Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СЕРВИСОВ И ПРОГРАММ В УЧЕБНОМ КОНТЕНТЕ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СЕРВИСОВ И ПРОГРАММ В УЧЕБНОМ КОНТЕНТЕ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / учебный процесс / IT-сервисы и программы / физическая культура / students / educational process / IT services and programs / physical education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дутова Ирина Викторовна, Афанасьева Ольга Владимировна, Коростелева Наталия Александровна

Рассмотрена возможность использования IT-сервисов и программ в рамках учебного процесса по предмету «Физическая культура» студентов вузов. Представлен практический материал включения инновационных технологий в учебный контент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дутова Ирина Викторовна, Афанасьева Ольга Владимировна, Коростелева Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MODERN SERVICES AND PROGRAMS IN EDUCATIONAL CONTENT (ON THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE»)

The possibility of using IT-services and programs in the framework of the educational process on the subject "Physical culture" of university students is considered. Practical material for the inclusion of innovative technologies in educational content is presented.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СЕРВИСОВ И ПРОГРАММ В УЧЕБНОМ КОНТЕНТЕ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»)»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-5-36-43

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СЕРВИСОВ

И ПРОГРАММ В УЧЕБНОМ КОНТЕНТЕ (НА ПРИМЕРЕ

ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»)

И.В. Дутова, О.В. Афанасьева, Н.А. Коростелева

Рассмотрена возможность использования IT-сервисов и программ в рамках

учебного процесса по предмету «Физическая культура» студентов вузов. Представлен

практический материал включения инновационных технологий в учебный контент.

Ключевые слова: студенты, учебный процесс, IT-сервисы и программы, физи-

ческая культура.

THE USE OF MODERN SERVICES Дутова Ирина Викторовна, канд. пед. наук,

AND PROGRAMS IN EDUCATIONAL доц., petyaa71@gmail.com, Россия, Тула, Тульский госу-

CONTENT (ON THE EXAMPLE OF THE дарственный университет,

DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE») Афанасьева Ольга Владимировна, доц., pe-

tyaa71@gmail.com, Россия, Тула, Тульский государствен-

Dutova I.V., candidate of pedagogical sci- ный университет,

ences, associate professor, petyaa71@gmail. Коростелева Наталия Александровна, доц.,

com, Russia, Tula, Tula State University, korosteleva.natalija@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский го-

Afanasyeva O.V., associate professor, petyaa сударственный университет

71@gmail.com, Russia, Tula, Tula State Uni-

versity,

Korosteleva N.A., associate professor, koro- Современный этап развития об-

steleva.natalija@yandex.ru, Russia, Tula, Tula щества характеризуется сильным влия-

state University

нием на него компьютерных технологий,

The possibility of using IT-services and pro- которые проникают во все сферы челове-

grams in the framework of the educational ческой деятельности. Информатизация в

process on the subject "Physical culture" of

university students is considered. Practical значительной степени преобразовала

material for the inclusion of innovative tech- процесс получения знаний. Новые техно-

nologies in educational content is presented.

логии делают образовательный процесс

Key words: students, educational process, IT более интенсивным, повышают скорость

services and programs, physical education. восприятия, понимания и особенно глу-

бину усвоения большого объема знаний.

Внедрение современных информационных технологий в образова-

ние позволяет выбрать оптимальный набор технологий для организации

учебного процесса [6]. Целесообразно контент в предметной области соз-

давать практико-ориентированным. На примере физического воспитания

студентов он может состоять из онлайн-курсов, видеоуроков, электронных

платформ для самостоятельных занятий, онлайн-тестирования физиче-

ского состояния [8].

Неоспоримым преимуществом данных технологий является также

возможность их использования как для очного обучения, так и дистанци-

онного. Стремительно выросла значимость информационных и цифровых

сервисов при расширении дистанционных форм работы, «смешанного

36

2

Физическая культура [Physical culture]

обучения» и онлайн-обучения в период пандемии. При этом имеется мно-

голетний положительный опыт [7] по разработке и применению цифровых

технологий в изучении основ физической культуры в вузе – от фрагмен-

тарных электронных учебных пособий и учебных мультимедиа комплек-

сов на компакт-дисках до соответствующих онлайн-курсов в Интернете.

На основе анализа причин, интереса и уровня мотивации студентов

к занятиям физической культурой [2, 3, 5], выявлено, что более половины

из них (58 %) отмечают недостаточно активное и регулярное использова-

ние информационных, коммуникационных и мультимедийных средств

обучения. Вместе с тем для решения данной проблемы имеются электрон-

ные ресурсы различного назначения. Это информационно-справочный

материал, программы-тренажеры, демонстрационные программы, про-

граммы-контролеры [4].

Учитывая вышесказанное, на отдельных примерах хотели бы пред-

ставить использование современных сервисов и программ в учебном кон-

тенте по дисциплине «Физическая культура» (рис. 1).

Coggle.it, WordArt,

Работа с текстом

Popplet

Работа с изображением MS Paint

Работа с видео iSpring Free Cam 8

Создание упражнений Learning.apps

Рис. 1. IT-сервисы и программы

Coggle.it ‒ это онлайн-инструмент для создания и совместного

использования диаграмм связей. Сервис помогает в конспектировании,

мозговых штурмах, планировании и создании творческих схем, способен

просто и понятно визуализировать идеи. Вносимые изменения отобража-

ются мгновенно, независимо оттого, где находятся собеседники.

Методика спортивного самоконтроля показана с помощью сервиса

Coggle.it на рис. 2.

Сервис WordArt предназначен для создания облаков тегов, полезен

при создании презентаций и может быть использован для визуализации

понятий, на которые педагог хочет обратить внимание на своих занятиях.

37

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

Рис. 2. Методика спортивного самоконтроля в сервисе Coggle.it

Для удержания внимания студентов и вовлечения их в работу

использовали облака слов. Пример работы представлен на рис. 3.

Рис. 3. Сервис WordArt

Popplet ‒ простой в использовании и мощный по функционалу

сервис, позволяющий создавать ментальные карты, структурные схемы,

блоки информации и плакаты с возможностью организации коллективной

работы в сети, размещением мультимедийных объектов и текста.

38

4

Физическая культура [Physical culture]

При помощи Popplet студенты могут систематизировать идеи,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

создать графический конспект, упорядочить изученную информацию, соз-

дать ленту времени, выстраивать алгоритм, презентовать свою работу.

Важно понимать, что этот инструмент позволяет создавать что-то новое.

С помощью сервиса Popplet в нашем исследовании представлена

схема проявления внешних признаков утомления в процессе умственного

труда студентов (рис. 4).

Рис. 4. Схема проявления внешних признаков утомления в процессе

умственного труда студентов[1], представленная в сервисе Popplet

Простое, но эффективное приложение Paint способно выполнить

множество задач по коррекции, дополнить элементами и подписями

скриншоты, фотографии или скачанные картинки из глобальной сети Ин-

тернет.

Кроме создания собственного изображения, возможности Paint

позволяют редактировать существующую картинку, фотографию, то есть

любой графический объект. В частности, программа для рисования Paint

39

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

позволяет добавлять в получившееся изображение / схему текст. Это очень

полезное действие, так как иногда требуется вставить комментарий или

пояснение. Возможности программмы MS Paint отражены на рис. 5.

Рис. 5. Методика круговой тренировки в программе MS Paint

40

6

Физическая культура [Physical culture]

Программа iSpring Free Cam позволяет создавать высококачест-

венные видеозаписи, предоставляя все инструменты, необходимые для

захвата действий на экране и редактирования выходных данных, чтобы

подготовить его к обмену в Интернете. Также, Spring Free Cam позволяет

записать любую часть экрана, редактировать записанное видео и загружать

его непосредственно на YouTube.

С помощью программы iSpring Free Cam 8 авторами была произ-

ведена видеозапись выполнения подтягивания из виса на высокой пере-

кладине (рис. 6) для ознакомления с правильным выполнением данного

упражнения.

Рис. 6. Скриншот видеозаписи выполнения подтягивания

из виса на высокой перекладине

LearningApps – онлайн-сервис, позволяющий создавать интерак-

тивные упражнения для проверки знаний. Выполняя предложенные зада-

ния, студенты имеют возможность проверить свои теоретические знания

по учебной теме, оценить свои возможности, предпринять меры для устра-

нения пробелов в знаниях.

С помощью сервиса LearningАpps был разработан тест по курсу

«История физической культуры и спорта». Данное задание предполагает

один правильный ответ (https://learningapps.org/display?v=pghsdt0en20).

Таким образом, основной целью всех инноваций в образовательной

сфере является смена вектора от автоматического усвоения знаний к фор-

мированию умений и навыков самостоятельно приобретать знания, стиму-

лированию студентов к самообразованию и саморазвитию, повышению их

компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности.

41

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

Список литературы

1. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов-н/Д: Феникс, 2003.

384 с.

2. Егоров В.Н. Физическая культура в условиях смены образова-

тельных парадигм и государственных образовательных стандартов выс-

шего образования // Известия Тульского государственного университета.

Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 2. С. 18–26.

3. Егоров В.Н., Глузман Н.А., Антипов А.В. Физическая культура в

контексте современных проблем высшего образования // Теория и прак-

тика физической культуры. 2020. № 10. С. 52–54.

4. Криванчикова Т.Ю., Ильясова А.И. Эффективность использова-

ния информационных технологий в физическом воспитании и спорте //

Физическая культура, спорт и здоровье студенческой молодежи в со-

временных условиях: проблемы и перспективы развития: сб. материалов

XIV Междунар. науч.-практ. конф. Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. С. 565–569.

5. Морозова Л.В., Кирьянова Л.А., Морозов О.Г. Современные об-

разовательные технологии в процессе подготовки специалистов физиче-

ской культуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес-

гафта. 2016. № 4 (134). С. 182–186.

6. Савастьина А.А. Проблемы внедрения дистанционного обучения

в образовательный процесс // Вестник Челябинского государственного

университета. 2015. № 19 (374). С. 178–181.

7. Цифровые технологии в изучении теоретических основ физиче-

ской культуры: об опыте применения и векторе развития / А.В. Соловов

[и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 7

(173). С. 191–196.

8. Шутова Т.Н. Передовой зарубежный опыт внедрения информа-

ционных и цифровых технологий в образовании, физической культуре и

спорте // Известия Тульского государственного университета. Физическая

культура. Спорт. 2020. Вып. 9. С. 86–91.

References

1. Evseev Yu.I. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture]. Rostov-on-Don: Phoenix,

2003. 384 p.

2. Egorov V.N. Fizicheskaya kul'tura v usloviyah smeny obrazovatel'nyh paradigm i

gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya [Physical culture in the

context of changing educational paradigms and state educational standards of higher educa-

tion] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bul-

letin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue 2. P. 18–26.

3. Egorov V.N., Gluzman N.A., Antipov A.V. Fizicheskaya kul'tura v kontekste so-

vremennyh problem vysshego obrazovaniya [Physical culture in the context of modern prob-

lems of higher education] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of

physical culture]. 2020. No. 10. P. 52–54.

42

8

Физическая культура [Physical culture]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Krivanchikova T.Yu., Il'yasova A.I. Effektivnost' ispol'zovaniya informacionnyh

tekhnologij v fizicheskom vospitanii i sporte [The effectiveness of the use of information

technologies in physical education and sports] // Physical culture, sports and health of student

youth in modern conditions: problems and development prospects: collection of articles. ma-

terials XIV Intern. scientific-practical conf. Tula: Publishing house of Tula State University,

2019. P. 565–569.

5. Morozova L.V, Kir'yanova L.A., Morozov O.G. Sovremennye obrazovatel'nye

tekhnologii v processe podgotovki specialistov fizicheskoj kul'tury i sporta [Modern educa-

tional technologies in the process of training specialists in physical culture and sports] //

Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named

after P.F. Lesgaft]. 2016. No. 4 (134). P. 182–186.

6. Savast'ina A.A. Problemy vnedreniya distancionnogo obucheniya v obrazova-

tel'nyj process [Problems of introducing distance learning into the educational process] //

Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State

University]. 2015. No. 19 (374). P. 178–181.

7. Cifrovye tekhnologii v izuchenii teoreticheskih osnov fizicheskoj kul'tury: ob

opyte primeneniya i vektore razvitiya [Digital technologies in the study of the theoretical

foundations of physical culture: about the experience of application and the vector of devel-

opment] / A.V. Solovov [et al.] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific

Notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 7 (173). P. 191–196.

8. Shutova T.N. Peredovoj zarubezhnyj opyt vnedreniya informacionnyh i cifrovyh

tekhnologij v obrazovanii, fizicheskoj kul'ture i sporte [Advanced foreign experience in the

implementation of information and digital technologies in education, physical culture and

sports] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport

[[Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. Issue 9. P. 86–91.

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.