Подготовка преподавателя вуза к применению средств электронного обучения как первый шаг развития цифровой педагогики
Денис Сергеевич Дмитриев аспирант кафедры теории и методики профессионального образования, Самарский национальный исследовательский университет имени академика
С.П. Королева, ул. Академика Павлова, 1, г. Самара, 443011, (846)3345448 [email protected]
Соловова Наталья Валентиновна профессор кафедры теории и методики профессионального образования, Самарский национальный исследовательский университет имени академика
С.П. Королева, ул. Академика Павлова, 1, г. Самара, 443011, (846)3345448
Аннотация
В данной статье рассмотрены средства электронного обучения как базовый шаг реализации цифровых педагогических технологий, приведена структура авторской системы подготовки преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности. Описан опыт подготовки преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности во внутривузовской системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей Самарского национального исследовательского университета имени С.П. Королева, определена динамика изменения показателей компонентов (ценностно-мотивационного, когнитивного, методико-операционального, оценочно-рефлексивного). This article describes e-learning tools as a base step of the digital pedagogical technologies implementation and the structure of the author's training system of university teacher e-learning tools use in professional activities. The formation experience of high school teacher readiness to use e-learning tools in professional activity in the advanced training and retraining intra-university system of Samara National Research University, the article determines the components (value-motivational, cognitive, methodical-operational, evaluative-reflective) indicators dynamics.
Ключевые слова
средства электронного обучения, электронное обучение, открытое образование, информационная образовательная среда, готовность преподавателя вуза к применению средств электронного обучения E-learning tools, e-learning, open education, informational educational environment, readiness of the university teacher to use e-learning tools
Введение
Развитие высшего образования в последние годы неразрывно связано с применением высоких технологий, способствующих повышению качества реализации образовательного процесса и технологизации инструментария его участников.
Интеграция в образовательный процесс сложных программно-технических комплексов связана с Интеграция в образовательный процесс анализом больших данных, роботизацией, нейронными сетями, искусственным интеллектом. Задачи реформирования системы образования требуют адекватных изменений в средствах и методах обучения и организации образовательного процесса в вузах на основе принципов государственной политики в сфере информатизации и цифровизации образования, вызвавшей появление нового типа образования - открытого, основанного на свободном неограниченном доступе к образовательным ресурсам [1, 2]. Открытое образование способствует развитию цифровой педагогики: каждый обучающийся способен выбрать оптимальную образовательную программу, в которой становится возможным реализовать персональную образовательную траекторию онлайн с учетом всех особенностей и пожеланий обучающихся [3]. Развитие цифровой педагогики в рамках открытого образования требует разрешения значительного количества организационных, методологических и практических проблем, начиная от первых шагов в реализации цифровых педагогических технологий в контексте открытого образовании и до разработки долгосрочного стратегического плана, способствующего поэтапным трансформациям образовательного процесса [4, 5].
Открытое образование может быть реализовано в условиях новой обучающей информационно-образовательной среды, которая интегрирует электронные информационные ресурсы, информационные и коммуникационные технологии. Именно электронное обучение, являясь фундаментом развития цифровой педагогики и открытого образования, - это тип образования, потенциал которого способствует росту качества профессиональной подготовки обучающихся, повышению конкурентных преимуществ образовательной организации за счет привлечения новых педагогических и кадровых ресурсов к реализации образовательных программ; узнаваемости бренда образовательной организации в информационном пространстве [6]. Одним из значимых условий функционирования электронного обучения, способствующих реализации открытого образования и электронного обучения, является наличие инструментария - средств электронного обучения. Подготовка преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности является значимой научной проблемой, а стартовым условием успешного открытого образования является подготовка преподавателей вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности.
Для исследования поставленной проблемы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: анализ философской, педагогической, психологической, методической, нормативно-правовой литературы; эмпирические методы исследования; праксиметрические методы; качественные и количественные методы обработки научной информации (корреляционный, факторный анализ).
Теоретический анализ интеграции средств электронного обучения в педагогический процесс
Сегодня в педагогической науке значительное внимание обращено на совершенствование методик и технологий обучения в связи с необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров по всем направлениям деятельности в динамично меняющихся экономических и социальных условиях и обозначенных перспективах интеграции цифровых технологий, обозначенных приоритетной государственной задачей. Реформирование и модернизация образования в высшей школе неразрывно связаны с применением цифровых технологий обучения и тенденцией информатизации, что создает условия для новых направлений исследований средств организации образовательного процесса.
Реализация тенденции информатизации образования позволяет создавать мощный единый центр мирового образования, являющийся фундаментом открытого образования [7]. Тенденция информатизации образования и конструирование информационно-образовательной среды обусловило появление педагогических исследований информационно-коммуникативных и цифровых технологий и актуализацию электронного обучения, в иностранных источниках обозначаемого термином Е-1еатт^ [8]. Электронное обучение стало средством реализации открытого образования в рамках построения информационно-образовательной среды. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [9]. Также при определении электронного обучения внимание акцентируется на его мультимедийном контенте, что позволяет определить электронное обучение как образовательный процесс, реализованный с помощью Интернет и мультимедиа технологий.
Электронное обучение является важной составляющей образовательного процесса [10]. Подтверждением этого факта является и то, что развивается нормативно-правовая база, регламентирующая само электронное обучение в образовательном процессе. Электронное обучение представлено не только средством реализации открытого образования, но и новой формой обучения. Средства электронного обучения как инструмент реализации электронного обучения в рамках информационно-образовательной среды катализируют изменение мира и принципов обучения, внедряя цифровые технологии в педагогику, придавая им новый образовательный смысл. Именно поэтому обучение с помощью электронных средств является в настоящее время инновационной формой развития образовательных технологий [11].
Дефиниция средства электронного обучения трактуется учеными с различных
сторон:
• под средствами электронного обучения понимаются программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности [12];
• средства электронного обучения - программные средства учебного назначения, в которых отражена определенная предметная область, в той или иной степени реализована технология ее изучения, обеспечены условия для реализации различных видов учебной деятельности [13].
• под средствами электронного обучения могут пониматься электронные издания, содержащие систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающей творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области [14].
При этом средства электронного обучения должны отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Средства электронного обучения не могут быть редуцированы к бумажному варианту без потери дидактических свойств [15]. Согласно данной логике, средства электронного обучения должны иметь следующие характеристики:
1. Средства электронного обучения должны быть представлены совокупностью графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото, и другой информации.
2. В структуре средств электронного обучения могут быть выделены информационные источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры.
3. Средства электронного обучения, содержащие систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивают творческое и активное овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в этой области.
В основу применения средств электронного обучения положены следующие базовые дидактические принципы.
1. Принцип наглядности обучения. Применение в процессе обучения средств, позволяющих получать информацию наглядно различными средствами: современными мультимедиа средствами, изобразительными средствами, условно-графическими средствами.
2. Принцип распределенного учебного материала. Образовательный процесс, основанный на средствах электронного обучения, использует базу в виде компьютера в компьютерных сетях. Компьютерные сети выступают компонентом технической инфраструктуры, компьютер - инструментом размещения и демонстрации учебной информации. Поэтому средства Е-1еагт^ могут быть доступны обучающимся как в глобальной, так и в локальной сети.
3. Принцип интерактивности учебного материала. Активность обучающихся и их взаимодействие с преподавателем обеспечена средствами представления информации. Такие средства объединяются в единую структуру; обучающийся получает целостный интерактивный курс, а преподаватель-модератор проводит системную унификацию разрозненных материалов.
4. Принцип мультимедиа репрезентации. Обучающиеся с различными доминирующими возможностями восприятия учебной информации могут самостоятельно адаптировать курс и активировать приемлемое мультимедиа средство презентации информации учебного курса. Обеспечивается максимальный учет индивидуальных особенностей.
5. Принцип адаптивности к персональным потребностям обучающегося. Принцип предполагает изменение объема информации, предлагаемой для изучения за определенный промежуток времени, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося; в связи с этим основной проблемой оптимизации обучения с точки зрения сохранения и развития адаптационных резервов является оценка и коррекция состояния человека в процессе получения новых знаний.
Также под средствами электронного обучения понимаются учебные средства, реализующие возможности информационных технологий: предоставлять учебную информацию с привлечением технологии мультимедиа; осуществлять обратную связь с пользователем при интерактивном взаимодействии, контролировать результаты обучения и продвижения в учении; автоматизировать процессы информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением. Такой подход к определению средств электронного обучения требует адаптации личностных качеств преподавателя. Преподаватель становится не просто пользователем средств, но и наследует функции администратора, которые позволяют учесть авторский подход к реализации образовательных дисциплин, наполнить их дополнительным функционалом. Такой функционал позволяет адаптировать материал к требованиям обучающихся и учесть личностные особенности преподавателя.
Генезис идей об электронном обучении показал, что логика его развития всегда опиралась на идеи автоматизации и оптимизации образовательного процесса,
объективности оценки его результатов [16]. Опыт разработки и применения инновационных методов обучения всегда требовал от педагогов повышения их квалификации, а в случае освоения электронных технологий обучения - интеграции методических знаний и технологических умений [17]. В условиях модернизации и совершенствования профессионального образования актуализируется проблема применения информационных технологий, средств электронного обучения, что требует уточнения результата образовательного процесса и разработки методологических подходов к его получению.
Анализ научных работ, посвященных применению инновационных средств (нейронных сетей, систем хранения больших данных, блогов, интернет-сообществ и др.) при подготовке преподавателей к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды, приводит к выводу, что их тематика широко представлена в педагогических исследованиях [18-26].
Инновационная ориентация образовательного процесса с применением средств электронного обучения требует личностных и профессиональных компетенций преподавателя [27]. С опорой на специфику и особенности методической деятельности, как ведущей деятельности преподавателя вуза, на основе принципа идентификации его должностных обязанностей и требований профессиональных и образовательных стандартов была разработана модель готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности. Готовность представляет собой интегративную характеристику личности, отражающую системный уровень знания методических и методологических основ электронного обучения, умения применять инновационные методы, технологии и средства электронного обучения, оценивать результаты обучения в формате электронных контентов, проводить анализ электронных образовательных ресурсов. Модель готовности представлена ценностно-мотивационным, когнитивным, методико-операциональным и оценочно-рефлексивным компонентами; для каждого компонента определены показатели и уровни (базовый, продвинутый и творческий) [11].
Подготовка преподавателей вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности должна проводиться в системе, отражающей современные тренды развития образования - системе повышения квалификации преподавателей вуза. Подготовка преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности требует совокупности методологических подходов (пространственный, андрагогический, матричный, средовый, продуктный, деятельностный, компетентностный), выступающих инструментарием моделирования структурных элементов системы. Исходными в построении модели подготовки становятся дидактические принципы, обеспечивающие единство и научную обоснованность содержания и средств обучения в процессе повышения квалификации: открытость, оптимальность, безоценочность, системность, целостность, практико-ориентированность, мобильность, дифференцированность, адаптивность, идентификация. Результаты пилотажного опроса подтвердили необходимость проектирования и апробации системы формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности Выборку составили 180 преподавателей Самарского университета. Сферы методической деятельности преподавателя вуза, связанные с применением средств электронного обучения в образовательном процессе, вызывают значительные затруднения более чем у 72% опрошенных преподавателей: 45% преподавателей имеют морально-ценностный барьер перед освоением информационных технологий; 61% респондентов отметили, что испытывают затруднения с освоением методологических основ электронного обучения; 80% респондентов затрудняются в проектировании и применении электронных учебных курсов; 88% респондентов никогда не анализировали
эффективность электронных средств обучения. Вместе с тем, 56% опрошенных преподавателей вуза осознают необходимость внедрения средств электронного обучения в образовательный процесс в рамках проектирования и создания информационно-образовательной среды.
Результаты констатирующего эксперимента показали низкие значения показателей сформированности компонентов готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения, что может препятствовать профессиональному развитию педагога в условиях развивающейся информационно-образовательной среды. Общепринятая подготовка к повышению квалификации преподавателей вузов, к качеству которой предъявляются высокие требования со стороны контролирующих органов, образовательной среды, стейкхолдеров образовательного процесса, не обеспечивает в полном объеме подготовку преподавателей вуза к применению средств электронного обучения, учебно-методической деятельности, предполагающей постоянное профессиональное совершенствование [28]. Остается неразрешимым противоречие между необходимостью овладения инновационным педагогическим инструментарием, обеспечивающим формирование знаний, умений, навыков и опыта для решения профессиональных задач, и отсутствием научно обоснованной системы подготовки преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности.
Разрешение данного противоречия выявило необходимость разработки системы, обеспечивающей формирование готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности, что является решением задачи развития показателей в структуре данной готовности. Для разработки научно-обоснованной системы формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности необходимо спроектировать модель системы, определить дидактическое содержание и отобрать педагогические средства (рисунок 1).
Модель подготовки представлена четырьмя элементами: целевым, содержательным, процессуальным и результативным. Целевой элемент системы отражает стратегию подготовки преподавателей вуза к применению средств электронного обучения, определяя главные задачи. Содержательный элемент системы основан на принципах матричного и средового подходов, которые ориентируют преподавателя на построение системы взаимосвязанных модулей в структурах учебных дисциплин в соответствии с выбранной траекторией обучения в системе повышения квалификации. Принципы матричного подхода позволили реализовать процесс формирования готовности на основе стартовых уровней структурных компонентов. Процессуальный элемент системы базируется на принципах продуктного и деятельностного подходов, предполагающих применение интерактивных методов обучения. Результативный элемент системы основан на принципах пространственного (открытость, выбор траектории и формы повышения квалификации) и компетентностного (адаптивности, идентификации, результативности) подходов. Результативный элемент интегрирует компоненты готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности.
Целевой элемент системы (андрагогичесшй подход) Цель: под гот сек! преподавателя вуза к применению средств электронного обучения Задача: развитие показателей в структуре готовности преподавателя вуза к применению средствэлектронного ооученияв пр о фе с сиональной д еятельности
Содержательный элемент системы (матричный подход, срвдовыц подход)
Нормативно -правовые основы электр онног о Снст емы E-laaming Методические основы электронного обучения Практика применения электронного обучения Проектирование электронных учеоных курсов Ф v ныл [опальное моделнр ованш элаар оннкх учебных курсов Электронные средства опенки н контроля качества образования Диагностика н самодиагностика профессионал! нон деятельности преподавателя вуза
Процессуальныйэлемент системы (продукяшыйподход, деятвлъностный подход)
Пробязмная .тзспня. интеллектуальное кафе Вндеолекпня-пресс-конференпня. меновой штурм, в-ддиндр е- р-1аицз круглого стола, тренинг класс, даловая игра Эвристическая беседа проект, конкурс проф. мастерства, орг-деятельностная игра
Аттестация: групповое проектирование электронного образовательного продукта
Результативный элемент системы (хампетеюнностныы подход, пространственный подход)
Когннтиенын компонент компонент Опеночно-рефлекснвнын
компонент
Мотив анионная готовность Методическая готовность Технологическая готовность Экспертная готовность Инврвяпионняя готовность
Рис.1. Модель системы подготовки преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности
Реализация системы подготовки преподавателей вуза к применению средств электронного обучения (практическая часть)
В период с 2013 по 2017 годы дополнительное образование в Самарском университете по программе «Разработка и применение средств электронного обучения (система электронного обучения EFront)» и программу «Электронное обучение на основе Google сервисов» освоили 210 преподавателей (более 70% всех слушателей), что свидетельствует о популярности данного направления. Проектно-организационные электронные технологии, инновационные методы и технологии (например, проблемно-ориентированные методы, проектные сессии, тренинги, вебинары) при решении комплексных практических задач, применение новаторских идей при проектировании содержания дисциплин (мастер классы, видеолекции) направлены на развитие качеств обучающихся преподавателей и способствуют большей индивидуально-личностной ориентации образовательного процесса, созданию в процессе обучения электронного образовательного продукта. Активные методы обучения, применяемые при формировании готовности, направлены не на транслирование знаний, а на их активное воспроизведение; совокупность методов обучения (проблемная лекция, исследовательский проект, практикум, кейс-метод, тренинг, дискуссия, мозговой штурм, деловая игра) направлены на то, чтобы слушатели самостоятельно овладевали знаниями в процессе активной познавательной деятельности.
Взаимосвязь компонентов готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения достигается интеграцией интерактивных и электронных средств, представленных в виде имитационных деловых и орг-деятельностных игр, лекций пресс-конференций, видеолекций, вебинаров, практических мастер-классов, тренинговых занятий, конкурсов, проектных сессий и др. Технологии целеполагания, образовательного проектирования, планирования,
диагностики позволяют ориентироваться на достижение результата как основную цель.
Пилотажное исследование, проведенное на базе Самарского университета, выявило недостаточный уровень сформировананности компонентов готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения, что может препятствовать реализации стратегий конкурентоспособных образовательных программ, реализации инновационных форм обучения, повышению эффективности и качества образования. Констатирующий и формирующий эксперименты исследования были направлены на выявление уровня сформированности компонентов в структуре готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения среди преподавателей, определяемого с помощью средневзвешенного индекса компонента, диапазон значений которого находился в границах от +1 до -1 [11, 28]. Средневзвешенный индекс рассчитывался по результатам анкетирования. Анкета состояла из 20 вопросов, разделенных на 4 блока по 5 вопросов на оценку уровня сформированности каждого компонента. Вопросы, входящие в анкету, были составлены на основе оценки по шкале Лайкерта. Интерпретация значений показателей проводилась следующим образом:
[+1] - показатель проявляется в очень большой мере;
[+0,5] - показатель проявляется в большой мере;
[0] - показатель проявляется в достаточной мере;
[- 0,5] - показатель проявляется в небольшой мере;
[-1] - показатель проявляется в минимальной мере.
Кроме того, проводилась оценка независимых экспертов, в роли которых выступали деканы, заведующие кафедрами, руководители административных служб университетов.
Анализ и оценка разработки системы подготовки преподавателя вуза к применению средств электронного обучения
По материалам сравнительного анализа результатов констатирующего и формирующего экспериментов подтверждена компенсаторная роль компонентов в структуре готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения, выделены доминирующие показатели - показатели, имеющие максимальное среднее значение индекса[11] (таблица 1).
Таблица 1
Доминирующие показатели в структуре готовности преподавателя вуза
к применению средств электронного обучения
Компоненты готовности Значение средневзвешенного индекса Доминирующий показатель
Констатирующ ий эксперимент Формирующ ий эксперимент Ко нстатирующи й эксперимент Формирующий эксперимент
Ценностно-мотивацио нны й 0.35 0.76 Убеждение, что средства электронного обучения являются оптимальным методом современного обучения Потребность в применении средств электронного обучения при реализации учебных курсов
Знание методических Знание методических основ проектирования электронных курсов
Когнитивный 0.28 0.79 основ электронного обучения
Умение применять Умение применять основные методики электронного обучения в профессиональной деятельности
Методико-операциональ ный 0.25 0.64 инновационные методы и технологии электронного обучения
Способность Способность к
оценивать самопроектировани
Оценочно-рефлексивный 0.23 0.72 результаты обучения студентов с помощью средств электронного обучения ю маршрута формирования готовности к применению средств электронного обучения.
Средний показатель 0.28 0.73 Базовый уровень Творческий уровень
Прирост в 2.6 раза
Особый интерес представляют данные сравнительного анализа констатирующего и формирующего экспериментов среди разных возрастных и должностных категорий преподавателей. Выборки представляли преподаватели разных категорий: 12% - доктора наук, профессора (возраст более 60 лет); 62% -кандидаты наук, доценты с опытом работы от 5 до 15 лет (возраст до 60 лет); 26% -ассистенты и старшие преподаватели (возраст до 35 лет) (таблица 2).
Таблица 2
Уровни готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения (в % показателе)_
№ п/п
Компоненты Готовности
Уровни готовности
Категории преподавателей
Ассистенты,
старшие преподаватели
К.э.
Ф.э.
Доценты
К.э.
Ф.э.
Профессора
К.э.
Ф.э.
Ценностно-мотивационный
Продвинутый
16
38
25
37
20
35
Когнитивный
Базовый
26
15
30
39
Методико-операциональный
Продвинутый
44
26
27
21
18
32
Оценочно-рефлексивный
Творческий
14
21
18
34
23
33
8
Подготовка преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности и внедрение этих средств в образовательный процесс позволяет решать образовательной организации ряд задач, связанных с повышением эффективности образовательных программ: их конкурентоспособности на основе реновации содержания; привлечения новых ресурсов к реализации образовательных программ; узнаваемости бренда образовательной организации в
информационном пространстве; повышения качества реализуемых в образовательной организации основных образовательных программ и др.
Качество образовательных услуг в образовательной организации, применяющей средства электронного обучения, повышается за счет решения следующих задач: возможность освоение образовательных программ без выезда в вуз; повышение конкурентоспособности образовательных программ за счет обеспечения вариантности и построения индивидуальных образовательных траекторий; вовлечение иностранных преподавателей; обеспечение процедур прозрачности оценки результатов обучения. Стартовым условием применения средств электронного обучения в образовательной организации является подготовка преподавателей вуза к их применению в профессиональной деятельности.
Так, при рассмотрении результатов реализации системы подготовки преподавателей вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности был проведен контент-анализ методической документации основных образовательных программ - рабочих программ дисциплин учебных планов направлений подготовки магистратуры Самарского университета (таблица 3).
Таблица 3
Результаты контент-анализа рабочих программ дисциплин основных
ООП по направлению подготовки (профиль/программа) Количество рабочих программ дисциплин по ООП (ед.) Количество рабочих программ дисциплин по ООП с наличием средств электронного обучения в 2013/2014 г. (ед., %) Количество рабочих программ дисциплин по ООП с наличием средств электронного обучения в 2016/2017 г. (ед., %)
Уровень подготовки: магистратура
01.04.01 Математика (программа «Инновации в преподавании математики и информатики») 2 8 4 (14,3%) 16 (57,1%)
46.04.01 История (программа «Отечественная история») 40 4 (10%) 16 (40%)
38.04.01 Экономика (программа «Финансы и кредит») 36 6 (16,7%) 20 (55,6%)
38.04.02 Менеджмент (программа «Финансовый менеджмент») 38 5 (13,2%) 20 (52,6%)
38.04.02 Менеджмент (программа «Стратегическое управление») 38 6 (15,8%) 19 (50%)
38.04.02 Менеджмент 36 5 (13,9%) 21 (58,3%)
(программа «Менеджмент образования»)
38.04.03 Управление персоналом (программа «Управление персоналом организации») 35 8 (22,9%) 21 (60%)
38.04.05 Бизнес- информатика (программа «Электронный бизнес») 37 7 (18,9%) 22 (59,4%)
44.03.02 Психолого-педагогическое образование (программа «Психология и педагогика обучения иностранным языкам») 38 9 (23,7%) 20 (52,6%)
В результате, средний прирост количества учебных дисциплин, применяющих средства электронного обучения, по рассмотренным основным образовательным программам направлений подготовки магистратуры составил 37,4% (увеличение в 3,2 раза). Данный факт позволяет констатировать востребованность средств электронного обучения при реализации профессиональной деятельности преподавателями университета. Рост показателей в структуре готовности детерминирует рост показателей качества образовательных программ, экспертная оценка которых (успеваемость, результаты интернет-тестирования, контент анализ методического обеспечения, удовлетворенность студентов организацией образовательных траекторий и способов коммуникации с преподавателем, компетентность преподавателей). Это подтверждает практико-ориентированную и инновационную направленность концепции формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения на основе доминирования принципов андрагогического, матричного, деятельностного и компетентностного подходов (таблица 4).
Таблица 4
Методологические подходы к организации подготовки преподавателя вуза к
применению средств электронного обучения
Подход Цель применения Ведущие принципы Задачи
Пространственный Учет специфики вуза Открытость Выбор форм повышения квалификации
Андрагогический Учет особенностей обучения взрослых Оптимальность Безоценочность Выбор методов и технологий обучения
Матричный Учет функциональных взаимоотношений и взаимодействий Опережающего педагогического действия Системность Целостность Определение содержания подготовки
Средовый Учет возможностей и статуса образовательного учреждения Оптимальность Определение содержания подготовки
Продуктный Формирование практических умений Практико-ориентированность Разработка электронного учебного курса
Деятельностный Учет специфики методической деятельности Мобильность Диф ференцированность Управление подготовкой, выбор средств обучения
Компетентностный Учет квалификационных характеристик Адаптивность Идентификация Разработка структуры готовности к применению средств электронного обучения
Заключение
В условиях социально-экономических преобразований постиндустриального общества развитие и интеграция цифровых технологий в образование обуславливает актуальность его нового типа - открытого образования, определяющим средством реализации которого в условиях информационно-образовательной среды образовательных учреждений становится электронное обучение. Разрешение противоречия между потребностью педагогического сообщества вузов в кадрах, способных развивать цифровые педагогические технологии, и неготовностью преподавателей к их применению основ развития цифровой педагогики (на примере подготовки к применению средств электронного обучения) становится возможным, если в рамках повышения квалификации реализуется научно-обоснованная система подготовки преподавателей к выполнению задач инновационной профессиональной деятельности. Успешная реализация системы, представленной четырьмя элементами (целевым, содержательным, процессуальным и результативным), обусловливается развитием доминирующих показателей и ростом значений индексов всех компонентов в структуре готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности [11].
Эффективность подготовки преподавателей вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности выражается показателями качества образования: успеваемость, результаты тестирования, удовлетворенность процессом обучения, обеспечение вариантности индивидуальных образовательных траекторий. Прозрачность процедур оценки результатов обучения позволяет образовательной организации решать задачи по созданию условий для реализации образовательных программ с привлечением электронных ресурсов.
Литература
1. Менциев А.У. Роль цифровых технологий в современном педагогическом процессе // Научный форум: педагогика и психологий: сб. ст. по материалам XIII междунар. науч.-практич. конф.. 2017. С. 23-26.
2. Абрамов Г.В., Ватутина М.Н. Разработка методики эффективного управления образовательным процессом // Образовательные технологии и общество. Т. 19. №. 3. 2016. С. 435-450.
3. Богачков Ю.Н., Ухань П.С., Милашенко В.Н., Фельдман Я.А. Образование для
будущего, выбор целей: подходы и инструменты // Образовательные технологии и общество. Т. 19. №. 2. 2016. С. 392-413.
4. Колесникова Е.И., Никифорова Т.В., Шаврин В.Ю. Цифровой образовательный ресурс адаптации преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения // Образовательные технологии и общество. Т. 19. №. 1. 2016. С. 514524.
5. Старыгина С.Д., Нуриев Н.К. Дидактическая инженерия как новый тренд в обучении и диагностике // Образовательные технологии и общество. Т. 20. №. 4. 2017. С. 443-472.
6. Ваграменко Я.А., Русаков А.А. Педагогические аспекты влияния ИКТ на характер современного образования // Образовательные технологии и общество. Т. 20.
№. 4. 2017. С. 443-472.
7. Андреев А.А., Солдаткин В.Н. Прикладная философия открытого образования. Педагогический аспект: монография. М.: Альфа, 2002. 168 с.
8. Стариченко А.Е., Сардак Л.В. Применение современных технических средств обучения в e-learning // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 143— 145.
9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 27.04.2018).
10. Локтева Е. Классификация средств электронного обучения. URL: http://www.e-learning.by/ForumTheme/Klassifikacij a-elektronnyh-sredstv-obuchenij a/ ELearning.html (дата обращения: 27.02.2017).
11. Дмитриев Д.С., Соловова Н.В. Готовность преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности: монография. Самара: изд-во «Инсома-Пресс», 2017. 212 с.
12. Базилева И.М. Электронное обучение - дистанции не существует // Мир Интернет. 2000. № 8. С. 22-25.
13. Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие. М.: МГТА, 2001. 300 с.
14. Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В. Технологии создания электронных обучающих средств. М.: МГИУ, 2002. 304 с.
15. Стародубцев В.А., Киселева А.А. Блог как средство электронного обучения // Высшее образование в России. 2014. № 7. С. 86-92.
16. Дмитриев Д.С. Исторический аспект проблемы применения средств электронного обучения преподавателями вузов // Вестник Самарского государственного университета, 2015. №4 (126). С. 192-196.
17. Витвицкая Л.А., Кузнецов В.В. Особенности инновационных технологий в высшем педагогическом образовании // Вестник Оренбургского государственного университета, 2015. №11 (186). С. 223-226.
18. Агаханова Р.А. Формирование профессиональной компетентности студентов автомобильно-дорожного университета на основе электронных средств обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Махачкала, 2012. 152 с.
19. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика. М.: Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113-117.
20. Белов С.А. Формирование коммуникативной составляющей ИКТ-компетентности будущих педагогов профессионального обучения средствами учебного блога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Барнаул, 2014. 190 с.
21. Боброва Л.Н., Никулова Г.А. Программные средства учебного назначения: проявление ролевого стиля преподавания // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». 2012. № 2. V. 15. С.493-516.
22. Борисова С.П. Личностно-ориентированный подход к организации электронного обучения студентов-будущих экономистов // Вестник Самарского государственного университета. 2010. № 79. С. 214-218.
23. Воронина Л.В., Пестов С.А. Использование творческих проектов для формирования информационной компетентности педагогов технологического образования // Педагогическое образование в России. 2013. № 6. С. 28-34.
24. Горячев М.М., Горячев М.Д., Иванушкина Н.В. [и др.]. Использование социальных сетей в обучении студентов // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 7(129). С. 174-178.
25. Красилова И.Е. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности будущих учителей иностранного языка средствами образовательного интернет-сообщества: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2015. 241 с.
26. Марон А.Е., Монахова Л.Ю., Соколов В.И. Практическая андрагогика. Книга 4. Информатизация образования взрослых: монография. СПб.: УРАО ИОВ, 2011. 350 с.
27. Прокудин Д.Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы. URL: http://anthropology.ru/ru/text/prokudin-
de/informatizaciyaotechestvennogo-obrazovaniya-itogi-i-perspektivy (дата обращения: 27.04.2018).
28. Дмитриев Д.С. Модель формирования когнитивного компонента готовности преподавателей вуза к разработке МООК // Образовательные технологии и общество, 2015. Т. 18. №2. С. 638-652.
29. Соловова Н.В. Управление методической работой вуза в условиях реализации инновационных методических задач: дис. ... докт. пед. наук : 13.00.08 / Соловова Наталья Валентиновна; М-во образования и науки Рос. Федерации, Самар. гос. ун-т. Самара, 2012.