Научная статья на тему 'Анализ физкультурноспортивных интересов студентов первого курса высшего учебного заведения'

Анализ физкультурноспортивных интересов студентов первого курса высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
345
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АНКЕТИРОВАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS INTERESTS / PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL ACTIVITY / QUESTIONNAIRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мудриевская Елена Владимировна, Ковальчук Оксана Геннадьевна

В статье представлен анализ данных сплошного анкетирования по выявлению качественного и количественного состава физкультурно-спортивных интересов студентов первого курса высшего учебного заведения и их двигательной активности, проявляемой в школьные годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мудриевская Елена Владимировна, Ковальчук Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyses ol sport interests ol first-year students in university

In thearticle much attention is paid toanalysesof questionnaire to make clear qualitative and quantitative representation of first-year students' physical education and sports interests and their physical activity displayed at school.

Текст научной работы на тему «Анализ физкультурноспортивных интересов студентов первого курса высшего учебного заведения»

УД«7" Е. В. МУДРИЕВСКАЯ

О. Г. КОВАЛЬЧУК

Омский государственный технический университет

АНАЛИЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ_

В статье представлен анализ данных сплошного анкетирования по выявлению качественного и количественного состава физкультурно-спортивных интересов студентов первого курса высшего учебного заведения и их двигательной активности, проявляемой в школьные годы.

Ключевые слова: физкультурно-спортивные интересы, физическое воспитание, двигательная активность, анкетирование.

В системе высшего профессионального образования для повышения эффективности физического воспитания студентов используются различные педагогические подходы и средства. В настоящее время в вузах получил распространение спортивно ориентированный подход к организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» (1.2,3|. Он заключается, прежде всего, в том, что задачи физического воспитания студентов решаются с помощью средств избранного ими вида двигательной активности. Выбор студентами основного средства для своего физического совершенствования происходит в начале учебного года. Поэтому закономерно возникает необходимость в более глубоком изучении физкультурно-сиортивных интересов студентов.

В психологии интерес рассматривается как избирательное отношение человека к действительности, отражающее его направленность к определенным видам деятельности 14, 5). Избирательное отношение тесно связано с познавательной деятельностью. Познание является процессом получения и преобразования информации о предметах, явлениях внешнего и внутреннего мира человека, постижения закономерностей объективной реальности [6|. Следуя логике рассуждений, физкультурно-спортивные интересы выражают направленность и стремление человека на познание определенных видов спорта или оздоровительных систем.

Цель нашего исследования — выяви ть качественный и количественный состав физкультурно-спортивных интересов студентов высшего учебного заведения первого года обучения (на примере факультета транспорта, нефти и газа Омского государственного технического университета).

Период проведения исследования — первый семестр 2009/10 учебного года. Для достижения поставленной цели использовался метод сплошного анкетирования студентов первого курса основной медицинской группы. Число опрошенных студентов составило 354 человека, из них 245 юношей и 109 девушек. Респонденты в анкетах указывали виды двигательной ак тивности, которыми они занимались дополнительно к обязательным занятиям физическим воспитанием в школе, перечисляли свои спор тивные достижения, а также называли упражнения, желаемые ими в качестве предмета изучения по дисциплине

«Физическая культура» в период обучения в вузе. Данные анкетирования позволили создать представление о двигательном опыте студентов, приобретенном ими в школьные годы и выявить различия в проявлении физкультурно-спортивных интересов юношей и девушек.

В период обучения в школе 68 % юношей занимались каким-либо видом двигательной активности во внеурочное время. Их интересы распространялись на 40 видов физических упражнений. Наиболее популярными среди школьников были спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол, настольный теннис, хоккей с шайбой), циклические виды спорта (плавание, легкая атлетика, лыжные гонки) и единоборства (бокс, дзюдо, каратэ, кикбоксинг, рукопашный бой, греко-римская борьба). Спортивные увлечения школьников не ограничивались одним видом двигательной активности. Из числа юношей, занимавшихся спортом, 54 % обучались двум-трем и более видам спорта и 32 % подтверждали уровень своего спортивного мастерства выполнением квалификационных нормативов на соревнованиях разного уровня.

По сравнению с юношами, девушки в школьный период меньше интересовались спортом - 46 % респондентов. Сферой их интересов были 18 видов физических упражнений, что более чем в два раза меньше, чем у юношей. Популярными среди школьниц были спортивные игры (волейбол, баскетбол), различные виды гимнастики, легкая атлетика и танцы. Из числа девушек, проявлявших интерес к двигательной активности, 36% занималисьдвумя-тремя видами физических упражнений. 14 % имели спортивные разряды.

Таким образом, физкультурно-спортивные интересы юношей более многочисленны и разнообразны, чем у девушек. Они различаются по количественному и качественному составу. Из большого количества средств физического совершенствования волейбол был одинаково популярен, как среди юношей, так и среди девушек.

Для реализации физкультурно-спортивных интересов студентам первого курса была предоставлена возможность выбора вида физических упражнений для практических занятий по дисциплине «Физическая культура». На наш взгляд, в ситуации свободного выбора вида двигательной активности

16 •/«

□ футбол

В баскстбол

□ волейбол

В атлетическая гимнастика

□ плавание

■ единоборства (3 легкая атлетика

□ лыжные гонки

■ общая физическая подготовка

■ оздоровительная аэробика

■ обныя физическая иодютовю

■ плавание

□ волейбол

□ лакая атлетика

□ баскстбол

□ лыжные гонки

Рис. I. Фи «культурно-спортивные интересы студентов 1-го курса (юноши) 4 %1 %

49%

Рис. 2- Фиэкультурно-спортивные интересы студентов 1-го курса (девушки)

возрастает роль личностной позиции студента, которая проявится, прежде всего, в самостоятельном выборе и принятии решения заниматься определенным видом физических упражнений, а в отдаленной перспективе-несении ответственности за сделанный выбор.

В качестве средств физического воспитания в вузе используются наиболее популярные и распространенные виды упражнений: баскетбол, волейбол, футбол, единоборства (самбо, греко-римская борьба), плавание, легкая атлетика, лыжные гонки, атлетическая гимнастика, оздоровительная аэробика, общера-звивающие упражнения (общая физическая подготовка).

Из числа юношей 54 % пожелали заниматься спортивными играми, 12 % — атлетической гимнастикой, 11 % - плаванием. 10 % — единоборствами, 6 %—легкой атлетикой, 5 % —лыжными гонками и 2 % — общей физической подготовкой (рис. 1). Среди девушек 49 % проявили интерес к оздоровительной аэробике, 19 %-общей физической подготовке, 10 %-плаванию, 10 % - волейболу, 7 % - легкой атлетике, 4 % — баскетболу, 1 % —лыжным гонкам (рис. 2).

Несмотря на то, что студенты для своего физического совершенствования проявили интерес к определенному виду двигательной активности, не все из них до поступления в высшее учебное заведение

занимались спортом в детско-юношеских школах или школьных секциях. Следует отметить, что студенты, которые избрали легкую атлетику (юноши) и баскетбол (девушки), в школьный период систематически посещали занятия по каким-либо видам спорта. Студенты, которые ранее не занимались спортом, в большинстве случаев выбрали общую физическую подготовку, но среди них было немало тех, которые желали приобрести двигательные навыки в таких технически сложных видах физических упражнений, как спортивные игры, единоборства и плавание (рис. 3, 4). Данные факты могут быть использованы преподавателями в дифференциации учебного материала по уровням готовности студентов к обучению в избранном виде двига тельной активности.

Недостаточное количество рабочих площадей для занятий спортом в вузе не позволяет кафедре физическою воспитания создать условия для всех студентов по реализации их физкультурно-спортивных интересов. Поэтому учебные группы для занятий физическим воспи танием формировались не только на основе дашплх анкетирования, но и тестирования технической подготовленности студентов в избранном виде спорта. Студенты, не прошедшие отбор в спортивных играх, единоборствах, плавании, оздоровительной аэробике, были зачислены в группы атлетической гимнастики, легкой атлетики, общей

Виды физических упражнений

■ студенты, пыбравшне соответствуют!« й вид физичоскнх упражнения из предложенного списка

□ студенты, занимавиысся различными видами двигательной активности в иясолыше годы. от обисго количества студентов, выбравших названный пил физических упражнений

■ студенты, занимавшиеся выбранным видом физических упражнений в нкольиые годы, от обисго количества студентов, желающих этим видом заниматься

Рис. 3. Днигательная активность студентов 1-го курса (юноши)

Внды физических упражнений

■ студенты, выбравиые соответствующий вид физических упражнений из предложенного списка

□ студен гы, занимавшиеся различными видами двигательной активности в школьные годы, от общего количества студентов, выбравших названный вид физических упражнений

■ студенты, вжимавшиеся выбранным видом физических упражнений в мюльные голы, от обисго количества студентов, желакмдох зтнм аилом заниматься

Рис. 4. Двигательная активность студентов 1-го курса (девушки)

физической подготовки. Занятия в этих учебных группах более доступны, так как построены на естественных для человека локомоциях и не требуют специальной технической подготовленности.

В сложившейся ситуации возникает вопрос: «Насколько устойчивы физкультурно-спортивные интересы студентов, которые сформировались у них в школьные годы?» Поэтому незадолго до завершения первого семестра провели повторное анкетирование. Респондентов спрашивали: «Во 2-м семестре каким видом физических упражнений Вы хотели бы заниматься?»

Ответы студентов, занимавшихся в течение семестра видами физических упражнений, представлявшими для них интерес в качестве средств физи-

ческого воспитания, свидетельствуют об устойчивости их физкультурно-спортивных интересов. Например, в учебных группах по волейболу, единоборствам, плаванию интересы студентов к названным видам спорта сохранились. В группах по баскетболу и футболу 4 % юношей и в группе оздоровительной аэробики 21 % девушек изъявили желание во втором семестре сменить вид двигательной активнос ти. Некоторое изменение интересов в названных группах мы объясняем тем, что в процессе занятий не были удовлетворены актуальные потребности студентов.

Из числа студентов, не имевших возможности для реализации своих физкультурно-спортивных интересов, 44 % юношей и 53 % девушек называют те

же виды физических упражнений, которые они выбирали во время первого опроса, но в первом семестре ими не занимались в виду причин, описанных нами ранее. Таким образом, физическое воспитание студентов первого курса с помощью средств, которые представляют для них недостаточный интерес, влияет на изменение интересов в сфере двигательной активности примерно в 50 % случаев.

Выводы нашего исследования состоят в следующем:

1. В двигательной активности юношей и девушек, проявляемой в школьные годы, есть различия. По сравнению с девушками большее число юношей занималось различными видами спорта. Спортивные увлечения юношей — 40 видов физических упражнений, девушек — 18 видов.

2. Двигательный опыт, приобретенный в школьном возрасте, оказал влияние на формирование физку-льтурно-спортивных интересов юношей и девушек, поступивших в высшее учебное заведение. В условиях новой образовательной среды юноши наибольший интерес проявляют к спортивным играм, видам физических упражнений, имеющих прикладное значение в жизни, — плавание, единоборства, атлетическая гимнастка. Девушки отдают предпочтение оздоровительной аэробике и общей физической подготовке.

3. Физкультурно-спортивные интересы студентов первого курса, сформировавшиеся у них в школьный период, обладают определенной устойчивостью. Как наличие возможностей для их реализации, так и отсутствие таковых не уменьшают стремление студентов к познанию выделенных ими видов физических упражнений. В нервом случае интересы не изменяются у 96 % юношей и 79 % девушек, во втором случае — примерно у 50 % студентов.

4. Изучение причин, побуждающих студентов выделять из большого арсенала средств физического совершенствования определенные виды физических упражнений, является темой отдельного исследования.

Библиографический список

1 Андрющенко. Д.Б. Сиортинно ориентированная технология обучения студентов по предмету «Физическая культура» / Д. Б. Андрющенко //Теория и практика физической культуры. —

2002 - №2. - С. 47-54.

2. Бальсевич, В.К. Спортивно ориентированное физическое иосшгганис: оОраэошттелыгый и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Д.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры —

2003 — N9 5. — С. 19-22.

3. Шилько, В.Г. Спортивно-видовые технологии формирования физической культуры студентов / ВТ. Шилько // Теория и практика физической культуры. — 2002. — N9 9. — С. 50 — 52.

4. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания: учеб. пособие / Е.П. Ильин. — М.: Просвещение, 1980. - 199 с.

5. Крысько. В. Г. Общая психология в схемах и комментариях: учеб. пособие / В. Г. Крысько — СПб.: Питер, 2009. - 256с.

6. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебпик для вузов / А В. Родионов. -М.: Академический Проект. 2004. - 576 с.

МУДРИЕВСКАЯ Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. КОВАЛЬЧУК Оксана Геннадьевна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта. Адрес для переписки: e-mail: elena_mudray55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.01.2010 г. © Е. В. Мудриевская, О. Г. Ковальчук

Книжная полка

Филимонов, В. И. Современная система подготовки боксеров / В.И. Филимонов. - М.: Инсан, 2009, - 480 с. -ISBN 978-5-85840-015-8.

В пособии раскрываются основные направления многолетней подготовки боксеров, анализируется опыт организации тренировочного процесса сборных команд Москвы, СССР и России, а также двухлетний цикл подготовки к Олимпийским шрам 2008 года сборной команды Италии, которую осуществлял В.И.Филимонов в качестве главного тренера. В результате и тальянские боксеры завоевали две золотые, серебряную и бронзовую медали на чемпионате мира 2007 г. в Чикаго и золотую, серебряную и бронзовую медали на Олимпийских играх 2008 г. в Пекине.

Обобщены и дополнены материалы учебных пособий автора, вышедших в 1999,2000,2001 и 2006 it. Рекомендуется тренерам-преподавателям по боксу, студентам вузов физической культуры, научным работникам в области спорта.

Сорреллс, Б. Д. Стрельба из лука для начинающих / Б. Д. Сорреллс. - М.: ACT, 2007. — 112с. - ISBN 978-5-17-037968-2

Популярность традиционной стрельбы из лука в последние годы заметно возросла. Все большее количество людей открывают для себя притягательность и сложность этого вида спорта. В своей книге Брайн Дж. Сорреллс дает читателю простую и проверенную временем программу отработки навыков стрельбы. Кроме того, здесь рассмотрены все аспекты традиционной лучной стрельбы.

Если вы никогда не брали в руки лук и стрелы, тогда эта книга станет для вас отличным путеводителем в этом захватывающем виде спорта.

Штейнбах, В. Знаки олимпийских команд России / СССР / России. Атлас-определитель / В. Штейнбах, С. Афанасьев. - СПб.: Человек, 2010. - 80 с. - ISBN: 978-5-903508-84-6.

Справочник-определитель: значки, эмблемы, медали, планкетки олимпийских команд государства Российского в периоде 1908 (Лондон) по 2008 (Пекин) года-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.