1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-3-18-23
ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Ф.Р. Бикьянова, О.Р. Кабирова, Е.А. Конева
Установлена социальная и педагогическая значимость формирования ценно-
стного отношения к здоровью студентов в период образовательной деятельности,
определяющего полноту реализации их жизненных целей. Предложены пути воспита-
ния физических качеств и формирования мотивации к постоянным занятиям физиче-
ской культурой и спортом с целью оздоровления, физического совершенствования и
повышения физической и умственной работоспособности.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, спорт, физические каче-
ства, работоспособность.
EDUCATION OF PHYSICAL Бикьянова Фатима Рафаизовна, старший
QUALITIES OF UNIVERSITY STUDENTS преподаватель, [email protected], Россия, Магнито-
IN THE CLASSROOM OF PHYSICAL горск, Магнитогорский государственный технический
CULTURE AND SPORTS университет им Г.И. Носова,
Кабирова Ольга Ришатовна, старший препо-
Bikyanova F.R., senior teacher, slamjump@ даватель, [email protected], Россия, Магнито-
yandex.ru, Russia, Magnitogorsk, Nosov горск, Магнитогорский государственный технический
Magnitogorsk State Technical University, университет им Г.И. Носова,
Kabirova O.R., senior teacher, kabirova.olga Конева Екатерина Алексеевна, студентка,
[email protected], Russia, Magnitogorsk, No- [email protected], Россия Магнитогорск, Магнито-
sov Magnitogorsk State Technical University, горский государственный технический университет им
Koneva E.A., student, [email protected], Г.И. Носова
Russia, Magnitogorsk, Nosov Magnitogorsk
State Technical University «Физическая культура и спорт» –
The social and pedagogical significance of the единственный учебный предмет в техни-
formation of a value attitude towards the ческом вузе, в рамках которого осущест-
health of students during the period of educa-
tional activity, which determines the com- вляется обучение студентов сохранению
pleteness of the realization of their life goals, и укреплению здоровья, совершенство-
has been established. The ways of upbringing ванию физической подготовки, развитию
of physical qualities and the formation of
motivation for constant physical culture and психофизических способностей, специ-
sports are proposed for the purpose of health фической подготовке к осуществлению
improvement, physical improvement and
increase of physical and mental performance. будущей профессиональной деятельно-
сти и социальных обязанностей в обще-
Key words: students, physical culture, sports, стве.
physical qualities, working capacity. На современном этапе реформи-
рования системы высшего образования в условиях стремительного роста
объема научных знаний, интенсификации и усложнения учебных про-
грамм просматривается высокая потребность общества не только в высо-
коквалифицированных, но и физически подготовленных и здоровых спе-
циалистах.
18
2
Физическая культура [Physical culture]
В этих условиях актуальной проблемой становится формирование
гармонично развитой и конкурентоспособной личности, и здесь немало-
важную роль играет физическое воспитание студенческой молодежи.
Во время учебного процесса учащиеся испытывают специфические
нагрузки, связанные с малоподвижными формами учебных занятий (лек-
циями, семинарами, лабораторными работами), это значительно снижает
их двигательную активность и, как следствие, вызывает напряжение в
функциональных системах организма, снижение умственной и физической
работоспособности и в целом отрицательно сказывается как на эффектив-
ности учебного процесса, так и состоянии здоровья студентов.
На протяжении всех лет обучения в вузе студенты приобретают
знания и умения в использовании физических упражнений оздоровитель-
ной и профессионально-прикладной направленности.
Целью данного исследования являлось изучение отдельных аспек-
тов физической культуры и спорта в вузе, таких как:
1) формирование у студентов мотивации к постоянным занятиям
физической культурой и спортом для оздоровления, физического совер-
шенствования и повышения физической и умственной работоспособности;
2) формирование у студентов двигательных умений и навыков, в
том числе имеющих профессионально-прикладное значение;
3) развитие, совершенствование и поддержание всех физических
качеств у студентов на протяжении их обучения в вузе;
4) обучение студентов правильному использованию средств физи-
ческой культуры с учетом будущей профессиональной деятельности;
5) обучение студентов необходимым знаниям, формирование у них
умений и навыков по организации и проведению оздоровительных и тре-
нировочных занятий, а также спортивных соревнований по отдельным ви-
дам спорта.
Далеко не все студенты поступают в вуз физически подготовлен-
ными, а учитывая, что обучение в вузе характеризуется значительным
эмоциональным и интеллектуальным напряжением, наличием стрессовых
ситуаций, то дефицит двигательной активности в значительной степени
усиливает отрицательное воздействие на уровень здоровья студентов. В
большинстве случаев на протяжении всего периода обучения в вузе у сту-
дентов наблюдается низкий уровень физического развития, двигательной и
функциональной подготовленности.
Одним из разделов программы по физической культуре в вузе, а
также основной задачей кафедры «Физической культуры» является разви-
тие основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибко-
сти и ловкости, в процессе занятий различными видами спорта (баскетбо-
лом, волейболом, мини-футболом, тяжелой атлетикой, гимнастикой
и т. д.). В дальнейшем эти качества необходимо совершенствовать и под-
держивать на должном уровне в течение всех лет обучения в вузе и на про-
19
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
тяжении последующей жизни. Развитие физических качеств идет парал-
лельно с формированием и совершенствованием двигательных умений и
навыков [8].
Занятия для студентов являются образовательными. Студенты
получают знания по планированию режима дня и нормированию двига-
тельного режима, применению физических упражнений в профессио-
нально-прикладной деятельности, знакомятся с понятийными и методиче-
скими основами физической культуры и спорта (например, узнают, что
такое тестирование, физические качества и как они развиваются, совер-
шенствуются, как строится учебно-тренировочное занятие, чем отличается
тренировка от физической нагрузки, каким образом подбирать физические
упражнения, чтобы их сложность и интенсивность максимально соответст-
вовали напряженности умственной деятельности, почему силовая трени-
ровка является наилучшим средством для снятия напряжения и усталости
и т. д.).
Повышение качества учебного процесса в вузе по дисциплине «Фи-
зическая культура и спорт» предусматривает, прежде всего, использование
спортивно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий [1].
Во многом успех вуза на высококонкурентном рынке образователь-
ных услуг определяется способностью гибко реагировать на постоянно
меняющиеся условия. Современному обществу нужны образованные,
нравственные, предприимчивые люди, ведущие здоровый образ жизни,
которые могут самостоятельно принимать соответствующие решения, спо-
собные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом,
конструктивностью, обладающие чувством ответственности [3].
Полноценное использование профессиональных знаний и умений
молодыми специалистами возможно при наличии у них хорошего здоровья
и высокой работоспособности, которые обеспечиваются регулярными и
специально организованными занятиями физической культурой и спортом.
Физическое воспитание является основой целенаправленной активизации
резервных возможностей человека, его творческих способностей, а также
способствует преодолению трудностей и психологических барьеров, кото-
рые возникают в процессе учебной деятельности [2, 4].
Физическое воспитание студентов вуза осуществляется в рамках
обязательных занятий по физической культуре и спорту, в секциях по из-
бранным видам спорта, на соревнованиях внутри университета, среди об-
щежитий [3].
Из игровых видов спорта значительный интерес у студентов вызы-
вают занятия мини-футболом, который, несомненно, является самым
популярным и зрелищным. Сложившиеся традиционные подходы к орга-
низации учебно-тренировочного процесса по мини-футболу обусловли-
вают специфичные требования к развитию и совершенствованию физиче-
20
4
Физическая культура [Physical culture]
ских качеств, особенно к быстроте, ловкости (удержание равновесия и
владение мячом) и скоростной выносливости. Основными упражнениями
для развития физических качеств в мини-футболе являются: на быстроту –
спринтерский бег с места и с ходу, быстрые перемещения с последующей
имитацией технического приема, подвижные игры, эстафеты; на скоро-
стно-силовые качества – упражнения с повышенным проявлением быст-
роты, силы, бег и прыжки по песку и т. д.; на выносливость – бег на длин-
ные дистанции, ходьба на лыжах, равномерный бег с мячом; на ловкость –
игровые упражнения ведения мяча с изменением направления, упражнения
на растягивания, на равновесие, на расслабление, статические упражнения,
эстафеты [1, 6].
Наряду с футболом, баскетбол и волейбол как виды игровой дея-
тельности способствуют повышению мотивации студентов к занятиям
физической культурой и спортом и физическому совершенствованию.
В спортивных играх происходит комплексное развитие всех физических
качеств, формируются навыки коллективизма, уверенность в своих силах.
Баскетболу и волейболу свойственно многообразие проявления физиче-
ских качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и
психических возможностей [6, 7].
В настоящее время культура здоровья личности студента определя-
ется низким уровнем теоретических знаний и, как следствие, практических
навыков. Известным фактом является и пассивное отношение студентов к
освоению теоретических положений дисциплины «Физическая культура и
спорт», низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, физиче-
ских, психофизических и моральных качествах, составляющих основу под-
готовки специалиста любого профиля [4, 7].
Приобретение важных двигательных умений и навыков наряду с
необходимым в жизни уровнем общего разностороннего развития физиче-
ских способностей является основой для освоения специализацией в той
или иной избранной деятельности: профессиональной, спортивной и т. д.
Занятия физическими упражнениями повышают уровень физического и
функционального состояния, всестороннего развития физических способ-
ностей, сопутствующих требованиям человеческой деятельности в опреде-
ленных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и
других сферах общественной жизни, а также обеспечивают организацию
активного досуга молодежи и создают предпосылки для ведения здорового
образа жизни. Физическая культура и спорт в учебных заведениях явля-
ются самыми массовыми, действенными средствами формирования соци-
ально активной личности будущих специалистов [4, 5].
Исследования показывают, что общая физическая подготовка спе-
циалистов не может полностью решить этих задач, так как современный
высококвалифицированный труд требует, кроме того, определенного про-
филирования физического воспитания в соответствии с особенностями
профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в вузе имеет спе-
21
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 3
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 3]
цифические особенности: конкретная направленность его как предмета
учебного плана определяется не только общими социальными задачами, но
и требованиями, предъявляемыми специальностью. Вследствие этого
физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом усло-
вий характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит
содержать элементы профессионально-прикладной физической подго-
товки, то есть использовать средства физической культуры и спорта для
формирования профессионально необходимых физических качеств, навы-
ков, знаний, а также повышения устойчивости организма к воздействию
внешней среды [4].
Таким образом, физическая культура и спорт дают студентам воз-
можность совершенствоваться физически, а также развивать духовные
навыки: мужество, терпение и преодоление себя. Разнообразие физических
упражнений из различных видов спорта, оптимальная физическая
нагрузка, положительные эмоции способствуют достижению позитивного
эффекта, увеличивающего резерв здоровья [6, 8].
Физическая культура и спорт как органические составные части
общей культуры выполняют в обществе многообразные социальные функ-
ции [7]. Коллективные занятия физической культурой и спортом оказы-
вают положительное воздействие на формирование молодежных групп,
развитие внутригруппового общения и дружбы в студенческом коллек-
тиве, сплоченности, активности коллектива и каждого студента.
Физическая культура и спорт формируют качества, повышающие
социальную мобильность студентов, рациональность использования
свободного времени, а также самоорганизацию. Регулярные занятия фи-
зическими упражнениями положительно влияют на успеваемость студен-
тов, способствуют более быстрому восстановлению их умственной
работоспособности, повышению уровня и качества переработки информа-
ции [2, 4, 7].
Список литературы
1. Алонцева О.А., Алонцева Е.В. Спортивно-ориентированное фи-
зическое воспитание в работе со студентами технического вуза // Актуаль-
ные проблемы современной науки, техники и образования: тез. докл. 77-й
Междунар. науч.-техн. конф. Магнитогорск: Изд-во МГТУ им. Г.И. Но-
сова, 2019. Т. 2. С. 396.
2. Барчуков И.С. Физическая культура: учебник. М.: Academia,
2017. 304 c.
3. Бикьянова Ф.Р. Здоровый образ жизни и физкультурно-оздорови-
тельная деятельность в жизни студентов // Известия Тульского государст-
венного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 12. С. 3–8.
22
6
Физическая культура [Physical culture]
4. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура: учебник:
2-е изд. М.: КНОРУС, 2016. 214 с.
5. Железняк Ю.Д. Теория и методика спортивных игр: учебник:
10-е изд. М.: Академия, 2017. 461 с.
6. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом: учебник.
М.: ФиС, 2016. 190 с.
7. Муллер А.Б., Дядичкина Н.С., Богащенко Ю.А. Физическая куль-
тура студента: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2018. 170 с.
8. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического
воспитания и спорта: учебник. М.: Издат. центр «Академия», 2016. 496 с.
References
1. Alonceva O.A., Alonceva E.V. Sportivno-orientirovannoe fizicheskoe vospitanie v
rabote so studentami tekhnicheskogo vuza [Sports-oriented physical education in work with
students of a technical university] // Actual problems of modern science, technology and edu-
cation: abstracts. report 77th Int. scientific and technical conf. Magnitogorsk: Publishing
house of MSTU im. G.I. Nosova, 2019. V. 2. P. 396.
2. Barchukov I.S. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]: textbook. M.: Academia,
2017. 304 p.
3. Bik'yanova F.R. Zdorovyj obraz zhizni i fizkul'turno-ozdorovitel'naya deyatel'nost'
v zhizni studentov [Healthy lifestyle and physical culture and health-improving activity in the
life of students] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta: Fizicheskaya kul'tura.
Sport [Bulletin of the Tula State University: Physical culture. Sport]. 2019. Issue 12. P. 3–8.
4. Vilenskij M.Ya., Gorshkov A.G. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]: text-
book: 2nd ed. M.: KNORUS, 2016. 214 p.
5. Zheleznyak Yu.D. Teoriya i metodika sportivnyh igr [Theory and methodology of
sports games]: textbook: 10th ed. M.: Academy, 2017. 461 p.
6. Korotkov I.M. Podvizhnye igry v zanyatiyah sportom [Outdoor games in sports]:
textbook. M.: FiS, 2016. 190 p.
7. Muller A.B., Dyadichkina N.S., Bogashchenko Yu.A. Fizicheskaya kul'tura stu-
denta [Physical culture of the student]: textbook. allowance. M.: Infra-M, 2018. 170 p.
8. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i
sporta [Theory and methodology of physical education and sport]: textbook. M.: Publishing
house. center "Academy", 2016. 496 p.
23