Научная статья на тему 'Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода'

Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИ-ЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / TRAINING AND EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ / PREPARATION OF SPECIAL EDUCATORS AND SPECIAL PSYCHOLOGISTS / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / SPECIAL EDUCATION / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / SPECIAL PSYCHOLOGY / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗО-ВАНИЕ. / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евтушенко Илья Владимирович

В статье показаны актуальность, проблемы и перспективы про-цесса подготовки бакалавров и магистров специального обра-зования, осуществляющих психолого-педагогическое сопрово-ждение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евтушенко Илья Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the importance, problems and perspectives of the bachelor's and master's special education, conducting psycho-educational support persons with disabilities.

Текст научной работы на тему «Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода»

И.В. ЕВТУШЕНКО доктор педагогических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии, декан дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова*

Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода

Начало ХХ1 в. отмечено активным поиском путей создания новых направлений, технологий, методик коррекционной работы в системе специального образования. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлена на проектирование нового содержания образования и оказания поддержки воспитанникам с отклонениями в развитии, включая инклюзивное образование. В связи с изменением нормативно-правовой базы и гуманизацией отношений в образовательном пространстве (Конвенция ООН «О правах инвалидов», 20061), возникла необходимость дальнейшего изучения детей с нарушениями развития, что обусловлено возрастающим их количеством (4,5% от общей популяции, около 1,5 млн. человек), выявлением новых вариантов нарушений и широкой распространенностью таких детей в общеобразовательных учреждениях. Современные технологии изучения детей с отклонениями в развитии позволили выделить более 20 видов различных сенсорных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений, а также умственной отсталости разной степени.

Особую обеспокоенность вызывает тенденция к сокращению количества специальных образовательных учреждений, оказывающих кор-рекционные услуги, что напрямую связано с принятием Федерального

* Евтушенко Илья Владимирович, е-таП: 8vtlvi@rambier.ru

1

www.un.org

закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», делегирующего муниципальным органам организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего образования1. Отсутствие необходимого финансирования привело к тому, что в так называемых дотационных регионах коррекционные школы стали закрываться повсеместно, а учащиеся с отклонениями в развитии - переводиться в массовые школы. В качестве примера можно привести статистические данные по одной из самой распространенной категории детей с ОВЗ -учащихся с умственной отсталостью. С 1995-2009 гг. количество школ сократилось с 1439 до1306, а численность учащихся - с 204501 до 143675 соответственно2.

Могло возникнуть предположение о перемещении таких детей в коррекционные классы массовых школ. Однако подобный контингент за последние годы не сильно изменился, поскольку в специальных (коррек-ционных) классах для умственно отсталых детей общеобразовательных школ в 2004 г. обучалось 26 433, а в 2009 г. - 28 386 учащихся. Можно сделать вывод, что значительная часть детей с нарушением интеллекта обучается в учреждениях системы общего образования без своевременного диагностирования и создания специальных условий, соответствующих особым образовательным потребностям учащихся с ОВЗ.

В настоящее время выделены различные категории детей с ограниченными возможностями здоровья, что нацеливает специалистов на разработку специальных образовательных условий, учитывающих особенности развития детей. Цель специального образования определена в «Единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья» (2010) как «введение в культуру» ребенка с особыми образовательными потребно-

1 См.: Российская газета, 2003, 8 октября.

2 www.ed.gov.ru

стями при помощи специальных методов, приемов, средств обучения и расширением образовательного пространства.

Одним из мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., направленных на реализацию Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», является «обеспечение подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов»1. Исходя из сказанного, можно уверенно утверждать, что проблема профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих помощь детям, имеющим нарушения развития, остается важной и своевременной.

Одной из главных составляющих профессиональной компетентности специалиста по работе с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), является профессионально-личностная готовность. В её основу положена профессионально гуманистическая направленность субъекта, которая проявляется в осознании им гуманистических ценностей профессиональной деятельности, целеустремлённости в овладении профессиональным мастерством, действенности и активности личности в решении задач воспитания и обучения.

Основная образовательная программа по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования2, ориентирована на расширение, углубление и обновление теоретических знаний, умений и навыков в области коррекционно-педагогической деятельности у бакалавров и магистрантов, а также повышение их компетенции в рамках решения практических задач, стоящих перед учителями-дефектологами по на-

1 www.fcpro.ru

2 www.mon.gov.ru

правлениям их профессиональной деятельности. Данное направление было выделено в 2009 г., благодаря усилиям дефектологической общественности, только при подготовке стандартов третьего поколения, ранее подготовка бакалавров и магистров для работы с детьми с отклонениями в развитии велась в рамках направления «Педагогическое образование».

Результатом успешного освоения программы выступает сформиро-ванность у студентов знаний о современных психокоррекционных технологиях и специальных педагогических методиках, направленных на преодоление имеющегося у воспитанника нарушения развития и успешное их применение в собственной практической деятельности.

Педагог, осуществляющий сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, должен не только осознавать ценности профессии, мотивы своей деятельности, энергозатратность труда, но и свою готовность к выполнению профессиональной деятельности, сформированность личных свойств, востребованных профессией.

Высокий уровень регуляции деятельности педагога, работающего с лицами с ОВЗ, подразумевает умение контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменения обстоятельств и принимать решения, поэтому специалисту необходимо иметь в своем арсенале навыки и умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, способность адаптироваться в трудных неожиданных ситуациях. Самообладание учителя, его эмоциональная устойчивость позволяет предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебного процесса.

Коррекционно-педагогическая работа с лицами, имеющими нарушения психического и речевого развития, должна быть основана на психологических, социальных, медицинских, педагогических знаниях о лицах

данной категории. Реализация потенциальных возможностей развития

4

психики обучающихся зависит, с одной стороны, от общего социального благополучия, внимания окружающих взрослых, а с другой - от организации коррекционно-педагогического сопровождения, учитывающего особенности и значение формирования тех или иных функций, умений и навыков. Выявление на разных возрастных этапах слабых звеньев психического и речевого развития помогает представить общую картину специфических особенностей воспитанника и наметить комплекс адекватной помощи не только в вопросах обучения и воспитания, но и в вопросах оказания комплексной помощи различных высококвалифицированных специалистов (психологов, специальных педагогов, учителей-дефектологов, медицинских работников, социальных педагогов).

Основной целью подготовки является формирование общекультурной и профессиональной компетентности в области образования лиц с проблемами в развитии специалистов, работающих в учреждениях системы образования, здравоохранения, социальной защиты, охраны правопорядка.

Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач: формирование общекультурных, мировоззренческих и иных компетенций специалистов в области специального (дефектологического) образования; обеспечение личностного роста студентов; формирование теоретической, методической, психологической и педагогической компетенции выпускника; подготовка специалиста к профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и сопровождения развития лиц с ОВЗ.

Критериями оценки результативности освоения программы является наличие сформированных компетенций по основным видам деятельности учителя-дефектолога.

Формы учебной работы обусловлены целью и задачами программы и включают кроме лекций и семинарских занятий такие формы работа, как прохождение педагогической практики, мультимедиа-

5

презентации, работу в малых группах, социально-педагогические тренинги, проектная деятельность, а также подготовка проектных материалов, эссе, рефератов и докладов. Практическая направленность программы отражается в сбалансированном сочетании лекционных и практических занятий, а также в обсуждении на семинарах практического опыта студентов и представлении ими собственных программных, проектных и презентационных материалов по направлениям своей практической деятельности.

Средства обучения, используемые в программе: печатные (учебники, учебные и методические пособия, рабочие тетради); электронные (сетевые образовательные ресурсы, компьютер); аудиовизуальные (учебные фильмы на цифровых носителях, презентационные слайды); наглядные плоскостные (настенные иллюстрации)

Для компетентностной модели и получения образовательного результата необходимо соблюдение ряда условий:

- соответствие квалификации преподавательского состава профилю преподаваемой программы, наличие у преподавателей опыта практической деятельности в изучаемой сфере;

- наличие учебно-методического материала для студентов (учебных и методических публикаций и пособий, возможность доступа к библиотечным фондам (в том числе - электронным) по вопросам, включенным в содержание программы);

- техническое обеспечение учебного процесса: наличие помещения, соответствующего требованиям санитарно-технических норм, пожарной безопасности и рассчитанного на учебную группу, оборудованного необходимой мебелью (столы, стулья, учебная доска), а также техническими средствами обучения (компьютер, проекционное оборудование, экран).

Для достижения высокого уровня освоения учебного материала нобходимо детальное методическое обеспечение программы, что подразумевает обеспечение студентов раздаточным материалом, рекомен-

6

дуемым списком литературы по каждой учебной теме, возможностью использования необходимых электронных ресурсов (программных приложений, технического оборудования, электронных материалов, сетевых технологий и др.).

Основная образовательная программа разработана на основе требований, предъявляемых тарифно-квалификационными характеристиками к педагогическим работникам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

Для оценки результативности освоения студентами образовательной программы разработана комплексная диагностика, позволяющая определить уровень сформированности компетенций обучающихся на каждом этапе изучения программы: стартовая диагностика (тестирование) позволяет определить уровень сформированности компетенций до начала освоения учебной программы; промежуточная диагностика (контрольные вопросы, эссе, практические задания) позволяет отслеживать процесс формирования компетенций в процессе прохождения программы; итоговый контроль (тестирование, зачеты, экзамены, итоговая государственная аттестация) предполагает оценку уровня сформированности компетенций по итогам освоения всей программы.

Евтушенко И.В. Перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях компетентностного подхода. В статье показаны актуальность, проблемы и перспективы процесса подготовки бакалавров и магистров специального образования, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка специальных педагогов и специальных психологов, специальная педагогика, специальная психология, высшее профессиональное образование.

Yevtushenko I.V. Prospects of Students special education in the competence approach. The article shows the importance, problems and perspectives of the bachelor's and master's special education, conducting psycho-educational support persons with disabilities.

Key words: training and education of children with disabilities, preparation of special educators and special psychologists, special education, special psychology, higher vocational education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.