УД«7" Е. В. МУДРИЕВСКАЯ
О. Г. КОВАЛЬЧУК
Омский государственный технический университет
АНАЛИЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ_
В статье представлен анализ данных сплошного анкетирования по выявлению качественного и количественного состава физкультурно-спортивных интересов студентов первого курса высшего учебного заведения и их двигательной активности, проявляемой в школьные годы.
Ключевые слова: физкультурно-спортивные интересы, физическое воспитание, двигательная активность, анкетирование.
В системе высшего профессионального образования для повышения эффективности физического воспитания студентов используются различные педагогические подходы и средства. В настоящее время в вузах получил распространение спортивно ориентированный подход к организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» (1.2,3|. Он заключается, прежде всего, в том, что задачи физического воспитания студентов решаются с помощью средств избранного ими вида двигательной активности. Выбор студентами основного средства для своего физического совершенствования происходит в начале учебного года. Поэтому закономерно возникает необходимость в более глубоком изучении физкультурно-сиортивных интересов студентов.
В психологии интерес рассматривается как избирательное отношение человека к действительности, отражающее его направленность к определенным видам деятельности 14, 5). Избирательное отношение тесно связано с познавательной деятельностью. Познание является процессом получения и преобразования информации о предметах, явлениях внешнего и внутреннего мира человека, постижения закономерностей объективной реальности [6|. Следуя логике рассуждений, физкультурно-спортивные интересы выражают направленность и стремление человека на познание определенных видов спорта или оздоровительных систем.
Цель нашего исследования — выяви ть качественный и количественный состав физкультурно-спортивных интересов студентов высшего учебного заведения первого года обучения (на примере факультета транспорта, нефти и газа Омского государственного технического университета).
Период проведения исследования — первый семестр 2009/10 учебного года. Для достижения поставленной цели использовался метод сплошного анкетирования студентов первого курса основной медицинской группы. Число опрошенных студентов составило 354 человека, из них 245 юношей и 109 девушек. Респонденты в анкетах указывали виды двигательной ак тивности, которыми они занимались дополнительно к обязательным занятиям физическим воспитанием в школе, перечисляли свои спор тивные достижения, а также называли упражнения, желаемые ими в качестве предмета изучения по дисциплине
«Физическая культура» в период обучения в вузе. Данные анкетирования позволили создать представление о двигательном опыте студентов, приобретенном ими в школьные годы и выявить различия в проявлении физкультурно-спортивных интересов юношей и девушек.
В период обучения в школе 68 % юношей занимались каким-либо видом двигательной активности во внеурочное время. Их интересы распространялись на 40 видов физических упражнений. Наиболее популярными среди школьников были спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, хоккей с шайбой), циклические виды спорта (плавание, легкая атлетика, лыжные гонки) и единоборства (бокс, дзюдо, каратэ, кикбоксинг, рукопашный бой, греко-римская борьба). Спортивные увлечения школьников не ограничивались одним видом двигательной активности. Из числа юношей, занимавшихся спортом, 54 % обучались двум-трем и более видам спорта и 32 % подтверждали уровень своего спортивного мастерства выполнением квалификационных нормативов на соревнованиях разного уровня.
По сравнению с юношами, девушки в школьный период меньше интересовались спортом - 46 % респондентов. Сферой их интересов были 18 видов физических упражнений, что более чем в два раза меньше, чем у юношей. Популярными среди школьниц были спортивные игры (волейбол, баскетбол), различные виды гимнастики, легкая атлетика и танцы. Из числа девушек, проявлявших интерес к двигательной активности, 36% занималисьдвумя-тремя видами физических упражнений. 14 % имели спортивные разряды.
Таким образом, физкультурно-спортивные интересы юношей более многочисленны и разнообразны, чем у девушек. Они различаются по количественному и качественному составу. Из большого количества средств физического совершенствования волейбол был одинаково популярен, как среди юношей, так и среди девушек.
Для реализации физкультурно-спортивных интересов студентам первого курса была предоставлена возможность выбора вида физических упражнений для практических занятий по дисциплине «Физическая культура». На наш взгляд, в ситуации свободного выбора вида двигательной активности
16 •/«
□ футбол
В баскстбол
□ волейбол
В атлетическая гимнастика
□ плавание
■ единоборства (3 легкая атлетика
□ лыжные гонки
■ общая физическая подготовка
■ оздоровительная аэробика
■ обныя физическая иодютовю
■ плавание
□ волейбол
□ лакая атлетика
□ баскстбол
□ лыжные гонки
Рис. I. Фи «культурно-спортивные интересы студентов 1-го курса (юноши) 4 %1 %
49%
Рис. 2- Фиэкультурно-спортивные интересы студентов 1-го курса (девушки)
возрастает роль личностной позиции студента, которая проявится, прежде всего, в самостоятельном выборе и принятии решения заниматься определенным видом физических упражнений, а в отдаленной перспективе-несении ответственности за сделанный выбор.
В качестве средств физического воспитания в вузе используются наиболее популярные и распространенные виды упражнений: баскетбол, волейбол, футбол, единоборства (самбо, греко-римская борьба), плавание, легкая атлетика, лыжные гонки, атлетическая гимнастика, оздоровительная аэробика, общера-звивающие упражнения (общая физическая подготовка).
Из числа юношей 54 % пожелали заниматься спортивными играми, 12 % — атлетической гимнастикой, 11 % - плаванием. 10 % — единоборствами, 6 %—легкой атлетикой, 5 % —лыжными гонками и 2 % — общей физической подготовкой (рис. 1). Среди девушек 49 % проявили интерес к оздоровительной аэробике, 19 %-общей физической подготовке, 10 %-плаванию, 10 % - волейболу, 7 % - легкой атлетике, 4 % — баскетболу, 1 % —лыжным гонкам (рис. 2).
Несмотря на то, что студенты для своего физического совершенствования проявили интерес к определенному виду двигательной активности, не все из них до поступления в высшее учебное заведение
занимались спортом в детско-юношеских школах или школьных секциях. Следует отметить, что студенты, которые избрали легкую атлетику (юноши) и баскетбол (девушки), в школьный период систематически посещали занятия по каким-либо видам спорта. Студенты, которые ранее не занимались спортом, в большинстве случаев выбрали общую физическую подготовку, но среди них было немало тех, которые желали приобрести двигательные навыки в таких технически сложных видах физических упражнений, как спортивные игры, единоборства и плавание (рис. 3, 4). Данные факты могут быть использованы преподавателями в дифференциации учебного материала по уровням готовности студентов к обучению в избранном виде двига тельной активности.
Недостаточное количество рабочих площадей для занятий спортом в вузе не позволяет кафедре физическою воспитания создать условия для всех студентов по реализации их физкультурно-спортивных интересов. Поэтому учебные группы для занятий физическим воспи танием формировались не только на основе дашплх анкетирования, но и тестирования технической подготовленности студентов в избранном виде спорта. Студенты, не прошедшие отбор в спортивных играх, единоборствах, плавании, оздоровительной аэробике, были зачислены в группы атлетической гимнастики, легкой атлетики, общей
Виды физических упражнений
■ студенты, пыбравшне соответствуют!« й вид физичоскнх упражнения из предложенного списка
□ студенты, занимавиысся различными видами двигательной активности в иясолыше годы. от обисго количества студентов, выбравших названный пил физических упражнений
■ студенты, занимавшиеся выбранным видом физических упражнений в нкольиые годы, от обисго количества студентов, желающих этим видом заниматься
Рис. 3. Днигательная активность студентов 1-го курса (юноши)
Внды физических упражнений
■ студенты, выбравиые соответствующий вид физических упражнений из предложенного списка
□ студен гы, занимавшиеся различными видами двигательной активности в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших названный вид физических упражнений
■ студенты, вжимавшиеся выбранным видом физических упражнений в мюльные голы, от обисго количества студентов, желакмдох зтнм аилом заниматься
Рис. 4. Двигательная активность студентов 1-го курса (девушки)
физической подготовки. Занятия в этих учебных группах более доступны, так как построены на естественных для человека локомоциях и не требуют специальной технической подготовленности.
В сложившейся ситуации возникает вопрос: «Насколько устойчивы физкультурно-спортивные интересы студентов, которые сформировались у них в школьные годы?» Поэтому незадолго до завершения первого семестра провели повторное анкетирование. Респондентов спрашивали: «Во 2-м семестре каким видом физических упражнений Вы хотели бы заниматься?»
Ответы студентов, занимавшихся в течение семестра видами физических упражнений, представлявшими для них интерес в качестве средств физи-
ческого воспитания, свидетельствуют об устойчивости их физкультурно-спортивных интересов. Например, в учебных группах по волейболу, единоборствам, плаванию интересы студентов к названным видам спорта сохранились. В группах по баскетболу и футболу 4 % юношей и в группе оздоровительной аэробики 21 % девушек изъявили желание во втором семестре сменить вид двигательной активнос ти. Некоторое изменение интересов в названных группах мы объясняем тем, что в процессе занятий не были удовлетворены актуальные потребности студентов.
Из числа студентов, не имевших возможности для реализации своих физкультурно-спортивных интересов, 44 % юношей и 53 % девушек называют те
же виды физических упражнений, которые они выбирали во время первого опроса, но в первом семестре ими не занимались в виду причин, описанных нами ранее. Таким образом, физическое воспитание студентов первого курса с помощью средств, которые представляют для них недостаточный интерес, влияет на изменение интересов в сфере двигательной активности примерно в 50 % случаев.
Выводы нашего исследования состоят в следующем:
1. В двигательной активности юношей и девушек, проявляемой в школьные годы, есть различия. По сравнению с девушками большее число юношей занималось различными видами спорта. Спортивные увлечения юношей — 40 видов физических упражнений, девушек — 18 видов.
2. Двигательный опыт, приобретенный в школьном возрасте, оказал влияние на формирование физку-льтурно-спортивных интересов юношей и девушек, поступивших в высшее учебное заведение. В условиях новой образовательной среды юноши наибольший интерес проявляют к спортивным играм, видам физических упражнений, имеющих прикладное значение в жизни, — плавание, единоборства, атлетическая гимнастка. Девушки отдают предпочтение оздоровительной аэробике и общей физической подготовке.
3. Физкультурно-спортивные интересы студентов первого курса, сформировавшиеся у них в школьный период, обладают определенной устойчивостью. Как наличие возможностей для их реализации, так и отсутствие таковых не уменьшают стремление студентов к познанию выделенных ими видов физических упражнений. В нервом случае интересы не изменяются у 96 % юношей и 79 % девушек, во втором случае — примерно у 50 % студентов.
4. Изучение причин, побуждающих студентов выделять из большого арсенала средств физического совершенствования определенные виды физических упражнений, является темой отдельного исследования.
Библиографический список
1 Андрющенко. Д.Б. Сиортинно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Д. Б. Андрющенко //Теория и практика физической культуры. —
2002 - №2. - С. 47-54.
2. Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое иосшгганис: оОраэошттелыгый и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Д.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры —
2003 — N9 5. — С. 19-22.
3. Шилько, В.Г. Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов / ВТ. Шилько // Теория и практика физической культуры. — 2002. — N9 9. — С. 50 — 52.
4. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания: учеб. пособие / Е.П. Ильин. — М.: Просвещение, 1980. - 199 с.
5. Крысько. В. Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб. пособие / В. Г. Крысько — СПб.: Питер, 2009. - 256с.
6. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебпик для вузов / А В. Родионов. -М.: Академический Проект. 2004. - 576 с.
МУДРИЕВСКАЯ Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. КОВАЛЬЧУК Оксана Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.01.2010 г. © Е. В. Мудриевская, О. Г. Ковальчук
Книжная полка
Филимонов, В. И. Современная система подготовки боксеров / В.И. Филимонов. - М.: Инсан, 2009, - 480 с. -ISBN 978-5-85840-015-8.
В пособии раскрываются основные направления многолетней подготовки боксеров, анализируется опыт организации тренировочного процесса сборных команд Москвы, СССР и России, а также двухлетний цикл подготовки к Олимпийским шрам 2008 года сборной команды Италии, которую осуществлял В.И.Филимонов в качестве главного тренера. В результате и тальянские боксеры завоевали две золотые, серебряную и бронзовую медали на чемпионате мира 2007 г. в Чикаго и золотую, серебряную и бронзовую медали на Олимпийских играх 2008 г. в Пекине.
Обобщены и дополнены материалы учебных пособий автора, вышедших в 1999,2000,2001 и 2006 it. Рекомендуется тренерам-преподавателям по боксу, студентам вузов физической культуры, научным работникам в области спорта.
Сорреллс, Б. Д. Стрельба из лука для начинающих / Б. Д. Сорреллс. - М.: ACT, 2007. — 112с. - ISBN 978-5-17-037968-2
Популярность традиционной стрельбы из лука в последние годы заметно возросла. Все большее количество людей открывают для себя притягательность и сложность этого вида спорта. В своей книге Брайн Дж. Сорреллс дает читателю простую и проверенную временем программу отработки навыков стрельбы. Кроме того, здесь рассмотрены все аспекты традиционной лучной стрельбы.
Если вы никогда не брали в руки лук и стрелы, тогда эта книга станет для вас отличным путеводителем в этом захватывающем виде спорта.
Штейнбах, В. Знаки олимпийских команд России / СССР / России. Атлас-определитель / В. Штейнбах, С. Афанасьев. - СПб.: Человек, 2010. - 80 с. - ISBN: 978-5-903508-84-6.
Справочник-определитель: значки, эмблемы, медали, планкетки олимпийских команд государства Российского в периоде 1908 (Лондон) по 2008 (Пекин) года-