по распределению студентов, сформированные в каждой специализации (рис. 6, 7).

Как видно из рис. 6 и 7, очевидным является тот факт, что большинство юношей (88%) и девушек (78%), составляющих учебные группы специализации «Специальное учебное отделение», до поступления в университет спортом не занимались. Напомним, что указанную выше специализацию по физической культуре посещают студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, выявленные в школьные годы и частично или полностью освобожденные от физической нагрузки. При этом некоторые респонденты (12% юношей и 22% девушек) во время обучения в школе занимались спортом, но не смогли продолжить занятия в соответствующих специализациях по медицинским показаниям.

Как показали результаты опроса, большинство студентов (61% юношей и 78% девушек), из числа выбравших специализацию «Общая физическая подготовка», в школьные годы не имели опыта занятий спортом. На наш взгляд, востребованность специали-

зации «Общая физическая подготовка» у данного контингента студентов обусловлена тем, что набор учебных групп осуществляется без предварительного тестирования технической и физической подготовленности студентов, а в ходе занятий применяются наиболее доступные, не требующие от занимающихся высоких двигательных умений и навыков средства физического воспитания (общеразвивающие упраж-

нения, бег, подвижные игры и т.п.). Тем не менее 39% юношей и 42% девушек, выбравших данную специализацию, во время обучения в школе посещали спортивные секции, но при поступлении в университет либо уровень их спортивной подготовленности оказался недостаточным для занятий избранным видом спорта, либо указанная специализация по виду спорта не представлена в университете.

СУО

ОФП

Спорт. единоборства

Атлетизм

Волейбол

Спорт. туризм

Гольф

Баскетбол

Футбол

Настольный теннис

Бокс

Плавание

8бщее количество студентов выбравших данную специализацию

туденты, занимающиеся различными видами спорта в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших данную специализацию

Студенты, не занимающиеся спортом в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших данную специализацию

Студенты, занимающиеся выбранным видом спорта в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших данную специализацию

Рис. 6. Распределение студентов внутри специализаций в зависимости от видов физкультурно-спортивной деятельности (юноши)

Рис. 7. Распределение студентов внутри специализаций в зависимости от видов физкультурно-спортивной деятельности (девушки)

Занятия на других физкультурно-спортивных специализациях требуют от занимающихся специальных для данного вида спорта умений и навыков, а также достаточного уровня физической подготовленности. Формирование учебных групп для занятий, представленными в университете видами спорта, осуществляется по строго установленному кафедрой физической

культуры плану набора. Удовлетворить свою спортивную потребность студенты смогли в следующих специализациях: у юношей - спортивные единоборства, волейбол, баскетбол, плавание, настольный теннис, футбол; у девушек - спортивные единоборства, волейбол, баскетбол, плавание, настольный теннис, атлетизм, аэробика, спортивный туризм, бокс, скалолазание.

Так, на специализации «Спортивные единоборства» больше половины студентов (67% юношей и 54,5% девушек) в период обучения в школе систематически занимались спортом. При этом 55% юношей и 18% девушек занимались именно теми видами спорта, средства которых широко применяются в организации учебного процесса на данной специализации (дзюдо, самбо, вольная и греко-римская борьба).

Волейбол был самым популярным видом спорта в школьные годы как среди юношей, так и среди девушек. Учебные группы специализации «Волейбол» в большей степени состоят из числа студентов, ранее занимавшихся спортом (71% юношей и 79% девушек), при этом больше половины юношей (57%) и большинство девушек (74%), занимающихся на данной специализации, имели опыт занятий именно этим видом спортивной деятельности.

Соотношение студентов, прошедших отбор на специализации и ранее занимавшихся видами спорта «Баскетбол», «Плавание» и «Настольный теннис», представлено на рис. 6 и 7.

Некоторые специализации комплектовали группы из студентов, ранее не занимавшихся спортом, но успешно освоивших школьную программу по физической культуре, среди которых: у юношей - спортивные единоборства, атлетизм, волейбол, спортивный туризм, гольф, баскетбол, настольный теннис, бокс; у девушек - волейбол, атлетизм, аэробика, спортивные единоборства, спортивный туризм, баскетбол, гольф, плавание.

При выполнении требований отбора на физкуль-турно-спортивную специализацию наиболее низкий уровень конкуренции среди юношей оказался по виду спорта «Спортивный туризм» - 86% и «Атлетизм» - 67%, что объясняется технической простотой контрольных упражнений: подтягивание на перекладине; сгибание-разгибание рук в упоре лежа; поднимание ног к перекладине из положения вис. В специализациях «Гольф» и «Бокс» критерии отбора усложнены оценкой выполнения кандидатом базовых технических действий, вследствие чего прохождение конкурса составило 57 и 50% соответственно. На специализациях «Спортивные единоборства», «Баскетбол», «Настольный теннис» и «Волейбол» наблюдается наиболее низкий численный состав студентов, ранее не занимавшихся спортом, что обусловлено требованиями к антропометрическим показателям телосложения (например, при прочих равных условиях, преимущество при отборе на специализацию «Баскетбол» имеют студенты высокого роста) или уровнем владения специальными техническими навыками в избранном виде спорта.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Выявлено, что основой физкультурно-спортивных интересов юношей являются следующие виды спортивной деятельности: спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол), спортивные единоборства (самбо, дзюдо, спортивная борьба), плавание и легкая атлетика. У девушек - спортивные игры (волейбол, баскетбол), плавание и легкая атлетика.

2. Установлено, что наиболее популярными специализациями в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура» у юношей являются спортивные единоборства, атлетизм, спортивные игры: волейбол, гольф, баскетбол, футбол, настольный теннис. У девушек - волейбол, атлетизм, аэробика, спортивные единоборства и спортивный туризм

3. Определено, что современный спортивно-видовой подход удовлетворяет потребности (более 50%) по следующим видам спортивной деятельности: у юношей - плавание, спортивные единоборства, волейбол; у девушек - волейбол, баскетбол, настольный теннис, бокс и скалолазание. Поэтому для эффективной организации учебного процесса по дисциплине «Прикладная физическая культура» рекомендуется расширить материально-техническую базу, обеспечивающую проведение учебных занятий в рамках физ-культурно-спортивных специализаций.

4. Выявлено, что некоторые виды спортивной деятельности, которыми студенты занимались в школьные годы и указали их в качестве физкультур-но-спортивных предпочтений во время обучения в университете (например, тхэквандо, самбо, рукопашный бой и т. п., которые обобщены в специализации «Спортивные единоборства»; лыжные гонки, легкая атлетика и т.п. - специализация «Общая физическая подготовка»), не целесообразно выделять как самостоятельную специализацию. Поскольку данные виды спортивной деятельности имеют низкую востребованность, возникнут сложности с комплектованием учебных групп.

5. Анализ данных, полученных в ходе исследования, показал, что спортивно-видовой подход к организации учебного процесса, используемый в Сибирском федеральном университете, полно отражает современные потребности студентов и может быть рекомендован в качестве эталонного примера для других учебных заведений. В перспективе при планировании учебной деятельности студентов по физической культуре, реализуя спортивно-видовой подход, необходимо учитывать виды спорта, которые популярны у школьников, и преимущественно формировать наиболее приоритетные специализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Горбань И.Г., Гребенникова В.А. Физическое воспитание в вузе на основе спортивно ориентированного подхода // Университетский

комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. Оренбург : Оренбург. гос. унт, 2014. С. 3950-3954.

2. Дорошенко С. А., Муллер А.Б. Особенности организации учебного процесса на кафедре физической культуры КГТУ // Физическая куль-

тура в системе высшего образования : тез. докл. Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 1998. С. 4-5.

3. Мудриевская Е.В., Ковальчук О.Г. Анализ физкультурно-спортивных интересов студентов первого курса высшего учебного заведения //

ОНВ. 2010. № 4 (89). С. 143-146.

4. Осипов А.Ю., Данькова М.Ю., Тарасенко А.П., Шнарки С.М. Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенче-

ской молодежи в вузах Красноярского края (на примере спортивных специализаций «волейбол» и «футбол») // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2014. № 3 (29). С. 88-91.

5. Борисов В.В., Олейник О.Н., Тимошенко В.В. Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием техноло-

гии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 459-461.

6. Казаковцева Т.С., Михайлов С. Л. Физическое воспитание студентов в гуманитарном вузе на основе волейбола // Современные проблемы

науки и образования. 2015. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20765.

7. Кошбахтиев И.А., Исмагилов Д.К. Интеграция спорта в систему физического воспитания студентов в процессе спортивно-ориентированного подхода // Молодой ученый. 2015. № 20. С. 184-186.

8. Наумова Н.Л. Спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию студенческой молодёжи (из опыта работы в ГБПОУ ИО

«Иркутский колледж автомобильного транспорта и дорожного строительства») // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2016. № 1. С. 256-265.

9. Коляго П.В. Совершенствование состава средств академических занятий по физической культуре в вузе // Вестник КРУ МВД России.

2014. № 1 (23). С. 114-116.

10. Федякина Л.К., Васильковская Ю.А., Авсарагов Г.Р. Анализ исследований по совершенствованию процесса физического воспитания студентов вузов // Физическое воспитание студентов. 2010. № 2. С. 119-123.

Статья представлена научной редакцией «Педагогика» 31 марта 2018 г.

Students' Distribution by Specializations in the Course of Applied Physical Education at Siberian Federal University

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2019, 445, 170-177. DOI: 10.17223/15617793/445/25

Bulat B. Gomboev, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Nadezhda V. Surikova, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Alexandra M. Vyshedko, Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: physical culture; applied physical education; sport-specific approach; students; interest in physical culture and sports.

The article describes the experience of the implementation of a sport-specific approach to the organization of classes in the course Applied Physical Education in the Siberian Federal University (SibFU). The following methods of research were used: analysis of scientific and methodological literature; surveying; analysis of educational and reporting documentation; methods of mathematical data processing. 302 first-year students of the SibFU took part in the research. The study included 3 stages: at the first stage, tthe first-year students were surveyed before the course began, and primary preferences in the chosen types of physical education and sports activities were identified. At the second stage, the educational and reporting documentation on the distribution of the students into sports specializations was analyzed. At the third stage, the results of the survey on the sport-specific preferences of the students and the possibilities of satisfying these preferences in the SibFU were compared. The research revealed that male students were interested in sports games, martial arts, swimming and track and field athletics. Female students mostly chose sports games, swimming and track and field athletics. The most popular specializations of the Applied Physical Culture discipline among young men are martial arts, bodybuilding, sports games: volleyball, golf, basketball, football, table tennis. Young women prefer volleyball, bodybuilding, aerobics, martial arts and sports tourism. The modern sport-specific approach satisfies the needs (more than 50%) in the following types of sports activities: swimming, martial arts and volleyball for young men; volleyball, basketball, table tennis, boxing and rock climbing for young women. Some types of sports activities that students did during school years and indicated them as physical and sports preferences (for example, taekwondo, sambo, hand-to-hand combat, skiing, track and field athletics, etc.) are not singled out as independent specializations, because these types of sports activities are not popular. The sport-specific approach to the organization of the educational process used in the SibFU fully reflects the students' current needs and can be recommended as a reference example for other educational institutions.

REFERENCES

1. Gorban', I.G. & Grebennikova, V.A. (2014) [Physical Education at the University Based on a Sports-oriented Approach]. Universitetskiy kompleks

kak regional'nyy tsentr obrazovaniya, nauki i kul'tury [University Complex as a Regional Center of Education, Science and Culture]. Proceedings of the All-Russian Conference. Orenburg: Orenburg State University. pp. 3950-3954. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Doroshenko, S.A. & Muller, A.B. (1998) [Specifics of the Organization of the Educational Process at the Department of Physical Culture of

KSTU]. Fizicheskaya kul 'tura v sisteme vysshego obrazovaniya [Physical Culture in the Higher Education System]. Abstracts of the Conference. Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State University. pp. 4-5. (In Russian).

3. Mudrievskaya, E.V. & Koval'chuk, O.G. (2010) Analyses of Sport Interests of First-Year Students in University. Omskiy nauchnyy vestnik — Omsk

Scientific Bulletin. 4 (89). pp. 143-146. (in Russian).

4. Osipov, A.Yu., Dan'kova, M.Yu., Tarasenko, A.P. & Shnarki, S.M. (2014) Sport-oriented Approach to Physical Education of Student Youth at

Higher Educational Institutions of the Krasnoyarsk Territory (on the Example of Such Sports Specializations as Volleyball and Soccer). Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva — Bulletin of Krasnoyarsk State Pedagogical University. 3 (29). pp. 88-91. (In Russian).

5. Borisov, V.V., Oleynik, O.N. & Timoshenko, V.V. (2014) Motivatsionnoe obespechenie uchebno-vospitatel'nogo protsessa s ispol'zovaniem

tekhnologii sportivno-orientirovannogo fizicheskogo vospitaniya v vuze [Motivational Support of the Educational Process Using the Technology of Sports-Oriented Physical Education at the University]. Molodoy uchenyy. 17. pp. 459-461.

6. Kazakovtseva, T.S. & Mikhaylov, S.L. (2015) Physical Education of Students in the Humanities Universities Based on Volleyball. Sovremennye

problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education. 4. [Online] Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20765.

7. Koshbakhtiev, I.A. & Ismagilov, D.K. (2015) Integratsiya sporta v sistemu fizicheskogo vospitaniya studentov v protsesse sportivno-

orientirovannogo podkhoda [Integration of Sports in the System of Physical Education of Students in the Process of Sports-oriented Approach]. Molodoy uchenyy. 20. pp. 184-186.

8. Naumova, N.L. (2016) Sports-oriented approach to physical education of students (from work experience in State budget professional educational

institution of Irkutsk oblast "Irkutsk college of automobile transport and road construction"). Crede Experto: transport, obshchestvo, obra-zovanie, yazyk — Crede Experto: Transport, Society, Education, Language. 1. pp. 256-265. (In Russian).

9. Kolyago, P.V. (2014) Sovershenstvovanie sostava sredstv akademicheskikh zanyatiy po fizicheskoy kul'ture v vuze [Improving the composition of

the means of academic studies in physical education at a university]. Vestnik KRU MVD Rossii — Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA. 1 (23). pp. 114-116.

10. Fedyakina, L.K., Vasil'kovskaya, Yu.A. & Avsaragov, G.R. (2010) Analiz issledovaniy po sovershenstvovaniyu protsessa fizicheskogo vospitaniya studentov vuzov [Analysis of studies on improving the process of physical education of university students]. Fizicheskoe vospitanie studentov. 2. pp. 119-123.

Received: 31 March 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.