Научная статья на тему 'Цифровой образовательный ресурс адаптации преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения'

Цифровой образовательный ресурс адаптации преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ADAPTATION / DISTANT LEARNING / UNIVERSITY LECTURER / COMPETENCE / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Екатерина Ивановна, Никифорова Татьяна Вячеславовна, Шаврин Вадим Юриевич

Внедрение дистанционных технологий становится необходимым атрибутом инновационных процессов в высшем образовании. При этом обостряется вопрос повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза в области как подготовки контента и реализации дистанционного обучения, так и психологической готовности к нововведениям. В данной работе рассматривается пример организации программы повышения квалификации преподавателей вуза, которая реализуется на онлайн платформе Moodle с 2012 года на базе Межотраслевого института дополнительного образования Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Приводятся рекомендации для слушателей, особенно полезные для адаптации начинающим преподавателям, а также подробная характеристика модулей программы. Отличие программы от существующих в том, что мы в структурообразующие компоненты профессиональной компетентности кроме специальной, управленческой и информационно-технологической, согласно модели В.Н. Софьиной, включаем различные виды психологической компетентности (аутопсихологическую, акмеологическую, социально-психологическую).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Екатерина Ивановна, Никифорова Татьяна Вячеславовна, Шаврин Вадим Юриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of remote technologies becomes a necessary attribute of innovative processes in higher education. This is exacerbated when the issue of professional development of the faculty of the University both in terms of training content and implementation of distance learning, and psychological readiness for innovation. In this paper we consider the example of the organization of training of University teachers, which is implemented on the online basis Moodle with 2012 of Institute for Additional Professional Education of Samara State University of Architecture and Civil Engineering (SSUACE). Provides guidance for students, especially useful for the adaptation of novice teachers, as well as a detailed description of program modules. The difference from existing programs in that we are in structural components of professional competence in addition to special, management and information technology, included various types of psychological competence (autopsychological, acmeological, socio-psychological).

Текст научной работы на тему «Цифровой образовательный ресурс адаптации преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения»

Цифровой образовательный ресурс адаптации преподавателей вуза к работе в системе дистанционного обучения

Колесникова Екатерина Ивановна доцент, к псх.н., доцент кафедры социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», ул. Молодогвардейская 194, г. Самара, 443001, (846)3391410 [email protected]

Никифорова Татьяна Вячеславовна аспирант кафедры информационных развивающих образовательных технологий ФГБОУ ВО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», ул. Молодогвардейская 194, г. Самара, 443001, 89272968199 [email protected]

Шаврин Вадим Юриевич Начальник Информационно-вычислительного центра ФГБОУ ВО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», ул. Молодогвардейская 194, г. Самара, 443001, (846) 3391475 [email protected]

Аннотация

Внедрение дистанционных технологий становится необходимым атрибутом инновационных процессов в высшем образовании. При этом обостряется вопрос повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вуза в области как подготовки контента и реализации дистанционного обучения, так и психологической готовности к нововведениям. В данной работе рассматривается пример организации программы повышения квалификации преподавателей вуза, которая реализуется на онлайн -платформе Moodle с 2012 года на базе Межотраслевого института дополнительного образования Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Приводятся рекомендации для слушателей, особенно полезные для адаптации начинающим преподавателям, а также подробная характеристика модулей программы. Отличие программы от существующих в том, что мы в структурообразующие компоненты профессиональной компетентности кроме специальной, управленческой и информационно-технологической, согласно модели В.Н. Софьиной, включаем различные виды психологической компетентности (аутопсихологическую, акмеологическую, социально-психологическую). The introduction of remote technologies becomes a necessary attribute of innovative processes in higher education. This is exacerbated when the issue of professional development of the faculty of the University both in terms of training content and implementation of distance learning, and psychological readiness for innovation. In this paper we consider the example of the organization of training of University teachers, which is implemented on the online basis Moodle with 2012 of Institute for Additional Professional Education of Samara State University of Architecture and Civil Engineering (SSUACE). Provides guidance for students, especially useful for the adaptation of novice teachers, as well as a detailed

description of program modules. The difference from existing programs in that we are in structural components of professional competence in addition to special, management and information technology, included various types of psychological competence (autopsychological, acmeological, socio-psychological).

Ключевые слова

адаптация, дистанционное обучение, преподаватель вуза, компетентность, повышение квалификации

adaptation, distant learning, University lecturer, competence, training

Введение. Современное состояние проблемы

Наличие электронного обучения и дистанционных технологий по основным образовательным программам в настоящее время является обязательным фактом при лицензировании образовательной деятельности учреждений высшего образования. Эти требования закреплены как законодательно (Приказы Министерства образования и науки РФ), так и активно обсуждаются научной общественностью.

Так, на Московском международном салоне образования - 2015 [1] обсуждался проект запуска в ближайшем будущем Национальной российской платформы онлайн-образования. Её разработкой занимается ассоциация российских вузов (МГУ, Санкт-Петербургский госуниверситет, Высшая школа экономики, МИСиС, Санкт-Петербургский политехнический университет, Санкт-Петербургский национальный университет информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), МФТИ и Уральский федеральный университет).

Вузы-учредители смогут свободно обмениваться онлайн-курсами обучения, при этом те же курсы платно будут предоставляться всем желающим индивидуально. Финансирование проекта предполагается за счет средств самих вузов, курсы будут организованы по тем направлениям, в которых вузы традиционно сильны. В перспективе к Национальной платформе онлайн-образования далее подключатся вузы в регионах, постепенно заменяя традиционные формы обучения дистанционными.

Понятно, что такая реорганизация учебного процесса, с одной стороны снизит загруженность преподавателей, предоставит им больше возможностей для научно-исследовательской, общественной деятельности. Но вместе с тем, будет повышаться конкуренция между отдельными педагогами и вузами в целом. Ведь раньше альтернативой отечественным курсам для студентов могли стать лекции онлайн-платформ типа Coursera, а теперь педагогам отечественных вузов предстоит бороться за студентов друг с другом.

Поэтому дистанционные технологии обучения имеют полное право рассматриваться в качестве одного из условий инновационного развития высшего образования в России. Это связано и с совершенствованием качества учебного процесса, и с сохранением кадрового потенциала вузов [2]. Процессы инноваций в экономике сопровождаются нововведениями и в общественной жизни, и в образовании, которые порождают необходимость переквалификации и переобучения значительной доли трудоспособного населения [3]. Требуется основанное на современных образовательных и информационных технологиях обеспечение как теоретической подготовки слушателей, так и самостоятельной работы с дополнительными источниками информации [4].

Выгоды от реализации систем открытого и дистанционного обучения, основанные на телекоммуникационных и интернет-технологиях для обучающихся

очевидны: повышаются стандарты обучения, расширяются возможности получения образования у лучших преподавателей страны передовых университетов.

Вместе с тем нужно осознавать, что такое повышение роли информационных технологий в сфере образования порождает новые требования к организации учебной деятельности обучающихся, а также к профессорско-преподавательскому составу вуза. Возникает необходимость в новых качественных образовательных ресурсах и обеспечивающих их технических средствах, и вместе с тем в повышении компетентности преподавателя при работе в цифровой образовательной среде [5, 6].

Методология организации ЦОР в вузе

Тематика организации цифровой образовательной среды в вузе достаточно разработана в отечественной и зарубежной практике. В качестве онлайн-платформы чаще всего рассматривается модульная образовательная среда Moodle [7]. В первую очередь это вызвано тем, что система распространяется в открытом исходном коде, но при этом Moodle выдерживает сравнение с коммерческими системами дистанционного обучения по уровню предоставляемых возможностей.

Совместимость с любым web-браузером делает её доступной для педагога и обучаемых, а также в среде Moodle существует много вариантов обеспечения главного достоинства дистанционного обучения - интерактивного взаимодействия субъектов образовательной среды (преподаватель-студент, студент-студент, преподаватель - группа обучающихся, группы обучающихся между собой). Поддерживается большое количество курсов, варианты дизайна, а главное, обеспечена возможность дополнить систему новыми модулями в зависимости от особенностей конкретных целей и задач образовательного учреждения.

Организация совместного решения учебных задач, взаимообмена знаниями преподавателя и студента за счет обмена файлами любых форматов является значительным достоинством системы. Такой набор элементов курса, как лекция, рабочая тетрадь, тест, задание, чат, форум, опрос, глоссарий, семинар позволяет полностью реализовать цели, поставленные преподавателем при изучении как отдельных дисциплин, так и целых образовательных программ [7, 8].

Модульный характер представляемых материалов и разнообразные формы контроля их усвоения на практике реализуют востребованные принципы индивидуализации и дифференциации процесса обучения. Такая специфика описана, например, для юридической практики в [9] или в [10] для создания собственного дистанционного курса преподавателем вуза.

При всех достоинствах данных форм обучения до сих пор остро стоит проблема подготовки педагогических кадров для работы с современными средствами обучения. Хотя широко распространены системы дополнительного образования педагогов в целях повышения их квалификации в области применения информационных технологий в учебном процессе, но, как мы считаем, в них в основном уделяется внимание технологическим аспектам и недостаточно освещаются вопросы психологической готовности преподавателей к работе с дистанционными формами обучения.

Между тем, по результатам опроса, проведенного нами среди преподавателей (45 человек со стажем работы в вузе от 1 года до 37 лет), часть педагогов настороженно относится к нововведениям, связанных с внедрением дистанционного обучения. Более половины опрошенных (55%) считают, что дистанционная подготовка специалистов не может быть равноценна по качеству очному обучению, 25% отмечают недостаточные навыки работы в подобных системах. Заслуживают внимания и опасения преподавателей по поводу того, что их заменит компьютер, возможна потеря рабочего места.

Поэтому в разработанной нами программе повышения квалификации «Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы», размещенной на сайте нашего вуза [5] уделяется внимание психологическим аспектам (рис. 1) к новым видам учебного взаимодействия^

Рис. 1. Портал цифрового образовательного ресурса

Структурообразующими компонентами профессиональной компетентности мы, согласно модели В.Н. Софьиной [11] считаем дифференциально-психологическую, аутопсихологическую, социально-психологическую,

акмеологическую, специальную, управленческую, информационно-технологическую компетентности.

Отличительной особенностью программы является то, что, повышая свою компетентность в процессе занятий, преподаватели, осваивая работу с системой МооШе, находились в роли «студентов».

Мы считаем, что «примерив на себя» все трудности, с которыми могут столкнуться реальные обучающиеся, преподаватель более качественно разработает контент своих учебных программ и обучающих дистанционных ресурсов.

Реализация ЦОР в образовательную среду вуза

Принципиально программа реализуется в сочетании очной формы обучения с дистанционной, хотя часть слушателей обучалась только дистанционно (преподаватели филиала вуза в Республике Башкортостан, г. Белебей). При этом мы исходили из интерпретации поведения личности в условиях нововведений, описанной О.С. Советовой [11]. «Тотальный отказ» от прошлого опыта вызывает психическую перенапряженность, и чтобы изменения (в данном случае введение

дистанционных форм обучения) были психологически безболезненны, необходимо отчасти сохранять привычные правила поведения, постепенно заменяя их на новые. Для профилактики фрустрации любая реконструкция должна иметь связь с прошлым, что дает людям определенную опору и спокойствие [11].

Как любой современный человек, слушатели программы имеют определенный опыт работы с онлайн - ресурсами. Однако, мы посчитали нужным непосредственно ознакомить слушателей с технологией и организацией процесса дистанционного обучения, и особенно обозначением отличий от традиционных форм обучения. В первую очередь это более гибкое планирование образовательной нагрузки с целью разумного баланса между рабочими (выполнение непосредственных профессиональных обязанностей) и учебными задачами (выполняемых без отрыва от места работы). Вместе с тем, получение образования дистанционно требует от обучающихся большей самодисциплины, активности и организованности, чем при очной форме обучения.

Общие рекомендации, которые слушателям позволят организовать свое время наиболее продуктивно, были сформулированы следующим образом:

• поставьте перед собой с самого начала реальные цели, например, изучать каждый день по теме из любого модуля;

• составьте свой план-график сдачи тестов и итоговых заданий, отмечайте в нем выполнение каждого из них;

• имейте в виду, что гораздо результативнее изучать материал «порциями», а не стараться освоить тему или модуль «с наскока» целиком;

• вносите в Ваш ежедневник (или календарь Google) информацию о проведении off-line семинаров, чатов и on-line видеоконференций сразу после того, как Вам поступило соответствующее уведомление;

• используйте все неожиданно возникающие временные возможности для обучения, их надо научиться вовремя замечать и продуктивно использовать;

• пожалуйста, сообщайте тьютору программы о любых причинах, препятствующих освоению учебного плана. Эта информация позволит нам оперативно принимать организационные решения, наиболее выгодные как для обучающегося, так и для организаторов обучения.

Нами был предусмотрен вариант консультационной и информационной поддержки слушателей с помощью электронной почты для соблюдения определенной конфиденциальности (ряд заданий носил индивидуально-личностный характер). Заметим, что мы столкнулись с перфекционизмом большой части преподавателей - даже черновик работы, прикрепляемой на сайт для отчета по модулю, им хотелось, чтобы был предварительно проверен. С одной стороны, это говорит об ответственном отношении преподавателей к собственному обучению. С другой стороны, акцентирует необходимость психологической подготовки для снятия повышенной тревожности в новых условиях профессиональной деятельности.

При отсутствии технической возможности интерактивного взаимодействия слушатель заполняет ответы в отдельном файле и прикрепляет на свою страничку. После выполнения заданий по модулю слушатель прикрепляет их на свою страничку, после выполнения всех заданий собирает вместе в выпускную квалификационную работу. Примеры выполнения и оформления выпускных работ размещены на сайте программы.

Важно подчеркнуть слушателям, что приведенные примеры квалификационных работ, разработанные учебные программы дисциплин, тесты, варианты проведения занятий являются интеллектуальной собственностью разработчиков и вуза, и что при использовании предоставленных материалов ссылка обязательна. Такое соблюдение авторского права гарантирует востребованность преподавателя на его рабочем месте.

В реализации данной программы особое значение имеет последовательность изучения модулей. Закономерно начало работы с модуля «Государственная политика в образовании», где рассматривалась система высшего образования в современной России по сравнению с зарубежными образовательными системами, проблемы развития региональных образовательных систем. Осмысление преподавателями основных принципов инновационного развития помогает осознанию условий для «точек роста» и стимулирования культурно-образовательных инноваций в масштабах отдельных кафедр, преподавателей и всего вуза. Вопросы регионализации обучения вызвали повышенное внимание при on-line конференции со слушателями курсов в филиале университета в г. Белебее (Республика Башкортостан).

Обращалось внимание на особенности образовательной среды вуза, дискутировались вопросы относительно миссии преподавателя в инновационном вузе, готовности к диалогу и принятию личности студента. Отметим, что при подготовке дискуссии использовались опубликованные статьи преподавателей по итогам их научно-исследовательской работы в университете за последние три года. Знакомясь с трудами своих коллег, многие из преподавателей находили точки соприкосновения и перспективы дальнейшего сотрудничества.

Используя указанные ссылки федерального портала Министерства образования, слушатель знакомился с федеральными и региональными образовательными программами. Целевые проекты Федеральной программы РФ должны были заинтересовать слушателей в целях изучения перспектив планируемых ими исследовательских проектов.

При анализе профессиональной деятельности преподавателя сделан акцент на особенностях перехода к компетентностному подходу в подготовке специалистов. Приведены описания некоторых моделей компетентности студента технического вуза, сопровождаемые подробными комментариями, таблицами и рисунками. Охарактеризованы понятия компетенции и компетентности, представляющие возможность четче формулировать требования в рабочих планах и программах.

Как компонента образовательного процесса рассмотрена образовательная среда вуза на конкретной модели В.А. Ясвина, наиболее востребованной в современных условиях. Слушателям стоит задуматься о роли показателей «активность-пассивность» и «свобода-зависимость» в жизни вуза как института социализации в формировании личности выпускника вуза.

Особое внимание слушателей должны привлечь размышления о миссии преподавателя в инновационном вузе, о смене его роли носителя знаний к роли исследователя, наставника, творца. Приведенный теоретический материал позволит слушателю соотнести наличные и требуемые уровни и содержание компетентности преподавателя высшей школы. Приведены особенности составления рабочих программ учебных дисциплин в условиях компетентностного подхода в соотношении уровней результатов обучения и дескрипторов, описывающих уровни сформированности компетенций (базовый, продвинутый, высокий).

Следующий модуль был посвящен вопросам современных образовательных технологий. Педагогика - это наука или искусство? Данная дискуссия не утихает, однако в современных условиях организации обучения в вузе обостряется проблема разработки идентичных для различных вузов взаимозаменяемых унифицированных модулей. Учебные материалы и обучающие процедуры должны быть воспроизводимы любым педагогом, а это возможно только с помощью реализации педагогических технологий.

Сведения о традиционных общепедагогических (общедидактических) образовательных технологиях необходимы слушателям, так как большинство преподавателей в техническом вузе, особенно спецкафедр зачастую не имеют базового педагогического образования, и их знания ограничиваются кандидатским минимумом и наблюдением за опытом коллег. Но, нужно понимать, что копирование

даже самого уникального опыта без знания объективных закономерностей педагогического процесса может дать отрицательные результаты. Поэтому в этом разделе рассмотрены основные технологии и методы обучения в вузе. Для повышения педагогического мастерства подробно охарактеризованы традиционные формы организации образовательного процесса в вузе - лекции, семинары, лабораторные работы, предложены средства стимулирования познавательной активности студентов.

Для слушателей необходимо систематизировать свои знания по традиционным частнодидактическим образовательным технологиям, поэтому освоение технологии организации отдельных этапов учебно-воспитательного процесса (этапа усвоения новых знаний, организация этапа повторения и контроля материала) слушатели закрепят в разработке структуры учебного занятия (задание по модулю). Отдельное внимание слушателей концентрируется на технологии организации самостоятельной работы студентов.

В процессе изучения материала по данному разделу слушатели расширят свои знания по основам инновационного педагогического мастерства, освоению навыков активизации познавательной активности студентов. Отдельный акцент был сделан на психологизации образовательного процесса в вузе. Слушатели познакомятся с вариантами проведения мониторинга: педагогическим и психологическим, а также с авторским опытом мониторинга социально-психологической компетентности студента в СГАСУ (1996-2015 гг). Слушатели смогут рассчитать конкурентноспособность подготовленных студентов по представленному образцу по методу экспертных оценок.

Особое место занимало практическое освоение технологий интерактивного обучения и приемов организации совместной учебной деятельности, методов критического мышления, приемов организации дискуссий. Подробная характеристика методов организации совместной учебной деятельности (интерактивные методы) создает предпосылки для их применения как в сочетании с традиционными методами (лекции и семинары), так и в виде отдельных приемов в зависимости от дидактической цели занятия.

В данном модуле предполагается взаимодействие слушателей и тьютора в режиме on-line семинара, в процессе которого отрабатываются отдельные приемы интерактивных элементов учебного занятия. При отсутствии технической возможности интерактивного взаимодействия слушатель использует информацию модуля для выполнения задания самостоятельно. Слушатель разрабатывает структурный план учебного занятия по читаемой дисциплине с включением элементов интерактивных методов. План представляется в виде схемы с распределением времени, к нему прикладывается план-конспект данного занятия.

Большое значение в наше время имеет совершенствование информационно-технологической компетентности преподавателя. Компьютерные технологии и варианты их использования в учебном процессе, овладение методиками централизованного тестирования, проектирование мультимедийных образовательных средств были рассмотрены в следующем модуле. Слушатели освоили элементы подготовки интерактивной медиа-презентации учебной информации по читаемой дисциплине.

Рассматривались современные методы оценки качества подготовки студентов, например, концепция и технологии мониторинга качества образования в вузе, принципы организации и примерная структура отделов мониторинга. Уделено внимание как педагогическому мониторингу, так и социально-психологическому. Подробно изучен метод тестов, основные принципы конструирования тестов, дидактические трудности работы с тестами. Каждый слушатель разработал тест проверки знаний по читаемой дисциплине, который впоследствии будет использован

при внедрении читаемой ими дисциплины в систему дистанционного обучения в вузе.

Особый интерес слушателей, как нам показалось вызвало рассмотрение вопросов создания динамических учебных сред на базе Интернет-ресурсов. За этими методами будущее, и в приложении к модулю обсуждаются возможности различных электронных образовательных ресурсов (электронные учебники, виртуальные музеи, кафе и пр). Значительным подспорьем для слушателя будут указанные в списке ссылок Интернет-ресурсы.

Важной составляющей профессионализма является не только профессионализм деятельности, но и профессионализм личности, а именно наличие профессионально-важных качеств личности преподавателя в вузе. В связи с этим несколько модулей были посвящены диагностике индивидуально-психологических характеристик личности, осознанию профессионального и личностного аспекта «Я-концепции». Через анализ сильных и слабых сторон собственной личности поднят вопрос о профессионально важных качествах преподавателя высшей школы и о компенсаторных возможностях личности. С помощью выполненных в задании к модулю тестов в сравнении

Предлагаемые в задании к модулю психологические тесты (тест определения типа темперамента Г. Айзенка, тест определения акцентуаций характера К. Леонгарда-Шмишека, измерение психологического типа личности Кейрси, определение особенностей мотивационно-целевой сферы (тест АНЛ) и саморегуляции слушателю оптимальнее всего выслать в виде текстового файла тьютору для обработки. Слушатель получает обратно свои результаты тестирования в виде цифрового материала, сгруппированного в таблицы. Далее слушателю нужно обобщить полученные результаты и по нескольким тестам сделать общие выводы о своих сильных и уязвимых качествах личности, а также указать пути саморазвития (с конкретными действиями по их достижению). Важным моментом было обеспечение гарантии конфиденциальности переписки.

Обсуждались вопросы компенсаторных механизмов личности, пути повышения качества жизни и создания оптимального имиджа преподавателя, критерии и факторы движения к вершинам профессионализма. Производилась оценка готовности к реализации своего профессионального и личностного потенциала, преодоления барьеров профессионального роста, профессиональных деформаций и деструкций преподавателя.

Для повышения организационной и управленческой компетентности преподавателя изучались современные технологии и методы педагогического менеджмента, оптимизации рабочего пространства преподавателя. Организационная компетентность слушателя приобретает особое значение в современных условиях работы преподавателя в вузе. Знакомясь с современными технологиями и методами педагогического менеджмента, слушатель осмысливает свою роль и эффективность в организации учебно-познавательной деятельности в условиях сокращения аудиторной нагрузки при том, что роль педагогического взаимодействия возрастает на всех уровнях. Подняты вопросы самоменджмента преподавателя: его психологической готовности к деятельности, регуляции мотивационных, эмоциональных и волевых состояний, стрессового напряжения. В Приложении к модулю приводятся упражнения по освоению техник саморегуляции и профилактики эмоционального выгорания.

Обсуждаются вопросы распределения рабочего времени преподавателя, и слушателю предлагается овладеть основами тайм-менеджмента. Для этого выполняются упражнения на освоение принципов планирования рабочих задач по важности и срочности, а также проведение самохронометража рабочего времени.

В педагогическом процессе современного вуза встречается большое количество разнообразных педагогических ситуаций, в том числе и конфликтного,

развивающего характера. Поэтому слушателю предстоит не только ознакомиться с причинами, типологиями, но и методами управления конфликтами. Подчеркивается необходимость проявления надситуативного стиля мышления, предлагаются средства диагностики стиля поведения в проблемных ситуациях. Упражнения в задании к модулю направлены на осознание поведения и стиля мышления своего и коллег при решении педагогических ситуаций. В данном модуле предполагается интерактивное взаимодействие слушателей и тьютора в режиме on-line семинара, по итогам которого заполняются ответы на задание с формулировкой выводов по занятию. Совершенствование конфликтологической компетентности педагога проводилось с помощью обсуждения причин, типологий и методов управления конфликтами. В ролевых играх отрабатывались виды конструктивной критики как способ обратной интерактивной связи, варианты выбора эффективной стратегии поведения в конфликтных ситуациях, экспресс-диагностика напряженности в общении, При анализе жизненных ситуаций обращалось внимание на уровень взаимодействия (ситуативный и надситуативный).

Осознание барьеров профессионального общения сопровождалось обсуждением методов их предотвращения. Говоря о приемах повышения эффективности профессионального общения, анализируются ошибки педагогического общения, функционирования механизмов межличностного восприятия в учебном процессе. Анализируются типичные убеждения, приведены примеры коррекции осмысления и поведения в данных ситуациях

Особое внимание уделялось изучению студенческой группы как коллективному субъекту воспитания и обучения в вузе, способам эффективного взаимодействия в системе межличностных отношений и аспектам организации совместной учебной деятельности в группе. Рассмотрены этапы формирования коллектива группы и вопросы помощи слушателю в эффективной организации совместных мероприятий в группе.

Вопросы становления коллективного педагогического субъекта вызывали живейшие дискуссии на очных занятиях и в том числе на форуме. Преподаватели со значительным стажем работы в вузе делились опытом межкафедральных семинаров, интегрированных уроков, междисциплинарных исследований, распространенных в вузе в 90-е годы прошлого столетия. Понимание принципа преемственности обучения как возрождения «хорошо забытого старого» позволило наметить перспективные «точки роста», например, совместные публикации преподавателей разных кафедр вуза. Этот опыт обобщался, и в последнем наборе слушателей был введен как обязательное задание.

Тем не менее, диагностика уровня взаимодействия с коллегами заострит проблему повышения активности преподавателей для объединения усилий и разработке совместных форм взаимодействия с коллективом не только своей кафедры, но и в масштабах вуза.

Слушатели приучались использовать все возможности образовательной среды Moodle при реализации дидактических задач. Например, с помощью Календаря слушатели курса информировались о текущих событиях, предстоящих занятиях. На Форуме было организовано учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме преподавателем прикреплялись файлы для дискуссии. Компонент Чата использовался в основном для общения по поводу выполнения домашних заданий слушателем, ознакомления с рецензией и оценкой работ. Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Эти примеры выполнения заданий, поведения и общения преподавателя могут быть использованы в дальнейшем им в реальной практике.

Отметим, что преподаватели в роли студентов проявляли недостаточную активность на форуме, поэтому можно рекомендовать в дальнейшем поощрять активность обучающихся дополнительными зачетными баллами. Незначительно использовались ресурсы комментариев и форума для обсуждения профессиональных проблем (в роли преподавателя).

Организованная обратная связь включает предложения и замечания по проведению курса, которые корректируются перед новым набором групп слушателей.

Заключение

Таким образом, разработанная программа «Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы» может служить промежуточным этапом для внедрения в университете системы дистанционного обучения, а также стимулировать специфические формы внутриколлективной педагогической деятельности, профессиональный рост преподавателей. Понимание того, что современный преподаватель должен владеть современными алгоритмами решения профессиональных задач способствует переходу на более высокий уровень образования и квалифицированному применению компетентностного подхода в обучении.

С ростом числа преподавателей, владеющих методиками дистанционного обучения становится приемлемой рекомендуемая О.А. Захаровой система развития корпоративного обучения: учебные центры, корпоративные кафедры, университеты и ресурсные центры с использованием дистанционных технологий и развитием виртуальных связей между преподавателями и студентами, переход с е-Ьеагт^ к we-Learning [13]

Работа выполнена в рамках ведомственного задания Министерства образования и науки РФ вузам НИР № 553 «Психологические детерминанты формирования компетентности студента», руководитель Е.И. Колесникова

Литература

1. Сайт Московского Международного салона образования - 2015. URL:http://mmco-expo.ru/news/itogi moskovskogo mezhdunarodnogo salona obrazovaniya 2015/index Ä

1. (дата обращения: 20.09.2015).

2. Романов Е.В., Романова Е.В. Реализация дистанционных технологий обучения как условие инновационного развития высшего образования в России // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т.17, №3. - С.448 - 458.

3. Кочисов В. К., Гогицаева О. У., Тимошкина Н. В. Роль дистанционного обучения в изменении способов и приемов образовательного процесса в вузе // Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т.18, №1. - С.395-407.

4. Афанасьев В.П., Коноплев Г.А., Тимофеев А.В. Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при повышении квалификации и переподготовке инженерных кадров // Образовательные технологии и общество. - 2013. - Т.16, №4. - С.372-386

5. Колесникова Е.И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования компетентности студента интерактивными методами обучения / Е.И. Колесникова // Фундаментальные исследования. - 2012, № 11 (часть 5). С. 1135-1139. URL: http://rae.ru/fs/?section=content&op=show article&article id=9999936 (дата обращения: 20.09.2015).

6. Официальный сайт СГАСУ: Межотраслевой институт дополнительного профессионального образования. URL:http://midpo.samgasu.ru / (дата обращения 26.09.15)

7. Open Source СДО Moodle URL http://www.opentechnology.ru7i (Дата обращения 25.09.2015)

8. Создание учебного курса в системе ДО Moodle : учебно-методическое пособие / О.И.Житяева, О.В.Осипкина, Е.А.Павлова. - Самара: Изд-во «Универс-групп», 2009. - 50 с.

9. Официальный сайт НовГУ. URL: http://www.novsu.ru/support/courses/distancelearning/ (дата обращения 26.09.15)

10. Андрончев И.К. Использование дистанционных образовательных технологий как фактор повышения эффективности труда преподавателя вуза / Андрончев И.К., Макарова И. С., Архипова Н.А. // Информационные технологии в образовании и науке: материалы Международной научно-практической конференции «ИТО-Самара - 2011». - Самара; М.: Самарский филиал МГПУ. - М.: МГПУ, 2011. -494 с. http://dosamara.ru/old_news/ru/distantsionnie/distantsionnie-kurs

11. Софьина, В.Н. Психолого-акмеологические основы формирования профессиональной компетентности специалистов в системе научно-

производственной интеграции:. автореф. дис.....докт. психол. наук. - СПб, 2007.

- 47 с.

12. Советова О.С. Основы социальной психологии инноваций. - Спб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 152 с.

13. Захарова О.А. Развитие корпоративного обучения: от «e-Learning» до «we-Learning» // Образовательные технологии и общество. - 2013. - Т. 16, № 2.- С. 529546.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.