Научная статья на тему 'Система формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения'

Система формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СРЕДСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриев Д. С.

В статье представлена система формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в рамках тенденции модернизации образования; описаны элементы системы формирования готовности, методологические подходы, принципы и основные педагогические технологии, применяемые в курсе повышения квалификации преподавателей. Рассмотрена структура готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения. Обоснована эффективность работы системы: приведены результаты динамики значений компонентов готовности преподавателей вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности. Сделан вывод о росте показателей направленности преподавателей на применение средств электронного обучения для решения педагогических задач по организации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриев Д. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY TEACHERS’ READINESS FORMATION SYSTEM TO THE USE OF E-LEARNING TOOLS

The article presents high school teachers’ readiness formation system to the use of e-learning in the educational modernization trends; it describes the elements of readiness formation system, methodological approaches, principles and basic educational technologies which are used in teacher training course. It also describes the structure of university teachers’ e-learning tools readyto-use. The efficiency of the system is substantiated: the results of the high school teachers’ readiness to use of e-learning tools component values dynamics in their professional activities are presented. The conclusion about the growth of teachers’ orientation indicators on the use of e-learning tools for the solution of pedagogical tasks in the educational process is made.

Текст научной работы на тему «Система формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения»

УДК 378.16

Д.С. Дмитриев*

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье представлена система формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в рамках тенденции модернизации образования; описаны элементы системы формирования готовности, методологические подходы, принципы и основные педагогические технологии, применяемые в курсе повышения квалификации преподавателей. Рассмотрена структура готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения. Обоснована эффективность работы системы: приведены результаты динамики значений компонентов готовности преподавателей вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности. Сделан вывод о росте показателей направленности преподавателей на применение средств электронного обучения для решения педагогических задач по организации учебного процесса.

Ключевые слова: система повышения квалификации, средства обучения, педагогические технологии, средства электронного обучения, готовность к применению средств электронного обучения.

Модернизация высшего образования в настоящее время является приоритетным направлением развития общества. Изменения касаются различных аспектов: разработки и внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, нормативно-правовой базы всех уровней образования; интеграции инновационных технологий и процессов в образование; внедрения критериальной базы оценки эффективности образовательной деятельности образовательных организаций. Актуальной проблемой становится взаимодействие преподавателей и обучающихся с помощью средств электронного обучения [1]. Методическая деятельность преподавателя вуза, связанная с применением средств электронного обучения в учебном процессе, вызывает у него значительные затруднения (на это указывают 72 % опрошенных преподавателей): 45 % преподавателей имеют морально-ценностный барьер перед освоением информационных технологий; 61 % отмечают, что испытывают затруднения при освоении методологических основ электронного обучения; 80 % затрудняются в проектировании и применении электронных учебных курсов; не способны анализировать эффективность электронных средств обучения 88 % преподавателей; 56 % преподавателей вуза осознают необходимость внедрения средств электронного обучения в учебный процесс в рамках создания и проектирования информационно-образовательной среды. Результаты проведенного нами опроса свидетельствуют о необходимости формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения, которая является интегративной характеристикой личности, отражающей уровень знаний методических и методологических основ электронного обучения, развитость

* © Дмитриев Д.С., 2016

Дмитриев Денис Сергеевич ([email protected]), кафедра теории и методики профессионального образования, Самарский университет, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

умений применять инновационные методы, технологии и средства электронного обучения, оценивать результаты обучения в формате электронных контентов, проводить анализ электронных образовательных ресурсов [2; 3]. При разработке структуры готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения базировались на принципе идентификации, позволившем соотнести виды методической деятельности с основными квалификационными характеристиками, сформированность которых дает возможность внедрять средства электронного обучения в информационно-образовательную среду вуза [4]. Применение данного принципа предполагает выделение в структуре готовности следующих компонентов: ценностно-мотивационного, когнитивного, методико-операционального, оценочно-рефлексивного.

Пилотажное исследование, проведенное на базе Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, выявило недостаточный уровень сформированности компонентов готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения, что может препятствовать реализации стратегии конкурентоспособных образовательных программ, реализации инновационных форм обучения, повышению эффективности и качества образования.

Экспериментальная работа заключалась в разработке системы формирования готовности преподавателя вуза к применению средств электронного обучения в виде взаимосвязанных элементов: целевого, содержательного, процессуального, результативного. Система апробировалась в Самарском университете в качестве дополнительной программы курсов повышения квалификации.

В качестве методологического основания процесса повышения квалификации применялись следующие подходы (табл. 1): андрагогический — для организации обучения преподавателей с учетом принципов безоценочности и комфортности; матричный и средовый — для отбора содержания повышения квалификации с опорой на принципы индивидуальности, оптимальности, модульности, дифференциации; про-дуктный и деятельностный — для управления процессом формирования готовности преподавателей вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности; компететностный — для доказательства адекватности результативной характеристики средствам организации учебного процесса во внутривузов-ской системе повышения квалификации с опорой на принципы адаптивности, идентификации, рефлексивности.

Содержательный элемент системы формирования готовности преподавателей вуза к применению средств электронного обучения представлялся модулями (учебные дисциплины), адекватно компонентам структуры готовности (табл. 2). Формированию ценностно-мотивационного компонента готовности преподавателей вуза к применению средств электронного обучения способствовали учебные дисциплины «Нормативно-правовое обеспечение высшего образования», «Современные системы и средства электронного обучения», которые осваивались с помощью активных методов (дискуссия, круглый стол, интервью, открытая конференция), предоставляющих возможность обмениваться мнениями и на основе конструктивного диалога находить оптимальные способы решения проблемы.

На развитие показателей когнитивного компонента готовности направлялись учебные дисциплины «Методические основы применения электронного обучения», «Практика применения электронного обучения», содержание которых изучалось различными формами представления информации (лекция-беседа, лекция-презентация, глоссарий, кейс-метод).

На формирование методико-операционального компонента готовности были ориентированы учебные дисциплины «Проектирование электронных учебных курсов», «Функциональное моделирование электронных учебных курсов». Развитию показателей методико-операционального компонента способствовали тренинги, виды самостоятельной работы студентов.

Учебные курсы «Инновационные средства оценки и контроля качества образования», «Диагностика и самодиагностика профессиональной деятельности преподавателя вуза» направлялись на формирование оценочно-рефлексивного компонента

100

Дмитриев Д.С.

готовности преподавателей вуза к применению средств электронного обучения в профессиональной деятельности. Лекция-конференция, тестирование, работа с документацией обеспечивали формирование показателей данного компонента.

Таблица 1

Методологические основания процесса повышения квалификации преподавателей вуза

Методологические походы Цель применения Доминирующие принципы Задачи

Андрагогический (целевой элемент системы ПК) Учет особенностей обучения взрослых Безоценочночность Комфортность Определение и выбор целевой аудитории обучения

Матричный (содержательный элемент системы ПК) Выстраивание индивидуальных траекторий обучения Индивидуальность Модульность Дифференциация Определение содержания подготовки

Средовой (содержательный элемент системы ПК) Учет возможностей и статуса образовательного учреждения Оптимальность Определение содержания подготовки

Продуктный (процессуальный элемент системы ПК) Формирование практических умений Практико-ориентированность Разработка электронного учебного курса

Деятельностный (процессуальный элемент системы ПК) Учет специфики методической деятельности Мобильность Дифференцированность Управление подготовкой, выбор средств и методов обучения

Компетентностный (результативный элемент системы ПК) Учет квалификационных характеристик Адаптивность Идентификация Рефлективность Разработка структуры готовности к применению средств электронного обучения

Таблица 2

Результаты формирования готовности преподавателей вуза к применению средств электронного обучения (среднее значение)

Компоненты Эксперимент

Констатирующий Формирующий

Ценностно -мотивационный 0,4 0,86

Когнитивный 0,45 0,72

Методико -операциональный 0,4 0,69

Оценочно-рефлексивный 0,35 0,65

Эффективность системы была доказана результатами самооценки и оценки компетентных судей показателей в структуре готовности. Отмечался рост средних значений компонентов в структуре готовности к применению средств электронного обучения преподавателей вуза для решения педагогических задач по организации учебного процесса.

Библиографический список

1. Дмитриев Д.С. Системы E-learning. Самара: Самарский университет, 2014. 32 с.

2. Дюкарев И., Караваева Е., Ковтун Е. Тюнинг Россия. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Информационно-коммуникационные технологии». Бильбао: Университет Деусто, 2013.

3. Стрекалова Н.Б., Руднева Т.И., Соловова Н.В. Средства электронного обучения: учебное пособие. Самара: Самарский университет, 2013. 32 с.

4. Соловова Н.В. Формирование и оценка компетенций: учебное пособие. Самара: Самарский университет, 2015. 79 с.

References

1. Dmitriev D.S. Sistemy E-learning [E-learning systems]. Samara: Samarskii universitet, 2014, 32 p. [in Russian].

2. Dyukarev I., Karavayeva E., Kovtun E. Tuning Rossiia. Kliuchevye orientiry dlia razrabotki i realizatsii obrazovatel'nykh programm vpredmetnoi oblasti «Informatsionno kommunikatsionnye tekhnologii» [Tuning Russia. Milestones for the development and implementation of educational programs in the subject area "Information and communication technologies"]. Bilbao: Universitet Deusto, 2013 [in Russian].

3. Strekalova N.B., Rudneva T.I., Solovova N.V. Sredstva elektronnogo obucheniia: uchebnoe posobie [E-learning means: teaching guide]. Samara: Samarskii universitet, 2014, 58 p. [in Russian].

4. Solovova N.V. Formirovanie i otsenka kompetentsii: uchebnoe posobie [Formation and assessment of competences: tutorial]. Samara: Samarskii universitet, 2015, 79 p. [in Russian].

D.S. Dmitriev*

UNIVERSITY TEACHERS' READINESS FORMATION SYSTEM TO THE USE

OF E-LEARNING TOOLS

The article presents high school teachers' readiness formation system to the use of e-learning in the educational modernization trends; it describes the elements of readiness formation system, methodological approaches, principles and basic educational technologies which are used in teacher training course. It also describes the structure of university teachers' e-learning tools ready-to-use. The efficiency of the system is substantiated: the results of the high school teachers' readiness to use of e-learning tools component values dynamics in their professional activities are presented. The conclusion about the growth of teachers' orientation indicators on the use of e-learning tools for the solution of pedagogical tasks in the educational process is made.

Key words: career development system, training aids, educational technologies, e-learning tools, readiness to the use of e-learning tools.

Статья поступила в редакцию 15/II/2016.

The article received 15/II/2016.

* Dmitriev Denis Sergeevich ([email protected]), Department of Theory and Methods of Professional Education, Samara University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.