Раздел III. Педагогика
А.В. Долженко
СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СРЕДЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрено понятие «электронное обучение». Приведены и аргументированы преимущества использования средств и технологий электронного обучения (e-learning). Рассмотрены различные подходы к определению и содержанию ИКТ-компетентности современного педагога. Представлено содержание профессиональной компетентности педагога в области информационно-коммуникационных технологий.
Ключевые слова. Профессиональная компетентность, электронное обучение, интерактивные средства обучения, мультимедиа.
A.V. Dol/henko
CONTENT OF TEACHERS' PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE FIELD OF INFORMATION COMPETENCE IN E-EARNING
Abstract. The article lays bare the notion "e-learning". It presents and reasons the advantages of using tools and technologies of e-learning. It shows the contents of teachers' professional competence in the field of information and communication technologies.
Keywords. Professional competence, e-learning, interactive learning tools, multimedia.
В современной системе образования возрастает роль информационных технологий, которые охватывают дополнительные возможности как для повышения качества и эффективности процесса обучения, так и для расширения сфер его применения. Быстрыми темпами развивается новая прогрессивная форма организации учебного процесса на основе принципа самостоятельного обучения ученика с помощью различных информационных ресурсов - дистанционное образование [1]. Отличительной особенностью развития современного образования являются изменяющиеся содержание образования и технологии преподавания. Широкое распространение получают инструменты и технологии среды электронного обучения (e-learning).
В статье 16 Закона «Об образовании в Российской Федерации» дается следующее определение понятию «электронное обучение»: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [7].
Сегодня невозможно представить занятия без использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Сопровождение процесса обучения презентациями, анимациями, мультимедиа (видео- и аудиоинформацией), демонстрация результатов моделирования процессов и явлений, использование электронных учебников, хрестоматийных и справочных изданий, словарей, работа в системах дистанционного обучения становится требованием современной системы образования. Среда электронного обучения значительно расширяет круг методов проведения и форм организации образовательного процесса.
Электронное обучение имеет ряд преимуществ: доступность образования, выбор индивидуального темпа изучения материала, построения индивидуальной образовательной траектории, получения индивидуальных консультаций преподавателя; возможность организации и участия в телеконференциях, тематических вебинарах, групповых дискуссиях, выполнения групповых проектов и др.
Очевидно, что при всем многообразии инструментов электронного обучения максимальный эффект от их применения в образовательном процессе может быть достигнут только при условии высокого профессионализма педагогов, которые должны владеть компетенциями для работы в среде электронного обучения, необходимых при организации и проведении учебного процесса; компетенциями в своей предметной области; компетенциями, необходимыми для обучения студентов, будущих педагогов, использованию технологий электронного обучения в профессиональной деятельности.
Следует отметить, что четкого определения профессиональной компетентности педагога в среде электронного обучения нет. ЮНЕСКО рассматривает понятие ИКТ - компетентности с учетом трех подходов к информатизации школы, которые связаны с соответствующими стадиями профессионального развития педагогов, осваивающих работу в ИКТ - насыщенной образовательной среде [6].
Первый подход - «Применение ИКТ» - предполагает способность учителей помогать ученикам применять информационно-коммуникационные технологии в целях повышения эффективности процесса обучения. Второй подход - «Освоение знаний» - требует от учителей способности помогать учащимся в глубоком освоении содержания учебных предметов, применении полученных знаний для решения комплексных задач, которые встречаются в реальном мире. Третий подход - «Производство знаний» - требует от учителей способности помогать учащимся «производить новые знания, которые необходимы для гармоничного развития и процветания общества»[6].
Профессиональный стандарт педагога рассматривает структуру ИКТ - компетентности в виде трех блоков:
- общепользовательская ИКТ-компетентность;
- общепедагогическая ИКТ-компетентность;
- предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) [3].
Мы ориентируемся в своем исследовании на трактовку профессиональной компетентности педагога в среде электронного обучения как системной категории, в которой ИКТ-компетентность является одной из составляющих, а формирование и актуализация происходят в рамках системы непрерывного педагогического образования [2].
Основные направления деятельности педагогов в среде электронного обучения включают: разработку контента в соответствии с образовательными стандартами, разработку сценария курса с учетом доступных форм организации работы, разработку фонда оценочных средств для промежуточного и итогового контроля с использованием различных типов тестовых заданий, изучение литературы по проблемам электронного обучения, разработку методических рекомендаций, учебного материала, разработку презентаций, разработку электронных мультимедийных учебных и справочных пособий.
Представим основные компоненты профессиональной компетентности педагога, необходимые для эффективной работы в среде электронного обучения: умение получать новые знания; умение работать в MSWord: умение строить таблицы, графики, диаграммы в MS Excel; умение разрабатывать и создавать презентаций в MS PowerPoint, использовать в них элементы мультимедиа; умение работать в среде Интернет; умение разрабатывать электронные тесты, создавать банк тестовых заданий; умение разрабатывать и создавать электронные мультимедийные учебные, справочные, хрестоматийные пособия, словари; умение разрабатывать, наполнять контентом и сопровождать учебные курсы в среде дистанционного обучения, умение применять на практике основы педагогического дизайна.
Представленный перечень наглядно демонстрирует широкий спектр компетенций педагогов, необходимых не только для эффективной работы в среде электронного обучения, но и для того, чтобы процесс обучения стал интересным для студентов и слушателей курсов повышения квалификации, разнообразным с точки зрения используемых средств и технологий.
Электронное обучение влияет на все факторы, отвечающие за качество образования. К этим факторам относятся: концепция образования, организация и структурирование содержания образования, используемые методы и организационные формы обучения, организация информационно-образовательной среды, среда обучения, использование технических средств, профессионализм преподавателя, учителя. Поэтому необходим системный подход к многоуровневому формированию необходимых компетенций педагога для эффективной работы в электронной среде.
Изучение проблемы повышения качества непрерывного педагогического образования в рамках внедрения электронного обучения, основанного на использовании современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обнаружило ряд противоречий:
- между потребностью в педагогах, обладающих компетенциями в области электронного обучения и отсутствием эффективной модели формирования и постоянной поддержки этих компетенций в актуальном состоянии;
- между многообразием инструментов и технологий электронного обучения и недостатком эффективных технологий их внедрения и интеграции с традиционными формами обучения;
- между попыткой реализации инновационного подхода в обучении (инструменты и технологии электронного обучения) и недостаточно четким представлением о реальной картине имеющихся возможностей и соответствующих компетенций, позволяющих эффективно применять эти инструменты и технологи современными педагогами-предметниками.
Недостаточная компьютерная грамотность педагогов-предметников не позволяет эффективно
использовать возможности электронного обучения в полном объеме или интегрировать его в традиционные формы обучения. Технологии электронного обучения не всегда используются по назначению или применяются в учебном процессе как дань моде - технологии ради технологий, при этом не решая педагогических задач.
Недостаточное количество адаптированной под педагогические задачи литературы по электронному обучению, адаптивных многоуровневых программ повышения квалификации педагогов в области электронного обучения и актуальной информации об уровне ИКТ - компетенций педагогов позволяют говорить о наметившихся проблемных моментах в системе непрерывного педагогического образования. Современная система педагогического образования призвана обеспечивать подготовку педагогов в соответствии с требованиями ФЗ № 273 от 20.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» в части реализации образовательных программ с применением электронного обучения.
С введением ФГОС ВО, новых стандартов школьного образования, разработкой профессионального стандарта педагога и вступлением в силу ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» изменяются требования, предъявляемые к качеству образования и эффективности учебного процесса. Эти требования ориентируют систему педагогического образования на формирование у студентов и развитие у преподавателей педагогических институтов и педагогов общеобразовательных организаций профессионально значимых компетенций для работы в электронной среде. В связи с этим необходимо оптимально выстраивать траекторию профессионального развития ИКТ - компетентности педагога, понимать ее как поэтапный процесс в течение всей профессиональной деятельности и создавать для этого необходимые условия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дерябина, Г.И. Создание электронных учебных курсов / Г.И. Дерябина. - Самара: Универс-групп, 2006. - 32с.
2. Занкова, Е.Ю. Формирование информационной культуры современного преподавателя высшей школы / Е.Ю. Занкова, Е.В. Ящук // Вестник Таганрог. гос. пед. ин-та. Гуманитарные науки. - 2012. - № 1. - С. 24-28.
3. Профессиональный стандарт педагога. - URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/3071 (дата обращения 24.10. 2015)
4. Резник, С.Д. Преподаватель вуза: технология и организация деятельности: учеб. пособие / С.Д. Резник. -М.: ИНФРА-М, 2010. - 389 с.
5. Стеценко, И. А., Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения (на примере разработки электронного мультимедийного учебника «История педагогики и образования») / И.А. Стеценко, Д.Н. Середа, Е.В. Ящук // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 9. - С. 8387.
6. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО - URL: http://edu.vspu.ru/doc/groups/228/739/IKT-kompetentnost-struktura-po-YUNESKO.pdf (дата обращения 12.10. 2014)
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 0-13. - Москва: Проспект, 2014. - 160 с.
УДК 378.147 ББК 74.58
И.П. Парфенова
РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА
Аннотация. По результатам содержательно-функционального анализа формирования управленческих компетенций как педагогической проблемы высказывается гипотеза, в соответствии с которой прогностическая, инициирующая, исполнительская и управляющая функции рефлексии формируют функциональный, продуктивный, коммуникативный и личностный компоненты управленческих компетенций педагога.
Ключевые слова: педагогическое образование, компетентностный подход, управленческая компетенция, рефлексия, образовательный менеджмент