Сёмкина Е.В. преподаватель Ташкентскийгосударственный педагогический университет им.Низами Республика Узбекистан
РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ УЗБЕКИСТАНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДЕФЕКТОЛОГИЯ
Аннотация. В данной статье освещена актуальность внедрения компетентностно-ориентированного образования в подготовке дефектологов, определены пути повышения уровня компетенций и их необходимость в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, профессиональная подготовка, совершенствование, квалификация, взаимодействие, социальная защита.
Syomkina Ye. V. lecturer
Tashkent State Pedagogical University named after Nizami
The Republic of Uzbekistan
DEVELOPMENT OF A COMPETENCE APPROACH IN TRAINING UZBEKISTAN PERSONNEL ON THE SPECIALTY OF
DEFECTOLOGY
Abstract. This article highlights the relevance of the introduction of competence-based education in the training of defectologists, identifies ways to increase the level of competencies and their needfor professional activity.
Key words: competence, competence-based approach, professional training, improvement, qualifications, interaction, social protection.
На современном этапе в Республике Узбекистан осуществляется процесс глубокого реформирования политической, экономической жизни, социальной сферы общества. Общественные отношения в республике базируются на рыночной экономике. Новые условия рынка труда продиктовали основные направления развития системы образования в республике.
Обретение республикой Узбекистан государственного суверенитета, выбор собственного пути экономического и социального развития вызвали необходимость реорганизации структуры и содержания подготовки кадров, обусловили принятие ряда мер. В этой связи необходимо ответить,
прежде всего, принятие двух основополагающих документов закона «Об образовании», который обосновал основные принципы государственной политики в области образования, определили систему и виды образования в республике и Национальную Программу по подготовке кадров, целью которой стало коренное реформирование сферы образования. Это потребовало обеспечения соответствия качества подготавливаемых кадров требованиям осуществляемых в республике преобразований.
С другой стороны, принятие в 2008 году закона «О гарантиях прав ребенка» положило основу для дальнейшего совершенствования социальной защиты детей. В законе отдельно отражены дополнительные гарантии прав детей социально уязвимых групп, в том числе детей с нарушениями психического и физического развития, детей-инвалидов на качественное образование. Реализация этих положений напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов, работающих с этой категорией детей. Область профессиональной подготовки учителей-дефектологов нуждается в новых идеях, концепциях, используя которые она может выйти на международный уровень обучения детей-инвалидов с детства помощью высококвалифицированных специалистов.
Дефектологическое образование, отрасль высшего педагогического образования, система подготовки педагогических кадров для учебно -воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения психофизического развития. В современных условиях в любой школе и, практически, любом классе учатся дети, имеющие нарушения развития. Они нуждаются в особой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность. В этом контексте безусловна приоритетность социально-педагогического сопровождения со стороны компетентного специалиста, способного видеть ребенка с проблемами в развитии, готового к своевременному их выявлению, организации разнообразных форм и видов помощи с учетом индивидуальных и личностных их особенностей. В этом состоит социальный заказ на подготовку дефектологов.
В связи с этим, качество обучения и дальнейшая социальная адаптация детей с нарушениями в развитии, обучающихся в этих образовательных учреждениях, напрямую зависит от компетенции выпускников факультета, бакалавров и магистров. Выявление стратегий подготовки дефектологов к профессиональной деятельности поэтому является одной из важнейших проблем педагогического образования. Необходимо определить научно-педагогические основы
совершенствования профессионального образования - переход от квалификационной модели подготовки специалиста к компетентностной
модели, наполненной новым содержанием и предполагающей формирование профессиональной компетентности личности специалиста.
Компетентностный подход в образовании, по мнению ряда авторов, - подход, в рамках которого в качестве результата обучения рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.
Под компетенцией понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. А компетентность рассматривается как «способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности». Соответственно, требования компетенции предъявляется, в первую очередь, работодателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника. Более того, именно уровень соответствия индивидуальных показателей ожиданиям работодателя и общества и полагается в качестве основного показателя компетентности.
В ходе экспериментального исследования которое проводилось нами в рамках проекта Государственной научно-технической программы «Внедрение инновационных моделей обучения в процесс подготовки бакалавров и магистров по направлению дефектология» были выявлены основные пути повышения компетенций у студентов дефектологического образования в Узбекистане.
1. Необходимое широкое использование художественных и проектных методов обучения, которые предоставляют возможность для развития индивидуальности каждого учащегося, а так же формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности -умение принимать, корректировать цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Так же данные метод обучения позволяет развить познавательные и творческие навыки учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
2. Привлечение к волонтёрской деятельности в учреждениях социальной сферы (дома «Мурувват» для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, общественные организации родителей детей-инвалидов, РЦСАД).
Волонтерство позволяет дополнить существующую систему практического обучения студентов, является способом их самоопределения, процессом накопления социального профессионального опыта а так же, в процессе, осуществляется целенаправленная профессиональная подготовка студентов и, что максимально приближено к будущей, основной профессиональной деятельности.
Также волонтерская деятельность способствует формированию нравственных качеств личности будущих педагогов-дефектологов: отзывчивости, милосердия, толерантности, гуманности, доброжелательности и т.п.
3. Привлечение к работе студенческого научного общества и кружка для одарённых студентов так же является неотъемлемым этапом на пути повышения компетенций студентов. Данная организация деятельности студентов позволяет сформировать высокую профессиональную эрудицию будущего специалиста, оказывает влияние на формирование у студентов интереса и потребности к научному творчеству; развитие творческого мышления, научной самостоятельности, повышение внутренней организованности, сознательного отношения к учебе, углубление и закрепление полученных в процессе обучения знаний; освоение студентами методологии научного исследования.
4. Метод наставничества должен реализоваться в более тесном взаимодействии студента и преподавателя-наставника, отслеживающего, направляющего и корректирующего процесс формирования ключевых компетенций у своего подопечного. Данная форма психолого-педагогического сопровождения играет важную роль в подготовке кадров и является одной из основополагающей базы формирования профессиональных компетенций у студентов. Она включает в себя не только педагогическую поддержку, но и устранение внутренних образовательных дефицитов обучающихся, т. е. создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем. Метод наставничества оказывает непосредственное влияние на личностное и профессиональное развитие, на формирование таких важных профессиональных компетенций, как: способность анализировать профессионально-педагогические ситуации; готовность к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных и нравственных ценностей.
Задачи современного этапа Национальной Программы по Подготовке кадров, коренное реформирование системы социальной защиты детей, внедрение передовых технологий обучения и реабилитации детей с нарушениями в развитии обязывают вывести процесс подготовки дефектологов на качественно новый уровень.
Меняющиеся социально - экономические условия обуславливают необходимость постоянного совершенствования системы подготовки кадров. С учетом опыта, приобретенного в ходе реализации Национальной Программы по Подготовке кадров, развития рынка труда и изменившихся социально-экономических условий, перспективным направлением совершенствования образовательных программ является переход к компетентностной модели подготовки кадров. Компетентностно-
ориентированное образование ставит своей целью такую подготовку выпускника, чтобы он мог стать конкурентоспособным специалистом, обладающим всеми компетенциями, которые требуются в его профессиональной деятельности.
Использованные источники:
1. Панарина Г.Н. Роль активных методов обучения в формировании у будущих учителей готовности к воспитательной деятельности // Активные формы и методы обучения студентов педагогике и психологии: Межвуз. сб. науч. тр. - Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1989. - 134 с.
2. Елсуков А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе. Учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2003
3. Шоумаров Г.Б. Актуальные проблемы подготовки кадров-дефектологов в Узбекистане. // Замонавий таълим.2013/3
4. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.