Научная статья на тему 'Синтез подходов к формированию профессиональной компетентности педагогов-дефектологов в применении информационно-коммуникационных средств'

Синтез подходов к формированию профессиональной компетентности педагогов-дефектологов в применении информационно-коммуникационных средств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГ-ДЕФЕКТОЛОГ / ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL EDUCATION / TRAINING / SPECIAL EDUCATORS / APPROACH / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Норкина Е. Л.

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности с использованием информационно-коммуникационных средств. Научно обоснованы этапы формирования её компонентов, последовательность изучения дисциплин общеобразовательной и профессиональной подготовки. Доказана необходимость интегративного курса, отражающего профессиональную направленность использования педагогами-дефектологами информационно-коммуникационных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the process of formation of professional competence in using information and communication means. The stages in the formation of its components, the sequence of the study subjects of general education and vocational training are scientifically proved. The necessity of an integrative course, which reflects the professional orientation of special educators’ information and communication means are proved.

Текст научной работы на тему «Синтез подходов к формированию профессиональной компетентности педагогов-дефектологов в применении информационно-коммуникационных средств»

СИНТЕЗ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В ПРИМЕНЕНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ СРЕДСТВ

Е.Л. Норкина

В статье рассматривается процесс формирования профессиональной компетентности с использованием информационно-коммуникационных средств. Научно обоснованы этапы формирования её компонентов, последовательность изучения дисциплин общеобразовательной и профессиональной подготовки. Доказана необходимость интегративного курса, отражающего профессиональную направленность использования педагогами-дефектологами информационнокоммуникационных средств.

Ключевые слова: профессиональное образование, подготовка, педагог-дефектолог, подход,

профессиональная компетентность.

Synthesis of approaches to formation of professional competence of special educators in application of information-communication means. The article shows the process of formation of professional competence in using information and communication means. Scientifically proved stages in the formation of its components, the sequence of the study subjects of general education and vocational training. The necessity of an integrative course, which reflects the professional orientation of special educators ’ information and communication means are proved.

Key words: professional education, training, special educators, approach, professional competence.

Реализуемые в России проекты модернизации образования и формирования информационного общества (Государственная программа РФ «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.) предусматривают подготовку компетентных педагогических кадров, в том числе педагогов-дефектологов.

В этой связи среди основных целей и задач образования указывается подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий (Национальная доктрина образования в Российской Федерации). Аналитическое изучение Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы подтверждает актуальность разработки модели формирования компетентности педагогов-дефектологов в использовании информационнокоммуникационных средств.

«Логопеду, сурдопедагогу и олигофренопедагогу в повседневной работе нужны и компьютер, и прикладные программы, и новые технологии», - утверждает А.И.Азевич [1, с.62]. Развивая мысль, автор считает, что использование информационно-коммуникационных средств в специальном образовании сопряжено с решением нескольких задач: развитие пользовательских навыков воспитанников с

ограниченными возможностями здоровья и готовность педагога-дефектолога компетентно их применять. Достижение задач А.И.Азевич связывает с соответствующей подготовкой педагога-дефектолога: «Решить эти задачи может только специалист, уверенно владеющий новыми методиками и технологиями, свободно ориентирующийся в технических средствах обучения и прикладном программном обеспечении» [1, с.63].

Вместе с тем вопросы подготовки педагогов-дефектологов кадров к использованию информационнокоммуникационных средств изучены недостаточно. Требует дальнейшей разработки и подтверждения на практике процесс непрерывной (взамен распространённой дискретной) подготовки - специалистов-дефектологов к применению информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности. Недостаточно обоснованы подходы к формированию компетентности педагога-дефектолога в применении информационно-коммуникационных средств.

Другое направление модернизации высшего дефектологического образования состоит во внедрении компетентностного подхода (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, И.Д.Шадриков, и др.). Преимущество компетентностного подхода состоит в такой его характеристике как способность представить единство знаний, умений и навыков в образовательном процессе в высшей школе (И.П. Василюк). В профессиональном образовании традиционная дидактическая триада «знания - умения - навыки» начинает существовать в рамках способности и готовности педагога-дефектолога эффективно использовать их в практической деятельности и соответствовать по этим показателям требованиям к результативности труда. Подобная образовательная парадигма удовлетворяет и образовательные потребности личности, и потребности специального образования в компетентных кадрах, повышает конкурентоспособность выпускников.

В то же время в теории компетентностного подхода существует много вопросов, являющихся объектом внимания исследователей. Понятие компетентность трактуется с различных подходов (В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Д.Б. Эльконин и др.). Отсутствует единое мнение о соотношении понятий «компетентность» и «компетенция», о структурных компонентах компетентности.

Таким образом, изучение имеющихся научных трудов по рассматриваемому вопросу позволяет отметить ряд противоречий:

- между необходимостью обоснования последовательности подготовки дефектологов кадров к применению информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности с учетом компетентностного подхода, специфики профессиональной деятельности и недостаточной её разработанностью в высшем дефектологическом образовании;

- между существующим дискретным характером подготовки специальных кадров к применению информационно-коммуникационных средств в профессиональной деятельности и значимостью разработки системы непрерывной подготовки и др.

Рассмотрение процесса формирования профессиональной компетентности с использованием информационно-коммуникационных средств должно происходить с позиций различных подходов. Значительными возможностями для формирования у педагогов-дефектологов профессионализма использования информационно-коммуникационных средств обладает компетентностный подход, отражённый в Федеральном государственном образовательном стандарте. Требования к готовности выпускника использовать в профессиональной деятельности информационно-коммуникационные средства содержатся в нескольких блоках компетенций. Среди общекультурных компетенций педагогов-дефектологов содержится требование к готовности, способности овладения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером. Важной профессиональной компетенцией является способность выпускника использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии.

Профессиональная компетентность предполагает наличие готовности к деятельности на основе сформированной системы знаний, умений, опыта деятельности мотивационно-ценностного отношения к ней (И.Г.Захарова, Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, Д.А.Иванов, Ф.Г.Ялалов и др.). Практико-ориентированный подход (И.Ю.Калугина, Н.В.Чекалева и др.) нацеливает педагогов-дефектологов на активное участие в социальной практике.

Междисциплинарный подход (Ю.С. Брановский, В.Н.Максимова и др.) обеспечивает системность знаний педагогов-дефектологов, поскольку интегрирует общепедагогические и специальные знания и опыт студентов. Следовательно, междисциплинарный подход способствует реализации профессиональной направленности подготовки педагогов-дефектологов к использованию информационно-коммуникационных средств, повышает качество подготовки и эффективность процесса обучения студентов.

С учетом выделенных подходов нами обоснована следующая последовательность формирования у педагогов-дефектологов компетентности в использования информационно-коммуникационных средств. Мы придерживаемся мнения М.П. Лапчик, О.Г. Смоляниновой и др., формирование компетентности в использовании информационно-коммуникационных средств проходит в двух направлениях: общеобразовательном и профессиональном. Под общеобразовательным О.Г. Смолянинова понимает готовность педагога использовать информационно-коммуникационные технологии в различных видах деятельности. Под профессиональным направлением - готовность применения этих технологий в учебном процессе. Подобной позиции придерживаются и другие авторы при построении методической системы формирования компетентности педагога в использовании информационно-коммуникационных средств (И.Б.Мылова, С.Р.Удалов и др.).

Соотношение дисциплин общеобразовательной и профессиональной (предметной) подготовки определяется их вкладом в формирование компонентов компетентности педагога-дефектолога в использовании информационно-коммуникационных средств: ключевого, базового и специального

(О.М.Бобиенко, А.П.Тряпицына и др.). Мы полагаем, что последовательность изучения дисциплин общепрофессиональной и предметной подготовки должна соответствовать логике формирования компонентов компетентности.

Анализируя ФГОС ВПО по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и учебный план по данному направлению, мы видим, что первоначальный этап формирования профессиональной компетентности связан с дисциплинами математического и естественнонаучного цикла базовой части ФГОС. Этап охватывает начальные курсы, содержание подготовки ориентировано на формирование компетентности использования информационно-коммуникационных средств для решения учебных задач.

Дисциплина «Математика и информатика» обеспечивает осознание и усвоение студентами возможностей современных информационных технологий как универсального средства достижения цели деятельности. Кроме того, педагоги-дефектологи формируют навыки на уровне пользователя, что в совокупности составляет содержание ключевой компетентности в сфере использования информационнокоммуникационных средств в профессиональной деятельности.

Приобретённые студентами знания и опыт способны выступать средством работы с педагогической информацией. Однако содержание дисциплины лишь опосредовано касается собственно профессиональной деятельности, не учитывает специфику работы педагогов-дефектологов, следовательно, не может обеспечить

формирование компетентности в целом. Содержания данной дисциплины достаточно лишь для формирования компетентности в общеобразовательном направлении.

Преодоление ограничений формирования профессиональной компетентности в использовании информационно-коммуникационных средств состоит в изучении студентами дисциплин, приближенных к содержанию и специфике профессиональной деятельности. Нами предлагается введение в учебный план за счёт вариативных частей циклов учебных дисциплин предмета с наименованием «Информационнокоммуникационные технологии в профессиональной педагогической деятельности» или «Компьютерные технологии обучения в современном образовании». Содержание такой дисциплины обеспечит становление базовой компетентности, которая позволила бы педагогам-дефектологам осуществлять коррекционнопедагогическую деятельность на должном уровне профессионализма. То есть, второй этап практикоориентирован на решение типовых задач профессиональной деятельности и охватывает курсы, на которых изучаются дисциплины не только общеобразовательной, но и профессиональной подготовки. Результатом его прохождения является способность, готовность к использованию информационно-коммуникационных средств в организации и осуществлении коррекционно-педагогической деятельности.

В совокупности указанные выше учебные курсы образуют фундамент для дальнейшего формирования профессиональной компетентности в использовании информационно-коммуникационных средств, а также становления специальной компетентности педагога-дефектолога. Соответственно, название дисциплины должно отражать направленность на профессиональное использование информационно-коммуникационных средств. Например, логика изучения предмета «Информационные технологии в специальном образовании» или «Пути использования компьютерных технологий в обучении детей с различными нарушениями в развитии» будет выстраиваться от изучения концепции компьютеризации системы специального образования к практическому применению педагогами-дефектологами суммы предшествующих знаний, опыта для решения собственно профессиональных задач (А.И.Азевич, О.И.Кукушкина, С.П.Сыч).

Мы приходим к выводу, что третий, профессионально-ориентированный, этап охватывает старшие курсы. Его прохождение обеспечивает накопление широкого опыта решения задач профессиональной коррекционно-педагогической деятельности посредством прохождения производственной практики.

Учитывая значимость междисциплинарного подхода в профессиональной подготовке, нельзя ограничиваться взаимосвязью дисциплин общеобразовательной и предметной подготовки. По нашему мнению, связь содержания циклов учебных дисциплин профессиональной направленности продолжает становление специальной компетентности педагога-дефектолога.

Например, в рамках предметной области «тифлопедагогика» педагоги-дефектологи формируют профессиональную компетентность с использованием информационно-коммуникационных средств для работы с конкретным контингентом детей. Содержание подготовки складывается из нескольких профильных учебных дисциплин. Тифлопсихология является источником формирования представлений о закономерностях и особенностях психического развития детей с нарушениями зрения, путях компенсации нарушений. Данные представления позволяют психологически обоснованно строить процесс коррекционно-педагогической помощи и осознавать закономерности и содержание педагогического процесса при изучении дисциплины «Тифлопедагогика». Приобретенные знания, опыт используются при изучении методик коррекционноразвивающего обучения детей. Именно освоение методик коррекционно-педагогического воздействия даёт

наибольшие возможности для практического освоения информационно-коммуникационных средств как инструмента профессиональной деятельности.

Суммирование и систематизация знаний должны происходить в рамках интегративного курса «Информационные технологии в специальном образовании» (или «Пути использования компьютерных технологий в обучении детей с различными нарушениями в развитии»), преподаваемого на старших курсах.

Таким образом, синтез компетентностного, междисциплинарного, практико-ориентированного подходов позволяет выстроить теоретически обоснованную последовательность формирования профессиональной компетентности педагогов-дефектологов в использовании информационнокоммуникационных средств. Автор придерживается мнения, что основанные на синтезе представленных подходов модель подготовки в данном направлении и образовательный процесс соответствуют требованиям к системе профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в условиях её модернизации.

Мы приходим к выводу, что представленные подходы должны в полной мере воплотиться при изучении на старших курсах интегративной дисциплины, которая могла бы носить название «Информационные технологии в специальном образовании». Убеждены, что методическое руководство изучением дисциплины должно осуществляться специалистами выпускающей кафедры. Содержание дисциплины должно быть направлено на систематизацию и обобщение полученных ранее знаний, опыта и применение их в аспекте компетентного использования информационно-коммуникационных средств.

Литература:

1. Азевич А.И. Особенности преподавания курса «Использование современных информационных и коммуникационных технологий» на факультете специальной педагогики // Вестник Московского городского педагогического унивеситета. Серия «Информатика и информатизация образования. 2010. №11. С. 62-68.

2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под ред. В.А.Козырева, Н.Ф.Радионовой, А.П.Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2008. 392 с.

3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов // Дефектология. 2001. № 3. С. 44-52.

4. Лапчик М.П., Роберт И.В., Удалов С.Р. и др. Структура и содержание подготовки методиста-организатора информатизации образования // Математика и информатика: наука и образование: межвузовский сб. науч. трудов: Ежегодник. Омск: Изд-во ОмГП. 2002. Вып. 2. С. 248-254.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.