Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ'

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / физическая культура / спорт / физические качества / работоспособность / students / physical culture / sports / physical qualities / working capacity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикьянова Фатима Рафаизовна, Кабирова Ольга Ришатовна, Конева Екатерина Алексеевна

Установлена социальная и педагогическая значимость формирования ценностного отношения к здоровью студентов в период образовательной деятельности, определяющего полноту реализации их жизненных целей. Предложены пути воспитания физических качеств и формирования мотивации к постоянным занятиям физической культурой и спортом с целью оздоровления, физического совершенствования и повышения физической и умственной работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бикьянова Фатима Рафаизовна, Кабирова Ольга Ришатовна, Конева Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF PHYSICAL QUALITIES OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE CLASSROOM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The social and pedagogical significance of the formation of a value attitude towards the health of students during the period of educational activity, which determines the completeness of the realization of their life goals, has been established. The ways of upbringing of physical qualities and the formation of motivation for constant physical culture and sports are proposed for the purpose of health improvement, physical improvement and increase of physical and mental performance.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-18-23

ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Ф.Р. Бикьянова, О.Р. Кабирова, Е.А. Конева

Установлена социальная и педагогическая значимость формирования ценно-

стного отношения к здоровью студентов в период образовательной деятельности,

определяющего полноту реализации их жизненных целей. Предложены пути воспита-

ния физических качеств и формирования мотивации к постоянным занятиям физиче-

ской культурой и спортом с целью оздоровления, физического совершенствования и

повышения физической и умственной работоспособности.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, спорт, физические каче-

ства, работоспособность.

EDUCATION OF PHYSICAL Бикьянова Фатима Рафаизовна, старший

QUALITIES OF UNIVERSITY STUDENTS преподаватель, [email protected], Россия, Магнито-

IN THE CLASSROOM OF PHYSICAL горск, Магнитогорский государственный технический

CULTURE AND SPORTS университет им Г.И. Носова,

Кабирова Ольга Ришатовна, старший препо-

Bikyanova F.R., senior teacher, slamjump@ даватель, [email protected], Россия, Магнито-

yandex.ru, Russia, Magnitogorsk, Nosov горск, Магнитогорский государственный технический

Magnitogorsk State Technical University, университет им Г.И. Носова,

Kabirova O.R., senior teacher, kabirova.olga Конева Екатерина Алексеевна, студентка,

[email protected], Russia, Magnitogorsk, No- [email protected], Россия Магнитогорск, Магнито-

sov Magnitogorsk State Technical University, горский государственный технический университет им

Koneva E.A., student, [email protected], Г.И. Носова

Russia, Magnitogorsk, Nosov Magnitogorsk

State Technical University «Физическая культура и спорт» –

The social and pedagogical significance of the единственный учебный предмет в техни-

formation of a value attitude towards the ческом вузе, в рамках которого осущест-

health of students during the period of educa-

tional activity, which determines the com- вляется обучение студентов сохранению

pleteness of the realization of their life goals, и укреплению здоровья, совершенство-

has been established. The ways of upbringing ванию физической подготовки, развитию

of physical qualities and the formation of

motivation for constant physical culture and психофизических способностей, специ-

sports are proposed for the purpose of health фической подготовке к осуществлению

improvement, physical improvement and

increase of physical and mental performance. будущей профессиональной деятельно-

сти и социальных обязанностей в обще-

Key words: students, physical culture, sports, стве.

physical qualities, working capacity. На современном этапе реформи-

рования системы высшего образования в условиях стремительного роста

объема научных знаний, интенсификации и усложнения учебных про-

грамм просматривается высокая потребность общества не только в высо-

коквалифицированных, но и физически подготовленных и здоровых спе-

циалистах.

18

2

Физическая культура [Physical culture]

В этих условиях актуальной проблемой становится формирование

гармонично развитой и конкурентоспособной личности, и здесь немало-

важную роль играет физическое воспитание студенческой молодежи.

Во время учебного процесса учащиеся испытывают специфические

нагрузки, связанные с малоподвижными формами учебных занятий (лек-

циями, семинарами, лабораторными работами), это значительно снижает

их двигательную активность и, как следствие, вызывает напряжение в

функциональных системах организма, снижение умственной и физической

работоспособности и в целом отрицательно сказывается как на эффектив-

ности учебного процесса, так и состоянии здоровья студентов.

На протяжении всех лет обучения в вузе студенты приобретают

знания и умения в использовании физических упражнений оздоровитель-

ной и профессионально-прикладной направленности.

Целью данного исследования являлось изучение отдельных аспек-

тов физической культуры и спорта в вузе, таких как:

1) формирование у студентов мотивации к постоянным занятиям

физической культурой и спортом для оздоровления, физического совер-

шенствования и повышения физической и умственной работоспособности;

2) формирование у студентов двигательных умений и навыков, в

том числе имеющих профессионально-прикладное значение;

3) развитие, совершенствование и поддержание всех физических

качеств у студентов на протяжении их обучения в вузе;

4) обучение студентов правильному использованию средств физи-

ческой культуры с учетом будущей профессиональной деятельности;

5) обучение студентов необходимым знаниям, формирование у них

умений и навыков по организации и проведению оздоровительных и тре-

нировочных занятий, а также спортивных соревнований по отдельным ви-

дам спорта.

Далеко не все студенты поступают в вуз физически подготовлен-

ными, а учитывая, что обучение в вузе характеризуется значительным

эмоциональным и интеллектуальным напряжением, наличием стрессовых

ситуаций, то дефицит двигательной активности в значительной степени

усиливает отрицательное воздействие на уровень здоровья студентов. В

большинстве случаев на протяжении всего периода обучения в вузе у сту-

дентов наблюдается низкий уровень физического развития, двигательной и

функциональной подготовленности.

Одним из разделов программы по физической культуре в вузе, а

также основной задачей кафедры «Физической культуры» является разви-

тие основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибко-

сти и ловкости, в процессе занятий различными видами спорта (баскетбо-

лом, волейболом, мини-футболом, тяжелой атлетикой, гимнастикой

и т. д.). В дальнейшем эти качества необходимо совершенствовать и под-

держивать на должном уровне в течение всех лет обучения в вузе и на про-

19

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

тяжении последующей жизни. Развитие физических качеств идет парал-

лельно с формированием и совершенствованием двигательных умений и

навыков [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Занятия для студентов являются образовательными. Студенты

получают знания по планированию режима дня и нормированию двига-

тельного режима, применению физических упражнений в профессио-

нально-прикладной деятельности, знакомятся с понятийными и методиче-

скими основами физической культуры и спорта (например, узнают, что

такое тестирование, физические качества и как они развиваются, совер-

шенствуются, как строится учебно-тренировочное занятие, чем отличается

тренировка от физической нагрузки, каким образом подбирать физические

упражнения, чтобы их сложность и интенсивность максимально соответст-

вовали напряженности умственной деятельности, почему силовая трени-

ровка является наилучшим средством для снятия напряжения и усталости

и т. д.).

Повышение качества учебного процесса в вузе по дисциплине «Фи-

зическая культура и спорт» предусматривает, прежде всего, использование

спортивно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий [1].

Во многом успех вуза на высококонкурентном рынке образователь-

ных услуг определяется способностью гибко реагировать на постоянно

меняющиеся условия. Современному обществу нужны образованные,

нравственные, предприимчивые люди, ведущие здоровый образ жизни,

которые могут самостоятельно принимать соответствующие решения, спо-

собные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом,

конструктивностью, обладающие чувством ответственности [3].

Полноценное использование профессиональных знаний и умений

молодыми специалистами возможно при наличии у них хорошего здоровья

и высокой работоспособности, которые обеспечиваются регулярными и

специально организованными занятиями физической культурой и спортом.

Физическое воспитание является основой целенаправленной активизации

резервных возможностей человека, его творческих способностей, а также

способствует преодолению трудностей и психологических барьеров, кото-

рые возникают в процессе учебной деятельности [2, 4].

Физическое воспитание студентов вуза осуществляется в рамках

обязательных занятий по физической культуре и спорту, в секциях по из-

бранным видам спорта, на соревнованиях внутри университета, среди об-

щежитий [3].

Из игровых видов спорта значительный интерес у студентов вызы-

вают занятия мини-футболом, который, несомненно, является самым

популярным и зрелищным. Сложившиеся традиционные подходы к орга-

низации учебно-тренировочного процесса по мини-футболу обусловли-

вают специфичные требования к развитию и совершенствованию физиче-

20

4

Физическая культура [Physical culture]

ских качеств, особенно к быстроте, ловкости (удержание равновесия и

владение мячом) и скоростной выносливости. Основными упражнениями

для развития физических качеств в мини-футболе являются: на быстроту –

спринтерский бег с места и с ходу, быстрые перемещения с последующей

имитацией технического приема, подвижные игры, эстафеты; на скоро-

стно-силовые качества – упражнения с повышенным проявлением быст-

роты, силы, бег и прыжки по песку и т. д.; на выносливость – бег на длин-

ные дистанции, ходьба на лыжах, равномерный бег с мячом; на ловкость –

игровые упражнения ведения мяча с изменением направления, упражнения

на растягивания, на равновесие, на расслабление, статические упражнения,

эстафеты [1, 6].

Наряду с футболом, баскетбол и волейбол как виды игровой дея-

тельности способствуют повышению мотивации студентов к занятиям

физической культурой и спортом и физическому совершенствованию.

В спортивных играх происходит комплексное развитие всех физических

качеств, формируются навыки коллективизма, уверенность в своих силах.

Баскетболу и волейболу свойственно многообразие проявления физиче-

ских качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и

психических возможностей [6, 7].

В настоящее время культура здоровья личности студента определя-

ется низким уровнем теоретических знаний и, как следствие, практических

навыков. Известным фактом является и пассивное отношение студентов к

освоению теоретических положений дисциплины «Физическая культура и

спорт», низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, физиче-

ских, психофизических и моральных качествах, составляющих основу под-

готовки специалиста любого профиля [4, 7].

Приобретение важных двигательных умений и навыков наряду с

необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физиче-

ских способностей является основой для освоения специализацией в той

или иной избранной деятельности: профессиональной, спортивной и т. д.

Занятия физическими упражнениями повышают уровень физического и

функционального состояния, всестороннего развития физических способ-

ностей, сопутствующих требованиям человеческой деятельности в опреде-

ленных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и

других сферах общественной жизни, а также обеспечивают организацию

активного досуга молодежи и создают предпосылки для ведения здорового

образа жизни. Физическая культура и спорт в учебных заведениях явля-

ются самыми массовыми, действенными средствами формирования соци-

ально активной личности будущих специалистов [4, 5].

Исследования показывают, что общая физическая подготовка спе-

циалистов не может полностью решить этих задач, так как современный

высококвалифицированный труд требует, кроме того, определенного про-

филирования физического воспитания в соответствии с особенностями

профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в вузе имеет спе-

21

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]

цифические особенности: конкретная направленность его как предмета

учебного плана определяется не только общими социальными задачами, но

и требованиями, предъявляемыми специальностью. Вследствие этого

физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом усло-

вий характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит

содержать элементы профессионально-прикладной физической подго-

товки, то есть использовать средства физической культуры и спорта для

формирования профессионально необходимых физических качеств, навы-

ков, знаний, а также повышения устойчивости организма к воздействию

внешней среды [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, физическая культура и спорт дают студентам воз-

можность совершенствоваться физически, а также развивать духовные

навыки: мужество, терпение и преодоление себя. Разнообразие физических

упражнений из различных видов спорта, оптимальная физическая

нагрузка, положительные эмоции способствуют достижению позитивного

эффекта, увеличивающего резерв здоровья [6, 8].

Физическая культура и спорт как органические составные части

общей культуры выполняют в обществе многообразные социальные функ-

ции [7]. Коллективные занятия физической культурой и спортом оказы-

вают положительное воздействие на формирование молодежных групп,

развитие внутригруппового общения и дружбы в студенческом коллек-

тиве, сплоченности, активности коллектива и каждого студента.

Физическая культура и спорт формируют качества, повышающие

социальную мобильность студентов, рациональность использования

свободного времени, а также самоорганизацию. Регулярные занятия фи-

зическими упражнениями положительно влияют на успеваемость студен-

тов, способствуют более быстрому восстановлению их умственной

работоспособности, повышению уровня и качества переработки информа-

ции [2, 4, 7].

Список литературы

1. Алонцева О.А., Алонцева Е.В. Спортивно-ориентированное фи-

зическое воспитание в работе со студентами технического вуза // Актуаль-

ные проблемы современной науки, техники и образования: тез. докл. 77-й

Междунар. науч.-техн. конф. Магнитогорск: Изд-во МГТУ им. Г.И. Но-

сова, 2019. Т. 2. С. 396.

2. Барчуков И.С. Физическая культура: учебник. М.: Academia,

2017. 304 c.

3. Бикьянова Ф.Р. Здоровый образ жизни и физкультурно-оздорови-

тельная деятельность в жизни студентов // Известия Тульского государст-

венного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 12. С. 3–8.

22

6

Физическая культура [Physical culture]

4. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура: учебник:

2-е изд. М.: КНОРУС, 2016. 214 с.

5. Железняк Ю.Д. Теория и методика спортивных игр: учебник:

10-е изд. М.: Академия, 2017. 461 с.

6. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом: учебник.

М.: ФиС, 2016. 190 с.

7. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. Физическая куль-

тура студента: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2018. 170 с.

8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического

воспитания и спорта: учебник. М.: Издат. центр «Академия», 2016. 496 с.

References

1. Alonceva O.A., Alonceva E.V. Sportivno-orientirovannoe fizicheskoe vospitanie v

rabote so studentami tekhnicheskogo vuza [Sports-oriented physical education in work with

students of a technical university] // Actual problems of modern science, technology and edu-

cation: abstracts. report 77th Int. scientific and technical conf. Magnitogorsk: Publishing

house of MSTU im. G.I. Nosova, 2019. V. 2. P. 396.

2. Barchukov I.S. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]: textbook. M.: Academia,

2017. 304 p.

3. Bik'yanova F.R. Zdorovyj obraz zhizni i fizkul'turno-ozdorovitel'naya deyatel'nost'

v zhizni studentov [Healthy lifestyle and physical culture and health-improving activity in the

life of students] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta: Fizicheskaya kul'tura.

Sport [Bulletin of the Tula State University: Physical culture. Sport]. 2019. Issue 12. P. 3–8.

4. Vilenskij M.Ya., Gorshkov A.G. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]: text-

book: 2nd ed. M.: KNORUS, 2016. 214 p.

5. Zheleznyak Yu.D. Teoriya i metodika sportivnyh igr [Theory and methodology of

sports games]: textbook: 10th ed. M.: Academy, 2017. 461 p.

6. Korotkov I.M. Podvizhnye igry v zanyatiyah sportom [Outdoor games in sports]:

textbook. M.: FiS, 2016. 190 p.

7. Muller A.B., Dyadichkina N.S., Bogashchenko Yu.A. Fizicheskaya kul'tura stu-

denta [Physical culture of the student]: textbook. allowance. M.: Infra-M, 2018. 170 p.

8. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i

sporta [Theory and methodology of physical education and sport]: textbook. M.: Publishing

house. center "Academy", 2016. 496 p.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.