1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-5-36-43
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СЕРВИСОВ
И ПРОГРАММ В УЧЕБНОМ КОНТЕНТЕ (НА ПРИМЕРЕ
ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»)
И.В. Дутова, О.В. Афанасьева, Н.А. Коростелева
Рассмотрена возможность использования IT-сервисов и программ в рамках
учебного процесса по предмету «Физическая культура» студентов вузов. Представлен
практический материал включения инновационных технологий в учебный контент.
Ключевые слова: студенты, учебный процесс, IT-сервисы и программы, физи-
ческая культура.
THE USE OF MODERN SERVICES Дутова Ирина Викторовна, канд. пед. наук,
AND PROGRAMS IN EDUCATIONAL доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский госу-
CONTENT (ON THE EXAMPLE OF THE дарственный университет,
DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE») Афанасьева Ольга Владимировна, доц., pe-
[email protected], Россия, Тула, Тульский государствен-
Dutova I.V., candidate of pedagogical sci- ный университет,
ences, associate professor, petyaa71@gmail. Коростелева Наталия Александровна, доц.,
com, Russia, Tula, Tula State University, [email protected], Россия, Тула, Тульский го-
Afanasyeva O.V., associate professor, petyaa сударственный университет
[email protected], Russia, Tula, Tula State Uni-
versity,
Korosteleva N.A., associate professor, koro- Современный этап развития об-
[email protected], Russia, Tula, Tula щества характеризуется сильным влия-
state University
нием на него компьютерных технологий,
The possibility of using IT-services and pro- которые проникают во все сферы челове-
grams in the framework of the educational ческой деятельности. Информатизация в
process on the subject "Physical culture" of
university students is considered. Practical значительной степени преобразовала
material for the inclusion of innovative tech- процесс получения знаний. Новые техно-
nologies in educational content is presented.
логии делают образовательный процесс
Key words: students, educational process, IT более интенсивным, повышают скорость
services and programs, physical education. восприятия, понимания и особенно глу-
бину усвоения большого объема знаний.
Внедрение современных информационных технологий в образова-
ние позволяет выбрать оптимальный набор технологий для организации
учебного процесса [6]. Целесообразно контент в предметной области соз-
давать практико-ориентированным. На примере физического воспитания
студентов он может состоять из онлайн-курсов, видеоуроков, электронных
платформ для самостоятельных занятий, онлайн-тестирования физиче-
ского состояния [8].
Неоспоримым преимуществом данных технологий является также
возможность их использования как для очного обучения, так и дистанци-
онного. Стремительно выросла значимость информационных и цифровых
сервисов при расширении дистанционных форм работы, «смешанного
36
2
Физическая культура [Physical culture]
обучения» и онлайн-обучения в период пандемии. При этом имеется мно-
голетний положительный опыт [7] по разработке и применению цифровых
технологий в изучении основ физической культуры в вузе – от фрагмен-
тарных электронных учебных пособий и учебных мультимедиа комплек-
сов на компакт-дисках до соответствующих онлайн-курсов в Интернете.
На основе анализа причин, интереса и уровня мотивации студентов
к занятиям физической культурой [2, 3, 5], выявлено, что более половины
из них (58 %) отмечают недостаточно активное и регулярное использова-
ние информационных, коммуникационных и мультимедийных средств
обучения. Вместе с тем для решения данной проблемы имеются электрон-
ные ресурсы различного назначения. Это информационно-справочный
материал, программы-тренажеры, демонстрационные программы, про-
граммы-контролеры [4].
Учитывая вышесказанное, на отдельных примерах хотели бы пред-
ставить использование современных сервисов и программ в учебном кон-
тенте по дисциплине «Физическая культура» (рис. 1).
Coggle.it, WordArt,
Работа с текстом
Popplet
Работа с изображением MS Paint
Работа с видео iSpring Free Cam 8
Создание упражнений Learning.apps
Рис. 1. IT-сервисы и программы
Coggle.it ‒ это онлайн-инструмент для создания и совместного
использования диаграмм связей. Сервис помогает в конспектировании,
мозговых штурмах, планировании и создании творческих схем, способен
просто и понятно визуализировать идеи. Вносимые изменения отобража-
ются мгновенно, независимо оттого, где находятся собеседники.
Методика спортивного самоконтроля показана с помощью сервиса
Coggle.it на рис. 2.
Сервис WordArt предназначен для создания облаков тегов, полезен
при создании презентаций и может быть использован для визуализации
понятий, на которые педагог хочет обратить внимание на своих занятиях.
37
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
Рис. 2. Методика спортивного самоконтроля в сервисе Coggle.it
Для удержания внимания студентов и вовлечения их в работу
использовали облака слов. Пример работы представлен на рис. 3.
Рис. 3. Сервис WordArt
Popplet ‒ простой в использовании и мощный по функционалу
сервис, позволяющий создавать ментальные карты, структурные схемы,
блоки информации и плакаты с возможностью организации коллективной
работы в сети, размещением мультимедийных объектов и текста.
38
4
Физическая культура [Physical culture]
При помощи Popplet студенты могут систематизировать идеи,
создать графический конспект, упорядочить изученную информацию, соз-
дать ленту времени, выстраивать алгоритм, презентовать свою работу.
Важно понимать, что этот инструмент позволяет создавать что-то новое.
С помощью сервиса Popplet в нашем исследовании представлена
схема проявления внешних признаков утомления в процессе умственного
труда студентов (рис. 4).
Рис. 4. Схема проявления внешних признаков утомления в процессе
умственного труда студентов[1], представленная в сервисе Popplet
Простое, но эффективное приложение Paint способно выполнить
множество задач по коррекции, дополнить элементами и подписями
скриншоты, фотографии или скачанные картинки из глобальной сети Ин-
тернет.
Кроме создания собственного изображения, возможности Paint
позволяют редактировать существующую картинку, фотографию, то есть
любой графический объект. В частности, программа для рисования Paint
39
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
позволяет добавлять в получившееся изображение / схему текст. Это очень
полезное действие, так как иногда требуется вставить комментарий или
пояснение. Возможности программмы MS Paint отражены на рис. 5.
Рис. 5. Методика круговой тренировки в программе MS Paint
40
6
Физическая культура [Physical culture]
Программа iSpring Free Cam позволяет создавать высококачест-
венные видеозаписи, предоставляя все инструменты, необходимые для
захвата действий на экране и редактирования выходных данных, чтобы
подготовить его к обмену в Интернете. Также, Spring Free Cam позволяет
записать любую часть экрана, редактировать записанное видео и загружать
его непосредственно на YouTube.
С помощью программы iSpring Free Cam 8 авторами была произ-
ведена видеозапись выполнения подтягивания из виса на высокой пере-
кладине (рис. 6) для ознакомления с правильным выполнением данного
упражнения.
Рис. 6. Скриншот видеозаписи выполнения подтягивания
из виса на высокой перекладине
LearningApps – онлайн-сервис, позволяющий создавать интерак-
тивные упражнения для проверки знаний. Выполняя предложенные зада-
ния, студенты имеют возможность проверить свои теоретические знания
по учебной теме, оценить свои возможности, предпринять меры для устра-
нения пробелов в знаниях.
С помощью сервиса LearningАpps был разработан тест по курсу
«История физической культуры и спорта». Данное задание предполагает
один правильный ответ (https://learningapps.org/display?v=pghsdt0en20).
Таким образом, основной целью всех инноваций в образовательной
сфере является смена вектора от автоматического усвоения знаний к фор-
мированию умений и навыков самостоятельно приобретать знания, стиму-
лированию студентов к самообразованию и саморазвитию, повышению их
компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности.
41
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
Список литературы
1. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-н/Д: Феникс, 2003.
384 с.
2. Егоров В.Н. Физическая культура в условиях смены образова-
тельных парадигм и государственных образовательных стандартов выс-
шего образования // Известия Тульского государственного университета.
Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 2. С. 18–26.
3. Егоров В.Н., Глузман Н.А., Антипов А.В. Физическая культура в
контексте современных проблем высшего образования // Теория и прак-
тика физической культуры. 2020. № 10. С. 52–54.
4. Криванчикова Т.Ю., Ильясова А.И. Эффективность использова-
ния информационных технологий в физическом воспитании и спорте //
Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в со-
временных условиях: проблемы и перспективы развития: сб. материалов
XIV Междунар. науч.-практ. конф. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. С. 565–569.
5. Морозова Л.В., Кирьянова Л.А., Морозов О.Г. Современные об-
разовательные технологии в процессе подготовки специалистов физиче-
ской культуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-
гафта. 2016. № 4 (134). С. 182–186.
6. Савастьина А.А. Проблемы внедрения дистанционного обучения
в образовательный процесс // Вестник Челябинского государственного
университета. 2015. № 19 (374). С. 178–181.
7. Цифровые технологии в изучении теоретических основ физиче-
ской культуры: об опыте применения и векторе развития / А.В. Соловов
[и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7
(173). С. 191–196.
8. Шутова Т.Н. Передовой зарубежный опыт внедрения информа-
ционных и цифровых технологий в образовании, физической культуре и
спорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая
культура. Спорт. 2020. Вып. 9. С. 86–91.
References
1. Evseev Yu.I. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Rostov-on-Don: Phoenix,
2003. 384 p.
2. Egorov V.N. Fizicheskaya kul'tura v usloviyah smeny obrazovatel'nyh paradigm i
gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya [Physical culture in the
context of changing educational paradigms and state educational standards of higher educa-
tion] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bul-
letin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue 2. P. 18–26.
3. Egorov V.N., Gluzman N.A., Antipov A.V. Fizicheskaya kul'tura v kontekste so-
vremennyh problem vysshego obrazovaniya [Physical culture in the context of modern prob-
lems of higher education] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of
physical culture]. 2020. No. 10. P. 52–54.
42
8
Физическая культура [Physical culture]
4. Krivanchikova T.Yu., Il'yasova A.I. Effektivnost' ispol'zovaniya informacionnyh
tekhnologij v fizicheskom vospitanii i sporte [The effectiveness of the use of information
technologies in physical education and sports] // Physical culture, sports and health of student
youth in modern conditions: problems and development prospects: collection of articles. ma-
terials XIV Intern. scientific-practical conf. Tula: Publishing house of Tula State University,
2019. P. 565–569.
5. Morozova L.V, Kir'yanova L.A., Morozov O.G. Sovremennye obrazovatel'nye
tekhnologii v processe podgotovki specialistov fizicheskoj kul'tury i sporta [Modern educa-
tional technologies in the process of training specialists in physical culture and sports] //
Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named
after P.F. Lesgaft]. 2016. No. 4 (134). P. 182–186.
6. Savast'ina A.A. Problemy vnedreniya distancionnogo obucheniya v obrazova-
tel'nyj process [Problems of introducing distance learning into the educational process] //
Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State
University]. 2015. No. 19 (374). P. 178–181.
7. Cifrovye tekhnologii v izuchenii teoreticheskih osnov fizicheskoj kul'tury: ob
opyte primeneniya i vektore razvitiya [Digital technologies in the study of the theoretical
foundations of physical culture: about the experience of application and the vector of devel-
opment] / A.V. Solovov [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific
Notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 7 (173). P. 191–196.
8. Shutova T.N. Peredovoj zarubezhnyj opyt vnedreniya informacionnyh i cifrovyh
tekhnologij v obrazovanii, fizicheskoj kul'ture i sporte [Advanced foreign experience in the
implementation of information and digital technologies in education, physical culture and
sports] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport
[[Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. Issue 9. P. 86–91.
43